Копилка учителя
Здесь расположены материалы для ознакомления учеников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
советы начинающим волейболистам | 15.55 КБ |
правила для начинающих волейболистов | 15.58 КБ |
правила для начинающих баскетболистов | 15.79 КБ |
правила для начинающих футболистов | 15.17 КБ |
техника игры в баскетбол | 31.75 КБ |
техника игры в волейбол | 185.14 КБ |
техника игры в футбол | 61.09 КБ |
Предварительный просмотр:
12 советов тренеру начинающих волейболистов
1. Своей работой тренер должен донести до своих подопечных мысль о том, что волейбол - это игра, от которой надо получать удовольствие, а не тяжелая изнуряющая физически и психически работа.
2. Тренер не должен ставить перед своими игроками слишком сложные или невыполнимые задачи. Напротив, все цели должны быть легко достижимы при условии усердной работы на тренировках. Тренер должен действовать так, чтобы волейболисты, особенно начинающие, удивлялись своему значительному прогрессу, который происходит как бы сам по себе.
3. Не имеет значение, насколько простой была задача, поставленная тренером. Когда она выполнена, тренер не должен скупиться на похвалу и одобрительные слова. Радость даже самой маленькой победы тренер должен разделить с каждым игроком.
4. Конечно, тренеру нельзя обойтись без критики в адрес своих воспитанников. Однако, нельзя критиковать все действия игроков. Также тренеру не следует быть слишком эмоциональным, когда он указывает игрокам на их ошибки. Критика тренера не должна подорвать в игроках веру в себя и в свои возможности. Подобные замечания тренера смогут подбодрить любого игрока, особенно начинающего: "Ты сможешь это сделать, если как следует постараешься! Не сдавайся! Попытайся еще раз!"
5. Все волейболисты, а начинающие в особенности, должны иметь перед собой цель, к которой они будут стремиться. Тренеру нужно помнить о том, что сильное желание чего-то достичь высвобождает скрытые способности человека и может творить чудеса. Пусть это будет даже такая незамысловатая мечта о том, чтобы занять место в стартовой шестерке. Тренеру следует всячески поддерживать мотивацию и бодрость духа у игроков и помогать своим подопечным преодолевать трудности на пути к исполнению своей мечты.
6. Чтобы мечты начинающих игроков обретали реальную форму, тренеру следует побуждать воспитанников использовать каждую возможность, чтобы понаблюдать за игрой волейболистов самого высокого уровня. Наблюдение за игрой профессионалов повышает мотивацию начинающих игроков.
7. Важно соблюдать принцип соревновательности, который должен помочь игрокам понять, что усердие или небрежность на тренировках приводят к совершенно разным результатам.
8. Стандартный подход к улучшению навыков начинающих волейболистов состоит в подражании игре мастеров. Однако, тренеру надо следить, чтобы при копировании профессиональных технических приемов молодой волейболист не увлекся копированием личности и характера. Только уникальная личность способна достичь успеха и мастерства.
9. В тренировочном процессе для начинающих волейболистов следует избегать сильных нагрузок. Больше внимания надо уделять развитию ловкости и быстроты, а также упражнениям на развитие индивидуальной техники обработки мяча.
10. Необходимо уважать традиционные подходы к проведению тренировок. Но для тренера также очень важно создать свои оригинальные методики, которые уникальны и не копируют чей-либо опыт. Это является доказательством компетентности и профессионализма тренера. Такого тренера игроки будут уважать и доверять ему.
11. Для тренера важно найти подход к игрокам с разных сторон. Тренер - это не всегда только инструктор по волейболу, иногда он может выступать в роли заботливого родителя или хорошего друга. Начинающий волейболист должен знать, что тренер всегда может дать ему совет в любой ситуации.
12. Конечной целью для тренера должно быть стремление с помощью игры в волейбол воспитать достойных членов общества.
Предварительный просмотр:
Правила для начинающих волейболистов.
Мы любим смотреть эту игру но еще больше любим когда играем, но для того чтобы играть нужно знать и уметь играть по правилам. Больше всего ненавижу когда некоторые люди во время игры стоят как мебель на площадке, да еще обижаются когда по ним мяч попадает. Скажу вам точно что на много интереснее играть с опытными игроками или с тем кто стараются играть и при видя меча что летит прямо в руке не выставляют ноги.
Так вот….если хотите быть постоянно в форме и произвести хорошее впечатление на девушек или мальчиков своей хорошей игрой оборотите внимания на мои советы…
1.На тренировке старайтесь вникнуть в смысл каждого упражнения. Тренируйтесь сознательно-это способствует повышению спортивного мастерства.
2.Соблюдайте тренировочную дисциплину. На тренировке нет мелочей, на которые можно не обращать внимания.
3.Прежде чем перейти к разминке с мячом, разомнитесь как следует без мяча.
4.При подаче подающий игрок — самый главный в команде. Остальные игроки должны максимально помогать ему .Не допускайте, чтобы подающий бегал за мячом. Сделайте это сами и отдайте ему мяч. Это не только помогает ему, но и служит знаком уважения к игроку, производящему подачу.
5. Перед подачей посмотрите на площадку соперника .Произведите подачу в наиболее уязвимое место на его площадке, а не просто выводите мяч в игру.
6.После выполнения подачи не стойте на месте, а сразу войдите в площадку ,чтобы принять участие в игре .
7.При приеме подач и нападающих ударов не забывайте, что каждый игрок отвечает за свою зону. Если мяч летит в зону соседа, не делайте попытки принять его -это приведет к ошибке вашего партнера.
8.Совершенствуйте прием двумя руками сверху и снизу. Не увлекайтесь одним способом.
9. Залог успешного приема подачи или нападающего удара -в правильном выходе под мяч.
10.И самое главное Старайтесь поднять в защите любой ,даже, казалось бы, безнадежный, мяч-даже неудачная, но самоотверженная попытка воодушевляет команду.
11.При нападающих ударах Овладевайте нападающим ударом как левой так и правой рукой.
12.Готовясь к нападающему удару, следите за передающим игроком и площадкой соперников .
13. Не торопитесь с выходом на нападающий удар. Делайте первый шаг примерно тогда, когда мяч коснется рук передающего.
14.Не проводите первый нападающие удары в игре с максимальной силой. Сначала необходимо «почувствовать удар».
15. При ударе старайтесь бить тогда когда мяч перед вами примерно на 1 метр.
16. При блокировании не забывайте, что надо смотреть не на мяч, а на игрока что пытается ударить.
17. Блокирующий должен прыгать на блок немного позже нападающего.
18.На блоке не разводите широко руки- мяч не должен проходить между рук блокирующего.
19.И… после блока приземляйтесь на согнутые ноги-это поможет быстро переключится на другие действия.
Если сумеете осмыслить хотя бы эти главные советы вы точно сумеете поиграть на зависть других.
Предварительный просмотр:
Когда лучше начинать тренероваться. Начинать заниматься баскетболом лучше с 8 лет, а то и младше. Развивается человек, развивается и игрок. Но если вы уже повзрослели, не отчаивайтесь! Начать занятия можно и сейчас, не прибегая к персональным тренерам. Почитайте эту статью и вы станете великим и летучим.
Что делать на тренеровке.С чего надо начать? Этот вопрос мучает начинающих баскетболистов. Во-первых, нужно научиться водить мяч, несмотря на него. Во-вторых, придется заняться своим телом. В целом вы должны работать и над техникой игры, и над совершенствованием своего тела. Сила, выносливостьи быстрота движения - это ваш козырь в игре именуемой Баскетболом.
Итак, начнем с ведения.
Вы должны владеть мячом одинаково, как правой, так и левой рукой. Можете для этого совершать прогулки с мячом по улице, поочередно ведя его то правой рукой, то левой.
Научиться, при ведении, совершать пивоты.
Делать, на скорости, два шага - бросок.
Научившись творить с мячом чудо, вы должны отрабатывать различные броски.
Средний бросок, штрафной бросок и дальний бросок. Вам предстоит вложить в это много усилий и силы воли. Рука и кисть, при многократном повторении, запоминает движение, и вскоре вы будете попадать без подготовки.
Следует уточнить, что бросать можно не только просто (из-за головы), но и крюком. При этом броске должно работать все тело.
Переступив эту ступень, вам открывается мир баскетбола.
Но не стоит расслабляться! Займитесь физическим развитием вашего тела.
