Конкурс "Учитель года - 2015", номинация "Воспитатель года - 2015"

Хилай Марина Аркадьевна

Предварительный просмотр:

Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это уже не новое для современного общества понятие. Появление данного термина свидетельствует о взрослении нашего общества, его социальности.

       Одна из основных задач ФГОС ДО, которую призвана решить система образования, это подготовить к нормальной личной и общественной жизни детей с нарушениями психофизического развития, откорректировать их развитие, создать как можно больше возможностей для их самостоятельной жизни и успешной интеграции в обществе.

       В Государственную думу на рассмотрение внесен законопроект «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Данный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. 

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к решению проблем каждого ребенка, побуждает учителя- логопеда к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи.

С введением ФГОС в систему дошкольного образования значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста. К моменту выпуска из детского сада ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности: овладеть словарём и грамматическим строем речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В связи с этим основная цель логопедической работы – формирование полноценной речевой деятельности дошкольников.  Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности высказывания.  Поэтому наряду с общепринятыми технологиями вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик. Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников с моторной алалией служат приемы мнемотехники.

       Это связано с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту.

Мнемотехника – (в переводе с греческого  «искусство запоминания») - это система различных методов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. То есть сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Такие приемы особенно важны для дошкольников с моторной алалией, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Основная идея адаптированной системы логопедической работы заключается в создании необходимых условий для формирования речи у детей с моторной алалией посредством  метода мнемотехники.

Особенность данной методики – это применение не изображений предметов, а символов для опосредованного запоминания, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Данные символы максимально приближены к речевому материалу (например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом).

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Эффективность использования метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.

Мнемотехника, как система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, имеет свое методологическое обоснование.  

       В разное время эффективность ее применение рассматривали ученые в области общей и специальной педагогики, психологии и лингвистики это:

  • педагогические концепции о единстве мышления и речи, соотношении языка и речи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, И. А. Зимняя, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.);
  •  принципы общей и специальной педагогики о динамическом единстве речевого и психического развития (Л.С. Выготский, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, В.А.Ковшиков, А.Р. Лурия);
  • теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин);
  • теоретические подходы к пониманию закономерностей аномального развития (Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, У.В. Ульенкова и др.);
  • концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений (А.Н. Гвоздев, О.Е. Грибова, A.B. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин, АЛ. Корнев, P.E. Левина, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.);
  • методологические принципы логопедии (Л.С. Волкова, Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина, О.С. Орлова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и др.);
  • исследования и теоретическое обоснование феномена общего недоразвития речи у детей (Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б.Филичева).

       Использовать технологию мнемотехники в своей профессиональной деятельности я стала после заучивания стихотворений со своими воспитанниками при подготовке к праздникам и развлечениям. Именно заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Смысловые высказывания детей с моторной алалией отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Труднее всего даются таким детям самостоятельное высказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.

В  связи с этим я провела диагностику по выявлению уровня сформированности навыка  построения связного высказывания.  У  детей  были отмечены следующие особенности:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно высказываться.  
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Это и определило систему адаптированной логопедической работы, направленной на развитие речи у детей с моторной алалией посредством    использования  мнемотехнических таблиц.

Технология адаптированной системы

Цель: развитие связной речи у детей с моторной алалией посредством  мнемотехнических таблиц.

Задачи:

  • развивать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, монолог;
  • развивать речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные          

способности к речевой деятельности;

  • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных   символов

в  образы;

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного   мышления, развитие мелкой моторики руки ребенка. 

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией «мнемотехника»:

  • Системный - технология «мнемотехника» используется в системе обучения и воспитания;
  • Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
  • Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные педагогом схемы, таблицы и составляет свои;
  • Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
  • Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
  • Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить её так, чтобы нарисованное было понятно детям.

      Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Для детей, особенно, в первый год обучения используются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т. д.

       Работу с мнемотаблицей можно разделить на нескольких этапов, они представлены на слайде.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее увиденные изображения.

Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Ребёнок учиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Результативность адаптированной системы

Таким образом, в результате использования метода мнемотехники, удалось  достичь следующих результатов: у детей увеличился  круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился   интерес к заучиванию стихов; словарный запас  вышел  на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией сверстников и родителей.

