Работа с родителями
Как мотивировать ребенка делать уроки: 5 стратегий успеха
Выполняя домашнее задание, школьник закрепляет пройденный на уроке материал. И главными помощниками ребенку в этом деле становятся его родители. Однако каждый день в миллионах семей по всей стране разыгрывается одна и та же пьеса – дети садятся за уроки нехотя, под давлением со стороны взрослых. Угрозы, запреты – путь, ведущий в никуда. Как привить ребенку любовь к выполнению уроков?
Ниже приведен список рекомендаций, призванных помочь процессу выполнения домашнего задания:
5 способов помочь ребенку в подготовке домашнего задания
1) Составьте план выполнения домашнего задания
Составление плана помогает легко справляться с домашним заданием. Однако этот навык довольно сложен для ученика начальной школы. Дети пока еще не умеют правильно распоряжаться своим временем. Задача родителей – помочь ребенку спланировать порядок действий. Для этого можно обсудить, сколько приблизительно времени займет выполнение того или иного задания. Договоритесь с ребенком, что выполнять домашнюю работу он будет в одно и то же время. Предложите ему выбрать, делать ли уроки после возвращения из школы, когда он еще не вышел из учебного ритма, или вечером после ужина. Сразу определитесь, что во время выполнения домашнего задания вашему чаду придется забыть про телефон, интернет-мессенджеры и просмотр телевизионных программ. Когда выполнение заданий на дом войдет в привычку, вам больше не придется «отлавливать» настроенного на другую волну ребенка, пытаясь усадить его за уроки.
2) Проверяйте уроки у ребенка
Многие дети очень волнуются, боясь приносить в школу задания, выполненные с ошибками. Страх вызвать неудовольствие учителя или стать объектом насмешек со стороны одноклассников не самая лучшая мотивация для школьника. Чтобы повысить самооценку ребенка и его уверенность в своих знаниях, педагоги рекомендуют родителям регулярно проверять выполненную им домашнюю работу: это позволит школьнику не опасаться того, что он не справился с заданием.
Готовясь к урокам дома, дети учатся главному – самоорганизации и самоконтролю. Но если взрослые начнут выполнять задания за ребенка, то он перестанет верить в себя, свои способности и свои силы.
3) Оставьте ребенка в одиночестве, пока он делает уроки
Во время выполнения домашнего задания ребенку лучше быть в одиночестве. Такие формы контроля, как излишняя опека и постоянное принуждение, не только не учат детей самостоятельности, но и формируют у них быть в чувство беспомощности и пассивность. Если взрослые рядом, ребенок сознательно прекращает делать уроки. У него вырабатывается психологическая зависимость от присутствия старшего. Если вы уже оказались в подобной ситуации, постарайтесь ограничивать свое присутствие рядом с ребенком, когда он занят уроками, со временем сведя его к минимуму.
4) Замечайте достоинства, а не недостатки
Хвалите детей чаще. Делайте это при каждом удобном случае. Позитивное эмоциональное состояние важно для того, чтобы школьник хотел учиться. Об ошибках лучше всего сообщить таким образом: «Я уверен (а), что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться другой ответ». Если родитель начнет проверку домашней работы с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого. Полезная тактика – проверять домашнее задание по частям, после того, как школьник решил задачу или выполнил упражнение. Таким образом, ребенок получает обратную связь относительно хода выполнения уроков, и ему не придется переделывать все задание целиком.
5) Контролируйте свои эмоции
Даже если вы не разговариваете с ребенком, он, скорее всего, считывает невербальные сигналы от вас, особенно негативные. Напряженность, гримасы, вздохи сообщат ему, что вы недовольны его работой. Для детей неодобрение родителями их деятельности и потеря родительской любви – суть одно и то же.Поэтому будьте благожелательными по отношению к своему подопечному, и у него появится мотивация, чтобы выполнить следующее задание.
Как привить детям любовь к чтению?
Выбор книги:
1. Попробуйте найти жанр, который понравится вашему ребёнку. Волшебные сказки или юмористические рассказы, экзотические приключения или повести о ровесниках: пусть он выберет то, о чём ему интересно читать. Возможность сделать самостоятельный выбор, проявить свою индивидуальность будет приятна ребёнку и свяжет для него чтение со свободой, а не принуждением.
