Описание педагогического опыта
«Зелёная педагогика» в начальной школе. Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности учащихся
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. На мой взгляд, чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей и целесообразнее организован этот процесс, тем выше эффективность экологического воспитания.
Учебники УМК «Школа России» наполнены материалом, который можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и в формировании экологических ценностей подрастающего поколения (изо и музыка – репродукции картин русских художников, русский язык – сочинения по пейзажам и натюрмортам, русский язык и литература – тексты и предложения из произведений писателей-натуралистов, математика – задачи с природоведческими данными, окружающий мир – весь курс направлен на формирование природосообразного поведения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_kuskova.docx | 63.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зелёная педагогика» в начальной школе. Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности учащихся
В условиях совершенствования российской системы образования приоритетной задачей является обеспечение качественного образования. Данная задача является одной из приоритетных для экологического образования детей, и является инновационной.
Необходимо отметить, что впервые трактовка понятия «экологическое образование» была дана на межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. С этого момента начинает активно развиваться инновационная тенденция, ориентированная на целостное рассмотрение системы экологического образования детей и предполагающая рассмотрение понятия «экологическое воспитание» [1].
В начальной школе закладываются основы знаний о природе, о ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы; о положительном или отрицательном воздействии человека на природу и природы на человека, об экологическом значении природных компонентов: воздуха, воды, почвы для растений, животных и человека. Здесь школьники получают элементарные представления о природных ресурсах и их рациональном использовании. Поэтому экологическое образование и воспитание в начальной школе можно представить под общим термином «зелёная педагогика».
В образовательной деятельности младших школьников «зелёная» педагогика –это:
-организация коммуникативной, игровой, продуктивной деятельности детей;
- проведение уроков с использованием дидактических игр экологического содержания согласно перспективному планированию;
- проведение внеклассных и внешкольных мероприятий совместно с родителями и детьми (выполнение творческих и индивидуальных заданий с детьми, совместные экскурсии;
- изготовление и презентация учащимися продуктов проектной деятельности на основе эко-конструирования:создание «лэпбуков», экологических плакатов, конструирование из бросового материала.
Актуальность данного опыта обусловлена экологическими проблемами, которые носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первого класса.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо для воспитания
заботливого отношения к животному и растительному миру, а также для развития
более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно
относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут цветы и тут же бросают их, мучают любимого котёнка и пр.).
«Зелёная педагогика» позволяет обеспечить обновление и обогащение учебно-воспитательного процесса в области экологического образования для учащихся.
Важным структурным компонентом экологического воспитания учащихся является формирование мотивации у детей. Это обусловлено тем, что для успешного освоения экологических знаний дети должны быть сами мотивированы на процесс изучения экологический знаний.
Поэтому цель работы–мотивация учащихся к различным видам деятельности через интеграцию экологических знаний на основе межпредметных связей.
Основными задачами моей деятельности являются:
личностные:- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями;
-привитие обучающимся любви и бережного отношения к природе;
-формирование экологической грамотности, эстетического чувства;
предметные:-усвоить простейшие экологические связи между живой и неживой природой внутри живой природы, между природой и человеком;
-владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин,
-уметь наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
метапредметные:-развитие у обучающихся самостоятельности, активности, умения создавать проекты на основе конструирования;
-развитие волевой сферы - убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите и сохранению окружающей среды.
Для достижения поставленных задач использую определенные методы. Наиболее значимые, которые признаются подавляющим большинством специалистов (Саморуковой П.Г., Серебряковой Т.А., Николаевой С.Н. и другими). Они отличаются максимальной эффективностью, так как полностью соответствуют возрастным особенностям школьников младшего возраста. Итак, современными и наиболее результативным методам экологического воспитания детей считаю:
- наглядные методы - в их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей (данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы, которые формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе);
- практические методы - к ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов (эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры учащиеся учатся строить простые логические цепочки);
- словесные методы - это беседы со школьниками, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей (использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания);
- экологические акции и проекты.
