Для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Что нужно знать родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Уважаемые родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей. Что не может сделать один, мы делаем вместе!
1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам образовательного учреждения, получите индивидуальные, семейные консультации, участвуйте в тренингах для родителей и детей. Старайтесь прислушиваться и следовать рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим ребёнком. Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как жить дальше. Помните, что все ваши страхи и «тёмные» мысли ребёнок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребёнка постарайтесь найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.
Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный период может помочь психолог или те родители, у которых ребёнок с похожими трудностями, и они успешно преодолели нелёгкий период.
Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы поведения.
2. Читайте. Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры, возможности. Постоянно возвращайтесь к уже прочитанному, стимулируйте себя, ведь информация забывается, мы устаём, мы привыкаем к текущему положению вещей, попросту – расслабляемся, перестаём поддерживать связь со специалистами, ежедневно играть и заниматься с ребёнком. А ведь чтобы поддержать ребёнка и помочь его развитию, занятия ежедневные и регулярные – условие необходимое.
3. Соблюдайте ВСЕ рекомендации учителя – логопеда. Нарушения речевого развития – препятствие для развития в целом, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребёнка в выполнении артикуляционной гимнастики и других заданий учителя-логопеда.
4. ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ. Самооценка ребёнка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного мировосприятия и интереса. Для этого очень большое значение имеет общение. Интересуйтесь событиями жизни ребёнка, его мнением. Например, задайте своему ребёнку вопросы о том, что он нового узнал сегодня в саду.
Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память.
Помните, чтобы ребёнок знал, как себя вести и что сказать в разных ситуациях, его надо этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем», он этому не научится. Учите, что надо сказать, когда сказать, как подойти, что ответить в том или ином случае. Отрабатывайте разные ситуации общения сначала в игре (приход в гости, поздравление с днем рождения, звонок по телефону маме на работу, разговор с чужим человеком на улице и т.п.), а потом и в реальной ситуации. На первых порах всегда будьте рядом, подсказывайте, поддерживайте ребёнка. Учите просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения. Чем раньше ребёнок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в будущем. Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми. Ребёнку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
5. Что делать НЕ НАДО. Не смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребёнку, не делайте за него всё, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Ребёнок в 4-5 лет может и должен самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свою одежду в шкаф, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и убирать со стола, может вытереть пыль и протереть полы. Ребёнок – ваш главный помощник. Приучайте его выполнять домашние обязанности и поручения, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и приспособительную активность, делает ребёнка самостоятельным и менее зависимым. Предоставляйте ребёнку разумную самостоятельность в действиях и принятии доступных ему решений.
Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы тоже нужны.
Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать в случае необходимости, это позволит ребёнку ориентироваться в социальных условиях среды, проще говоря – понять, что хорошо, а что плохо, какое поведение правильное, а какое неправильное, когда и почему. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.
Интересуйтесь мнением ребёнка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребёнка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребёнке чувство самоуважения.
6. Помните о домашних занятиях. При задержке психического развития у ребёнка ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому материал, изученный в детском саду, необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и отрабатывать использование знаний и умений в разных условиях. Для этого специалисты дают вам домашние задания на повторение изученной темы .
Первоначально задания выполняются ребёнком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
Важно определить, кто именно из взрослых будет заниматься с ребёнком по заданию дефектолога. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребёнка без лишних слов, помогает усвоению учебного материала. Занятия должны носить занимательный характер обязательно! Мы не учимся, мы – играем.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь, что вам все понятно. В затруднительных случаях консультируйтесь у педагога. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.
И главное - занятия должны быть регулярными. Вспоминать узнанное, закреплять знания вполне возможно во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
Игры и занятия должны быть разнообразными, чередуйте занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления. Чтобы ребёнку было легче удерживать внимание, не забывайте про «переменки» - через 8-10 минут после начала занятий поиграйте в подвижную игру, сделайте несколько физических упражнений.
Выделите дома специальное отдельное место для игр, занятий и отдыха. Позвольте ребёнку самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.
Будьте терпеливы с ребёнком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
Отмечайте малейшие успехи, учите ребёнка преодолевать трудности.
Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.
7. Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребёнка. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей. Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.
8. Помните о своих интересах и желаниях. Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и художественную). Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям.
9. Отслеживайте, как идет развитие ребёнка. Вспомните школьные годы и заведите дневник наблюдений. Записывайте, что нового в поведении, эмоциональном развитии, чему ребенок научился, что узнал. Такой дневник – ваш стимул и поддержка, перечитывая записи, вы увидите, как идет развитие, сможете понять, что необходимо делать, чему научить, что повторить, а что скорректировать. Подобные записи ведут все специалисты. Станьте специалистом по своему ребёнку. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.
10. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием. Научите детей заботиться о других – это стимулирует развитие.
Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение – основа качества жизни вашей семьи. Ваша бодрость и вера в лучшее лучше всего поможет ребенку справляться с трудностями, даст ему внутреннюю опору на всю жизнь. Поддерживайте дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми. Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес посторонних к вашему ребёнку в присутствии незнакомых людей и вашего ребёнка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и отношений. Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей, к которым направляют специалисты. Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому сопровождение врачом–неврологом необходимо: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребёнка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
Предварительный просмотр:
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки.
Что такое дефицит внимания? К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.
Что такое гиперактивность? Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.
Что такое импульсивность? Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; в классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).
Когда обращаться к специалистам? Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.
Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994):
1. Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребѐнка не менее 6 месяцев:
Невнимательность
- Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
- Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращѐнную к нему речь. - Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. - Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
- Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
2. Из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребѐнка не менее 6 месяцев:
Гиперактивность
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
- Часто встаѐт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. - Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». - Часто бывает болтливым.
Импульсивность
- Часто, отвечает на вопросы, не задумывается, не выслушивает их до конца. - Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.
Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
Вы подозреваете, что у вашего ребѐнка есть проблема? Остерегайтесь поспешных выводов! Обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем. Профессионалы, работающие с большим количеством детей, обычно хорошо различают норму и отклонения. Сходите на прием к педиатру. Иногда в основе трудностей ребенка лежат не выявленные проблемы со слухом или зрением, последствия перенесённой черепно-мозговой травмы, психические расстройства, синдром Туретта, неврозы и т.д. Если таковые проблемы или заболевания не обнаружены – обратитесь к психологу или неврологу.
Ребѐнку поставили диагноз СДВГ. Что дальше? СДВГ – не болезнь, и никакими методами и таблетками его не вылечить! Но можно научить ребѐнка преодолевать симптомы СДВГ и жить в мире с собой и обществом. Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом подход должен быть комплексный и сочетать в себе: работу с родителями, работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
- Нормализация обстановки в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
-Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации и развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
- Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.
-Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.
- Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счѐт усвоения им новых навыков, достижений успехов в учѐбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
Решение вопроса о назначении медикаментозной терапии СДВГ также осуществляется индивидуально, а при выборе препарата учитывается его терапевтическая эффективность как в отношении основных проявлений СДВГ, так и сопутствующих ему нарушений. Рекомендации родителям
В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:
- В своих отношениях с ребѐнком придерживайтесь «позитивной модели». Подчѐркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребѐнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребѐнка наклейками, вырезанными из бумаги звѐздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определѐнного их количества – вознаграждать.
- Старайтесь реже говорить «нет» и «нельзя» – лучше попробуйте переключить его внимание. - Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
- Давайте ребѐнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. - Не давайте ребѐнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. - Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
- Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлѐнных местах оказывает на такого ребѐнка чрезмерно возбуждающее воздействие.
- Во время игр ограничивайте ребѐнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
- Оберегайте ребѐнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте еѐ в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребѐнок должен следовать только указаниям). - Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даѐтся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей. - Больше играйте с ребѐнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить.
- Работайте в постоянном контакте с педагогом.
- Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами своего ребѐнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями - ваша первая задача.
- Прочтите всѐ, что можете достать о той проблеме, с которой вы столкнулись. Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее подходит для вас и вашего ребѐнка. Конечно, не следует воспринимать эти советы как универсальный рецепт для всех. Каждый ребѐнок своеобразен. Это лишь общая схема. А конкретные советы надо получить у профессионального невропатолога или психоневролога.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Проблемы родителей, воспитывающих детей с нарушением умственного развития»
У родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии существуют определенные проблемы, о которых они говорить иногда не хотят. Практика показывает, что обсуждение некоторых из них со специалистом помогает найти решение некоторых из них.
- ПРОБЛЕМА ПРИМИРЕНИЯ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
Ни один отец не хочет иметь ребенка-инвалида. Поэтому очень часто в последние недели перед рождением ребенка молодые семьи бывают обеспокоены, каким он появится на свет. Их горю нет предела, если ребенок рождается дефективным или больным. Страдания родителей нередко трудно описать. Вначале чувство вины, стыда, безнадежности и жалости к себе бывает настолько тягостным, что возни- кает стремление любым способом избавиться от невыносимых переживаний. В отдельных случаях родители готовы пожелать смерти себе или ребенку. Если отчаяние трудно преодолеть, родители могут совершенно отказаться от ребенка или отказаться воспринимать его больным, или думать, что это не их ребенок.
Матери задают себе мучительные вопросы: "Что плохого я сделала? Почему это случилось именно со мной? В чем моя вина?" И сами же отвечают на них: «Наверное, я не способна родить нормального ребенка. Поражение мозга моего ребенка произошло из-за того, что у меня узкий таз, меня же предупреждали. Лучше бы мне никогда не выходить замуж! Как я ненавижу матерей, у которых нормальные дети!» Но могут возникнуть и другие вопросы, например: "Ах, откуда у меня эти ужасные мысли? Что же я за человек в самом деле? Ребенку нужна любящая мать, а я уже подумывала оставить его".
Поначалу могут появиться глубокая печаль, чувство опустошенности и одиночества, тоска по здоровому ребенку как по чему-то безвозвратно утраченному. Пока продолжаются переживания родителей и пока они начинают мало- помалу свыкаться с тем, что не смогли иметь здорового ребенка, которого они так ждали, - их ребенок, больной ребенок, находится рядом, в своей постельке, и требует к себе постоянного внимания.
То, каким образом родители сумеют адаптироваться к такой тяжелой ситуации, является очень важным для благополучного будущего не только больного ребенка, но и всей семьи. Неудивительно, что у многих родителей возникают порой противоречивые чувства по отношению к своему ребенку, то есть иногда они любят его так, как если бы он был здоровым, а потом вновь начинают ощущать всю тяжесть обрушившегося на них горя. Так происходит потому, что в действительности они любят ребенка, но не принимают его болезни и от этого страдают. Возможно, что родители попытаются решить проблему, посещая одного врача за другим и переходя из одной больницы в другую в поисках специалиста, который предложил бы их ребенку чудесное исцеление. Родители, испы- тывающие огромное чувство вины, пытаются вернуть себе душевное равновесие и компенсировать болезнь ребенка двумя путями: начинают самоотверженно ухаживать за ним или же с горячностью обвиняют врачей, социальных работни- ков и учителей в невнимании и безответственности. Часто у родителей прослеживаются обе эти тенденции. Главная причина того, что родителям необходимо быстро прийти к обоюдному согласию, состоит в том, что в противном случае проблемы у больного ребенка будут возрастать с каждым днем, а счастье и социальные взаимоотношения семьи разрушатся полностью или станут возможными лишь отчасти.
Без правильной психологической поддержки большинство удрученных родителей пробует достичь хоть какого-то согласия, которое бы облегчило их страдания, но нередко это происходит путем нарушения отношений, как с больным ребенком, так и с остальными членами семьи. Наилучшим вариантом будет 70 сохранение добрых нормальных отношений в семье, однако родителям потребуется развить у себя дополнительные качества для того, чтобы помогать ребенку, преодолевать его проблемы.
Это значит, что ребенку нужно, чтобы его любили и относились к нему, как к здоровому, воспринимая его таким, каков он есть, независимо от его трудностей. Подобное отношение, способствующее установлению взаимного контакта между больным ребенком и остальными членами семьи, позволит ему развивать свои личностные качества в наиболее благоприятной среде. Не имеет значения, что в будущем он не станет физически полноценным, но сумеет без особых конфликтов и разногласий войти в мир, стать добрым, отзывчивым и полезным для окружающих, - что, собственно, и делает человека человеком. Как здоровый, так и больной от рождения ребенок, став взрослым, гораздо легче сможет достигнуть своего благополучия и сыграть положительную роль в жизни общества, если растет в радостной, дружной и сплоченной семье. Даже учеба легче дается тому ребенку, который в раннем детстве чувствовал себя в семье спокойно и уверенно.
РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ
Первое потрясение, которое получают родители, узнав о врожденной болезни ребенка, может быть во многом смягчено информацией, предоставляемой врачом в этот трудный для семьи период в осторожной и доступной форме. Многие семьи не имеют такой информации, а их трудности неуклонно возрастают. Если родители испытывают потребность в большей помощи, чем та, что им предоставляется врачом, они должны будут войти в контакт с какой-нибудь ассоциацией, которая могла бы предложить им помощь на соответствующем профессиональном уровне.
Когда родители станут обретать душевное равновесие, им нужно готовиться к тому, чтобы создать необходимые условия для ребенка-инвалида. Наверное, самым важным качеством, которым должна обладать семья, является единство и согласие. Крайне важно, чтобы оба родителя в полной мере разделяли ответственность по воспитанию и уходу за своим ребенком. Любая тенденция к взаимным обвинениям или к меньшему участию в воспитании ребенка, или же, напротив, к взятию на себя одним из родителей всей ответственности может стать разрушительной. Матери склонны брать повышенную ответственность по уходу за больным ребенком. Отцы же считают это в порядке вещей. Матери девять месяцев носят ребенка под сердцем, потому им в первую очередь адресова- ны советы, что нужно делать для того, чтобы он родился здоровым, и как избе- жать различных вредностей. Нет ничего удивительного в том, что чаще всего именно женщины испытывают чувство вины, если ребенок рождается неполноценным. Они считают себя несостоятельными как жены и матери и думают, что теперь они одни должны заниматься воспитанием ребенка. К сожалению, врачи зачастую усиливают эту тенденцию, сообщая новости о состоянии малыша только его отцу, чтобы он как можно лучше передал их своей жене, как будто в действительности ее эта проблема нисколько не касается.
Лучше всего, чтобы оба родителя еще теснее сплотились и начали помогать друг другу, полностью разделяя между собой и радости и огорчения. Муж должен осознать, каким огромным утешением для жены является возможность открыто поговорить о ребенке, о них самих, почувствовать себя понятой. Родители с самого начала должны также отдавать себе отчет в том, что потребности есть не только у ребенка, но и у них, и нужно жить дальше. Родители еще нуждаются в том, чтобы побыть друг с другом наедине; им нужны развлечения, друзья, походы в кино, в театр; им нужно получать сексуальное удовлетворение и нужно общаться с другими детьми в семье. Любое ущемление нормальной семейной жизни пойдет во вред как больному ребенку, так и его братьям, и сестрам и самим родителям. Не следует думать, что нужно пожертвовать всем на свете ради больного ребенка, который является тяжким бременем для чересчур заботливых родителей, ведь сам постоянно страдая, такой ребенок заставляет страдать и остальных членов семьи. И в конце концов семья от этого может разрушиться. Муж, лишенный внимания жены, может почувствовать ненависть к ребенку, на котором оно сконцентрировалось, - и даже может покинуть дом, чтобы найти утешение на стороне. Братья и сестры могут искать выход вне домашнего очага, в котором все подчинено удовлетворению воображаемых потребностей братишки-инвалида. Не нужно впадать в это заблуждение. Больной ребенок испытывает такие же потребности в дружбе и понимании, как и здоровый. Ему не- обходима любовь, а не избалованность; внимание, а не сострадание, - и прежде всего, возможности для развития, чтобы стать самостоятельным членом общества и со временем суметь достичь в нем определенного положения.