Об этом вы можете почитать здесь.
Где играть.На этот вопрос вы должны ответить сами. Множество баскетбольных коробок во дворах, школы со спортивными залами, институты, платные залы в спортивных комплексах. В общем смотрите сами, выбирайте, благо есть из чего выбрать. Ну и смотрите по погоде.
Как разминаться.Разминка - это главное во всех видах спорта. От того, как ты провел разминку зависят и спортивные результаты. Начните разминку с разогревающих движений. Затем растягивание мышц ног и рук. Если вы правильно разомнетесь, то тело само даст об этом знать. Лучшая защита от травм - разминка!
Предварительный просмотр:
Победы в большом футболе начинаются во дворе
Профессиональным футболистом не рождаются и даже не становятся – этого звания добиваются. С чего начать восхождение на футбольную карьерную лестницу, расскажет наша статья.
Тренировки с умом
Великие мастера футбола уверяют, что одного желания для воплощения мечты маловато (хотя оно очень важно). В самом начале полезно гонять мяч с друзьями во дворе, так как авантюрный и порой рискованный характер уличной игры необходим и в большом спорте. Однако «умные» тренировки и самодисциплина имеют все же первостепенное значение в становлении настоящих профи.
Все начинается с работы над … самим собой.
На ежедневных занятиях необходимо упорно отрабатывать бесчисленное количество раз всевозможные приемы, удары, ведения, броски.
Спортивный рост
Начинающему футболисту необходимо уделять большое внимание своему здоровью и постоянно поддерживать свою спортивную форму. Недостаток природных данных – не помеха для будущего чемпиона. Ведь всегда можно улучшить свои показатели с помощью упорных упражнений на растяжку.
Беги, футболист, беги!
Помимо жизненных сил, новичкам потребуется выносливость. Ее можно развить с помощью обыкновенного бега. Особое внимание юным футболистам стоит уделить пробежкам трусцой и бегу на коротких дистанциях.
На поводу у мяча
При атаке соперника нужна хорошая координация. Секрет блестящих ударов заключается в умении развивать собственный стиль ведения мячом. Этому не сможет научить даже тренер. Владение мячом – важное условие спортивного восхождения.
Зачастую необходимо продвинуться с мячом на более выгодную позицию, приблизившись к воротам соперников. Однако иногда просто нет возможности передать мяч партнеру! И даже в этом случае нельзя допустить, чтобы его не перехватил соперник.
Овладеть приемами игры поможет бег с мячом. Футболист перемещается по полю, выполняя точные удары по мячу. Если соперник поблизости, следует менять скорость продвижения и расстояние, на которое мяч посылается вперед.
Опасный поворот…!
Важную роль в футболе играет отличная реакция, которая позволяет молниеносно реагировать в любой опасной ситуации. Особенно важно развивать это качество будущим вратарям, ведь их роль – «вытаскивать» самые опасные мячи.
Философия футбола
Любой спортсмен – фанат своего дела, поэтому любовь к футболу проявляется не только на тренировках и сборах, но и в свободное время. Чтобы стать настоящим футболистом, новичкам полезно почитать на досуге книги о спорте. Это поможет узнать историю футбола, приобщиться к опыту великих игроков и – главное проникнуться духом большого спорта. Ведь футбол – это, прежде всего, особая философия для сильных духом и телом людей.
Упорное тренировки и желание стать первым обязательно помогут новичкам стать «сногНЕсшибательными» футболистами.
Предварительный просмотр:
Техника игры в баскетбол
Исторический очерк развития игры
Материальное обеспечение
Правила игры в баскетбол
Техника игры
Исторический очерк развития игры
Баскетбол был "изобретен" в 1891 году преподавателем физического воспитания Спрингфилдского колледжа в штате Массачусетс США доктором Джеймсом Нейсмитом. Так как мяч забрасывали в корзину, новая игра получила название "баскетбол" (basket- корзина, ball - мяч).
Две команды при условии соблюдения правил стремятся с помощью передач забросить мяч в корзину соперника, защищая от его бросков свою корзину. Баскетбол относится к скоростным видам спорта. Для баскетболиста необходимы выносливость, прыгучесть, ловкость, быстрота реакции. Во многих видах спорта, в особенности в легкой атлетике, баскетбол является составной частью тренировок.
Несколько позднее в 1892 г., Д. Нейсмит разработал первые тринадцать пунктов баскетбольных правил, действующих в той или иной мере по сей день.
Первый этап развития баскетбола (1891-1918гг.) характеризуется его становлением.
В 1894 г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводить соревнования.
Одновременно с развитием игры формировалась техника, создавалась и техника баскетбола. Появились рациональные технические приемы ловли, передачи, ведение и броски мяча в корзину.
На втором этапе (1919 - 1931гг.) стали создаваться национальные федерации баскетбола. Баскетбол начал широко культивироваться в странах Европы: в Чехословакии, Литве, Италии, Латвии, Франции.
Третий этап (1932 - 1947гг.) отличен созданием Международной федерации баскетбола, созданной 18 июня 1932 г. первоначально вошли 8 стран: Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швейцария и Чехословакия.
В программу Олимпийских игр баскетбол впервые включен в 1936 г.
Игра быстро завоевала признание во всем мире. В 1935 г. в Женеве состоялся первый чемпионат Европы для мужских команд. Первым чемпионом Европы стала сборная команда Латвии. Первый женский Чемпионат Европы состоялся в 1938 г. в Риме. Победу на нем одержала национальная команда Италии.
Четвертый этап развитие баскетбола охватывает период с 1948 по 1956 г. международная федерация баскетбола заняла одно из ведущих мест среди международных спортивных объединений.
В 1972 г. МОК принял решение о включении женского баскетбола в программу XXI Олимпийских игр в Монреале.
Материальное обеспечение
Согласно официальным правилам, соревнование по баскетболу проводится только залах, в большинстве случаев на паркетном полу.
Площадка для игры в баскетбол.
По международным правилам площадка для игры в баскетбол должна иметь размеры 26×14 (м). В центре площадки находится центральный круг с диаметром 3,6 (м), через центр которого проходит центральная линия. На лицевых линиях расположены стойки со щитами. Перед каждой стойкой со щитом от лицевой линии до штрафной линии - 3,6 (м). длина области штрафного броска от лицевой до штрафной линии равна 5,8 (м). В центре штрафной линии проведены круги с диаметром 3,6 (м).
Инвентарь.
При игре в баскетбол используются стойки со щитами, опущенные с потолка на специальных приспособлениях. Стойка сделана из стальных труб. Щиты с корзинами на высоте 3,5 (м) - обычно из дерева имеют размеры 1,80×1, 20 (м). Внутренний диаметр металлических колец корзин 45 (см). Корзина представляет собой веревочную сетку без дна 40 (см) длиной.
Мяч, наполненный воздухом, выполнен из синтетических материалов. Его окружность - 75-78 (см), вес - 600-650 (г).
Одежда.
Одежда баскетболистов - спортивные трусы и майка с номерами с 4 по 15 на гуди и на спине (у капитана команды должны быть особые отметки). Обувь - высокие ботинки без каблуков на резиновой подошве. При необходимости на колени могут быть надеты наколенники.
Правила игры в баскетбол
Команда и запасные игроки. В состав каждой команды входит 5 основных и 5-7 постоянных запасных игроков, которые могут вступить в игру только после остановки игры и свистка судьи.
Время игры. Во всех классах баскетбольные матчи делятся на 2 тайма по 20мин. чистого времени. Перерыв между таймами 10мин. Если по истечении времени матча команды набрали одинаковое количество очков, то дается дополнительное время (5мин) для выявления победителя. Каждая команда имеет право на 2 тайм-аута в каждом тайме. Тренеры обычно используют тайм-ауты для того, чтобы дать игрокам тактические наставления и сделать замену.
Начало игры. Игра начинается с того, что в центре площадки судья бросает мяч вверх между двумя игроками, каждый из которых пытается отбить мяч своей команде.
Правила перемещения. Согласно этому правилу, игрок, получивший мяч, имеет право сделать только два шага. Прыжок с места с мячом в руке является нарушением правила перемещения.
Остановочным мячом. Называется такая игровая ситуация, при которой с мячом соприкасаются по 1 или 2 игрока каждой команды и мяч выводится из игры. В этом случае игра продолжается спорным вбрасыванием.
