Классное руководство

Смаева Ольга Николаевна
В помощь классному руководителю

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Мой край в судьбе России

                    Литературно-музыкальная композиция

Ведущий:

 

- Мокшерзянь мастор, тедяй-авай!

- Мокшерзянь мастор, тиринь авам!

- Мать моя, мордовская земля, здравствуй!

- Добрый день, уважаемые друзья!

Мы начинаем нашу литературно-музыкальную композицию :

«Мой край в судьбе России»

В1.- Родимый край! Тобою я живу.

Ты в каждом колосе, в былинке каждой.

Где б ни был я – с неутомимой жаждой

Родимый край, тобою я живу.

В2.- Все отдаю, родимый край, тебе:

Порыв души, полет счастливой строчки,

Все, от начала до последней точки.

Все отдаю, родимый край, тебе.

В1.В России средь березовых просторов        
Полянка есть – Мордовия моя.                                  
 /А. Норкин/
Она как песня матери, с которой
За горы уходил и за моря!

В2.Сердцу близкий край Мордовский,
Ты мне снишься по ночам.
В белых фартуках березки,
Говор, смех односельчан.

В1.Статных сосен возле речки,
Цвет ромашек на лугу
И родной Мордовской речи
Позабыть я не могу.


 
(стихи на мордовском языке)

В2.    Легенда о рождении мордовского народа.

    Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой. третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.
Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.


(песня яблонька )

В1. Взгляни на глобус:                /М. Светлов/


Вот он – шар земной,
На нём Мордовия
С берёзовый листок величиной.
Всего лишь на всего
НЕ больше
Обыкновенного листка,
Берёза же – великая Россия –
Так зелена, так высока!
Пускай на глобусе ты кажешься
листком,
Горячим занесённым ветерком,-
Мордовия моя! Твой сын простой.
Я восхищён твоею широтой!

(песня о России)

В2. - У нас с вами две родины: большая и малая. Большая – Россия, Русь. Малая, где мы родились, впервые сказали слово «мама».

В1.- Мы живем в Мордовии. Посмотрите на карту великой Родины, и вы без труда найдете расположенный между двумя большими реками, Окой и Сурой, край, в котором живете и учитесь.

В2. - Край, в котором жили ваши прадеды и деды. В самом центре России расположена наша республика.

В1.- На карте Мордовия выглядит небольшим островком в океане. Городов – 7, районов – 22.

В2.- На просторах России могут разместиться примерно 650 таких республик.

В1.- Каждый из нас вправе называть родную страну своей – так выражается чувство любви к ней, естественное патриотическое чувство.

В2.- И прочной основой этого чувства является глубокое знание своей страны.

В1.- Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже узнаю.

- Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва…

                                            А.С.Пушкин

                  В2. В самом центре России

           Меж Окой и Сурою

           Расположен мой край

           Средь полей и лесов.

           И его нет красивей,

           И его нет дороже:

           Это родина наша,

           Наших дедов, отцов.

В1.Семь городов: Саранск, Рузаевка, Ковылкино, Ардатов, Инсар, Темников, Краснослободск и более полутора тысяч сёл и деревень расположено на территории Мордовии.  

В2.Сегодня республика занимает достойное место в ряду российских регионов (Мордовия – регион № 13). Пережив горькое иноземное иго, мордовский народ добровольно вошёл в состав Российского государства и сыграл немалую роль в его истории.

В1.- Мордва – самый крупный в настоящее время по численности финно-угорский народ в российской Федерации.

В2.- Мордва - самый первый из народов Среднего Поволжья, присоединившийся к Российскому государству.

В1.-В этом  году мы  отмечаем тысячелетие воссоединения Мордовии с Россией.
       В2.  1000 лет у мордвы и народов России один исторический путь, одна историческая судьба. Народы живут рядом, не теряя своих исконных корней, своей национальной самобытности, они не просто живут, они созидают настоящее и будущее своей великой Родины - России.

( песня «Моя Мордовия»)

В1.Мордвин и русский.… Два народа.
Давно вы связаны родством.
Вы плоть от плоти. Год от года,
Гордитесь этим естеством.

        В2.     Так цвети, Мордовия родная!

                  Ты в семье народов не одна.

                  Русь тебя от бед оберегает.

                  Как родная старшая сестра.

        (Мордовский  танец)

Чтение учениками стихотворения «Мой милый край! Мордовия родная!» (В.В.Зуботыкина)

Ученик 1: Мой милый край! Мордовия родная!

                   Разливы рек, бескрайние поля.

                   И я не знаю лучше в мире края,

                   Чем наша славная мордовская земля.

                   Здесь воздух кажется мне как – то чище,

                   Витает аромат цветов в лугах.

                   Берёзы, клёны распустили кисти.

                   Пшеница золотом гордится на полях.

Ученик 2: Живут здесь дружно люди разных наций,

                    Рукам рабочим слава и почёт.

                    И если крепко нам за дело браться,

                    Народ тогда покой и счастье обретёт.

                    Мордовия от взрывов не страдала,

                    Враг не топтал зелёные луга,

                     Но лучших воинов на бой послала,

                     Чтоб защитить страну родную от врага.

Ученик 3: В мороз и слякоть шли навстречу смерти

                   За дом родной, за свой любимый край.

                   И в память павшим, в храмах ставят свечи.

                   Да будет на земле и небе вечный рай.

                   И если дерево сильно корнями,

                   То дружбой и трудом силён народ.

                   Пусть сложными, но верными путями

                   К богатству прочному Мордовия придёт.

(Песня                                            )

Гордость Земли Мордовской.

В1-.И поныне живет и процветает народ мордовский на земле большой Российской.
И прославляет её не только делами своими, но и людьми.
В2.-Есть у Мордовии сыновья и дочери, которым памятью народной даровано бессмертие. Они прославили свой край на вечные времена.

В1.-Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой.   А особенно радует  то, что именно в Мордовии родились люди, чьи имена прославили нашу землю и стали известны за ее пределами.

В2.-Недалеко от города Темникова есть скромная могила, в которой похоронен прославленный адмирал ФЕДОР ФЕД0Р0ВИЧ УШАКОВ. На море русский флот под командованием Ушакова не потерпел ни одного поражения. Недаром адмирала называли морским Суворовым. Юность и последние годы жизни Ушаков провел в небольшой деревеньке Алексеевке за Мокшей. В честь адмирала Ушакова учреждены орден и медаль, которыми награждаются самые смелые, мужественные моряки. А в центре г. Саранска построен величественный храм, названный в его честь. Подвиги наших предков известны на всём земном шаре. Их имена есть на всех картах мира. Они являются символом патриотизма, военной доблести и геройства, верного служения Отечеству.

В1.-Еще одним человеком,  прославлявшим наш край, был художник Ф.В.Сычков. Свидетельство тому – многочисленные полотна. Он по-своему открыл для нас интересный и своеобразный мир мордовской деревни, сельской детворы.
Герои его картин - русские и мордовские крестьяне.

