Главные вкладки
Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности
В рамках программы школы реализуется подпрограмма "Лингвистичекий Олимп"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баскаковская средняя общеобразовательная школа» Гагаринского района Смоленской области
Лингвистический Олимп,
или
Почтительное отношение к слову .дополнительная образовательная программа
Автор: Чернышова Ульяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Баскаковская средняя школа»
2021 год
Содержание
1. Пояснительная записка стр. 3
2.Использование технологии освоения концептов русской
культуры как требование современности при работе
с одарёнными детьми. стр. 5
3. Планируемые результаты освоения программы стр.7
4. Содержание программы стр.8
5. Тематическое планирование занятий стр.11
6. Библиография стр.13
6. Приложения стр. 15
Пояснительная записка
Актуальность программы «Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову» определяется тем, что развитие системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций личностно - ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных условий для саморазвития каждого ребёнка. Современные условия таковы, что взрослеющему человеку нужно уметь адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, уметь видеть проблему и пути её решения. Очень важно уметь работать в команде и то же время решать многие проблемы самостоятельно. А значит, самостоятельность, творческие способности и в то же время высокие нравственные ориентиры крайне востребованы общественностью. Бережное, почтительное отношение к родному слову – одно из направлений ценностного ориентира работы с одарёнными детьми.
Слово, по убеждению многих учёных, не только передаёт информацию, но и само является инструментом мысли и способно аккумулировать в себе культуру, культурные смыслы. Следовательно, и на уроке, и во внеурочной деятельности необходимо уделять больше внимания «внутренним» резервам слова, знакомить обучающихся с динамикой слова, его цветовой гаммой и т.д. Подходить к слову необходимо не только со стороны лингвистики, но и со стороны мышления и логики как к концепту. Обоснованность исследовательской и проектной деятельности в данном направлении: проекты, исследования позволяют проследить связи между различными учебными предметами в контексте проблем реального мира, задействовать у учащихся благодаря работе с основополагающими идеями, мышление высокого уровня, привлечь обучающихся в активный процесс обучения.
Проблема. Известны слова исследователя русского языка И.И. Срезневского: «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа» То есть И.И. Срезневский утверждал: каждое слово. У нас есть уникальная возможность доказать в сотрудничестве с учениками: действительно ли каждое? Гипотеза: если каждое слово может открыть нам многие тайны культуры и искусства, то, стараясь разгадать загадки слова, мы находим путь к истокам нашей культуры, вступаем в диалог разных народов, разных культур. И это один из способов мотивации обучающихся, как бы заново открывающих для себя родной язык, погружающихся в него в качестве лингвистов, исследователей, творцов.
Цели: 1)через технологию освоения концептов русской культуры, через проектную деятельность и эффективные средства и методы обеспечить развитие самостоятельной познавательной деятельности одарённых обучающихся при работе со словом , текстом;
2)исходить из того, что каждое слово может открыть нам многие тайны культуры, истории, поможет вступить в диалог культур.
Задачи:
- создавать условия для творческого развития обучающихся;
- повысить качество обучения учащихся за счёт введения проблемных, поисковых, исследовательских и др. «увлекательных добавок».
- использовать в общении с учащимися принцип трёх «П» - понимание, принятие и поддержка личности ребёнка.
Предмет исследования на занятиях с одарёнными детьми: слово во всём его многообразии. Путь от слова к тексту и от текста к слову.
Методы и технологии, используемые учителем: через технологию освоения концептов русской культуры исследование психолого-педагогической литературы по проблеме развития навыков самостоятельной деятельности учащихся как средства повышения качества образования; исследование литературы по работе со словом, создание семантических полей, создание портрета слова; наблюдение, создание и защита проектов, методы стимулирования и поддержки обучающихся.
2. Использование технологии освоения концептов русской культуры как требование современности при работе с одарёнными детьми.
