Общение учителя с учениками на уроках физической культуры.
Общение учителя с учениками на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ermolenko_a.p.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение учителя с учениками на уроках физической культуры.
Л.И. Буркунова
Роль общения учителя с учениками.
Невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.
Общение - основная форма человеческого бытия, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры. Количество людей, не умеющих общаться, с каждым годом увеличивается. Уровень человеческого невежества возрос в несколько раз, и поэтому необходимо вводить в начальных классах специальный курс, обучающий детей общению.
Педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития и формирования межличностных отношений в учебной группе.
Факторы, обуславливающие общение учителя с учениками.
Эффективность общения определяется многими факторами: одни из них управляемы и поэтому могут специально организоваться для того чтобы, цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью; другие неуправляемые, по крайней мере в момент общения, и поэтому должны лишь учитываться учителем при построении стратегии и тактики общения.
Внешние факторы общения. К внешним факторам общения относятся:
ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность ученика и социально-психологические особенности класса, отношение учеников к учителю.
Ситуация общения во многом определяет и характер, и эффективность общения. Одно дело общаться в спокойной ситуации, другое дело — в напряженной соревновательной или конфликтной ситуации.
Обстановка общения. Эффективность общения во многом зависит от того, в какой обстановке оно проходит. При этом в зависимости от целей общения учителя с учениками обстановка должна меняться. Разговор по душам предполагает некоторую интимность обстановки. Для проведения деловых совещаний, обсуждения поведения ученика и т. д. необходима строго официальная обстановка.
Отношение учеников к учителю может выступать как своеобразный психологический барьер. Например, в одном случае ученик желает обсуждать предмет разговора, в другом — нет, с одним учителем будет откровенным, с другим — скрытным, лживым, по одним вопросам спортсмен высказывается прямо, по другим — отмалчивается, по третьим может солгать.
Эффективность общения учителя с учениками зависит от личностных качеств учеников, важнейшими из которых являются: социальный статус в классе, психологические установки учеников, их возрастные и половые характеристики, моральный облик, уровень интеллектуального развития, интересы, склонности, степень внушаемости, коммуникабельность. Рассмотрим наиболее важные из них.
Социальный статус ученика по отношению к учителю ниже, что придает процессу их общения субординационную окраску. Учитель обладает правом не только убеждения, но и приказа, распоряжения, принуждения. Однако это не может служить основанием дня проявления им высокомерия. Общение свысока создает психологический барьер между учителем и учениками.
Особое значение имеет учет социального статуса ученика в классе. Лидер будет реагировать на педагогические воздействия учителя иначе, чем ученик, занимающий низкое положение в классе. Лидеры могут оказывать большое противодействие воспитательным мерам, если их позиция расходится с позицией учителя.
Возрастные особенности учеников часто затрудняют общение, поскольку ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения учителя с детьми необходима некоторая трансформация его позиции в сторону позиции ребенка. Иногда удается преодолеть психологический барьер, рассказав о своем собственном поведении ситуациях и дав оценку своих поступков с позиции ребенка и с позиции взрослого.
Психологические установки как учителя, так и учеников играют большую роль в общении. Они могут служить серьезным препятствием для установления контакта. Предубежденность учеников против учителя, не обладающего в их глазах авторитетом, может быть временной (из-за первого неблагоприятного впечатления о нем, из-за усталости) и устойчивой, вызываемой всей системой взглядов и установок ученика (например, на систему учебного процесса). В первом случае от учителя требуется мягкость, во втором — твердость позиции. Иногда полезно временно скрыть цель беседы и начать разговор издалека (например, выявить общность интересов, увлечений), а затем, преодолев ситуативную предубежденность, начать разговор в соответствии с целью общения.
Поведение учителя. Эффективность общения учителя с учениками во многом зависит от его манеры держаться.
Важен внешний вид учителя. Он должен быть аккуратно одет, причесан. Он не должен показывать, что чем-то расстроен, озабочен, наоборот, нужно демонстрировать сосредоточенность, уверенность, целеустремленность.
Очень важно говорить с воодушевлением. Заинтересованность учителя передается ученикам, заставляет их серьезнее относиться к услышанному. И наоборот, равнодушный или назидательный тон, речевые штампы, затасканные фразы вызывают безразличие учеников к словам тренера. Команды должны произноситься твердо, с волевым нажимом в голосе. Причем предварительная команда произносится отчетливо, громко, протяжно, а исполнительная - резко, отрывисто. Если команда отдавалась безразличным тоном, она выполняется учениками вяло, небрежно. Нельзя исправлять ошибки и делать замечания мимоходом и бесстрастным тоном. Разговаривая с учеником, нужно смотреть ему в глаза.
Не следует, объясняя упражнение, ходить вдоль строя учеников взад-вперед, переминаться с ноги на ногу, топтаться на месте. Это рассеивает внимание учеников, они начинают интуитивно понимать, что учитель нервничает. Переходы с места на место, от одной группы к другой, от снаряда к снаряду, не должны быть частыми.
