Опыт работы

Возможности использования данного опыта в воспитательно-образовательной работе других воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Теремок»   комбинированного  вида

Опыт работы

Тема:«Развитие патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с культурой и искусством родного края»

Работу выполнила:

Воспитатель    

Старшей группы детского сада

Пенькова Ольга Васильевна

р.п.Тоншаево

Нижегородской  области

2015

« С любовью к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране , к её истории ,прошлому и настоящему ко всему человечеству»

Л.С.Лихачев.

Условием возникновения моего опыта является организация педагогического процесса способствующего формированию патриотического воспитания детей через знакомство с культурой  родного поселка.

У каждого человека есть свой любимый город, край, поселок, село. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в родном краю. Причем этому городу, поселку вовсе не обязательно быть миллионером. Он может быть тихим, заброшенным  и в то же время являться самым любимым.

Актуальность опыта.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что дошкольное воспитание – важный период становление личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе ,к малой Родине ,своему Отечеству. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется ичто вызывает отклик в его душе.И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Народная педагогика гласит: воспитывай ребёнка, пока он поперёк лавки лежит. После пяти лет воспитывать сложнее, после седьмого года уже складывается «психологический портрет» личности. В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществлять специальные работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности глубины и устойчивости эмоционального переживания.Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве.Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это выражение – глубокой привязанности и любовь ко всему,что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, к культуре родного края, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использование форм, методов и приёмов педагогического воздействия.

В начале работы мною было проведено  диагностирование детей с целью выявления знаний и представлений об истории и культуре родного края. Мной были выявлены следующие проблемы:

-дети владеют недостаточной информацией о культуру родного края;

-отсутствие гордости за свой родной поселок, осознание своей гражданской принадлежности;

-родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников;

- отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-край) в сознании дошкольника и родителей.

Наличие этих проблем, побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми  старшей, подготовительной к школе группы по формированию их патриотических чувств через ознакомление с культурой родного края.

Теоретическая база опыта: Культура- краеведческий аспект истории региона.

В основе любого педагогического опыта лежат достижения в педагогической науке и практике.Патриотизм – ответственность перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, малой родине, Родине, родной природе,толерантное отношение к другим людям.Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию -это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущения неразрывности с окружающим, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой часть Отечества.

Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.Гражданственность-это интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине.Французский писатель и философ Ж.Ж. Руссо считал гражданское воспитание возможно лишь в свободной стране, где дети воспитываются в условиях равенства.К.Д. Ушинский считал, что гражданин-это патриот обладающий чувством национального самосознания.

Технология опыта.

Была определена цель работы:Разработать систему краеведческих мероприятий способствующих развитию патриотического воспитания старших дошкольников через ознакомление с культурой родного края.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

-воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю;

-воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за

всё, что происходит в поселке, сопричастие к этому;

-познакомить с символикой родного поселка;

-пополнить предметно- пространственно развивающую среду, направленную

на обогащение представлений детей о родном поселке;

-формировать интерес к прошлому и настоящему родного края;

-формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурномокружении и отражать это в своей деятельности;

-обеспечить единства работы ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников.

Изучила методическую и педагогическую литературу, был определен круг

авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомления с родным поселком наиболее близки.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своём селе, городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру, его культуры.

Разработала перспективный план мероприятий, включающий экскурсии, путешествия по родному поселку – живые впечатления, в процессеобразовательной деятельности занятия, беседы, игры для закрепления знаний впечатлений. Разработанное тематическое планирование способствовалоэффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло установитьвзаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нём.Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли целостную картину сведений о родном поселке. Данную работу начала вести систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитания чувств - процесс, который нельзя уложить в жёсткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к культуре родного края.

Центральным звеном в среде по знакомству с родным краем является краеведенье. Мероприятия, проводимые по краеведению воспитывают такие чувства, как привязанность, любовь к своей малой Родине побуждают у детей потребность, желание, и интерес получить, как можно больше информации о родном поселке. Содержание работы построила по принципу от простого к сложному от знакомого к неизвестному.