Как известно, время — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Как ни в какой другой профессии именно временные отрезки измеряют нашу педагогическую деятельность: 45 минут урок, 10-15 минут перемена, 11 лет обучения в школе. А на сегодня это ещё и время, когда пришла пора поговорить о первых результатах ФГОС. Достаточно ли времени прошло для подведения первых итогов, какие условия и возможности для изменения мы получили - ответы на эти вопросы важные и явно не однозначные. Ведь для учителя время не только философское понятие, когда приходит время собирать камни, но и категория фундаментальная, метапредметная. Как и такие фундаментальные понятия: слово, число, пространство, бесконечность, информация, жизнь, смерть, апеллировать к которым должен каждый учитель, будь он физик или лирик, учитель начальной или старшей школы. И многое зависит от того, как будут работать (или не работать) эти метапредметные понятия, концепты, на школьном пространстве при работе с одарёнными детьми в рамках ФГОС.
Учить и учиться по-новому – значит учить ответственности за каждую минуту, каждую секунду своего и чужого времени. Это касается не только ученика, но и учителя. Согласно идее ФГОС учитель только направляет, координирует деятельность учеников. Как показал мой собственный опыт и опыт многих моих коллег, это оказалось не такой простой задачей. Продолжить сказанную учеником фразу, перехватить инициативу - значит, казалось, сэкономить время на объяснение и закрепление материала. Но годы работы по ФГОС показали, что каждая минута, секунда, отданные ученику для самостоятельного анализа, синтеза, исследования, для работы в паре, группе, команде, рефлексивные паузы, способствуют воспитанию таких важных качеств как ответственность, коммуникативность, инициативность. Проектная, исследовательская деятельность, решение олимпиадных заданий, выполнение творческих работ, анализ текста, работа со словом – это время твоего развития, возможность новых открытий, обращения к прошлым знаниям, поэтому важно тратить это время с пользой - только с таким подходом можно мотивировать каждого ученика. Эти слова можно смело адресовать и учителю: каждая минута, секунда, отданные ученику для самостоятельного анализа, синтеза, исследования, для работы в паре, группе, команде, рефлексивные паузы, способствуют воспитанию таких важных качеств как ответственность, коммуникативность, инициативность. Это возможность новых открытий, обращения к прошлым знаниям, поэтому важно тратить это время с пользой - только с таким подходом можно мотивировать каждого ученика.
Настоящее творчество не укладывается ни в какой сценарий. Но каждое занятие– это ещё и обязательная научная, исследовательская деятельность. Значит, и учитель, и ученик должны чётко формулировать цели и задачи своей деятельности, выдвигать гипотезы, анализировать неудачи. В то же время среди безбрежного океана методических пособий, педагогических сайтов не так и много таких, которые по-настоящему информативны, полезны самому учителю. Именно поэтому каждый педагогический проект, программа для работы с одарёнными детьми – это не только крупицы опыта, но вклад в систему образования страны.
У каждого учителя должна быть свобода творчества, свобода выбора, чтобы донести до каждого ученика живое слово. И это касается не только словесников. Слово как метапредметная категория была и будет всегда, на мой взгляд, основой формирования нравственности. Без нравственности не будет ни воспитания, ни обучения, ни страны. Важно, чтобы одарённые способностями дети были одарены и нравственными началами, развивать которые мы считаем своим долгом.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения школьного образования.
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- стремление проявить свои знания в творческих, исследовательских, проектных работах, олимпиадах по русскому языку и литературе.
Метапредметные результаты:
- понимание темы и идеи речевого произведения, умение разграничивать основную и дополнительную информацию;
- умение использовать разные виды чтения при работе с текстами;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая Интернет, пользоваться словарями и справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- умение самостоятельно вести поиск информации;
- сопоставление и сравнение различных точек зрения;
- способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
- составление различных видов плана, вопросов к тексту, пересказа;
- умение создавать тексты с учётом замысла;
- применение полученных знаний на межпредметном уровне ( на уровне литературы, истории, биологии и др.);
Предметные:
Работа с текстом, речевая деятельность.