Условия возникновения опыта
На мой взгляд, чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей и целесообразнее организован этот процесс, тем выше эффективность экологического воспитания. Поэтому после окончания биологического факультета ПГПУ экологическое направление стало ведущим в моей педагогической деятельности, которое представлено как «зелёная педагогика» в начальной школе.
Исходя из этого, определила алгоритмы действия:
1. Ознакомление с теорией: изучение и анализ научно-педагогической литературы.
2. Поисковая работа: поиск новых форм и методов, направленных на результативность обучения.
3. Практика исследования данной темы: изучение опыта работы учителей по экологическому направлению.
4. Формирование банка современных образовательных технологий в области экологии.
5.. Обобщение и анализ полученных данных.
Понятие «экологическое образование детей»[2] или «зелёная педагогика» рассматривается в научных работах Л. В. Моисеевой, Н.А. Рыжовой, Т. А.Серебряковой и др., где оно интегрируется как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанный на синтезе эмоционально-чувственного, интеллектуального и. деятельностно-практического компонентов. Экологическое образование детей объединяет три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие, направленных на «становление экологической культуры личности, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие».
В условиях современного социума особую актуальность приобретает научная позиция С. Н. Николаевой, которая определяет цель экологического воспитания как «становление начал экологической культуры у детей, развитие их экологического сознания, мышления».
На мой взгляд, «зелёная педагогика» - это новая ветвь педагогического знания, интегрирующая в себе необходимые сведения о человеке, полученные другими науками (философией, физиологией, гигиеной, медициной, анатомией, антропологией, психологией, экономикой и др.) и на этой основе разрабатывающая системы природосообразного и культуросообразного воспитания, образования, обучения. Эти воспитательно-образовательные системы – системы нового типа, обеспечивающие целостное единство человека, природы и социума. Человек несет нравственную ответственность за сохранение себя как вида на Земле, за животный и растительный мир. Он призван и способен создавать на земле своего рода «моральные сообщества». «Зелёная педагогика» несет новую экологическую этику.
При организации работы опираюсь на следующие принципы:
принцип регионального компонента (изучение природы родного края), который позволяет формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения доступной природной среды и использовать полученную информацию в разнообразных видах практической деятельности;
принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое;
принцип научности и доступности понятий: на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания;
принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя их.
Теоретическая база опыта
Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский).
В опыте использованы педагогические идеи К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко, некоторые теории и методики, предлагаемые авторами: С. А. Веретенниковой, О.А.Воронкевич, Н.Н.Кондратьевой, О.А.Соломенниковой.
Неоценимую помощь в работе и при подготовке опыта оказали методические пособия Уральской научной школы экологической педагогики[3], научные труды Моисеевой Л.В. по организации экологического образования в школе.[4] Результаты теоретических и практических наработок Уральской научной школы использованы для: повышения уровня профессиональной подготовки по вопросам разработки и применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; учета при разработке мероприятий, связанных с созданием оптимальных условий психологически безопасной и здоровьесберегающей среды и обеспечивают активное участие в реализации одного из важнейших направлений национального проекта "Наша новая школа" - укрепления и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Учебники УМК «Школа России» наполнены материалом, который можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и в формировании экологических ценностей подрастающего поколения (изо и музыка – репродукции картин русских художников, русский язык – сочинения по пейзажам и натюрмортам, русский язык и литература – тексты и предложения из произведений писателей-натуралистов, математика – задачи с природоведческими данными, окружающий мир – весь курс направлен на формирование природосообразного поведения). Каждый учитель может организовать работу по экологическому воспитанию на основе содержания УМК.
Итак, опираясь на ведущие дидактические теории и концепции, можно сделать следующие выводы:
- Стратегическая цель экологического образования в начальной школе предполагает решение триединой задачи: обучение, воспитание и развитие.
- Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы в воспитании детей.
Ведущая идея опыта
Согласно Закону ХМАО - Югры от 27.09.2015 N 89-оз, в целях формирования экологической культуры в автономном округе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов[5].
Возникновение опыта обусловлено реализацией одного из самых значимых направлений работы современных образовательных организаций – экологическое образование обучающихся.
