Работа с детьми
Конспекты, презентации и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bogatstva_urala.docx | 23.72 КБ |
klubnyy_chas_osen.docx | 1.09 МБ |
besedy.docx | 1.44 МБ |
konspekt_zozh.docx | 25.01 КБ |
konspekt_po_teme_vesna.docx | 21.98 КБ |
konspekt_ptitsy.docx | 82.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей подготовительной группы
«Урал – наш край родной»
Цель: создать условия для формирования представлений детей о родном крае
Задачи:
- Обобщать знания детей о родном крае, закрепить названия поделочных, драгоценных камней.
- Развивать наблюдательность, внимание, память, связную речь.
- Воспитывать интерес, любовь к родному краю, патриотическое отношение, чувство гордости за свой родной край.
Материал: портрет писателя П. П. Бажова, иллюстрации к сказкам «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка», «Медной горы Хозяйка», «Серебряное копытце»; магнитофон с аудиозаписью «Шум моря», карта, коллекция камней.
Предполагаемый результат:
Сформированность представлений о родном крае.
Ответственное отношение детей к окружающей среде
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие по родному краю.
Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем говорится в стихотворении?
Необъятная страна
Если долго – долго – долго
В самолете нам лететь
Если долго – долго – долго
На Россию нам смотреть
То увидим мы тогда
И леса, и города
Океанские просторы
Ленты рек, озера, реки…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна
Воспитатель: Дети, о чем же говорится в стихотворении? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как называется наш прекрасный, чудесный край, в котором мы живем? (Урал)
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в большой, прекрасной стране. Скажите пожалуйста, как называется наша страна? (Россия)
Воспитатель: А как называется город, в котором мы живем? (Екатеринбург). Покажите на карте, где расположен город Екатеринбург.
Воспитатель: Посмотрите, какой герб интересный. Что на нем изображено? (Ответы детей)
Воспитатель: Щит города Екатеринбурга разделен на две половины: одна изумрудно – зеленая, а другая золотого цвета. Верхняя зеленая часть щита напоминает крепость, на ней изображены рудокопная шахта в виде колодезного сруба с воротом о двух рукоятках и плавильная печь с красным огнем, они символизируют горнодобывающую и металлургическую промышленности Урала. Синий пояс в виде волны символизирует реку Исеть. Фигуры, которые держат щит – это медведь, символизирующий часть России, и соболь символизирующий Азию. Золотая лента в нижней части герба в середине украшена кристаллом, это говорит о минеральных богатствах Урала.
Воспитатель: Люди на Урале любят свой край, его еще называют жемчужиной Урала.
Воспитатель: Чем же богат наш Урал? (Ответы детей)
Воспитатель: Наш уральский край знаменит камнями самоцветными, полезными ископаемыми, лесами.
Воспитатель: А что такое самоцветы? (Ответы детей)
Воспитатель: Самоцветы – это очень красивые, яркие, блястящие, твердые, разноцветные камни. Их никто не окрашивал, они от природы такие, поэтому и называются «самоцветными»
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и показать этот камень. (Включается музыка «Шум моря»)
Слушаем внимательно:
Загадки
- Кто секрет хранить умеет, тот таинственно молчит
И всегда понять сумеет камень ящерок и змеек темноглазый…?
(Малахит)
Молодцы! Послушайте следующую загадку
- Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом, зелёным цветом …(изумруд)
- По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хотя размером мал.
Скажите, как зовется минерал (алмаз)
Воспитатель: Как вы догадались, что это алмаз?
Покажите этот камень.
- На закат похож тот камень
Эти камни в ожерельях
Силу солнышка таят (агат)
Воспитатель: Как вы догадались, что это агат?
Покажите этот камень.
- Он друзами, цветами прорастает,
Как искорка, его кристалл сверкает,
Он то прозрачен, то слегка с дымком,
Вам с детства самоцвет такой знаком.
Похож он с виду чуточку на лед,
Кто без ошибки камень назовет? (горный хрусталь)
Воспитатель: Как вы догадались, что это горный хрусталь?