Сравнительная диагностика показала динамику развития речевой деятельности дошкольников с моторной алалией, она представлена на слайде.

Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика речевого развития дошкольников с моторной алалией, выступают адекватные условия воспитания ребёнка в семье и  раннее начало комплексных коррекционно-развивающих и социокультурных мероприятий.

       Поэтому, чем раньше будет использован метод мнемотехнических таблиц для развития связной речи дошкольников с моторной алалией, тем лучше подготовим данную категорию воспитанников к успешному обучению в школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей каждого ребенка и готовности его ко второму этапу основного общего образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Звездочка» г. Зернограда «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ» Учитель-логопед I квалификационной категории Хилай Марина Аркадьевна г. Зерноград, 2014 г.

Слайд 2

То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы… В.А. Сухомлинский С 1 января 2014 г. вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от 17.10.13 г. № 1155). Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности ФГОС ДО определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция умственного развития каждого ребенка…

Слайд 3

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО Конвенция о правах ребенка ООН (20.11.89г.); Конвенция ООН о правах инвалидов (13.12.2006г.); Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012г.; Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., ст.5, ст.12.6; — «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013г.); « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 15.05.2013г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»; — «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30.08.2013г.)

Слайд 4

Актуальность адаптированной системы работы В настоящее время в системе специального образования приоритетной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, в частности, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Связная речь является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности. Использование традиционных методов работы с данной категорией воспитанников недостаточно, необходимо находить новые «обходные» пути решения задач формирования связной речи у детей дошкольного возраста, эффективность которых была бы очевидна. Цель ― проектирование модели адаптированной системы коррекционно-развивающей деятельности, максимально обеспечивающей создание условий для всестороннего развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи Задачи: способствовать общему развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, коррекции их психофизического развития, подготовке их к успешному обучению в школе; создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями; обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми и взрослыми; способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

Слайд 5

Практическая значимость адаптированной системы логопедической работы Во многих исследованиях в области отечественной специальной педагогики анализируются различные аспекты речевой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с алалией Данные исследования отражены в работах М. Е. Хватцева , Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской , Н.Н.Трауготт , Е.Ф.Соботович , С.Н.Шаховской , В.К.Воробьевой и др. В результате анализа литературы была сформулирована проблема адаптированной системы логопедической работы: «Использование мнемотаблиц в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с моторной алалией» Алалия - в буквальном переводе « безречие » (от греч. «а» — отрицание, « lalio » — говорю, речь) — грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. Ученые выделяют следующие формы алалии: - моторная (экспрессивная); - сенсорная; - сенсомоторная

Слайд 6

Классификация алалии Сенсорная – недоразвитие импрессивной речи, поражение рече слухового анализатора ( центра Вернике ) Моторная – недоразвитие экспрессивной речи поражение рече двигательного анализатора ( центра Брока ) Афферентная Ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций , для его речи характерны замены артикуляционно схожих звуков . Ребенок также не может воспроизвести , повторить слово , фразу Сенсомоторная (смешанная) Эфферентная У ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой , ему трудно включиться в движение , выполнить серию движений . В речи детей грубо искажена слоговая структура слов ( при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план ) АЛАЛИЯ

Слайд 7

В результате мониторинга речевой деятельности дошкольников с ОВЗ была выявлена категория воспитанников, у которых отмечаются: задержка формирования всех двигательных умений; неспособность правильно проговаривать слова, перестановка звуков и слогов в слове; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; нарушение программирования целого высказывания: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами Результаты мониторинга речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в (%) (средний показатель) Сравнительный анализ состояния речевой деятельности дошкольников показал необходимость использования нетрадиционных методов работы над связной речью детей с моторной алалией, в частности метода мнемотехники

Слайд 8

Метод мнемотехники Мнемотехника (в переводе с греческого «быстрое запоминание») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Структура мнемотехники

Слайд 9

Практическая значимость применения метода мнемотехники Использование мнемотехнических таблиц, мнемодорожек и мнемоквадратов - позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на ассоциативные образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, учиться аналитико-синтетической деятельности. В сознании детей графические образы связывают прошлое, настоящее и будущее, образуя целостный образ запоминаемого события. Задачи использования метода мнемотехники: развитие речи; развитие мелкой моторики кисти руки при частичном или полном графическом воспроизведении; развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; развитие умения перекодирования информации (преобразование из абстрактных символов в образы ).