Работу по данному направлению начала с детьми старшей  группы. Целью своей работы поставила: создание условий знакомства детей с родным поселком через развивающуюся среду и положительные эмоции на индивидуальных способностях каждого ребёнка.Создала для детей психологический комфорт в группе,помогающий повысить интерес к истории родного края;способствовала проявлению у детей положительных эмоций; создала патриотический уголок: куда входили альбомы «Наша семья», «Семейные традиции», «Мой любимый дом», «Наш поселок», «Традиции людей, живущих в поселке»

оформила папки с иллюстрациями «Природа родного края»;фото – альбом «Улицы нашего города»;картинки – иллюстрации: «труд – взрослых»;рисунки детей, «Достопримечательности поселка-Тоншаева»

1 Семья и детский сад

Цель: развивать взаимодействия детей, педагогов и родителей.

Семья и детский сад лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у детей начинается постепенно складываться образ собственного дома, с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине. Если в семье есть свои привычки, традиции, правила (готовить друг другу подарки, сюрпризы, отмечать какие-то даты вместе и так далее), то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка. Как приятны воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. Например, на занятиях: «Я и моя семья, « Портрет семьи», « Наша дружная семья», «Моя мама», «Традиции семьи» и т.д.При проведении бесед: «Что значит любить родителей?», «Домашние обязанности членов семьи?», «Как провели выходные дни?» дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках. Рисуют рисунки на тему: «Мой дом», «Мы спортивная семья», «Портрет моей мамы», «Моя любимая бабушка, готовят подарки для мам, пап, родных и близких. Родители совместно с детьми оформляли выставку семейных фотографий, фотоальбомы и фотогазеты о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях. Организация совместных праздников, чаепитий, семейных встреч экскурсий является формой взаимодействия детей, педагогов и родителей.

2 Детский сад

Цель: воспитывать уважение к людям, работающим в детском саду, их профессиям, формировать умение ориентироваться в здании, выявить степень комфортности в детском саду.

Детский сад должен быть местом, где дети должны чувствовать себя комфортно и уверенно. С младшего возраста приучала детей здороваться и прощаться с сотрудниками детского сада и детьми. Бережно относиться к игрушкам, к книгам, поддерживать порядок в группе. Одной из эффективных форм являются экскурсии по детскому саду, во время которых дети знакомятся с сотрудниками, с условиями и особенностями их труда, с расположением помещений детского сада, они с удовольствием посещали кабинеты и служебные помещения. Дети свободно и самостоятельно ориентировались в здании. Совершая экскурсии по территории детского сада, рассматривали здание детского сада, особенности его строения, обращали внимание на архитектуру здания. Рассмотрели оборудование детских площадок, растения, деревья, цветы, которые растут на территории детского сада. Дети узнали, что многие растения приносят пользу человеку. Так же дошкольники узнали о том кто украшает строения, поддерживает чистоту на территории детского сада и для чего это делается. Они осознали сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту работу. После проведённых экскурсий на основе полученных знаний и впечатлений дети отражали своё отношение в разных видах деятельности. Например, в игровой , в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад»,дидактических играх «Кому, что нужно для труда?», «Так бывает или нет?» и других , в художественно творческой деятельности ( рисуют детский сад, медицинский кабинет, музыкальный зал).Была оформлена выставка «Мой любимый детский сад» где дети запечатлели дом, который им стал родным.

3 Малая Родина – (мой двор, история возникновения улиц, улицы города)

Цель: Дать понятие о том, что такое улицы города, познакомить с близлежащими улицами их названиями, микрорайоном, историей малой родины.

