Индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами ДОУ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
Авторы: Корчагина Лариса Викторовна, Чаликиди Ольга Сергеевна,
С каждым годом количество детей нуждающихся, как в психологической, так и в логопедической помощи становится больше. Как показывает диагностическое обследование, у многих детей выявлены те или иные проблемы в развитии.
Поэтому целью работы специалистов и воспитателей является оказание помощи дошкольникам в преодолении недостатков в развитии и поведении, в социальной адаптации и интеграции в общество.
Задачи:
1.Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
2.Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития: нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, воспитателями, родителями;
3.Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
Педагоги нашего дошкольного учреждения пытаются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с требованиями ФГОС.
Значимая роль в реализации этих требований отводится воспитателю, который осуществляет деятельность детей на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Одной из форм работы воспитателя является проектная деятельность, которая необходима для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей, развития познавательных способностей, творческого воображения, мышления и коммуникативных навыков.
Для реализации индивидуального подхода к каждому ребенку воспитателю помогают специалисты, которые с помощью диагностики выявляют особенности детей и дают рекомендации. Поэтому основными направлениями работы являются: диагностика; психолого-медико-педагогический консилиум; организационная деятельность; коррекционно-развивающая работа; взаимодействие с родителями и педагогами.
Как показывают результаты обследования районной логопедической комиссии, у детей трехлетнего возраста часто выявляется отставание в речевом развитии, но если не уделять должного внимания проблемам речи, то это в дальнейшем может повлиять на эмоционально – волевую сферу и развитие психических процессов.
Дети с проблемами в развитии находятся на индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении. На каждого составлен индивидуальный маршрут коррекции, с ними осуществляют деятельность специалисты детского сада и воспитатели.
Большую роль отводят развивающей среде для поддержания мотивации и активизации познавательных процессов детей на протяжении всего занятия.
Ввиду высокой эффективности использования проектной деятельности, мы, как специалисты, решили разработать свой проект при работе с родителями.
Для привлечения внимания родителей к проблеме, мы проводили индивидуальные и групповые консультации, выступая на родительских собраниях, показывали фрагменты с нормой речевого развития и комментировали, в результате родители могли самостоятельно проанализировать уровень своего ребенка и сделать вывод, оформляли буклеты. В результате у родителей возник интерес, к речевым проблемам детей и это вдохновило нас на создание проекта.
Для определения направленности проекта, мы провели анкетирование, где родители написали вопросы, которые их интересуют.
Тема проекта: «Мой ребенок»
Срок реализации -1 год
Цель: расширить представление родителей об индивидуальных особенностях ребенка с проблемами речевого развития.
Формами организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей были: беседа, обсуждение проблемной ситуации, экспериментирование, игровые упражнения, опыт, конкурс песен, музыкальные игры.
Основная образовательная область: познавательное и социально – коммуникативное развитие.
Контингент: родители, дети, педагоги.
Наш проект состоял из четырех этапов:
1этап нашего проекта «Хочу лучше узнать своего ребенка». Задачи этого этапа: знакомство участников проекта друг с другом; изучение родителями совместно со специалистами особенностей детей с речевыми проблемами.
Родители проявили интерес к данному мероприятию, они поделились своими трудностями в воспитании и как они их решают. Чтобы родители могли лучше понять своего ребенка, мы с ними провели эксперимент в виде игры «Пойми меня», где взрослые с помощью мимики и жестов, не используя речь, должны объяснить присутствующим ситуацию. Затем они поделились своими впечатлениями. Многие родители отметили, что тяжело находится в ситуации, когда тебя не понимают.
Результатом этого этапа стало создание дружелюбной атмосферы; родители получили интересующую информацию по данной теме.
2 этап проекта «Познавательное путешествие в мир эмоций». Задачи: расширение представлений родителей и детей о богатстве эмоциональных проявлений человека.
Родители принимали участие вместе с детьми.
На этом этапе мы получили следующие результаты: создание игровой атмосферы; осознание значимости положительных эмоций в развитии ребенка; ознакомление родителей с некоторыми приемами саморегуляции; В процессе проведения занятия приходилось подстраиваться под эмоциональное состояние детей.
Анализируя проведенное мероприятие мы отметили следующие трудности:
- Излишняя возбудимость некоторых детей в новой обстановке;
- Неумение некоторых родителей взаимодействовать со своими детьми в определенных ситуациях.
3 этап: «Хочу рассуждать грамотно». Задача: показать родителям, что развитие познавательных процессов детей может проходить в игровой форме и на положительных эмоциях. Результатами этого этапа стало - создание дружелюбной игровой атмосферы; расширение представлений родителей об организации опыта, о составлении рассказа по выдуманному сюжету.
Дали понятие о том, как с помощью исследовательской деятельности, мы можем повысить мотивацию к учебной деятельности у детей, развить наблюдательность, внимание, мышление.
Родители и дети на занятии были очень активны, для повышении самооценки детей была создана дружелюбная атмосфера, где взрослые поддерживали высказывание каждого ребенка и аплодировали. Если ребенок испытывал затруднение, то родители или специалисты приходили на помощь. В конце занятия каждый участник рассказал, как его ласково называли в детстве.
Родители отметили, важность таких мероприятий совместно с детьми, где оба учатся взаимодействовать на положительных эмоциях.
На данном этапе мы отметили следующие трудности, что состав участников постоянно менялся по объективным причинам. Родителям, которые отсутствовали на предыдущих этапах, было гораздо труднее включиться в совместную деятельность.
4 (заключительный) этап: праздник «Как хорошо, что все мы сегодня собрались». Задачи: показать родителям их значимость в жизни ребенка.
Результатами заключительного этапа стали: создание праздничной атмосферы; дальнейшее сотрудничество родителей с педагогами детского сада; мотивация родителей на совместную деятельность с детьми.
Реализация данного проекта позволит расширить представление родителей об индивидуальных особенностях детей и приведет к положительной динамике в развитии детей. Родители отметили, что проведение таких мероприятий необходимы для них, так как помогают решать индивидуальные проблемы ребенка.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-64с.
2.Султанова М. Серия «Для дошкольников». «Простые опыты с водой». ООО «Хатбер – пресс», 2014г.
3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.; Издательство «Речь; «ТЦ Сфера», 2002.-136с.:ил.
4. Шипицина Л.М.,Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка,навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.)-«ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2004.- 384 с.