Слайд 10

Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов: I - этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено

Слайд 11

II - этап – Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразование из символов в образы

Слайд 12

III - этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания

Слайд 13

Результативность опыта Сравнительные данные мониторинга речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи до и после применения адаптированной системы логопедической работы в (%) Уровень ниже среднего Средний уровень Высокий уровень 2012 г. - 34% 64% 2% 2013 г. - 30% 59% 11% 2014 г. - 27% 50% 23% Динамика развития речевой деятельности воспитанников: вдвое увеличилось количество детей с высоким уровнем речевого развития (с 2 % до 23 %); со средним уровнем было 64 %, а стало 50 %; на уровне ниже среднего осталось 27 % воспитанников (это обусловлено сложными нарушениями психофизического развития органического генеза) У ребят увеличился круг знаний об окружающем мире, появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией сверстников и родителей

Слайд 14

Вывод Таким образом, была отмечена положительная динамика использования метода мнемотехники для заучивании и воспроизведении различных текстов с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Положительные эффекты от применения данного метода следующие: повышение объема зрительной и вербальной памяти воспитанников; развитие визуального мышления; выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); ускорение сроков автоматизации звуков; формирование способности к эффективному самостоятельному обучению. Применять мнемотехнические приемы можно не только на занятии по развитию речи, но и на музыкальных занятиях, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте, физкультурно-оздоровительных занятиях.

Слайд 15

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной

деятельности по развитию речи с детьми  дошкольного возраста

с использованием приёмов мнемотехники

по теме: «Составление рассказа по опорным картинкам «Зима»»

Хилай М. А.

учитель-логопед МБДОУ

 д/с  «Звездочка»

г. Зернограда

Цель: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать  коллективный разговор; формировать навыки составления рассказа с использованием графических схем.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать умение детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления;
  • формировать умение рассказывать связно, полно и выразительно;
  • развивать умения отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;
  • активизировать  и обогащать словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук;
  • совершенствовать координацию речи с движением;
  • упражнять детей в способах релаксации;

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей;
  • развивать коммуникативные навыки сотрудничества детей, умение слушать собеседника.

Образовательная область: «Речевое развитие» (интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое развитие»).

Методические приемы:

  • Словесные — беседы, рассуждения, рассказ, чтение стихотворений;
  • Наглядные — показ способа действий, просмотр презентации, рассматривание сюжетных картинок, графических схем;
  • Практические — дидактическая игра «Назови приметы зимы», динамическая пауза  «Зимой», «Снежинка», пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастики, изготовление снежинки.

Оборудование: волшебный зонт, презентация «Зима», пазлы-схемы мнемотаблицы, «снежок», зеркала, снежинки для дыхательной гимнастики, карточки-рисунки для динамической паузы, основа для снежинки.

Ход занятия

I. Организационный момент. Педагог встречает детей возле дверей и проводит в зал.

- Закончились новогодние праздники, а у нас снова праздник. Посмотрите, как много пришло к нам гостей. Ребята, а как обычно встречают гостей?  

Ответы детей: С гостями здороваются!

- Да, вы правы:

Придумано кем-то  просто и мудро -
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

- Ребята, предлагаю познакомиться. Меня зовут Марина Аркадьевна.  Назовите, пожалуйста, свои имена.

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня - я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу,
И улыбку не забудь!                                                                                                                               

 - Я приглашаю вас в мир чудес. Сегодня, мы отправимся в сказочную страну. (Взять зонтик и «снежок»).

 -  Посмотрите, ребята,  в подарок  от  Деда Мороза  я получила  волшебный зонтик,  который поможет нам  попасть в сказку. Возьмитесь  за руки.

-Закройте глаза и представьте, что волшебный ветер перемен уносит нас в Сказочное Королевство.

(Звучит музыка. Педагог вращает зонтик). 

- Откройте глаза. Добро пожаловать в Сказочное Королевство! (Положить зонт). 

