Учебные пособия для подготовки к ОГЭ
Здесь собраны методические пособия для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12-0879-01.pdf | 313.22 КБ |
rus2017oge-proba-10variantovotvet_2.pdf | 326.58 КБ |
869-_russkiy_yazyk._7-9kl._orfogr._trening_belova_2015_-112s.pdf | 1.4 МБ |
8-9_klass.docx | 48.09 КБ |
rabochaya_tetrad_po_oge.doc | 1.24 МБ |
oge-3-14.pdf | 270 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1.Расставить недостающие знаки препинания,
графически объяснить их употребление.
1.Аринин пош_л (в) лев_ а мы прямо к берегу реки.
2.Х_рошую книгу купить всем уг_дить.
3.Весь день мы плыли пр_держ_ваясь2 правого края озера и к сумеркам дошли до суже___ой его части.
4.Вышедшая из берегов река отражала тихий свет луны.
5. Рано утром во флигель явился студент племянник графини и передал нам пр_каз.
6.Большой усыпа___ый2 ж_лтыми листьями двор кудрявый от репейника слегка серебрился осенн_ю изморозью4.
7.Сквозь сени была видна другая комната светлая с деревя__ыми полами.
8.(В)дали виднеется высокий горный хребет.
8.Обт_рание холодной водой гимнастика пешие прогулки всё это укр_пляет и зак_ляет организм человека.
9.(В) течени_ всей жизни я побывал во многих музеях и карти___ых га(л,лл)ереях мира в Ватикане и Эрмитаже , в Лувре и музеях Флоренции и всюду видел людей восхищающихся ген_альными творениями художников восторгающихся не только живописцем Леонардо но и Леонардо скульптором Леонардо изобретателем.
10. Кажется что ты всё ещё идешь за плугом по (не)глубокой борозде вокруг слышатся громкие гортанные звуки грачей пр_летевших всего неделю назад.
Задания.
2.Найти односоставное предложение, определить его вид.
3.Определить, какой часть речи являются выделенные слова.
4.Вставить пропущенные буквы в словах:
Соб_ратель к_(л,лл)екции, разр_слись, некраше__ые стены, гружё__ый вагон, броше__ый камень, ветре__ый день, деревя__ый сруб, серебря__ый кубок, просея__ая мука, экскурсио__ый, исти__ый друг, пьед_стал, _б_лиск, м_нархия, ф_в_рит, пр_к_саться; н_ днём, н_ н
Контрольная работа по русскому языку за 3 четверть
8 класс
II вариант
1.Расставить недостающие знаки препинания,
графически объяснить их употребление.
1.Так начинает Волга самая большая река в Европе свой далёкий путь.
2.По обширной и доброй земле бежала река такая широкая и дли__ая что люди живущие по одну её сторону не знали обычаев населения другой стороны а племена обитавшие у истоков не ведали какие народы населяют земли в её низовьях.
3.Луна светила ярко глядя на землю свысока однако её свет с трудом пробивал туман.
4. По небу враз поголубевшему2 свежему тонкою кисеёю проходило пушистое сиренево розоватое облако.
5.Но вот конь ступает в воду проваливается в чёрную жижу колесо и скрипит ось мутится ил и меркнет мутнея2 розовое оч_рование лужи.
6.Они стояли посреди главной улицы селения пыльного большака заросшего по обочинам лопухами подорожником чертополохом
7. За две за три версты можно было различить2 малейший звук лай собак в отдалённых сёлах голоса на соседней мельнице шум доски внезапно сброшенной на землю и на сердце становилось легче от мысли что ты уже дома.
8. Желудок крокодила адский химический комбинат переваривающий всё шерсть рога копыта4.
9. Рвать животное жертву хищник не станет а поместит за корягу или в пещеру вырытую для этого в берегу под водой и подождёт пока добыча «отмокнет».
10. У крыльца стоит лошадь ещё (по)зимнему запряжё___ая в сани слева подта_вшие сугробы.
Задания.
2.Найти односоставное предложение, определить его вид.
3.Определить, какой частью речи являются выделенные слова.
4. Расставить пропущенные буквы в словах:
Вскач_, апл_д_сменты, пл_вчиха, распол_гает, покл_нился , л_к_ничный; н_ мог н_ есть , н_ пить; ижд_венец, вытка__ый ковёр, нарисова__ая картина, свежеиспечё___ый пирог, макаро__ые изделия, лишё__ый всего, кова__ое железо, румя___ый, баше__ый, тушё__ое рагу, оловя___ые ложки, пр_дли__ая дорога.
Спиши, расставляя знаки препинания. Вставь пропущенные орфограммы.
1.Отважен был пл_вец решивший в такую ночь пуститься через пролив на расстояние до двадцати вёрст.
2. Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта к_нат.
3.Б_льшая воля это не только умение чего то пож_лать и добиться нои умение заставить себя отк_заться от чего то когда это нужно.
4. Он в_лновался но только я так мне показалось почувствовала чуть заметное напр_жение которое то показывалось в нём то исчезало.
5. Ты Волга русская река легла врагу пр_градой.
6. Нет вы об_ясните мне куда исчезли несколько сот книжек.
7. Здравствуйте капитан сказал пр_шедший обратясь ко мне.
8.Всё это пустяки Иван Гаврилович сказала Юлия Не в этом счастье.
9.Там стояли бюро красного дерева два дивана обитые ш_лковой материей красивые ш_рмы с вышитыми небывалыми в природе птицами.
10.На опушк_ леса ст_ит одинокий дуб. М_гучий развесистый он виден отовсюду.
11.Ваня летом не покладая рук работал во дворе ездил на мельницу возил на станцию хлеб.
Старич_к, леле_л, г_ризонтальные, пр_дорожные,разв_ вать мысль,ландыш_вые, шум рощ_, выйти замуж_, во_кресший, ни_вергнутый с п_ед_стала, пр_стижная профессия, серебря__ое кольцо, сильный ож_г, мужестве__ый ч_ловек, дальн_видный , тёмн_ зелёный, н_ слышно н_ шороха, н_ рыба н_ мясо, н_ только…,но и ,н_ опытность, н_ осв_ща_мый участок, по пр_быти_ на место, ф_в_рит.
Контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса
ФИ учащегося_______________________________________
1.Словарная работа. Вставь пропущенные орфограммы. Среди слов найди орфограмму «Н и НН в суффиксах причастий», объясни её графически.
Арх_ол_г, а(к,кк)_мп_н_атор, апл_д_сменты дра(м,мм)атический, д_ф_цит, э(ф,фф)ективн_сть, ц_кламен, из_ян, бе_пробудным сном,бур_ян, зав_южило, пр_дорожный к_выль,пред_юбилейный, скоше___ая трава, вывезе__ы за пр_делы стр_ны, вовремя организова__ый к_нсилиум, во_л_гать надежду, долго соб_рались, ш_лковое плат_е, помчался вскач_.
2.Определи тип подчинительной связи в словосочетаниях:
выб_рать профессию-
ответстве(н,нн)ый ч_ловек-
мит_нг с_л_дарности-
двух_ярусная кр_вать-
необ_яснимое _вление-
отча_нно сражались-
закончив пут_шествие-
ж_лание пос_тить-
груз доставлен-
3. Определи тип односоставного предложения:
А) Простишь ли меня ,мой друг_____________________________
Б )Где родился, там и пригодился____________________________
В) До рассвета ещё далеко, на улице туманно____________________
4. Вставь знаки препинания, объясни их постановку графически.
- Светлое весеннее солнце взошло с утра над английскими работами перешло на б_стионы потом на город и одинаково радостно светя на всех теперь спускалось к далёкому синему морю которое мерно колыхаясь светилось серебря(н,нн)ым блеском.
- Маленькие дети например плохо чувствуют время.
- Совсем другие звуки городские слышались с той стороны квартала.
- На окраине деревни Бугрово у самого входы в Михайловские рощи долгое время лежал большой валун.
- Освещённый лунным светом засеребрился лес.
5.Запиши предложение со сравнительным оборотом.
________________________________________________________________________
6.Определи типы опредедления,дополнения,обстоятельства:
Промокший плащ-__________________
Выехал из города-____________________
Горжусь товарищем-__________________
7.Разбери по членам предложения, расставляя знаки препинания:
Лесные обитатели давно привыкли к ночному рёву оленей но когда в тишине леса хохотнёт в буреломе неясыть то кажется и ночным птицам жутковато от зычного крика.
8. Запиши 4 разные схемы предложений с прямой речью.
_____________________________________________________________________________
9. Поставь дефис, где это необходимо
Старушка мать
Мальчик калмык
Порт Владивосток
Ильмень озеро
Товарищ лейтенант
_______________________________________________________________________________
Самооценка___________________
Какая из изученных в 8 классе тем, тебе показалась наиболее сложной
________________________________________________________________
Контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса
ФИ учащегося_______________________________________
1.Словарная работа. Вставь пропущенные орфограммы. Среди слов найди орфограмму «Чередование гласных в корне», объясни её графически.
Ст_пендия, под_ехавший из (за) гр_ниц_ д_л_гат, проб_рались сквозь чащу, апл_д_сменты д_(ф,фф)ект, пр_м_рил поссорившихся друзей, пр_ горок, к_нф_ренц_я, копч_ __ая рыба, соб_рать ур_жай, д_ф_цит, выйти замуж_, прийти на помощ_, строит_льство дач_, встревоже___ая птица, гр_ндиозный скандал, пр_бытие пр_з_дента, во_главил пр_вительство.
2.Определи тип подчинительной связи в словосочетаниях:
Отдых на те(р,рр)а(с,сс)е
Пр_морский город -
Возвратился домой-
Приятель друга-
необ_яснимое _вление-
героически выстояли-
закончив б_с_ду-
вынужден простит_ся-
об_явлена посадка-
3. Определи тип односоставного предложения:
А) Хочу отдохнуть в тишине на загородной даче._____________________________
Б )Мне предложили продолжить обучение в медицинском институте.____________________________
В) В лесу тишина , не шелохнётся ни кустик.____________________
4. Вставь знаки препинания, объясни их постановку графически.
- Они пр_тихшие стояли на берегу ручья.
- Не сиди сложа руки тогда не будет скуки.
- Посевы благодаря обильным дождям зазеленели и колхозники начали из обработку выходя в поля ранним утром.
- Пожалуй только запах промокшей листвы акации напоминал недавние летние дожди короткие и тёплые.
- Соседка перестань срамит_ся ей Шавка говорит тебе ли со Слоном возит_ся?
5.Запиши предложение с определительным оборотом.
________________________________________________________________________
6.Определи типы опредедления,дополнения,обстоятельства:
Свеча из воска-__________________
Уехали за полночь-____________________
Увидел пастухов-__________________
7.Разбери по членам предложения, расставляя знаки препинания:
Какие бы умные машины мы не изобрели какие бы прекрасные города не построили н_что не в силах заменить живую человеческую душу духовную красоту которая называется нравственностью.
8. Определи тип сказуемого:
-буду работать
- было прохладно
-приказали
- сел в калошу
-попросили приехать
9.Ответь на вопрос:
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ.в И.п. не ставится ,если
__________________________________________________________________________
Самооценка___________________
Какая из изученных в 8 классе тем, тебе показалась наиболее сложной
________________________________________________________________
Контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса
ФИ учащегося_______________________________________
1.Словарная работа. Вставь пропущенные орфограммы. Среди слов найди орфограмму «Н и НН в суффиксах причастий», объясни её графически.
Арх_ол_г, а(к,кк)_мп_н_атор, апл_д_сменты дра(м,мм)атический, д_ф_цит, э(ф,фф)ективн_сть, ц_кламен, из_ян, бе_пробудным сном,бур_ян, зав_южило, пр_дорожный к_выль,пред_юбилейный, скоше___ая трава, вывезе__ы за пр_делы стр_ны, вовремя организова__ый к_нсилиум, во_л_гать надежду, долго соб_рались, ш_лковое плат_е, помчался вскач_.
2.Определи тип подчинительной связи в словосочетаниях:
выб_рать профессию-
ответстве(н,нн)ый ч_ловек-
мит_нг с_л_дарности-
двух_ярусная кр_вать-
необ_яснимое _вление-
отча_нно сражались-
закончив пут_шествие-
ж_лание пос_тить-
груз доставлен-
3. Определи тип односоставного предложения:
А) Простишь ли меня ,мой друг_____________________________
Б )Где родился, там и пригодился____________________________
В) До рассвета ещё далеко, на улице туманно____________________
4. Вставь знаки препинания, объясни их постановку графически.
- Светлое весеннее солнце взошло с утра над английскими работами перешло на б_стионы потом на город и одинаково радостно светя на всех теперь спускалось к далёкому синему морю которое мерно колыхаясь светилось серебря(н,нн)ым блеском.
- Маленькие дети например плохо чувствуют время.
- Совсем другие звуки городские слышались с той стороны квартала.
- На окраине деревни Бугрово у самого входы в Михайловские рощи долгое время лежал большой валун.
- Освещённый лунным светом засеребрился лес.
5.Запиши предложение со сравнительным оборотом.
________________________________________________________________________
6.Определи типы опредедления,дополнения,обстоятельства:
Промокший плащ-__________________
Выехал из города-____________________
Горжусь товарищем-__________________
7.Разбери по членам предложения, расставляя знаки препинания:
Лесные обитатели давно привыкли к ночному рёву оленей но когда в тишине леса хохотнёт в буреломе неясыть то кажется и ночным птицам жутковато от зычного крика.
8. Запиши 4 разные схемы предложений с прямой речью.
_____________________________________________________________________________
9. Поставь дефис, где это необходимо
Старушка мать
Мальчик калмык
Порт Владивосток
Ильмень озеро
Товарищ лейтенант
_______________________________________________________________________________
Самооценка___________________
Какая из изученных в 8 классе тем, тебе показалась наиболее сложной
________________________________________________________________
Контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса
ФИ учащегося_______________________________________
1.Словарная работа. Вставь пропущенные орфограммы. Среди слов найди орфограмму «Чередование гласных в корне», объясни её графически.
Ст_пендия, под_ехавший из (за) гр_ниц_ д_л_гат, проб_рались сквозь чащу, апл_д_сменты д_(ф,фф)ект, пр_м_рил поссорившихся друзей, пр_ горок, к_нф_ренц_я, копч_ __ая рыба, соб_рать ур_жай, д_ф_цит, выйти замуж_, прийти на помощ_, строит_льство дач_, встревоже___ая птица, гр_ндиозный скандал, пр_бытие пр_з_дента, во_главил пр_вительство.
2.Определи тип подчинительной связи в словосочетаниях:
Отдых на те(р,рр)а(с,сс)е
Пр_морский город -
Возвратился домой-
Приятель друга-
необ_яснимое _вление-
героически выстояли-
закончив б_с_ду-
вынужден простит_ся-
об_явлена посадка-
3. Определи тип односоставного предложения:
А) Хочу отдохнуть в тишине на загородной даче._____________________________
Б )Мне предложили продолжить обучение в медицинском институте.____________________________
В) В лесу тишина , не шелохнётся ни кустик.____________________
4. Вставь знаки препинания, объясни их постановку графически.
- Они пр_тихшие стояли на берегу ручья.
- Не сиди сложа руки тогда не будет скуки.
- Посевы благодаря обильным дождям зазеленели и колхозники начали из обработку выходя в поля ранним утром.
- Пожалуй только запах промокшей листвы акации напоминал недавние летние дожди короткие и тёплые.
- Соседка перестань срамит_ся ей Шавка говорит тебе ли со Слоном возит_ся?
5.Запиши предложение с определительным оборотом.
________________________________________________________________________
6.Определи типы опредедления,дополнения,обстоятельства:
Свеча из воска-__________________
Уехали за полночь-____________________
Увидел пастухов-__________________
7.Разбери по членам предложения, расставляя знаки препинания:
Какие бы умные машины мы не изобрели какие бы прекрасные города не построили н_что не в силах заменить живую человеческую душу духовную красоту которая называется нравственностью.
8. Определи тип сказуемого:
-буду работать
- было прохладно
-приказали
- сел в калошу
-попросили приехать
9.Ответь на вопрос:
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ.в И.п. не ставится ,если
__________________________________________________________________________
Самооценка___________________
Какая из изученных в 8 классе тем, тебе показалась наиболее сложной
________________________________________________________________
- И с той и с другой стороны тянулись отмели.
- С другой стороны моя правда оскорбила бы Урбенина.
- Выражение его лица казалось Лаптеву странным.
- Здесь он действительно кажется высоким горным хребтом.
- Всё это казалось ей глупым, необыкновенным и веселило её.
- Ветер казалось хотел наверстать потерянное.
- Из-за распахнутого пальто вместе с жилеткой казалось выглядывала сама душа.
- Ещё бы кажется одно усилие и степь взяла бы верх.
- Мглы как не бывало.
- С нею уже бывало нечто подобное.
- Жизнь не может быть всегда прекрасной и счастливой.
- Бывало по ночам сидит он бумаги пишет.
- И певцы хорошие приезжали бывало…
- Никто не может быть лишён свободы без суда.
- Подобные меры может быть скорее приведут к цели.
- Быть может это след змеи или что-нибудь в этом роде.
- Значит таблетки и микстура помогли ему выздороветь.
- И когда наконец в доме все успокоились я смог спокойно заснуть.
- Кажется начинается дождик.
- Издали город кажется огромной челюстью.
- Во-первых начинается спектакль а во-вторых я уже всё объяснил вам.
- Вечером мы долго стояли напротив гостиницы.
- Он не сердился напротив он улыбался.
Вариант №4
Вставить пропущенные в тексте орфограммы, расставить недостающие знаки препинания.
Когда мы начинали спускат_ся с горы (в) дали глухо гукнул первый удар грома как будто он прокатился над землёй. Всё кругом как(то) разом стихло и зам_рло точно в пр_роде раз_гралась тяж_лая семейная драма. Солнце быстро кл_нил_сь к зап_ду по траве пробегала судорожная дрож_.
Там д_леко (в)низу тени быстро р_сли и сгущались в ту вечернюю мглу которая залегает по д_линам сплошной массой. Бурый ельник отделяя высокую гору от каменистой реки с каждым шагом выр_стал и пр__вращался в зубчатую стену. Все эти ра_броса___ые камни топорщившиеся в траве кустарники точно выр_сшие внезапно силуэты елей и пихт всё слилось в одну великолепную гармоническую картину которой нельзя было не залюбоваться.
Туча выползала (из) за горы Талой а на зап_де бл_стело последним светом закатывавшееся солнце. Это была настоящая борьба света и мглы сопровождавшаяся оглушительной к_н_надой. Брести по такому лесу вечером даже пр_вычному охотнику всегда как (то) жутковато. Вас охватыва__т мёртвая тиш_ сырой воздух сдавлива_т грудь начинает казаться что н_когда из этой трущ__бы (не) выбрат_ся . и невольно пр_слушиваеш_ся к шуму собственных шагов который теряется в ж__лтом мхе. Именно в таком ельнике человек боит _ся собственной тени и со страхом проб_рается через лесную чащ__бу.
По глухому шуму надвигавшемуся со стороны Талой можно было догадат_ся что гудел настоящий ливень, какие бывают на Урале только в июле когда по н_чам играют з_рницы. Ливень каждый раз пр_кращался перед особенно страшными ударами молнии чтобы потом забушевать с новой силой как будто где (то) открывался гигВыписать из антский душ_.
А на утро в лесу было чудно хорошо. Всё кругом бл_стело, на горе можно было ра_смотреть каждый камешек каждый кустик. Пение невид_мых птиц в_село в самом воздух_ струившемся под солнечным луч_м. Вокруг было мирно и торжественно не хотелось верить что в течени_ всей ночи здесь бушевала гроза.
Задания.
- Определить часть речи:
Надвигавшемуся-
Невольно-
Как будто-
Настоящий-
В течени_(ночи)-
Который-
Отделяя-
Спускаться-
- Определи тип связи в словосочетании(управление, примыкание, согласование):
По глухому шуму-
Сдавливает грудь-
Не хотелось верить-
Открывался где(то)-
- Выписать из текста сложносочинённое предложение:
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4.Выписать из текста три слова с орфограммой «Гласные О-Ё после шипящих».
____________________________________________________________________________________
5.Найти в тексте и выписать составное глагольное сказуемое.
Определи тип подчинительной связи в словосочетаниях
- Пятый по счёту
- Улыбающиеся глаза
- Привычка стараться
- Увидел на перекрёстке
- Преклоняться перед талантом
- Выучить уроки
- Срывая с ветки
- Встречали приехавших
- В любом случае
- Совершил проступок
- Догадался сразу
- Истинный герой
- На пятом этаже
- Разговор о происшествии
- При солнечном освещении
- печёт горячо
- говорил неуверенно
- предупредить ошибку
- воспитанный правильно
- трудно сказать
- болезненный ребёнок
- лабораторные испытания
- аккомпанировать на гитаре
- читать беллетристику
- съешьте пирога
- талантливый режиссёр
- закончившаяся конференция
- приехав из командировки.
Приложение- определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложение обозначает качества предмета, указывают на возраст, национальность, профессию, называют собственные имена предметов.
1.утёс- великан 2. гражданин инспектор
народ-победитель товарищ майор
возница-киргиз 3. врач Сергеева
река Дон
газета «Ярковские известия»
журнал «За рулём»
4.река Москва - Москва-река
5.кони-красавцы- красавцы кони =красивые кони
сын-храбрец- храбрец сын =храбрый сын
мать-старушка – старушка мать =старая мать
Обобщающие слова при однородных членах.
- Всё было серое затуманенный лес озеро небо.
- Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и огнях рано зажигающихся в фонарях.
- Зелёная долина горы в белых шапках всё было залито солнцем.
- Обращаться с языком кое как значит и мыслить кое как неточно приблизительно, неверно.
- Для выработки правил грамотного письма необходимы три условия а именно знание правил внимание и умение пользоваться справочниками.
- Из за тумана не было видно ни впереди идущего буксира ни берега ни чего.
- Всё это и ночь и дали и горы и горы и звёзды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелестью.
- Найди лишнее утверждение:
А) вводные слова не являются членами предложения
Б) вводные слова зависят от сказуемого
В) вводные слова выражают авторскую оценку о предмете речи
Г) вводные слова обособляются не зависимо от места в предложении
2.Объясните, почему во втором предложении вводное слово не обособляется.
А) Смотри, однако, будь осторожна
Б) Однако его поведение меня не удивило.
_____________________________________________
3.Найди предложение(я) с вводным словом.
А)Никто не может быть лишён свободы без суда.
Б)Подобные меры может быть скорее приведут к цели.
В)Быть может это след змеи или что-нибудь в этом роде.
4.Чем осложнено каждое предложение(обозначь графически,расставляя знаки препинания):
А)Пой гармоника вьюге назло.
Б)Ты иди по этой тропе не сворачивая в стороны.
В)Небо конечно обман иллюзия.
Г)Исчезла последняя багровая узенькая как щель полоска.
Д)В палисаднике под большим кустом роз незаметно спряталась большая жаба.
Е)Он рано лишившийся родителей познал боль и страдание.
Ж)Начальник внешность его была совершенно неприметной говорил долго и тихо.
5. Какие из перечисленных слов не являются вводными:
вероятно, во-первых, по-видимому, из сообщений по радио,как будто,буквально, по-моему.
КАРТОЧКА №1
Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго:
ипохондрик | сапфир | ||
лицедей | тривиальный | ||
банальный | калека | ||
провинция | катастрофа | ||
изумруд | офтальмолог | ||
преимущество | комедиант | ||
синоптик | восторженный | ||
шпагат | периферия | ||
исполин | меланхолик | ||
овации | приоритет | ||
кошелёк | пилигрим | ||
окулист | талисман | ||
мираж | марево | ||
амулет | колосс | ||
инвалид | фамильярный | ||
эмоциональный | бечёвка | ||
катаклизм | метеоролог | ||
паломник | максимальный | ||
панибратский | аплодисменты | ||
наибольший | портмоне |
КАРТОЧКА №2
Подберите к словам из первого столбика антонимы из второго:
колосс | 1 | индивидуальный | |
дефицит | 2 | эпилог | |
абстрактный | 3 | брюнет | |
легально | 4 | синтез | |
изнутри | 5 | гипотония | |
прогрессивный | 6 | литота | |
гигантский | 7 | дилетант | |
реальный | 8 | профицит | |
вертикаль | 9 | убыток | |
коллективный | 10 | виртуальный | |
брошюра | 11 | инкогнито | |
анализ | 12 | консервативный | |
гипертония | 13 | извне | |
профессионал | 14 | лилипут | |
систематичный | 15 | микроскопический | |
симпатия | 16 | антипатия | |
пролог | 17 | эпизодичный | |
гипербола | 18 | конкретный | |
прибыль | 19 | горизонталь | |
блондин | 20 | фолиант |
Задания по русскому языку.
I четверть
Учащийся должен знать ответы на следующие вопросы:
- международное значение русского языка;
- синтаксис словосочетания и простого предложения;
- виды сложных предложений (характеристика бессоюзного, сложносочинённого, сложноподчинённого предложения с примерами);
- виды сложносочинённых предложений (по значению союзов).
Учащийся должен объяснить постановку знаков препинания и орфограммы в следующем тексте:
«Слово о полку Игореве» ум…стил…сь всего на нескольких стр…ницах древней рук…пис… но (в)течени… двух ст…летий люди (Р,р)уси и…терзанной княжескими ра…дорами и нап…дениями к…чевников всп…минали о нём ц…тировали (на)изусть мудрые п…триотические строки.
Ко врем…ни похода Игоря тайком уведшего дружины к (Д,д)ону и (не)осм…трительно потерявшего своё войско честь полк…водца (Р,р)усь р…спалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кров…пр…литные войны а кочующие пл…мена половцев, постоян…о совершавшие набеги на (Р,р)ус…кие земли перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали эк…номические связи (Р,р)уси с южными и восточными землями. Их набеги с…пр…в…ждались р…з…рением городов и уводом в плен жителей однако князья утратив… чу…ство п…триотизма не в состояни… были (из)за (не)пр…рывного с…перничества нанести решительный удар половцам.
Лет…писц… как правило только регистрировали с…бытия и лиш… некоторые из них решались на …ценки о…дельных п…ступков князей. Но (ни,не) один из (древне)рус…ких книжников (не)поднялся как автор «Слова» на
высоту мудрых историчеких обо…щений. Поэма постепенно однако забылась и только в конце 18 века после обн…ружения единственно уц…левш…го списка она зазвучала с новой силой.
(По Ю. Рыбакову)
Выполнить фонетический разбор слов «объезд», «смеяться»
II четверть
2) Учащийся должен объяснить постановку знаков препинания и орфограммы в следующем тексте:
(В)продолжени… долгих часов Андрей …стаётся (на)ед…не со своим учит…лем Даниилом Чёрным к…торый открывает юн…ому художнику тайны жив…пис… .
Даниил (по)видимому был жив…писцем первой в…личины. Однако самая большая з…слуга его в том что он не только увид…л од…рённность Рублёва но и воспитал в нём сам…стоятельную творческую мысль и манеру не под…влял своим …втор…тетом понимая что каждый должен и…ти своим путём. П…ступать так значит про…влять (по)истине большой ум поразительн… ув…жение к личности (не)ис……каемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто прим…рит…ся с тем что собстве…ный ученик заводит с тобой споры и не только не делать попытки оборвать его а всячески п…ощрять к продолжению этого спора.
Рублёву повезло что возле него с самых первых шагов ок…зался такой душевный и опытный старший товарищ… . Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и уважение к своему учителю чере… всю жиз…нь.
(От)того д…лёкого врем…ни с…хр…нилась м…ниатюра на к…торой Рублёв зап…ч…тлён с гордо поднятой головой. (Не)извес…ный автор в Рублёве увидел (не)гордыню к…торая на (Р,р)уси с...италась величайшим грехом а заслуж…вающ…. уважения достоинство.
(По В. Прибыткову)
III четверть
1) Учащийся должен знать ответы на следующие вопросы:
- Найти ССП,СПП,БСП, предложении с разными видами связи
- «Н» и «НН» в суффиксах прилагательных, причастий и наречии
- Найти словосочетания с разными видами подчинительной связи
2)Учащийся должен объяснить постановку знаков препинания и орфограммы в следующем тексте:
Кусака долго металась по сл…дам уехавших людей добежала до станц…. и – пр…мокшая грязная – в…рнулась обратно. …десь она проделала то чего (не,ни)кто однако не вид…л взошла на те…ра…су и пр…поднявшись на задние лапы и загл…нув в стекля…ую дверь поскребла ко…тями. В комнатах было пусто и (не,ни)кто (не)ответил Кусак… .
Начался частый дождь и от…всюду стал надв…гат…ся мрак осе…ней ночи. Быстро и глухо он з…полнил пустую дачу бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с (не)пр…ветливовго неба. На те…ра…се
с к…торой была сн…та п…русина (от)чего она казалась странно пустой свет долго ещё п…чально оз…рял сл…ды грязных ног но скоро уступил и он.
И когда уже (не)было с…мнений что н…ступила ноч… с…бака
жалобно завыла. Зв…нящей острой как отча…нье нотой в…рвался вой в м…нотонный шум дождя прор…зая тьму и зам…рая понёсся над …бнаж….ными полями.
И тому кто слышал его казалось что стон…т и рвётся к свету сама (бе…просветно)тёмная ноч… и хотелось в тепло к яркому огню к любящему сердцу.
(По Л. Андрееву)
Учащийся должен выполнить синтаксический разбор первого предложения данного текста.
IV четверть
Учащийся должен знать ответы на следующие вопросы:
- стили русского литературного языка и типы речи;
- «О», «Ё» после шипящих, «И», «Ы» после «Ц»;
- «Ь» после шипящих в словах разных частей речи;
- правописание гласных в приставках;
- слитное, раздельное написание и написание через дефис сложных слов (имена существительные и прилагательные);
- знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Учащийся должен объяснить постановку знаков препинания и орфограммы в данном тексте:
Старый скрипач… любил играть у п…дножия пам…тник… Пушкин… что стоит (в)начале (Т,т)верского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому п…ед…сталу музыкант трогал смыч…ком струны на скрипк… У пам…тника сейчас(же) с…б…рались дети прохожие и все они ум…лкали в ож…дании музыки (потому)что она ут…шает людей об…щает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипк… музыкант клал на (З,з)емлю он был закрыт и в нём лежал кусок ч…рного хлеба и ябл…ко что(бы) можно было поесть когда захочет…ся.
Обыкновенно старик вых…дил играть под вечер для его музык… нужно было что(бы) в мире стало тише. Старик стр…дал от мысли что он не пр…нос…т людям (не,ни)какого добра и (по)этому добр…вольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипк… р…зд…вались в воздухе и д…ходили до глубины чел…веческих сердец трогая их нежной и мужестве…ной силой. Нек…торые слушат…ли вынимали деньги что(бы) о…дать их старику но не знали куда их пол…жить футляр скрипк… был закрыт а сам музыкант находился высоко на п…дножье пам…тника почти рядом с Пушкиным.
(По А.Платонову)
3) Привести примеры известных способов словообразования