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: А сейчас следующее задание. Послушайте пословицы и поговорки об Урале и объясните их значение.
1.Недаром говорится, что дело мастера боится.
2. Горы стали в печах варятся, потому Урал героями славится.
3.Камень не дышит, а мастер его слышит.
4. Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.
5. Не то важно, что долго жил, а то важно – большое дело сотворил.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием, пришла пора отдохнуть.
Физкультминутка
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Воспитатель: А сейчас наши ребята прочитают стихи о родном крае
- Я родился на Урале,
Здесь живу я и расту.
Лучше края я не знаю –
Урал мне дарит красоту.
- Вот горы змейкой проползают,
Берёзы, сосны там и тут.
Здесь рыбки в озере играют,
В лес ягоды, грибы зовут.
- Про Урал говорят,
Что камнями богат,
И умельцами тоже он славится.
Кто в краю побывал,
И Бажова читал -
Тот у нас непременно останется.
- Неспроста говорят,
Что Урал наш богат:
Изумруды и алмазы
Ярче солнца горят.
Есть у нас малахит,
Есть руда и гранит
И горючий, самый лучший
Уголёк антрацит.
Кто у нас побывал,
Кто наш край повидал,
Никогда не забудет
Голубой наш Урал!
Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним нашего уральского писателя П. Бажова. И рассмотрим иллюстрации к сказкам П. Бажова.
Выставляются иллюстрации к сказкам «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка», «Медной горы Хозяйка», «Серебряное копытце»
Воспитатель: Что изображено на картине? Кто главный герой? Чем еще можете дополнить?
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы сейчас с вами поиграем в игру: я буду задавать вопросы, а вы отгадывать
- Какого цвета было копытце у олененка в сказке?
- Кто заухал, и захохотал, и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (филин)
- Какого цвета была змейка в сказке? (голубая)
- Продолжите название сказа П.П. Бажова «Каменный…» (цветок)
- Как называется материал из которого сделана шкатулка? (малахит)
- Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (перья)
- Как звали кошку у Даренки? (Муренка)
- В кого превратилась Хозяйка Медной горы? (в ящерку)
- Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (малахитовую шкатулку)
Воспитатель: Вы сегодня, ребята, молодцы, хорошо потрудились.
Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Занятие по здоровьесбережению
в подготовительной группе
на тему: «Где прячется здоровье?»
Цель: учить детей заботиться о своем здоровье.
Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Развивать интерес, память, мышление, речь, умение рассуждать. Закрепить представление детей о распорядке дня, значимости режима дня, о полезной еде.
Материалы, оборудование: магнитофон, маски с витаминами А, В, С, Д, солнышко с лучами (здоровье: сила, воздух, режим дня, полезная еда, хорошее настроение), картинки с изображениями детей, занятыми различными видами деятельности в течение дня, часы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними. (Дети говорят «Здравствуйте»)
Воспитатель: Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали «Здравствуйте». Это - значит здоровья желаю.
Воспитатель: Сегодня я хотела поговорить на очень важную тему:
о здоровье.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое здоровье?
(ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я хочу рассказать вам старую легенду (звучит спокойная лирическая музыка)
«Давным–давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек.
- Один из Богов сказал: «Человек должен быть сильным».
- Другой сказал: «Человек должен быть умным».
- Третий сказал: «Человек должен быть здоровым».
- Но один Бог сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам».
И решили они спрятать главное, что есть у человека - здоровье. Стали думать, решать: куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - на высокие горы. А один из Богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека».
Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов!
(заканчивает звучать музыка)
Воспитатель: Значит, здоровье – то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Здоровье – это сила, хорошее настроение. Я открою вам маленький секрет – наше здоровье можно сравнить с солнцем, у которого много лучиков. Эти лучи живут в каждой клеточке нашего организма.
Воспитатель: Первый лучик – это сила. Я приглашаю вас на разминку.
Сделаем разминку – держим ровно спинку.
Голову назад, вперед, влево, вправо, поворот.
Руки вверх, поднять прямые. Вот высокие какие!