- Ребята, отгадайте загадку,  и вы узнаете, кто правит этим королевством:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

В искрах инея и льда –

Раскрасавица …..(Зима).

- Как вы думаете, ребята, о  какой царице в загадке идет речь? (О зиме).  

- Да, это Царица-зима.

- А как  вы понимаете слова:  «белокожа», «светлолица»?

- Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.

- Посмотрите на картину: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно.

- Зимой много праздников.

- Какие зимние праздники Вы знаете? (Новый год, Рождество, Крещение и Масленица).

- Зимние праздники всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами.  А ещё на праздники принято дарить подарки. Я предлагаю подарить хозяйке Зимнего королевства необычный  подарок  - придумать о ней историю в картинках. За каждое выполненное задание вы будете получать часть картины в виде пазла.

II. Основная часть.

1. Беседа по теме.

- Царица-Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.  Сейчас проверим. Я буду передавать вам снежок. У кого снежок, тот  и отвечает на мой вопрос.

- Какая  зима? (зима снежная, холодная, морозная).

- Что происходит зимой с животными? (А еще? Или а с теми, кто не впадает в спячку?)

- Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю).

 - Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, снежная, зимой метет снег, дует ветер).

- Ребята, за отлично выполненное заданием, получите первый пазл.  Пазл  «з в сапожках»).

- Педагог держит пазл и медленно говорит: Пришла зима. (Затем просит ребенка повторить).

2.Упражнения на координацию речи с движением.

- А сейчас отгадайте мою загадку:                  

Что за нелепый человек                                    

Пробрался в 21 век?                                          

Морковный нос, в руке метла,                                

Боится солнца и тепла. (Снеговик)   

- Правильно!  Хотите и мы с вами построим снеговика? Но построим его в своём воображении. Выполняйте вместе со мной.

                         

Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)                      

Кати по снегу свой снежок –                                          

Он превратится в толстый ком.

(Рисуют в воздухе круг)                                                                                    

И станет ком снеговиком.

( Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)                                    

Его улыбка так светла!  

(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)                          

Два глаза, шляпа, нос, метла...

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх)                                                                                    

Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)    

                               

- Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.

- Вы справились с заданием, получите еще два фрагмента картины.

(Пазл «облака со снежинками, «деревья»). Выпал белый, пушистый снег. (Ребенок повторяет).

Деревья стоят голые. (Ребенок повторяет).

 3. Артикуляционная гимнастика.

- Знать хочу я, чем ещё дети занимаются зимой? (катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»...).

- Давайте, присядем, чтобы было удобно. (Расположитесь удобно, спина ровная).

- Возьмите волшебные зеркала. У нас у всех хорошее настроение. Покажите, что это так. Выполним гимнастику для языка. Эту гимнастику делают для того, чтобы язык был подвижным, и мы умели праильно говорить.

Педагог показывает упражнения, а дети повторяют, четко следуя его инструкции.

  • «Улыбочка».                

• «Снеговики радуются морозу». Надуть щёки.                                                                    • «Горка». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».                        

• «Горка закрывается - открывается». Сделать «горку», а потом,  не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.                                          

• «Саночки». Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

- Ребята, за отлично выполненную  гимнастику, получите еще два  пазла.

(Пазлы «Зимние забавы», «животные»).  Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, играют в снежки. (Повторите за мной)

Некоторые животные впали в спячку, а другие поменяли «шубки». (Повторите).

4. Дыхательная гимнастика.

- А теперь послушайте стихотворение Натальи  Елкиной  «Звездочка-малютка».

Легкая, узорная звездочка - малютка

Ты лети мне на руку

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

- Ребята, что же это за звездочка? (это снежинка).

- Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку).

- Как автор описывает снежинку? (легкая, узорная).

- Почему снежинка  растаяла  на ладошке? (ответы детей).

- Что вы почувствовали, когда она  растаяла? (стало грустно).

- А можете показать, как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль). 

- Не грустите,  снежинка растаяла, но с неба падают ещё снежинки. Покажите, как они падают и кружатся.

(Логопед берет снежинку на ниточке).

- Давайте поможем нашим снежинкам кружится в воздухе. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Вот так. (Показ педагога).