Мяч вне игры. Если мяч или игрок с мячом касается ограниченных линий площадки или пола, то судья дает команду "вне игры".
Вбрасывание. После остановки игры в случае "вне игры" или технических ошибок (нарушение правила перемещения, правила времени и т.д.) мяч вводится в игру путем выбрасывания из-за боковой линии.
Оценки. Бросок мяча в корзину засчитывается в том случае, если мяч падает через кольцо и сетку сверху в низ. За каждый успешный бросок команда получает 2 очка, за каждый удачный штрафной бросок - 1 очко.
Правило фола. Одним из важнейших правил баскетбола является правило фола (в переводе с английского - "ошибка"). Различают персональные и технические фолы.
К персональным фолам относится любое преднамеренное касание соперника (задержка игры, блокировка руками и ногами и т.д.). в подобных случаях мяч передается противнику для выбрасывания. После одиннадцатого фола за полупериод фол во время неудачного броска соперника карается двумя штрафными бросками.
Технический фол назначается в случае неспортивного поведения игрока и наказывается двумя штрафными очками, который выполняет любой игрок команды соперника.
Правила времени. Некоторые правила времени крайне важны. Правило 30 сек. гласит, что через 30 сек. выбрасывание атака должна быть завершена броском в корзину соперника.
Правило 3 сек. гласит, что нападающий не может находиться в области штрафного броска соперника более 3 сек.
Правило 10 сек. подразумевает, что атакующая команда обязана после выбрасывания, проведенного на ее половине площадки, не дольше чем через 10 сек. довести мяч до половины соперника, и после этого атакующая команда не может возвратить мяч на свою половину.
Судьи на площадке и судейская коллегия. Баскетбольные матчи судят 2 судьи на площадке. При вынесении решений судьи не могут оспаривать решение друг друга. За столом судейской коллегии находятся: 1-й судья - хронометрист, отвечающий за чистое время матча, 2-й судья - хронометрист, отвечающий за правило 30 сек., судья - протоколист, заносящий в личные карточки игроков полученные очки, замечания, текущий результат и положение "вне игры".
Техника игры
Техника игры - это сложившаяся в процессе развития баскетбола совокупность приемов, позволяющих наиболее успешно решать конкретные соревновательные задачи.
Техника баскетбола распадается на два больших раздела:
Техника нападения распадается на а) техника передвижений, б) техника владения мячом;
Техника защиты распадается на а) техника передвижений, б) техника отбора мяча и противодействие;
Техника нападения.
А) Техника передвижения. Для передвижений по площадке баскетболист использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. Передвижения - основа техники баскетбола. С помощью этих приемов игрок может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его противника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения других приемов.
Ходьба. Ходьба используется главным образом для смены позиции в период коротких пауз или снижения интенсивности игровых действий, а также для перемены темпа движения в сочетании с бегом.
Бег. Бег занимает в игре большое место и является главным средством передвижения. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из многообразных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной в перед, быстро изменять направление и скорость бега.
Прыжки. Подсчитано, что квалифицированный баскетболист в среднем за игру выполняет до 130-140 прыжков из различных положений и с различными задачами. Применяются два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой. Прыжок толчком двумя ногами выполняется чаще с места из положения основной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Прыжок толчком двумя ногами с разбега применяется обычно при выполнении бросков в корзину и при борьбе за отскок. Прыжок толчком одной ногой выполняется с короткого разбега. Отталкивание производится таким образом, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега. При выполнении ряда технических приемов с мячом в безопорном положении очень важным считается умение игрока выпрыгивать на достаточную высоту без активного участия рук, быстро и своевременно.
Остановки. В соответствии с игровой ситуациейбаскетболист использует резкие, внезапные остановки, которые в сочетании с рывками и изменениями направления бега дают возможность на некоторое время освободиться от опеки противника и выйти на свободное место для дальнейших атакующих действий. Остановка осуществляется двумя способами: прыжком и двумя шагами. При первом способе игрок делает невысокий скользящий прыжок по ходу движения, причем, оттолкнувшись одной ногой, он подает туловище назад и приземляется либо на обе ноги одновременно, либо сначала на толчковую ногу с последующим приседанием. При втором способе остановки используется так называемый двухшажный ритм (двухшажная техника). Здесь игрок предпоследний короткий шаг делает с подседом и со смещением от центра тяжести в направлении обратном движению. Затем следует последний удлиненный шаг, игрок выставляет ногу вперед со стопорящей опорой на пятку и последующим перекатом на всю ступню.
Повороты. Нападающий использует повороты для ухода от защитника, укрытия меча от выбивания. Есть два способа поворотов - вперед и назад. Поворотом в перед называются такие повороты, когда переступания выполняются в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом, а поворотами назад - те, которые выполняются переступаниями в сторону, куда баскетболист обращен спиной. При повороте на месте игрок переносит основной центр тяжести тела на одну ногу, которая является как бы осью вращения. Выполняя поворот в движении, игрок сближается с противником и ставит стопу опорной ноги развернуто в направлении предполагаемого поворота.
Б) Техника владения мячом. Техника владения мячом включает в себя следующие приемы: ловлю, передачи, ведение и броски мяча в корзину.
Ловля мяча. Ловля мяча - прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча - это исходное положение для последующих передач, ведения или бросков, поэтому структура движения должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов.
Ловля мяча двумя руками. Наиболее простым и в тоже время надежным способом овладения мячом считается ловля мяча двумя руками. Подготовительная фаза: если мяч летит к игроку на уровне груди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, ненапряженными пальцами и кистями образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча. Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами, сближая кисти, а руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая тем самым мяч к груди. Завершающая фаза: после приема мяча игроком туловище вновь подается слегка вперед; мяч укрываемый от противника разведенными локтями, выносится в положение готовности к последующим действиям.
Ловля мяча одной рукой. Когда игровая обстановка не позволяет дотянуться до летящего мяча и поймать его двумя руками, следует ловить мяч одной рукой. Подготовительная фаза: игрок вытягивает руку таким образом, чтобы пересечь траекторию полета мяча (кисть и пальцы не напряжены). Основная фаза: как только мяч коснется пальцев, руку нужно отвести назад - вниз, как бы продолжая полет мяча (автоматизационное движение). Завершающая фаза: мяч нужно поддержать одной рукой, затем крепко обхватить двумя руками так, чтобы быть готовым немедленно действовать дальше.
Передача мяча. Передача - прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки. Существует много различных способов передач мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, характера и способов противодействия соперников.
Передача двумя руками от груди - основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки противника. Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно охватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа с добавочным движением кистей, придающим мячу обратное вращение. Завершающая фаза: после передачи руки расслабленно опускают вниз, игрок выпрямляется, а затем занимает положение на слегка согнутых ногах.
Передачи двумя руками сверху чаще всего используют на средние расстояния в условиях плотной опеки противника. Подготовительная фаза: игрок поднимает мяч слегка согнутыми руками над головой и заносит его за голову. Основная фаза: игрок резким движением рук с разгибанием в локтевых суставах и захлестывающим движением костей направляет мяч партнеру.
Передача двумя руками снизу применяется на расстоянии 4-6 м в тех случаях, когда мяч пойман на уровне ниже коленей или поднят с площадки. Подготовительная фаза: мяч в руках, опущенных вниз, руки слегка согнуты, пальцы свободно расставлены на мяче. Основная фаза: маховым движением рук вперед в сочетании с их выпрямлением мяч посылают в желаемом направлении.
Передача двумя руками "из рук в руки" используется для адресования мяча партнеру, находящемуся почти в плотную к игроку с мячом. Подготовительная фаза: игрок вытягивает руки с мячом, пересекая направление движения партнера. Основная фаза: игрок сначала поворачивает мяч таким образом, чтобы кисти поддерживали его с верху и с низу, а затем отпускает мяч.
Передача одной рукой от плеча - наиболее распространенный способ передачи мяча на близкое и среднее расстояние. Подготовительная фаза: руки с мячом отводятся к правому плечу так, чтобы локти не поднимались; одновременно игрок поворачивается в сторону замаха. Основная фаза: мяч на правой руке, которая сразу же выпрямляется с одновременным захлестывающим движением кисти и поворотом туловища. Завершающая фаза: после вылета мяча правая рука на короткое мгновение как бы его сопровождает, а затем расслабленно опускается вниз.
Передача одной рукой сверху применяется, когда необходимо послать мяч на средние и особенно дальние расстояния. Подготовительная фаза: игрок поворачивается броском в направлении передачи, рука с мячом отводится назад в направлении передачи, рука с мячом отводится назад в сторону, мяч лежит на ладони и удерживается пальцами. Основная фаза: выпрямленная рука с мячом мощным маховым движением по дуге вверх доходит до вертикального положения, а другая, согнутая в локтевом суставе, поддерживает равновесие и ограничивает противодействие соперника.
Передача одной рукой снизу выполняется на близкое и среднее расстояние в тех ситуациях, когда противник усиленно старается перехватить передачу поверху. Подготовительная фаза: прямая или слегка согнутая рука с мячом махом отводится назад, мяч лежит на ладони, удерживаемый пальцами и центробежной силой. Основная фаза: рука с мячом вдоль бедра выносится вперед вверх.
Передача одной рукой сбоку сходна с передачейодной рукой снизу. Подготовительная фаза: замах осуществляется отведением руки с мячом в сторону назад и соответствующим поворотом туловища. Основная фаза: рука с мячом делает маховое движение вперед в плоскости, параллельной площадке.
Передача одной рукой подбрасыванием решает ту же задачу, что и передача двумя руками "из рук в руки". Игрок вытягивает руку с мячом, лежащим на ладони, пересекая направление движения партнера. В момент сближения игрок слегка подбрасывает мяч вверх коротким движением кисти и пальцев. Партнер по ходу подхватывает мяч проводит действия.
Ведение мяча. Ведение мяча - прием в баскетболе, дающий возможность игроку продвигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении. Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой вниз - вперед, несколько в стороне от ступней ног. Основные движения выполняются в локтевом и лучезапястном суставах.
Ведение с изменением скорости. Неожиданные изменения скорости ведения мяча применяются игроком для отрыва от защитника. Чем выше отскок и меньше его угол, тем больше скорость продвижения.
Ведение с изменением направления. Используется главным образом для обводки противника и проходов для атаки корзины. Изменение направления достигается тем, что кисть руки накладывается на различные точки боковой поверхности мяча с последующим выпрямлением руки в нужном направлении.
Ведение с изменением высоты отскока. Применяется для прямого прохода мимо защитника, без отклонений в сторону. Игрок сближается с противником, ведя мяч с достаточно высоким отскоком, затем сильно сгибает ноги, наклоняет туловище и снижает мяч почти к площадке выпрямленной полностью рукой.
Ведение с асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног. С успехом используются для обводки двух-трех противников. Данный способ ведения позволяет более свободно и рационально использовать толчковые движения ног и отклонения туловища в качестве финтов.
Броски в корзину. Квалифицированная баскетбольная команда проводит за время встречи в среднем 65 - 70 бросков в корзину с игры и до 20 - 25 штрафных бросков, от точности которых и зависит достижение победы над соперником. Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в корзину - ее главная цель. Баскетболист, готовясь к броску, должен оценить ситуацию на площадке, возможную интенсивность и способ противодействия опекающего защитника, реальные пути выхода для борьбы за отскок и другие моменты.
Бросок двумя руками от груди. Преимущественно используется для атаки корзины с дальних дистанций в условиях отсутствия активного противодействия защитника. Подготовительная фаза: мяч обхватывается пальцами, образующими плотную "чашу", и выносится на уровень лица, ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, одна нога выставлена на 30 - 40 см вперед. Основная фаза: руки полностью выпрямлены вверх - вперед по небольшой дуге, кисти и пальцы, раскрываясь, дают мячу направляющий легкий толчок; одновременно с движением рук выпрямляются и ноги. Завершающая фаза: после выполнения броска руки опускаются расслабленно вниз, игрок принимает исходную позицию для последующего рывка к щиту, чтобы бороться за отскок в случае промаха.
Бросок двумя руками сверху. Целесообразно применять со средних дистанций при плотной опеке противника. Подготовительная фаза: мяч выносится над головой слегка согнутыми в локтевых суставах руками, туловище слегка отклоняется назад. Основная ваза: руки выпрямляются вверх - вперед, и делается более энергичный толчок кистями и пальцами. Завершающая фаза: схожа с предыдущим способом.
Бросок двумя руками снизу. Выполняется преимущественно при стремительных проходах к щиту и атаках корзины в затяжном прыжке под руками накрывающего мяч защитника. Подготовительная фаза: игрок получает мяч в движении под правую или левую ногу, а затем делает широкий шаг другой ногой и выполняет прыжок к щиту. Основная фаза: игрок максимально вытягивается к щиту, выносит к корзине прямые руки, мяч выпускается с кончиков пальцев в самой высокой точке, причем добавочным движением кистей пальцев ему придается обратное вращение. Завершающая фаза: руки, как бы сопровождая мяч, поднимаются вверх без напряжения.
Бросок одной рукой от плеча: довольно распространенный способ атаки корзины с места со средних и дальних дистанций. Подготовительная фаза: игрок выставляет правую ногу вперед, развернувшись правым плечом по направлению к корзине. Основная фаза: примерно на уровне головы мяч лежит на правой руке, которая начинает вытягиваться вперед-вверх по направлению к корзине. Завершающая фаза: после выполнения броска рука как бы сопровождает мяч к корзине, а затем опускается расслабленно вниз.
Бросок одной рукой сверху. Используется чаще других для атаки корзины в движении с близких дистанций и непосредственно из-под щита. Подготовительная фаза: мяч ловиться под правую ногу. Основная часть: в высшей точке прыжка рука выпрямлена для максимального приближения мяча к корзине, мяч выталкивается мягким движением кисти пальцев, ему придается обратное вращение. Завершающая фаза: игрок приземляется на согнутые ноги недалеко от корзины, принимает положение равновесия и готовится к борьбе за отскок в случае промаха.
Бросок одной рукой сверху ("крюком"). Наиболее часто используется центровыми игроками для атаки корзины с близких и средних дистанций в условиях активного противодействия высокорослого защитника. Подготовительная фаза: игрок делает шаг левой ногой в сторону от противника, поворачивается левым боком к щиту, слегка сгибая левую ногу. Основная фаза: отталкиваясь левой ногой, игрок выпрыгивает вверх, одновременно правая рука с мячом отводится от туловища и дугообразным движением также поднимается вверх.
Добивание мяча. В ряде игровых положений, когда мяч отскакивает от щита при неудачном броске или пролетает вблизи корзины, игрок не располагает временем для приземления с мячом, прицела и броска. В таких случаях следует добивать мяч в корзину в прыжке двумя руками или одной рукой.
Техника защиты. Техника защиты подразделяется на две основные группы: а) техника передвижений; б) техника овладения мячом и противодействия.
А) Техника передвижения.
Стойка. Защитник должен находиться в устойчивом положении на слегка согнутых ногах и быть всегда готовым затруднить выход нападающего за удобную позицию для атаки корзины и получения мяча.
Стойка с выставленной вперед ногой. Применяется при держании игрока с мячом, когда необходимо помешать ему бросить в корзину или пройти под щит. Игрок на согнутых ногах располагается как правило, между нападающим и щитом. Одну ногу он выставляет вперед, одноименную руку вытягивает вверх - вперед, предупреждая ожидаемый бросок, а другую руку выставляет в сторону - вниз, чтобы помешать ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины.
Стойка со ступнями на одной линии. Используется при опеке нападающего, готовящегося в средней части поля к проходу с ведением в правую или в левую сторону.
Передвижения. Направление и характер передвижения защитника, как правило, зависят от действий нападающего. Поэтому защитник всегда должен сохранять положение равновесия и быть готовым передвигаться в людом направлении, все время изменяя направление бега в стороны, вперед, назад (часто спиной вперед).
Б) Техника овладения мячом.
Вырывание мяча. Если защитнику удалось захватить мяч, то прежде всего надо попытаться вырвать его из рук соперника. Для этого нужно захватить мяч возможно глубже двумя руками, после чего резко рвануть к себе, сделав одновременно поворот туловищем.
Выбивание мяча.
Выбивание мяча из рук противника. Защитник сближается с нападающим, активно препятствуя егодействиям с мячом. Для этого защитник выполняет неглубокие выпады с вытянутой к мячу рукой, отступая затем в исходную позицию.
