Учебные пособия для подготовки к ОГЭ

Бирюкова Анжелика Александровна

Здесь собраны методические пособия для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.Расставить недостающие знаки препинания,

графически объяснить их употребление.

1.Аринин пош_л  (в) лев_   а мы   прямо  к берегу реки.

2.Х_рошую книгу  купить  всем уг_дить.

3.Весь день мы плыли  пр_держ_ваясь2 правого края озера  и к сумеркам дошли до суже___ой его части.

4.Вышедшая из берегов река  отражала тихий свет луны.

5. Рано утром во флигель явился студент племянник графини и передал нам пр_каз.

6.Большой усыпа___ый2  ж_лтыми листьями двор кудрявый от репейника  слегка серебрился осенн_ю   изморозью4.

7.Сквозь сени была  видна другая комната светлая с деревя__ыми полами.

8.(В)дали виднеется высокий горный хребет.

8.Обт_рание холодной водой   гимнастика  пешие прогулки  всё это укр_пляет и зак_ляет организм человека.

9.(В) течени_ всей жизни я побывал во многих музеях и карти___ых  га(л,лл)ереях  мира в Ватикане и Эрмитаже , в Лувре и музеях Флоренции   и всюду видел людей   восхищающихся  ген_альными  творениями художников   восторгающихся не только живописцем Леонардо  но и Леонардо  скульптором     Леонардо изобретателем.

10. Кажется  что ты всё ещё идешь за плугом по (не)глубокой борозде вокруг слышатся громкие гортанные звуки грачей пр_летевших всего неделю назад.

Задания.

2.Найти односоставное предложение, определить его вид.

3.Определить, какой часть речи являются выделенные слова.

4.Вставить пропущенные буквы в словах:

Соб_ратель  к_(л,лл)екции, разр_слись, некраше__ые стены, гружё__ый  вагон, броше__ый камень, ветре__ый день, деревя__ый сруб, серебря__ый кубок, просея__ая мука, экскурсио__ый, исти__ый друг, пьед_стал, _б_лиск, м_нархия, ф_в_рит, пр_к_саться; н_  днём,  н_  н

 Контрольная работа по русскому языку за 3 четверть

                                                8 класс

                                               II вариант

1.Расставить недостающие знаки препинания,

графически объяснить их употребление.

1.Так начинает Волга самая большая река в Европе свой далёкий путь.

2.По обширной и доброй земле бежала река такая широкая и дли__ая что люди живущие по одну  её сторону  не знали обычаев населения другой стороны  а  племена обитавшие у истоков  не ведали какие народы населяют земли  в её низовьях.

3.Луна светила  ярко глядя на землю свысока  однако её свет с трудом пробивал туман.

4. По небу   враз  поголубевшему2  свежему  тонкою кисеёю проходило пушистое  сиренево розоватое облако.

5.Но вот конь ступает в воду проваливается  в чёрную жижу колесо  и скрипит ось мутится ил и   меркнет  мутнея2 розовое оч_рование лужи.

6.Они стояли посреди  главной улицы селения  пыльного большака заросшего по обочинам лопухами подорожником чертополохом

7. За две  за три версты можно было различить2  малейший звук   лай собак в отдалённых сёлах голоса на соседней  мельнице шум доски внезапно сброшенной на землю и  на сердце становилось легче от мысли  что  ты уже дома.

8. Желудок крокодила  адский  химический  комбинат переваривающий всё шерсть рога копыта4.

9. Рвать животное  жертву хищник не станет а поместит за корягу или в пещеру вырытую для  этого  в берегу под водой  и подождёт пока добыча  «отмокнет».

10. У крыльца стоит лошадь  ещё  (по)зимнему запряжё___ая в сани слева  подта_вшие сугробы.

Задания.

2.Найти односоставное предложение, определить его вид.

3.Определить, какой частью речи являются выделенные слова.