- Ребята, возьмите снежинки в правую руку за ниточку и выполняйте вместе со мной.  

(Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-4 раза). 

- Ребята, за отлично выполненное заданием, получите еще один пазл.

(Пазл «одежда»). Люди стали одеваться теплее. (Повтори, пожалуйста ).

5. Проблемная ситуация.

Раздается звук разбитого стекла на экране изображена разбитая снежинка.

- Ребята, я так сильно подула, что моя снежинка разбилась. Что же мне теперь делать? (ответы детей). Вы готовы мне помочь? Мы будем делать снежинки не совсем обычным способом.

- Каждый сделает свою снежинку.

- Подвиньте к себе тарелки. Перед вами лежат разбитые снежинки.

- Снимите осколки - белые полоски бумаги. Посыпьте снежинки волшебным снежком.

- Аккуратно придавите пальцами снежок, а затем осторожно поднимите снежинку над тарелочкой так, чтобы снежок высыпался в неё.

 (Дети присыпают готовые шаблоны блестками, звучит волшебная музыка).

- Ребята, что у вас получилось? (Дети рассматривают поделки).

- Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга.

- Вы отлично справились с заданием. Получите еще один пазл.

(Пазл «поземка»). Дует холодный зимний ветер. (Педагог просит ребенка повторить).

6. Динамическая пауза  «Зимой».

- Ребята, пришло время поиграть. Подойдите, пожалуйста ко мне.

- Я буду показывать вам карточки, а вы называйте, что изображено на ней  и показывайте это  движением. Что изображено на картинке?

          Снежинки - покружитесь и присядьте.

Дует вьюга – поднимите руки вверх и покачайте ими.

Сапожки – попрыгайте на двух ногах.

Лыжи – покатайтесь на лыжах.

Снежки – слепите снежок и бросьте его в сторону.

- Запомнили, а сейчас будьте внимательны и выполняйте самостоятельно. Готовы! (Показ картинок вразброс).

- Ребята, вы  отлично потрудились, получите следующий пазл.

(Пазл «смайлик»).  Хорошо зимой! (Повторите, пожалуйста).

7. Составление рассказа.

- Ребята, посмотрите, у нас есть все части картины. Но что-то с ней не так. Как вы думаете, что? (Да, ее нужно собрать).

- Помогите мне правильно собрать картину.

- Итак, картина готова, но мы же хотели подарить Зиме историю. Вы готовы сочинить её по картинкам. Марина, начинай. Составь предложение по первой картинке. Костя продолжай. Ваня, расскажи всю историю от начала до конца.

- Пришла зима.  Выпал белый, пушистый снег.  Дует холодный зимний ветер.  Деревья стоят голые. Некоторые животные впали в спячку, а другие поменяли «шубки». Люди стали одеваться теплее. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков,    играют в снежки. Хорошо зимой!

Слайд «Зима», голос: «Спасибо, друзья! Мне очень понравилась ваша история в картинках о моём Зимнем Королевстве».

- Ребята нам пора возвращаться в детский сад. (Педагог берет зонтик). Беритесь за руки, друзья! (Вращает зонт). Вот мы снова в детском саду.

III. Итог.

- Вспомните ребята, о чём мы говорили в Зимнем Королевстве?

- Что мы делали?

- Что было трудно?

- Что вам понравилось? 

- Вы сегодня постарались, составили  интересную  историю для Царицы Зимы.

- Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
- На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски. У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами и красками.

- Ребята, скажите  какое у вас настроение после нашего общения? (хорошее).

- Положите на ладошки немного настроения   и  поделитесь им с гостями. (Педагог дует на ладошку, а дети за ней повторяют).

Самоанализ группового логопедического занятия по развитию речи

дошкольников подготовительной группы

Уважаемые члены жюри, на протяжении нескольких лет я, как учитель-логопед, работаю над проблемой «Использование метода мнемотехники в процессе формирования связной речи дошкольников с моторной алалией». Прежде чем приступить к самоанализу занятия, позвольте Вам рассказать, что же собой представляет данная  технология.

Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание рассказов, сказок, стихотворений, коротких текстов. Использование таких  приемов особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств. Наглядный материал дети усваивают лучше вербального, то есть запомнить с опорой на картинку или символ им  проще, чем на слух.