Выбивание мяча при ведении. В момент начала прохода нападающего с ведением защитник отступает или слегка отпрыгивает назад, оставив противнику прямой пут к корзине, и преследует его, оттесняя к боковой линии. Затем защитник набирает такую же скорость, как и нападающий, и, опередив ритм ведения, выбивает мяч ближайшей к противнику рукой в момент приема мяча, отскочившего от площадки.
Перехват мяча.
Перехват мяча при передаче. Успех данного способа перехвата зависит прежде всего от своевременности и быстроты действий защитника. В этом случае защитнику нужно на коротком расстоянии набрать максимально возможную скорость и опередить соперника на пути к летящему мячу. Защитник плечом и руками отрезает прямой путь сопернику к мячу и овладевает им.
Перехват мяча при ведении. Осуществляется в момент, когда защитник догоняет нападающего, ведущего мяч. Для этого защитнику необходимо подстроиться к ритму и скорости ведения мяча, а затем, выйдя из-за спины нападающего, на мгновение раньше его принять отскакивающий мяч на кисть ближайшей руки и самому же продолжать вести мяч, но в другом направлении.
Накрывание мяча при броске. Защитник, имеющий некоторое преимущество перед нападающим в росте и прыжке, должен попытаться помешать вылету мяча из рук при броске. Накрывание мяча может осуществляться по ходу подстраховки игрока противника. При накрывании мяча нужно избегать движения всей руки (или рук) сверху - вниз, так как это часто приводит к персональным ошибкам, особенно при противодействии броску двумя руками или одной рукой снизу.
Отбивание мяча при броске в прыжке. Эффективное противодействие броску в прыжке - очень трудная задача, требующая от защитника мобилизации всех сил, умения и внимания. Лучшим для отбивания мяча с траектории полета в корзину является момент, когда мяч уходит от кончиков пальцев руки и уже не контролируется нападающим. Защитник должен стремительно выходить для противодействия броску в прыжке так как время от момента отталкивания до момента выпуска мяча равняется всего 0,18 - 0,20 сек.
Овладение мячом в борьбе за отскок у своего щита. Для каждого игрока защищающейся команды очень важно уметь уверенно овладеть мячом, отскочившим от своего щита или корзины, так как команде приходиться выполнять эту операцию в среднем 25 - 30 раз за матч. После броска нападающего защитник должен преградить противнику путь к щиту, занять устойчивое положение, а затем бороться за отскок, быстро и своевременно выпрыгивая для овладения мячом. Прыжок выполняется толчком как одной, так и двумя ногами после небольшого разбега или с места. Высоко выпрыгнув и завладев мячом, игрок при приземлении широко разводит ноги и сгибает туловище, чтобы в условиях силовой борьбы помешать противнику занять выгодное положение по отношению к щиту и мячу. Затем мяч энергичным движением рук подтягивается к туловищу и укрывается при помощи широко расставленных локтей.
Предварительный просмотр:
«Техника игры в волейбол»
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц
«Техника игры в волейбол»
Технику волейбола следует рассматривать как систему двигательных действий, направленную на решение конкретных задач в игре с учетом конкретных игровых ситуаций.
Учитывая специфику волейбола, овладение совершенной техникой имеет решающее значение в достижении спортивного мастерства в этом виде спорта.
Технику составляют приемы и способы (варианты приемов), необходимые для ведения игры. Разнообразие двигательных действий, которыми владеет волейболист, характеризует его техническую подготовленность.Рациональность технических действий — это характеристика способа выполнения приема игры, при котором возможно достижение наибольшей его эффективности.
Каждый прием игры представляет собой систему движений, тесно взаимосвязанных между собой.
В каждом приеме игры выделяют три фазы:
1.подготовительную
2.основную
3.заключительную.
Подготовительная фаза включает в себя начальное (исходное) положение, основной задачей которого является готовность к действию. В подготовительной фазе действие направлено на создание наилучших условий для решения смысловой задачи.
В основной фазе действие направлено на взаимодействие с мячом - отбивание посредством оптимального распределения жесткости биомеханического аппарата игрока.
Оптимальная жесткость его обеспечивает, с одной стороны, эффективность, с другой — вариативность движений.
В заключительной фазе завершается выполнение технического приема. Классификация техники игры в соответствии с распределением приемов по условно-целевому признаку включает передвижения, исходные положения, передачи мяча, прием подачи, прием-передачи, подачи, атакующие удары и блокирование.
Рис.1.
ТЕХНИКА ИГРЫ В НАПАДЕНИИ
Стойки, передвижения, исходные положения
Стойки.
В волейболе игрок не может удерживать мяч или отбивать его не установленными правилами способами. Все действия осуществляются кратковременным прикосновением к мячу, исключающим его задержку. Это предъявляет исключительно высокие требования к готовности своевременно передвигаться по площадке, выполнить тот или иной игровой прием.
С этой целью игрок принимает стойку, отличающуюся характером последующих действий. Для выполнения атакующего удара или блокирования —она высокая (рис. 1, а), для приема подачи — она средняя (рис. 1,6), для приема мяча от атакующего удара или отскочившего от блока—она низкая (рис. 1, в). Таким образом, положение ОЦТ (общего центра тяжести) зависит от особенностей игровых ситуаций и характера предстоящих действий.
Следует заметить также, что на положение ОЦТ существенно влияют рост игрока и его координационные способности. Поэтому наиболее рациональна та стойка, которая позволяет мгновенно вывести ОЦТ за границу опоры, что важно для быстрого передвижения или действия.
По положению ног и ступней различают несколько вариантов стоек: устойчивую (нога, противоположная ведущей руке, впереди), основную (обе ноги на одном уровне) и неустойчивую (тяжесть тела перенесена на переднюю треть стопы).
В зависимости от индивидуальных особенностей применения
Рассматриваются применительно к технике нападения и защиты вместе.
Стойка может быть статична (неподвижность игрока) или динамична (переминание с ноги на ногу в ожидании приема подачи, атакующего удара или блокирования).
В положении стойки руки находятся на уровне пояса (равновероятность траектории полета мяча), кисти обращены ладонями друг к другу, туловище несколько наклонено вперед. Общее положение тела свободно, не напряжено.
Передвижения. Для выполнения игрового приема игрок передвигается по площадке. При этом в зависимости от характера приема и игровой ситуации он использует различные передвижения: шагом, приставным шагом, двойным шагом, окрестным шагом, бегом, скачком, прыжком, падением.
Передвижения шагом и бегом характеризуются мягкостью (отсутствие колебаний ОЦТ), которая достигается неполным выпрямлением ног в коленных суставах.
Приставные шаги используются для передвижения на небольшое расстояние при блокировании или при приеме мяча, летящего в сторону от волейболиста. Движение всегда начинают ногой, стоящей ближе к нужному направлению, на всю стопу.
Двойной шаг применяется в тех случаях, когда игрок не успевает к мячу. При этом тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди, затем на ее носок и выносится за площадь опоры. Одновременно ногой, стоящей сзади, волейболист делает шаг вперед. Происходит перекат с пятки на носок, и вслед за этим выставляется вперед нога, стоящая сзади, создавая стопорящий шаг.
Окрестный шаг используется только при блокировании (не считая случаев потери равновесия). Передвижение начинается с дальней по отношению к направлению движения ноги.
Скачок применяется при необходимости быстро принять мяч. От двойного шага он отличается более широким шагом и наличием фазы полета (безопорного положения).
Рассмотренные способы передвижения волейболистов часто применяются в сочетании. Например, вслед за бегом выполняется двойной шаг или скачок, после передвижения приставными шагами — прыжок и т. д.
Передвижения прыжком и падениями входят в состав определенных приемов игры, поэтому будут рассмотрены при их описании.
Исходные положения. Как уже было замечено, исходные положения представляют собой позы волейболиста, удобные для выполнения приема игры после передвижения или стойки. Таким образом, исходное положение предшествует подготовительной фазе технического приема.
Независимо от характера игрового приема исходные положения отличаются некоторой статичностью: перед передачей (рис. 2, а), приемом снизу (рис. 2, б), блокированием (рис. 2, в) и атакующим ударом (рис. 2, г). Время, в течение которого игрок находится в исходном положении, исчисляется долями секунды.
Рис. 2
Передачи
Передача – Прием игры, с помощью которого создаются наиболее благоприятные условия для завершения взаимодействий команды атакующим ударом. Различают следующие способы передач:
двумя руками в опоре; двумя руками в прыжке; одной рукой в прыжке; двумя руками в падении назад перекатом на спину (бедро и спину). Последний способ в современном волейболе применяется игроками крайне редко.