4. Расставить пропущенные буквы в словах:

Вскач_,  апл_д_сменты, пл_вчиха, распол_гает,  покл_нился , л_к_ничный;  н_ мог н_  есть , н_  пить; ижд_венец, вытка__ый ковёр, нарисова__ая картина, свежеиспечё___ый пирог, макаро__ые изделия,  лишё__ый всего,  кова__ое железо, румя___ый,  баше__ый,  тушё__ое  рагу, оловя___ые ложки, пр_дли__ая дорога.

Спиши, расставляя знаки препинания. Вставь пропущенные орфограммы.

1.Отважен был пл_вец решивший в такую ночь пуститься через пролив на расстояние до двадцати вёрст.

2. Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта к_нат.

3.Б_льшая воля  это не только умение чего то пож_лать и добиться нои умение заставить себя отк_заться от чего то когда это нужно.

4. Он  в_лновался  но только я так мне показалось  почувствовала чуть заметное  напр_жение которое то показывалось в нём то исчезало.

5. Ты Волга  русская река  легла врагу пр_градой.

6. Нет вы об_ясните мне  куда исчезли несколько сот книжек.

7. Здравствуйте капитан  сказал пр_шедший обратясь  ко мне.

8.Всё это пустяки Иван Гаврилович  сказала Юлия   Не в этом счастье.

9.Там стояли бюро красного дерева  два дивана обитые ш_лковой  материей красивые ш_рмы с вышитыми  небывалыми в природе птицами.

10.На опушк_ леса ст_ит одинокий  дуб. М_гучий развесистый он виден отовсюду.

11.Ваня летом не покладая рук работал во дворе ездил на мельницу возил на станцию хлеб.

Старич_к, леле_л, г_ризонтальные, пр_дорожные,разв_ вать мысль,ландыш_вые, шум рощ_, выйти замуж_, во_кресший, ни_вергнутый с п_ед_стала, пр_стижная профессия, серебря__ое кольцо, сильный ож_г, мужестве__ый ч_ловек, дальн_видный , тёмн_  зелёный, н_ слышно н_ шороха, н_ рыба н_ мясо, н_ только…,но и ,н_ опытность, н_ осв_ща_мый участок, по пр_быти_ на место, ф_в_рит.

Контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса

ФИ учащегося_______________________________________

1.Словарная работа. Вставь пропущенные орфограммы. Среди слов найди орфограмму «Н и НН в суффиксах причастий», объясни её графически.

Арх_ол_г,     а(к,кк)_мп_н_атор, апл_д_сменты  дра(м,мм)атический,   д_ф_цит, э(ф,фф)ективн_сть, ц_кламен, из_ян, бе_пробудным сном,бур_ян, зав_южило, пр_дорожный к_выль,пред_юбилейный, скоше___ая трава, вывезе__ы за пр_делы стр_ны, вовремя организова__ый  к_нсилиум, во_л_гать надежду, долго соб_рались, ш_лковое плат_е, помчался вскач_.

2.Определи тип подчинительной связи в словосочетаниях:

выб_рать  профессию-                            

ответстве(н,нн)ый ч_ловек-

мит_нг  с_л_дарности-                                

двух_ярусная   кр_вать-                  

 необ_яснимое   _вление-

отча_нно сражались-                              

 закончив пут_шествие-

ж_лание пос_тить-                                  

груз доставлен-

3. Определи тип односоставного предложения:

А) Простишь ли  меня ,мой друг_____________________________

Б )Где родился, там и пригодился____________________________

В) До рассвета ещё далеко, на улице туманно____________________

4. Вставь знаки препинания, объясни их постановку графически.

  • Светлое весеннее солнце взошло с утра над английскими работами перешло на б_стионы потом на город и одинаково радостно светя на всех теперь спускалось  к далёкому синему морю которое мерно колыхаясь  светилось серебря(н,нн)ым блеском.
  • Маленькие дети например плохо чувствуют время.
  • Совсем другие звуки городские слышались с той стороны квартала.
  • На окраине деревни Бугрово у самого входы в Михайловские рощи долгое время лежал большой валун.
  • Освещённый лунным светом засеребрился лес.

5.Запиши предложение со сравнительным оборотом.

