Программа «Основы выбора профессии или как найти «дело жизни»

Попова Инна Александровна

Рабочая программа предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности кадета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10-11_delo_zhizni.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Красноярское государственное бюджетное образовательное учреждение

«Минусинский кадетский корпус»

Народная ул., д. 80, Минусинск, Красноярский край, 662602

Тел. +7 (39132) 4-04-78, E-mail: mcadet.kristel.ru

СОГЛАСОВАНО                                                УТВЕРЖДАЮ

Протокол педагогического совета                                Директор  КГБОУ «МКК»        

КГБОУ «МКК»                                                ____________Кравченко В.Е.

№________________________                                  приказ № ___________________

от «____» ____________ 2020г.                                           от «____» ____________2020г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Основы выбора профессии или как найти «дело жизни»

10-11 класс

Пояснительная записка

        Рабочая программа предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности кадета.

Курс «Профессии будущего. Будущая профессия» составлен на основе  программы «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н.Чистяковой. – М., 2009 г., а также на основе электронного альманаха перспективных отраслей и профессий «Атлас новых профессий» и цифровой платформы «ПроеКТОриЯ».

Актуальность курса определяется значимостью формирования у кадетов  профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта».

Цели курса: актуализировать процесс профессионального самоопределения кадетов за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, компетенциях актуальных профессий.

Программа воспитания и социализации в рамках ФГОС основного общего образования предусматривает достижение ожидаемого результата, который проявляется в профессиональной готовности и зрелости кадетов, устойчивых профессиональных намерений и их соответствие требованиям рынка труда. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом. Кроме того, актульность приобретают так называемые надпрофессиональные навыки – или Soft Skills («мягкие навыки»), формирование которых становится одной из приоритетных задач профориентационной деятельности.

Основные из «навыков», актуализируемых в рамках курса: умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми; работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем); эмоциональный интеллект.

На изучение предмета выделяется  34 учебных часа (из расчета 1 учебный час в неделю).

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Получит возможность научиться

Получит возможность научиться

Получит представление

Сформирована гражданская позиция (в том числе чувство ответственности за принимаемые решения)

Сформирована система базовых (общечеловеческих) ценностей

Сформирована готовность к выбору профиля обучения и продолжению образования на профильном уровне

Сформирована способность сделать осознанный выбор и оформить стратегию профессионального развития

Сформирована самостоятельность

Сформирована способность к продуктивной социальной коммуникации

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

развивать качества профессионально-зрелой личности, которая способна самостоятельно делать профвыбор и имеет эмоциональное  отношение к нему;

демонстрировать активную позицию при решении задач в области социальных отношений.

Сформированы навыки работы с информацией

Сформирована читательская компетенция

Приобретён опыт проектной или проектно-исследовательской деятельности

Сформирована способность разработать и реализовать ИПП (индивидуальный профплан)

пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, анализировать полученные диагностические данные и  строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

использовать информационо-коммуникативные технологии

оценивать собственные возможности, получать из разнообразных источников и критически осмысливать информацию;

осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества;

Раскрывать и определять для себя смысл и значение профессионального самоопределения, творческого потенциала человека и его карьеры;

соблюдать правила выбора профессии и требования к составлению личного профессионального плана;

раскрывать смысл основных понятий:

 -профессия и  профессиональная деятельность;

-профинтересы, мотивы и ценности профессионального труда, а так же психофизиологические и психологические ресурсах личности в связи с выбором профессии;

-понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях и стилях общения;

«читать» профессиограммы специальностей и соотносить их со своим профессиональным типом личности.

 

о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

о современных формах и методах организации труда;

 

о рынке труда;

о способах получения профессионального образования в России

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;  
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

  • развить самостоятельность;
  • оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
  • систематизировать, анализировать полученные данные;
  • освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
  •  понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
  •  значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • о современных формах и методах организации труда;
  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
  • о предпринимательстве;
  • о рынке труда.

Формы организации учебного процесса:

В рамках курса применяются диагностические и  развивающие методические процедуры.

      Изучение курса  предполагает  активное участие  кадетов в подготовке и проведении занятий, насыщение  занятий  различными упражнениями для самостоятельной  и групповой работы, а также работой учащихся на цифровых профориентационных платформах.

Работа на платформе «ПроеКТОриЯ» позволит учащимися «примерить профессии» различных  отраслей, принять участие в открытых профориентационных уроках, познакомиться с профессиограммами профессий актуальных и «ближайшего будущего».

Работа с «Атласом новых профессий» дает кадетам представление о востребованных профессиях «завтра» по всем основным отраслям: строительство, энергетика, медицина, технологии, медиа и др., ключевых компетенциях, необходимых для построения успешной профессиональной карьеры, а также о ВУЗах, в которых уже сегодня можно получить хорошую базу для дальнейшего развития в рамках выбранной профессии будущего. Кроме того, учащиеся могут получить обзор работодателей и общую оценку трудоустройства по каждой отрасли. 

      При изучении теоретического материала используются:

методы  обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, исследовательско - творческий, репродуктивный (беседа, рассказ, семинар, применение новых знаний, решение проблемных задач (метод решения кейса);

 методы  контроля  за знаниями, умениями и навыками учащихся: текущие наблюдения, устный опрос, творческие задания (коллаж  «Мой путь в профессию», составление собственного резюме);

виды  деятельности учащихся (учебной): репродуктивный (деятельность по образцу), репродуктивно-поисковый, частично-поисковый, поисковый (творческий);

формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая с элементами тренинга.