По направлению (относительно передающего) передачи бывают:
вперед, над собой, назад. По длине: длинные — через зону, короткие — из зоны в зону, укороченные — в пределах зоны. По высоте траектории: высокие—более 2 м, средние—до 2 м, низкие—до 1 м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяет скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке — до 0,5 м и отдаленные от сетки — более 0,5 м.
Техника передачи состоит из исходного положения, встречного движения рук к мячу, амортизации и направления мяча (вылета). После передвижения к мячу в исходном положении туловище волейболиста расположено вертикально, степень сгибания ног зависит от высоты траектории полета мяча, стопы параллельны или одна (противоположная ведущей руке) несколько впереди. Руки выносятся вверх, кисти в форме овала оптимально напряжены (рис. 3).
В соответствии с условно-целевым признаком передач слово «сверху» опускается.
Рис. 3
Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. Ударное движение при передаче характеризуется амортизацией. При этом большие пальцы принимают на себя основную нагрузку, а указательные являются основной ударной частью, средние в меньшей степени, а безымянные и мизинцы в основном удерживают мяч в боковом направлении. Сообщение мячу нового направления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий, что проявляется в согласованном движении ног, туловища и рук. При этом ОЦТ тела смещается несколько вверх-вперед и масса тела переносится на носки обеих ног. Руки сопровождают полет мяча и после передачи почти полностью выпрямляются.
С целью сокращения временных параметров полета мяча, что важно при построении сложных игровых взаимодействий или если мяч летит высоко и направленна игрока, используется передача двумя руками в прыжке. В этом случае руки выносятся над головой несколько выше, и передача выполняется в высшей точке прыжка за счет активной работы рук (рис. 4). При передаче в прыжке на короткое расстояние после имитации атакующего удара точка встречи рук с мячом повышается еще больше, и передача выполняется за счет короткого движения кистей.
Рис. 4
Рис. 5
При передачах назад (стоя спиной к цели) игрок передвигается под мяч. При этом кисти тыльной частью располагаются над головой. Передача выполняется за счет разгибания рук в локтях и движения туловища назад-вверх с одновременным прогибанием в грудной и поясничной частях позвоночника (рис. 5).
Техника движения рук при передачах назад в прыжке остается по существу такой же, как и при передачах из опорного положения.
Более сложный способ передач — одной рукой в прыжке. Он применяется в усложненных условиях полета мяча над сеткой. В этом случае после прыжка руку выносят высоко над головой локтем вперед (рис. 6). Кисть разворачивают ладонью вперед, пальцы сгибают и напрягают в большей степени. Передача выполняется за счет активного разгибания руки в локтевом суставе.
Подачи
Подача — технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Поэтому подача является и средством нападения. Техника подачи состоит из исходного положения и трех последонательных фаз: подготовительной (подбрасывание мяча, замах), основной (ударное движение) и заключительной (опускание рук и переход к новым действиям).
Рис. 7
В современном волейболе используются верхние прямые и боковые подачи с планирующей траекторией полета мяча. Реже применяются силовые прямые и боковые подачи. Нижняя прямая подача используется при начальной подготовке и в игре новичков. (В связи с отрицательным влиянием навыка при овладении верхней планирующей подачей изучение нижней боковой подачи признается нецелесообразным.)
Прямая подача.
В исходном положении (рис. 7) игрок стоит лицом к сетке, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, левая нога впереди. Мяч удерживается слегка согнутой левой рукой на уровне пояса. При замахе прямая правая рука отводится строго назад. Мяч подбрасывают на расстояние 20—30 см. Удар осуществляется встречным движением правой руки (основанием напряженной кисти) снизу-вперед-вверх примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит тяжесть тела на левую. После удара рука выполняет сопровождающее мяч движение вперед. Точность нижней прямой подачи обусловлена тремя основными факторами: направлением замаха — он должен быть строго назад, высотой подбрасывания — она должна быть невысокой (у новичков она зависит от уровня развития скоростно-силовых качеств и компенсируется амплитудой замаха) и точкой удара по мячу — она должна быть примерно на уровне пояса.
Рис. 8
Рис. 9
Верхняя прямая подача.
В исходном положении игрок стоит в высокой стойке лицом к сетке (рис. 8). Мяч удерживается на уровне груди, левая нога впереди. После подбрасывания мяча до 1 м над головой (несколько впереди себя) игрок выполняет замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющей рукой назад-вверх. Удар осуществляется прямой рукой несколько впереди игрока.
Верхняя прямая подача имеет два варианта:
описанный выше, с вращением (силовая), и без вращения мяча (планирующая). Существенными элементами техники планирующей подачи являются:
повышение точности удара по мячу, для чего левая рука с мячом поднимается до уровня плеча или выше, понижение высоты подбрасывания мяча до 0,5 м, уменьшение амплитуды замаха (рис. 9). Главная задача при подаче без вращения — нанести удар в центр мяча, избегая вращательных движений кистью. При этом ударное движение может быть кратковременным и выполняться основанием напряженной кисти (плоская кисть) или относительно долговременным, при котором рука сопровождает мяч. Однако и в этом случае движение руки резко тормозят, чтобы избежать вращательного момента. Удар при этом наносится основанием полунапряженной кисти или кулаком.
Переход в обучении от подач с вращением к подачам без вращения осуществляется по мере овладения техникой и развитием скоростно-силовых качеств учащихся. Способы подачи при этом — верхняя прямая и верхняя боковая. Особенность их выполнения заключается в том, чтобы придать мячу большую начальную скорость. Это достигается за счет уменьшения высоты подбрасывания (чтобы мяч не вращался), укороченного замаха и отрывистого, резкого удара по мячу напряженной ладонью и точно по центру.
Рис. 10
На начальном этапе обучения для увеличения силы удара, что весьма важно, необходимо включать в работу туловище, которое отводится назад при замахе.
Верхняя боковая подача.
Существуют варианты боковой подачи:
1. С места
2. После передвижения
3. На силу и без вращения (планирующая).
При подаче с места в исходном положении игрок располагается левым боком к сетке, ноги согнуты в коленях (рис. 10). Мяч подбрасывается до 1 м над плечом левой руки. Правая рука делает замах вниз-назад, опуская плечо вниз, тяжесть тела переносится на правую ногу. Поднимая бьющую руку по дуге сзади-вверх, наносят удар полунапряженной кистью.
При этом вес тела переносится на левую ногу, а туловище поворачивается влево, что значительно усиливает ударное движение.
При подаче после передвижения необходимо, чтобы ноги приняли исходное положение для замаха. Подбрасывание мяча и замах выполняются на последнем шаге. Передвижение позволяет существенно увеличить ударный импульс, но в то же время предъявляет повышенные требования к координации движений, а значит, и к технике исполнения подачи.
Для верхней боковой подачи без вращения характерны те же изменения элементов техники, что и для прямой.
В последнее время применяют подачу в прыжке, при которой основа движений примерно такая, как при прямом нападающем ударе с задней линии.
Атакующие удары
Атакующий удар — наиболее эффективный способ завершающих действий команды. Он осуществляется выше верхнего края сетки. Удары через сетку, выполняемые ниже ее верхнего края, называются нападающими (маловероятная возможность выигрыша) или отбиванием (вынужденные действия, исключающие, как правило, возможность выигрыша).
По направлению атаки удары различают: по ходу, когда направление полета мяча соответствует направлению разбега (прыжка) игрока, и удары с переводом — при несовпадении отмеченных параметров. По скорости полета мяча атакующие удары разделяют на силовые (скоростные), кистевые (ускоренные) и обманные (медленные).
По технике выполнения атакующие удары в волейболе принято делить на прямые (лицом к сетке) и боковые (боком к сетке).
Прямой атакующий удар расчленяют на четыре фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, приземление (рис. 11). В свою очередь каждая из этих фаз состоит из микрофаз.
Рассмотрим основные из них.
В фазе разбега волейболист решает две главные задачи: достижение наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности относительно скорости (траектории) полета мяча. По своей ритмической структуре разбег в свою очередь разделяют на микрофазы: начало, середину и прыжок.
В начальной микрофазе разбега с целью определения характера полета мяча (направление и траектория) волейболист выполняет один-два ступающих (поисковых) шага в медленном темпе. Во второй, подготовительной, он определяет траекторию полета и корректирует свое направление и скорость разбега.