________________________________________________________________________

6.Определи типы опредедления,дополнения,обстоятельства:

Промокший плащ-__________________

Выехал из города-____________________

Горжусь товарищем-__________________

7.Разбери по членам предложения, расставляя знаки препинания:

Лесные обитатели давно привыкли к ночному рёву оленей но когда  в тишине леса хохотнёт в буреломе неясыть то кажется   и ночным птицам жутковато от зычного крика.

 8. Запиши  4 разные  схемы предложений с прямой речью.

_____________________________________________________________________________

9. Поставь дефис, где это необходимо

Старушка мать

Мальчик калмык

Порт Владивосток

Ильмень озеро

Товарищ лейтенант

_______________________________________________________________________________

Самооценка___________________

Какая из изученных в 8 классе тем, тебе показалась наиболее сложной

________________________________________________________________

Контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса

ФИ учащегося_______________________________________

1.Словарная работа. Вставь пропущенные орфограммы. Среди слов найди орфограмму «Чередование гласных в корне», объясни её графически.

Ст_пендия, под_ехавший из (за) гр_ниц_ д_л_гат, проб_рались сквозь чащу, апл_д_сменты  д_(ф,фф)ект, пр_м_рил  поссорившихся друзей, пр_ горок, к_нф_ренц_я, копч_ __ая рыба, соб_рать ур_жай,   д_ф_цит,    выйти замуж_, прийти на помощ_, строит_льство дач_, встревоже___ая птица, гр_ндиозный скандал, пр_бытие пр_з_дента, во_главил пр_вительство.

2.Определи тип подчинительной связи в словосочетаниях:

Отдых на те(р,рр)а(с,сс)е                        

Пр_морский город -

 Возвратился домой-                                

Приятель друга-                  

 необ_яснимое   _вление-

героически выстояли-                              

 закончив б_с_ду-

вынужден простит_ся-                                  

об_явлена посадка-

3. Определи тип односоставного предложения:

А) Хочу отдохнуть в тишине на загородной даче._____________________________

Б )Мне предложили продолжить обучение в медицинском институте.____________________________

В) В лесу тишина , не шелохнётся ни кустик.____________________

4. Вставь знаки препинания, объясни их постановку графически.

  • Они пр_тихшие стояли на берегу ручья.
  • Не сиди сложа руки тогда не будет скуки.
  • Посевы благодаря обильным дождям зазеленели и колхозники начали из обработку выходя в поля ранним утром.
  • Пожалуй только запах промокшей листвы акации напоминал недавние летние дожди короткие и тёплые.  
  • Соседка перестань срамит_ся  ей Шавка говорит  тебе ли со Слоном возит_ся?

5.Запиши предложение с определительным оборотом.

________________________________________________________________________

6.Определи типы опредедления,дополнения,обстоятельства:

Свеча из воска-__________________

Уехали за полночь-____________________

Увидел  пастухов-__________________

7.Разбери по членам предложения, расставляя знаки препинания:

Какие бы умные машины мы не изобрели какие бы прекрасные города не построили н_что не в силах заменить живую человеческую душу духовную красоту которая называется нравственностью.

8. Определи тип сказуемого:

-буду работать

-  было прохладно

-приказали

- сел в калошу

-попросили приехать

9.Ответь на вопрос:

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ.в И.п. не ставится ,если

__________________________________________________________________________

Самооценка___________________

Какая из изученных в 8 классе тем, тебе показалась наиболее сложной

________________________________________________________________

 Контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса

ФИ учащегося_______________________________________

1.Словарная работа. Вставь пропущенные орфограммы. Среди слов найди орфограмму «Н и НН в суффиксах причастий», объясни её графически.

Арх_ол_г,     а(к,кк)_мп_н_атор, апл_д_сменты  дра(м,мм)атический,   д_ф_цит, э(ф,фф)ективн_сть, ц_кламен, из_ян, бе_пробудным сном,бур_ян, зав_южило, пр_дорожный к_выль,пред_юбилейный, скоше___ая трава, вывезе__ы за пр_делы стр_ны, вовремя организова__ый  к_нсилиум, во_л_гать надежду, долго соб_рались, ш_лковое плат_е, помчался вскач_.

