Учитель года 2019
Здравствуйте. Здесь вы можете ознакомиться с конкурсными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурсное задание методический семинар | 1.94 МБ |
esse_ya_-_uchitel.docx | 48.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теоретическая основа педагогического опыта Труды выдающихся педагогов: А.С.Макаренко , К. Д. Ушинского, П. Я. Гальперина, Я. Корчака, В. А. Сухомлинский; философов: Аристотель, Платон, Демокрит , Гегель, Кант, Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н. и др. Организационно-педагогические условия Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №3 г.Лысково Нижегородской области Участие в реализации ФГОС ООО Курсы ГБОУ ДПО НИРО по темам: «Теория и методика преподавания истории и обществознания (в условиях введения ФГОС ООО )» ШМО гуманитарного цикла Наличие методической литературы, обеспечивающей методическое сопровождение проблемного обучения.
это мышление, которое помогает принять обдуманное, осознанное решение о том, чему верить и что делать. способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения . это одно из важнейших метапредметных умений, развитие которого требуется согласно ФГОС. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – « Хороший учитель даёт больше вопросов, чем ответов.» Джозеф Альберс
Способность мыслить критически в современном м ире огромных объемов информации – суть необходимый навык. И не просто полезный, а действительно необходимый, жизненно важный. Проблема как нельзя лучше побуждает критически мыслить . Историю же именно метод критического осмысления вывел в ряд наук, отдельных областей знаний. Особенно ценно, применять исторический опыт в современных реалиях – именно в этом вижу свою главную задачу . Актуальность
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Iстадия Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака. Ключевые термины . Таблица «З-Х-У». Плюс-минус-вопрос. Верные и неверные утверждения Корзина идей Кластер Ключевые термины выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять. внимательно выслушивает их ответы актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме; задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ Стадии Методические приемы Деятельность учителя Деятельность ученика
II стадия Осмысление содержания (получение новой информации) Инсерт -система маркировки текста. «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица. Чтение с остановками. Бортовые журналы. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. поддерживает у обучающихся активность выступает в роли консультанта получает новую информацию; осмысливает ее; соотносит с уже имеющимися знаниями. Стадии Методические приемы Деятельность учителя Деятельность ученика
III стадия Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Эссе Дискуссия Круглый стол возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям. вносит изменения, дополнения. даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления обобщает полученную информацию; Стадии Методические приемы Деятельность учителя Деятельность ученика
Проблемный метод обучения - есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие . В моей практике – это основополагающий метод обучения Ничто не учит мыслить так же хорошо как наши проблемы. Данный метод постановки учебной проблемы состоит из четырех последовательно осуществляемых этапов:
1 ) побуждающий к проблемной ситуации диалог; 2 ) подводящий к теме диалог; 3) сообщение темы с мотивирующим приемом ; Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
Данный метод постановки учебной проблемы состоит из пяти последовательно осуществляемых этапов:
Цель и задачи
Перечень тем способствующих развитию навыков критического мышления
Перечень тем способствующих развитию навыков критического мышления
Петр 1: герой или злодей? (10 класс)
2. Этап ознакомления с темой – составление кластера из уже имеющихся знаний (7 класс). Пополнение новыми знаниями формирует противоречие. Групповая работа : столкновение позиций учащихся, выступающих за западный путь развития России и тех, кто поддерживает её самобытность , легко делит класс на группы, в которых идет работа по подбору подходящей их позиции аргументации. Так же необходима группа «судей» (эту роль может взять и учитель) – они задают критические вопросы (сомнения) по ходу представления аргументов группами. Учитель здесь может добавить высказывания известных людей по этому вопросу («Зверь осатанелый» Л.Н. Толстой, «А Петр Великий, который один есть целая всемирная история!» А.С. Пушкин).
В ывод необходимо делать совместно учителю с учащимися, т.к. необходимо учитывать социальную цену правления Петра . Понятие социальной цены преобразований дает учитель. З. Этап обработки и закрепления новых знаний и создание более объективной картины, характеризующей тему. Группа арбитров (им может быть учитель) задает критические вопросы группам, подвергая сомнению их аргументы. Далее идет обсуждение полученной информации – она вносится в таблицу и сравнивается, делается вывод. Противоречивые данные перепроверяются (учебник, раздаточный материал, ресурсы Интернета).
Кроме вывода по самой теме необходимо экстраполировать проблему на современный этап развития государства и, учитывая исторический опыт, составить « рекоммедации » для будущих руководителей страны (то есть их поколению).
Результаты педагогической деятельности
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев , С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998 Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100. Фестиваль педагогических идей http:// festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с. Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 Сайт «Современные педагогические технологии» - http://pedtehno.ru Электронная библиотека - http://royallib.com http ://videouroki.net/filecom.php?fileid=98678608 Литература и источники
Предварительный просмотр:
Учитель года 2019
Конкурсное задание «Эссе»
Романычев Александр Андреевич
учитель истории
МБОУ средней школы № 3 г. Лысково
Я – учитель.