Во второй фазе—прыжке—игрок выполняет широкий беговой шаг правой ногой на стопу с пятки, левую ногу присоединяет к правой, руки отводит назад. Ноги сгибаются в коленях, а туловище в тазобедренных суставах. Затем руки делают взмах вперед-вверх, ноги разгибаются во всех суставах и отрываются от опоры, тело приобретает вертикальный взлет с незначительным наклоном туловища вперед. Одновременно со взлетом игрок выполняет замах правой рукой вверх-назад, левая рука задерживает движение на уровне плеча. Туловище прогибается в грудном и поясничным отделах позвоночника, ноги незначительно сгибаются в коленях. Важно, чтобы кисть бьющей руки заносилась не за голову, а была над плечом; выше плеча должен быть и локоть.
Рис. 11
В зависимости от индивидуальных проявлений скоростно-силовых качеств спортсменов различают одновременную постановку ног (жесткое отталкивание) и поочередную (мягкое отталкивание). При этом стопы могут оставаться параллельны или быть развернуты носками наружу. Высота прыжка во многом обусловлена взрывным •характером сокращения мышц и максимальным наращиванием скорости маховых движений рук.
В третьей фазе—ударе по мячу—правая рука выпрямляется в локтевом суставе, вытягивается вверх-вперед. Удар осуществляется резким и последовательным сокращением мышц живота, груди и руки. При этом кисть бьющей руки накладывают на мяч сзади-сверху в естественном состоянии напряжения. Это состояние обусловлено тактическими задачами атаки и будет увеличиваться в сторону напряжения при необходимости повышения точности удара. Правильное ударное движение кисти — основа успеха в технике атакующего удара. Оно должно осуществляться вокруг вертикальной оси. На начальном этапе обучения и совершенствования техники атакующих ударов следует особое внимание уделять не силе удара, а его своевременности и направлению.
Рис. 12
В четвертой фазе—приземлении—игрок приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям.
В успешном завершении взаимодействий команды использование только прямого атакующего удара недостаточно. Поэтому все большее значение в современном волейболе находят применение удары с переводом мяча.
При ударе переводом с поворотом туловища все подготовительные действия (разбег, прыжок и замах) выполняются как при прямом ударе (рис. 12). Особенности техники составляют: небольшой поворот туловища в сторону удара и нанесение удара по мячу сверху-сзади-справа (рис. 12, а). При переводе вправо туловище начинает поворот сразу же после отталкивания, затем его несколько наклоняют влево, а левое плечо отводят от сетки (рис. 12, б).
При ударах с переводом без поворота туловища движения туловища в сторону мало выражены. Основную роль играет нанесение удара по мячу кистью сверху-справа (слева).
С точки зрения биомеханики удар с переводом осуществляется за счет финального активного движения предплечья и кисти, в то время как силовой удар (прямой по ходу)—вращательным движением плеча в вертикальной плоскости в направлении последующего полета мяча.
С увеличением темпа игры за счет снижения траектории передач все меньшее применение находит весьма эффективный в прошлом боковой атакующий удар. Он применяется в большинстве случаев тогда, когда передача удалена от сетки. Учитывая, что таких случаев в игре встречается немало, овладение боковым ударом расширяет диапазон действий нападающего.
Рис. 13
В подготовительной фазе разбег и отталкивание выполняются так же, как и при прямом ударе (рис. 13). В момент прыжка замах выполняется по типу верхней боковой (силовой) подачи — вниз-в сторону, туловище наклоняется в сторону бьющей руки, левая рука поднимается вверх. Ударное движение начинается с поворота туловища вокруг вертикальной оси. При этом правое плечо подается вперед и замах выполняется снизу-сзади-вверх. Удар по мячу наносится сзади-сверху-сбоку.
ТЕХНИКА ИГРЫ В ЗАЩИТЕ
Прием мяча
Прием мяча — технический прием игры, используемый с целью противодействий его падению на площадку. Выделяют прием подачи, прием в защите и прием-передачу, когда игрок выполняет прием мяча снизу двумя руками с последующей передачей для атакующего удара.
В современном волейболе используются следующие способы и варианты приема мяча: двумя руками снизу (реже одной снизу); двумя руками сверху (крайне редко); одной рукой снизу в падении и перекатом на бедро и спину; одной рукой снизу в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди-животе.
Прием подачи.
Прием подачи в современном волейболе во многом определяет эффективность нападающих действий команды. Это настолько важно, что вполне правомерно прием подачи выделить в самостоятельный прием игры.
Показателем качества приема подачи служит точность первой передачи, т. е. траектория полета мяча по направлению к сетке после встречи рук с мячом. Если мяч опускается в зоне нападения так, что создаются благоприятные условия для организации любых нападающих действий, которые имеются в арсенале команды, прием считается высокого качества (оценка 4—5 по пятибалльной системе). 70 и более процентов таких оценок считается очень хорошим показателем для команд высших разрядов и даже для сборных команд страны.
Самый распространенный способ приема подачи (и самый надежный)— снизу двумя руками. На рисунке 14 показано положение приема подачи. Ноги согнуты, одна нога впереди, руки прямые, развернуты немного наружу, кисти сомкнуты и опущены вниз. Прием мяча производится на нижнюю часть предплечий. Нельзя сгибать руки в локтевых суставах в момент приема мяча. Не должно быть и большого встречного движения рук вперед-вверх (не надо «отбивать» мяч). Руки несколько приближаются к мячу (как бы «прицеливаются») за счет некоторого разгибания ног и подставляются под мяч, регулируя траекторию первой передачи. Важное значение имеет умение наблюдать за подающим и своевременно занять удобную исходную позицию для приема подачи. Если учащийся не успел занять удобное исходное положение (мяч приземляется справа или слева), надо вынести прямые руки в сторону мяча и развернуть их: вправо — правая рука сверху, влево — левая рука сверху, так, чтобы мяч был направлен в сторону сетки.
Прием мяча снизу двумя руками является также основным способом противодействий падению мяча после атакующих ударов.
Нередко при некачественном приеме мяча после подачи или атакующего удара (по низкой траектории) игроки (чаще связующие) вынуждены применять прием-передачу мяча, цель которого - обеспечить благоприятные условия для атакующих действий при максимальной надежности в сложных условиях. Прием мяча отличается от приема-передачи мышечным напряжением в рабочей фазе при амортизации мяча, летящего с большой встречной скоростью, а также существенным снижением скорости перемещающихся рук и отсутствием их встречного движения к мячу в подготовительной и рабочей фазах. Волейболисты высокой квалификации четко дифференцируют мышечные напряжения при приеме мячей, летящих с различной скоростью.
Рис. 14
Рис. 15
Прием мяча одной рукой может осуществляться в опорном положении и в падении. В опорном положении этим способом принимают мячи, летящие в стороне от игрока, после передвижения или выпада. Удар выполняется внутренней поверхностью сжатой кисти.
Прием мяча одной рукой в падении назад перекатом на спину или на бедро-бок преимущественно используется в женском волейболе (рис. 15). После передвижения игрок выполняет выпад, выставляя в сторону мяча прямую руку. При этом ОЦТ резко понижается.
После ударного движения по мячу (тем же способом) он поворачивается на носке опорной ноги в сторону падения и садится на пятку опорной ноги, после чего приземляется на округленную спину. Учитывая возможность травмирования (ушибов) остистых отростков позвоночника и головы, необходимо перекат выполнять не на середине спины, а несколько сбоку, а подбородок прижать к груди.
Прием мяча одной рукой в падении на бедро-бок — это усложненный вариант описанного выше способа. Он применяется более подготовленными волейболистами при приеме сложных мячей. В этом случае игрок не садится на пятку опорной ноги, а разгибает ее в колене, что обеспечивает дальность передвижения в низком исходном положении. В последующем он приземляется на наружную часть колена, бедро и бок. Ударное движение может выполняться как внутренней, так и наружной или боковой стороной кулака. Для предохранения колен от ушибов необходимо пользоваться наколенниками.
Прием мяча одной рукой в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди-животе преимущественно применяется в мужском волейболе. Игрок с последним шагом (рис. 16) резким движением посылает туловище вниз-вперед под углом 25—30° к площадке.
