"Омофоны"
Как работать с омофонами на уроках русского языка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как работать с омофонами на уроках русского языка? | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Белозерова Надежда Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ «Школа №1269» г.Москва
Как работать над омофонами?
«Есть науки, в которых можно скрыть своё невежество и ненадолго сойти за человека, знающего то, чего на самом деле не знаешь. Но по выбору и расстановке слов твоё незнание немедленно раскроется. Никто не может долго пользоваться словами так, чтобы не обнаружилось, что слов он не знает, судит о них неправильно, оценивает их наугад, пользуется ими неискусно и не понимает ни уместности употребления слова, ни его силы…» - эти строки принадлежат римскому судебному оратору II в.н.э. Марку Корнелию Фронтону.
Метко сказано – и как будто для нас, вошедших в третье тысячелетие. Высокая культура разговорной и письменной речи – самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
Наш язык прекрасен, законы его мудры и глубоки. Он таит в себе бесконечные драгоценности речи – правильной, красивой, выразительной, точной. Овладеть этим богатством можно только в одном случае: если любить язык сознательно и разумно, знать его законы, правила, умело пользоваться ими.
Лексика – один из разделов языкознания, который помогает грамотно выражать свои мысли, помогает сделать нашу речь образной и яркой. Со многими понятиями из этого раздела дети знакомятся уже в начальных классах. Если учитель на уроках делает акцент на вопросах, связанных с лексическими категориями, то, как правило, это оживляет и вносит разнообразие в творческий процесс урока, помогает мотивированно подходить к вопросам орфографии и синтаксиса.
В этой статье хотелось бы остановиться на одной из лексических единиц, а именно, на омофонах. Всем известно, что омофоны – это такие различные по смыслу слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Иногда их также называют фонетическими омонимами. Например:
плод, плот
порог, порок, парок,
луг, лук (оружие), лук (растение)
столб и столп…
Как же построить работу над омофонами так, чтобы она оказалась более продуктивной? Поскольку сама лексическая категория «омофон» тесно связана с понятием «звук», то было бы логичным начинать проводить эту работу уже в период знакомства со звуками и буквами, т. е. в самом начале 1 класса на уроках русского языка.
Одна из первых групп омофонов встретится детям уже на страницах «Азбуки»: луг-лук(оружие);луг-лук(растение). Используя языковый опыт детей, можно составить предложения (что такое предложение дети уже знают) с каждым из этих слов; при необходимости лексическое значение слов можно определить по картинкам. Сразу нужно акцентировать внимание на том, что все эти слова произносятся одинаково, но слова луг-лук пишутся по-разному, потому что парные по глухости-звонкости согласные на конце слов оказываются в слабой позиции и требуют проверки. Так, слово луг можно проверить формой слова луга или однокоренным словом луговой, а слово лук - словом луки или луковый. Аналогичная работа проводится и с другой парой омофонов: пруд-прут. Важно подчеркнуть, что проверочные слова мы подбираем в зависимости от смысла, а смысл мы понимаем из контекста. При работе над словами леса-лиса на уроке выявляется слабая позиция для гласных. И уже на этих уроках можно познакомить со способами проверки безударных гласных в корне слова (без понятия корень) и способом изменения формы слова, и способом подбора однокоренных слов.
Конечно же, работу необходимо разнообразить, используя различные приемы. Например, найти слова-омофоны в стихотворениях А.С. Пушкина
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!
и Якова Козловского
Медведь и осы
Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку - вот напасть!
- Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
.
Дети легко найдут омофоны в стихотворении, обязательно улыбнутся тому, что есть такие слова в русском языке, которые при одинаковом произношении имеют абсолютно разный смысл и по-разному пишутся. Важно при этом уточнить лексическое значение всех слов-омофонов.
Работая над омофонами, не путать их с омоформами (омоформы, в отличие от омофонов, не только произносятся, но и пишутся одинаково). Например, во втором классе (учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г.) в сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке» мы читаем: «Чай, теперь твоя душенька довольна?» или в рассказе В. Бианки «Сова» есть такое предложение: «Чай, мыши не волки, не зарежут телки». Многие дети удивляются, про какой «чай» говорят здесь авторы этих произведений. Это вводное слово в данных произведениях употреблено в значении: по-видимому, вероятно, именно так трактует нам их «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова. И чай-напиток никакого отношения к этим предложениям не имеет. Слова чай (вводное слово) и чай (имя существительное) являются омоформами. Встречаем мы омоформы и в стихах Якова Козловского.
Март
Снег сказал
Когда я стаю,
Станет речка голубей.
Потечёт, качая стаю
Отражённых голубей.
Бобёр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: “Не помешал?”
Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!”
И села в кресло мягкое напротив.
И ложечкою чай он помешал.
Учебник второго класса предлагает упражнение, в котором детям предлагается правильно употребить омофоны в предложениях, для этого дети должны правильно подобрать проверочные слова и исправить ошибки.
Мальчик полоскал собачку.
(ласка – поласкал)
Мама отварила дверь.
(створка - отворила)
Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.
