Консультации для родителей и педагогов.

Шалина Татьяна Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Влияние классической музыки на развитие ребенка

Многие родители замечают, что их малыш прислушивается к классической музыке, она успокаивающе действует на него, когда он плачет. И это неспроста. Ученые утверждают, что классика способствует развитию творческих способностей ребенка, развивает интеллект и внимание, дает ощущение психологического комфорта. Кроме того, такая музыка не только улучшает эстетическое восприятие, но и память малыша.

Часто родители знакомят детей с классической музыкой только в возрасте 5-6 лет, когда приводят их в музыкальную школу. Мамы и папы полагают, что именно преподаватель научит ребенка любить и понимать музыку. Однако это заблуждение, ведь к этому возрасту способности к музыке у большинства малышей уже угасают.

Специалисты утверждают, что еще находясь в утробе матери, малыш готов к восприятию классики, по его поведению всегда можно понять, какие звуки ему больше нравятся, а какие ему неприятны. И как только ребенок родится, нравящаяся еще у мамы в животике музыка должна постоянно звучать дома.

Многие родители совершают большую ошибку, включая разную музыку без разбора, надеясь, что это способствует скорейшему развитию малыша. Однако специалисты рекомендуют начать знакомство с Моцарта, также отлично подойдет концерт для флейты «Времена года» Вивальди. Ребенку постарше можно поставить Шопена, Чайковского, веселые вальсы Штрауса.

Согласно исследованиям психологов, дети до года увлеченно будут слушать музыку в течение 20-30 секунд, в два года – немного дольше, в три годика – по 4-5 минут. Но даже если вам кажется, что ваш малыш совсем не слушает музыку, то все равно включайте ее, ведь в подсознании ребенка сохраняется все происходящее вокруг, а значит, и оказывает на него влияние.

Если у вас есть мечта сделать из своего малыша известного музыканта, то обратите внимание на его заинтересованность музыкой. Если он против занятий, ему не интересно и скучно на них, значит, вы упустили время, когда можно было привить любовь к музыке или у ребенка нет соответствующих способностей.

Тем не менее не отчаивайтесь, даже если ваш малыш не будущая звезда из музыкального мира, все равно слушайте с ним классику, ведь она развивает чувство прекрасного. И помните, что начинать следует с самого раннего возраста. Это увеличит шансы на то, что ребенку будет легче и интереснее и впоследствии заниматься музыкой, т.е. в уже более взрослом возрасте.

Когда ваш ребенок подпевает любимой песне, он испытывает неимоверное наслаждение и к тому же он тренирует свои голосовые связки. А знаете ли вы о том, что музыка для ребенка – это важный элемент в развитии, она помогает ему стать умнее и счастливее?

Положительное влияние, которое оказывает музыка на развитие детей, их достижения и настроение, становится все более и более признанным. В настоящее время множество педиатров во всем мире рекомендуют родителям прививать любовь к музыке с самого раннего возраста.

Вот несколько положительных моментов в прослушивании музыки:

1. Когда вы поете колыбельную песенку малышу, он обязательно успокаивается и засыпает. Почему вы это делаете? Откуда вы знаете, что нужно ребенку спеть, чтобы успокоить его? Видимо это происходит инстинктивно. Последние исследования показывают, что слушание классической музыки и других популярных мелодий может помочь вашему ребенку расслабиться или наоборот почувствовать уверенность в своих силах.

2. Когда ваш ребенок слушает музыку регулярно, то это ему помогает эффективней учиться, и он способен запоминать больше информации. Именно поэтому дети часто соединяют вещи, которые они должны запомнить с броской мелодией.

3. Обучение игре на музыкальном инструменте поможет вашему ребенку изучить нотную грамоту. Ребенок с таким хобби растет более дисциплинированным, и музыка помогает ему в различных сферах его жизни.

4. Научные исследования показывают, что музыка развивает в ребенке способность рассуждать, обрабатывать и понимать сложную информацию, а также правильно применять изученное. В качестве примера можно представить изучение точных наук, таких, как математика и алгебра.