Обучающийся научится:
чтение и понимание текста. Понимать смысл научно-учебного, публицистического и художественного текста; находить в тексте разные виды информации (фактуальную, концептуальную, подтекстовую);
определять тему, проблему, главную мысль (концепт) текста, принадлежность к типу и стилю речи;
сравнивать тексты со сходной фактуальной и различной концептуальной информацией;
составлять тезисный план; писать конспект;
Развитие воображения: опираться на воссоздающее и творческое воображение при работе с чужим и собственным текстом.
Развитие речи. Создавать устное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения;
подробно и сжато излагать письменно тексты разных типов; писать сочинения разных видов: рассуждения на лингвистические и морально-этические темы, сочинение на литературную тему и др..
Обучающийся получит возможность научиться:
совершенствовать содержание и языковое оформление текста
Содержание программы
Слово как концепт и слово как ключ к диалогу культур.
Лингвистический эксперимент «Баскаково… Что в имени твоём?»
Роль топонимики в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.
Смоленщина в диалоге культур.
«Музыка жизни звучит?»: путь от слова к тексту и от текста к слову.
«Люди хотят иметь души»: путь от слова к тексту и от текста к слову.
«И плыл лебедь. И больше ничего»: путь от слова к тексту и от текста к слову.
Что такое проект. Цели и задачи проекта по русскому языку .
Выбор темы проекта. Определение целей и задач каждого участника проекта.
Подбор справочников, словарей, в том числе электронных для реализации проекта.
Что такое портрет слова. Создание семантических полей.
Велик ли словарный запас русского языка.
Цвет и звук в русской литературе.
Заполнение семантических полей.
Эксперимент «Как видят звук и цвет мои ровесники»
Какую тайну несут этимологические словари. Этимологические задачи в олимпиадах по русскому языку и литературе.
Как расцвечивают нашу речь синонимы и антонимы. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.
Как расцвечивают нашу речь фразеологизмы. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.
Роль метафор в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.
Роль сравнения в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.
Роль эпитетов в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.
Наблюдения над цветом и звуком в творчестве С.А. Есенина
Наблюдение над звуком и цветом в творчестве И.А. Бунина
Как правильно оформить титульный лист проектной работы. Как систематизировать собранный по проекту материал.
Занятие исследование «Баскаково… Что в имени твоём?»
Роль топонимики в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу
Как систематизировать собранный по проекту материал
Как систематизировать собранный по проекту материал
Как правильно оформить список использованных источников.
Секреты ораторского искусства
Секреты ораторского искусства
Редактирование проектов и исследовательских работ.
Защита проектов и исследовательских работ
Тематическое планирование занятий
№пп | Тема занятия | Кол-во часов |
Слово как концепт и слово как ключ к диалогу культур. | 1 | |
Занятие исследование «Баскаково… Что в имени твоём?» | 1 | |
Роль топонимики в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу | 1 | |
Смоленщина в диалоге культур. | 1 | |
«Музыка жизни звучит?»: путь от слова к тексту и от текста к слову. | 1 | |
«Люди хотят иметь души»: путь от слова к тексту и от текста к слову. | 1 | |
«И плыл лебедь. И больше ничего»: путь от слова к тексту и от текста к слову. | 1 | |
Что такое проект. Цели и задачи проекта по русскому языку . | 1 | |
Выбор темы проекта. Определение целей и задач каждого участника проекта. | 1 | |
Подбор справочников, словарей, в том числе электронных для реализации проекта. | 1 | |
Что такое портрет слова. Создание семантических полей. | 1 | |
Велик ли словарный запас русского языка. | 1 | |
Цвет и звук в русской литературе. | 1 | |