- СТЫД, СМЯТЕНИЕ И ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ОТ ОБЩЕСТВА
Одной из проблем, с которой сталкиваются родители, узнав о неполноценности своего ребенка, является непонимание того, что они должны сказать родственникам, друзьям и соседям. Безусловно, нужно сказать правду. Вы ведь надеетесь, что ваш врач вас не обманет. Вы также не должны никого обманывать. Случается, что некоторые врачи совершают ошибку, скрывая от родителей правду о ребенке из страха повергнуть их в отчаяние. А родители, в свою очередь, скрывают ее от близких и знакомых, чтобы избежать неприятностей. Возможно, что друзья и соседи спросят о ребенке, как только мать возвратится с ним из роддома, и если не сказать им о том, что у малыша есть проблемы - это приведет в будущем к еще большим трудностям. Кто бы ни спросил вас о ребенке, даже если это его братья, скажите попросту и без утайки, что врачи считают, что у него слабые ручки и ножки, или, что есть некоторые задержки физического и умственного развития, или, что у малыша бывают приступы, и что его лечат. Вам не следует стыдиться, и тогда многие постараются оказать вам помощь и поддержку. Если же вы, напротив, скажете, что с малышом все в порядке, то заставите себя лгать и возводить стену отчуждения между собой и своими друзьями. Со временем вам станет все трудней и трудней встречаться с ними. И они, заподозрив неладное, будут задаваться вопросами, отдаете ли вы себе отчет в том, что ваш ребенок страдает дефектами развития или вам просто стыдно признаться в этом. Если вы, действительно, не замечаете либо не хотите замечать дефектов ребенка, подумают они, то лучше оставить все, как есть, и поменьше общаться с вами. Постепенно вы будете все больше изолированы в социальном плане, а сложность ситуации заставит вас в свою очередь избегать ваших друзей.
Разумеется, не у всех окажется достаточно такта, чтобы суметь правильно поддержать вас. Кое-кто будет пытаться убедить вас в том, что диагноз мог быть неверен. Вам скажут, например: "Ну что можно определить в таком раннем возрасте?" или "Когда малыш подрастет, все нормализуется". Вы должны относиться к подобным высказываниям как к проявлениям участия, но при случае постараться дать понять, что желание видеть ситуацию в розовом цвете не сможет помочь изменить ее к лучшему.
Если вы станете говорить с людьми искренне, то очень скоро у вас появится широкий круг друзей, знакомых и соседей, чьи заинтересованность и деятельное участие послужат огромным подспорьем, как для вас, так и для вашей семьи. В противном случае ваше социальное общение будет с каждым разом все более затруднительным, вам будет трудно сталкиваться с внешним миром, а изолированность вашей семьи от общества, которая наступит вслед за этим, окажется вредна уже сама по себе. Если вы сумеете поддерживать, и даже расширять и укреплять ваши социальные контакты, то почувствуете себя достаточно уверенной для того, чтобы противостоять разного рода наветам и клевете со стороны несведущих людей. Пусть эти люди остаются при своих заблуждениях, а не вы. Не злитесь, когда они оскорбляют вас, постарайтесь помочь им понять вашу ситуацию. Естественное поведение родителей детей-инвалидов в обществе создает лучшие условия для информированности общества о нуждах этих детей и для преодоления существующих в нем предрассудков.
- КАК ПРИНЯТЬ ИЛИ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ?
Родители детей старшего возраста часто жалуются на то, что никто не хочет им помочь. Однако многие люди согласились бы делать это, если бы им предоставили такую возможность. Нужно лишь попросить заранее. Отбросьте излишнюю гордость и не отказывайтесь просить помощь или принять таковую, если вам ее предлагают. Не откладывайте надолго очередную прогулку с мужем. Обратитесь к подруге, чтобы она побыла с ребенком, а сами тем временем сходите развлечься. Если же вы считаете, что никто не хочет вам помогать таким образом; что никто, кроме вас, не способен присмотреть за вашим ребенком; что никто не сможет оказать ему помощь в случае приступа, и что поэтому вы должны неотрывно находиться возле малыша, то вы сами создаете себе повод для беспокойства. Этим вы не только не принесете пользы ребенку, но дадите себе дополнительную нагрузку и поставите под сомнение благополучие всей семьи. Семья не может быть счастливой, если мать будет вечно усталой, измотанной и раздраженной (такие матери, как правило, обрекают себя на самоистязание). Разыщите кого-то, кто смог бы помогать вам ухаживать за ребенком, будь то медсестра из лечебного учреждения или соцработника. Вполне вероятно, что местные родительские организации смогут предоставить вам такую помощь. Объясните тому, кто станет ухаживать за ребенком, что нужно вашему малышу, что может произойти в ваше отсутствие и что нужно делать в том или ином случае. Мальчики-подростки также способны справиться с такой работой и охотно будут помогать вам, если вы попросите их об этом. Но общество никогда не поймет проблем детей-инвалидов и не научится любить этих детей и помогать им, если не давать людям возможность ухаживать за ними.
- КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ - СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Когда пройдет время горькие переживаний и родители решат сделать все, что в их силах, чтобы помочь ребенку, - им придется основательно подумать над тем, что же именно они должны делать. Больной ребенок вырастает. Когда он станет взрослым, его благополучие будет зависеть от того, насколько полно он сможет интегрировать в общество. Если у него есть друзья, если он может жить и работать в коллективе, пользоваться досугом и участвовать в делах этого коллектива - тогда он будет счастлив. Если же, напротив, у него нет друзей, а родные и близкие избегают его вследствие его агрессивности, инфантилизма, необычных черт поведения или просто из-за неумения себя держать в обществе - он будет несчастен. Поэтому самое важное для родителей - всегда помнить о том, что им нужно воспитать человека, умеющего и знающего, как себя вести с людьми в меру своих ограниченных возможностей, - и что это, вопреки существующему мнению, вполне выполнимо. Любая неправильная форма поведения, а также поведение неадекватное возрасту сделает трудной или невозможной полную интеграцию в общество. Однако вы можете спросить: "Что делать, если интеллектуальные возможности ребенка не позволяют ему понять, как правильно себя вести?" Ответ один - это совсем не так. Чтобы научиться социально-приемлемым нормам поведения, не требуется слишком большого ума. Систематически воспитывая ребенка, нужно только представлять себе, что вы от него ждете.
5.ИЗМЕНЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Обычно принято говорить о развитии ребенка, подчеркивая его важность, и лишь немногие понимают, что в равной степени важно развиваться родителям. Однако всем должно быть ясно, что нормальные отношения родителей с детьми со временем претерпевают изменения. То, что составляет основу родительского поведения с двухнедельным младенцем, не подходит для шестимесячного малыша и уж тем более для ребенка пяти лет. Избегайте говорить: "Это всего-навсего младенец" или "Ребенок не может понять" и т. п. Возможно, что эти фразы продиктованы желанием скрыть дефекты ребенка. В таком случае вскоре у вас появится стремление инфантилизировать ребенка, то есть всегда думать о нем как о грудном младенце (и соответственно вести себя с ним), чтобы оправдать его инвалидность. К сожалению, подобное поведение увеличивает беспомощность ребенка, задерживая развитие даже тех его сфер, в которых при достаточных усилиях может наступить улучшение.
У ребенка развиваются сохранные функции, и наряду с этим все заметнее становятся его дефекты. Ему нужны силы, чтобы постепенно входить в жизнь общества. С другой стороны, поддерживать в ребенке беспомощность, чтобы подольше скрывать его болезнь - означает лишать его возможности обрести большую независимость. Для того, чтобы помочь ребенку максимально развиваться, вам следует постепенно менять свое отношение к нему, с любовью поощряя всякое его стремление говорить, наблюдать и осваивать окружающее пространство. Месяц за месяцем, год за годом ребенок должен, таким образом, учиться делать то, чего раньше он делать не мог, под чутким и умелым руководством своих родителей. В этом, а не в постоянной зависимости ребенка от вас, заключается истинная родительская любовь. Наступит день, когда ребенку придется жить отдельно от родителей, и, даже при тяжелой инвалидности, он будет лучше подготовлен к разлуке с вами, если, по крайней мере, достиг той ступени социальной интеграции, когда испытывает потребность и удовольствие от общения с другими людьми и уже психологически независим от родителей.
Конечная цель, то есть максимальная независимость ребенка от старших, складывается, таким образом, из уверенности, основанной на нежном, душевном и вдохновляющем внимании родителей и постепенном достижении самореализации, благодаря собственным усилиям и старанию.
Предварительный просмотр:
Как выявить у ребенка задержку психического развития и помочь?
Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.
Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).
Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП. Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.
Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:
тяжело сидеть на уроках;
тяжело слушаться учителя;
концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.
Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.
При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
Если у ребенка наблюдается замедленное развитие интеллектуальной сферы, то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.
Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.
Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.
Тест №1 (до 1 года)
Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на развитие речевых способностей. Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».
Тест №2 (9-12 месяцев)
В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.
Тест №3 (1-1,5 года)
В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.
Тест №4 (2-3 года)
Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.
Тест №5 (3-5 лет)
В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.
Тест №6 (5-7 лет)
В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.
Факторы, вызывающие ЗПР
Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, нейросонографии).
К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.
Четыре типа задержки психологического развития у детей
Таблица 1. Виды ЗПР у детей
Тип ЗПР | Причины | Как проявляется? |
ЗПР конституционального происхождения | Наследственность. | Одновременная незрелость телосложения и психики. |
ЗПР соматогенного происхождения | Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. | Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии. |
ЗПР психогенного происхождения | Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). | Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность. |
Церебрально-органического происхождения | Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. |
Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.
Как помочь ребенку с ЗПР: советы для родителей
В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.
При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.
Рекомендации родителям детей с ЗПР:
Изучите это заболевание с научной точки зрения. Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
Обратитесь к специалистам. Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
Полезным будет использование в обучении дидактических игр. Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
Найдите единомышленников. Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.
Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.
Предварительный просмотр:
Ребенка направили на ПМПК. Что будет после психолого-медико-педагогической комиссии?
Если дети нуждаются в особой образовательной программе, их направляют в ПМПК на обследование. В изучении образовательных потребностей ребенка принимают участие медики, психологи и педагоги, специализирующиеся на обучении детей с младшего дошкольного до старшего школьного возраста.
ПМПК — что это? Основные характеристики психолого-медико-педагогической комиссии
Аббревиатура ПМПК расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая комиссия (или консультация, консилиум). Цель ее работы – определение уровня физического и психического уровня развития ребенка для того, чтобы подобрать для него оптимальный образовательный маршрут. Члены комиссии рекомендуют реабилитационные мероприятия для ребенка, курс лечения, если это необходимо по состоянию здоровья. Они могут дать родителям (законным представителям) консультацию по интересующим их вопросам относительно психического и физического состояния детей.