Посетите вместе библиотеку или книжный магазин, понаблюдайте, что вызывает его интерес, а что отталкивает. Возможно, какие-то его предубеждения удастся рассеять.
2. Заинтересовать ребёнка чтением можно и с помощью необычного вида книга. Это могут быть, например, книги с «объёмными» иллюстрациями (когда вырезанные изображения «встают» со страниц книги), или книги, рассчитанные на чтение в стереоочках.
Комиксы – тоже интересный книжный жанр, объединяющий литературу и изобразительное искусство. Возможно, ребёнку будет легче начать своё самостоятельное чтение с комиксов.
Вообще, любая детская книга должна быть хорошо оформлена. Обращайте внимание на качество бумаги, полиграфии, читаемость текста (гигиенические нормы для начинающего читателя подразумевают маленькое количество переносов и строчных букв, крупный и чёткий шрифт). Хорошая книга будет оформлена и проиллюстрирована так, чтобы обогатить и облегчить восприятие печатного текста.
3. Немаловажна длина произведения. Маленький ребёнок не в силах долго удерживать внимание, особенно если он воспринимает совершенно новую информацию, и его интерес снижается. Зато осознание того, что текст прочитан от начала до конца, даёт ребёнку позитивные впечатления и повод для гордости.
4. Увлечь ребёнка книгой-бестселлером или книгой по известному фильму – тоже возможный вариант. Такую книгу можно обсудить с друзьями, и это значимо для ребёнка. К тому же, к ней обычно продаются раскраски или мягкие игрушки; это тоже привлекательно для него.
Организация чтения:
1. Сделайте книги доступными для ребёнка. Пусть они лежат везде, где есть вероятность появления минуток, в которые нечем себя занять. И, конечно, важный шаг в привитие читательской культуры – создание домашней библиотеки. Пусть ребёнок поучаствует в выборе места для неё, или в расстановке книг на полках.
2. Даже когда ребёнок научился читать сам, необходимо продолжать иногда читать ему вслух. Читатель начинается с собеседника и слушателя. Для детей младшего школьного возраста слушание является важной составляющей «понимающего» чтения. Взрослый посредством выразительного чтения формирует правильность восприятия текста ребёнком. Он обращает внимание на важные детали, имеет возможность повлиять на морально-нравственную оценку произведения.
3. Очень важно обсуждение с ребёнком прочитанного произведения. Это помогает ему запомнить то, что он услышал, прочитал, разобраться со своими впечатлениями. Кроме того, учит высказываться о прочитанном и выражать свои мысли и эмоции. А ещё это даёт возможность родителям поговорить с детьми о каких-то важных темах, затронутых в книге. Если вы покажете свою заинтересованность в личности ребёнка и его личном мнении, это тоже будет способствовать повышению интереса к чтению.
4. Большой простор и для углубления восприятия произведения, и для укрепления отношений в семье, и для увеличения интереса к чтению дают творческие работы на основе прочитанного. Это могут быть рисунки или поделки, а может быть разыгранная с домашними сценка или импровизированная викторина.
5. Самое главное – органично встроить книгу в вашу семейную жизнь. Пусть станет традицией чтение на ночь, чтение после обеда, совместное чтение, чтение с младшими в семье, чтение в дороге, на даче или в путешествии; покупка новых книг всей семьёй и посещение книжных праздников и фестивалей – тоже хорошая семейная традиция.
6. Попробуйте увлечь ребёнка ведением читательского дневника. Ему понравится собирать свою «коллекцию» прочитанных книг. Его можно наполнять понравившимися фразами из книги, собственными рисунками, распечатанными картинками или наклейками. Такой дневник можно будет, например, показать ребятам в классе.
Маленькие секреты:
• Читая ребёнку вслух, остановиться на самом интересном месте, а на следующий день спросить: «И что там было дальше?»
• Оставить книгу, которая (как вы предполагаете) заинтересует ребёнка, на видном месте. Пусть ему кажется, что он стал читать её по собственному желанию, без подсказки (отчасти так и будет).
• Разрешите читать в постели, хоть это и не приветствуется. Скажите ребёнку, что он должен ложиться в определённое время. Однако он может либо спать, либо читать. Обычно дети выбирают чтение.