Еще выше потянулись, вправо-влево повернулись.
Этим славным упражнением поднимаем настроение.
Дальше будем приседать – дружно сесть и дружно встать.
Прыгать нам совсем не лень, словно мячики весь день.
Воспитатель: Посмотрите, сколько сил стало в ваших руках! Сразу видно – силушка по жилушкам огнем бежит! А почему человек должен быть сильным?
Воспитатель: Крепнет человек – крепче камня становится. Слабеет – слабее воды. Давайте выучим эту пословицу.
Воспитатель: Дети, какие мышцы стали у вас?
Дети: Крепкие и сильные.
Воспитатель: А настроение?
Дети: Бодрое, веселое.
Воспитатель: Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой?
Дети: Чтобы не болеть, быть здоровым.
Воспитатель: Правильно, ребята. «Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать». Давайте все вместе повторим (повторяем).
Помните об этом, ребята.
Воспитатель:
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья мерзнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты.
Воспитатель: Давайте выполним с вами упражнения на дыхание.
(выполняем упражнения на дыхание).
1. «Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести
«у-х-х».
2. «Заблудились в лесу». Сделать вдох на выдохе прокричать «а-у-у».
Воспитатель: Дети, скажите, почему мы выполняли дыхательные упражнения?
Дети: Чтобы организм обогатился кислородом. Чтобы закалять свой организм и т.д.
Воспитатель: Правильно, ребята, воздух насыщен кислородом - это чистый свежий воздух.
Воспитатель: Так как же называется второй лучик здоровья?
Дети: Воздух.
(Открываю второй лучик здоровья)
Воспитатель: Дети, что это? (Показываю модель часов в виде цветочка)
Дети: часы.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, зачем нам нужны часы? (суждение детей)
Воспитатель: Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки и сна.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что такое режим? (суждение детей)
Воспитатель: Дети, режим – это когда выполняются все дела в течение дня по времени, как в детском саду у нас. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки, сна и ухода домой. С этим режимом детского сада знакомы и ваши родители, папы, мамы, ну а часы показывают время выполнения режима дня. Режим дня помогает быть дисциплинированным, помогает укреплять здоровье, хорошо и качественно выполнять все свои дела и задания. Режим – это когда все твои дела распределены, четко по времени в течение дня.
Воспитатель: А теперь я хочу предложить выполнить задание, которое называется «Разложи по порядку» (ребята выходят по двое к доске, и по порядку выкладывают картинки с изображениями детей, занятыми различными видами деятельности в течение дня. По ходу игры обращаю внимание детей на то, чтобы вовремя ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю зарядку, необходимо есть в одно и тоже время в течение дня)
Воспитатель: Дети, значит, как называется третий лучик здоровья?
Дети: Режим дня.
(Открываю третий лучик)
Затем провожу физкультминутку.
Перед началом физкультминутки спрашиваю у детей: «Дети, какое время года?»
Дети: Осень
Воспитатель: А как вы определили, что осень?
Дети:
Провожу физкультминутку
Воспитатель: Дети, давайте поиграем с вами в словесную игру, и я знаю, что вы знаете о полезной еде. Я зачитываю четверостишье о продуктах. Если они полезные, то вы все вместе хлопаете, а если вредные – топаете.
Если о том, что для здоровья вредно, вы молчите. (Читаю четверостишие)
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок. И тогда ты точно будешь очень строен и высок (правильно)
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, ешь конфеты, жуй ирис, строен стань, как кипарис (молчат)
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет, ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград. (правильно)
4. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
7. Пейте дети молоко, будете здоровы (правильно)
Молодцы, ребята, я обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезную еду.
Воспитатель: Ребята, а что знаете о витаминах?
Выходят трое детей, на головах атрибутики витаминов АВС.
1-й ребенок: Я витамин А,
очень важен для зрения.
Помни истину простую.
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Воспитатель: А содержится витамин «А» в оранжевых и красных овощах и фруктах. Это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец. А еще этот витамин есть в рыбе, яйцах, в сливочном масле, в петрушке.