          В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и  методы обучения:  урок-тест, урок-защита тематических  заданий, урок-практикум, урок-экскурсия, урок - деловая игра, индивидуальные  и  групповые  беседы;  составление и решение профориентационных кроссвордов и др.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Г.В. Резапкина. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки / Рабочая тетрадь учащегося.-М.:Генезис, 2013.
  2. Г. В. Резапкина. «Я и моя профессия»: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
  3. П. Экман. «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»: Питер; СПб, 2010. – 135 с.
  4. Е.А. Дагаева. «5 тренинговых программа личностного роста: практическое руководство для  тренера». – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 221 с.
  5. Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев, Е.Н. Кудакова. «Технология»: Москва «Просвещение», 2021. -  239-261с.
  6. Комплект психологических и профориентационных методик для учащихся 9 классов.
  7. Сайт «Атлас новых профессий». http://atlas100.ru/
  8. ЦП «ПроеКТОриЯ». https://proektoria.online/

Содержание курса «Основы выбора профессии или как найти «дело жизни»

№ урока

Тема урока

Кол-во час

Основные теоретические сведения

Практическая работа

1.

Введение в ПСО (профессиональное самоопределение).

1

Цели и задачи курса. Роль профессионального самоопределения  в жизни человека. Путь профессионального самоопределения.

Анкетирование «Область интереса»

2.

Профессии   - «пенсионеры» и «профессии будущего»

1

 

Распределение  в таблице профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

Дискуссия

3.

Классификация профессий (пирамида Климова)

1

Способы классификации профессий.  Профессии типа (сферы) «человек- человек», «человек - техника», «человек- природа», «человек- знаковая система», «человек-художественный образ».

Составление  профессиограммы (формула профессии).

4.

Анализ профессий.

1

Понятие о профессиограмме Компетенции в профессиональной сфере: «твердые и мягкие» навыки.

Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. (работа с таблицами)

5

Формула выбора профессии. Ошибки выбора профессии.

1

Формула выбора профессии. «Хочу»-склонности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Матрица выбора профессий.

Активная позиция при выборе профессии.

Тест ДДО

Ролевая игра «Восьмиугольник выбора»

Игра «Оптимисты и скептики».

Игра «Я бы в хакеры пошел...»

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

1

Потребности и мотивы как условие активности личности.

Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.   Внешние и внутренние мотивы и ценностные ориентации в выборе профессии.

Диагностические процедуры: Карта интересов Йоваши; опросник профессиональной готовности.

Представление о себе.

2

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Связь между типом личности и профессией.

Знакомство с профессиями, соответствующими различным типам личности: Интеллектуальный. Тест умственного развития.

Социальный. Игра «Взаимодействие»

 Конвенциальный. Методика «Интеллектуальная лабильность». Игра «Клавиатура»

Предпринимательский. Черты предпринимателя Стиль поведения «Акулы и дельфины»

Артистический. Диагностика «Мыслитель или художник» «Ведущее полушарие»

Тест: Типология личности (Айзенк) «Шесть рек»

Голланд «Профессиональный тип личности»

Видео-уроки (Проектория)  

6

Способности личности в профессиональной деятельности («могу»).

1

Виды профессиональных способностей. Профессионально важные качества (ПВК) и требования профессии.

Диагностические процедуры. Анкета «Хочу-умею»

7

Темперамент в профессиональном становлении личности.

1

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.

Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности

2

Понятие стресса. Стадии стресса.

Тренинг  по саморегуляции

8

Рынок труда («надо»).  

1

Рынок труда, его функции.  Конкурентоспособность. Востребованность профессий.

Деловая игра

«Кто нужен нашему городу?».

Игра « Мышеловки»

9

Секрет успеха выбора профессии

1

Каталог Профессий (знакомство с профессиями «будущего» по основным отраслям). Надпрофессионалные навыки (Soft  Skills)

Атлас

10

Мой путь к профессии

1

Компетенции будущего. Алгоритм действий по развитию навыков выбранной профессии

Атлас

11

Профпригодность и планирование карьеры

1

Понятие профпригодности. Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Деловая игра «Профконсультация».

Профессиональные пробы  «Человек -человек»

3

Открытые уроки «Проектория»

Тестирование способностей.

Конфликтная компетентность.  Поведение в конфликте.

«Примерочная профессии Ч-Ч»

Тест Томаса Ролевая игра «Конфликт».

12

Профессиональные пробы «Человек-знак»

3

Открытые уроки «Проектория»

Тестирование способностей

Тесты на внимание

13

Профессиональные пробы «Человек-техника»

3

Открытые уроки «Проектория»

Тестирование способностей

Тесты мышление

14

Профессиональные пробы «Человек-природа»

3

Открытые уроки «Проектория»

Тестирование способностей

Тесты на память

Профессиональные пробы «Человек-художественный образ»

3

Открытые уроки «Проектория»

Тестирование способностей

Профессии искусства в будущем

Тесты на воображение

Атлас

 15

Пути получения профессии

1

 (Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.

Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

Атлас профессий: ВУЗы

16

Технологии поиска учебных и рабочих мест.

1

Понятие самопрезентации в письменной и устной форме. Правила составления резюме. Требования к собеседованию.

Деловая игра «Собеседование»

17

Обобщающий урок.

1

Защита проекта

«Мой профессиональный выбор»

Итого 34 часа

Формы контроля:

  1. Тестирование  учащихся;
  2. деловые игры, кейс-ситуации;
  3. педагогическое наблюдение;
  4. анкетирование.

В конце курса «Основы выбора профессии или как найти «дело жизни» оценивается умение кадета анализировать полученные диагностические результаты по профориентационным методикам, соотносить их с требованиями выбираемой профессии.  Также важно умение характеризовать профессию (по пирамиде Климова), определять профессионально-важные качества выбранной профессии и прогнозировать путь своего дальнейшего профессионального маршрута.