Ведущая идея педагогического опыта заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром; становлении осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности; в отношении к себе, как части природы, понимании ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Технология опыта. Система педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
В настоящее время экология от проблемы «организм - среда» подошла к проблеме «человек - природа». Решение проблем, возникающих в системе «человек-природа», требует нового мировоззрения, призванного противостоять технократическим стереотипам. Ведущая педагогическая идея инновационного опыта «Зелёная педагогика» в начальной школе эффективно реализуется, если предложенные формы работы последовательно организуются в работе с учащимися и их родителями.
Работа по направлению заключается в поиске и внедрении в работу эффективных, оптимальных для себя приёмов, современных методик и содержания работы с детьми, родителями, педагогами. В работе я следую следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность. Все воспитание и обучение детей я строю на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.. Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности, побуждающей к действию; стабильности – педагог стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно. Экологическое образование в школе должно осуществляться и на уроках, и во внеурочное время, и через разнообразные формы внеклассной работы. Поэтому суть «зелёной» педагогики заключается в том, что я как в урочной, так и во внеурочной деятельности при помощи современных технологий, работаю по экологической направленности. Проблема экологического воспитания даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. В своей деятельности по экологическому образованию использую различные технологии и сочетаю их между собой. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.
На уроках окружающего мира происходит теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения); работа с текстом; практические работы; экскурсии; проекты; использование на уроках ИКТ. Предлагаю задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. Часто использую элементы эко-конструирования:[6] на уроке проектируем лэпбуки по разным предметам, создаём различные поделки из природного и бросового материала.
Систему нравственных ориентиров даёт чтение произведений В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина, Е.Чарушина, С. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. Произведения этих авторов формируют мышление, служат примером бережного отношения к природе, глубоко воздействуют на чувства детей.
В программе «Школа России» подобраны великолепные произведения писателей-натуралистов в курсе литературного чтения. Фрагменты из этих произведений содержат упражнения по русскому языку. Тексты для обучающих изложений – это кладезь для экологического воспитания. Например, в 4 классе такие произведения: «Кот-рыболов» В. Сутеева, «Отважная птичка» Н. Сладкова, «Дрозды» Ю. Дмитриева, «Боксёр и Костя», «Чудо на окне» Ю.Яковлева, «Уточка Утя» В. Бочарникова. При написании сочинений по пейзажам русских художников формируется умение подмечать красоту родной природы в разные времена года. При правильной подаче материала можно вложить в детей необходимость бережного и разумного отношения к природе.
На уроках математики экологическое воспитание реализуется через решение задач с природоведческими сведениями (о высоте и возрасте деревьев, о размере и весе животных, о количестве пищевых ресурсов, длине рек, площади озер и морей, о сельском хозяйстве) (приложение № 1).
Уроки технологии способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов. Реализуется через изготовление поделок из природных материалов; изготовление кормушек; работа на пришкольном участке; уход за комнатными растениями; проекты.
При обучении изобразительному искусству подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы через беседы по картинам известных художников, рисование пейзажей и натюрмортов, тематическое рисование, рисование с натуры и по памяти объектов природы.
Во внеурочной деятельности задачи экологического воспитания помогает решать кружок «Юный эколог». Теоретическими основами программы «Юный эколог» являются исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин), идеи личностно ориентированного образования (В.В.Сериков), практическая направленность в изучении курса экологии (А.Т. Зверев). Представленное в программе содержание отличается от имеющихся курсов экологической направленности развернутостью, практической направленностью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом.
«Юный эколог» - это интегрированная программа, в которой объединены не только темы природосообразного поведения, а также интеграция таких областей как биология, география, технология, литература. В ходе работы дети учатся ставить эксперименты, проводят опыты с природными объектами, организованы несколько занятий совместных с поселенческой библиотекой (о жизни животных в рассказах М. Пришвина, В.Бианки, Н.Сладкова). Мне, как педагогу, важно заинтересовать детей чтением не только программного материала, но и чтобы чтение было способом познания. Этому способствуют творческие занятия: создание плакатов о сохранении чистоты воды, воздуха, земель, о бережном отношении к планете, используем пластиковые бутылки для создания полезных для дома вещей, «лэпбуки» по Красной книге животных и растений, открытки с первоцветами, коллажи о домашних питомцах.
