Конкурс педагогического мастерства "Учитель года"

Фоломеев Роман Владимирович

23 марта 2018 года будет проходить муниципальный этап всероссийского конкурса педагогического мастерства "Учитель года" на котором мне выпала честь представлять мою родную Черномужскую школу.

На этой страничке я представляю материалы на данный конкурс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности учителя физики

Фоломеева Романа Владимировича

    Почему именно «Проектная деятельность»?

    Наши дети – это совсем другое поколение, для которого нет устоявшихся знаний, для них школа – это база, с которой можно брать старт, стремительно опережая своих учителей. Современный ученик быстро приспосабливается к новым условиям жизни, активно использует информационные технологии, живо реагирует на меняющиеся экономические ситуации, хочет получить те знания, которые помогут ему правильно найти свое место  в жизни. Метод проектов является спасением от косности в преподавании школьных предметов. Он может вывести нас на  иной, более глубокий уровень общения с учениками, подарить радость совместного творчества, познания.  

       Метод проектов – это  поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации  - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Этот метод – одна из личностно – ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный  подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и прочие методики.

Дидактические особенности проектной деятельности

По мнению современных дидактов, метод проектов дает возможность:

         - формировать информационную компетентность

         - утвердить деятельностный подход в обучении

         - индивидуализировать учебный процесс

         - обеспечить практико-ориентированное обучение

         - формировать коммуникативные компетентности (межличностное

            общение, общение с помощью электронных средств связи и т.д.)

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI в. как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Меняются требования к учителю, занимающемуся проектной деятельностью:

          -ему необходимо отказаться от авторитарного стиля обучения

          -уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку

            зрения

          - владеть методами исследовательских, поисковых методов

          - уметь интегрировать знания из различных областей

          -быть руководителем и координатором, умеющим четко наладить

            взаимодействие членов группы

Если проект создается в рамках учебного процесса, то можно смело говорить об учебном проекте, в результате которого осуществляется :

         - поиск информации, необходимой для реализации идей проекта

         - выработка гипотезы собственного исследования, экспериментальных

           данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей

         - практическая направленность проекта, отражающая личностно-

            индивидуальную позицию

Типологические признаки учебного проекта:

       - по методам,  доминирующим  в проекте ( исследовательский, творческий,

         информационный и т.д.

       -по характеру координации проекта ( открытый - учитель участвует в

         проекте в собственном статусе, скрытый – учитель - полноправный

         участник проекта)

       - по характеру контактов ( учащиеся одного класса, одной школы, города )

       - по числу участников (индивидуальные, парные, групповые)

       -  по продолжительности проекта ( мини – проекты, краткосрочные,

          недельные, долгосрочные)

       - по комплексности (монопроекты – в рамках одного предмета,

          межпредметные)

Основные требования к учебному проекту: 

       - работа над проектом направлена на разрешение конкретной проблемы

       - выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта,

         с пооперационной его разработки, в которой проводится перечень

         конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных

       - исследовательская работа учащихся – как обязательное условие каждого

         проекта

       - результатом работы должен быть продукт, который создается

          участниками проекта в ходе решения поставленной задачи

       - презентация продукта и его защита

       - итогом работы будет портфолио, папка с рабочими материалами

Этапы работы методов проектов

 

Погружение в проект

      На этом этапе учитель: формулирует проблему проекта, цель и задачи.

Ученик осуществляет личностное присвоение проблемы, вживается в ситуацию, принимает, уточняет и конкретизирует цели и задачи.

Организация деятельности

      Учитель предлагает: организовать группы, распределить роли в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта и предлагает возможные формы презентации проекта.

      Ученик осуществляет разбивку на группы, распределяет роли в группе и планирует работу, выбирает формы и способы презентации предлагаемых результатов.

Осуществление деятельности

      Учитель консультирует учащихся, по необходимости контролирует, дает новые знания, репетирует предстоящую презентацию.

      Ученик в соответствии со своим амплуа «добывает» новые знания, консультируются, готовят презентацию.

Презентация

     Учитель принимает отчет, подводит итоги, обобщает и резюмирует полученные результаты, оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность.

     Ученик демонстрирует понимание проблемы, цели и задачи, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Этапы планирования работы над проектом

    Коллективное обсуждение проекта.

    Этапы:

     - обмена мнениями, согласование интересов отдельных учащихся

     - выдвижение первичных идей

     - разрешение спорных вопросов

     - первичного планирования работы

     - первичного распределения  «ролей»

Аналитический этап.