Заполнение семантических полей. | 1 | |
Эксперимент «Как видят звук и цвет мои ровесники» | 1 | |
Какую тайну несут этимологические словари. Этимологические задачи в олимпиадах по русскому языку и литературе. | 1 | |
Как расцвечивают нашу речь синонимы и антонимы. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу. | 1 | |
Как расцвечивают нашу речь фразеологизмы. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу. | 1 | |
Роль метафор в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу. | 1 | |
Роль сравнения в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу. | 1 | |
Роль эпитетов в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу. | 1 | |
Наблюдения над цветом и звуком в творчестве С.А. Есенина | 1 | |
Наблюдение над звуком и цветом в творчестве И.А. Бунина | 1 | |
Как правильно оформить титульный лист проектной работы. Как систематизировать собранный по проекту материал. | 1 | |
Занятие исследование «Баскаково… Что в имени твоём?» | ||
Роль топонимики в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу | 1 | |
Как систематизировать собранный по проекту материал | 1 | |
Как систематизировать собранный по проекту материал | ||
Как правильно оформить список использованных источников. | 1 | |
Секреты ораторского искусства | 1 | |
Секреты ораторского искусства | 1 | |
Редактирование проектов, творческих и и исследовательских работ. | 1 | |
Редактирование проектов, творческих и исследовательских работ. | 1 | |
Защита проектов и исследовательских работ | 1 |
Библиография
Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. Т. 1-4, М., 1989.
Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка.//Изв.РАН. сер. лит и яз. – 1993. – Т.52. -№ 1. – Сб.
Новикова Л.И. Работа со словом на уроках русского языка. //Русский язык в школе.- 2009.- №2. –с.7-11.
Мишитина Н.Л.Современная методика: инновационный путь развития.//Русский язык в школе.- 2009.- №2. – с.3-6.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1995
Русина Н.Ю. Обучение созданию лигвокультурологического словаря к художественному тексту. .//Русский язык в школе.- 2009.- №2. – с.41-43.
http://www.ug.ru/archive/35591
http://philologos.narod.ru/concept/stepanov-concept.htm
http://www.poskart.ru/drug.html
http://www.razumniki.ru/poslovica_drugba.html
http://www.poskart.ru/drug.htm
http://metodisty.ru/m/events/view/setevoi_proekt
_ http://persona.rin.ru/view/f/0/26861/pifagorsamosskij
http://metodisty.ru/chernyshova13
http://metodisty.ru/walkman21099sozdaem_portret_slova
http://www.gramota.ru Словари для всех. – разделы информационно
http://ru.wikipedia.org/wiki/Срезневский,_Измаил_Иванович
http://sufismru.files.wordpress.com/2010/04/200906171305321.jpg
http://img104.imageshack.us/img104/5332/2fd286fe224e2c889931529.jpg 28 29
. Приложение 1
Пути реализации программы:
1.Выявление творческих и лингвистических способностей обучающихся
(планово-прогностический уровень). Метод проектов Л.С. Выготский, метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, личностно- ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская, методика А. А. Лосевой (опросник для выявления одаренных школьников).
2. Практическая и теоретическая деятельность по реализации программы:
2010-2011 гг. Создание элективного курса «Музыка жизни звучит?!.», публикации цикла статей по технологии освоения концептов русской культуры в «Учительской газете», ставших в дальнейшем основой программы «Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову»:
https://dlib.eastview.com/browse/doc/22193746
https://studylib.ru/doc/2462894/zapah-duhov-i-duh-slova
Чернышова, У.Н. Фундаментальные понятия. Случайность и закономерность / Учительская газета. 13 июля 2010 года.
Чернышова, У.Н. Фундаментальные понятия. Информация. / Учительская газета. 19 сентября 2010 года.
3.2011 -2012 уч. год: теоретическое обоснование, изучение психолого-педагогической литературы. Редактирование элективного курса «Музыка жизни звучит?!».