Ученикам не нравится, когда учитель держит руки в карманах, сжимает их в кулаки, облокачивается на гимнастический снаряд, приподнимает плечи, сжимает челюсти. Это не способствует установлению контакта, взаимному доверию.
Психологический такт.
Эффективность общения во многом зависит и от самого учителя, оттого как он себя держит с учениками. Психологический такт — это качество, присущее учителю - мастеру, учителю - интеллигенту. К. Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть по существу не более чем такт психологический. Наличие у учителя психологического такта особенно важно при общении с юными учениками.
Психологический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными: доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный учитель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного ученика, определить его состояние и с учетом этого - найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействии, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.
Культура речи учителя.
Компонентами культуры речи являются:
Грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность правильно излагать свои мысли, придает речи стройный, осмысленный характер, что облегчает восприятие в понимание объяснений, замечаний, команд учителя. Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность , логическую последовательность, понятность. И напротив, небрежное, бездумное отношение к языку часто приводит к досадным двусмысленностям, к речевым казусам.
Простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что ученики не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить.
Выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.
Грамотное произношение слов из обыденной речи. Некоторые учителя допускают ошибки в ударении, применение слов и выражений, возникших под влиянием местных диалектов.
Правильность использования терминологии. Учитель часто употребляет режущие слух фразеологические обороты, вставляет лишние слова, жаргонные и модные словечки. Недопустимы в речи учителя как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.
Немногословие. Вместо того чтобы четко назвать упражнение, подробнейшим образом описывают положение головы, туловища, плеч, кистей рук, забывая, что вначале нужно акцентировать внимание учеников на главных элементах. Выражается в частых повторениях. Указывая на ошибки ученика, подвергает подробному анализу все допущенные им отклонения от образца.
Культура речи учителя связанна с речедвигательной координацией, под которой понимают умение одновременно показывать и объяснять упражнение, не нарушая при этом ни качества исполнения упражнения, ни в плавности и выразительности речи.
Формы психического воздействия учителя на ученика.
Воздействие учителя на сознание и волю ученика может осуществляться в форме проявления внимания к ним, просьбы, требования, убеждения, внушения и др.
Проявление внимания к каждому ученику является существенным моментом общения учителя с учеником. Почувствовав к себе внимание, ученик становится раскованным и доверчивым. Ему льстит проявление внимания со стороны учителя, и он отвечает взаимностью, стараясь выполнить задание как можно лучше.
Просьба как форма воздействия на ученика может использоваться в том случае, когда учитель не хочет из педагогических соображений придавать общению официальный характер. Ученику льстит, что вместо требования используется форма обращения, в которой проявляется некоторый момент зависимости учителя от ученика. Это сразу меняет отношение ученика к воздействию учителя: ему хочется показать, что он что-то значит в возникшей ситуации.
Требование является жестким воздействием. Надо учитывать, что смысл ряда требований может быть непонятен сразу ученикам и учитель может встретиться с их скрытым или явным сопротивлением. Поэтому выдвигая требования учитель должен аргументировать. Аргументация снимает с требования окраску волюнтаристского воздействия учителя на учеников, придает им целесообразность.
Убеждение. Его основой служит разъяснение причинно–следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной зависимости решения того или иного вопроса.
Внушение. Протекает более успешно если учитель обладает авторитетом и социальным статусом. Способствует успешному внушению доброжелательное отношение учителя к ученикам.
Принуждение. Эта форма воздействия должна использоваться учителем в тех случаях. Когда другие формы не действенны или когда нет времени, чтобы использовать убеждение, уговоры.
Поощрение может осуществляться морально – похвала, благодарность, проявление доверия и материально – награждение грамотой, призом и т.д. поощрением является и привлечение учителем ученика себе в помощники или назначение его дежурным.
Наказание ученика за проступки может осуществляться учителем только в моральной форме: в виде замечания, изменения отношения к ученику, отстранение от выполнения задания.
Юмор и шутка. Юмор является эффективным средством воздействия на учеников. Он поднимает тонус, снимает напряженность в отношениях, помогает преодолеть усталость и монотонность выполнения упражнения. В арсенале учителя всегда должны быть: шутка, веселый рассказ, остроумная пословица или поговорка.
Однако неумелая шутка сама может вызвать конфликт между учителем и учеником. Чтобы этого не произошло, учителю нужно руководствоваться следующими правилами:
- Не подвергать осмеиванию личность ученика. И шутя надо соблюдать этику;
- Не смеяться над тем, чего ученик не может исправить;
- Не смеяться первым над своей шуткой;
- Не допускать пошлой шутки;
- Не высмеивать неловкость, невольный промах ученика.
Подводя итоги, можно отметить, что общение играет исключительную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении практических и теоретических задач, возникающих в обществе. Чем полнее и обобщеннее будет сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществление любой деятельности человека. И это важно учитывать в процессе обучения и воспитания, в повышении общей культуры общества.