Формирование связной речи дошкольников – изначально очень сложный процесс и при отсутствии проблем в речевом развитии ребенка. Даже  дошкольники без речевой патологии  при составлении связных рассказов испытывают затруднения, т.к. речь у них отрывистая, скачкообразная, они не могут строить распространенные предложения, а употребляют в речи доступные для них модели (например, слова-действия). А использование нетрадиционного метода мнемотехники позволяет развивать у детей речемыслительную деятельность, формировать моторно-двигательную артикуляционную сферу, совершенствовать коммуникативные умения, упражнять в употреблении различных частей речи. В этом и заключается эффективность применения технологии мнемотехнических таблиц. Так как от уровня речевого развития дошкольников зависит их дальнейшее успешное обучение  в школе.

Использование мнемотаблиц на занятиях имеет ряд особенностей. Процесс работы на основе этого метода сложный, должен включать несколько этапов - от мнемоквадратов (на занятии это и был один пазл) к мнемодорожкам (несколько пазлов), а затем уже переход к мнемотаблице. Данный процесс обычно растянут во времени, предполагает работу в течение нескольких месяцев. А я попыталась все этапы работы по данной технологии объединить  в одном занятии. Поэтому я не стала перегружать занятие лишними дополнительными героями, спецэффектами, т.к.  это отвлекло бы дошкольников от главной цели занятия - а именно составление связного рассказа с опорой на зрительные образы.

        Специфика логопедической работы предполагает больший индивидуальный контакт с ребенком, чем у других педагогов, работающих с дошкольниками. При выполнении артикуляционной, дыхательной  гимнастики необходима точность, правильность и четкость. Если данный вид работы  проводится с  большим количеством детей, то он будет не результативен и малоконтролируем со стороны учителя-логопеда. А это повлечет за собой формирование неверных артикуляционных укладов, воздушной струи, то есть выработаются навыки, которые  не будут способствовать исправлению речевых недостатков дошкольников.

Учебный материал разработанного занятия соответствует требованиям ФГОС ДО. Занятие спланировано в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы и перспективным планом ДОУ. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было разработано с учетом игровых технологий, предложенных в своё время такими педагогами как Александр Владимирович Запорожец, Александра Платоновна Усова. На занятии так же были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения.

Целями занятия являлось: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать  коллективный разговор, формировать навыки составления рассказа с использованием графических схем.

Они достигались путём решения следующих задач:

Образовательные:

  • совершенствовать умение детей составлять рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления;
  • формировать умение рассказывать связно, полно и выразительно;
  • развивать умения отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;
  • активизировать  и обогащать словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук;
  • совершенствовать координацию речи с движением;
  • упражнять детей в способах релаксации.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей;
  • воспитывать навыки сотрудничества у детей, умение слушать собеседника.

Основная образовательная область: «Речевое развитие». Она интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

Считаю, что цель занятия была понятна дошкольникам. Выбранная форма проведения занятия доступна возрасту детей.

 Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующие методы и приёмы работы с детьми: активизация внимания, стимуляция речемыслительной деятельности, составление описательного рассказа с опорой на мнемотехническую таблицу, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и совершенствования речевого аппарата детей на занятии была использована артикуляционная гимнастика «Зимние забавы». Для  развития мелкой моторики руки ребенка и речевого дыхания – упражнения «Снеговик», «Снежинки».

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, а также использование  презентации «Зима». Все задания были подобраны с опорой на различные виды восприятия и способствовали развитию высших психических функций дошкольников (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный психологический климат. Так как считаю, что создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий  формирует у ребёнка уверенность в своих силах. Дошкольники не боялись преодолевать  трудности и смогли легко перенести знакомый способ деятельности на аналогичный материал. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранности психофизического здоровья детей дошкольного возраста.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации внимания и деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию детской деятельности. Ребята данной группы, несмотря на то, что, возможно, впервые составляли описательный рассказ, опираясь на мнемотехническую таблицу, хорошо справились с заданием. Оно не вызвало о них затруднений, все были успешны, а это и было основной целью образовательной деятельности.


Предварительный просмотр: