Разработки уроков
Предварительный просмотр:
Библейские сказания
Цели. Способствовать ознакомлению учащихся с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; создать условия для развития умения сравнивать религию евреев с религиями других древних народов
Планируемые результаты (предметные). Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Личностные результаты. Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать
Метапредметные результаты. Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Тип и вид урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний, исследовательская лабораторная работа.
Основное содержание темы, понятия и термины. Происхождение еврейского народа. Монотеистическая религиозная система древних евреев. Священные книги евреев. Пророки: Ной, Авраам. Моисей – спаситель еврейского народа. Получение Моисеем скрижалей с Десятью заповедями. Монотеизм (единобожие), Библия, Ветхий Завет, пророк, потоп, ковчег, заповедь, завет, скрижали, кочевники
Образовательные ресурсы. Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин Г.И.Годер И.С.Свенцицкая М., «Просвещение» 2015 РТ № 1. Карта «Древний Восток»
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Постановка учебной задачи.
Ребята, давайте вспомним определение понятия «религия». (Религия – вера человека в колдовство, оборотней, душу, в жизнь после смерти).
Назовите, с религией каких народов мы уже знакомы.
Тема нашего урока «Библейские сказания». Запись темы урока. Попробуем сформулировать учебную задачу урока. Что мы с Вами будем изучать на уроке? Обобщение и формулировка проблемы:
Какое значение имеет Библия в приобретении знаний по истории, и какова её роль сегодня в жизни человека, чему она нас учит?
III. Усвоение и закрепление новых знаний и способов действий.
Работа по карте.
- Найдите на карте Древнюю Палестину, определите ее местоположение. (Мы говорили об этой стране во время путешествия в Древнее Междуречье).
Работа в Р.Т. задание 62 на странице 47. 4 - 6. (контурная карта 4 – Финикийские города Библ, Сидон и Тир, 5 – Египет и Палестина, 6 - 4 – Синайский п-в, 5 – Красное море, 6 – Средиземное море.)
Рассказ учителя о стране расположенной между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря.
Здесь пасли свои стада овец и коз скотоводы. Во 2 тысячелетии до н.э. с другими народами здесь жили и древнееврейские племена. Они кочевали с одного места на другое, перегоняя свои стада. Пастухи жили в войлочных шатрах.
Во главе еврейских племен стояли старейшины, они хранили предания о своем народе, которые вошли в Библию.
Работа с текстом учебника. Найдите в тексте значение слова «Библия».
Первая часть Библии – Ветхий завет – священная книга не только в религии евреев –иудаизме, но и всех христиан. Когда то евреи как и египтяне, вавилоняне поклонялись множеству богов. Но с течением времени пришли к единобожию, то есть стали почитать одного бога - Яхве. Они верили, что Яхве сотворил мир, дал людям правила, по которым они должны жить – заповеди. (словарные слова вывешиваются на доске).
Исследовательская работа в группах. Познакомимся с мифами из Ветхого завета.
3 группы – 3 ряда. Работают в парах.
1группа – Миф о сотворении мира. На листочках. Каким образом пытались объяснить древние евреи возникновение мира?
2 группа – Миф о первых людях. (Страница 79). За что первые люди были изгнаны из рая?
3 группа - Миф о всемирном потопе. (Страница 80). Какой возникший в Двуречье миф напоминает миф о Ноевом ковчеге? Чем напоминает?
Всем группам спасибо за работу.
Работа в парах. Опираясь на данные учебника п.2, стр 78-79), составить схему «Древо родоначальников евреев». После составления схемы проводится викторина «мозговой штурм»:
1. Кто являлся старшим родоначальником евреев?
2. Кем приходился Иаков Аврааму?
3. Чьим сыном был Иосиф?
4. Как поступили братья с Иосифом? Как вы относитесь к поступку братьев? (Поступок братьев – предательство по отношению к брату. Самое греховное в человеке - зависть. Она способна погубить человека, ставит его на путь предательства)
5. Простил ли Иосиф своих братьев? Почему? Осознали ли братья свою вину? Какими действиями братьев это можно доказать?
6. Где поселились дети Иакова? (В Египте)
Рассказ учителя. Стали египтяне притеснять со временем евреев, заставляли работать от зари до зари. Решили погубить народ еврейский: приказали казнить всех новорожденных мальчиков. Благодаря стараниям матери, выжил только один мальчик – Моисей.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по его следам.
Работа со слайдом. Внимательно прочитайте Законы Бога, дарованные Моисею и ответьте на вопросы.
Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
Не делай никакого изображения того, что на земле и на небе
Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Почитай отца твоего и матерь твою.
Не убивай.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего, … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.
- Какая из заповедей призывает к уважению старших? Почему она так важна? ( Основа воспитания) Актуальна ли эта заповедь сегодня?
- Какая из заповедей обращает наше внимание на уважение к жизни другого человека? (Не возжелай…). Почему она актуальна сегодня?
- К чему призывает заповедь не убий! (К окончанию войн, распрей)
- Какую заповедь и почему вы назвали бы главной для себя?
Ребята, вы в рамках курса ОРКСМ изучаете основы религии ислам. Мы сегодня познакомились с библейскими сказаниями. Очень много общего в этих религиях.
Чему учит современное христианство? Ислам?
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Запишем небольшой исторический диктант
- В переводе с древнегреческого означает «книги»; собрание священных книг (Библия)
- Самая древняя часть Библии; собрание священных книг (Ветхий Завет)
- Вера в единого Бога. (Единобожие)
- Правила, согласно которым должен жить еврейский народ. (Заповеди)
- Религия евреев, возникшая более 3 тыс. лет назад в Восточном Средиземноморье (Иудаизм)
- Договор бога Яхве с древнееврейским народом. (Завет)
- Каменные доски, где были записаны заповеди (Скрижали)
Взаимопроверка.
Подведение итогов урока. Что узнали на уроке? Какое задание было самым трудным, какое самым лёгким? Почему? Что ещё вам хотелось бы узнать по теме урока? Выставляет оценки за урок с учетом самооценки учащихся.
Домашнее задание: параграф 16, ответить на вопросы 1,4; разгадать кроссворд в РТ (задание 68 на стр. 51), по желанию прочитать библейские предания «Каин и Авель» и « Вавилонская башня»
Индивидуальные опережающие задания. Подготовить сообщения. Предание о Самсоне и Далиле, Давиде и Голиафе, Мудрый царь Соломон.