2.Определи тип подчинительной связи в словосочетаниях:

выб_рать  профессию-                            

ответстве(н,нн)ый ч_ловек-

мит_нг  с_л_дарности-                                

двух_ярусная   кр_вать-                  

 необ_яснимое   _вление-

отча_нно сражались-                              

 закончив пут_шествие-

ж_лание пос_тить-                                  

груз доставлен-

3. Определи тип односоставного предложения:

А) Простишь ли  меня ,мой друг_____________________________

Б )Где родился, там и пригодился____________________________

В) До рассвета ещё далеко, на улице туманно____________________

4. Вставь знаки препинания, объясни их постановку графически.

  • Светлое весеннее солнце взошло с утра над английскими работами перешло на б_стионы потом на город и одинаково радостно светя на всех теперь спускалось  к далёкому синему морю которое мерно колыхаясь  светилось серебря(н,нн)ым блеском.
  • Маленькие дети например плохо чувствуют время.
  • Совсем другие звуки городские слышались с той стороны квартала.
  • На окраине деревни Бугрово у самого входы в Михайловские рощи долгое время лежал большой валун.
  • Освещённый лунным светом засеребрился лес.

5.Запиши предложение со сравнительным оборотом.

________________________________________________________________________

6.Определи типы опредедления,дополнения,обстоятельства:

Промокший плащ-__________________

Выехал из города-____________________

Горжусь товарищем-__________________

7.Разбери по членам предложения, расставляя знаки препинания:

Лесные обитатели давно привыкли к ночному рёву оленей но когда  в тишине леса хохотнёт в буреломе неясыть то кажется   и ночным птицам жутковато от зычного крика.

 8. Запиши  4 разные  схемы предложений с прямой речью.

_____________________________________________________________________________

9. Поставь дефис, где это необходимо

Старушка мать

Мальчик калмык

Порт Владивосток

Ильмень озеро

Товарищ лейтенант

_______________________________________________________________________________

Самооценка___________________

Какая из изученных в 8 классе тем, тебе показалась наиболее сложной

________________________________________________________________

Контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса

ФИ учащегося_______________________________________

1.Словарная работа. Вставь пропущенные орфограммы. Среди слов найди орфограмму «Чередование гласных в корне», объясни её графически.

Ст_пендия, под_ехавший из (за) гр_ниц_ д_л_гат, проб_рались сквозь чащу, апл_д_сменты  д_(ф,фф)ект, пр_м_рил  поссорившихся друзей, пр_ горок, к_нф_ренц_я, копч_ __ая рыба, соб_рать ур_жай,   д_ф_цит,    выйти замуж_, прийти на помощ_, строит_льство дач_, встревоже___ая птица, гр_ндиозный скандал, пр_бытие пр_з_дента, во_главил пр_вительство.

2.Определи тип подчинительной связи в словосочетаниях:

Отдых на те(р,рр)а(с,сс)е                        

Пр_морский город -

 Возвратился домой-                                

Приятель друга-                  

 необ_яснимое   _вление-

героически выстояли-                              

 закончив б_с_ду-

вынужден простит_ся-                                  

об_явлена посадка-

3. Определи тип односоставного предложения:

А) Хочу отдохнуть в тишине на загородной даче._____________________________

Б )Мне предложили продолжить обучение в медицинском институте.____________________________

В) В лесу тишина , не шелохнётся ни кустик.____________________

4. Вставь знаки препинания, объясни их постановку графически.

  • Они пр_тихшие стояли на берегу ручья.
  • Не сиди сложа руки тогда не будет скуки.
  • Посевы благодаря обильным дождям зазеленели и колхозники начали из обработку выходя в поля ранним утром.
  • Пожалуй только запах промокшей листвы акации напоминал недавние летние дожди короткие и тёплые.  
  • Соседка перестань срамит_ся  ей Шавка говорит  тебе ли со Слоном возит_ся?

5.Запиши предложение с определительным оборотом.