• Не заставляйте ребёнка дочитывать книгу до конца, его она ему неинтересна. У него должно быть ощущение свободы, которую даёт чтение.
• Вспоминая содержание прочитанной вместе книги, специально измените факты, чтобы проверить, запомнил ли его ребёнок.
Личный пример:
Для того, чтобы ребёнок читал (или хотя бы не испытывал к чтению как таковому пренебрежение, что очень помешает ему в учёбе), необходимо, чтобы домашние были для него в этом примером. Обратите внимание, не говорите ли вы при ребёнке о ком-то, что он «скучный ботаник» или не отзываетесь плохо о ком-то, кто «уткнулся в книжку и сидит». Уважение к книге – это тот уровень внутренней культуры, которому нельзя научить, его можно только незаметно для себя впитать из окружающей среды: семьи, школы.
Откажитесь иногда от других дел и займите это время чтением книги (не журнала). Ребёнок должен видеть, что вам это нравится. Возможно, у него возникнет любопытство: от чего вы получаете такое удовольствие?
Обсуждайте прочитанную книгами с другими членами семьи. Пусть ребёнок видит ваш интерес к прочитанному. Покажите ему, что может заинтересовать в книге.
Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши впечатления.
4. Объяснение целей чтения:
Многих детей отвращает от чтения обязательная программа по чтению в школе. Ребёнок говорит «я и так много читаю!» или даже «надоели эти книжки, опять какая-нибудь скукотища». Конечно, на уроках учителя стараются увлечь детей проходимым материалом, но это не всегда удаётся, хотя бы потому, что это – «обязаловка».
Необходимо показать ребёнку, что чтение – это не только выполнение домашнего задания, что можно найти что-то, что будет интересно лично тебе, и такие книги найдутся для каждого.
О мерах пожарной безопасности
Родителям по обучению детей мерам пожарной безопасности:
Основная ответственность за воспитание у детей чувства ответственности за шалости с огнем, за обучение правилам пользования бытовыми приборами и действиям при пожаре лежит на родителях ребенка. Дома ребенок нередко предоставлен самому себе - родители на работе. Малыши, оставленные дома одни – прямая угроза пожара. Здесь в первую очередь от родителей зависит, пустят ли они беду на порог. Многие из них, к глубокому сожалению, все еще считают, что пожар случайность. Не может быть случайным пожар в доме, где дети имеют свободный доступ к спичкам и зажигалкам, включают электроприборы, телевизор, растапливают печь, да еще остаются одни в наглухо закрытом на все замки помещении: квартире, доме. Вот тут и может сказаться незнание мер пожарной безопасности в обращении с разного рода источниками огня.
При проведении обучения необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
причины возникновения пожара (детская шалость с огнем, неправильная эксплуатация электро- и газовых приборов, печного отопления и т.д.);
меры предосторожности при пользовании бытовыми электро- и газовыми приборами;
действия при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте;
подручные средства пожаротушения;
назначение, классификация и способ приведения в действие огнетушителей;
приемы оказания первой помощи при ожогах.
Будьте предельно осторожны с огнем! Воспитание привычки у детей осторожно обращаться с огнем - не только средство предупреждения пожаров, это прежде всего борьба за их жизнь и здоровье. На месте сгоревшего дома можно построить новый, но нельзя вернуть к жизни погибших в огне детей.
Памятка для родителей детей младшего школьного возраста
Уважаемые родители!
Ребенок должен знать:
- кто является участником дорожного движения и его обязанности;
- основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекресток, пешеходный переход, линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
- обязанности пешеходов;
- обязанности пассажиров;
- регулирование дорожного движения;
- сигналы светофора и регулировщика;
- предупредительные сигналы;
- движение через железнодорожные пути;
- движение в жилых зонах;
- перевозка людей;
- особенности движения на велосипеде.
Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребенок.
Методические рекомендации по привитию ребенку устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации:
- в дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;
- воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
- разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным на дороге, но не запугивайте транспортной ситуацией;
- указывайте на ошибки пешеходов и водителей;
- разъясняйте, что такое дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и причины их;
- закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;
- используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребенку с вопросами по дорожной обстановке.
ПОМНИТЕ!
Ребенок учится законам безопасного поведения на дороге у родителей и взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.
Берегите ребенка!