5. Школьники, которые участвуют в музыкальных мероприятиях, имеют лучшие оценки по предметам и являются победителями различных олимпиад. Таким детям проще поступить в институт. И все это происходит потому, что музыка для ребенка преподает множество навыков, включая дисциплину, концентрацию, сотрудничество и помогает достигать поставленных целей.

Эти и многие другие факторы помогут вдохновить родителей для скорейшего приобщения ребенка к культуре. Он может научиться петь, играть на музыкальном инструменте или изучить танцы. Лучший способ выбрать занятие по душе, просто познакомить ребенка с музыкой и более конкретным занятием в форме игры.

Не жалейте времени на танцы с вашим ребенком и обеспечьте ему безопасное место для самостоятельных тренировок. В данном случае развивается чувство координации и ритма.

Кроме того, помогайте ребенку составлять глупые песенки с фактами и информацией, которые он изучает. Это очень поможет в запоминании информации и привьет музыкальный вкус.

Помните, что вы не должны сами всему учить вашего ребенка. Запишите его в музыкальную школу или в театральный кружок. Если ребенок будет там заниматься с удовольствием, то его духовный мир наполнится красками и ему просто будет легче жить!



Предварительный просмотр:

«Здоровый малыш: технологии здоровьесбережения

в детском саду и дома».

Консультация музыкального руководителя Шалиной Т.Д.

    Здравствуйте уважаемые родители! В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – это самая главная задача для родителей и сотрудников детского сада. Для эффективного решения данной задачи в детских садах используются здоровьесберегающие технологии.

Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в образовательном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. Такие, как физкультурные занятия, динамические паузы, разные виды закаливания, дыхательная гимнастика,  массаж и самомассаж, логоритмика, логопедиче6ские занятия и многие другие.

   Один из видов здоровьесберегающих технологий – пальчиковая гимнастика.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» Кант.

    На ладони много биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный палец - печень, средний палец - кишечник, указательный палец - желудок, большой палец - голова. Поглаживание по ладони нормализует работу всего желудочно-кишечного тракта.

                               Значение пальчиковой гимнастики:

• Способствует овладению навыками мелкой моторики;

• Помогает развивать речь и умственные способности ребёнка;

• Повышает работоспособность коры головного мозга;

• Развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

• Помогает снимать тревожность.

Предлагаю  Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики.

«Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю. - Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. 

Я зиму, и снег, и снежинки люблю. - Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки?

В ладошке вода! - На первый вопрос сжать кулачки, на второй – разжать.

Куда же исчезли снежинки?

Куда? - На первый вопрос сжать кулачки, на второй – разжать.

Растаяли хрупкие льдинки – лучи…

Как видно ладошки мои горячи. - Мелкие потряхивания расслабленными ладонями. Прижать ладони к щекам.

«Ёлочка».

Перед нами ёлочка: - Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – «верхушка» ёлочки.

Шишечки, иголочки, - Сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики.

Шарики, фонарики, - «Шарики» из пальцев вверх, «фонарики» - вниз.

Зайчики и свечки, - «Ушки» из указательных и средних пальцев, потом сложенные вместе ладони.

Звёзды, человечки. - Ладони сложены, пальцы растопырены, потом указательные и средние пальцы стоят на столе.

«Подарки».

Дед Мороз принёс подарки: - Дети «шагают» пальчиками правой руки по ладони левой.

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка. - На каждое название подарка дети загибают по одному пальцу: сначала на правой, потом на левой руке.

    Для снятия напряжения у ребенка  в детском саду, а вы можете это делать и дома, применяются динамические паузы. Это ещё одна технология. Динамические паузы могут сопровождаться стихами или строится на словесных указаниях, могут включать в себя элементы гимнастики.

«Это я».

Это глазки. Вот. Вот. - Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.

Это ушки. Вот. Вот. - Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое.

Это нос. Это рот. - Левой рукой показывают на нос, правой – на рот.

Там спинка. Тут живот. - Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп. - Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают.

Это ножки. Топ. Топ. - Кладут ладони на бёдра, два раза топают ногами.

Ой, устали. Вытрем лоб.-  Правой ладонью проводят по лбу.

   Массаж ушей.

      По количеству биологически активных точек с руками могут поспорить только уши.

Ещё в древнем Египте, Персии массаж ушей считался лучшим способом оздоровления организма. Этот вид оздоровления основан на стимуляции биологически активных точек расположенных в ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребёнка, свернувшегося в эмбриональной позе. Можно представить себе, что голова его лежит на мочке уха, руки сложены вдоль тела и оказываются вместе с ногами в верхней части ушной раковины.

      Массаж этих точек полезен в частности для быстрой мобилизации сил организма, улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простуды.

     Массировать необходимо оба уха, движения по часовой стрелке пробуждает и активизирует, в противоположном направлении – успокаивает и умиротворяет.

    Профилактический гармонизирующий массаж – растирание ушной раковины по все площади.

    Если Вас одолевает усталость, вы чувствуете себя вялыми и сонными, массаж нужно начать с мочек и козелка. Если к вечеру у вас болят, отекают ноги и руки, то во время массажа воздействуйте на области верхнего края ушей, так вы поможете ногам выдержать нагрузки рабочего дня.

Надавливание на центр мочки снимает усталость с глаз.

При проблемах с внутренними органами помассируйте среднем и указательным пальцем центральную углублённую часть ушных раковин.

Детям мы можем предложить этот массаж в виде игры.

Следует помнить, что массаж ушей никогда не нанесёт вреда, но всегда приведёт к улучшению физического и эмоционального состояния.

      Поиграем с ушками.

«Покрутить козелком»

Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом козелок, чуть надавливая, поворачивать во все стороны 20-30 секунд.

«Погреем ушки»

Приложить ладони к ушам и тщательно тереть ими всю ушную раковину.

«Похлопаем ушками»

Заводим ладони за уши, и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускаем их. При этом вы должны почувствовать хлопок.

«Потянем ушки»

Захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей с силой тянем их вниз, а затем отпускаем.

«Расслабиться и послушать тишину»

Количество повторений зависит от возраста детей: в старшем возрасте -7-8 в младшем дошкольном возрасте 4-5раз. Чтобы детям было проще и интереснее можно сопровождать упражнения стихами.

Подойди ко мне дружок,

Становись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушки, кажется замёрзли

Отогреть мы их поможем.

Ловко с ними мы играем

Вот как хлопаем ушами

А сейчас все тянем вниз

Раз- два, раз- два,

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила тишина.

      На сегодня всё. Всем большое спасибо за внимание. Есть ли вопросы по тем здоровьесберегающим технологиям, с которыми вы сегодня познакомились? Если вас заинтересовала эта тема, то мы можем продолжить её обсуждение на следующей консультации для родителей.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  II группы раннего возраста

«Песенка здоровья».

    Здравствуйте, уважаемые  родители, меня зовут Шалина Татьяна Дмитриевна, я музыкальный руководитель  нашего детского сада. Сегодня я предлагаю вам консультацию  «Песенка – здоровья». Почему песенка, всем понятно, а вот здоровья, у многих возникает вопрос…

     А я вам на него отвечу. Ведь музыка, в целом ее восприятии, и в сочетании с играми, массажами положительно влияет  на эмоциональную сферу ребенка, на его физическое и психическое здоровье. Помогает в развитии речи и памяти, а также во всестороннем  развитии ребенка.

В своей работе я  использую различные  современные здоровьесберегающие  технологии, такие как: песенки - распевки,  дыхательные упражнения, речевые и   пальчиковые игры, логоритмику, игры-массажи, музыкальные игры  с предметами    и музыкотерапию.

       Сегодня я хочу познакомить Вас  с  некоторыми  из этих техник, которые вы можете использовать со своими детками, дома.

