Аттестация 2019. Раздел 3.
3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования
3.1 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков / занятий на МО муниципального уровня
3.2 Совершенстование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков / занятий на МО муниципального уровня
3.3 Совершенстование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков / занятий на МО муниципального уровня
3.4 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков / занятий на МО муниципального уровня
3.5 Участие в проектах и программах в области образования
3.6 Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях
№ | Уровень, дата | Название мероприятия | Документ, подтверждающий результат |
1 | Муниципальный 07.02.2017 г. | Конкурс "Лучшая презентация урока" среди учителей географии Тоджинского района | Грамота |
2 | Региональный 27.04.2018 г. | Фестиваль "Образовательные практики в рамках работы инновационных площадок по введению ФГОС основного и среднего образования" | Сертификат |
3 | Муниципальный апрель 2016 г | Научно-практическая конференция посвященная ко Дню Земли | Благодарность |
4 | Муниципальный март 2016 г | Экологическая акция "Голубая лента-2016" | Сертификат |
5 | Муниципальный апрель 2018 г | Семинар на тему: "Использование ИКТ на уроках географии" | Сертификат |
3.7 Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
№ | Название курсов повышения квалификации | Количество часов | Сроки | Вид полученного документа | Место прохождения |
1 | "Организация учебного исследования учащихся в урочной деятельности предметной области "География"" | 24 | 12.10.2016 | Удостоверение о повышении квалификации | ГАОУ ДПО "ТИРО и ПК г. Кызыл |
2 | "Теория и практика подготовки выпускников к ОГЭ по географии" | 24 | 25.01.2017 | Удостоверение о повышении квалификации | ГАОУ ДПО "ТИРО и ПК" г. Кызыл |
3 | Современные информационные технологиив образовании | 72 | 10.02.2018 | Удостоверение о повышении квалификации | ГБПОУ РТ "ТУВИНСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ" |
4 | "Школа молодого педагога" | 24 | 21.02.2018 | Удостоверение о повышении квалификации | ГАОУ ДПО "ТИРО и ПК" |
5 | Исследовательская и проектная деятельность | 72 | 17.03.2018 | Удостоверение о повышении квалификации | ГБПОУ РТ "ТУВИНСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ" |
Итого: | 216 часов |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Доклад на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
Подготовила:
Бегзи Чойгана Владимировна-
учитель географии
2018 год
Как учитель - предметник я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, в данный момент у меня сформировался определённый опыт по внедрению ИК технологий в свою практическую деятельность. Предмет «География» я преподаю в 5-11 классах. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. Можно сказать, что большинство учащихся нуждаются в более наглядном представлении учебного материала, что позволит лучшему усвоению полученной информации, а так же развитию их творческих способностей. Эти задачи позволяют решать используемые мной педагогические технологии и применение информационно-коммуникативных технологий на уроках. Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках географии текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.
Цель моей работы над данной темой: понять и оценить возможности использования информационных и коммуникативных технологий для обеспечения качественного и доступного образования, показать эффективность метода для активизации познавательной деятельности учащихся. Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, стараюсь использовать новые технологии в своей работе, в том числе и информационно-коммуникативные.
Тема самообразования, взятая мной, звучит так: «Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии». К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к предмету. Я остановилась на информационно-коммуникативных технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках. В. А. Сухомлинский сказал: «Страшная это опасность – безделье, безделье за партой, безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли». Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют представлять обучаемому информацию в различной форме: тест, графика, аудио, видео, анимация и т. д.;
-выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
- активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти.
Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии.
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернет. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии вне школьных занятий. Учителя географии часто сталкиваются с работой со статистическим материалом, трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы удобно использовать технологию учебных проектов. Мои ученики также очень много создают различные тематические презентации. Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.
Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.). Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе. Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ:
- в подготовке и проведении общешкольных праздников;
- в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;
- в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;
- в организации работы с органами ученического самоуправления.
Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. Я могла бы еще продолжить свое повествование о том, как можно повысить желание ученика учиться, познавать этот удивительный предмет – география, но позволю себе сделать выводы. Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств. Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Я сама постоянно повышаю свою квалификацию в области применения новых педагогических технологий. Я научилась создавать мультимедийные презентации с помощью программы Power Point, сайты, освоила программу Microsoft Excel, искать информацию в сети Интернет, общаться в сети и многое другое.
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.
Учитывая психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона или страны, изображения людей, которые там живут, растительный и животный мир территории. Например, начиная тему «Африка», я демонстрирую вид долины Нила, реку Нил и другие реки Африки, показываю природу изучаемой территории, а так же использую различные схемы, диаграммы отражающие особенности территории. Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов растительного и животного мира региона, населения и его хозяйственной деятельности. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об особенностях природы и населения изучаемой территории. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы посёлка или района, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря возможностям Интернета. Работа с картами является необходимым навыком при изучении географии. Недостаток оснащенности кабинетов географии картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах и карт из Интернета. Мною собрана достаточно большая коллекция карт из Интернета, которые прилагаются в приложении. В ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика показывает, что большой интерес у учащихся вызывают географическое видео. Возможность увидеть то или иное явление природы, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету. Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.
Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать Интернет. Я рассматриваю Интернет как важнейшую часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска источников информации, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов, презентаций и др.
Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентировано на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.
Учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Результативность педагогического опыта
Организация самостоятельной работы на уроках географии с применением ИКТ показывает, что:
1. Повысился познавательный интерес учащихся к географии: сократилось количество учеников, у которых ведущим мотивом учебной деятельности был мотив стабильности.
2. На основе обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и дифференциации в содержании образования и его контролем вырос уровень освоения стандарта образования по географии.
3. Использование средств компьютерных технологий повлекло изменение методов обучения: увеличена доля исследовательских приемов: ученики отмечают личностные приобретения – «научился планировать свою работу», «нравится делать презентации, материал становится понятным для всех», «нравится руководить группой, потому что я должен знать несколько больше других».
4. Работа с разноплановой информацией по содержанию, форме подачи, источнику повлекло за собой изменение построения образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированных технологий. Освоена технология развития критического мышления, проектный метод обучения.
5. Применение информационных технологий в преподавании географии на всех этапах урока, выполнение проектов по географии способствовали увеличению доли учеников, владеющих новыми информационными умениями.
6. Увеличилась доля учеников, способных к самостоятельной работе в обучении на уровнях продуктивной и творческой деятельности.
ИКТ используется мной практически на каждом уроке. Это может быть и использование справочного материала Интернет-ресурсов, и готовый программный продукт и программный продукт, выполненный лично мной или учащимися. При внедрении ИКТ на уроках я столкнулся со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем.
Учащиеся, зачастую, теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных.
Не обрабатывают и не оформляют, полученный текст.
Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде
Составление графиков и диаграмм
Некоторые учащиеся плохо разбираются даже в примитивных возможностях программы Office Excel
Наглядно показывать способы работы с программой Office Excel
Составление презентаций и другого наглядного материала
Иногда презентации бывают «перегружены» тексом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ
Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы
Выступления учащихся с использованием ИКТ
Многие учащиеся заменяют свое выступление презентацией, в место того, что бы сделать презентацию ярким дополнением выступления
Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением.
Использование тренажеров и электронных тестов
Данный тип работы все учащиеся выполняют легко и с удовольствием.
Заключение
Целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках географии в частности не вызывает сомнения.
Традиционные методы и приёмы обучения на уроках географии имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.
Как учитель географии, работающий над темой «Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии», я зарегистрирована на сайтах «Инфоурок», «Nsportal.ru», «Сеть творческих учителей», «Открытый класс» и других, которые позволяют воспользоваться ресурсами накопленные моими коллегами и размещать собственные работы на сайте.
В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания географии информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
ВЫВОД: Используя ИКТ на уроках географии, я получила подтверждение тому, что использование информационно-коммуникативной технологии на уроке географии позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль знаний;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от географии, особенно с увлеченными ПК;
- изменяется, особенно у шести - семиклассников, отношение к ПК, как к дорогой увлекательной игрушке. Ребята начинают его воспринимать в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности;
- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и географии.
И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.