________________________________________________________________________

6.Определи типы опредедления,дополнения,обстоятельства:

Свеча из воска-__________________

Уехали за полночь-____________________

Увидел  пастухов-__________________

7.Разбери по членам предложения, расставляя знаки препинания:

Какие бы умные машины мы не изобрели какие бы прекрасные города не построили н_что не в силах заменить живую человеческую душу духовную красоту которая называется нравственностью.

8. Определи тип сказуемого:

-буду работать

-  было прохладно

-приказали

- сел в калошу

-попросили приехать

9.Ответь на вопрос:

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ.в И.п. не ставится ,если

__________________________________________________________________________

Самооценка___________________

Какая из изученных в 8 классе тем, тебе показалась наиболее сложной

________________________________________________________________

 

  1. И с той и с другой стороны тянулись отмели.
  2. С другой стороны моя правда оскорбила бы Урбенина.
  3. Выражение его лица казалось Лаптеву странным.
  4. Здесь он действительно кажется высоким горным хребтом.
  5. Всё это казалось ей глупым, необыкновенным и веселило её.
  6. Ветер казалось хотел наверстать потерянное.
  7. Из-за распахнутого пальто вместе с жилеткой казалось выглядывала сама душа.
  8. Ещё бы кажется одно усилие  и степь взяла бы верх.
  9. Мглы как не бывало.
  10. С нею уже бывало нечто подобное.
  11. Жизнь не может быть всегда прекрасной и счастливой.
  12. Бывало по ночам сидит он бумаги пишет.
  13. И певцы хорошие приезжали бывало…
  14. Никто не может быть лишён свободы без суда.
  15. Подобные меры может быть скорее приведут к цели.
  16. Быть может это след змеи или что-нибудь в этом роде.
  17. Значит таблетки и микстура помогли ему выздороветь.
  18. И когда наконец в доме все успокоились я смог спокойно заснуть.
  19. Кажется начинается дождик.
  20. Издали город кажется огромной челюстью.
  21. Во-первых  начинается спектакль а во-вторых я уже всё объяснил вам.
  22. Вечером мы долго стояли напротив гостиницы.
  23. Он не сердился напротив он улыбался.

Вариант №4

Вставить пропущенные в тексте орфограммы, расставить недостающие  знаки препинания.

    Когда мы начинали спускат_ся  с горы (в) дали  глухо гукнул первый удар грома как будто он прокатился над землёй. Всё кругом как(то) разом стихло и зам_рло точно в пр_роде раз_гралась тяж_лая семейная драма. Солнце быстро кл_нил_сь к зап_ду по траве пробегала судорожная дрож_.

Там д_леко (в)низу тени быстро р_сли  и сгущались в ту вечернюю мглу которая залегает  по д_линам сплошной массой. Бурый ельник  отделяя  высокую гору от каменистой реки с каждым шагом выр_стал и пр__вращался в зубчатую стену. Все эти  ра_броса___ые камни  топорщившиеся в траве кустарники точно выр_сшие внезапно силуэты елей и  пихт   всё слилось в одну великолепную гармоническую картину которой нельзя было не залюбоваться.

     Туча выползала (из) за горы  Талой а на зап_де бл_стело последним светом закатывавшееся солнце. Это была настоящая борьба света и мглы сопровождавшаяся оглушительной к_н_надой. Брести по такому лесу вечером даже пр_вычному охотнику всегда как (то) жутковато. Вас охватыва__т  мёртвая  тиш_ сырой воздух сдавлива_т грудь начинает казаться что н_когда из этой трущ__бы (не)  выбрат_ся . и невольно пр_слушиваеш_ся  к шуму собственных шагов который теряется в ж__лтом мхе. Именно в таком ельнике человек боит _ся собственной тени и со страхом проб_рается  через лесную чащ__бу.

      По глухому шуму надвигавшемуся со стороны Талой можно было догадат_ся   что гудел настоящий ливень,  какие бывают на Урале  только в июле когда по н_чам играют з_рницы.  Ливень каждый раз пр_кращался перед особенно страшными ударами молнии чтобы потом забушевать с новой силой как будто  где (то)  открывался гигВыписать из антский душ_.