1. «Приветики»

     Это коротенькие  песенки – приветствия, направленные на создание благоприятной обстановки, хороший настрой на целый день.

«Здравствуйте, ладошки».

(ребятки знают эту песенку,  и с удовольствием поют и выполняют движения)

Здравствуйте, ладошки - (показываем ладошки)

Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопки)

Здравствуйте, ножки-(гладим ножки)

Топ, топ, топ. (притопы)

Здравствуйте щечки - (круговые движения ладошками по щечкам)

Плюх, плюх, плюх. (пальчиками дотрагиваемся до щечек)

Пухленькие щечки - (круговые движения ладошками по щечкам)

Плюх, плюх, плюх. (пальчиками дотрагиваемся до щечек)

Здравствуйте, губки. – (чмокают губками 3 раза)

Здравствуйте, зубки. – (стучат зубками 3 раза)

Здравствуй мой носик -

Би-би-би. -  (нажимаем на кончик носа)

Здравствуйте,  ребятки!

Всем привет! – (машем ручкой «привет»)

 2.«Дышим     правильно»

     Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. Упражнения носят игровой характер и включают  в себя произнесение звуков,  в результате улучшается работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

1.Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

 носом правильно вдыхаем. (вдох быстрый)

Как ладошки разжимаем,

то свободно выдыхаем. (выдох медленный)

    Во время выполнения следите, чтобы ребенок правильно носиком делал вдох (ротик закрыт, плечи при этом не поднимать и щечки не надувать!)

2. Упражнение «Погреемся»:

Мёрзнут на ветру ладошки,

Мы погреем их немножко!
     Важное место на 
музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры, которые исполняются, как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук.

3. «Зарядка для пальчиков»

                              «Наш массаж» (Е.Железнова)

1.Наш массаж сейчас начнём,

Каждый пальчик разотрём:

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей,

Этот пальчик - всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней

Вместе – это пять друзей

2.  Пальцы растянуть хочу,

Каждый пальчик покручу,

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей и т. д.

3. Каждый пальчик мы возьмём

И сожмём, сожмём, сожмём.

Этот - всех красивей, и т. д.

4. Каждый пальчик мы возьмём,

На подушечку нажмём

Этот - всех красивей,

(и т. д. 1 – растирать каждый палец, начиная с мизинца, 2 – погладить сразу все пальчики 3 - взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать 4 - сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке 5 – нажимаем кончиком указательного пальца .)

Далее  плавно от пальчиков переходим к ладошкам  и ножкам.

4. «Речевые  игры» .

        Речевое музицирование необходимо нашим детям, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Здесь мы используем и речь и движения и различные звучащие жесты (хлопки, шлепки, притопы, прихлопы).

1.Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки.)

Выгляни в окошко (Ритмичные хлопки.)

Твои детки плачут, (Притопы.)

По камушкам скачут. (Лёгкие прыжки с хлопками.)

2.Осень, осень! Листопад! (Ритмичные хлопки.)

Лес осенний конопат. (Шлепки по коленям.)

Листья рыжие шуршат (Трут ладошкой о ладошку.)

И летят, летят, летят! (Качают руками.)

5. «Веселый массаж»

     Использование игрового массажа и самомассажа А.С.и Е. Железновых (аудиопособие из серии «Музыка с мамой») повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, деятельность вестибулярного аппарата. Частота заболеваний  заметно  снижается.

                                             Итак, самомассаж «Жирафы»

1.)У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.(2раза)
 (Хлопаем по всему телу ладонями.)

ПРИПЕВ:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах,  коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
2)У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.(2раза)
( Щипаем себя, как бы собирая складки.)
ПРИПЕВ:

3).У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(2раза)

(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
Припев:
4)А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(2раза)
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
Припев:

     Можно в качестве помощника использовать массажный мячик и поиграть в ежиков.

