ТРИЗ

золотовская татьяна борисовна

     "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер

     Цель ТРИЗа -  развить фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz1.docx14.14 КБ
Файл программа ТРИЗ27.69 КБ
Файл tttt.docx561.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ – технология творчества

Золотовская Т.Б. учитель физики,

школа-лицей№8, г. Томск

Происходящие изменения в общественной жизни требуют от системы образования формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Значит, школа должна воспитывать личность, обладающую творческим стилем мышления. Ведь от степени развитости в человеке творческого мышления зависит развитие науки, техники, производства.

Современное школьное образование имеет ряд недостатков. Существенный из них – формализм знаний. Практическое применение знаний по физике, химии, математике не осуществляют не только школьники и учителя, но и инженеры. Знания существуют сами по себе, обособленно от технических проблем, а жизнь требует практической направленности теоретических знаний. Как победить формализм в школьном образовании? Как изгнать из школы скуку ученичества и повысить интерес к учебе?

Одним из путей решения данной проблемы является творческий путь обучения. Это не новый путь. Он успешно реализуется через использование технологии технического творчества – ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), созданной в середине 20 века изобретателем, инженером, писателем-фантастом Г.С.Альшуллером.

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход на базе объективно действующих законов развития систем. Функциональный подход вводит учащихся в мир реальных потребностей, для удовлетворения которых создаются реальные объекты. Таким образом, знания, необходимые для создания творческих продуктов, приобретают практический характер. Системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций, объектов, а так же организует имеющуюся информацию и позволяет делать выводы. Основной термин ТРИЗ – противоречие. Противоречие – двигатель развития. Развитие науки, техники, общества - это непрерывная борьба с противоречиями. Научить видеть противоречие, формулировать и разрешать его – главная цель в обучении ТРИЗ.

Любому школьному курсу не хватает творческих (реальных) задач. Учебные (искусственно созданные) задачи лишь тренируют мозг и не затрагивают эмоциональную сферу личности. Задачи творческие (изобретательские) всегда содержат противоречие, а значит тайну и загадку. Из-за этой тайны и возникает интерес детей к учебному процессу, усиливается их интеллектуальная активность, обучение приносит психологическое удовлетворение. Изобретательские задачи не оставляют равнодушными ни взрослых ни детей. Например:

1. «Как измерить температуру комнатной мухи обычным термометром?»

2. «Г.Федосеев в своей книге «Злой дух Ямбуя» рассказывает о старом охотнике, с которым случилась беда – он оглох. В тайге это верная смерть. Чтобы собака обнаружила зверя, ее надо отпустить, но ее лай охотник не услышит. Ее надо видеть, а для этого держать при себе. Охотник голодал, думал и, наконец, придумал, что делать. Что?»

3. «Фокусник заряжает пулей пистолет. Выстрел! Напарник ловит пулю зубами… Как объяснить фокус?»

«Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности.» - это слова великого Альберта Эйнштейна. Творческие методы обучения создают для ученика ситуацию успеха, т. к. он производит свой образовательный продукт. Изобретательские задачи имеют множество вариантов решения, причем не всегда можно определить, какое их них самое удачное. Многое зависит от того, в каких условиях данное решение будет использовано. Поэтому, решение любого ученика может стать изобретением. Каждое изобретение способствует повышению самооценки школьников.

ТРИЗ называют технологией творчества, наукой сильного мышления. Создатели и специалисты ТРИЗ благодаря многолетнему практическому опыту, пришли к выводу, что творчеству можно учить и значение врожденных качеств не столь велико, как принято обычно считать. Практически любой человек, если он сам того твердо желает, может стать изобретателем, научиться творчески мыслить. Начинать этому учиться необходимо как можно раньше. Наличие в структуре ТРИЗ материала, содержащего реальные проблемы и методы осознанного овладения мыслительными операциями, позволяет применять ТРИЗ в качестве методологической базы для развития творческого мышления в школе.

Возникает вопрос, какие условия необходимы для обучения ТРИЗ в школе? Обучение ТРИЗ предпочтительно в условиях внеклассной работы, позволяющей заниматься небольшими группами. Использование методов и приемов ТРИЗ на любом школьном уроке делает его интересным и познавательным.



Предварительный просмотр:

ТРИЗ – технология творчества

Золотовская Т.Б. учитель физики,

школа-лицей№8, г. Томск

Происходящие изменения в общественной жизни требуют от системы образования формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Значит, школа должна воспитывать личность, обладающую творческим стилем мышления. Ведь от степени развитости в человеке творческого мышления зависит развитие науки, техники, производства.

Современное школьное образование имеет ряд недостатков. Существенный из них – формализм знаний. Практическое применение знаний по физике, химии, математике не осуществляют не только школьники и учителя, но и инженеры. Знания существуют сами по себе, обособленно от технических проблем, а жизнь требует практической направленности теоретических знаний. Как победить формализм в школьном образовании? Как изгнать из школы скуку ученичества и повысить интерес к учебе?

Одним из путей решения данной проблемы является творческий путь обучения. Это не новый путь. Он успешно реализуется через использование технологии технического творчества – ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), созданной в середине 20 века изобретателем, инженером, писателем-фантастом Г.С.Альшуллером.

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход на базе объективно действующих законов развития систем. Функциональный подход вводит учащихся в мир реальных потребностей, для удовлетворения которых создаются реальные объекты. Таким образом, знания, необходимые для создания творческих продуктов, приобретают практический характер. Системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций, объектов, а так же организует имеющуюся информацию и позволяет делать выводы. Основной термин ТРИЗ – противоречие. Противоречие – двигатель развития. Развитие науки, техники, общества - это непрерывная борьба с противоречиями. Научить видеть противоречие, формулировать и разрешать его – главная цель в обучении ТРИЗ.

Любому школьному курсу не хватает творческих (реальных) задач. Учебные (искусственно созданные) задачи лишь тренируют мозг и не затрагивают эмоциональную сферу личности. Задачи творческие (изобретательские) всегда содержат противоречие, а значит тайну и загадку. Из-за этой тайны и возникает интерес детей к учебному процессу, усиливается их интеллектуальная активность, обучение приносит психологическое удовлетворение. Изобретательские задачи не оставляют равнодушными ни взрослых ни детей. Например:

1. «Как измерить температуру комнатной мухи обычным термометром?»

2. «Г.Федосеев в своей книге «Злой дух Ямбуя» рассказывает о старом охотнике, с которым случилась беда – он оглох. В тайге это верная смерть. Чтобы собака обнаружила зверя, ее надо отпустить, но ее лай охотник не услышит. Ее надо видеть, а для этого держать при себе. Охотник голодал, думал и, наконец, придумал, что делать. Что?»

3. «Фокусник заряжает пулей пистолет. Выстрел! Напарник ловит пулю зубами… Как объяснить фокус?»

«Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности.» - это слова великого Альберта Эйнштейна. Творческие методы обучения создают для ученика ситуацию успеха, т. к. он производит свой образовательный продукт. Изобретательские задачи имеют множество вариантов решения, причем не всегда можно определить, какое их них самое удачное. Многое зависит от того, в каких условиях данное решение будет использовано. Поэтому, решение любого ученика может стать изобретением. Каждое изобретение способствует повышению самооценки школьников.

ТРИЗ называют технологией творчества, наукой сильного мышления. Создатели и специалисты ТРИЗ благодаря многолетнему практическому опыту, пришли к выводу, что творчеству можно учить и значение врожденных качеств не столь велико, как принято обычно считать. Практически любой человек, если он сам того твердо желает, может стать изобретателем, научиться творчески мыслить. Начинать этому учиться необходимо как можно раньше. Наличие в структуре ТРИЗ материала, содержащего реальные проблемы и методы осознанного овладения мыслительными операциями, позволяет применять ТРИЗ в качестве методологической базы для развития творческого мышления в школе.

Возникает вопрос, какие условия необходимы для обучения ТРИЗ в школе? Обучение ТРИЗ предпочтительно в условиях внеклассной работы, позволяющей заниматься небольшими группами. Использование методов и приемов ТРИЗ на любом школьном уроке делает его интересным и познавательным.

Программа курса «Основы ТРИЗ» для учащихся 7-8класса

Автор: Золотовская Татьяна Борисовна, учитель физики

Школа-лицей№8 г. Томск

Пояснительная записка

Одна из задач современной школы – развитие творческих способностей ученика. От степени развитости в человеке творческого мышления зависит развитие науки, техники, производства. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и совершая ошибки на своем творческом пути, способен к их исправлению. Одним из средств развития творческого мышления является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ создавался, чтобы заменить те интуитивные «озарения», которые приводят талантливых инженеров и ученых к выдающимся изобретениям и открытиям, определению стратегии мышления, позволяющей каждому хорошо подготовленному специалисту осознанно и целенаправленно получать такие же результаты. ТРИЗ в педагогике может быть использован с целью формирования культуры мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности.

Курс рассчитан на 42 часов, что соответствует ознакомительной программе ТРИЗ с перспективой дальнейшего изучения самостоятельно. Следует отметить сквозные линии курса. Начинать занятия надо с критики метода проб и ошибок, постоянно раскрывая недостатки несистемного, недиалектического мышления. Вторая линия – формулировка и разрешение противоречий (всюду – в технике, в науке, в общества, в культуре). Третья линия – законы развития технических систем, главный из которых – идеальность. Четвертая линия – роль воображения, постоянное подчеркивание оригинальности того или иного решения (особенно решений учащихся).