      А на утро в лесу было чудно хорошо. Всё кругом бл_стело, на горе можно было ра_смотреть каждый камешек каждый кустик. Пение невид_мых птиц  в_село в самом воздух_ струившемся под солнечным луч_м. Вокруг было мирно и торжественно не хотелось верить что в течени_ всей ночи здесь бушевала гроза.

Задания.

  1. Определить часть речи:

Надвигавшемуся-

Невольно-

Как будто-

Настоящий-

В течени_(ночи)-

Который-

      Отделяя-

      Спускаться-

  1. Определи тип связи в словосочетании(управление, примыкание, согласование):

По глухому шуму-

Сдавливает грудь-

Не хотелось верить-

Открывался где(то)-

  1. Выписать из текста сложносочинённое предложение:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4.Выписать из текста три слова с орфограммой «Гласные О-Ё после шипящих».

____________________________________________________________________________________

     

5.Найти в тексте и выписать составное глагольное сказуемое.

  Определи  тип подчинительной связи в словосочетаниях

  1. Пятый по счёту
  2. Улыбающиеся глаза
  3. Привычка   стараться
  4. Увидел на перекрёстке
  5. Преклоняться перед талантом
  6. Выучить уроки
  7. Срывая  с ветки
  8. Встречали приехавших
  9. В любом случае
  10. Совершил проступок
  11. Догадался сразу
  12. Истинный герой
  13. На пятом этаже
  14. Разговор о происшествии
  15. При солнечном освещении
  16. печёт горячо
  17. говорил неуверенно
  18. предупредить ошибку
  19. воспитанный правильно
  20. трудно сказать
  21. болезненный ребёнок
  22. лабораторные испытания
  23. аккомпанировать на  гитаре
  24. читать беллетристику
  25. съешьте пирога
  26. талантливый режиссёр
  27. закончившаяся конференция
  28. приехав из командировки.

Приложение-   определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Приложение обозначает качества предмета, указывают на возраст, национальность, профессию, называют собственные имена предметов.

1.утёс- великан                              2.     гражданин инспектор

народ-победитель                                 товарищ майор

возница-киргиз                              3.   врач  Сергеева

                                                              река Дон

                                                              газета «Ярковские известия»

                                                               журнал «За рулём»

4.река Москва - Москва-река

 5.кони-красавцы-            красавцы кони =красивые кони

   сын-храбрец-                храбрец сын =храбрый сын

   мать-старушка –           старушка мать =старая мать                            

Обобщающие  слова при однородных членах.

  1. Всё было серое затуманенный лес озеро небо.
  2. Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и огнях рано зажигающихся в фонарях.
  3. Зелёная долина горы в белых шапках  всё было залито солнцем.
  4. Обращаться с языком кое как значит и мыслить кое как неточно приблизительно, неверно.
  5. Для выработки правил грамотного письма необходимы  три условия а именно знание правил внимание и умение пользоваться справочниками.
  6. Из за тумана  не было видно ни впереди идущего буксира ни берега ни чего.
  7.   Всё это и ночь и дали  и горы и горы  и звёзды  и туманы казалось мне исполненным невиданной прелестью.

 

  1. Найди лишнее утверждение:

А) вводные слова не являются членами предложения

Б) вводные слова зависят от сказуемого

В) вводные слова выражают авторскую оценку о предмете речи

Г) вводные слова обособляются не зависимо от места в предложении

2.Объясните, почему во втором предложении вводное слово не обособляется.

А) Смотри, однако, будь осторожна

Б) Однако его поведение меня не удивило.

_____________________________________________

3.Найди предложение(я)  с  вводным словом.

А)Никто не может быть лишён свободы без суда.

Б)Подобные меры может быть скорее приведут к цели.

В)Быть может это след змеи или что-нибудь в этом роде.

4.Чем осложнено каждое предложение(обозначь графически,расставляя знаки препинания):

А)Пой гармоника вьюге назло.

Б)Ты иди по этой тропе не сворачивая в стороны.

В)Небо конечно обман иллюзия.

Г)Исчезла  последняя багровая узенькая как щель полоска.

 Д)В палисаднике под большим кустом роз незаметно спряталась большая жаба.

