Из опыта работы

Филатова Светлана Ивановна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektno-issledovatelskoy_raboty.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской работы на уроках предмета «Окружающий мир» на примере проекта «В гости к зиме»

        Самое дорогое, что у нас есть – это наши дети. Дети - это наше будущее, это будущее нашей страны. Именно сюда должны быть направлены самые большие инвестиции.

        Образование, обучение, воспитание. Эти задачи решает педагог на всем протяжении «школьной» жизни ребенка. А жизнь стремительно летит в «рыночный» мир. И система образования должна обеспечить школьнику возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.

        Одним из наиболее перспективных направлений в решении этой задачи остается всемерное развитие творческого потенциала личности, поскольку рыночные отношения предъявляют к ней именно такие требования. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности воспитания у младших школьников значимых общечеловеческих ценностей, чувства ответственности, самодисциплины и самоорганизации.

        Метод проектов – один из ведущих методов исследовательских технологий (проблемно-поисковых). [2] Если обратиться к словарю, то выясним, что основными значениями слова «проект» являются:

  1. технические документы, расчеты, чертежи и т.д.
  2. предварительный текст какого-либо документа и т.д.
  3. план, замысел.

Обращение к проектной деятельности в системе начального образования заставляет иметь ввиду прежде всего последнее из приведенных значений.

Проект (от латинского projectus, брошенный вперед) – это активная работа мысли, мыслительное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в предметном виде. Все остальное имеет служебное значение. [1]

Следует заметить, что самостоятельное овладение учащимися начальной школы проектной деятельностью невозможно.

Важная роль на всех этапах работы отводится учителю, который, с одной стороны, выступает организатором, а с другой – является его полноценным участником. [4]

Рассмотрим деятельность учителя и учащихся на примере проекта «В гости к зиме» (2 класс).

Программой обучения по предмету «Окружающий мир» предусмотрена экскурсия «В гости к зиме». А по предмету «Литературное чтение» в это время изучается раздел «Люблю природу русскую! Зима»

Я решила использовать результаты проекта на уроках «Литературного чтения». Замечу кстати, что результаты проекта могут быть использованы на уроках «Окружающего мира» и «Литературного чтения» в третьем и четвертом классах, на уроках «Русского языка» (использовать блок пословиц, поговорок, загадок о зиме).

Работа по проекту была рассчитана на две недели и построена в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Главная цель подготовительного этапа – активизация деятельности учащихся, их интереса к изучению природного окружения. [3] Детям объявляется тема экскурсии: «В гости к зиме». А поскольку мы идем в гости, то надо приготовить подарок.

Нашим подарком будет альбом «Чародейка Зима». Что же включить в этот альбом? Нам помогут задания (в конвертах), которые мы получили от героев русской народной сказки «Два мороза», а именно, Мороза – Красный нос и Мороза – Синий нос.

Привожу содержание одного из заданий:

Народная пословица гласит: «Растения – нашей земли украшения»

Растения – это удивительные создания природы. Они окружают нас всюду. Это деревья, кустарники и травы. [4] Сейчас травы закрыты снегом. Поэтому подготовьте материал по темам:

а) деревья;

б) кустарники.

На подготовительном этапе дети получили задания по сбору материала о зимних месяцах (история названий, народные названия, пословицы и поговорки, народные приметы), птицах (зимующих у нас), диких животных.

На этом этапе учащиеся собирают материал, используя свои учебные пособия, консультации родителей, детские книги, справочники, беседы с учителем.

На основном этапе дети под руководством учителя выполняют определенные виды работ творческой и практической направленности. На этом этапе были сделаны паспорта диких животных, птиц и деревьев, выполнены рисунки по зимней тематике, систематизирован материал по истории названий зимних месяцев.

В качестве примера приведу паспорт березы.

Береза повислая, или бородавчатая – быстрорастущее светолюбивое дерево, засухоустойчивое, морозостойкое, до 25 м высотой; живет 100 – 150 лет.

Береза дает целый ряд лекарственных продуктов: почки, молодые листья, сок, деготь и уголь. Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Березу считают символом России.

Заключительный этап проекта предполагает подведение итогов. Финальным продуктом нашего проекта стала экскурсия и оформление альбома «Чародейка Зима». В процессе проведения экскурсии учащиеся учатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями, готовить сообщения и выступать с ними, осознают необходимость охранять природу (участие в экологической акции «Покормите птиц зимой»). [5]

Хочу заметить, что этап представления результатов находится за рамками проектно-исследовательской работы, хотя и имеет очень важное значение, так как позволяет решить несколько задач:

- развитие речи учащихся,

- развитие умений работать с текстом,

- пополнение знаний других учащихся новыми сведениями,        

- возможность продемонстрировать свои достижения.

И еще об интеграции. Она позволяет перейти от локального изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. [2]

Использованная литература:

  1. Журнал «Начальная школа» № 12/2002г, стр. 35;37
  2. Журнал «Начальная школа» № 2/2003г, стр. 34;111
  3. Журнал «Начальная школа» № 12/2004г, стр. 105
  4. Журнал «Начальная школа» № 1/2006г, стр. 19;59;61
  5. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2 класс – М.: ВАКО, 2013