4.2013-2014 уч.год. Организация сетевого всероссийского проекта «Создаём портрет слова»
5.2015-2016 уч.г. Разработка и внедрение программы для курса внеурочной деятельности «Почтительное отношение к слову, или создаём портрет слова»
6. 2016-2017 уч.г. Разработка цикла внеурочных занятий по теме «Лексика, или Почтительное отношение к слову».
7. 2018 год. Обобщение собственного опыта по работе с одарёнными и детьми и создание программы «Лингвистический Олимп» на основе авторских программ «Баскаково, Мифы и реальность» (программа элективного курса), «Музыка жизни звучит?!,» (программа элективного курса), «Создаём портрет слова» (педагогический проект).
8. 2018 -2021. год. Проектная и исследовательская деятельность по программе «Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову».
В течение всего времени: организация проектов, исследовательских, творческих работ, выполнение и анализ олимпиадных заданий по русскому языку и литературе с одарёнными обучающимися по данному направлению.
Приложение 2.
Диссеминация педагогического опыта по проблеме
2013 год Мастер-класс «Создаём портрет слова» на районной конференции для директоров школ на базе Баскаковской школы.
2014 год. Выступление на Международной научно-практической конференции
«Формирование культурного поля обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла» с докладом «Сетевой проект как средство реализации культур ориентированного компонента в школе» (Итог: публикация в сборнике).
2015 год. Выступление с докладом «Сетевой проект как средство воспитания компетентной личности школьника в условиях реализации ФГОС» на Региональной научно-практической конференции «Формирование культурного поля обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла» (публикация в региональном сборнике)
2015 год. Выступление с докладом на региональных августовских
Чтениях «Формирование национальной идентичности через технологию освоения концептов русской культуры» (Благодарность СОИРО).
2016 год. Представление на региональный конкурс сценарий урока-проекта (итог: урок-победитель)
2017 год .Открытый урок «От слова к тексту и от текста к слову»
2018 год. Мастер-класс в СОИРО на семинаре «Мастер-класс как интерактивная форма диссеминации педагогического опыта»
2018 год –публикация в международном журнале «Наука через призму времени» статьи «Запах духов и дух слова»
2018 год. Методическая разработка «Почтительное отношение к слову» рекомендована к размещению в Банке регионального педагогического опыта.
2018 год победитель районного конкурса педагогических проектов. Представлен проект «Технология освоения концептов русской культуры, или Почтительное отношение к слову». Выступление по проблеме на районном семинаре для директоров школ и на заседание районного РМО.
2019 год . Победитель регионального конкурса методических разработок. Представлен классный час «Золото, золото сердце народное», в основе которого исследовательская деятельность учеников.
2020 год открытое занятие «Полёт во времени вместе с пчелой: путь от слова к тексту».
Приложение 3
Достижения учеников за последние три года:
1.Ежегодно участники, победители и призёры школьных, муниципальных и региональных олимпиад по русскому языку: https://nsportal.ru/albom/2018/03/19/chernyshova-ulyana-nikolaevna/gramoty-i-diplomy-moih-uchenikov.
В том числе, 2020/2021 год: Никанорова Амина - участник региональной олимпиады по русскому языку и призёр региональной олимпиады по литературе. http://gagarin-gazeta.ru/2021-01-19/shkola-regionalnyj-tur-pervaya-medal-gagarinczev/
2. Участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности
2018- 2019 уч.г
Тема работы | К-во участников | Результативность |
Уважительное отношение к слову лес. Лесными тропинками Смоленского края | 11 | В рамках проекта совместное мероприятие с Кармановским и Гагаринским лесничествами. Почётная грамота учителю от лесничества. |
Мой памятник букве | 11 | Создан альбом «Мой памятник букве» |
Никола Зимний. От предания к милосердию. | 20 | Ежегодный Праздник Николы в Баскаковской школе. |
Создаём портрет слова | 22 | Выступление на школьной научно-практической конференции. Создан концептуальный словарь слов. |
Космический портрет слова яблоко | 1 | |
Звук и цвет Космоса | 1 | Дипломант Международных Гагаринских чтений |
Космические традиции | 1 | Дипломант Международных Гагаринских чтений |
Читатель электронного века | 11 | Создан электронный альбом |
Мы слышим звук | 11 | Альбом иллюстраций |
Читаем детям о войне. «Словом можно полки за собой повести» | 20 | Участие в Международной акции «Читаем детям о войне». Грамоты учителю, родителям обучающихся, обучающимся. |
Что такое доброта? | 10 | Участие во всероссийском «Добром уроке». Благодарность учителю и ученикам |
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарных наук», Москва, 2019 | 2 | Диплом(3 место) и призёр |
2020-2021 уч.г. Победитель Гусева С. (2 место) и участники (Никанорова А., Юнг Е., Шушина А.) регионального конкурса в номинации «Создаём портрет слова».
