«Дательный падеж имени существительного"

Монгуш Айлан Николаевна

открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок

«Дательный падеж имени существительного»

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории Монгуш А.Н.

Урок русского языка, 3 класс, УМК «Школа России».

Учитель: Монгуш Айлан Николаевна

Тема урока: «Дательный падеж имени существительного»

Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к матери, семье и одноклассникам,  стремление прийти на помощь товарищу.

Методы обучения: практический; словесный; информационный.

Формирование УУД:

1.  Коммуникативные  УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия;

- навык самоконтроля;

- анализ объектов с целью распределения по признакам.

3. Личностные УУД:

- самоопределение;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения: задания на дополнительных карточках

Оборудование урока: -  проектор, презентация к уроку;

- карточки с заданиями;

- сигнальная карточка «Дательный падеж»;

- диалог-алфавит

- карточки для рефлексии.

Технологическая карта урока

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные д

ействия

I. Организационный момент.

Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.

Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.

Проверяет готовность класса к работе.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Для начала давайте поработаем над произношением. Это диалог-алфавит. Нужно прочитать, интонируя. Обратите внимание на знаки препинания.

АБВ? ГДЕЕ! Ж. ЗИЙ….КЛМН. О! ПРСТ? У! Ф? Х! Ц…. Ч, Ш, Щ. Ъ? ы! Ь? Э! ЮЯ.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

1. Орфографическая минутка 

Цель – тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля.

Здоровьесберегающие технологии

Наблюдение, работа по алгоритму

  1. Работа в тетрадях.

- Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

-Начнем урок с орфографической минутки.

-Какую букву будете писать – узнаете из задания. Эта буква в одном из слов обозначает глухой, парный и мягкий звук. Прочитайте эти слова и найдите эту букву.

Дом, семья, забор, радостный (буква с в слове «семья»

Сс                     сС

Сердце матери лучше солнца согреет. 

-Объясните смысл пословицы.

2. Запишите, какие орфограммы есть, подчеркните.

 (Записываем слова на доске и в тетради с проговариванием орфограмм)

сердце

солнце                                        

             

Сердце, солнце – непроизносимые согласные

Проверочные слова

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками

2.  Повторение ранее изученного материала об имени существительном

Цель: систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания.

Метод проблемного обучения – творческая переработка учебной информации.

Наглядный метод.

Фронтальная работа.

                               

- Скажите, какую тему вы изучали  на прошлом уроке?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

-С какими 2 падежами мы уже познакомились?

- В каком падеже стоят записанные существительные? Как вы узнали?

На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

-С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? А теперь поиграем в игру «Чего не хватает». Этот дом не достроен. Чего не хватает этому дому? Отвечайте со словом «нет»

Имена существительные

Называют морфологические признаки имени существительного с опорой на слова из орфографической минутки.

Падеж

6

И.п., Р.п..

И.п.

(кто?) (что?)

 (кого?) (чего?)

Предлоги – из, до, с,  у, около, без, от, для, после, вокруг.

(нет трубы, нет крыльца…)

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

Цель:  подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Наблюдение,  метод проблемного обучения.

Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и проведем несколько исследований.

- Прочитайте девиз исследователя (читают дети):

Чтобы видеть все вокруг,

Надо быть внимательным.

Окружающий нас мир

Очень привлекательный.

Ты березке   улыбнись,

Солнышку обрадуйся,

Руку другу протяни -

Вот и замечательно!  

Определим падеж выделенных существительных.

Как это сделать?

(на слайде 1 шаг)

(на слайде 2 шаг)

(на слайде 3 шаг)

   

                                                                                           

-Итак, определим падеж 1 слова. Запишем

                            2 слова. Запишем

                      3 слова. Запишем

берёзка                      без березки             березке          

солнышко             около солнышка        солнышку

друг…                        у друга                          другу

Как вы думаете, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке?

-Назовите тему урока.

1.Найти главное слово

2.Задать вопрос от главного слова к существительному

3.По вопросу определить падеж

Улыбнись (чему?) березке -  Д.п.

Обрадуйся (чему?) солнышку -  Д.п.

Протяни (кому?) другу - Д.п.

Дательный падеж

Дательный падеж имени существительного

Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов,  Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

IV. Открытие нового знания

Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала.

Наглядный метод.

Фронтальная работа, работа в парах.

Работа по алгоритму.

Работа у доски.

Русский писатель, лингвист и филолог Лев Васильевич Успенский называл дательный падеж «щедрым». Как вы думаете, почему?

На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?

Проведём исследование.

(Читаю вслух)

1. Как хорошо уметь читать!

Не надо к  маме приставать

Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.

Запишите, подчеркните предлог.

(Читаю вслух)

2. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.

Запишите, подчеркните предлог.

(Читаю вслух)

3. Иногда я размечтаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу…

Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.

Запишите, подчеркните предлог.

С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?

Дательный падеж от слова «дать», «дарить».