В2.-Мордовский народ гордится своим великим  сыном - замечательным скульптором Степаном Нефедовым. Нам с вами он известен как скульптор СТЕПАН ЭРЬЗЯ.
Ты - чародей резца
Ты - славный сын земли
Ты - лучший из эрзян
Я признаюсь в любви
Воспел людей Земли.
Воспел ты свой народ.
И в камне - ты резцом
Свой возвеличил род
Мордовию свою
Прославил на весь мир!
На Родину твою
Пришелся славы пир!   /Д. Надькин./


 В1.- Девятаев Михаил Петрович - легендарный советский летчик. В историю Великой Отечественной войны он вошел, совершив беспримерный подвиг: угнав с секретного немецкого аэродрома самолет-носитель ФАУ-1. Страшные дни испытаний, прожитые в концлагерях, описаны Михаилом Петровичем в книге "Побег из ада". Она - напутствие молодому поколению: помнить и никогда больше не допускать подобного.
(        
Песня " Кавто терать                                                                             )

Мордовская легенда о девушке Нуянзе. 
В2.Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе.

В1.-Жила-была мордовская девочка Нуянза рукодельница и умница. Всё-то она умела делать. И прясть и ткать, и корзины плести. А выросла Нуянза - стали звать её Нуянзой -искусницей т.е. волшебницей.
НУЯНЗА:-вот посмотрите, какой волшебный сундучок собрала я для  вас

НУЯНЗА:.-Чего тут  только нет!

                                                                
НУЯНЗА:Лапти КАРТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Их плели из 5,7,10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего 2 недели.

-А вот полотенце – НАРДАМО,  которое я вышила  своими руками.
Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и  прочих напастей.
Мордовской невесте полагалось к свадьбе  вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови,  золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими  женщинами на голову и служило для украшения.

-А вот глиняный горшок –ЧАКШ.
В таком горшке варило традиционное мордовское блюдо – пшённую кашу. По мордовскому поверью, пшённая каша была не только любимым угощением во время свадьбы, крестин поминок, но служила символом долголетия, поэтому , начиная строительство нового дома, хозяйка варила кашу в горшке  и обходила с ним сруб избы. Это было залогом того, что новый дом будет служить многим поколениям.
-Эта ложка –куцю- не простая, она праздничная. Почему спросите вы? Её вырезала я из яблони, а яблоню мордва считала самым чистым деревом. Считалось, что ложка, вырезанная из яблони, принесёт молодой семье благополучие и достаток. Поэтому её дарили на свадьбу молодым.

(       частушки на мордовском языке)

ВедущийВ2: Веселые частушки.

Частушки:

1.Тонафтомань алязе

Лама тевонь тиема

Моньге ули мялезе

Тяштень крайти лиема.

Вы послушайте, ребята,

Нескладуху буду петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

2.Содамс лац орбитаса

Сталмофтома кодане,

Уендемс кабинаса

Ефси калонь кодяма.

Как по речке по Саранке

Воробей плывет на палке.

Сел на доску тонкую,

Развел гармошку звонкую.

3.Сембе масторть кулхцондомс,

Шаромс марнек моданьконь.

Няемс мазы тюсонзон,

Кельгома природаньконь.

Между лесом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

В2.Вся жизнь мордовских крестьян, от момента рождения и до смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль. Мокша и эрзя могут гордиться своим костюмом, вышивкой, украшениями.  
Мордовские КОСТЮМЫ невозможно представить без разного рода украшений
. Их великое множество! Это и нагрудные «сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из  металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими  подвесками соседи—русские говорили  так:  «Мордовку сначала услышишь, а  потом  увидишь.

Оригинальным, единственным в своём роде украшением у мордвы был поясной ПУЛАЙ. Надевали его девочки в 13-14 лет и носили всю жизнь. И чем старше становилась женщина, тем тяжелее становился её пулай. Его вес доходил до 30 кг. А  как красив женский головной убор – ПАНГО. Каркасом для него  служила кора дерева – дуба.  Его обтягивали холстом и красной тканью. Сзади панго украшалось покрывалом с вышивкой

(                                                                            )

В1.Мордовия!
Нищей была, невеселой,
Как ты теперь молода!
Выросли новые села,
В небо встают города.

В2.В поле кипит океаном
Кланяясь солнышку рожь.
Многим землям и странам
Свет рукотворный ты шлешь.

В1.Пусть же цветет твое имя,
Словно разбуженный май.
Край мой Мордовский, любимый,
Солнечный, радостный край!

        !

                 Песня « Живи, Мордовия!»




Предварительный просмотр:

                             Выступление агитбригады «SOS»

*****Звучит музыка «Бременские музыканты»

Весь мир у нас в руках, им управляют люди.

Узнать хотим сейчас, что  завтра с миром будет.

Мы к вам приехали сейчас. Привет, бонжур,  хэллоу.

Все что расскажем вам сейчас, волнует нас давно.

Ну-ка все вместе, уши развесьте.

Нужно обязательно  слушать нас внимательно.

1.выступить наше время настало ждете вы с нетерпением начала

Девиз наш достоин внимания : «Борись за чистоту своего сознания»

- 2.вас приветствует агитбригада   - «sos»

Вместе : - «Спешите оказать содействие»

Кому? :

 Вместе: Птицам?

Когда?-

Вместе: зимой

Наш девиз простой:

Вместе: «Покормите птиц зимой»

*****песня  «На огромном небе птиц не видимо.. ( на мотив песни «Недетское время»)

1.На огромном небе  птиц невидимо,

Посмотри на мир наш удивительный.

Это наше небо, наша Родина,

Во Вселенной мы не посторонние.

Мы растем, мы движемся стремительно,

Мы отслеживаем все события.

Мы экологи  и романтики,

Скоро будем покорять галактики.

Птиц удивительных сохраним,

Знаем мы, это нас ждет.

Пусть и летом и зимой  

Украшают свой край родной!!!

3.Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!- Большущий привет всем любителям пернатых! Мы дети славной страны! Мы знаем самое главное

Вместе: -  Пернатые жить на Земле должны!

Охране родной природы-

Вместе: Да

Равнодушию к птицам -

Вместе: Нет

4. Ты можешь удивиться, что Мордовия – наш общий дом!

Живут в нем  звери, птицы,

И мы с тобой живем.

А  то, что мы соседи,

И мы должны сберечь

 Пернатых всех на свете

Об этом наша речь!

Вместе: «Берегите птиц - они спасут жизнь на планете Земля!»

****** песня «Просьба»

5.Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие- те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи

6..Птицам холодно и зябко,

Землю снегом замело.

И сугробом, словно шапкой,

Припорошило окно.

И к окошку жмутся птички,

Ищут корма и тепла,

Рады птички каждой крошке,

Каждой капельке добра.

Пожалейте их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки, манной кашки

В кормушку, а не на снегу! Скорей на помощь, дети!

Ведь в самый трудный час

Спасенье и поддержки

Все птицы ждут от нас!

Я к вам обращаюсь, ребята,

С маленькой просьбой одной:

Зимой покормите пернатых,

Они вам отплатят весной.

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!».

7.Жалейте птиц.

Они не оскорбятся жалостью!

Как жить зимой без червяка и мошки?!

Бросайте птицам крошки.

Помочь певцам

Покуда,  вьюги не растаяли!

Ведь песни гибнут стаями!

8.«Дети и взрослые!

Помните!

Зимой очень трудно птицам

Они ждут вашей помощи

Развесьте кормушки и каждый день приносите корм

 Весной они вас  отблагодарят»

9.После стужи и метелей к нам опять весна идет

Птички весело запели у окошка. У ворот.

Оживились, встрепенулись

И резвятся, и поют.

 Солнце лучики смешные

 Рассыпает там и тут.

 Помнят маленькие пташки.

Как им было тяжело.

Средь январского мороза

Жить им было нелегко.

*********Учащиеся выстраиваются в три ряда. Цвет футболок каждого ряда соответствует одному цвету Российского  флага.

 поют песню (это переделан Гимн молодёжи)

1.В мире прогресса храните природу,

Путь к совершенству долгий и сложный.

Сегодня хотим донести мы народу

Что помощи просит земля неотложной.

Время менять обещанья на действия,

Это сделано здесь и сейчас.

Помни всегда, человек, о последствиях,

Жизнь наших птиц зависит от нас!

Припев:

Кто, если не мы, сила поколения?

Кто, если не мы, здоровое мышление?

Кто, если не мы, пусть будут птицы жить!

Кто, если не мы, охранять и любить!

Кто, если не мы, единая команда?

Кто, если не мы, экопрапаганда?

Пернатым нужны забота и свобода:

А больше птиц – зелёная природа!

10.- Послушайте, люди! Хотим мы сказать:- «Давайте всех птиц на Земле   охранять!»- Мы все родились, чтобы в будущем жить,- Давайте всем миром  природу  хранить

Пусть птицы поют и машут крылом:

Вместе :Берегите природу – это их дом!

*******Итог (взявшись за руки, дети подходят к краю сцены и дружно произносят):

******** Пение птиц

11.- Птицы – дети воздуха,

- Птицы – дети радуги,

Птицы это тайна и красота

- Птицы – верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов.

12.Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы песням птицы не было конца!



Предварительный просмотр:

  1. Вступление

Начинает звучать фонограмма колокольного звона, на его фоне звучат слова (из-за кулис): «Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Мать – это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей…. Восславим женщину-мать!». На второй половине фразы на заднем плане возникает проекция иконы Богоматери. Звон колоколов переходит в музыкальный фон, выходит чтец, читает фрагмент из поэмы Расула Гамзатова «Берегите матерей»

Одновременно на сцене исполняется классическая хореографическая композиция со свечами.

Встаньте, все как есть! Примите стоя
Сохраненное в простой красе
Слово это — древнее, святое!
Встаньте!.. Распрямитесь! Встаньте все!
Как леса встают в часы рассвета,
Как травинки к солнцу рвутся вновь.
Встаньте все, заслышав слово это,
Будто к вам пришла сама любовь!
Слово это — зов, и заклинанье,
И молитва в дальней стороне,
Слово это — первый луч сознанья,
Стон последний гибнущих в огне.
В этом слове — сила бескорыстья,
Доброта, которой жизнь светла,
То, о чем чуть слышно шепчут листья,
То, о чем звонят колокола…
Слово это навсегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в каменных сердцах пробудит
Потаенный совести укор.
Слово это и целит, и ранит.
В нем сокрыто жизни существо.
В нем — исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его:
«МАМА!»

.  .  .

Звучит песня из к/ф "Мама" (сценарий Ю.Энтанина и В.Истрате, режиссер - постановщик Э.Бостон)

1 мальчик. 

Кто пришёл ко мне с утра?

-Мамочка.

Кто сказал вставать пора?

-Мамочка.

Кашу кто успел сварить?

-Мамочка.

Чаю мне стакан налить?

-Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал?

-Мамочка.

Кто меня поцеловал?

-Мамочка.

Кто ребячий любит смех?

-Мамочка.

Кто на свете лучше всех?

-Мамочка.

(Л. Дорошкова) 

 

Звучит произведение композитора Ф.Шуберта "Аве Мария", на экране картина Рафаэля "Сикстинская Мадонна".

1 ведущий: 

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая возвышенная мать.

Свет любви ей издревле завещан,

Так вот и стоит она в веках:

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

2 ведущий.

 Все на свете мерится следами,

Сколько бы ни вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина - судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках! (С.Островой) 

Учитель

1 ведущий. День Матери - праздник, который объединяет вокруг светлого образа женщины-матери взрослых и детей, мужчин и женщин, тружеников села и рабочих, академиков и министров.

2 ведущий. Мама - начало всех начал, опора и надежда семьи, будущее народа, поддержка в горе и радости. Пока у нас есть мама, мы в любом возрасте остаёмся молодыми. Поэтому нужно беречь, уважать и любить своих матерей, не горечь, а только радость и цветы преподносить им.

Чтец. 

От чистого сердца, простыми словами,

Давайте, друзья, поздравим маму,

Мы любим её как хорошего друга

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что когда нам приходится туго

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

 Мы любим её за то, что порою,

Становится строже в морщинах глаза,

Но стоит с повинной прийти головою -

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

За то, что всегда без утайки и прямо

Можем доверить ей сердце своё,

И просто за то, что она - наша мама,

Мы крепко и нежно любим её. (Н. Саконская) 

1 ведущий. Первое слово, которое произносит человек, - "мама". Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Дети - самое дорогое для матери. Счастье матери - в счастье её детей. Нет ничего бескорыстнее и святее её любви. Мать - первый учитель и друг ребёнка. Она всегда поймёт его, утешит, поможет в трудную минуту, защитит, оградит от беды. На свете нет человека роднее и ближе матери.

2 ведущий. У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом мама. Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье? Какой? Самопожертвованием, самозабвением матери. Эти старинные слова, почти ушедшие из разговорной речи, точнее всего характеризуют материнскую любовь. Самозабвение, т.е. способность забыть себя ради своего ребёнка, и есть настоящий подвиг. Сердце матери -это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.

Инсценировка стихотворения Д. Кедрина "Сердце Матери".

Чтец. 

Дивчину пытает казак у плетня:

-Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!-

Дивчина в ответ, заплетая косу:

-Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесёт,

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь - и тебя полюблю!-

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце её на цветном рушнике

Кохане приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: "Не ушибся, сынок?"

1 ведущий. Женщина - великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери. Каждому из нас - от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность.

2 ведущий 

Я верю, что все женщины прекрасны

И добротой своею, и умом.

Еще весельем, если в доме праздник,

И верностью, когда разлука в нем.

Не их наряды и не профиль римский -

Нас покоряет женская душа

И молодость ее, и материнство,

И седина, когда пора пришла.

И мы, мужчины, кланяемся низко.

Всем женщинам родной страны моей

Недаром на солдатских обелисках

Чеканит память лики матерей

 

На экране плакат "Родина - мать зовет!"

Звучит песня "Сказ о Мамаевом Кургане" (сл.В.Бокова, муз.А.Пахмутовой)

2 ведущий. Любовь матери к детям безгранична. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо, чудо возвращения.

Стихотворение читается на фоне картины К.С.Петрова - Водкина "Петроградскя Мадонна".

Чтец.

Все люди спят,

Но мать не спит сейчас.

И не смыкает мать усталых глаз,

Была война.

Был сын убит в бою,

Прикрыл он сердцем Родину свою.

Пред ним открыто было сто дорог -

Он быть ученым мог,

Он стать поэтом мог,

Но верит мать и ждет:

Раздастся в двери стук

И сын вернется вдруг.

Все люди спят,

Но мать не спит сейчас,

И льются слезы из усталых глаз.

И много дней, и много лет

Она все сына ждет,

А сына нет. (Н.Рублев) 

Инсценировка стихотворения М. Джалиля "Праздник Матери":

- Как вольных птиц над степью на рассвете,

Трех сыновей пустила я в полет.

Как матери, как близкой, мне ответьте,

Как женщине, что слезы льет:

Где сыновья мои? В душе тревога,

Мать хочет знать, на то она и мать:

Какая детям суждена дорога?

Победы или смерти ждать?

Летит под облаками голубь с юга,

Он к матери садится на порог.

- Ты видел их? Прошу тебя, как друга,

Подай мне весть, мой голубок!

Где старший мой? Где сердца утешенье;

Он жив ли? Помощь надобна ль ему?

-О мать, крепись: твой старший пал в сраженье,

Твой старший сын погиб в Крыму.

Застыла мать, какая боль во взоре!

Как ей излить в слезах печаль свою!

И голову посеребрило горе

По сыну, павшему в бою.

- Как вольных птиц над степью на рассвете,

Отправила в полет я трех детей.

Как матери, как близкой, мне ответьте, -

Измучавшись, я жду вестей.

Мой старший не пришел, он гибель встретил,

Он пал в бою, очей родимых свет,

Быть может, средний жив? Быть может, ветер

Принес мне от него привет?

Шумит, играет ветер на пороге,

О чем он шепчет матери седой?

- Скажи мне, ветер, на твоей дороге

Мой средний встретился с тобой?

- О мать, крепись, в сраженье пал твой средний,

Для матери не смог себя сберечь.

Пока не смолк в груди удар последний,

Держал в руке алмазный меч.

В беспамятстве упала мать седая,

Не выдержало сердце, а слеза

Катилась за слезой, не высыхая,

Ослепли старые глаза.

- Как вольных птиц над степью на рассвете,

Трех сыновей пустила я летать.

Как женщине, как близкой, мне ответьте,

Не то сгорит от горя мать.

Чтец.

Нас, как причалы, ждут края родные…

И, обожженный ветрами путей,

Ты, в отчий дом вернувшись, как впервые,

Увидишь руки матери своей…

И вспомнив вдруг походов зной и слякоть,

Поля фронтов, где рвались небеса,

Поймешь, что руки эти могут плакать,

Как плачут материнские глаза.

Что в них слилось все доброе, святое,

И свет окна, и спелой нивы дрожь,

Что им, бессонным, больше бы покоя,

А ты им все покоя не даешь!

Звучит песня М. Пляцковского "Мамины глаза".

1 ведущий. Мы в вечно неоплатном долгу перед мамой, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.

О вера наших матерей,

Вовек не знающая меры,

Святая трепетная вера

В нас, подрастающих детей.

Ее, как свет в березняке,

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей

Уж матери - такой народ

Вздохнут, нас долгим взглядом смеря:

"Пусть перебесятся. Пройдет", -

И снова верят, верят, верят.

Так верят матери одни

Взыскательно и терпеливо.

И не крикливые они,

Не почитают это дивом,

А просто нипочем года

Их вере, трепетной и нежной,

Вот только мы-то не всегда

Оправдываем их надежды. (В.Коротаев) 

2 ведущий. Нашим мамам так часто бывает нелегко с нами! Мы огорчаем их плохими поступками, леностью в учебе. Мы не всегда помним, сколько бессонных ночей провела мама у нашей кроватки, когда мы были маленькими, принимая мамину заботу, как должное, мы забываем ее поблагодарить.

Группа старшеклассников приглашает на вальс своих мам. Звучит вальс Д.Б.Кабалевского "Школьные годы".

1ведущий:

Сколько ты танцевал,

Но припомни хоть раз!

Ты когда -  нибудь  звал

Свою маму на вальс?

Пусть сейчас кружит нас мамин вальс.

И года, что прошли,

Пусть окликнут вдали журавли,

Пусть вернет её на час,

20 лет этот вальс, мамин вальс.

Много вальсов, звеня,

Пролетало над ней.

Но склонялась она

Над кроваткой твоей.

Как в былые года,

Что - то шепчет река.

И опять как тогда

Светят звёзды во мгле.

Вальс над мамой плывёт.

И на целой земле

Нет счастливей её.

1 ведущий. С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают её старость, дарят ей покой и радость.

Чтец :

В городке над самой кручей

Знаю всех наперечет.

Для меня нет места лучше-

Мама здесь моя живет!

К ней приду я с неудачей-

Всё обсудим до утра,

И предстанет жизнь иначе

На свету её добра.

Маме верую, как чуду,

Никого роднее нет!

Что ни будет, где ни буду,

Сохранить бы добросвет!

Не проходит путь мой прямо,

Делаю порой не то…

Поругает дочку мама,

Пожалеет, как никто.

Матерью не пресвятою,

Мамой жизнь осенена

Если что-нибудь я стою

Всё от мамы- всё она!

2 ведущий. Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

Чтец :

Люблю тебя, мама

За что, я не знаю,

Наверно, за то,

Что дышу и мечтаю,

И радуюсь солнцу,

И светлому дню -

За это тебя я

Родная люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг…

Люблю тебя, мама,

Ты - лучший мой друг.

1 ведущий. Любовь к Родине начинается с любви к матери. Люди не уважают того, кто обижает мать, кто забыл о ней.

Чтец :

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала:

"Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз

Ваша мать согнулась, поседела,

Что ж поделать - старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари.

А теперь разъехались, уплыли.

Вот поди же, всех вас  собери".

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

"Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!"

Из Одессы, Таллинна, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады

Тягостны бессонницы ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте!

У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм! (А.Дементьев) 

Звучит песня "мама мамочка" (сл.И.Шаферана, муз.Г.Колмановского)

2 ведущий. Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Поэтому мы должны и обязанынежно любить, уважать, беречь ее, не причинять матери боли своими словами и поступками. Отблагодарить ее за труды и заботу о нас, быть добрыми, чуткими, отзывчивыми к ней. Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброго слова ждет от нас мама.

1 ведущий. Стремительный бег нашего времени не должен разорвать круг обязанностей, которыми молодость связана со старостью. Потому что бок о бок со стремительным полетом юношества существуют тихие времена старости с ее одиночеством, а часто с болью и мучениями. И для нас, молодежи, будет большая польза, если мы не потеряем связи с человеком, что прожил тяжелую жизнь, меньше будет черствости и эгоизма в отношениях к людям, в том числе и к своей матери.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюбленности и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Им нежность ваша - целый мир.

Попробуйте перехватить хотя б на миг

Вы в молодости собственную старость,

Когда ни писем от детей, ни встреч,

И самый близкий друг вам - телевизор

Чтоб маму в этой жизни поберечь,

Неужто нужны просьбы или визы?

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влек бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот. (Р.Гамзатов) 

2 ведущий. Мы кланяемся всем женщинам, матерям за вашу беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом, делают счастливой.

Чтец :

Пуховый платок, свет улыбки знакомой,

Глаза, что умеют простить и понять,

Что вечно в тревоге:

- Ну где мы и что мы?

Такою с детства запомнилась мать.

В беде отогреет, закроет собою,

Порой пожурит и забудет тотчас…

Спасибо Вам, мамы, спасибо большое -

За все, что вы сделали в жизни для нас!

Спасибо за Вашу заботу и ласку,

За добрую жизнь, что семье отдана,

За первую песню, за первую сказку,

За годы тревоги, за ночи без сна.

Мы поздно у Вас замечаем порою

Снежок на висках, паутинку у глаз…

Спасибо Вам, мамы,

Спасибо большое -

За все,

Что Вы сделали в жизни для нас! (И.Финк)

  • 1. Кланяемся вам, мамы, за ваш великий материнский подвиг.
  • 2. Кланяемся вам, мамы, за ваше понимание, сердечность, терпение, заботу.
  • 3. Кланяемся вам за то, что вы несете свет и тепло детям, окружающим людям.
  • 4. Кланяемся вам за ваш великий самоотверженный труд.
  • 5. Кланяемся вам - душе семьи, хранительницам семейного очага.
  • 6. Кланяемся вам, стоящим на страже мира и счастья рода человеческого. Мир дому вашему, семье вашей, дорогие мамы.

Все. Низко кланяемся тебе, женщина, чье имя Мать!

Заключение.

1 ведущий. И в конце нашей композиции, мы говорим: Что же такое семья? Мама? С чем ее можно сравнить?

Это небосвод, на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца - взаимопонимание, уважение любовь, дружба, совместные дела. И давайте будем помнить о том, что все: и взрослые, и дети, хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. А также о том, что какова наша семья, таковы наши Матери, наши дети, таким будет наше будущее, такой будет и Россия.

Звучит песня "Пусть всегда будет  солнце"



Предварительный просмотр:

                                                     Выпускной -2018

******Звучит любая сказочная мелодия. 
В зале выключен свет. Центр сцены освещает прожектор.
Выходит ангелочек и читает слова

Девочка – ангелочек: Давным-давно в Андреевском царстве, в школьном государстве, когда все вокруг цвело и зеленело, на свет появились маленький принц и принцессы. Все королевство наполнилось детским смехом и радостью. Эти маленькие девочки и мальчик похожи были на маленьких ангелочков.

****
**Выходит юноша и читает слова 

Юноша:
 И вот уже улетает их детство. Оно уходит тихо и незаметно, с короткими платьицами и игрушками, с приглушенными звонками, которые дороже всего на свете, со знакомым голосом родной учительницы. И, наконец, настал тот день, когда взрослые принц и принцессы покидают волшебное королевство, потому что  их  уже ждет Юность.

Ангел: Кто ты?
Юноша: Я-Юность

Ангел: Так быстро и незаметно пролетели эти годы, что я и не заметила. Ты подожди. Еще мои дети не натешились и не наигрались вдоволь, не находились в бантиках.
Юноша: Пора им отправляться в мою страну, поэтому я здесь, чтобы указать верный путь

*******Раздается бой часов

Юность:О, слышишь? С небесной высоты подается сигнал. Прощай, детство, мы уже уходим ...

********
(Звучит лирическая музыка « Ах, этот вечер» на сцену со свечами выходят  ведущие  и становятся рядом с девочкой – ангелочком и Юношей)

1. Ведущий:

За окном сгустился вечер...
Звезды в небе взгляд ласкают...
Тихо-тихо мерцают свечи...
И добрый праздник предвещают.

2. Ведущая: 

Вся в цветах танцевальная зала,
И паркет серебрится прохладой.
Ну, скорей бы, скорей бы начало
Выпускного, большого парада!

1. Ведущий:

Век сегодняшний очень уж сложен.
Но сегодня грустить не годится,
Разве бал в наше время возможен?
Или нам этот бал просто снится?

2: Ведущая:

Распахнем же настежь двери!
И достигнет предела волненье!
Давайте все вместе в сказку поверим
Начинается бал! Прочь сомненья!!!

******
Девочка- ангелочек и юноша уходят. Ведущие занимают свои места. 

1. Ведущий: Добрый вечер, дорогие наши гости, уважаемые родители, учителя, знакомые, друзья. Особое событие собрало всех в этом зале! Сегодня 20 июня 2014 прощаются с родной школой наши выпускники. Это особый долгожданный день, что не теряется на длинной жизненной дороге, всегда светится теплым огоньком, сжимает сердце, воспоминанием  детства.

2. Ведущий: Сегодняшний вечер - заключительный аккорд неповторимой школьной симфонии, которая выполнялась в течение 3 000 тысяч дней тоненькими детскими и возмужавшими юношескими голосами. Сопровождалась мелодией звонка 20 000 раз.

1. Ведущий: Традиция школьная - прощальный вечер
И тонет в цветах торжественный зал
В глазах у каждого и радость и надежда
У нас выпускной сегодня бал.

2. Ведущий:

Это незабываемый и щемящий момент
Фанфарами громкими прозвенит!

1. Ведущий: 

И оповещают всех нас
Выпускникам появиться время!

2. Ведущий:

Девичья красота радует глаз
И, юноша, как на подбор
Они уже отправляются в путь широкий
Выпускники две тысячи  четырнадцатого года!

1. Ведущий:

Эти дети, сразу взрослыми стали -
Принц и принцессы сегодняшнего бала

2. Ведущий: 

Зрители! Прошу внимания!
Парад пора начать.
Прошу всех вас улыбками
Выпускников встречать.

******На фоне фанфар
На сцену приглашаются:  

  Ахматганиева Альбина Маратовна , Кяжкина ЛюдмилаАнатольевна, и Леонович Руслан Анатольевич

******Под музыку «Как упоительны в России вечера» выпускники читают слова

Руслан- Что происходит на свете?