      Задачи этапа:

     - самостоятельное проведение исследование

     - самостоятельный сбор информации

     - анализ полученной информации

     - уточнение и формулировка собственной задачи каждым учеником

     - использование собственного опыта при работе с информацией

     - обмен информацией  между участниками группы

     - изучение специальной литературы, информации из СМИ, Интернета

     - анализ и интерпретация полученных данных

Последовательность работы.

Уточнение и формулировка задач:

- консультирование учащихся по вопросу формулировок

- инициирование процесса обмена информацией

      2. Поиск и сбор информации:

- определение возможных источников.                                

Этап обобщения информации.

        Задачи этапа:

          - систематизировать полученные данные

          - выстроить общую логическую схему выводов для подведения итогов

         Цели этапа:

           - объединение в единое целое и обобщение собранной информации,

              полученной каждой группой

           - обработка информации, полученной при проведении анкетирования,

             опросов, эксперимента

           - обобщение всех видов собранной информации на общей встрече и при

              совместном обсуждении

  - учитель предоставляет максимально возможную самостоятельность и

     стимулирует творческую активность,

- создание группы, которая в будущем будет представлять работу на защите.

Действия учителя на этом этапе:

- заранее продумать, какие способности учащихся будут задействованы в этом проекте ( интеллектуальные, коммуникативные, технические и т.д. )

- заранее продумать все возможные формы общения для совместного их обсуждения с учащимися

- предусмотреть совместное подведение итогов этапа с четкой формулировкой общих выводов в соответствии с целями и задачами проекта и оставшихся неразрешенных проблем

- составить путем совместного обсуждения список всех форм обобщения итогов проекта
- привести всех участников проекта к согласию относительно этих форм

- концентрировать внимание участников на тех или иных способностях каждого ученика и добиваться, чтобы каждый осознал необходимость своего участия для успешности той или иной формы презентации

- помочь группам в формулировке общих выводов относительно полученной информации, а также новых знаний и умений, которые они приобрели

- выступать при необходимости инициатором общих и групповых сборов учащихся

- составить совместно с учащимися план проведения презентации

Презентация полученных результатов.

- спланировать время для подготовки и проведения презентации

- определить наиболее приемлемые формы для данной работы формы презентации

- определить длительность мероприятия в зависимости от количества участников и объема предлагаемой информации

- определить подготовительные мероприятия для написания сценариев презентаций

- помочь учащимся определить и сформулировать, что нового они узнали и чему научились

- способствовать обмену мнениями и дискуссиям, возникающим после проведения презентаций

- помочь учащимся определить собственные достижения и нерешенные проблемы

- выработать совместно с учащимися возможные перспективы продолжения работы над проектом

- выработать совместно с учащимися возможные пути перехода к работе над следующим проектом и предварительные сроки и темы этой работы

- предусмотреть финальное мероприятие, на котором происходит обмен мнениями и впечатлениями по поводу работы над проектом.

Проектная деятельность на уроках

          На некоторых уроках физики можно вместе создавать мини – проекты. Например, при изучении  темы «Атмосферное давление» в 7 классе,  класс разбивается на несколько групп: географы, химики, физики – экспериментаторы, физики – теоретики, биологи, историки.

         Каждая группа изучает атмосферу со своей точки зрения. Вопросы группы получают заранее.  Во время работы, учащиеся пользуются   учебной и справочной литературой, Интернетом. Они могут консультироваться с учителем, родителями, старшеклассниками. Форму презентации своей работы учащиеся выбирают сами.

        На уроке выступает каждая группа, результаты обсуждаются всем классом. Такая форма проведения урока позволяет сократить время изучения этой темы, всегда проходит очень эмоционально и хорошо усваивается учащимися.

         Результатами своих  исследований они могут поделиться с учащимися 4 и 5 классов.

         Также могут самостоятельно подготовить урок по теме «Тепловые двигатели» учащиеся 8 класса. Особенно удачно проходят такие повторительно-обобщающие уроки по разным темам с практической направленностью: « Тепловые явления» в 8 классе, «Электромагнитное поле» в 9 классе.

          На эту тему, как правило, не хватает времени, а мини – проекты в группах  позволяют сократить время на ее изучение без потери качества.

         

 Любая лабораторная работа может стать мини – проектом, если проводить их не по подробной инструкции, за которой подчас теряется смысл всей работы, а поставить перед учащимися, лишь задачу, для которой они сами должны выбрать оборудование, разработать план работы, самостоятельно провести эксперимент и сделать вывод. При таком исполнении, как правило, учащиеся лучше понимают, что  они делают, лучше усваивают материал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Черномужская основная школа Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя физики Фоломеева Романа Владимировича Черномуж 2018 г.

Слайд 2

Фоломеев Роман Владимирович учитель физики МБОУ Черномужская ОШ Мое педагогическое кредо: Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому

Слайд 3

Тема: Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной работе Этапы выполнения проекта : Организационно – подготовительный Технологический Заключительный – контроль, испытание, защита.

Слайд 4

Пояснительная записка Любая лабораторная работа может стать мини – проектом, если проводить их не по подробной инструкции, за которой подчас теряется смысл всей работы, а поставить перед учащимися, лишь задачу, для которой они сами должны выбрать оборудование, разработать план работы, самостоятельно провести эксперимент и сделать вывод. При таком исполнении, как правило, учащиеся лучше понимают, что они делают, лучше усваивают материал. >>> (Ссылка на пояснительную записку)

Слайд 5

Условия формирования личного вклада в развитие образования Научно-исследовательские условия: Леонтович В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. Давыдов В.В. Теория развивающегося обучения. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Пахомов Н.Ю. Проектное обучение – что это? Методические условия : Использование информационно- коммуникационных технологий Исследовательский метод обучения Проектные технологии Личностно-ориентированное обучение Организационно-педагогические условия: Выступления на ШМО и РМО Обучение на курсах повышения квалификации Участие в вебинарах Публикации на личном сайте - https://nsportal.ru/folomeev-roman-vladimirovich

Слайд 6

Актуальность личного вклада в развитие образования Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал. Такой процесс требует изменения позиции ученика в сторону творческой активности и переосмысления педагогической деятельности учителя. Использование метода проектов на уроке позволяет решать следующие задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Быстро ориентироваться в информационном пространстве; необходимо создание условий, способствующих развитию интереса учащихся к физике

Слайд 7

Цель и задачи педагогической деятельности Цель: раскрыть потенциал метода проектов для формирования универсальных учебных действий школьников и возможности его реализации в учебной и внеклассной деятельности . Задачи : образовательной мотивации : повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; информационной грамотности : развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за качество интеллектуального продукта.

Слайд 8

Основная педагогическая задача Р азвитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, и других творческих работ; « Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе .» А.Н.Колмогоров «Где учеба не клеится – а это бывает со всеми предметами, - там главная вина падает на учителя. Успехи учащихся – лучшее мерило для достоинств учителя…» А.Эйнштейн

Слайд 9

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования 1 Исследовательские проекты. 2 Творческие проекты 3. Игровые проекты 4. Информационные проекты. 5. Практико-ориентированный проект – на данном этапе является приоритетным для осуществления задачи создания медиатеки лабораторных работ

Слайд 10

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Основные этапы выполнения проекта Подготовительный – мотивация, тема, цели, способы решения поставленных задач Планирование - обсуждение методов исследования, составление плана проекта - пошаговое планирование Аналитический – сбор, изучение, накопление, обработка информации Технологический – выполнение проекта Контрольно-презентационный – контроль, самоконтроль, исправление недостатков, презентация

Слайд 11

Диапазон личного вклада в развитие образования, степень новизны Вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Формирование следующих умений и навыков: готовность к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде использование методов познания в практической деятельности обеспечение взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции овладение информационными технологиями- поиск, отбор, а нализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование. умения целеполагания, постановки задач и способов их решения

Слайд 12

Диапазон личного вклада в развитие образования, степень новизны Новизна: применение проектно-исследовательских технологий в рамках предмета физика, позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает познавательную мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета . формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельно­сти, через внедрение в образовательный процесс интеллектуального продукта полученного в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся – создание медиатеки лабораторных работ, презентаций, других разработок по разделам физики в средней школе

Слайд 13

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Создание медиатеки презентаций, рефератов по физике Участие в научно-практических школьных и районных конференциях Создание медиатеки лабораторных работ – бланков и презентаций с пошаговой инструкцией выполнения работы (7-9 кл .)

Слайд 14

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Качество знаний и успеваемость по физике 2014 - 2017 уч.г .

Слайд 15

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности публикации в интернете ; выступления на ШМО, РМО; участие в школьных научно- практических конференциях

Слайд 16

Литература: Плетенева О.В. Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС ООО. – Н.Новгород : НИРО, 2013г. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986 Щербакова С.Г. и др. Организация проектной деятельности в школе. – Волгоград: Учитель, 2009. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. «Школьные технологии», №2, 2002 . Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл .), приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 https:// урок.рф / groups/108 http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/12-2012-god/2112012/uud/443-proektnaya-deyatelnost-pri-izuchenii-fiziki http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/12-2012-god/2112012/uud/443-proektnaya-deyatelnost-pri-izuchenii-fiziki