Андреев Д. И Мойгатова Е. стали призёрами муниципального этапа Всероссийского конкурса «Без срока давности». https://schoolbas.edusite.ru/p25aa1.html
ВЫВОД: программа «Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову» востребована среди учеников МБОУ «Баскаковская школа», нашла всестороннюю поддержку со стороны родителей обучающихся, общественности. Через взаимодействие – к личностным результатам, через поиск ответов на поставленные вопросы - к решению проблемы, через ошибки и сомнения – к истине. Таков наш путь. Но самое главное – это
воспитание ценностного отношения к родному слову, родной культуре как источнику мира, добра и глубоким, прочным знаниям. Это наша формула будущего!
Приложение 4.
Отзывы
- В диссертации Сухой Н.В. дана высокая оценка занятию «Баскаково… Что в имени твоём», которое включено в программу по работе с одарёнными детьми. Приводится так же фрагменты из моих статей по технологии освоения концептов русской культуры и даются на них ссылки.
Сухая Наталья Викторовна. Формирование социально-ценностной направленности личности старшеклассника в урочной и внеурочной деятельности.
http://www.smolgu.ru/files/doc/D212_254_02/disser/Suhaya.pdf
- Идеи, заложенные в основе программы, опыт по созданию портрета слова используется коллегами из разных регионов.
Отзывы коллег об участии в сетевом всероссийском проекте «Создаём портрет слова», опыт участия в котором так же положен в основу моей программы.
https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberleninka:5324:15835367
https://znanio.ru/media/proekt_portret_odnogo_slova_7_klass-30463
https://present5.com/setevoj-proekt-sozdayom-portret-slova-slovo-v-slovare/
http://metodisty.ru/m/events/view/setevoi_proekt_-sozdaem_portret_slova
Интернет-ресурсы:
http://www.poskart.ru/drug.html
http://www.razumniki.ru/poslovica_drugba.html
http://www.poskart.ru/drug.htm
http://metodisty.ru/m/events/view/setevoi_proekt
_ http://persona.rin.ru/view/f/0/26861/pifagorsamosskij
http://metodisty.ru/chernyshova13
http://metodisty.ru/walkman21099sozdaem_portret_slova
http://www.gramota.ru Словари для всех. – разделы информационно
http://ru.wikipedia.org/wiki/Срезневский,_Измаил_Иванович
http://sufismru.files.wordpress.com/2010/04/200906171305321.jpg
http://img104.imageshack.us/img104/5332/2fd286fe224e2c889931529.jpg 28 29
Литература:
1.Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
2.Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская
// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67. - Библиогр.: с. 67.
3.Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
4.Редикульцева А.В. Одаренные дети - кто они? / А. В. Редикульцева
// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 74-83. - Библиогр.: с. 83.
10 кл.-Львова С.И.. Львов В.В. Русский язык, 10 класс(базовый и углублённый уровни) М.: Мнемозина, 2019,11 кл. -Львова С.И.. Львов В.В. Русский язык, 11класс(базовый и углублённый уровни) М.: Мнемозина, 2019.