Оглядываясь назад на 10, 15 лет мне сложно поверить, что река судьбы принесет меня в чертоги знаний, в школу, в педагогику. Хотя удивительного, пожалуй, здесь ничего нет: помню, как в школе с интересом ждал дня самоуправления и всегда выбирал историю – мой любимый предмет с самого детства. Но пришел к учительству не сразу: «поиски себя», лучшей доли - любимая болезнь молодости. И все же, где-то в душе было желание что-то передать другим, поделиться своими знаниями, опытом со всеми, кто в этом нуждается, а нуждаются, как оказывается теперь, многие. Особенно дети. Но передать что?
И дело, безусловно, не в датах, определениях и прочих неотъемлемых атрибутах научного знания. Да, это чрезвычайно важно, но имеет ли сама научная составляющая истории, вообще любой науки, такой уж большой смысл для большинства людей, более того детей? Думаю, нет. Уверен, что нет…
В чем же тогда смысл профессии учителя, тем более учителя истории? Мне видится, в передаче чего-то очень ценного, большого и, по моему мнению, значащего много больше (это может прозвучит слишком пафосно), чем сама жизнь! Но жизнь ведь бесценный дар, ниспосланный нам откуда-то свыше – что может быть ценнее? Любовь.
Но это не просто слово, которым можно разбрасываться на каждом перекрестке – это есть смысл бытия человеческого, великого бытия и права быть ЧЕЛОВЕКОМ! Любовь не жаркие, пламенные речи влюбленных, нет, это не страсть, ибо прав был Сидхартха Шакьямуни, которого мы знаем как Будду, последняя делает нас несчастными, слабыми. Любовь – высшее мироощущение, осознание значимости себя не как человека, проживающего жизнь день за днем, а того, кто благодарен этому миру за своё бытие, радуется ему, себе, всем живущим, живет с пользою не столько для себя, сколько для всех.
С чего начинается любовь? С мамы, папы, родных, друзей, любимой (любимого), детей, РОДИНЫ и малой, и большой, Земли, которая нас взрастила и забирает к себе… Здесь можно долго перечислять, но смысл не в этом. Учитель обязан передать смысл этого понятия. Если это удается, тогда я, как педагог, могу поставить себе «памятник». Пусть он будет небольшим, скромным, но лучше не одиноким. Чем больше их – тем лучше.
Из этого прекрасного чувства прорастают и все остальные качества, необходимые человеку, тем более гражданину: уважение и любовь к родителям, близким, своей стране – патриотизм, природе… истории. История – это память, генетический код каждого народа, без которого и не существует его. Вспомните, о чем говорил Гиммлер в чудовищном плане «Ост»: уничтожить русскую историю и литературу, дабы лишить корней, души и самосознания себя как единого народа. КОРНЕЙ! Попробуйте обрезать их у цветка? Да, гибель неминуема. Дети должны это понять. Учитель – подвести к этому пониманию.
История нашего народа, государства полна героизма, трагедий, побед, блестящих примеров… Своей целью, как педагога, вижу возбудить живой интерес учащихся, детей к величию России, грандиозности нашего языка, предков, в результате к самой исторической науке. Привить уважение к самим себе – ведь мы часть великого народа, желание жить здесь во благо Родины, отринуть стекляшки и фантики, которые выдаются иногда за истинные блага (вспомните хотя бы несчастных индейцев). «Полюби себя, Родину, близких. Поверь в свои силы, других зарази этой верой!» – вот что мне важно сказать своим ученикам. Хитрый лис, старик Талейран (тот, что Наполеону помогал не растерять империю) говорил: «Люди верят только в тех, кто верит в себя». Поверь, милый друг, поверь.
В современном мире все вверх дном: у детей права – обязанностей мы не помним, телефоны, компьютеры… во многом они уже взрослые – столько информации вокруг, но пагубная всегда слаще (незабвенная Ева не даст соврать). У детей сократили/украли их детство. Скомкали, поломали ДЕТСКИЕ мечты. А куда они уходят? Посмотрел недавно свой выпускной альбом из садика, а там мои пожелания Миру: пускай не будет войн, всё украсить цветами, чтобы все были добрыми… О чем думают сейчас наши дети, ученики, закрывая глаза и задувая свечи? Они стали рациональны и это страшно. Желания теперь измеряются цифрами на бумаге. Стоит напомнить им, что у них еще детство – волшебное время открытий, сказок, волшебства!
Педагогическое мастерство учителя - увидеть, в чем заключается одаренность конкретного ученика, и создать условия для его развития, как части всего общества. Стараюсь. Признаться, не всегда получается. Но направление дано – осталось пойти по этому пути, осилить его.
Закончу свое эссе интересной цитатой: «Мой отец звал моего деда "Аба-мори" (Отец, учитель мой)... Я звал своего отца просто — "аба"... Мой сын зовет меня — Габриэль... А его сын, вероятно, будет подзывать его вот так: — и писатель прищелкнул пальцами, — жест, каким подзывают на Востоке слугу…» (Дина Рубина «Дети»). Заставляет задуматься, не правда ли?