Рис. 16
Отбив мяч тыльной стороной ладони в безопорном положении, он вытягивает обе руки вперед и, коснувшись пола, сгибает ноги в коленях, а руки отталкиванием назад—в стороны содействуют поступательному переходу туловища в горизонтальное положение. Голову при этом отводят максимально назад. Следует отметить, что в отдельных случаях при приеме сложных мячей и приземлении под острым углом (до 20°) ударное движение возможно при касании пола толчковой ногой (опорная фаза), а скольжение на груди-животе-бедрах.
Блокирование
Блокирование — прием игры, который применяется для противодействия атакующим ударам соперника. С технической точки зрения это один из самых сложных приемов игры. Овладение блокированием на высоком уровне мастерства вооружает игрока дополнительным грозным оружием — контратакой, способной не только преграждать путь полету мяча над сеткой после атакующих действий соперника, но и активно влиять на выигрыш очка или права на подачу.
Блокирование может выполняться одним игроком (одиночное) или двумя-тремя (групповое) в прыжке с места и после передвижения. Игрок располагается в непосредственной близости от сетки в высокой стойке, руки на уровне плеч, стопы параллельны (рис. 17). Передвижение вдоль сетки осуществляется приставными шагами, бегом или скачком, что зависит от расстояния к месту атаки. Независимо от способа передвижения необходимо его закончить наскоком аналогично прыжку при атакующем ударе.
Перед прыжком игрок приседает и с помощью взмаха согнутыми руками выпрыгивает вверх, разгибает руки в локтях и поднимает над сеткой. Кисти рук оптимально напряжены (пальцы расставлены) и по достижению верхнего края сетки начинают движения вверх-вперед через сетку (на сторону соперника). В момент удара по мячу кисти максимально приближают к мячу и активно сгибают в лучезапястных суставах для того, чтобы амортизировать удар и направить мяч вперед-вниз на площадку соперника. Для избежания попадания мяча в лицо необходимо, во-первых, чтобы кисти не были разведены широко, во-вторых, чтобы направление удара было по оси кисти-лицо. В отдельных случаях для безопасности игроки уводят туловище несколько в сторону от направления удара и одной рукой закрывают лицо.
Рис. 17
При блокировании атакующих ударов на краях сетки и при попытке соперника нанести удар по блоку с целью отскока мяча в аут ладонь руки, ближней к краю, поворачивают внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.
Сложность техники блокирования обусловлена тремя основными факторами:
1.Высокий прыжок с места или после передвижения,
2.Выбор места и времени
3.Выноса рук над сеткой.
Предварительный просмотр:
На неизменно высоком уровне в мире более полувека находится популярность футбола. Играть в футбол мальчишки начинают с малых лет. Ну, а о футбольных играх профессионалов и говорить не приходится: они собирают многотысячные аудитории, превращая игру в праздник. Российская футбольная команда – не исключение. Играть в футбол россияне любят.
Дошколята и подростки, взрослые и молодые мечтают играть в футбол, узнать нюансы и освоить приемы.
Краткая история
Играть в спортивную командную игру №1 любят мужчины и женщины (30%). Цель дисциплины – забить мяч в ворота противника ногами или другими частями тела (кроме рук). Сотни книг написаны для тех, кто любит играть в футбол, снято много фильмов об удивительной игре, берущей начало в глубокой древности. Играть любили в Спарте, Римской империи и Древнем Китае. Но, в том виде, в котором знаем его мы, игра появилась в Англии. В XIX веке играть стали участники колледжей. Чуть позже приняли единые правила и ввели стандартные размеры поля и ворот.
Первый в истории турнир состоялся в 1871 году. С тех пор во всех странах мира проходят турниры, на которых команда демонстрируют навыки, слаженность, взаимопонимание. Миллионы клубов на планете объединяют тех, кто играть в футбол очень любит. От Австрии до Канады насчитывается больше 2 миллионов клубов, где можно играть в футбол. Набирает популярность он и среди женской половины общества. Любят этот спорт не только те, кто входит в команду: тысячи болельщиков, не пропускающих матчи, любят этот вид спорта не меньше.
Чемпионат минувшего года собрал у экранов телевизоров 3 миллиарда болельщиков, т.е. половину планеты.
Играть в футбол: полезно или вредно?
Если говорить о любительской игре, то отметить можно такие положительные качества:
- во время игры организм пребывает в постоянном тонусе, поскольку работают все группы мышц;
- интенсивные тренировки и продолжительность игры развивают выносливость;
- улучшается кровоснабжение тканей и органов, а сосуды «покидает» холестерин;
- развивается чувство равновесия и координация движений;
- развивает она творческое мышление, поскольку невозможно победить без стратегии и тактики;
- играть в футбол, значит, укреплять миокард и снижать риск сердечных заболеваний.
Помимо этих улучшающихся показателей, расширяется круг общения, переполняют положительные эмоции, формируются позитивные черты характера: выдержка, воля, радость от достигнутых результатов.
Играть в футбол менее опасно, чем заниматься боксом или хоккеем, но травматичность остается высокой. Страдают игроков чаще: ноги и суставы, поэтому о защите нельзя забывать.
Имеются ли противопоказания для игроков
Ответ утвердительный. Их разделяют на относительные, зависящие от симптоматики, и абсолютные – запрещенные категорически.
Категорически запрещается играть в футбол людям, со следующими заболеваниями:
- бронхиальная астма;
- проблемы с позвоночником или сердцем;
- близорукость;
- психические болезни.
Показаниями относительными считают хронические заболевания внутренних органов. Есть и возрастные ограничения – тренироваться можно, достигнув 6 лет. До достижения указанного возраста с детьми проводят общефизическую подготовку.
Особенности тренировок
Любители игры (даже начинающие игроки) приобрести должны специальные атрибуты: бутсы, гетры, форму, которые продают в спортивных магазинах. Для новичков подойдут варианты простые и экономичные. В тех же магазинах продают мячи. Основное, чувствовать в процессе тренировки движение главного снаряда, умело управлять им. Достигнуть нужного умения помогут регулярные тренировки.
Навыки и умения игроков:
- Дриблинг, т.е. умение во время бега контролировать мяч, касания к которому не должны быть сильными, чтобы мяч не «ушел» далеко. Но и слабыми не должны они быть, поскольку катиться этот снаряд должен с необходимой скоростью.
- Пас – умение передавать мяч. Чтобы эффективно играть в футбол, учатся делать пас внутренний частью стопы. Освоив, разучивают технику «навешивания» на партнера. При этом важно уметь пасовать «на ход», т.е. не туда, где находится в данный момент игрок, которому пас предназначен, а в то место, где тот окажется через несколько секунд.
- Важен навык бить по воротам: гол – основная задача игры. Бить с близкой дистанции нужно внутренней стороной стопы: несильно и мягко. С дальнего расстояния удар совершают прицельно и сильно, используя центральную (зону шнуровки бутсы) часть стопы.
- Движение игрока без мяча. За время игры - 90 минут игрок с мячом находится минимальное время, все остальное – движется без мяча, пробегая до 10 км. Чтобы стать классным игроком и получать удовольствие, ему необходимо уметь обороняться и отрываться под пас.
- Играть в обороне. Играя в защите, футболист должен научиться принимать правильную позицию: при нападении: располагаться следует между своими воротами и мячом.
- Принимать мяч и отбрасывать его на любой высоте – навыки, необходимые игроку. Отрабатывают их с партнером или «от стенки».
- Играть головой. Бьют мяч не макушкой, а линией роста волос. И этому нужно научиться: в сторону при приеме верхнего мяча отводите корпус, а не голову.
- Угловые и штрафные – грозное оружие опытных футболистов. Угловой мяч игрокам команды подается так, чтобы, отбив головой, он оказался в воротах противника.
Каждый игрок обязан знать правила и теорию игры, но новичку не обязательно углубляться в нюансы: «офсайд», «вне игры» и пр. – сложные для него понятия.
Практические советы начинающим
Контактный вид спорта включает: отбор мяча, борьбу, столкновения, которые сопровождаются ударами по ногам. Травм избежать сложно, тем не менее, к ним можно подготовиться. При падении игрок обязан группироваться, убирать ноги при нападении, подставляя корпус. При болезненных ощущениях, которые после тренировки не прошли, нужен осмотр врача. Без ссадин и синяков не обойтись, но футбол – это игра для мужественных и сильных, смелых и интеллектуальных, называемая «контактными шахматами», т.е. требующая для победы быстрого принятия решений, идеальной демонстрации полученных навыков.