2-й ребенок : Я витамин B, помогаю сердцу.
Очень важно спозаранку
Есть на завтраки овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Воспитатель: Витамин В помогает сердцу, чтобы оно хорошо работало. А есть он в черном хлебе, мясе курицы, геркулесе, молоке, орехах, горохе.
3-й ребенок: Я витамин С, укрепляю организм
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Если даже кислый он.
Воспитатель: Лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника содержит витамин «С». А еще есть в капусте, редисе, луке.
4 – й ребенок:
Я веселый витамин, не могу я быть один
У меня полно друзей, с нами дети здоровей
Тот, кто рыбу, мясо ест, тот силен как Геркулес.
Если рыбий жир полюбишь силачем, атлетом будешь
И дружи всегда, везде с витамином славным Д
Воспитатель: Он укрепляет кости. А есть он в рыбьем жире, яйцах, молоке. А еще витамина Д много у солнышка и оно щедро делится с нами витамином.
Воспитатель: Спасибо, ребята, знаете вы о витаминах.
Витамины будем кушать мы всегда, и не будем мы болеть никогда.
Воспитатель: Итак, как же называется четвертый лучик здоровья?
Дети: Полезная еда!
(открываю четвёртый лучик)
Воспитатель: Пятый лучик – хорошее настроение.
- Посмотрите, наше солнышко улыбается, радуется за нас, потому что мы нашли спрятанное богами здоровье. Главная наша задача – сберечь его.
Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы отнесете и подарите друзьям. Потяните рук вверх, вдохните и откройте глаза на счет три. Ваша прогулка была чудесной!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как засияли и засверкали наши лучики здоровья на солнце. Как?
Дети: ярко, бодро….
Воспитатель: Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии (а это выполнять физкультурные упражнения, делать дыхательную гимнастику, дышать свежим воздухом, есть полезную еду, выполнять режим дня), то будете такими, как солнце, яркими, светлыми, веселыми, задорными, т.е. здоровыми.
( Дети читают стихи)
1. Всем известно,
Всем понятно, что
Здоровым быть приятно
Только надо знать, как здоровым стать.
2. Чтоб здоровым быть, учтите заранее,
Что всем необходимо полезное питание.
И помните об этом, идя по магазинам.
Не сладости ищите, ищите витамины.
3. В мире нет рецепта лучше,
Будь со спортом неразлучен.
Проживешь сто лет,
Вот и весь секрет.
Воспитатель: Дети, вам понравилось занятие? А что именно понравилось? Что вы узнали нового? Я очень рада. ВСЕМ СПАСИБО!
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Николаева В.П.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Приметы весны»
Цель: Создать условия для формирования представлений о весне как о времени года
Образовательные задачи: Систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны. Закрепить знания народных примет, загадок о весне, обучать детей составлять рассказ по картине. Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным. Учить разгадывать кроссворды. Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы.
Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу. Воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли
Материалы и оборудование: магнитофон, изображения капелек, мяч, изображение грустного и веселого солнышка, кроссворд, иллюстрации «Приметы весны».
Ход занятия:
Воспитатель:
Игра на общение (стоя в кругу)
Здравствуй, солнце, здравствуй, утро,
Здравствуй, ты, мой лучший друг,
Вот и наш собрался круг.
Добрый день, добрый час!
Очень рада видеть вас.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?
Дети: Да.
Воспитатель: Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит тихо « Музыка весеннего леса»).
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям, нам – тепло,
Волшебство – чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - (весна).
Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне
Воспитатель: Дети смотрите, капелька висит, Весна загадывает вам загадки, отгадаем? (снимает закрепленный картон в виде капельки и загадывает детям загадки)
Дети: Да.
Воспитатель: Антон, сними пожалуйста и принеси капельку под № 1.
(читает загадки)
Если слышится капель,
Если снег растаял,
Если птицы прилетели,
Если кончились метели,
И ручьи бегут, ты рад!
К нам приходит месяц….