С детьми старшей группы проводились целевые прогулки по близлежащим улицам, в ходе которых дала понятие детям, что такое улицы, какими они должны быть. Предлагала вспомнить и назвать их домашний адрес. Познакомила дошкольников с название улиц, которые названы в честь героев – тоншаевцев и известных людей, так же с дворами, улицами на которых живут дошкольники. Мы с ребятами обращали внимание на соблюдение правил дорожного движения, работу дворников, мусороуборочных машин и делали соответствующие выводы. Вызывала у ребят желание поддерживать чистоту на улицах поселка, чтобы он был всегда чистым и красивым. Дала детям понять, что они хоть и маленькие, но являются жителями Тоншаева и их называют Тоншаевцами, это формирует у детей представление о родном городе, его устройстве, достопримечательностях. Беседы на тему «Дом в котором я живу», «Любимый мой двор», «Улицы поселка» по своему содержанию помогали воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию. При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность. Детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек, бабушек об истории названия микрорайона, улицы на которой они живут на занятиях и в свободное от занятий время дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории названии некоторых улиц. Ознакомление с фото с разными видами улиц города, способствовало уточнению и получению дополнительных знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории поселка, уважение к знаменитым землякам. Самыми яркими стали экскурсии, во время которых дети не только знакомятся с местностью, но и любуются красивыми местами поселка, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой. Для многих детей это целое открытие. Проводились экскурсии в магазин, школу, библиотеку, почту, стадион и т.д. Это помогает детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений, формирует у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей, о том, как и кто, заботится о жителях города. Большая часть работы проходила вне занятий – это беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного города. Закрепление знаний проходило на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, аппликации.

4 История родного поселка Цель: познакомить с историей возникновения края, его историческим прошлым и настоящим, достопримечательностями, символикой, воспитывать уважение к далёким предкам, бережное отношение к истории родного края.

Знакомить детей с историей возникновения края, с его достопримечательностями, символикой начали со старшей группы. Пополнила уголок краеведения новым материалом, оформили с ребятами альбомы: «Наш город», «Животные нашего края», гербарий «Растения нашего города», символику города – герб, «Национальные костюмы» Если целью моих занятий по ознакомлению с окружающим  миром в старшей группе являлось дать представление детям о родном крае, вызвать желание узнать о нём больше ,то в подготовительной  группе расширила знания детей о поселке. Дошкольники узнали о том, как жил и развивался наш поселок в прошлом с момента его рождения, о важных событиях которые проходили в поселке. Были организованы и такие экскурсии: « Знакомство с памятниками известных людей поселка», « Здравствуй  музей»

Познакомила детей с символикой поселка – гербом. Рассказала, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, обратила внимание ребят что у каждого города свой герб. Рассмотрев герб нашего поселка, и области, дети с помощью наводящих вопросов смогли разобраться в значении символов изображённых на гербах. С целью закрепления знаний детей о гербах, умения находить их среди других и знать символику гербов провела дидактические игры: « Найди герб свои », «Найди герб области», «Сложи герб».

Накануне праздника Победы провела беседу – рассказ на тему: «Герои нашего поселка и Отечества ». Подвела детей к пониманию того, что мы победили в Великой Отечественной войне, потому что любим свою Родину, Отчизну. Я доносила до детей мысль, что спустя много, много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память о погибших ,отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, предприятий, Домов культуры, в их честь воздвигнуты памятники.Были проведены занятия: «Тоншаевский мой милый край родной», « Доскажи словечко», «Герб родного города». Например, на занятии«Каким ты хотел видеть свой поселок» рассказы детей были очень интересными. В основном все хотели видеть свой поселок современным, зеленым, чистым, чтобы были широкие улицы с высокими зданиями, много цветов, театров, музеев, кинотеатров .Итоговое занятие  было проведено в

В подготовительной группе закрепляла знания детей о родном городе, систематизировала их, давала новые знания об истории поселка, связывала их с историей России, чтобы дети осознавали, что история их родного поселка неразрывно связана с историей страны. Заочные путешествия по поселку проходили и во время организованной деятельности, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их, чтобы правильно дозировать познавательный материал предлагаемый детям, установить логическую связь между различного рода сведениями. Организовала деятельность в определенной последовательности. Совместно с детьми организовала фотовыставку «Тоншаево в прошлом и настоящем». Занятия «Мой любимый поселок » было проведено в форме викторины, заданий и игр. Провела занятие «Дерево славится плодами, а человек трудом». Цель этого занятия – вызвать у детей чувство гордости за наш край, заложить ростки уважения к людям труда работающих на благо поселка, вызвать желание самим трудиться и прославлять поселок. С целью познакомить детей с людьми интересных профессий были проведены экскурсии. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установки тесной связи с семьёй. Организация совместных творческих домашних заданий : родители совместно с детьми принимали активное участие в подборке материала о родном поселке создавали альбом «Мой родной поселок», выращивали комнатные растения для группы. Объединение родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость. Проводила родительские собрания на тему: «Привитие патриотизма у детей», «Учим детей любить и беречь родной поселок.Работа в данном направлении вызвала интерес у родителей, что побудило их лучше узнать историю родного поселка и вызвало чувство гордости за него. Этот положительный отклик послужил примером для их детейТема моего опыта была интересна не только детям их родителям.