«ЕЖИК»

(выполняется с массажными мячиками)

1к).Катится колючий ёжик
Нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, 
Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж, 
В тёмный лес, где ты живёшь!

2к.)-по ножкам вниз бежит

 3к.)-по спинке вверх бежит
 (Катать специальный резиновый -  Мячик-ежик)

6. «Активные минутки»

     Это музыкальные игры с предметами, которые есть у вас под рукой дома. Наверняка у каждого дома найдутся пустые шарики из-под киндер – яйца, их можно заполнить любой крупой и дать поиграть ребенку.

«Игра со звучащим мячиком»

(выполняются движения по тексту)

-Наши шарики берём и трясем, трясем, трясем

Ведь каждый шарик не простой –

С горохом, рисом и крупой.

Поднимите шарик свой высоко над головой.

На носик можно положить

И только, чур, не уронить

Наши шарики берем, шар перед собой кладем

И вокруг него идем, и даже, можно проскакать,

Но только шар не задевать.

Прыгай, прыгай, высоко, прыгать с шариком легко.

Так прыгай, прыгай веселей, и даже, ножек не жалей.

На ладошке шар несем, и другой ладошкой бьем.

А также с орешками…

«Игра с орешками»

1).Осенью мы в лес пошли

(орешки в кулачках, шагают на месте)

И орешки там нашли

( показать орешки)

 Припев: Раз, два, три, раз, два, три.

  Как орешки хороши.

(стучать орешками)

2)Мы орешки пожалеем

 (прижать орешки к груди)

И дыханием согреем

 (подышать на орешки)

Припев.

3)Мы с орешками играем,

(раскачать орешки вперед назад)

На качелях их качаем.

(качать в ладошках)

       Музыка дает нам не только радость и активность, она еще и лечит, существует такой арттерапевтический метод - музыкотерапия. Это определенная   музыка, которую  прописывают  в связи с различными заболеваниями или неврозами. Она помогает при депрессии, агрессивности, а также помогает расслабиться после тяжелого трудового дня.

       Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Например, музыка Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при усталости, головной боли, депрессии и даже при простуде.

Учеными доказано, что дети, слушавшие музыку Моцарта намного смышленее и умнее своих сверстников. Этот феномен  был назван «эффектом Моцарта».

В заключение своей консультации я  хочу вам напомнить

10 золотых правил здоровьесбережения:

1.Соблюдайте режим дня!

2.Обращайте больше внимания на питание!

3.Больше двигайтесь!

4.Спите в прохладной комнате!

5.Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7.Гоните прочь уныние и хандру!

8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10.Желайте себе и окружающим только добра!

Спасибо  большое за внимание,  уважаемые родители!

 Это только лишь небольшая часть того, что я представила вам. И я надеюсь, что представленные  сегодня игры и упражнения  были вам интересны, и вы будете использовать их в играх со своими детками.



Предварительный просмотр:

Интересные факты о музыке

 Музыка помогает недоношенным детям.

   Детям, рожденным слишком рано, требуется длительное пребывание в больнице для того, чтобы они набрали нужный вес и окрепли. Чтобы ускорить этот процесс, во многих больницах прибегли к воздействию музыки. Команда канадских ученых обнаружила, что проигрывая музыку недоношенным детям, можно понизить их болевую чувствительность и улучшить навыки питания, что в свою очередь помогает новорожденным набрать вес. В больницах используют музыку, которая имитирует звуки материнского сердцебиения и движений матки, чтобы убаюкать малышей, родившихся раньше срока.

   

Музыка оживляет поникшие растения.

   Если музыка помогает детям расти, может ли она то же самое сделать и с растениями? В 1973 году исследователи провели исследования, чтобы выяснить, как музыка влияет на растения.

Они проигрывали одной группе растений рок музыку, а другим — легкие спокойные мелодии. К концу исследования, растения, на которые воздействовали легкой музыкой, были однородного размера, зелеными и цветущими, и даже склонялись к источнику музыки. Растения, которые  подпитывались  рок музыкой, вырастали высокими, но были поникшими, их листья выцветшими, а сами они как будто отвернулись от радио.