Реализация задач организована через поиск ответа на главный вопрос занятия. Поскольку у учащихся 10-11 лет уже есть представление о живой и неживой природе, наиболее приемлемым является «открытие» школьниками опыта как способа проверки выдвигаемых гипотез. Учащиеся ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов (термометр, часы, лупа, микроскоп) и могут их использовать в практических опытах (приложение № 2).
В учебном кабинете имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, настольно-печатные игры, природный материал, природоведческая литература, много наглядного материала и художественной литературы по теме. Считаю, что правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность, обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, ценностного отношения ко всему живому. Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.
С 2018 года являюсь руководителем школьного научного общества учащихся «Почемучка». Основными направлениями работы являются:
- включение в научно – познавательную деятельности способных учащихся с учетом индивидуальных познавательных интересов;
- обучение учащихся работе с научно – познавательной литературой;
- оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы;
- организация индивидуальной консультационной деятельности в ходе научных исследований;
- подготовка, организация и проведение конференций, интеллектуальных марафонов, турниров, олимпиад, конкурсов;
- взаимодействие с другими организациями (научными обществами школ);
- организация представления творческих работ учащихся в периодической печати, на сайтах.
Являюсь руководителем проектов на экологическую тематику:
2018 г. «Опасное соседство: парковки и детские площадки» Курчак Максим и Черкасова Анастасия;
2019 г. «Театр приходит в каждый дом» Курчак Максим;
2019 г. «Папье-маше: какая техника лучше» Соколов Тимур (приложение № 3).
Привлекаю ребят к участию в творческих конкурсах на экологическую тематику. В окружном конкурсе «Усы и хвосты» - 2019 приняли участие 9 ребят из моего класса, в районном экологическом марафоне изготовленные в рамках внеурочной деятельности «Юный эколог» «лэпбуки» о растениях и животных Красной книги заняли 3 место, в районном фотоконкурсе «Чудо в объективе» мои учащиеся заняли 2 и 3 места. Содержание предмета экология позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать неживую и живую природы, а также их тесную взаимосвязь, формировать навыки экологически грамотного поведения. Поэтому мы с ребятами ежегодно принимаем активное участие в творческих конкурсах на экологическую тематику: районный конкурс плакатов «Вместе ярче», районный конкурс коллажей «100-летие дополнительного образования в России»; в акциях по посадке деревьев, уборке территории, конструированию кормушек для птиц и регулярной подкормке пернатых на школьной территории (приложение № 3 фото).
Работа с родителями по экологическому воспитанию школьников является одной из составных частей «зелёной педагогики». Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, культурного и эстетического. Главная задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Поэтому в работе с родителями тоже использую современные проектные и ИКТ технологии при проведении различных мероприятий. Это и родительские собрания на экологические темы, совместно организованные внеклассные мероприятия, например, «Зимушка –зима», а также совместные праздники «День именинника: зима, весна, лето, осень». Благодаря организации взаимодействия с родителями удалось решить проблему подготовки учебных проектов. На родительском собрании познакомила с технологией «лэпбук» как способа реализации учебных проектов. Дети стали активно применять данную технологию, защищают проекты на школьной и районной конференциях, работы занимают призовые места в очных и заочных конкурсах .
Активное участие принимаю в проектировании и реализации инициатив по развитию посёлка Салым. Являюсь автором и куратором социального проекта «Площадка для тренировки и выгула собак» в рамках реализации программ «Формирование комфортной городской среды» и «Народный бюджет».
В своей профессиональной деятельности важнейшим считаю транслирование опыта практических результатов. Провожу для коллег открытые уроки и внеклассные мероприятия, выступаю на заседаниях МО учителей начальных классов, педагогических советах по экологическому воспитанию. Провела мастер-класс на школьном МО начальных классов по теме «Лэпбук» как средство реализации учебных проектов». Педагоги стали применять данную технологию в своей работе. Публикую методические разработки уроков и внеклассных мероприятий посредством личной страницы на сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru» на экологическую тематику.