(Март)
Будет лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель
Это будет всех. (апрель)
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш одевая край-
Нас теплом встречает. (май)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ах, какие молодцы, отвечали дружно. Маша, принеси нам пожалуйста капельку №2.
(читает)
Долгая была зима,
А вот пришла весна.
Ребята, давайте порадуем весну и прочитаем ей стихи
Дети: (читают стихи.)
Воспитатель: очень красивые стихи ребята. Я думаю, что Весне понравились ваши стихи. Продолжаем дальше. Саша, принеси нам
капельку №3.
Воспитатель: Вот еще одно задание. А какие вы приметы знаете о весне.?
Составление предложений о весне по картинкам:
На доске перед детьми расположены картинки с приметами Весны. Дети рассматривают их, затем по очереди входят к доске, рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются первые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают легкую одежду»
Воспитатель: давайте немножко разомнемся.
Физкультминутка "Весна пришла".
Весна, весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)
Тепло на крыльях принесла! (взмахи руками)
И вот на самом солнцепеке (руками тянемся вверх)
С поднятой гордо головой (голову поднимаем вверх)
Расцвел подснежник голубой (ладошками сделать цветок)
Он не боится холодов, (обнимаем себя и показываем холод)
За ним придут цветы другие (ходьба на месте)
Он первенец среди цветов! (круговой взмах руками)
Воспитатель: молодцы. И это вы правильно сделали. Весна довольна какие вы внимательные. Саша, следующая капелька №4.
Игра «Один и много»
(игра проводится с мячом)
Воспитатель: ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:
Ручей-ручьи
Дождь-дожди
Скворец-скворцы
Гнездо-гнезда
Сосулька-сосульки
Лист-листья
Дерево-деревья
Грач-грачи
Река-реки
Воспитатель: какие сообразительные, молодцы. Идем дальше, Саша принеси пожалуйста капельку №5.
Воспитатель: Следующее задание: разгадывание кроссворда. Вы будете отгадывать загадки, а я записывать.
Дети отгадывают загадки и записывают отгадки в кроссворд.
1. На шесте-дворец.
Во дворе-певец.
А зовут его (скворец)
2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает (капель)
3. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою (сосулька)
4. Живет посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился он в ручей (снеговик)
5. Первый месяц весны (март)
Воспитатель: Следующая капелька № 6.
Весна шепчет, что солнышко совсем загрустило и не светит, и не греет, как помочь солнышку?
На доске прикреплено грустное солнышко.
Воспитатель: Чтобы наше солнышко засияло и одарило землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его.
Игра «Какое солнышко» Дети рассказывают о солнышке, какое оно
Солнышко какое? – лучистое, доброе, блестящее, нежное, приветливое.
Проводится игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
(После игры дети садятся на стулья).
Воспитатель: молодцы. И это вы правильно сделали. Весна довольна как вы со всем справились.
Воспитатель. Следующая капелька № 7. Ребята, сейчас мы с вами поиграем в такую игру. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например, день (какой?) — весенний день.
Небо какое? – весеннее.
Ветер какой? – весенний.
Песенка какая? – весенняя.
Солнце какое? – весеннее.
Туча какая? – весенняя.
Дождь какой? – весенний.
Облака какие? - весенние
Цветы какие? – весенние.
Лес какой? – весенний.
Погода какая? – весенняя.
Утро какое? – весеннее.
Настроение какое? – весеннее.
-Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?
Капель, проталина, урожай, сосулька.
Подснежник, весна, листопад, грач.
Таять, капать, набухать, заготавливать.
Март, апрель, декабрь, май
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Следующая капелька №8
«Составь рассказ по картине»
Воспитатель: дети, а весна принесла нам посылку, тут и письмо.
«Дети, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я наблюдала за вами в окошко. И так как вы прекрасно со всем справились. И чтобы в вашей группе наступила весна, я предлагаю украсить ее цветочками. (Детям раздаются цветы, которыми они украшают группу)
Дети, сегодня мы с вами разгадывали загадки, рассказывали стихи. А, что мы с вами еще делали?