Музыка восстанавливает после травм мозга. 

   Многие люди, пережившие травмы мозга, могут столкнуться с долговременными затруднениями, связанными с речью и передвижением. В качестве лечения, некоторые специалисты используют музыку, чтобы стимулировать те области мозга, которые ответственны за две эти функции.

   Когда люди с неврологическими нарушениями, вызванными инсультом или болезнью Паркинсона, слышат музыкальный ритм, это помогает им восстановить симметричный шаг и чувство равновесия. Удары ритма в музыке служат подсказкой для мозга.

Музыка предотвращает потерю слуха.

   Конечно, музыка не сможет вылечить вас, если вы уже потеряли слух, но она может предотвратить ее потерю. Во время одного из исследований, в котором приняло участие 163 взрослых, 74 из которых были музыкантами, участников попросили пройти ряд тестов на прослушивание.

   Музыканты воспринимали звуки лучше, чем не музыканты, причем эта разница увеличивалась с возрастом. То есть 70-летний музыкант лучше слышал речь в шумной обстановке, чем 50-летний не музыкант.

Музыка исцеляет разбитое сердце.

   На самом деле тут речь идет не об отвергнутых чувствах, а о сердечном приступе. Дело в том, что музыка помогает пациентам, которые восстанавливаются после сердечного приступа или операции на сердце, снижая кровяное давление, замедляя частоту сердечных сокращений и уменьшая тревожность.

   В качестве профилактического средства рекомендуется слушать радостную музыку или песни, которые заставляют вас лучше себя чувствовать.

   Прослушивание мелодий, которые вызывают положительные эмоции, улучшает циркуляцию крови, расширяет кровеносные сосуды и в целом способствует оздоровлению сосудистой системы.

Музыка повышает спортивные достижения.

   В 2005 году, британские ученые выяснили, что прослушивание музыки во время спортивных тренировок может повысить результативность на 20 процентов. Этот эффект можно сравнить с применением допинга, к которому прибегают некоторые спортсмены, за исключением того факта, что музыка никак не проявится в тестах на запрещенные вещества.

   Для лучших результатов, слушайте музыку с быстрым темпом во время интенсивных тренировок и медленную музыку во время передышек.

Музыка делает отзывчивее.

   В 2008 году, британские исследователи решили изучить, как слова музыки влияют на отношение и поведение подростков. Чтобы это проверить, одной группе подростков проигрывали социальные песни с положительным содержанием, а другой группе песни с нейтральной идеей.

   Затем исследователи решили проверить, как прореагируют подростки на ситуацию, когда исследователь «случайно» роняет карандаш. Участники из группы, прослушавшей положительно настроенную песню, не только быстрее предлагали свою помощь, но и в пять раз чаще поднимали карандаш, чем в другой группе.

Музыка улучшает память.

   У детей, которые занимаются музыкой, улучшаются умственные способности. Ученые из Гонконга выяснили, что уроки музыки улучшают результаты детей по тестам, где нужно вспомнить слова из списка.

   Чем больше человек занимался музыкой в детстве, тем лучше была его вербальная память. Дети, занимавшиеся музыкой, изучали, вспоминали и удерживали в памяти слова лучше, чем другие дети. Причем навыки запоминания улучшались пропорционально тому, как долго ребенок занимался музыкой.

Музыка уменьшает боль.

   Американские ученые из Университета Юта продемонстрировали, что музыка также эффективна, как и отвлекающая тактика, для людей, склонных к тревожности из-за боли. В результате прослушивания музыки люди чувствуют меньше боли.

   В исследовании, в котором приняли участие 143 человека, музыка помогала участникам снизить тревогу, когда на их пальцы воздействовали электродами, которые вызывали небольшую боль.

   Музыка активизирует сенсорные пути, которые приглушают болевые ощущения, и способствуют умственному и эмоциональному вовлечению.



Предварительный просмотр:

 

Шалина Т.Д.