(вал – валы)
Витя всё слизал с горы, когда ребята уже все спустились.
(лез – слезал)
Думаю, будет уместным не только исправить ошибки, но и составить предложения со словами, являющимися омофонами, иначе эта работа окажется незавершенной.
Мама полоскала (полощет) белье в корыте.
Повариха отварила (варит) картофель.
Волы (вол) тянули плуг.
Ребенок слизал (лижет) пенки с варенья.
Интересны для детей будут словосочетания и предложения, которые состоят из одних и тех же букв в одном и том же порядке, но имеющие небольшие различия в произношении (связанные в основном с расстановкой ударений и пауз). Из последовательности букв «поднимитеперья» можно получить шесть фраз, по-разному обозначив пробелы и не используя никаких знаков препинания.
Поднимите перья.
Под ними теперь я.
Под ними те перья.
Подними те перья.
Подними теперь я.
Под ним и теперь я.
Попросите из последовательности букв «ведьэтонемойгость» (Ведь это не мой гость. Ведь это немой гость.) и «тамаркаупала» (Там арка упала. Тамарка упала. Та марка упала.) написать все возможные варианты предложений. А учитель сделает вывод о том, заметили ли учащиеся омофонию данных предложений.
После знакомства с понятием рифма можно предложить детям и на уроках русского языка, и на уроках чтения по заданным рифмам написать самим стихи, используя слова-омофоны, омоформы и паронимы. Приведем примеры таких стихов.
Черная вдова.
Паучиная супруга
Ищет третий день супруга.
Ты, наверно, не хотела,
Но его, беднягу, съела.
Прохудилась…
Много капель вдруг стекло
На оконное стекло.
Прохудилась наша крыша,
А прогрызли крышу мыши.
Мне обидно.
Сквозь оконное стекло
Я смотрю и плачу.
Много слез со щек стекло,
Но обиду прячу.
Колючка.
Вырос куст чертополоха у колодца.
Он мешает всем, кто воду достает.
Можно очень сильно уколоться.
Может, кто-нибудь колючку уберет?
Напугал.
Взяла Соня в руки прут,
Погнала утят на пруд.
Из-под лавки кот рванул.
Все семейство он спугнул.
Широко открывши рот,
Убежал утиный род.
Страшное кино.
Я пошел в кино с Аленой.
В зале ел попкорн соленый.
Я полфильма посидел,
Весь попкорн, конечно, съел.
Фильм ужасный посмотрел,
Вмиг я чуть не поседел.
Отпор врагу.
Это будто не со мной,
Начинался новый бой.
Кровь от страха в жилах стыла:
Заходили враги с тыла.
Но солдаты бились стойко
И кричали врагу: «Стой-ка!
Сквозь кордон ты не пройдешь,
Всюду ты отпор найдешь!»
Растения- близнецы.
Растет борщевник у дороги –
Уноси скорее ноги!
Этот зонтик ядовит.
Посмотри на внешний вид:
Он близнец борщевику,
Безобидному цветку.
Очень устал.
Под дождем сапожки мокли.
Внучек дедушку просил:
«Обувь ты убрать не мог ли,
У меня нет больше сил».
Кто виноват?
Никогда не надо браться
Делать что-либо за братца.
Облениться может брат.
Кто тут будет виноват?
Уж и гадюка.
Во сне увидел я ужа лишь.
А наяву гадюку рассмотрел.
-Ну, неужели, ты меня ужалишь?
Я б этого, конечно, не хотел.
Розы.
Во дворе давно уж рос
Куст прекрасных алых роз.
Мишка в доме – старожил.
Эти розы сторожил.
Редактирование текста - еще один вид работы, который всегда вызывает интерес у детей. Они легко находят ошибки, связанные с написанием омофонов, и исправляют их.
Дорогая мама!
Живу хорошо. Вначале я скучал, потом обижал всех знакомых ребят, и мне стало весело. Однажды бабушка дала мне какой-то плот, и я его съел. Утром мы с Мишкой помогли бабушке: вымыли пол и дверь изъели.
Целую, твой сын Рома.
Дорогая мама!
Живу хорошо. Вначале я скучал, потом обежал всех знакомых ребят, и мне стало весело. Однажды бабушка дала мне какой-то плод, и я его съел. Утром мы с Мишкой помогли бабушке: вымыли пол и дверь из ели.
Целую, твой сын Рома.
Можно утверждать, что носители русского языка, что называется, «омофонами не страдают», то есть всегда отличают, например, код от кот. И дело даже не в том, что слова могут быть вплетены в однозначный контекст, а в самом восприятии родной речи. То есть, если говорящий на родном языке говорит кот, подразумевая именно кота, и как бы плохо он не произнес это слово, слушающий родной язык в большинстве случаев поймет это именно как кот, а не как код или что иное. Но, тем не менее, изучать эти явления необходимо, и делать это лучше начинать как можно раньше. В литературе омофоны используются для создания так называемой игры слов, а в быту они становятся «бичом неграмотности», поэтому работу над омофонами нужно вести уже в начальных классах.