(ответы детей)
Воспитатель: что больше вам понравилось?
(ответы детей)
Воспитатель: как хорошо, что вам всем что-то понравилось. Вы порадовали наших гостей и меня своими знаниями.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«О чём поют весной птицы?»
Программное содержание: уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Материал: предметные картинки, изображение дерева, фотографии птиц (грач, скворец, ласточка, кукушка, жаворонок), магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц в лесу», по два чистых листа на каждого ребёнка, подбор книг, картинок, энциклопедий о птицах.
Ход занятия
-Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите, о чем говорится в стихотворении.
Вернулись раннею весной
Через моря, долины,
Певцы пернатые домой
На родину с чужбины.
-О ком говорится в стихотворении? ( О птицах, перелётных птицах)
- Ребята, я предлагаю вам сегодня очутиться в весеннем лесу и послушать звуки весеннего леса.
Аудиозапись «Голоса птиц»
- Что вы услышали?
(Птицы поют, весело…)
- Конечно, птицы весело и громко поют свои песни.
- Ребята, из каких источников можно узнать о птицах (Из наблюдений, опыта, книг, энциклопедий, из телевизионных передач, мультфильмов, из рассказов взрослых )
- Сегодня я проснулась от весёлого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. Как вы думаете почему? (Наступила весна, птицы рады приходу весны, солнышку, теплу)
-Правильно. Наступила весна. А какая она? (Тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая)
-Какие чудеса происходят весной? (Снег превращается в воду, появляются первоцветы- подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля зеленеет от пробивающейся травки и т.д.)
-Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.
-Как называют птиц, которые прилетают обратно ? (Перелётные)
- Давайте все подумаем, кто такие птицы, чем они отличаются от других животных. (Птицы отличаются от других животных тем,что у них есть клюв, 2 лапы, крылья, тело покрыто перьями)
-Почему эти птицы улетают от нас на зиму? (Они питаются насекомыми, а зимой насекомые все попрятались, птицам есть нечего).
- Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Хорошо - плохо».
- Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в теплых странах насекомые водятся круглый год.)
- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т. д.)
-Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц?(Да!)
-Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличками. Давайте и мы с вами их позовём так же:
Уж вы, пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
Обращаю внимание детей на дерево, на котором сидят перелётные птицы.
- Что за дерево! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали? ( Грач, скворец, ласточка, кукушка, жаворонок)
- А как вы догадались, что это ласточка? (У неё голова, спинка, крылья чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост как две кисточки )
Ласточка – это перелетная птица, ее прилет возвещает наступление «настоящей » теплой весны, а дом, где она поселилась, считают счастливым.
- Послушайте, как поют ласточки. (Включаю аудиозапись голоса ласточки)
-Как вы догадались, что это грач? (Он весь чёрный, клюв у него большой и широкий, с боков чуть белый. Грач большой).
Грач - Близкий родственник вороны, но более стройный. Черный металлический окрас и отсутствие оперения перед клювом отличает грача от нее. Питается практически всем, что ему под силу. Мелкие грызуны и отходы жизнедеятельности человека, червяки и зерно – все ему по вкусу.
- Послушайте, как поют грачи (Включаю аудиозапись голоса грача)
-А по каким признакам догадались, что это кукушка? (Клювик у нее маленький и остренький, сама вся серенькая, грудка беленькая и на ней тёмные полосочки. Хвостик овальный, с белыми полосками).
Кукушка – серая птица величиной с сороку. Имеет длинный хвост. В первой половине лета издает характерные звуки «ку-ку». Особенностью этого вида является то, что самки не высиживают птенцов, а «подкидывают» яйца другим птицам.
- Послушайте, как поют кукушки.
- Как вы догадались, что это жаворонок?
Жаворонок – певчая птица, немного крупнее воробья. Весной и летом в полях и на лугах слышатся их звонкие песни. Самцы начинают петь с раннего утра, еще в сумерках. При пении самец резко поднимается вверх почти вертикально против ветра. Продолжительность одной песни в период наибольшей активности достигает двух минут. Затем птица внезапно замолкает и камнем падает вниз.
- Послушайте, как поют жаворонки
- Как вы догадались, что это скворец?
Скворец – небольшая птица, тело массивное, шея короткая. Длинные ноги, толстые и сильные, снабжены большими изогнутыми когтями. Острый клюв скворца тонкий, длинный, направлен вниз. Хвост короткий и почти прямой на кончике. Оперение черное с ярким металлическим отливом
- Послушайте, как поют скворцы.
- Как вы догадались, что это зяблик?
Зяблик - прекрасный певец, способный посоревноваться с соловьем за звание лучшего исполнителя. Эта певчая птичка имеет очень яркую окраску перьев. Грудка у него красно-бурая, а спинка коричнево-зеленая. Благодаря этому, он хорошо заметен в природе.
- Послушайте, как поют зяблики.
- Как вы догадались, что это дрозд?
Дрозд – птица стройного телосложения с крепкими ногами и сильным клювом. Дрозды – ближайшие родственники воробья. Дрозд сам по себе довольно блеклый, зато имеет яркие акценты в виде оранжевой грудки и клюва. Невзрачный буро-коричневый пестрый окрас спины, белое брюхо и ржаво-рыжие бока не мешают ему издавать красивые звуки, которые по праву можно назвать пением.
- Послушайте, как поют дрозды.
- Как вы догадались, что это соловей?
Соловей - Король песни. При небольших размерах обладает исключительно красивым голосом. Не зря существует сравнение «поет как соловей»
- Послушайте, как поют соловьи.
- Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. А если бы птицы могли петь как люди, словами, о чём бы они нам рассказали в своих весенних песнях? (О том, как они любят свою родину, какие чудеса они видели в дальних странах, как долог и труден был их путь к себе домой, как они спешили и радовались встрече с нами и т. д.)
- Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется: выражает то радость, то тревогу, волнение, страх)
-Кто враги у птиц? (Ястреб, коршун, сокол, кошка, лиса, кукушка …)
-А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу»
-Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Радостное, весёлое, легко на душе). Сейчас нам расскажет стихотворение София И.
Реб. Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце, о весне
И о родимой стороне.
И нет их песенки чудесней.
-Вот видите, ребята, сколько интересного узнали мы друг от друга о перелётных птицах.
-А из каких наблюдений за птицами мы тоже много интересного узнаем? Давайте вспомним наши наблюдения за первыми перелётными птицами - грачами.
-Как вы думаете, какая первая забота у них весной? (Поправить старые гнёзда, построить новые)
-А из чего строят свои гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха и т.д.)
- А где грачи строят свои гнёзда? (На высоких деревьях, иногда на одном дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд)
-А как они гнездятся? (Стаями)
- А когда гнёзда будут готовы, какая же следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов)
-А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца? (Мама-птица, самка)
-Кто заботится, кормит маму и птенцов? (Папа, самец)
-Кто вскармливает и растит питомцев? (Родители, обе птицы)
- Ребята, а мы с вами можем как - то помочь птицам весной? (Да, сделать скворечники с родителями и развесить их, а также развесить по кустам вату, лоскутки для гнёзд и т.д.)
-Вы сказали, что о птицах ещё мы можем много интересного узнать из опыта. Вот сейчас мы его и проведем. Но сначала скажите, где птицы летают, что их окружает вокруг ? (Воздух)
-Когда можно почувствовать воздух? (При быстрых и резких движениях рук, ног, при беге)
Детям предлагается побегать на месте, помахать руками.
-Чувствуете воздух? (Да)
-Давайте попробуем взлететь как птицы. (Дети подпрыгивают, проделывают движения руками, чтобы взлететь)
-Получается взлететь? (Нет)
-Почему? (Мы тяжёлые)
- Правильно, тяжёлые предметы опираться о воздух не могут, они падают вниз. Воздух может недолго удерживать очень легкие предметы с широкой поверхностью, например, лист бумаги.
( Демонстрирую падение двух листов бумаги, один из которых на глазах у детей комкаю, превращаю в шарик и опускаю вниз ).