Кому? чему?

-Не знаем.

Приставать (к кому?) к маме

Летят (по чему?) по ветру

Несу (кому?) братику

К, по , -

Познавательные: моделирование,

логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

2. Самостоятельно заполните сигнальную карточку

- Заполним сигнальную карточку.

-Проверим

Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии

Наклоните голову к правому плечу.

Наклоните голову к левому плечу.

Повернитесь к  соседу справа,  к соседу слева.

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.

-К плечу, по голове…В каком падеже стоят имена существительные?

- Как вы догадались?

Дети показывают движения

В дательном падеже.

Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.

Развивающие: установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление

Цель: закрепление нового знания, способов действия.

Метод самостоятельной познавательной деятельности

1. Появляется картинка «Ворона и лисица»

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? Кто автор этой басни? О чем эта басня?

- Чему учит нас эта басня?

1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

Поработаем по вариантам.

Прочитайте предложения. Спишите предложение. Найдите существительное в дательном падеже.

1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение.

Проверим.

Послал (кому?) вороне

Подходит (к чему?) к дереву

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

2. Работа в парах

Раскройте скобки, поставив имена существительные в нужном падеже. Определите их падеж.

Хочу помочь (товарищ). Написала записку (подруга). Вечером позвоню (Пётр Егорович). При первых признаках болезни надо обратиться к (врач).

Взаимопроверка

3. Работа с пословицами

Поиграем в игру «Проверим внимание»

(5) Только трудом держится дом.

(1) Терпенье и труд все перетрут.

(2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда

(3) По труду о человеке судят.

(4) Человек воспевает труд.

-Прочитайте пословицы.

-Что в них общего?

-Определите падеж существительного труд в каждой пословице (устно)

-Какую закономерность вы заметили?

Запишите пословицу, которая понравилась вам больше всего.

Какую пословицу вы записали?

Почему?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Здоровьесберегающие технологии

-Ребята, встаньте, выполним гимнастику для глаз.

Чтобы зоркими нам быть,

Нужно глазками крутить.

(Вращать глазами по кругу по  2-3 сек.)

Зорче глазки, чтоб глядели,  

Разотрем их еле – еле.           

 (В течении минуты массажировать  верхние и нижние веки,   не закрывая глаз.)

 Нарисуем большой круг  

 (Глазами  рисовать круг)

  И осмотрим все вокруг   

(влево, вправо)                                             

Глазки влево, глазки вправо,  

Вверх и вниз и все сначала.    

(Поднять глаза вверх, опустить,  повернуть вправо, влево)

Быстро, быстро поморгать,

(Моргать в течение минуты)

Отдых глазкам нужно дать.

Нарисуем мы подряд

Треугольник, круг, квадрат,  

 ( Нарисовать глазами геометрические фигуры по  и против часовой стрелки)    

Развивающие: установка на здоровый образ жизни.

Занимательная минутка

А вы знаете ребята, я прочту вам отрывок стихотворения Григория Гаубина «Падежи».

Спросили у Лежебокина

-За что не любишь дательный падеж?

Ответил:

-Такой падеж как дательный

Я с детства не терплю

давать, делиться чем-нибудь

с друзьями не люблю.

-Как вы думаете, Лежебокин какой мальчик? Среди вас есть такие, как Лежебокин?

Жадный – алчный – словарная работа

 Но вернемся к дательному падежу.

Минутка реллакса

Жадный-алчный

VI. Включение знаний в систему

Цель: организация работы по карточкам с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного.

Самостоятельная работа

- Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного», а для этого проведем разноуровневую самостоятельную работу. 1 уровень – легкий, 2 уровень сложный. Каждый для себя выбирает уровень самостоятельно.

Самостоятельная работа

1 уровень

Определите падеж имён существительных.

От  дуба,  по  тропинке,  до  дороги,  по  небу, из  дома, вокруг  леса,  к  бабушке,  у  окна.

2 уровень

Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже

Подарить, дед, шарф;

дать, товарищ, книга;

ходить, деревня, трава;

расчесать, сестра, волосы;

смастерить, птицы, скворечник;

поменять, рыбы, вода.

 

Самостоятельно выбирают уровень работы

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Взаимопроверка по эталону.

Кто все сделал все без ошибок – зеленый кружок

1-2 ошибки – желтый кружок

3 и более ошибок – красный кружок на полях.

-У кого зелёный кружок? Молодцы.

-У кого жёлтый и красный кружки? Надо поработать.

Сверяют по эталону, осуществляют самооценку

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков

Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке

Итак, наш урок подходит к концу.

Какой падеж  мы изучали на сегодняшнем уроке?

Что вы узнали о существительных в дательном падеже?

Дательный падеж.

Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, слово-помощник – дать, подарить. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия,

личностные: самоанализ, самооценка.

- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поставьте на полях вопросительный знак (?).

- Молодцы! Встаньте, урок окончен!