Главные вкладки
Взаимодействие с коллегами
Взаимодействие с коллегами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.pdf | 125.7 КБ |
igry_s_detmi_po_gendernomu_vospitaniyu.pdf | 114.95 КБ |
sovety_pedagogam_po_gendernomu_vospitaniyu.pdf | 124.61 КБ |
gend.vospitanie.pptx | 1.31 МБ |
gendernyy_podhod_v_vospitanii_detey_v_usloviyah_detskogo_sada.docx | 27.52 КБ |
buklet_dlya_vospitateley.pdf | 231.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы
Участники гендерного воспитания и их роль. 1.Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
2.Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой. Гендерный подход находит свое отражение в детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.
3. Врач. Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.
4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.
3 года Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Формировать элементарные представления о взрослении, об изменениях в росте, развитии. • Формировать образ Я. Первоначальные представления о человеке. • Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
4 года Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Формировать представления о росте, развитии ребенка, его прошлом, настоящем, будущем. Формировать первичные гендерные представления. Формировать представления о личных данных. Формировать положительную самооценку. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
5 лет Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Продолжать формировать представление о личных данных. • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. • Формировать представление о своей половой принадлежности, проявлениях гендерных ролей. Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
6 лет Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. • Помогать ребёнку осознавать себя в прошлом, настоящем и будущем. • Развивать осознание ребёнком своего места в обществе. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. • Продолжать формировать представление о личных данных. • Формировать представление о собственной (и других людей) половой принадлежности.
7 лет Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. • Углублять представления ребёнка о себе в прошлом, настоящем и будущем. • Формировать представление о личных данных умение называть их в типичных и нетипичных ситуациях. • Формировать представление о собственной (и других людей) половой принадлежности, гендерных отношениях и взаимосвязях.
Ч ерты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу Гуманизм, душевность, мужество, агрессивность, щедрость, надежность, находчивость, оптимизм, осторожность, понимание, приветливость, миролюбие, доброта, покорность, мечтательность, уступчивость, тактичность, терпеливость, хозяйственность, честность, чуткость, храбрость, запасливость, решительность, опрятность, скромность, порывистость, смелость
Гендерность в русском народном творчестве .
1. Доброжелательность 2. Г уманность 3. И нициативность 4. Р ешительность 5 О тветственность 6. А ктивность 7. К оммуникативность
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Семинар-прктикум с педагогами ДОУ
Тема: «Гендерный подход в воспитании детей в условиях детского сада»
Подготовила воспитатель:
Бурдина О.С
п.Малиновский 2023 г.
Сегодня мы с вами поговорим об аспектах гендерного воспитания детей в условиях детского сада.
Проблема формирования гендерной идентичности в дошкольных учреждениях сегодня актуальна, как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлены без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Организация работы на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, в которых дети проводят большую часть времени. Таким образом, наша с вами задача в работе с детьми в решении проблемы гендерной идентификации заключается не только в формировании мужских и женских качеств, но и в формировании качеств, свойственных обоим полам (доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).
Слайд 1.
Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Слайд 2.
Участники гендерного воспитания и их роль.
Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:
Семья.
Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
Педагогический коллектив детского сада.
Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой. Гендерный подход находит свое отражение в детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.
Врач.
Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.
Окружение ребенка.
Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.
Слайд 3.
Итак, с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).
Многие родители считают, что дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т. к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.
Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.
Гендерное развитие детей в детском саду должно быть направленно на то, чтобы гендерная идентичность формировалась у ребёнка вовремя и не было подобных несоответствий:
· ребёнок не должен предпочитать ВСЁ ВРЕМЯ игрушки и игровые роли противоположного пола;
· активность в выраженном желании изменить свои пол и имя должна насторожить взрослых;
· ребёнок в своих снах также в норме видит себя идентичным своему полу;
· стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной идентичность.
В итоге все педагоги поделились на 2 команды.
Слайд 4.
Ведущий называет черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, педагоги располагают их в соответствующих колонках (мальчик и девочка).
Черты характера напечатаны на полосках бумаги. Каждый педагог берет по полоске и определяет, кому традиционно присуща черта характера и остается в той команде (Приложение 1):
Гуманизм, душевность, мужество, агрессивность, щедрость, надежность, находчивость, оптимизм, осторожность, понимание, приветливость, миролюбие, доброта, покорность, мечтательность, уступчивость, тактичность, терпеливость, хозяйственность, честность, чуткость, храбрость, запасливость, решительность, опрятность, скромность, порывистость, смелость
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Слайд 5.
Гендерность в русском народном творчестве.
Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.
Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность.
Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если тонко исследовать так называемые женские и мужские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине и сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине.
Первая команда (мальчик) – подбирает женские сказки, а вторая (девочка) – мужские.
женские: «Золушка», «Крошечка-Ховрошечка» и т. п., в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы.
мужские: «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил».
Запечатленный в книгах духовный и практический опыт воспитания важно сохранить и осмыслить на современном этапе развития человечества.
Слайд 6.
Игры мальчиков и девочек
В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.
Важно не только поощрять объединение девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, но и научить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола, так как уже в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола. Так же у мальчиков в детских снах и рисунках проявляются символы свободы и путешествий (ветер, окно, мосты, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, корабли, символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость, а также символы победы (флаг и горн).
А у девочек проступает совсем другая система символов, им присуще символы материнства (куклы — невесты, детские кроватки, коляски, символы женственности, изящество, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы, символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда, символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы, символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).
Замечено, что в практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Кукольная мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. Красивости кукольной жизни больше радуют глаз в отличие от технической игрушки, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость, меткость. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики.
Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей надо уделить подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков, девочек.
Слайд 7.
Игрушки для мальчиков и для девочек:
Игра-соревнование.
Первая группа (мальчик) называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая (девочка) – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.
Вопрос педагогам: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?
Слайд 19.
Цель воспитания в рамках государственной политики мы сможем узнать, если разгадаем кроссворд (на столах у каждой команды. Приложение 3)
Слайд 20.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
Вопросы для кроссворда:
1. …хорошие и добрые отношения к членам сообщества (доброжелательность)
2. Каким словом можно назвать способность к сопереживанию, заботливому отношению к природе и окружающим. (гуманность)
3. …. выдвигать свои идеи и увлекать ими других людей при решении каких-либо проблем (инициативность)
4. …способность принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях (решительность)
5 …. отвечать за свои действия и действия других членов сообщества (ответственность)
6. …способность и желание участвовать во многих мероприятиях общественной жизни (активность)
7 …умения ясно излагать свои мысли, вопросы, вести переговоры, участвовать в дискуссиях, находить компромиссы (коммуникативность)
Слайд 24.
Краткое напутствие:
· Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
· Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.
· Мать — это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье.
· Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в свои силы.