Цель курса: формирование культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности.

Задачи курса:

1. Удовлетворение познавательного интереса учащихся.

2.Выработка практических навыков по решению изобретательских задач.

3.Развитие творческого воображения школьников.

4.Воспитание навыков коллективного труда: коммуникабельности, объективности в оценке своих и чужих идей; навыков общения в коллективе.

5.Приобщение учащихся к систематической творческой работе, к решению задач, опирающихся на поиск, созидание нового.

Направление программы: проектная деятельность

Формы работы: беседа, дискуссия, решение задач, обмен мнениями, работа в парах, в группах, индивидуальная работа.

Формы контроля: решение задач, игра, соревнование, творческие работы, школьный конкурс, областной конкурс (заочный и очный туры).

Ожидаемым результатом, исходя из цели, должны стать приобретенные навыки осознанных элементов процесса мышления: чувствительность к проблеме, к дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды. Продуктом творческого мышления являются новые идеи.

Содержание элективного курса

Тема: История цивилизации – история изобретений (4час)

Изобретение – это не игра ума; изобретение – необходимый фактор выживания человека. Значение и роль изобретений. Несостоятельность метода проб и ошибок (МП и О). Один из эффективных методов решения изобретательских задач- метод мозгового штурма.

Тема: Системный оператор (4 час)

Системный оператор (СО). Подсистема. Надсистема. Генетический, компонентный и функциональный подход при решении задач.

Тема: Изобретательские приемы и ресурсы (7часа)

Изобретательские ресурсы как средство решения проблемы с наименьшими затратами. Изобретательские приемы – копирование, фазовые переходы, «сделай наоборот».

Тема: Противоречие. Идеальный конечный результат (ИКР)(4часа)

Сущность противоречий. Разрешение  противоречий в структуре, во времени и в воздействиях. Недостижимость ИКР.

Тема: Решение изобретательских задач с использованием веполей (4 часа)

Веполь как геометрическая модель изобретательской задачи. Веполь = вещество+поле.  Противоречие между двумя веществами.  Поля в ТРИЗе -  все виды взаимодействий.

Тема: Физические, химические и геометрические эффекты, используемые при решении изобретательских задач (5час)

 Физические, химические, геометрические эффекты – основа решения изобретательских задач.  Тепловое расширение, электромагнитные явления, фазовые переходы, электролиз, односторонние поверхности и т. д.

Тема: Стандартные приемы решения изобретательских задач (5 часов)

Основные приемы решения задач: прием обращения, согласование – рассогласование, матрешка, проскок, воздействие на каналы восприятия, «сделай заранее», «сделай чуть меньше или чуть больше».

Тема: Моделирование маленькими человечками(3 час)

Метод моделирования маленькими человечками - создание воображаемой ситуации, Наглядность и помощь метода моделирования маленькими человечками в решении задач.

Тема: Приемы фантазирования (10часа)

Метод аналогов, метод ассоциаций, метод фокальных объектов, метод морфологической матрицы. Усовершенствование объекта или создание нового объекта с помощью данных методов. Приемы фантазирования: увеличение – уменьшение, ускорение – замедление, дробление – объединение, динамизация – статика, квантование – непрерывность и т. д.

Литература

  1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель, М.: Дет. Лит. 1989.142с.
  2.  Иванов Г.И. …И начинайте изобретать, Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987г. – 240с.
  3. Кайков И.К., Викентьев И.А. Лестница идей, Новосибирск:

       1992г. – 104с.

  1. Саламатов Ю.П., ТРИЗ,М., Просвещение: 1990г. – 240с.

5     Б.Злотин, А.Зусман. Месяц под звездами фантазии. Изд. "Лумина", Кишинев, 1988г.

6.П.Амнуэль. Звездные корабли воображения. Изд. "Знание", М, 1988г.

7. Бука софт. Триз -инструмент решения проблем  2007.

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

дата

1

Вводное занятие Что такое ТРИЗ

2

История цивилизации – история изобретений

3

Метод проб и ошибок

4

Метод мозгового штурма

5

Системный оператор

6

Подсистема. Надсистема

7

Генетический, компонентный подход при решении задач.

8

Функциональный подход при решении задач.

9

Изобретательские приемы и ресурсы

10

Изобретательские приемы – копирование

11

Изобретательские приемы –  фазовые переходы

12

Изобретательские приемы–«сделай наоборот».

13

Изобретательские ресурсы как средство решения проблемы с наименьшими затратами.

14

Практическая работа

15

Решение задач

16

Противоречие

17

Идеальный конечный результат (ИКР)

18

Разрешение  противоречий в структуре, во времени и в воздействиях

19

Недостижимость ИКР.