С целью выявления результативности проведённой мной работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с культурой  родного поселка , были повторно предложены детям вопросы , в ходе которых были выявлены знания о родном крае и показаны следующие результаты :………. твёрдо знают название поселка, в котором они живут, могут найди герб поселка и области и рассказать о них. Об истории возникновения города имеют точные знания  ……….Считаю, что основным результатом моей работы по данной теме является ,то что воспитанники моей группы стали духовно богаче .Они много узнали о своём поселке, изменили своё отношение к нему, увидели его красоту и богатство своим глазами, с уважением стали относиться к основателям, защитникам и людям , бережнее относиться к окружающему, чувствовать красоту природы .Так же у ребят изменилось взаимоотношения друг с другом, появились чувства коллективизма, сопереживания к людям , животным доброжелательные отношение к окружающим. Дети отличаются устойчивым интересом к истории родного  края, желанием облагородить территорию детского сада. Я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира ,но и заложить ростки любви к родному поселку .Пыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникшие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего патриота, который умеет использовать свои знания на практике.Таким образом, я считаю, систематическая работа по воспитанию патриотических чувств детей к культуре  родного края в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Теремок» комбинированного вида Нижегородская область, р.п. Тоншаево Пенькова Ольга Васильевна воспитатель 2 кв. категории Образование: высшее педагогическое Педстаж : 5 лет Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, с его культурой . «Родной край - сердцу рай!» Педагогический опыт

Слайд 3

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ В основе общеразвивающие программы : «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой,2009 и программа «От рождения до школы» А.В. Вераксы, 2011. Парциальные программы: Э.П.Костина, Н.Н.Кочнева и др «Мой Родной Дом» программа для дет (4-7 лет) Уч- мет пособие Н.Новгород 2000; О.Л.Князева, М.Д.Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа , С-Пб, «Детство-пресс», 2000 Учебное пособие «Азбука Истоков» по ред. И.А. Кузьмин 2007

Слайд 4

1. Углублять представления о семье и её истории. Формировать знания о том, где работают родители, как важен для общества их труд. 2. Расширять представления ребёнка о себе как о члене коллектива, формировать активную позицию через посильное участие в жизни дошкольного учреждения. 3. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край. 4. Формировать представление о том, что Россия – огромная многонациональная страна. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Рассказать детям о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины. 5. Продолжать расширять представления детей о Российской армии, рассказывать о почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность, о том как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Рассматривать картины, репродукции, альбомы с военной тематикой. 6. Показывать результаты труда взрослых, его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Задачи работы с детьми:

Слайд 5

Интеграция образовательных областей

Слайд 6

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчество родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Может рассказать о своём родном посёлке, назвать улицу, на которой живёт. Знает, что Россия – огромная многонациональная страна, что Москва – столица нашей Родины. Имеет представления о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы. Овладевший необходимыми умениями и навыками. Знает название родного посёлка, страны, её столицу. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ:

Слайд 7

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ. Уровень и качество усвоенных детьми знаний позволяет отследить разработанный тестовый материал. В конце учебного года результат анкетирования покажет, насколько ребенок расширил свои знания об окружающем его мире, который будет сопровождать его всю жизнь.

Слайд 8

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА По диаграмме видно, что большинство детей недостаточно знают о малой родине, об улицах поселка, не знают о традициях людей, живущих в поселке, не называют больших городов России. Также на момент начала обучения у них не сформированы знания о символах государства. Низкий уровень имеется по всем критериям.