Состав ПМПК:
Председатель – специалист в области образования.
Зам. председателя – специалист в области здравоохранения.
Психолог.
Врачи различной специализации (отоларинголог, педиатр, ортопед, окулист и др.).
Социальный работник, социальный педагог.
Юрист.
Специальный педагог (дефектолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.).
Чтобы ребенок не терялся в незнакомой обстановке, в состав комиссии могут быть включены временные члены – воспитатель, классный руководитель обследуемого ребенка. На ПМПК дети направляются только с согласия родителей.
Как проходит обследование ребенка на ПМПК?
Для посещения ПМПК ребенку и его родителям назначают определенную дату.
В это день, в назначенное время они приходят, имея при себе пакет документов:
- Характеристика на ребенка, составленная педагогом и психологом его учебного заведения.
- Паспорт родителей.
- Если есть инвалидность, нужны документы, подтверждающие это обстоятельство.
- Рабочие тетради младших школьников, рисунки дошкольников.
- Выписка педиатра из карточки.
- Заключение медицинской комиссии.
- Ксерокопия личного дела учащегося.
Заседание комиссии проходит в одном помещении. Специалисты могут сидеть, как вместе, так и за отдельными столами, когда ребенок беседует с ними поочередно. Они спрашивают ребенка о том, что их интересует, предлагают выполнить задания.
Анализируя результаты беседы и выполнения заданий, педагоги и психологи делают выводы об уровне характеристик личности, психологических особенностях интеллектуальной деятельности, определяют предпосылки для возникновения проблем обучения и развития.
К сожалению, дети зачастую оказываются в некомфортной для них обстановке, в окружении незнакомых взрослых. Участники комиссии могут торопить детей, не учитывают особенности темперамента, не дают передохнуть при выполнении заданий, не подбадривают. Незнакомая обстановка действует на дошкольников негативно, особенно, если у ребенка имеются отклонения в развитии. Некоторые дети просто замолкают, не показывая свои возможности, отказываются отвечать на вопросы.
Что могут спросить на психолого-медико-педагогической комиссии?
По уровню развития речи можно составит мнение об уровне интеллекта, о словарном запасе, умении мыслить логично, делать выводы и обобщения. Именно поэтому беседа с детьми на ПМПК занимает главное место в процессе обследования.
Примерные вопросы и задания:
Реклама 04
- Рассказать о своей семье, о возрасте, занятиях, о том, где живут, как проводят время с друзьями и родными.
- Рассказать о домашних животных, кличках и уходе за питомцами.
- Рассказать о своем жилье, назначении помещений.
- Ответить на вопросы о сенсорных категориях: форма, величина, цвете и расположении предметов.
- Выполнить задание на классификацию предметов, на обобщение, выделение лишнего предмета из нескольких предложенных.
- Рассказать о профессиях.
- Рассказать о частях тела, их назначении.
- Повторить названные слова, разложить картинки в заданном порядке.
- Привести пример похожих по значению и противоположных слов.
- Составить рассказ по картинкам.
- Выделить звуки из слова, слова из предложения.
- Пересказать прочитанный текст.
- Выполнить задания на координацию движений: поймать мяч, повторить движения пальцев, принять заданное положение.
- Рассказать о своих желаниях.
Квалифицированные члены комиссии обязательно определят причину невыполнения заданий – была это усталость и волнение, или ребенок не знает ответа на вопрос.
Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?
Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых, следует рассказать ему о предстоящем испытании, чтобы он настроился на общение с незнакомыми ему взрослыми. Стоит сказать, что ему будут задавать вопросы, ответы на которые он точно знает, и обязательно скажет, если хорошо подумает.
Типы заданий, предлагаемых на ПМПК, — это обычные вопросы, ответить на которые не сложно обычным детям, развитием которых целенаправленно занимаются в семье и в школе, в детском саду.
Можно познакомить ребенка постарше с типовыми заданиями, аналогичные которым предлагают обследуемым на ПМПК. Исключение составляют дети с различными речевыми патологиями, направляемые комиссией на коррекцию. Ребенок с тяжелым недоразвитием речи и в обычной для него обстановке не всегда может составить высказывание, ответить на вопрос. Здесь можно обойтись моральной подготовкой, чтобы предохранить ребенка от излишнего волнения.
Какие могут быть результаты после прохождения ПМПК?
По результатам обследования составляется протокол заседания комиссии, содержащий в себе отчет о заседании, рекомендации родителям ребенка и специалистам по коррекционной работе, если она необходима.
Выводы и рекомендации:
- Имеется ли у ребенка возможность учиться в обычной школе.
- Рекомендуется ли ему обучение на логопункте, в логопедической группе детского сада, или в коррекционной школе.
- Нуждается ли ребенок в дополнительном сопровождении психолога-дефектолога, проведении лечения, у какого специалиста.
Все выводы носят рекомендательный характер, родители могут принять их к сведению, но не обязаны выполнять. Если они не согласны с выводами ПМПК, можно обратиться в комиссию более высокого уровня для повторного обследования.
Судьба ребенка после психолого-медико-педагогической комиссии
Если по результатам обследования специалистами был сделан вывод о том, что ребенок школьного возраста нуждается в особых условиях обучения, на основании заключения комиссии администрация школы может перевести ребенка на другую программу обучения.
Если нет возможности учиться по такой программе в этой школе, ребенка придется перевести в другое учебное заведение:
- Дети с речевыми нарушениями направляются в логопедические детские сады, или на логопункт школы.
- Если ребенок с проблемами развития в рамках инклюзивного образования направляется в общеразвивающую школу или детский сад, на основании рекомендаций ПМПК педагоги и психолог учебного заведения составляют коррекционную программу для работы с ним.
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителя-дефектолога родителям:
- Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребёнок, что делают другие люди и что видит ваш ребёнок.
- Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока ещё изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребёнок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает?»
- Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
- Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребёнку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка? и т.д.
- Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь ещё. При затруднениях, задавайте ребёнку наводящие вопросы.
- Если ребёнок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребёнку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребёнок произнесет их отлично. Воодушевите ребёнка и продолжайте их заучивать. После того, как ребёнок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребёнок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
- Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Катин мяч», «Круглый мяч» и т.д.
- Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Не забывайте: Развивайте ребёнка, играя с ним. Ваш ребёнок самый замечательный!
Советы родителям:
Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам.
1. Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что просит ребенок. Он просто испытывает вас.
2. Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Это позволяет ему определить свое место.
3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.
4. Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.
5. Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам.
6. Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.
7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.
8. Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
9. Не пытайтесь читать ему наставления и нотации.
10. Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не годен, то в будущем он, вообще, будет бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
11. Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.
12. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно, с глазу на глаз.
13. Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
14. Дайте ребенку почувствовать, что он любим. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка.
15. Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру, он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит несправедливость.
16. Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию где-то на стороне.
17. Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к остальным. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
18. Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно.
Рекомендации учителя-дефектолога педагогам
Причины трудностей в обучении:
- нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас;
- узость знаний и представлений об окружающем мире;
- несформированность пространственно-временных представлений;
- внимание: выражены трудности переключения внимания, снижены концентрация, устойчивость;
- мышление: низкий уровень сформированности операций классификации, o сравнения, обобщения, недостаточно сформированы нагляднообразное и словесно-логическое формы мышления;
- восприятие слабодифферинцируемое, незначительно нарушена целостность восприятия;
- в деятельности: не выражен ориентировочный этап, характерны импульсивность, хаотичность действий, отсутствует самоконтроль;
- снижение обучаемости (понимает инструкцию только после разъяснения, осуществляет частичный перенос на аналогичные задания,затруднена автоматизация навыка);
- несформированность обобщающей и регулирующей функций слова.
Правила работы с детьми низкого уровня обучаемости:
1. Формирование целенаправленной деятельности: - предварительная ориентировка в задании, анализ инструкции к заданию; - давать задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями ученика; - учитывать индивидуальные особенности вхождения ребёнка в деятельность; - изменять тактику руководства деятельностью ребёнка в связи с динамическими изменениями (при утомлении, пресыщении деятельностью); - коррекция импульсивности: строгий запрет необдуманных ответов и мало результативных действий, поощрение ребенка в случае результативного ответа.
2. Выработка навыков самоконтроля: - работа по подражанию (контролирующую функцию выполняет педагог); - работа по образцу (ученик контролирует свою деятельность посредством образца); - самостоятельная работа.
3. Не предъявлять для выполнения сразу более одного задания: - сложное задание предъявлять частями; - контролировать ход выполнения каждой части, внося коррективы.
4. Формирование пространственно-временных представлений: - планирование дополнительного времени и разъяснительная работа при ориентации на листе бумаге, доске; - использование физминуток для формирования ориентации в схеме собственного тела, пространства; - использование на уроках математики оргмомента для уточнения временных представлений (какое сейчас время года, месяц, день недели).
5. Усиление регулирующей функции слова, формирование способности к речевому обобщению: - сопровождение речью выполняемых действий (ребёнок повторяет образец речевого сопровождения за учителем, впоследствии даёт словесный ответ самостоятельно); - формулирование вывода ребёнком.
6. Ограничиться минимальным количеством наглядного материала на уроке. 7. Устраивать на уроках паузы активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями на расслабление.
8. Использовать в процессе обучения игровые приёмы, элементы соревнования, дидактические игры.
9. Создавать ситуации успеха, в которых ученик мог бы проявить свои сильные стороны.
10. Поддерживать и поощрять любые проявления инициативы и самостоятельности ребёнка на уроке.
11. Избегать предъявления завышенных и заниженных требований к ученику. 12. Хвалить ребёнка, даже если он справился с небольшим заданием или его частью.
13. Воспитывать навыки учебной работы, формировать представления о социальных нормах и навыках общения.
14. Расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире.
15. Опираться на жизненный опыт ребёнка.
Особенности памяти, внимания и мышления в младшем школьном
возрасте
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей в развитии ребенка. Однако иногда случается так, что ребенок плохо усваивает учебный материал, что сказывается на его успеваемости и самооценке. Очень часто это происходит не из-за лени, нежелания учиться или нарушений в интеллектуальной сфере, а из-за недостаточного развития памяти, внимания и мышления. Часто резкое падение успеваемости наблюдается у первоклассников и пятиклассников, которым нужно адаптироваться к новым условиям и нагрузкам. Школьная адаптация и без того тяжелое испытание для ребенка и ситуация только усугубляется, если у него имеются проблемы развития. Иногда родитель может не замечать этих трудностей, или, как говорилось выше, принимать не успешность ребенка за лень. В этом случае упреки могут травмировать ребенка и отрицательно сказаться на учебной мотивации в целом. Поэтому и важно развивать заранее не только основные школьные навыки (счет, письмо и чтение), но и познавательную сферу ребенка, ее основные процессы: память, внимание и мышление.
