Программа «Основы выбора профессии или как найти «дело жизни»
Рабочая программа предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности кадета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10-11_delo_zhizni.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Красноярское государственное бюджетное образовательное учреждение
«Минусинский кадетский корпус»
Народная ул., д. 80, Минусинск, Красноярский край, 662602
Тел. +7 (39132) 4-04-78, E-mail: mcadet.kristel.ru
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол педагогического совета Директор КГБОУ «МКК»
КГБОУ «МКК» ____________Кравченко В.Е.
№________________________ приказ № ___________________
от «____» ____________ 2020г. от «____» ____________2020г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Основы выбора профессии или как найти «дело жизни»
10-11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности кадета.
Курс «Профессии будущего. Будущая профессия» составлен на основе программы «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н.Чистяковой. – М., 2009 г., а также на основе электронного альманаха перспективных отраслей и профессий «Атлас новых профессий» и цифровой платформы «ПроеКТОриЯ».
Актуальность курса определяется значимостью формирования у кадетов профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта».
Цели курса: актуализировать процесс профессионального самоопределения кадетов за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, компетенциях актуальных профессий.
Программа воспитания и социализации в рамках ФГОС основного общего образования предусматривает достижение ожидаемого результата, который проявляется в профессиональной готовности и зрелости кадетов, устойчивых профессиональных намерений и их соответствие требованиям рынка труда. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом. Кроме того, актульность приобретают так называемые надпрофессиональные навыки – или Soft Skills («мягкие навыки»), формирование которых становится одной из приоритетных задач профориентационной деятельности.
Основные из «навыков», актуализируемых в рамках курса: умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми; работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем); эмоциональный интеллект.
На изучение предмета выделяется 34 учебных часа (из расчета 1 учебный час в неделю).
Планируемые результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
Получит возможность научиться | Получит возможность научиться | Получит представление | |||
Сформирована гражданская позиция (в том числе чувство ответственности за принимаемые решения) Сформирована система базовых (общечеловеческих) ценностей Сформирована готовность к выбору профиля обучения и продолжению образования на профильном уровне Сформирована способность сделать осознанный выбор и оформить стратегию профессионального развития Сформирована самостоятельность Сформирована способность к продуктивной социальной коммуникации | соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; развивать качества профессионально-зрелой личности, которая способна самостоятельно делать профвыбор и имеет эмоциональное отношение к нему; демонстрировать активную позицию при решении задач в области социальных отношений. | Сформированы навыки работы с информацией Сформирована читательская компетенция Приобретён опыт проектной или проектно-исследовательской деятельности Сформирована способность разработать и реализовать ИПП (индивидуальный профплан) | пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования; обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, анализировать полученные диагностические данные и строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности; использовать информационо-коммуникативные технологии оценивать собственные возможности, получать из разнообразных источников и критически осмысливать информацию; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества; | Раскрывать и определять для себя смысл и значение профессионального самоопределения, творческого потенциала человека и его карьеры; соблюдать правила выбора профессии и требования к составлению личного профессионального плана; раскрывать смысл основных понятий: -профессия и профессиональная деятельность; -профинтересы, мотивы и ценности профессионального труда, а так же психофизиологические и психологические ресурсах личности в связи с выбором профессии; -понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях и стилях общения; «читать» профессиограммы специальностей и соотносить их со своим профессиональным типом личности.
| о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда;
о рынке труда; о способах получения профессионального образования в России |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
- развить самостоятельность;
- оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
- систематизировать, анализировать полученные данные;
- освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда.
Формы организации учебного процесса:
В рамках курса применяются диагностические и развивающие методические процедуры.
Изучение курса предполагает активное участие кадетов в подготовке и проведении занятий, насыщение занятий различными упражнениями для самостоятельной и групповой работы, а также работой учащихся на цифровых профориентационных платформах.
Работа на платформе «ПроеКТОриЯ» позволит учащимися «примерить профессии» различных отраслей, принять участие в открытых профориентационных уроках, познакомиться с профессиограммами профессий актуальных и «ближайшего будущего».
Работа с «Атласом новых профессий» дает кадетам представление о востребованных профессиях «завтра» по всем основным отраслям: строительство, энергетика, медицина, технологии, медиа и др., ключевых компетенциях, необходимых для построения успешной профессиональной карьеры, а также о ВУЗах, в которых уже сегодня можно получить хорошую базу для дальнейшего развития в рамках выбранной профессии будущего. Кроме того, учащиеся могут получить обзор работодателей и общую оценку трудоустройства по каждой отрасли.
При изучении теоретического материала используются:
методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, исследовательско - творческий, репродуктивный (беседа, рассказ, семинар, применение новых знаний, решение проблемных задач (метод решения кейса);
методы контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся: текущие наблюдения, устный опрос, творческие задания (коллаж «Мой путь в профессию», составление собственного резюме);
виды деятельности учащихся (учебной): репродуктивный (деятельность по образцу), репродуктивно-поисковый, частично-поисковый, поисковый (творческий);
формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая с элементами тренинга.
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: урок-тест, урок-защита тематических заданий, урок-практикум, урок-экскурсия, урок - деловая игра, индивидуальные и групповые беседы; составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Г.В. Резапкина. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки / Рабочая тетрадь учащегося.-М.:Генезис, 2013.
- Г. В. Резапкина. «Я и моя профессия»: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
- П. Экман. «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»: Питер; СПб, 2010. – 135 с.
- Е.А. Дагаева. «5 тренинговых программа личностного роста: практическое руководство для тренера». – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 221 с.
- Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев, Е.Н. Кудакова. «Технология»: Москва «Просвещение», 2021. - 239-261с.
- Комплект психологических и профориентационных методик для учащихся 9 классов.
- Сайт «Атлас новых профессий». http://atlas100.ru/
- ЦП «ПроеКТОриЯ». https://proektoria.online/
Содержание курса «Основы выбора профессии или как найти «дело жизни»
№ урока | Тема урока | Кол-во час | Основные теоретические сведения | Практическая работа |
1. | Введение в ПСО (профессиональное самоопределение). | 1 | Цели и задачи курса. Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Путь профессионального самоопределения. | Анкетирование «Область интереса» |
2. | Профессии - «пенсионеры» и «профессии будущего» | 1 |
| Распределение в таблице профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий). Дискуссия |
3. | Классификация профессий (пирамида Климова) | 1 | Способы классификации профессий. Профессии типа (сферы) «человек- человек», «человек - техника», «человек- природа», «человек- знаковая система», «человек-художественный образ». | Составление профессиограммы (формула профессии). |
4. | Анализ профессий. | 1 | Понятие о профессиограмме Компетенции в профессиональной сфере: «твердые и мягкие» навыки. | Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. (работа с таблицами) |
5 | Формула выбора профессии. Ошибки выбора профессии. | 1 | Формула выбора профессии. «Хочу»-склонности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Матрица выбора профессий. Активная позиция при выборе профессии. | Тест ДДО Ролевая игра «Восьмиугольник выбора» Игра «Оптимисты и скептики». Игра «Я бы в хакеры пошел...» |
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). | 1 | Потребности и мотивы как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Внешние и внутренние мотивы и ценностные ориентации в выборе профессии. | Диагностические процедуры: Карта интересов Йоваши; опросник профессиональной готовности. | |
Представление о себе. | 2 | Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Связь между типом личности и профессией. Знакомство с профессиями, соответствующими различным типам личности: Интеллектуальный. Тест умственного развития. Социальный. Игра «Взаимодействие» Конвенциальный. Методика «Интеллектуальная лабильность». Игра «Клавиатура» Предпринимательский. Черты предпринимателя Стиль поведения «Акулы и дельфины» Артистический. Диагностика «Мыслитель или художник» «Ведущее полушарие» | Тест: Типология личности (Айзенк) «Шесть рек» Голланд «Профессиональный тип личности» Видео-уроки (Проектория) | |
6 | Способности личности в профессиональной деятельности («могу»). | 1 | Виды профессиональных способностей. Профессионально важные качества (ПВК) и требования профессии. | Диагностические процедуры. Анкета «Хочу-умею» |
7 | Темперамент в профессиональном становлении личности. | 1 | Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. | Диагностические процедуры. Опросник Айзенка. |
Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности | 2 | Понятие стресса. Стадии стресса. | Тренинг по саморегуляции | |
8 | Рынок труда («надо»). | 1 | Рынок труда, его функции. Конкурентоспособность. Востребованность профессий. | Деловая игра «Кто нужен нашему городу?». Игра « Мышеловки» |
9 | Секрет успеха выбора профессии | 1 | Каталог Профессий (знакомство с профессиями «будущего» по основным отраслям). Надпрофессионалные навыки (Soft Skills) | Атлас |
10 | Мой путь к профессии | 1 | Компетенции будущего. Алгоритм действий по развитию навыков выбранной профессии | Атлас |
11 | Профпригодность и планирование карьеры | 1 | Понятие профпригодности. Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. | Деловая игра «Профконсультация». |
Профессиональные пробы «Человек -человек» | 3 | Открытые уроки «Проектория» Тестирование способностей. Конфликтная компетентность. Поведение в конфликте. | «Примерочная профессии Ч-Ч» Тест Томаса Ролевая игра «Конфликт». | |
12 | Профессиональные пробы «Человек-знак» | 3 | Открытые уроки «Проектория» Тестирование способностей | Тесты на внимание |
13 | Профессиональные пробы «Человек-техника» | 3 | Открытые уроки «Проектория» Тестирование способностей | Тесты мышление |
14 | Профессиональные пробы «Человек-природа» | 3 | Открытые уроки «Проектория» Тестирование способностей | Тесты на память |
Профессиональные пробы «Человек-художественный образ» | 3 | Открытые уроки «Проектория» Тестирование способностей Профессии искусства в будущем | Тесты на воображение Атлас | |
15 | Пути получения профессии | 1 | (Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. | Атлас профессий: ВУЗы |
16 | Технологии поиска учебных и рабочих мест. | 1 | Понятие самопрезентации в письменной и устной форме. Правила составления резюме. Требования к собеседованию. | Деловая игра «Собеседование» |
17 | Обобщающий урок. | 1 | Защита проекта «Мой профессиональный выбор» |
Итого 34 часа
Формы контроля:
- Тестирование учащихся;
- деловые игры, кейс-ситуации;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование.
В конце курса «Основы выбора профессии или как найти «дело жизни» оценивается умение кадета анализировать полученные диагностические результаты по профориентационным методикам, соотносить их с требованиями выбираемой профессии. Также важно умение характеризовать профессию (по пирамиде Климова), определять профессионально-важные качества выбранной профессии и прогнозировать путь своего дальнейшего профессионального маршрута.