Результативность и эффективность опыта
Краткосрочные результаты:
- изучение и анализ научно-педагогической литературы по экологии.
- поиск новых форм и методов, направленных на результативность экологического обучения и воспитания.
- изучение опыта работы учителей на тему экологического воспитания в школе.
Долгосрочные результаты:
- Изменение позиции в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний по экологии на основе педагогики сотрудничества.
- Создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей:
- создание условий для приобретения опыта, постановки и достижения цели; ·
- деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование; ·
- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;
Обобщая работу по «зелёной педагогике» на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе, можно сделать выводы, что отношение детей к учебному процессу изменилось в лучшую сторону:
- заметно изменилось отношение учащихся к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, понимание того, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу;
- на уроке они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. В результате закрепленные в играх опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными;
- стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле;
- создана предметно-развивающая среда для воспитания у детей интереса к природе: серия книг, иллюстрационный материал, дидактические игры, картотеки наблюдений, игровых упражнений, словесных игр, проектов в виде «лэпбуков»;
- скоординировано взаимодействие между педагогами и родителями в образовательном процессе по развитию экологической культуры учащихся;
- развиваются творческие способности;
- повысилась активность обучающихся в различных конкурсах, фестивалях школьного, районного, всероссийского уровней, учащиеся создают проекты и выступают на научно-практических конференциях.
В результате организованной целенаправленной работы с детьми повысился уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения детей к миру природы, что подтверждается данными мониторинга; процесс взаимодействия с родителями воспитанников способствовал повышению уровня внимания родителей воспитанников к проблемам экологического воспитания детей.
Завершить обобщение своего педагогического опыта хочется словами: безусловно, чтобы добиться успеха в своей работе надо быть постоянно в деятельности, осваивать новые методики, применять наиболее удачные методы в работе со своими учениками. Осваивать новые формы организации деятельности и применять их на уроке и во внеурочной деятельности.
Уровень экологической культуры – один из критериев цивилизованного общества, своего рода показатель того, насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы взялся. А активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможности для совершенствования. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.
Список литературы:
1.Концепции экологического образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.
2.Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- Москва: «ЦГЛ» 2003.
3. Грибов Н. Д. Как человек исследует, изучает, использует природу.- Волгоград: Учитель, 2004
4. Агаларова П. И. Игры-соревнования в экологическом образовании школьников.// Начальная школа.- № 12.-2007
5.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.// Начальная школа.- №10.-2000
6.Арчегова И. Б. Экологическое мировоззрение –основа развития // Проблема экологии. –2003. –No2. –С.54 –55. 2.Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // Начальная школа. –2001. –No6. –С.125 –127.3.Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003. –С.100 –105.
7. Моисеева Л.В.Экологическая педагогика: современный аспект. Монография. – Казань, РКЦ «Учебная книга». 2010. – 345с.
8. Деребко С.Д., Ягвин В.А. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко, В.А. Ягвин. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. - 313 с.
9. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб: Акцидент, 1998. – 175 с.: илл.
10.Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
11. Моделирование на уроках в начальной школе. Модели, разработки уроков, практические задания.Глобус-Панорама,2009 гю,с.144
Электронные ресурсы.
1. https://prirodnadzor.admhmao.ru/dokumenty/hmao/228768/
2. http://docs.cntd.ru/document/429018653
3. https://elibrary.com.ua/m/articles/view/
[1] .Экологическое воспитание- формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Словарь "Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности"
[2] Экологическое образование –это система знаний об окружающем мире как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности на природную среду, а также знания и навыки природоохранительной деятельности. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
[4] Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: современный аспект. Монография. – Казань, РКЦ «Учебная книга». 2010. – 345с.
[6] Моделирование на уроках в начальной школе. Модели, разработки уроков, практические задания.Глобус-Панорама,2009 гю,с.144