Альбина - А просто июнь.

Руслан - Просто июнь, ты считаешь?

Альбина- Да, я считаю.

Руслан- Вот и настала пора для прощального бала.

Всем нам сегодня кружиться и петь до утра.

Люда - Что же за всем этим будет?

Руслан - А будет июль!

Люда - Будет июль, ты уверен?

Руслан - Да, я уверен. Я уже слышал и слух мною этот проверен.

Выпускникам каждый вуз распахнул свои двери.

Альбина - Что же из этого следует?

Руслан - Следует жить!

Шить сарафаны и лёгкие платья из ситца!

Это к экзаменам будущим вам пригодится,

Чтобы шпаргалок побольше туда положить!

Люда - Следует жить даже наперекор невезеньям

И танцевать напоследок средь школьного зала…

Руслан - Так разрешите ж сегодня по поводу бала

Руку на танец, сударыни, вам предложить!

*******Выпускники танцуют вальс 


1. Ведущий: Вот и простились вы с детством. Эхо прощального вальса навсегда останется в памяти.

2. Ведущий: А первый шаг в самостоятельную жизнь - это получение аттестатов о полном среднем образовании

1. Ведущий: На сцену для вручения  аттестатов приглашаем директора школы Леонович Флюру Фанизовну и заместителя директора по учебно- воспитательной работе Манцуринскую Светлану Михайловну
******Вручение аттестатов
*******Музыкальный номер «                                                         «

2. Ведущий:

Отправляетесь в долгую жизнь
В непростом XXI веке
Пожелаем счастья и добра
Вам, сразу повзрослевшим детям.

1. Ведущий: 

Все было: и мечты и желания.
Кто-то из вас радуется, а кто-то почему-то вздыхает.
Все отгудело, пришло уже время прощания ...
А вечер этот еще каждый из вас вспомнит.

2. Ведущий: 

Все было за одиннадцать лет в школе.
Советы, шутки, воспоминания грустные,
Все прошло. И сейчас в дружеском кругу
Провожаете те счастливые дни.

1. Ведущий:

- Слово  для поздравления предоставляется главе администрации сельского поселения Максимовой Тамаре Васильевне
*****Музыкальный номер  «                                                                        «

*****Звучит спортивный марш.

2. Ведущий: Сегодня особо хочется отметить этих  выпускников, которые из года в год отстаивали спортивную честь нашей школы. Благодаря им , наша школа была бессменным победителем в районных  и Республиканских соревнованиях по волейболу, занимала призовые места.. Спасибо вам за ловкость, силу, смелость, за волю к победе!

1. Ведущий: На сцену приглашаем тренера сборной команды по волейболу Пыршева Виктора Николаевича
*******Вручает грамоты

*******Под музыку на сцену выбегает гном Веселунчик, потом прячется за кулисы, откуда выходят учащиеся начальной школы и становятся к микрофонам.

1. Кто скажите эти дядя, тети,
Что рядышком стоят  напротив?
В пышные платья оделись,
В галстук и костюм принарядились.

2. Как не стыдно тебе, умоляю,
Ведь давно уже все знают,
Люди, стоящие  напротив,
Это не дяди и не тети.
Все собрались на бал
В этот замечательный светлый зал.

3. Уж они взрослые, а не дети,
Руки, составив, не будут сидеть,
Ибо каждый из них имеет цель,
И в сердце мечту золотую.

4. Одни мечтают о высшем образовании,
Раскрывать тайны мира,
Мечтают покрыть славой страну,
Родину свою - Россию.



5. Вы молоды и полны сил,
Не хватает только крыльев.
Вы бы родную землю облетели,
И свои души обогатили
Любовью, милосердием, теплотой,
Чтобы жить в радости с целью.

******Выходит почтальон (музыка из мультфильма)

Почтальон: Ребята, к нам пришла посылка с надписью "Выпускникам". Посмотрим, что в ней.
Почтальон по очереди показывает, что лежит в посылке и называет. А дети продолжают предложение.

1. Жевательная резинка … для укрепления зубов, стершихся во время «грызения науки».
2. Носовые платки… для промокания слез в минуты печали и скорби по безвозвратно ушедшему детству.
3. Таблетки «Одобрин». Состав: доброта, любовь, счастье, ласка. Во взрослой жизни, куда вы вступаете, такие качества необходимы.
«Озлобин» - зачем же его положили? Ага, вот аннотация – применять за ночь перед сдачей экзамена. Да, тогда это лекарство тоже вам пригодится.
4. Блокноты (или книга Выпускника). Понятно, это блокноты Выпускников. Они в течении вечера будут лежать здесь. Родители и выпускники на их страницах могут оставить свои впечатления о вечере, пожелания и напутствия…
5. Бутыль с водой – «Источник знания»…, из школьного питьевого бачка.
6. Пачка соли - маленькая толика того пуда соли, который предстоит съесть в другой жизни .
7.Телефонная книжка - чтоб не забывать позвонить старым друзьям.
8. Плитка шоколада - чтоб пуд соли не казался таким горьким.




6.Мы, напоследок, всем вам желаем
Крепкого здоровья и счастья беспредела.
Удачи и упорства, оправдания надежд,
А также осуществления всех ваших желаний!
Выпускник: Не спешите,  наши младшие друзья ! Когда - то и нам хотелось стать побыстрее взрослыми, а теперь когда школьные годы так быстро пролетели, нам радостно и в то же время грустно. Мы можем поехать в любую страну мира, но страна детства для нас закрыта навсегда. Она подарила нам радость, счастье. Любимые наши малыши, пока вы хозяева этой страны, цените каждый миг, радуйтесь каждой минуте.
А мы с гордостью будем наблюдать как вы растете и обязательно придем на ваш выпускной вечер.
******** Поют песню
********Под музыку учащиеся начальной школы уходят

2. Ведущий.
 11 лет прошло с того первого школьного утра, 11 раз кружили над школой метели, 11 раз зацветал белым цветом школьный сад. А как же впервые вы переступили порог нашей школы?
1. Ведущий: Лучше знает  об этом первый учитель строгий  и одновременно ласковый, Сенькина Татьяна Николаевна,



******Выступление первого учителя  



1. Выпускник: В тот день светило солнце горячо,

А осень шелестела за окном.

Вы, положив мне руку на плечо,

Сказали: «Ну, дружок, давай пойдём».

И вот мы с Вами ,  в путь отправились

И Вы с тех пор не покидали нас.

Учили буквы складывать, считать,

Писать, цветы растить.

На всё смотреть и всё запоминать.

Вы повели нас по дорогам знаний и труда.

А сколько приложили  Вы стараний,

Чтоб мы учились хорошо всегда.

2. Выпускник: Учили в детстве мы, друзья,
Наш алфавит от А до Я...
Большая сила в буквах есть,
Когда мы можем их прочесть.
Всё дело в том лишь, где и как
Поставлен в слове каждый знак.