 Е)Он рано лишившийся родителей познал боль и страдание.

Ж)Начальник внешность его была совершенно неприметной говорил долго и тихо.

5. Какие из перечисленных слов не являются вводными:

вероятно, во-первых, по-видимому, из сообщений по радио,как будто,буквально, по-моему.

КАРТОЧКА №1

Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго:

ипохондрик

сапфир

лицедей

тривиальный

банальный

калека

провинция

катастрофа

изумруд

офтальмолог

преимущество

комедиант

синоптик

восторженный

шпагат

периферия

исполин

меланхолик

овации

приоритет

кошелёк

пилигрим

окулист

талисман

мираж

марево

амулет

колосс

инвалид

фамильярный

эмоциональный

бечёвка

катаклизм

метеоролог

 паломник

максимальный

панибратский

аплодисменты

наибольший

портмоне

КАРТОЧКА №2

Подберите к словам из первого столбика антонимы из второго:

колосс

1

индивидуальный

дефицит

2

эпилог

абстрактный

3

брюнет

легально

4

синтез

изнутри

5

гипотония

прогрессивный

6

литота

гигантский

7

дилетант

реальный

8

профицит

вертикаль

9

убыток

коллективный

10

виртуальный

брошюра

11

инкогнито

анализ

12

консервативный

гипертония

13

извне

профессионал

14

лилипут

систематичный

15

микроскопический

симпатия

16

антипатия

пролог

17

эпизодичный

гипербола

18

конкретный

прибыль

19

горизонталь

блондин

20

фолиант

Задания по русскому языку.

I четверть

Учащийся должен знать ответы на следующие вопросы:

- международное значение русского языка;

- синтаксис словосочетания и простого предложения;

- виды сложных предложений (характеристика бессоюзного, сложносочинённого, сложноподчинённого предложения с примерами);

- виды сложносочинённых предложений (по значению союзов).

Учащийся должен объяснить постановку знаков препинания и орфограммы в следующем тексте:

«Слово о полку Игореве» ум…стил…сь всего на нескольких стр…ницах древней рук…пис… но (в)течени… двух ст…летий люди (Р,р)уси и…терзанной княжескими ра…дорами и нап…дениями к…чевников всп…минали о нём ц…тировали (на)изусть мудрые п…триотические строки.

Ко врем…ни похода Игоря тайком уведшего дружины к (Д,д)ону и (не)осм…трительно потерявшего своё войско честь полк…водца (Р,р)усь р…спалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кров…пр…литные войны  а кочующие пл…мена половцев, постоян…о совершавшие набеги на (Р,р)ус…кие земли перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали эк…номические связи (Р,р)уси  с южными и восточными землями. Их набеги с…пр…в…ждались р…з…рением городов и уводом в плен жителей однако князья утратив… чу…ство п…триотизма не в состояни… были (из)за  (не)пр…рывного с…перничества нанести решительный удар половцам.

Лет…писц… как правило только регистрировали с…бытия и лиш… некоторые из них решались на  …ценки о…дельных п…ступков князей. Но (ни,не) один из (древне)рус…ких книжников (не)поднялся как автор «Слова» на

высоту мудрых историчеких обо…щений. Поэма постепенно однако забылась и только в конце 18 века после обн…ружения единственно уц…левш…го списка она зазвучала с новой силой.

(По Ю. Рыбакову)

Выполнить фонетический разбор слов «объезд», «смеяться»

II четверть

2) Учащийся должен объяснить постановку знаков препинания и орфограммы в следующем тексте:

(В)продолжени… долгих часов Андрей …стаётся (на)ед…не со своим учит…лем Даниилом Чёрным к…торый открывает юн…ому художнику тайны жив…пис…  .

Даниил (по)видимому был жив…писцем первой в…личины. Однако самая большая з…слуга его в том что он не только увид…л од…рённность Рублёва но и воспитал в нём сам…стоятельную творческую мысль и манеру не под…влял своим …втор…тетом понимая что каждый должен и…ти своим путём. П…ступать так значит про…влять (по)истине большой ум поразительн… ув…жение к личности (не)ис……каемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто прим…рит…ся с тем что собстве…ный ученик заводит с тобой споры и не только не делать попытки оборвать его а всячески п…ощрять к продолжению этого спора.