20

Решение изобретательских задач с использованием веполей

21

Веполь как геометрическая модель изобретательской задачи

22

Веполь = вещество+поле.

23

Поля в ТРИЗе -  все виды взаимодействий.

24

Физические, химические, геометрические эффекты – основа решения изобретательских задач.

25

Физические эффекты, используемые при решении изобретательских задач

26

Химические  эффекты, используемые при решении изобретательских задач

27

геометрические эффекты, используемые при решении изобретательских задач

28

Практическая работа

29

Стандартные приемы решения изобретательских задач

30

Прием прием обращения

31

Прием согласование – рассогласование

32

Прием -матрешка, проскок, воздействие на каналы восприятия

33

Прием «сделай заранее», «сделай чуть меньше или чуть больше».

34

Моделирование маленькими человечками

35

Метод моделирования маленькими человечками - создание воображаемой ситуации

36

Наглядность и помощь метода моделирования маленькими человечками в решении задач.

37

 Приемы фантазирования

38

Метод аналогов

39

Метод ассоциаций

40

Метод фокальных объектов

41

Метод морфологической матрицы.

42

Приемы фантазирования



Предварительный просмотр:

          ТРИЗ - наука о том, как делать изобретения, как решать  проблемы в разных областях деятельности  человека.

Три принципа, лежащие в основе ТРИЗ:

*Принцип объективности законов развития систем

*Принцип противоречия

*Принцип конкретности

Задача 5 При работе с компьютером очень мешает шум от вентиляторов. Как быть?

Как решать задачи с помощью ТРИЗ

Как же лучше решать творческие задачи? Вот небольшой алгоритм.

 Определите тип задачи

В каждой задаче на сайте указан ее тип: изобретательская или исследовательская

Изобретательская задача — это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть?".

Исследовательская задача — это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос "Почему? Как происходит?".

Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?"

Т - теория

Р - решения  

И - изобретательских

З – задач

Наш элективный курс называется: "Введение элементов ТРИЗ в образовательные программы школы с целью развития творческих способностей учащихся".

Целью эксперимента является воспитание личности,

способной видеть,

желающей и

умеющей решать

проблемы в разных областях жизни.

Литература по ТРИЗ

Литературы по методологии творчества и сопутствующим вопросам очень много. Авторы отобрали из них наиболее доступные и информативные, правда, с учетом личных вкусов и опыта.

История ТРИЗ

Альтов Г., Журавлева В. Путешествие к эпицентру полемики. // Звезда. - 1964. - N2. - C.130-138.

Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Изд. "Московский рабочий". 1-е издание - 1969 г., 2-е издание - 1973 г.

Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. Тамбов: Тамбовское книжное изд, 1961

Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. 1964

Биленкин Д. Путь "через невозможное". Тамбов: Тамбовское книжное изд, 1964

Шапиро Р.Б., Альтшуллер Г.С. О некоторых вопросах советского изобретательского права. // Советское государство и право. - 1958. - N2. - С.35-44.

Основы современной ТРИЗ

Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986

Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. Издательство Альпина Бизнес Букс, 2007 г

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов.радио, 1979

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев: Картя Молдовеняске

Министерство образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей №8

Г.Томск

Министерство образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Министерство образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Министерство образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Министерство образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Министерство образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Министерство образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Министерство образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Как создавать открытые задачи

Как сочинить задачу по биологии

© Ирина Юрьевна Андржеевская

Юлий Мурашковский предложил алгоритм для синтеза творческих задач. На его основании и с одобрения Юлия был составлен данный алгоритм, который позволяет учитывать специфику биологической информации.

Интересные факты для биологических открытых задач вы найдете в научно-популярной литературе, телепередачах и даже в учебниках. Следуя шагам алгоритма, можно самостоятельно сочинять открытые биологические задачи, а это, согласитесь, лучше любого заучивания помогает усваивать, перерабатывать и осмысливать биологию.

О том, как создавать интересные творческие задачи читайте в работе Ирины Андржеевской.

Схема синтеза творческих задач. Теория

© Юлий Самойлович Мурашковский

Кто из нас не решал задачи? Помните — большинство из них откровенно скучные и занудливые? И, главное, непонятно — зачем их уметь решать и как это пригодится в повседневной жизни.

Но иногда! Вот он, миг встречи с удивительно красивой и интригующей задачей. Когда возникает страстное желание осилить её.

Отчего зависит привлекательность задачи? И как создавать такие творческие задачи?

Как считает автор работы Юлий Мурашковский, любая «красивая» творческая задача должна содержать, как минимум:

a. описание предыдущей ситуации;

b. суть возникшей проблемы, претензию, противоречиую ситуацию;

c. ресурсы для решения данной задачи (кроме случаев, когда эти ресурсы очевидны для тех, кому предназначена задача);

d. привлекательный сюжет.