- Почему бумажный шарик падает камнем вниз, а гладкий лист падает медленно? (Лист широкий и лёгкий, опирается о воздух, поэтому может немного лететь).
- Давайте и вы попробуйте провести этот опыт.(Дети проводят опыт с листочками)
Затем показываю на примере веера, как раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает.
-С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха и летит.
- Ребята, вам всем задание: посмотреть передачи, мультфильмы о птицах и потом рассказать всем в группе.
-Ещё мы с вами знаем, что из книг тоже можно узнать много нового и интересного о птицах. Сейчас я вам прочитаю рассказ К. Д. Ушинского «Ласточка»
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка»
- Ребята, что вы поняли из этого рассказа? (Что нельзя разорять гнёзда птиц)
- Правильно. Мы должны беречь птиц.
- Как мы можем это сделать ? (Зимой их надо кормить, нельзя стрелять из рогаток, нельзя разорять гнёзда, нельзя ловить птиц и т.д.)
- Обо всём этом нам расскажет ...
Чтение стихотворения Г. Ладонщикова
Реб. Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны.
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
-Будем беречь птиц! Птицы - наши друзья!
-А что произойдёт, если вдруг птицы не вернутся к нам весной? (Произойдёт беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен)
-Скажем все вместе перелётным птицам:
Спасибо вам, наши верные и преданные друзья птицы
За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину
Рассказ Константина Дмитриевича Ушинского. Ласточка
Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
– Не разоряй гнезда, – сказал мальчику отец. – Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, веселых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Работа закипела, ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнездышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то перышко, то стебелек моха.
Прошло еще несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остается в нем постоянно.
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», – подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперед, как неутомимо добывали пищу своим деткам! Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил свое удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:
– Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост, в сравнении с маленьким, легким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть, вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе – о южнорусских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Черном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где все цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнездышко и ловила мошек, когда у нас стояли крещенские морозы.
– Я не думал, что ласточки улетают так далеко, – сказал мальчик.
– Да и не одни ласточки, – продолжал отец. – Жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелетными, также улетают от нас на зиму в теплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в Южной Германии и Франции; другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь еще дальше, перелететь все Средиземное море, чтобы вывести и накормить детей где-нибудь на берегах Нила.
– Отчего же они не остаются в теплых странах целый год, – спросил мальчик, – если там так хорошо?
– Видно, им недостает корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре верст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?
4. Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)
Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.
Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),
Журавль… (курлычет),
Ворона … (каркает),
Кукушка… (кукует),
Утка…(крякает),
Курица…(квохчет),
Голубь…(варкует),
Воробей…(чирикает).
1. Игра «Доскажи словечко». Отгадывание загадок о перелетных птицах.
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач,
Ест букашек разных … (грач).
Кто в лесу у нас гадает?
И про жизнь твою все знает?
Птичка, серая подружка,
А зовут ее … (кукушка).
Быстрой стрелкою летает,
Мошек в воздухе хватает.
Хвостик вилкой, как рогатка,
Это … (ласточка-касатка).
В деревянный свой дворец
Прилетел весной … (скворец).
(Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую зарядку).
Мы построили скворечник для веселого скворца.
Мы повесили скворечник возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки – черненькие перышки.
Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угпдай-ка, поскорей,
Что за птичка? … (соловей).
С буквы «А» начинается
Имя птицы … (аиста).
Клином печальным в небесной дали
С криком печальным летят … (журавли).
Вос-ль: Молодцы,а теперь поиграем в игру «У КОГО - КТО?»(с мячом). (Дети должны правильно назвать птенцов.)
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.
Игра «Один и много»
Ваша задача, слово, которое я произнесу, назвать во множественном числе.
Например, сорока — сороки — много сорок. Итак, приготовились…
Ласточка — ласточки — много ласточек.
Соловей — соловьи — много соловьев.
Кукушка — кукушки — много кукушек.
Скворец — скворцы — много скворцов.
Грач — грачи — много грачей