Рублёву повезло что возле него с самых первых шагов ок…зался такой душевный и опытный старший товарищ… . Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и уважение к своему учителю чере… всю жиз…нь.

(От)того д…лёкого врем…ни с…хр…нилась м…ниатюра на к…торой Рублёв зап…ч…тлён с гордо поднятой головой. (Не)извес…ный автор в Рублёве увидел (не)гордыню к…торая на (Р,р)уси с...италась величайшим грехом а заслуж…вающ…. уважения достоинство.

(По В. Прибыткову)

 

III четверть

1) Учащийся должен знать ответы на следующие вопросы:

  •  Найти ССП,СПП,БСП, предложении с разными видами связи
  • «Н» и «НН» в суффиксах прилагательных, причастий и наречии
  • Найти словосочетания с разными видами подчинительной связи

2)Учащийся должен объяснить постановку знаков препинания и орфограммы в следующем тексте:

Кусака  долго металась по сл…дам уехавших людей добежала до станц…. и – пр…мокшая грязная – в…рнулась обратно. …десь она  проделала то чего (не,ни)кто однако не вид…л взошла на те…ра…су и пр…поднявшись на задние лапы и загл…нув в стекля…ую дверь поскребла ко…тями. В комнатах было пусто и (не,ни)кто (не)ответил Кусак… .

Начался частый дождь и от…всюду стал надв…гат…ся мрак осе…ней ночи. Быстро и глухо он з…полнил пустую дачу бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с (не)пр…ветливовго неба. На те…ра…се

с к…торой была сн…та п…русина (от)чего она казалась странно пустой свет долго ещё п…чально оз…рял сл…ды грязных ног но скоро уступил и он.

И когда уже (не)было с…мнений что н…ступила ноч…  с…бака

жалобно завыла. Зв…нящей острой как отча…нье нотой в…рвался  вой в м…нотонный шум дождя прор…зая тьму и зам…рая понёсся над …бнаж….ными полями.

И тому кто слышал его казалось что стон…т и рвётся к свету сама (бе…просветно)тёмная ноч… и хотелось в тепло к яркому огню к любящему сердцу.

(По Л. Андрееву)

Учащийся должен выполнить синтаксический разбор первого предложения данного текста.

IV четверть

Учащийся должен знать ответы на следующие вопросы:

  • стили русского литературного языка и типы речи;
  • «О», «Ё» после шипящих, «И», «Ы» после «Ц»;
  • «Ь» после шипящих в словах разных частей речи;
  • правописание гласных в приставках;
  • слитное, раздельное написание и написание через дефис сложных слов (имена существительные и прилагательные);
  • знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Учащийся должен объяснить постановку знаков препинания и орфограммы в данном тексте:

Старый скрипач… любил играть у п…дножия пам…тник… Пушкин… что стоит (в)начале (Т,т)верского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому п…ед…сталу музыкант трогал смыч…ком струны на скрипк… У пам…тника сейчас(же) с…б…рались дети прохожие и все они ум…лкали в ож…дании музыки (потому)что она ут…шает людей об…щает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипк… музыкант клал на (З,з)емлю он был закрыт и в нём лежал кусок ч…рного хлеба и ябл…ко что(бы) можно было поесть когда захочет…ся.

Обыкновенно старик вых…дил играть под вечер для его музык… нужно было что(бы) в мире стало тише. Старик стр…дал от мысли что он не пр…нос…т людям (не,ни)какого добра и (по)этому добр…вольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипк…  р…зд…вались в воздухе и д…ходили до глубины чел…веческих сердец трогая их нежной и мужестве…ной силой. Нек…торые слушат…ли вынимали деньги что(бы) о…дать их старику но не знали куда их пол…жить футляр скрипк… был закрыт а сам музыкант находился высоко на п…дножье пам…тника почти рядом с Пушкиным.

(По А.Платонову)

3) Привести примеры известных способов словообразования


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: