Всероссийские проверочные работы
Сравнительный анализ элементов содержания ВПР и содержания тем учебного курса А.А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию.5 класс». Материалы по ВПР для 5и 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание элементов ВПР по биологии 5 класс | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительная таблица элементов содержания ВПР и содержания тем учебного курса А.А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию.5 класс»
Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки | ||
Код | Проверяемые элементы содержания Раздел «Живые организмы» | Содержание тем учебного курса «Биология. Введение в биологию» УМК «Живой организм» |
1 | Биология – наука о живых организмах | Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели |
1.1 | Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. | |
1.2 | Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. | |
1.3 | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. | |
1.4 | Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. | |
2 | Клеточное строение организмов | |
2.1 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Методы изучения клетки. | |
2.2 | Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. | |
2.3 | Ткани организмов. | |
3 | Многообразие организмов | Раздел 2. Многообразие живых организмов Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. |
3.1 | Клеточные и неклеточные формы жизни. | |
3.2 | Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | |
3.3 | Основные царства живой природы. | |
5 | Царство Растения | |
5.1 | Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. | |
5.2 | Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. | |
5.3 | Растение – целостный организм (биосистема). | |
5.4 | Условия обитания растений. Среды обитания растений. | |
5.5 | Сезонные явления в жизни растений. | |
9 | Многообразие растений | |
9.1 | Классификация растений. | |
9.2 | Многообразие цветковых растений. | |
9.3 | Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. | |
10 | Царство Животные | |
10.1 | Общее знакомство с животными. | |
10.2 | Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. | |
10.3 | Разнообразие отношений животных в природе. | |
10.4 | Значение животных в природе и жизни человека. | |
4 | Среды жизни | Раздел 3. Среда обитания живых организмов Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Л.р. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных родного края. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
|
4.1 | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. | |
4.2 | Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. | |
4.3 | Приспособления организмов к жизни в водной среде. | |
4.4 | Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. | |
4.5 | Приспособления организмов к жизни в организменной среде. | |
4.6 | Растительный и животный мир родного края. | |
Раздел 4. Человек на Земле Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. | ||
6 | Органы цветкового растения | |
6.1 | Семя. Строение семени. | |
6.2 | Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. | |
6.3 | Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. | |
6.4 | Почки. Вегетативные и генеративные почки. | |
6.5 | Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. | |
6.6 | Стебель. Строение и значение стебля. | |
6.7 | Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. | |
6.8 | Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. | |
7 | Микроскопическое строение растений | |
7.1 | Разнообразие растительных клеток. | |
7.2 | Ткани растений. | |
7.3 | Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. | |
7.4 | Микроскопическое строение стебля. | |
7.5 | Микроскопическое строение листа. | |
8 | Жизнедеятельность цветковых растений | |
8.1 | Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. | |
8.2 | Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. | |
8.3 | Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. |