В конце января 10-летняя девочка в Италии и 11-летний мальчик в России погибли, пытаясь повторить «фокус» с удушением, популярный в TikTok. Также в соцсетях популярны видео с прыжками на движущийся поезд. Несколько лет назад был распространен челлендж (вызов) «Исчезни на сутки»: подросток, приняв этот вызов, пропадал из дома на 24 часа, а после его возвращения пропадал следующий участник «игры».
Еще в соцсетях есть группы смерти, сайты с пропагандой наркотиков и инструкции по изготовлению оружия, видео с насилием, детская порнография. Как защитить ребенка от этой информации, рассказывают депутат Госдумы Андрей Свинцов и психологи.
Авторы опасного контента всегда впереди защитных технологий
Мы должны защищать детей от незаконной информации, но в реальности это крайне сложно, говорит зампред Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов.
На законодательном уровне сейчас делается все возможной в этой сфере. За контентом следят операторы связи, сами соцсети, Роскомнадзор. Они реагируют на жалобы граждан и автоматически ищут незаконные видео, картинки и тексты. Если нарушение подтверждается, сайт блокируют.
Сегодня дети пользуются смартфонами и планшетами с раннего возраста и знают, как обходить блокировки. Или у них есть друзья с телефонами, на которых есть доступ к опасным или взрослым видео. В этой ситуации одними запретами ничего не добиться.
По прогнозам Свинцова, лет через пять в интернете внедрят системы, которые будут автоматически блокировать публикацию контента с насилием, наркотиками или демонстрацией оружия.
Куда жаловаться на опасные видео и фото
Жаловаться на незаконный контент нужно в Роскомнадзор, это орган, который отвечает в том числе за взаимодействие с социальными сетями, поясняет депутат Андрей Свинцов. Роскомнадзор в режиме реального времени информирует администрацию сайта и требует блокировки контента.
Как узнать, что смотрит ребенок
Ребенок будет показывать родителям, что он смотрит, если выстроить доверительные отношения. Делать это нужно с ранних лет, советует психолог Евгения Малиновская. В подростковом возрасте начинать диалог намного сложнее.
Общаться нужно так, чтобы ребенок чувствовал себя в семье безопасно. Дети должны знать, что могут открыто обо всем говорить взрослым и доверять им. Для этого нужно уважать интересы ребенка, не обесценивать его переживания.
Например, у ребенка сломалась игрушка. В этом случае нельзя говорить: «Да ладно, тоже мне проблема! Ерунда вообще!» Это обесценивание переживаний ребенка. Он чувствует, что ему тяжело и плохо, а родитель словно убеждает в обратном: мол, неправильно чувствуешь, ничего страшного не случилось.
Вспомните себя в 5-10 лет: тогда других сложностей не было и сломанную игрушку каждый считал самой страшной проблемой. В такой ситуации нужно поддержать ребенка, советует психолог, поговорить с ним, спросить, что он чувствует, что для него самое трудное, чем можно помочь.
Ребенок должен быть уверен: если он придет со своей проблемой в семью, его не будут ругать, ему не скажут, что это ерунда и вообще не надо думать об этом. Если же убеждать ребенка в незначительности его проблем, он закроется и не будет рассказывать о своих переживаниях взрослым, не будет делиться теми видео, которые смотрит и обсуждает с одноклассниками.
Интересоваться «Смешариками», чтобы предотвратить прыжки с поезда
С вниманием нужно смотреть все видео и картинки, которые показывает ребенок, советует психолог Павел Жавнев.
А если говорить: «Слушай, ты вот там ерунду смотришь, мне неинтересно», — то ребенок не будет показывать родителям, чем он интересуется, они будут в неведении. Здесь нужно, чтобы дети показывали и «Смешариков», и «Лунтика», и другие челленджи. Все, что ребенок видит и рассказывает, нужно слушать и говорить: «Да, прикольно, интересно».
И тогда, если ребенок увидит что-то серьезное, что не сможет сам себе объяснить, он придет и расскажет родителям. Они должны быть активными слушателями, интересоваться тем, что ребенок смотрит, но без жесткой критики. Не стоит говорить, фразы вроде: «Нет, я больше не дам тебе это смотреть». А нужно объяснять, что в этом видео не так, чтобы ребенок все правильно понял.
И чтобы родитель вовремя услышал важный, «опасный» вопрос, ему нужно вдумчиво ответить ребенку на все предыдущие, даже самые странные и чудные, вопросы, заключает Павел Жавнев.
Нужно ли родителям знать пароль от аккаунта ребенка «ВКонтакте»
Психологи не дают однозначного ответа на вопрос, надо ли родителям знать пароли от аккаунтов ребенка в соцсетях и следить за всеми его действиями. Такое пристальное внимание может серьезно навредить, говорит Евгения Малиновская.
По мнению Малиновской, мониторить все действия детей в соцсетях не нужно. Лучше говорить: «Мне интересно, может быть, мы вместе что-то посмотрим?». Не надо быть шпионом, нужно сделать так, чтобы ребенок сам все показывал родителям.
Важно помнить, что в группы смерти и им подобные не приходят дети, у которых нет проблем. В такие сообщества вступают те, кто видит насилие в семье, чувствует гиперконтроль, гиперопеку или, наоборот, безразличие.
Если ребенок не чувствует поддержку в семье, у него есть какая-то травма, проблемы, о которых он боится рассказать в семье, он будет выбирать подобные группы, отмечает Малиновская. Профилактика в этом случае — это гармоничные отношения в семье.
Другое мнение у психолога-нарколога Алексея Каротама. Он считает, что для контроля любые средства хороши.
Недостаточно одной-единственной беседы, чтобы объяснить ребенку правила поведения в соцсетях. Нужна система воспитания, взращивания, подачи информации. С ранних лет надо объяснять, что такое опасность. Надо рассказывать, что при определенных действиях может наступить ситуация под названием смерть, после которой ребенка не будет.
У подростков нет понимания того, что опасность реальна, что можно окончить свою жизнь или остаться инвалидом, соглашается Малиновская. По ее словам, трюки и челленджи, которые школьники видят в соцсетях, затуманивают их разум.
Диалог и право ребенка выбирать как лучшая профилактика
Чтобы уберечь детей от опасного влияния соцсетей, нужно заниматься профилактикой, говорят психологи.
Ребенок не будет искать себе сомнительных друзей и странные занятия в соцсетях, если в семье его поддерживают, ему дают самостоятельность и разрешают выбирать, чем заниматься в свободное время.
Основа отношений с ребенком — это уважение, создание психологически благополучной обстановки в семье, это поддержка личности ребенка и его развития. Нельзя обесценивать ребенка или сравнивать его с другими, говоря: «а вот Маша…». Это вызовет протест, особенно у подростков, которые в силу возрастных особенностей стараются отделиться от родителей, стать самостоятельным. Чем больше подросткам запрещаешь, тем ярче будет протест, заключает психолог.