Внимание
Умение сосредотачивать свое внимание на предлагаемой деятельности (или предмете) длительное время – очень важный момент для школьной успешности. Однако, многие школьники испытывают трудности с сосредоточением и удержанием внимания долгое время. Как правило их внимание легко переключается на посторонние предметы, что расценивается как неусидчивость и отвлекаемость. Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Таким образом, поле восприятия ребенка, захваченного сильным и ярким впечатлением сужается, и он не обращает внимание ни на что другое.
Виды внимания
Самым первым появляется непроизвольное внимание. Оно возникает в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека и, как правило, не длится долго. Уже во младенчестве человек может сосредотачивать внимание недолгое время на ярком, новым или издающим необычный звук предмете. Как только человек выясняет особенности нового явления, непроизвольное внимание угасает. Для поддержания внимания необходима произвольность. Произвольное внимание отличается тем, что человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо и для выполнения этой задачи подключает эмоции и волю. В норме оно полностью формируется к 7-8 годам, часто это время приходится на конец первого класса. В шесть лет ребенок только учится управлять своим вниманием. Формирование произвольности идет постепенно, во взаимодействии со взрослым, который указывает на определенный предмет, концентрируя на нем внимание ребенка и пробуждая ребенка подключать волю. Этот процесс, особенно поначалу не дается легко, а требует больших энергетических затрат.
Информационные источники:
1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 2006.
2. Антонова Г.П., Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников.// Вопросы психологии. 2003. №2.
3. Бакеев В.А., Никиреев Е.М. К вопросу об экспериментальном исследовании индивидуальных различий внимания и внушения личности // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. 2002. № 361.
4. Бугуева Л. Гайсина Р. Диагностика и коррекция интеллектуально-образовательной составляющей учащихся на примере математики.// Вопросы психологии. 2004. №1.
5. Говоркова А.Ф. Опыт изучения некоторых интеллектуальных умений // Вопросы психологии 1962. № 2. 6. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 2009.
Предварительный просмотр:
Игры на развитие внимания и памяти
Развитие зрительного внимания
- Игра «Лото» и «Домино».
- Игра «Найди два одинаковых предмета». Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых, два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
- Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
- Игра «Найди отличия». Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
- Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек». Ребёнку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.
- Игра «Нанижи бусинки». Ребёнку предлагается образец или схема нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, ОООХХХООО-, ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребёнок собирает бусы.
- Игра «Срисуй по клеточкам». Ребёнку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
- Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения – пальцем или карандашом.
- Игра «Назови предмет». Ребёнку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечёркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
- Игра «Сколько чего?». Ребёнка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву «к», «т», «с», - все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.
- Игра «Дорисуй». Ребёнку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.
- Игра «Зачеркни». Ребёнку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все ёлки или все квадраты.
- Игра «Корректор». Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребёнка найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребёнка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.
- Игра «Разведчики». Ребёнку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задаёт вопросы по этой картинке, ребёнок отвечает на них.
Развитие слухового внимания
- Игра «Что звучало?». Ребёнку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребёнок называет, что звучало.
- Игра «Четыре стихии». Играющие стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с произнесёнными словами: «воздух» - поднимают руки в стороны и изображают взмахи крыльев птицы; «земля» - садятся на корточки, руки вниз; «вода» - вытягивают руки вперёд, изображая пловца; «огонь» - производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. Выбывает из круга.
- Игра «Послушай и воспроизведи». Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой по столу или хлопки в ладоши и ребёнку предлагается воспроизвести их.
Развитие моторно-двигательного внимания
- Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребёнок отвечает: летает и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ребёнок молчит и не поднимает руки.
- Игра «Съедобное – несъедобное». Дети образуют круг, в центре которого становится ведущий (взрослый или ребёнок). Ведущий называет слова – названия самых различных предметов и бросает мяч одному из игроков. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребёнок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.
- Игра «Ухо – нос – рот». Ребёнок на команду: «Ухо» дотрагивается до уха. На команду «Нос» дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребёнком, затем умышленно допускает ошибки. Ребёнок должен быть внимательным и не ошибиться.
- Игра «Запрещённое движение». Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запрещённое движение. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
- Игра «Пожалуйста». Ведущий даёт команды детям и сам выполняет их, показывая детям движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «ПОЖАЛУЙСТА», несмотря на движения, которые показывает ведущий.
Развитие памяти
- Игра «Шкафчики». Для проведения игры необходимы шкафчики, склеенные из четырёх и более спичечных коробков, мелкие предметы. Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребёнка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребёнка просят найти игрушку.
- Игра «Что исчезло?». На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребёнок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребёнок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
- Игра «Что изменилось?». На столе раскладывают несколько игрушек. Ребёнку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребёнок отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребёнок отвечает, что изменилось.
- Игра «Художник». Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и даёт его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
- Игра «Цепочка действий». Ребёнку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи её на середину стола».
- Игра «Вспомни и покажи». Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).
- Игра «Запомни и воспроизведи».
Вариант 1. Ребёнку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребёнку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 слов до 10 слов).
Вариант 3. Ребёнку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Литература:
1. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Группа продлённого дня. – М.: «ВАКО», 2006.
2. Желуницына М. Развитие восприятия //ДВ. 2001. № 2.
3. Яковлева Е. Л. Развитие внимания и памяти у школьников. – М.: МПА, 1995.