Игры и пособия для развития речи
Пальчиковый театр «Теремок»
«Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра»
Хочу представить вашему вниманию пальчиковый театр «Теремок», собственного изготовления. Так как мои дети очень любят сказки, я решила связать серию пальчиковых театров по сказкам. Первым стал пальчиковый театр по мотивам сказки «Теремок». Дети ждали изготовления каждого героя с нетерпением, каждый день спрашивали, когда же я принесу следующего героя. Когда дети увидели «Теремок» готовым – их радости не было предела! Теперь они с удовольствием играют в пальчиковый театр!
Я работаю с детьми с общим недоразвитием речи. Поскольку речь является основной составляющей жизнедеятельности здорового человека, я на занятиях использую различные методики и средства, которые способствуют активизации речевой деятельности
Одним из средств оказался пальчиковый театр, который помогает решать следующие задачи:
- стимулировать развитие речи, внимания, памяти;
- улучшать координацию движений;
- развивать звуковую культуру речи;
- развивать образное мышление;
- формировать пространственную ориентировку
- обогащать словарный запас;
- развивать связную речь.
Пальчиковый театр дает возможность ребенку погрузиться в мир сказки, тепла, доброты. В ходе постановки спектакля ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он сам озвучивает героев, играет по сценарию, пересказывает сказку либо придумывает сюжет. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развиваются творческие способности ребенка, а также логичность и самостоятельность мышления. Участвуя в пальчиковом театре и разыгрывая разнообразные сказки и ситуации, ребенок испытывает положительные эмоции, чувствует себя свободно и комфортно.
Также пальчиковый театр рекомендован детям, у которых имеются проблемы при произношении звуков в предложениях или стихотворных текстах. Говоря о коррекционной направленности пальчикового театра, необходимо отметить ряд задач, которые он выполняет: - развивает речевое дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию; - развивает связную речь, творческую фантазию; - учит сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы; - пополняет словарный запас; - развивает умение ориентироваться в пространстве; - развивает речь, учит построению диалога; - развивает отдельные группы мышц; - развивает психические процессы; - воспитывает нравственно-эстетические качества. Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи. На логопедических занятиях рекомендуется использовать самые разнообразные приемы, развивающие тонкую моторику.
Использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым.