рабочая программа по МХК 10 класс 2021-2022

Грига Ирина Иннокентьевна

Рабочая программа по МХК 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МХК 10 класс44.42 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

   Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральным базисным   учебным   планом,      утвержденного приказом   Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.;

На основании приказа Министерства образования  и науки РФ « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012г. №413 (с изм. от 29.06.2017 №613)

Примерными программами по МХК;

Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах на 2021-2022 учебный год.

 Рабочая программа разработана в соответствии с:

ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»

Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»  

Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

  Цели и задачи  курса:

Цель:

 интеграция полученных ранее знаний по истории мировой художественной культуры на новом художественно-эстетическом и философском уровне.

Задачи:

 - освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

-овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

-использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды- -развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

-воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.

Описание места учебного предмета.

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «МХК» на этапе среднего (полного) общего образования. В 10-11 классах выделяется 34 часа (из расчета 1 учебного часа в неделю)

 Учебно-методический комплект

 Учебники для общеобразовательных  учреждений.

Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая  – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Русская художественная культура. 10класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017.

МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2066. - 144 с.

Григорьева Н.А.    История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с.

Пешикова Л.В.    Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

2.Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;

ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями

культуры;

работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Выпускники научатся:

ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Предметными результатами занятий по программе «МХК» являются:

в сфере познавательной деятельности:

освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека ;уважение культуры другого народа;

знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

различать изученные виды и жанры искусств;

описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

классифицировать изученные объекты и явления культуры;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности;

формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства;

представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей;

осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства;

уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры).

в сфере эстетической деятельности:

эстетическое восприятие, способность воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений

высокого и массового искусства;

видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности,

умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить

языком изобразительных форм;

создавать условные изображения, символы, понимать особенности разных видов

искусства);

развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и

эмоциональную сферы;

проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего

народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;

реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и

самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.

в сфере коммуникативной деятельности:

формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической

компетентности;

культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью

технических средств;

диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить

диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для

современности.

в трудовой сфере:

применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных(информационных) технологиях.

Выпускники  школы научатся:

воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

В результате изучения курса «МХК» в 10 классе ученик научится:

определять основные виды и жанры искусства;

  распознавать  изученные направления и стили мировой художественной культуры;

 знать шедевры мировой художественной культуры;

  сопоставлять особенности языка различных видов искусства.

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

Ученик получит возможность научиться:

выбору пути своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражать собственное суждение о произведениях классики и современного искусства;

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА»  10 класс

Часть первая

РАЗДЕЛ  I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА (12 час.)

Тема  1-3.  Древний  Египет:  художественная  культура,  олицетворяющая  вечность. Художественная  картина  мира,  воссозданная  египетским  искусством,  отражающая представления  о  жизни,  смерти,  бессмертии.  «Книга  мертвых».  Культ  загробного  мира, его  воплощение  в  канонических  традициях  архитектуры.  Статичность  и  символичность изобразительного искусства.  

Тема  4-5.  Художественная  культура  Древней  и  средневековой  Индии. Художественная  культура  Древней  Индии,  ее  ритуальный  характер.  Будда  Гаутама  и зарождение  буддизма.  Буддистский  храм.  Сохранение  художественных  традиций древности  в  эпоху  средневековья.  Храмовое  зодчество.  Самобытный  мир  народного танца. Песенное богатство.

Тема 6-7. Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Своеобразие художественных  традиций  китайского  народа.  Великая  китайская  стена  как  символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций  в  художественной  культуре  средневекового  Китая.  Императорские  дворцы. Искусство  садов  и  водоемов.  Живопись,  шелкография.  Китайский  театр.  Китайские народные музыкальные инструменты.

Тема  8-9.  Японская  художественная  культура:  долгий  путь средневековья. Художественные  традиции  Японии.  Храмы  Древней  Японии. Нетрадиционные  виды  искусства  (единоборства,  чайная  церемония,  икебана).  Японский народный  и  профессиональный  театр.  Отражение  в  музыке,  живописи,  архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского  и  русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема  10-12.  Художественные  традиции  мусульманского  Востока:  логика  абстрактной красоты. Нравственные законы  ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед.  Архитектурные  особенности  мечети  и  минарета.  «Книга  песен».  Высокая поэзия  средневековья  (Фирдоуси,  Низами,  Саади).  Омар  Хайям.  Образы  арабских, персидских,  иранских  сказок  в  «Тысяча  и  одной  ночи»,  «мудрость  Востока»  в  сказках Шахерезады.

РАЗДЕЛ  II.  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ (16 час.)

Тема  13-15.  Античность  —  колыбель  европейской  художественной  культуры. Мифологическая  картина  мира  и  древнегреческое  язычество  как  основа  развития античной  художественной  культуры.  Сократ  —  «христианин  до  Христа».  Утверждение идеи  двух  миров  в  философии  Платона.  Учение  о  гармонии  сфер  Пифагора.  Основные этапы  развития  античной  художественной  культуры.  Древнегреческая  архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра.  Древнегреческая  трагедия.  Культура    Древнего  Рима.  Архитектурные  памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Тема  16.  От  мудрости  Востока к европейской художественной  культуре:   Библия. Христианская  художественная  культура,  ее  истоки.  Библия  как  священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия.

Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных  требований  к  человеку. Учение о Царстве  Небесном  и  спасении  бессмертной  души.  Страсти  Господни.  Воскрешение Христа.

Тема  17-18.  Художественная  культура европейского    Средневековья  и Возрождения: освоение  христианской  образности.        Христианские  основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два  типа  христианской  культуры.  Романский  стиль  в  искусстве.  Храмовое  зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.  

Тема  19-21.  Художественная  культура  итальянского  Возрождения:  трудный  путь гуманизма. Эпоха  Возрождения  как  новый  этап  в  развитии  европейской художественной  культуры.  Гуманизм  и  идеалы  Возрождения.  Развитие  светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская  школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.  

Тема  22.Северное  Возрождение:  в  поисках  правды  о  человеке.  Северное Возрождение,  поиски  правды  о  человеке.  Мастера  искусств  Германии  и  Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

Тема 23-27. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей. «переходная  эпоха»  в  художественной  культуре  европейской  традиции.  Стиль  барокко. Расцвет  светского  музыкального  искусства.  Классицизм  как  общеевропейский  стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

Тема 28-29. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.  Гуманистические  идеалы  просветителей.  Наследие  энциклопедистов. Распространение  классицизма  в  художественных  культурах  европейских  стран. Изобразительное  искусство  и  архитектура  эпохи  классицизма,  роль  античного  ордера. Расцвет  литературы.  Венский  музыкальный  классицизм.  Симфонизм,  его  философско-эстетический смысл.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ (6 час.)

 Тема 30.  Художественная  Культура  Киевской  Руси:  опыт,  озаренный  духовным светом  христианства.  Древнейшие  памятники  художественной  культуры  языческой Руси.  Обрядовый  фольклор,  народные  песни,  героический  эпос  и  былины. Дохристианские  нравственные  установки  и  эстетические    представления.  Восхождение русской  художественной  культуры  от  языческой  образности  к  христианской  картине мироздания.  Православный  храм  и  синтез  храмовых  искусств.  «Мистический  реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.  

Тема 31. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.  Художественный облик  древнего  Новгорода.  Памятники  архитектуры.  Новгородская  София,  Народное музыкальное  творчество  и  храмовое  пение.  Искусство  колокольного  звона. Творчество Феофана Грека.

Тема 32. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного  стиля.  Возрождение  Москвы.  Древнерусская  литература. Творчество  Андрея  Рублева  и  Дионисия.  Музыка  15-16века.    Храмовое  искусство Московской  Руси  в    XVI  в.:  Художественная  культура  Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема 33. Художественная  Культура XVII  в.: смена  духовных ориентиров.  Диалог «старины  и  новизны»  в  русской  художественной  культуре  «переходной  эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого.  Новые  направления  иконописи.  Творчество  Симона  Ушакова.  Икона  и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.  

Тема 34.  Русская  художественная  культура  в  эпоху  Просвещения:  формирование гуманистических  идеалов.  Начало  развития  «русской  европейскости»;  петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон  новой  культуры.  Обмирщение  в  литературе.  Становление  европейских градостроительных  принципов.  Портретная живопись.  Храмовое пения  и  новое светское музицирование. Рождение русской комедии и  оперы. Первые сборники русских народных песен.  Петербургское  барокко  и  московское  зодчество.  Русский  портрет.  Шедевры храмовой музыки.

4.Тематическое планирование 10 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Художественная культура Древнего и средневекового Востока.

12

2

Художественная культура Европы: становление христианской традиции.

16

3

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции.

6

Всего:

34

Календарно-тематическое планирование – 10 класс

Тема раздела, урока

Количество часов

Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата

По плану

фактически

1

Художественная культура Древнего и среднего Востока Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.

1

Лекция, беседа

Вопросы для закрепления

3.09

2

Архитектура Древнего Египта

1

беседа

Сообщения учащихся

10.09

3

Изобразительное искусство Древнего Египта

1

лекция

Вопросы для закрепления

17.09

4

Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции

1

лекция

реферат

24.09

5

Храмовое искусство Индии

1

беседа

сообщения

1.10

6

Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Архитектура

1

беседа

реферат

8.10

7

Изобразительное искусство Древнего и  средневекового Китая. Графика

1

беседа

презентация

15.10

8

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой

1

Лекция с элементами беседы

Вопросы для закрепления

22.10

9

Традиционная культура Японии: сад камней, театры, чайная церемония

1

презентация

5.11

10

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

1

Лекция, беседа

реферат

12.11

11

Архитектура и прикладное искусство мусульманского Востока

1

презентация

19.11

12

Художественная культура древнего и средневекового Востока

1

лекция

реферат

26.11

Художественная культура Европы: становление христианской традиции.

беседа

сообщения

3.12

13

Античность: колыбель европейской художественной культуры. Скульптура Древней Греции. Вазопись.

1

презентация

сообщения

10.12

14

Скульптура Древней Греции. Вазопись.

1

Лекция, беседа

реферат

17.12

15

Культура Древнего Рима

1

презентация

24.12

16

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия

1

лекция

сообщения

14.01

17

Художественная культура европейского Средневековья. Романский и готический стили

1

беседа

21.01

18

Византийское искусство

1

презентация

сообщения

28.01

19

 Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

1

Лекция, беседа

сообщения

4.02

20

Архитектура и скульптура раннего Возрождения

1

беседа

11.02

21

Высокое возрождение в Италии

1

презентация

18.02

22

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке

1

беседа

25.02

23

Художественная культура 17 века: многоголосие школ и стилей

1

лекция

тест

3.03

24

17 век в художественной жизни Италии

1

семинар

сообщения

10.03

25

Живопись Испании 17 века

1

беседа

презентация

17.03

26

Малые голландцы

1

беседа

тест

31.03

27

Художественная культура Франции 17 века

1

презентация

тест

7.04

28

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

1

лекция

презентация

14.04

29

Просвещение в Англии и Германии

1

лекция

презентация

21.04

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции

Семинарские занятия

28.04

30

Художественная культура Киевской Руси

1

лекция

тест

5.05

31

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

1

лекция

презентация

12.05

32

От раздробленности княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля

1

семинар

тест

19.05

33

Художественная культура 17 века: смена духовных ориентиров

1

Творческая работа

презентация

26.05

34

Русская художественная культура в эпоху Просвещения. Архитектура. Живопись

1

Круглый стол

тест

26.05

Итого

34

Список литературы

         Для учащихся:

Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая  – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Русская художественная культура. 10класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017.

Для учителя:

 Баткин, Л.М. Леонардо да Винчи /Л.М. Баткин. – СПб.:  Искусство. 1990.

Вазари, Джорджо. Жизнеописания / Джорджо Вазари. – СПб.:  Творческое объединение «Пальмира», 1992.

Даниэль, С.М. Искусство видеть / С.М. Даниэль. – Л. : Искусство, Ленинградское отд-е, 1990.

Ротенберг, Е.И. Искусство Италии XVI-XVII вв. /Е.И. Ротенберг. – М.: Советский художник, 1989.

Шекспир, Уильям. Сонеты /Уильям Шекспир. – М.: Радуга, 1984.

Эрпель, Ф.Рембрандт / Ф.Эрпель. – Берлин: Хеншель, 1989.

Коллекция электронных образовательных ресурсов по мировой

художественной культуре .

http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное

планирование, контроль знаний по МХК.

http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений

искусства по времени, стране, стилю).

http://www.school.edu.ru/catalog(мировая художественная культура)

Энциклопедии и библиотеки

http://ru.wikipedia.org/- обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом

количестве языков мира.

http://www.artprojekt.ru- энциклопедия искусства – галереи, история искусства.

http://www.smirnova.net/- гид по музеям мира и галереям.

http://mifolog.ru/- подробная энциклопедия по мифологии с текстами.

http://fashion.artyx.ru/- «Иллюстрированная энциклопедия моды».

http://100oper.nm.ru/- книга «100 опер».

http://www.encspb.ru- энциклопедия Санкт-Петербурга.

http://www.greekroman.ru- электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.

http://www.cbook.ru/peoples/- электронная энциклопедия «Народы и религии мира».

http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html- сайт с ресурсом ссылок по истории искусства.

http://www.huntfor.com/arthistory/- обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных

искусств с большим количеством изображений.

http://www.rsl.ru/— сайт российской государственной библиотеки.

http://notes.tarakanov.net/— нотная библиотека.

http://www.eart.by.ru— иллюстрированный словарь по искусству.

http://www.artcyclopedia.com— иллюстрированная энциклопедия по искусству.

http://www.most-spb.ru/- Мосты Санкт-Петербурга.

http://www.big-library.info/?act=au...&subtema=36 -Большая электронная библиотека

http://www.softportal.com/software-...siklopediya.htm- Секреты красоты. Электронная энциклопедия

http://hdfile.ru/2343-elektronnaya-...a-lekarstv.html- Электронная энциклопедия лекарств

http://www.softforfree.com/programs...diya-16464.html - Кулинария. Электронная энциклопедия.

http://softoroom.net/topic32234.html- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

http://books-center.ru/ - Литературный центр. Библиотека аудио и txt литературы. Книги, учебники,

энциклопедии, справочные материалы, раздела Энциклопедия.

http://www.torrentino.com/ - http://www.torrentino.com/search/371- Мультимедийные и интерактивные

издания

http://www.torrentino.ru/torrents/50733/start_download - Большая детская электронная энциклопедия

http://vipzone.ws/raznoe/261594-vse...ya-2011rus.html- Все об оружии - Электронная энциклопедия

http://vipbook.info/dosug/13882-Mir...iklopediya.html- Мир цветов. Электронная энциклопедия