обществознание
конспекты уроков, внеклассные мероприятия, материалы к урокам
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ Раздольненская «СОШ»
Автор: учитель обществознания
1 квалификационной категории Кизилова И.В.
2013 год
Урок обществознания, 6 класс
ТЕМА: "Что человек чувствует, о чем размышляет?"
Цель: узнать, какие бывают потребности, познакомиться с миром чувств и мыслей человека.
Задача: познакомить учащихся с понятием "духовный мир человека", развитие коммуникативных навыков общения, позитивного настроя в группе.
Урок имеет большое воспитательное значение, так как дает возможность поговорить с ребятами о духовной жизни человека, его мыслях и чувствах.
Обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
- Организация класса, Постановка цели урока.
- Проверка домашнего задания.
(слайд 2) Вспомним:
- Объясните значение слова «деятельность». (присущая только человеку осознанная форма активности. Занятие человека, его труд)
- Почему считают, что только человек занимается деятельностью? (только человек может планировать, ставить цель для достижения чего – либо, предвидеть конечный результат своей деятельности)
- Какие виды деятельности называют основными? Почему? (игра, учеба, труд)
- Что побуждает человека к деятельности? (мотив, потребности)
- Изучение нового материала.
(слайд 3) План проведения урока:
1. Какие бывают потребности человека.
2. Не место красит человека.
3. Мир мыслей.
4. Мир чувств.
5. Закрепление материала.
1. Потребности человека
Метод изучения - присоединение.
Учитель: (Обратимся к рублике «Обсудим вместе» учебник стр. 83) Живет на свете человек. Все у него есть, все его устраивает. Он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически... Возможно ли такое? Почему?
Ответ учащихся: Я думаю... Я считаю...Такая ситуация возможна в том случае...
Учитель: А сейчас давайте подумаем. Зачем человек спит, общается, трудится?
Ответ учащихся: (чтобы удовлетворить потребности в отдыхе, общении, деятельности)
Учитель: Т.о, потребности побуждают человека к поиску путей их удовлетворения.
(слайд 4) Как вы думаете, что такое потребности? (в тетрадь: Потребность — осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности)
(Слайд 5) В психологии различают понятия «нужда» и «потребность». Под нуждой понимают прежде всего объективную необходимость, которая не осознается и не переживается человеком. Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
«Для того чтобы понять различие нужды и потребности, достаточно проанализировать некоторые простые факты повседневной жизни. Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо дефицит: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. Объективное состояние — нужда — преобразовалось в психологическое состояние — потребность.
Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей ее удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности — мотивами».
(слайд 6) А теперь я предлагаю вам поработать в парах и выполнить задание «Расставить приоритеты» Что для вас является наиболее важной потребностью.
Метод изучения - работа в паре.
Расставить приоритет потребностей.
1. Воздух 4. Сон 7. Учеба
2. Вода 5. Еда 8. Общение
3. Семья 6. Этикет 9. Экология
Учитель: Всегда ли совпадало ваше мнение с мнением соседа по парте?
Как вы думаете почему?
Конечно же, потребности зависят от интересов, ценностей и мотивов деятельности каждого человека.
Физкультминутка: А сейчас я думаю, у нас с вами назрела потребность немного отдохнуть.
Закрыли глаза, представили, что вы находитесь на теплом морском берегу, плеск моря, крик чаек. Вам хорошо и приятно. Настолько хорошо, что вы хотите поделиться своими впечатлениями с соседом с права, давайте повернемся и улыбнемся друг другу. Как видите делиться своими чувствами и эмоциями очень даже приятно.
Ну что же продолжим.
Учитель: Телефон и телевизор, компьютер… До появления этих предметов человек спокойно обходился без них. Но по мере того как они распространялись, человек всё больше и больше нуждался в них, они становились ему всё более необходимыми. Проходит какое-то время, и человек уже не представляет своей жизни без этого!
Меняется мир, меняются человеческие потребности. Человек понимает, что есть что-то, без чего ему будет трудно, практически невозможно обойтись. И он начинает предпринимать какие-то шаги, чтобы получить нужное. Например, вы услышали о новом фильме. Вам очень захотелось его посмотреть. Что вы станете делать? Попросите у родителей купить видеокассету? Возьмёте у друзей? Пойдёте в кинотеатр? В любом случае вы не будете сидеть сложа руки. Иными словами, именно потребности заставляют человека действовать.
Далее следует предложить учащимся назвать потребности человека. Учитель записывает их на доске по группам и предлагает определить, по какому признаку потребности были сгруппированы, а также попытаться дать названия этим группам.
(Слайд 7) Виды потребностей: Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические потребности. Они нужны, чтобы жить, они есть и у животных.
Но для того чтобы стать личностью, занять своё место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях: потребности в общении, в труде. Человек не станет счастливым, если не сможет реализовать свои способности, не найдёт своё место в жизни.
Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.
Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живёт. Это касается даже биологических потребностей. Голод, независимо от того, в каком обществе человек живёт, должен быть удовлетворён, то есть нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласитесь, существует разница. Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для её удовлетворения. Все эти потребности взаимосвязаны между собой.
Вывод: Общество порождает определённые потребности человека. Потребности человека заставляют его действовать и оказывают влияние на развитие общества.
2. Духовный мир человека
Открываем рублику «Поэтическое слово», читаем стихотворение:
С чистого листа
М. Матусовский
Любой счастливой мысли проявленье
И дерзость строк, пришедших неспроста,-
Все возникало с чувства удивленья,
Все начиналось с чистого листа.
Стремление постичь предметов свойства,
Найти им надлежащие места, -
Все предварялось жаром беспокойства.
Все начиналось с чистого листа.
Тропа зимы и разнотравье лета,
Земная и иная красота,
"Война и мир", "Ромео и Джульетта", -
Все начиналось с чистого листа.
У пульта, за роялем, на арене,
Над глиной, на подмостках, у холста -
Да что искусство - мира сотворенье -
Все начиналось с чистого листа.
Учитель: О чем говорит поэт? Как связаны его слова с понятием духовный мир человека?
(слайд 9) Потребности человека индивидуальны. Еще древнегреческий философ Сократ говорил: « Я ем, чтобы жить, а некоторые люди живут, чтобы есть».
Вряд ли о таких людях можно сказать, что у них богатый духовный мир.
(Слайд 10) Что же такое духовный мир человека?
Вывод: Духовный мир человека - это внутренний мир, мир мыслей и чувств. Духовный мир формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей, то есть в процессе познания (приобретения знания). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремиться к новым знаниям.
(слайд 11) Посмотрите на картинки и скажите - У кого из героев духовный мир богаче?
Учитель: социальная значимость личности «во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают. По-разному ценится человек, который стремится только к личному обогащению, человек, для которого самое важное в жизни — удовлетворение потребности в модной одежде или изысканных блюдах, и человек, для которого главная потребность — творческий труд...»
3. Закрепление материала
Метод изучения - рефлексия.
Новые слова и понятия:
- потребности
- виды потребностей (биологические, социальные, духовные);
- духовный мир
В конце урока ученики отвечают на вопросы:
- что нового я узнал на уроке?
- самый интересный момент урока.
- Оценивание ответов учащихся.
- Домашнее задание:
Пар. 9
Задания 3, 5 рублика «В классе и дома» стр. 89
Творческое задание: Нарисовать дерево своих потребностей или ромашку «Мои потребности».