С Вами всю азбуку от А до Я

Прошли, учительница первая моя!

3. Выпускник:
 Первый учитель!

Ничем нельзя измерить,
Всё то, что вы отдали нам.
Вы научили нас любить и верить,
От всей души сейчас
Мы благодарны вам.
2. Ведущий: Предоставляем слово Вам  - Татьяна Николаевна
******Выступление первого учителя  

*****Вручают цветы первому учителю

******
Музыкальный номер «                                            »

1. Выпускник:  Слова благодарности мы бы хотели выразить нашей классной руководительнице: Ольге Николаевне



2. Выпускник: Вы отдаете все большой работе,

Вы в детских душах,

Будите мечту.

Спасибо вам за то, что вы живете.

За ваших, дел и мыслей красоту.



1. Ведущий
:
Слово классному руководителю Смаевой Ольге Николаевне

****Выступление классного руководителя
****Вручают цветы классному руководителю
1. Ведущий
: Вы поражали своих учителей высоким интеллектом и полётом мысли.

2. Ведущий: Только полёт тот был не часто.

1. Ведущий: Но ваши главные высоты были взяты благодаря вашим дорогим учителям.

1. Выпускник: Сегодня мы вышли на эту сцену, чтобы еще раз поблагодарить тех, без кого не было бы этого дня.

2. Выпускник: Тех, кто все эти годы терпеливо вел нас по школьным будням и праздникам, тех, кто сделал наше детство таким ярким!

3. Выпускник: Ведь это они каждый день встречали нас в классах:

1. Выпускник: И сегодня, в этот вечер мы собрались в последний раз вместе.

 Выпускники: Дорогие наши (и по-очереди перечисляют имена и отчества учителей, которые их учили).

1. Выпускник:

И, может, это странно прозвучит,

Но лишь сейчас, в минуту расставанья,

Мы понимаем, сколько в них

Любви к нам, нежности и состраданья!

2.Выпускник:

Мы вас всех очень любим

Но у нас любовь секретная.

И быть может, что подчас

Она даже незаметная.

3. Выпускник:. 

Наши учителя!

Вам от всей души спасибо!

Вечно будет земля

Вашим трудом красива.

Наши учителя!

Сердечное вам спасибо!
Выпускник : Также мы хотим выразить слова благодарности техническому персоналу школы это – (перечисляют  по фамилии имени и отчеству

*
***поют песню «Учителя ВЫ в нашем сердце остаетесь навсегда



******Вручают цветы учителям, техническому персоналу школы
 

1. Ведущий: Дорогие выпускники, посмотрите на своих родителей. Их глаза сияют счастьем, а в глубине затаилась тревога.
2. Ведущий: Потому что впереди еще столько испытаний. А родители переживают в несколько раз больше, чем вы сами
1. Ведущий: Поэтому любите своих родных, будьте всегда достойными их, дайте им возможность гордиться вами.

  1. Выпускник: Позади удачи и неудачи, слёзы радости и печали. Все эти годы с нами были наши родители. И пусть нам кажется, что порой они не понимают нас, понапрасну волнуются, излишне переживают.

    2. Выпускник: Такова родительская доля. Ещё не раз они подставят нам своё плечо поддержки, так же будут волноваться, и переживать за нас.


3. Выпускник: Вы нас простите, милые, родные,

У нас ведь, кроме вас, дороже нет людей!

Как говорится – дети радость в жизни,

А вы для нас опора в ней!

2. Ведущий :Из глубины прессованных веков
Уважаем премудрые заветы:
У умных и образованных родителей -
Достойные рождаются дети.

1. Ведущий: В будущее проторяем тропы,
Чтобы в дороге сердце не остыло.
Отцы и дети, дети и родители,
Пусть крепнет неразрывный круг.

2.Ведущий: Дорогие выпускники! Примите напутственные родительские слова.

1. Ведущий :

Слушать всем!Выпускники!

Внимание! Родительский наказ.

Без их любви, заботы и труда

Не закончили б вы школу никогда!

1. Ведущий: От имени родителей к вам обращается -



*******Выступление родителей
*******
Музыкальный номер «                                                       »



1. Ведущий: В мир, в котором множество дорог,
Выходить вам наступает срок
Будет там и солнце, дождь и гром,
Но запомнит каждый пусть из вас
Что в любой вам очень трудный час
Будет верить в вас родная школа.
И вспоминать добром!

********Финальная песня


1.Ведущий: Как не хочется расставаться нам с нашими выпускниками.

2.Ведущий: Но увы. Это итог школьной жизни.


1.Ведущий: Сегодня, с полудня и до вечера как-то особенно пели птицы. Солнце спокойное, мирное, неторопливо опускалось по синему и какому-то удивительно широкому небосводу. Этот памятный тихий летний вечер словно пророчит Вам, вступающим в жизнь, ясную и спокойную судьбу. Как хочется, чтобы это исполнилось. Удач Вам, счастья, любви, дорогие выпускники!

2.Ведущий: В добрый путь наши выпускники!!

******Под музыку выпускники выходят из зала



Предварительный просмотр:

«Последний звонок — 2018»

*** Фанфары

Ведущий. Внимание, внимание!
Ведущая. О чем сегодня поют нам птицы?
О чем с утра прошептал ветерок?
Ведущий. Какое событие в школе случится?
Какой у нас праздник?
Вместе. Последний звонок!
Ведущий. Кто главный герой на празднике нашем?
Ведущая. Кого ждут все гости и все ученики?
Кому мы сегодня восторженно скажем: «Добро пожаловать…»
Вместе. Выпускники!
Ведущая. Приглашаем наших выпускников во главе с их классным руководителем.

Встречайте, выпускники 9  класса---------------------------------------------------------, и их классный руководитель  -

       ***Музыкальный номер___________________________________________________


Ведущая. Уважаемые выпускники, учителя, учащиеся, родители  и гости нашего праздника! Торжественная  линейка, посвященная празднику «Последний звонок», и выпуску учащихся 9 класса  считается открытой.

Внести  Государственные  Флаги Российской Федерации, Республики Мордовия

Ведущий. Внимание, стоять смирно!

*** Звучит гимн России ______________________________________________________

Ведущий: У всех сегодня день особенный,

И радостно и грустно всем слегка.

Торжественно собрались все сегодня

На празднике последнего звонка.

  Ведущая. Сегодня, в этот торжественный день, оглянувшись на прожитые годы, выпускники поймут, что эти неповторимые дни закончились, подарив верных друзей, первую любовь, научив самому важному, сделав их самостоятельными.
Ведущий. Слово для зачтения приказа о допуске к экзаменам учащихся 9 класса и поздравления выпускников предоставляется  директору школы-  

       ***Музыкальный номер___________________________________________________

Ведущая.
 Сегодня  на нашей линейки присутствуют гости, представители от районной  и сельской администрации, родители

Слово для  поздравления от районной администрации предоставляется-_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ведущий : Слово  для поздравления   от сельской  администрации предоставляется _____________________________________________________________________________                            

  ***Музыкальный номер___________________________________________________

Ведущая: 

У каждого в жизни единственный раз

Бывает свой первый, свой памятный класс,

И новые книги, и первый урок,

И первый заливистый школьный звонок,

И первый наставник- первый учитель,

Кто дверь распахнул на дорогу открытий.