Сентябрь 2016 год.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее  развитие   малыша: формируется   эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с  ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,  в  том  числе  и  музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций,  отношения  к   музыке   и   музыкальной   деятельности,  от  общей культуры…

    Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое  знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенец  рождается  с  практически неразвитым   зрительным  анализатором, но он уже способен различать многие звуки  и  необычайно  чутко  реагировать на них.  Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки  можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в  нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым   инструментом  может   быть   один   из ударных, а таковым может  служить   все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!»   Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил  серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер.  Это даст возможность малышу самому слушать музыку.

 Нужно записывать на кассеты, диски  разную музыку (хорошего  качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка  на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

  • Наглядно-слуховой метод основной.

Если ребенок растет в семье,  где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

  • Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство  малышей с народными традициями, обрядами.

  • Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить  внимание ребенка на смену настроений, на изменения  в  звучании. 
  • Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению  музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

1.jpeg

1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так  включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

 Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.



Предварительный просмотр:

                              Консультация для педагогов.

«Здоровьесберегающие технологии
в музыкальном развитии детей
с целью сохранения и укрепления
психического и физического здоровья детей»


      Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
    Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию.

Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и такие оздоровительные, как:  
    1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
    2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие

каждого ребенка.
    3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные  возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
    4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

     На основании таких выводов, я и строю свою работу с детьми, используя современные здоровье сберегающие технологии. Понятно, что с дошкольниками возможно и необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.  Пассивное слушание музыки можно менять с активным, а разучивание текстов песен можно перемешать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен хорошо заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, с игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

       В своей работе я использую много литературы:

- по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной, «Танцевальная ритмика» Т. Суворовой. Авторский музыкальный материал Ольги Воеводиной и др.

- по воспитанию здорового ребенка: «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной.

     Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и такие оздоровительные, как:

1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
    Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
   Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
    • Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
   • Стабильность эмоционального благополучия ребенка;
   • Повышение уровня речевого развития детей;
   • Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);
   • Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.
    Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Песенки-распевки.
   С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
    Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на выдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка.

Артикуляционная гимнастика.
    Основная цель её включения – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Как результат этой работы – повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.
Игровой массаж.
   Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж происходит под музыку – слова пропеваются, или ритмодекламируются, или музыка звучит просто фоном. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было ещё интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок, песен. Они могут вообразить себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» своё тело и лицо.
  Цель – научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа, воздействуя на биологически активные точки тела, благотворно влиять на внутренние органы.
   При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.)
Проводя массаж определенных частей тела, используют поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Упражнения проходят эффективнее, если ребенок разговаривает со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые ручки», «Какой чудесный носик!», «Сейчас я разомну свои ноженьки» и т.д.
Музыкотерапия.
    Важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Это создание музыкального сопровождения, которое коррегирует психофизический статус детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Музыкотерапия проводится в течение всего дня: детей встречают, укладывают спать, пробуждают после дневного и ночного сна под соответствующую музыку, используют её в качестве фона для занятий и свободной деятельности.

     Хочу добавить, что музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. И, конечно же, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, которые активно помогают, организуют самостоятельное музицирование детей в группе.



Предварительный просмотр:

Характеристика условий 

для музыкального развития ребенка в семье

    Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

  Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании.

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Задачи музыкального воспитания детей в семье.

Используемый репертуар.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музы-кально-образовательная, деятельность);

· способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье.

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями - его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителей, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо  взрослый может только тогда,  когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.



Предварительный просмотр:

Музыка, как средство здоровьесбережения.

Консультация для родителей.

 

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Музыка,  воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.И. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих, регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду и направление.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечнососудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.

Таким образом, музыка – одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в детском саду.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические распевки.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Игровой массаж.

Пальчиковые игры.

Речевые игры.

Музыкотерапия.

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей, валеологической  распевки, дающей  позитивный настрой на весь день.

Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемешать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими  движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, позволяет рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.

Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.



Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ  ВОСПИТАНИЕ  В СЕМЬЕ.

Консультация для родителей.

              Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?

              К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.

Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

              Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.

              Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.

               Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.

              Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.

              В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.

 

            Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе.

 

            Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.

              Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается. 

              Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек. Большой выбор предлагает и интернет: здесь можно не только послушать музыку, но и увидеть презентацию её.

              Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре.

Можно порекомендовать передачи ТСТ «Товарищ», «Будильник», выступления детского коллектива «Задумка», передачи на канале «Культура» и другие. Канал «Культура» предлагает мультфильмы из серии «Сказки старого пианино», где классическая музыка сопровождается показом сказки, образ, который навевает музыка.

              Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много  и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.

              Зато глубоко осмысленные передачи  готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра».



Предварительный просмотр:

Влияние музыки на психику ребёнка.

      Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворённости, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

      В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

      Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого,  и ребёнка) состояния уравновешенности, спокойствия, и даже побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым,  расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребёнка.

      Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизовать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

      Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребёнку успокоиться и расслабиться. Когда ребёнок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребёнка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

      Ещё с древних времён люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Также и вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие, а в другом – причиняют человеку вред.

       Речь человека является сильнейшим фактором воздействия,  как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в её интонационной окраске. А то, что мы говорим и как  произносим,  в свою очередь,  откладывает отпечаток на психологическое  состояние слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребёнка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесённый спокойным, мягким,  сочувствующим голосом помогает ребёнку легче примириться с неудовлетворённостью его желания.

Домашний оркестр.

      Как правили, дети испытывают большую потребность в музыкальных игрушках. С помощью игрушечных музыкальных инструментов музыку проникает в быт семьи.

      Как  пользоваться такими музыкальными игрушками? Важно помнить, что с самого рождения необходимо как можно больше петь ребёнку. Так ребёнок получает первые музыкальные впечатления, значимость которых трудно переоценить. И так, взрослый, исполняя знакомые несложные для детей песенки, сопровождает их игрой на музыкальном инструменте. А ребёнок – слушает. Играйте в медленном темпе, чтобы ребёнок мог проследить за вашим исполнением. Затем ребёнок может присоединиться к вам и только потом – пытаться исполнить мелодию самостоятельно.

       Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию музыкальных способностей ребёнка ( музыкальная память, чувство ритма, и т.п. ) не только на музыкальных занятиях, но и с помощью домашнего музицирования.

       Обогащайте слуховой опыт ребёнка нежными, ласкающими слух, приятными музыкальными звуками, извлекаемыми при помощи детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек (колокольчики, бубенчики, деревянные кубики, маракасы, погремушку и др.). Обращайте внимание на то, как ребёнок реагирует на разные звуки. Радость от прослушивания музыкального произведения выражается не только в эмоциях, но и в элементарных танцевальных движениях. Это один из первых показателей эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку.

       Можно петь и играть тихо или громко. Можно исполнить песню высоким голосом или низким, ритмично, как марш, или плавно, как вальс. Одна и та же песенка способна быть грустной или весёлой. А правильно подобранный инструмент, сопровождающий пение, усилит интонационную окраску песенки.

        Легко изготовить звучащие игрушки самостоятельно. Для этого, возьмите пустые пластиковые флаконы  из-под шампуня или крема, наполните их фасолью, горохом, манной крупой, крупной солью или мелкими  камешками. Крышки бутылочек следует завинтить или посадить на безопасный (нетоксичный) клей. Получаются интересные и занимательные игрушки, которые обогащают слуховой опыт малыша. Для этих же целей подойдут любые звучащие предметы: крышки от небольших кастрюлек, деревянные и металлические ложки, палочки.

         Необходимо покупать ребёнку звучащие игрушки, музыкальные мячи, каталки, молоточки и др. При покупке обратите внимание на качество издаваемого игрушкой звука, его мелодику. Он должен не раздражать, а ласкать слух.