Слайд 9

Посещение мини-музея в детском саду, Тоншаевского районного музея, библиотеки. Оформление « Реки времени » в группе, чтение стихов местных поэтов « Наш район Тоншаевский милый сердцу край » , экскурсия по посёлку, оформление модели центра поселка, оформление схемы « Дорога в детсад » каждым ребёнком с родителями, беседа по схеме. Знакомство с дидактическими играми « Профессии » , « Угадай вид росписи » и другие. Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста Использование технологии ТРИЗ, а также проблемных вопросов к детям будут способствовать развитию творческого мышления Игра «Что в круге?», «Что сначала, что потом», «Машина времени» и другие. Рассматривание альбомов «Национальные костюмы», «Нижний Новгород», « Москва», «Россия», «Моя семья», «Семейные традиции», «Тоншаево- поселок наш родной», «Выдающиеся люди поселка». Составление «Семейного древа».

Слайд 10

Система наблюдений, экскурсий и бесед циклы наблюдений, экскурсий За природой (животным и растительным миром) родного края Рассматривание достопримечательностей родного поселка; Улицы, водоёмы и парки родного посёлка. Спортивные сооружения. Детские площадки, места отдыха. беседы : О том, что мы видели в музее, парке, на реке, в лесу, на лугу; Какие звери и птицы живут в наших краях. Какие занесены в «Красную книгу»? О красоте родного края в разные времена года. Улицы родного посёлка. Достопримечательности р.п.Тоншаево. О том кто прославил нашу родину. Тема: «Будем в армии служить»

Слайд 11

Совместная деятельность с детьми Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края.

Слайд 12

Уголок краеведения «Всякому мила своя сторона» «Береги Родину, как зеницу ока»

Слайд 13

Знакомство с предметами русского народного творчества Гжель Тульский самовар Палех Хохлома Дымковская игрушка Матрёшки Сергиев- Посад Городецкая роспись Береста «Люби дело – мастером будешь!»

Слайд 14

Книжные выставки «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

Слайд 15

Продуктивная деятельность Схемы, карты, модели, рисунки Модель «Река времени»

Слайд 16

Викторина на тему: «Знатоки родного посёлка» «Нет краше Родины нашей!»

Слайд 17

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА. 85% детей овладели знаниями о своей малой родине, людей живущих в ней, и символах государства. 25 % детей с помощью наводящих вопросов говорят о своей родине, улицах поселка, символах государства. А 5% требуют помощи взрослого.

Слайд 18

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 19

Дети узнали больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Имеют представления о своём посёлке, в котором они живут. Расширились и углубились знания детей об улицах посёлка и его достопримечательностях, о гербе Нижегородской области и нашего посёлка. Знают свою малую родину, испытывают чувство гордости в отношении к своему посёлку, уважение к его жителям, традициям и культуре родного края которое будет сопровождать его всю жизнь. Знают праздники и традиции, которые отмечаются в семье и посёлке. Проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детской продуктивной деятельности. У детей появился интерес к истории, быту, народному творчеству и традициям своего народа. Дети стали активно использовать в речи элементы фольклора, познакомились с народными играми. Сформированы основы патриотизма, гражданственности и любви к родному краю. Чтят память солдат, погибших в ВОВ. Дальнейшее развитие получила монологическая (при составлении рассказа о знакомой улице) и диалогическая речь (во время беседы), расширился активный словарь детей. У детей улучшилась память, так как им пришлось многое узнавать на картинках, слайдах, по описанию, вспоминать стихи, песни, пословицы, называть народные промыслы, воспроизводить в рисунках и словесно в ответах на вопросы и в своих рассказах; отгадывать загадки. Этому же способствовали неоднократные обращения к опыту детей. Выводы:

Слайд 20

« Встают у нас рассветы золотые, И Пижма – речка плещет в берега, Стоит Тоншаево среди России, Земля родная, сердцу дорога! » Тоншаевский наш край родной, На карте мира ты даже меньше, чем кленовый лист. У нас в сердцах, мой светлый край и милый. Ты как цветок прекрасен, юн и чист. «Если дружба велика, будет Родина крепка»