Ведущий:  9 лет назад вас, дорогие выпускники, встретила и проводила на ваш первый урок ваша первая учительница- ---------------------------------------------------------------------------

Слово для поздравления предоставляется Вам - -----------------------------------------------------

***(выпускники дарят цветы, памятный подарок)

    ***Музыкальный номер___________________________________________________

Ведущая.: Дорогие выпускники!

Сегодня все в большом волнении.

Сегодня все хотят поздравить Вас!

Встречайте,

Наш самый младший – первый класс!!

***
(Выступление первоклассников)

***Музыкальный номер___________________________________________________

Мы пришли вас поздравлять,
И учитель с нами,

Дружно мы хотим сказать,
Хором: Что гордимся вами!

Желаем здоровья, желаем успеха,
Чтоб слезы блестели только от смеха,


Чтоб счастье и радость на лицах светились,
Чтоб все пожелания осуществились!

На последний ваш урок,
Прозвенит сейчас звонок.
Вам желает первый класс

Хором: В добрый путь и в добрый час!

Знаем, трудно будет летом,
Ведь тернист к науке путь.
Талисманом для удачи ,
Наш подарок станет пусть!

***
(Вручение медалей )

(*** выпускники дарят первоклассникам книги)

Ведущий: Вот посмотрите стоит ваша классный руководитель.

С улыбкой, тревогой и сердцем добрым,

От многих невзгод берегла вас упрямых,

Учила быть честным, открытым, не подлым.

Ведущая. Напутственное слово предоставляется классному руководителю выпускников ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

***(Вручают цветы)

Ведущая: Отзвенели школьные звонки,

Девять лет уроками прошли

С той поры, как стали вы учениками,

А сегодня вы - выпускники

 

****Ответное слово выпускников

**** (танцуют вальс)__________________

Настя : Друзья мои, настал прощальный час.
Сегодня мы со школой расстаемся.
До боли в сердце всё здесь близко и знакомо,
Душой сюда не раз ещё вернёмся!

Андрей : Вернёмся в классы светлые и шумный коридор,
В фойе, в столовую, на лестницы крутые.
Вот школьная доска нам смотрит в след…
Учитель и друзья – такие все родные!


Настя: Ну, вот и всё, закончен школьный путь.
Последний раз мы здесь с учителями.
Мы понимаем, время не вернуть,
Но сердце остаётся рядом с Вами!

Выпускники исполняют песню «Главное, ребята, сердцем не стареть»

____________________________________________________________________

Текст песни:

Главное, ребята, сердцем не стареть
Песню, что придумали до конца допеть,
В дальний путь собрались мы со школьного порога
Школа открывает дверь, ждёт нас в жизнь дорога!

Припев:
А ты, одноклассник, сейчас помолчи
Запомни последний звонок.
Школьные годы уже позади,
Много у жизни дорог!

Главное, ребята, надо нам сберечь
Теплоту и доброту, нежность школьных встреч.
В дальний путь собрались мы со школьного порога
Школа открывает дверь, ждёт нас в жизнь дорога!

Припев.

Настя:

Эй, школьный звонкий, радостный звонок!
Кому же другом станешь ты теперь?
А мы по карте жизненных дорог
Пойдём без компаса, открыта школы дверь.

Андрей: Ах, если б в жизнь большую компас взять,
Чтоб неудачи, беды обойти,
Чтоб смело и уверенно шагать,
И никогда не сбиться нам с пути!

Настя: Ведь не секрет, что компасом нам были – учителя!
Все школьные года
Они нас поучали и любили,
Уроки школы не забудем никогда!

Андрей: Вы нас учили доброте, терпенью,
Внимательности, честности и верности друзьям.
За все уроки мудрости житейской
Мы все, поверьте, благодарны Вам!

Настя: Учитель – путеводная звезда!
Нет никого роднее и дороже.
Так пусть нам, светит долгие, года.
Вас позабыть ни кто уже не сможет!

Андрей: И нынче здесь в прощальный этот день
Примите Вы от нас слова признанья
За ежедневный благодарный труд,
За крепкое плечо, за наши знанья!

Настя: И после школы, многие года
Мы за советом приходить к Вам будем,
За мудрость, веру в добрые сердца,
Мы, благодарны, быть Вам не забудем!

*****(        Андрей  дарит цветы учителям)

***Музыкальный номер___________________________________________________

Ведущий: Ну как не вспомнить нынче нам о тех,

Делил кто с вами радость, горе, смех

Кто ежедневно в школу собирал

И от стыда порой за вас сгорал

Родители! Без них вы ни куда!

Беда любая- с ними не беда!

А радость так сполна, чтоб веселится!

Ведь вместе вам учиться и учиться!

Ведущая: Слово для поздравления выпускников, благодарственное слово учителям от родителей   предоставляется -

_____________________________________________________________________________

Ведущий: :  Под дождём или в зное,          

Но в положенный срок

Каждой новой весною

Есть последний звонок.

Ведущая:      Он экзамена вроде

Он как новый рассвет,

Он итоги подводит

Школьных прожитых лет.

        Ведущий: Сколько в нём обещаний!

В даль зовёт этот звон,

В нём и горечь прощаний,

И надежд миллион.

           Ведущая: Под дождём или в зное,

Но в положенный срок

Каждой новой весною

Есть последний звонок


Исполняют прощальную песню
« Когда уйдем со школьного двора» ___________________________________________________________________

(*** Выпускники выпускают шары.)

Ведущий:  Вот и наступил самый торжественный момент нашего праздника. Через несколько минут прозвучит последний звонок.

Право дать последний звонок предоставляется ученице  первого класса –-----------------выпускнику 9 класса --------------------------------------------------------------------------------

_________________________________________________________________________

(*****звенит звонок)

Ведущая. Дорогие выпускники! Пусть этот праздник последнего звонка останется в ваших сердцах доброй памятью о школе.
Помните, здесь вас ждут. Здесь вас помнят. Здесь вам рады!
Ведущий. Внимание! К выносу Государственного Флага Российской Федерации и Республики Мордовии стоять смирно! Флаги вынести !
*** Гимн Мордовии _________________________________________________________

Ведущая: На этом торжественная линейка, посвященная празднику «Последний звонок» и выпуску учащихся 9 класса объявляется закрытой.

Ведущий. Право первыми покинуть линейку предоставляется нашим выпускникам.

*** Звучит фон «Когда уйдем со школьного двора»
все уходят с линейки_________________________________________________________