Деятельность учителя |
| Деятельность учащихся | Формирование УУД |
2. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) |
|
|
|
- Урок пора нам продолжать. Предлагаю поиграть. Поработать в паре дружно. Вам закрыть ответы нужно. (Детям раздают карточки лото по одной на парту).
- Догадайтесь, о чем идет речь?
- Золотое решето черных домиков полно. (Загадка)
- – Рассказать тебе сказку?
- Ты говоришь «расскажи», я говорю «расскажи». Рассказать тебе сказку? - Не надо. - Ты говоришь «не надо», я говорю «не надо». Рассказать тебе сказку? - Отстань. - Ты говоришь «отстань», я говорю «отстань». Рассказать тебе сказку? (Докучная сказка) - Плыл по морю чемодан.
В чемодане был диван, А в диване спрятан слон. Ты не веришь? Выйди вон! (Считалка) - Ай-дуду, ай – дуду,
Потерял мужик дугу. Потерял мужик дугу За поленницей в углу. Шарил, шарил – не нашёл, Так заплакал и пошёл. (Прибаутка) - Дождик, дождик пуще –
Дам тебе я гущи! (Закличка)
- Что объединяет все эти понятия?
- Какое слово осталось не закрытым? - Что такое небылица?
- Чем отличаются небылица от прибаутки? Приведите примеры.
РЕЛАКСАЦИЯ (Дети кладут руки перед собой на парту, голову – на руки и закрывают глаза. В это время звучит в записи пение птиц, журчание воды.)
- Расшифруйте запись: ИСМРСМИСМНСМАСМПСМИСМВСМОСМВСМАСМРСМОСМВСМАСМ - Кто нашел ключ к шифру? - Кто это? Что вы знаете об этом человеке? Где можно узнать? - Откройте учебник на с. 60. Прочитайте фамилию автора. - Вам знакома эта поэтесса? - Где можно узнать?
|
|
Ученики работают в парах. Детям раздают карточки лото по одной на парту.
Дети фишками закрывают ответы. Небылица | Докуч ная сказка | загадка |
считалка |
прибаутка |
закличка |
- Загадка
- Докучная сказка.
- Считалка.
- Прибаутка.
- Закличка.
- Это жанры устного народного творчества – фольклор.
- Небылица. - Небылица – жанр фольклора. В небылице рассказывается о том, чего не бывает на самом деле.
- Прибаутка – это маленькая история, шуточный рассказик, сказочка-шутка. В прибаутке все происходящее вполне возможно, но лишь какие-то моменты указывают на то, что это шутка. Дети приводят примеры фольклора.
Ирина Пивоварова. СЛАЙД
В учебнике, энциклопедии, в интернете, в книгах этого автора. |
Л – самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом.
К–планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.
К–планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли
Р– мобилизация сил и энергии.
П-перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую.
П – извлекать информацию.
|
3. Целеполагание (2 мин) |
|
|
|
- Сформулируйте тему урока?
- Какие цели поставим на уроке? |
| - Сегодня на уроке мы будем изучать современную поэзию И. Пивоваровой.
- Найти связь поэтических текстов с народным творчеством. - Продолжать учиться определять жанры произведений.
| Р - уметь и учиться определять цель учебной деятельности; - составлять план выполнения задач, решения проблем; Л– самоопределение, побуждение к деятельности; П– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
|
Деятельность учителя |
| Деятельность учащихся | Формирование УУД |
4. Актуализация знаний (6мин) |
|
|
|
Слайд (фото) Учитель напоминает инструкцию работы в группах и время работы:
1.Каждый должен попробовать себя в роли Координатора, Скептика, Разработчика, Подателя идей. 2. Помните, что успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства. 3. Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку. 4. Каждый член группы должен работать в полную меру своих сил.
Рекомендуемые книги: «Тайна», «Всех угостила», «Мост и сом».
Выставка книг устраивается детьми.
Слайд с иллюстрациями к книгам И. Пивоваровой.
Слайд с книгами поэтессы.
|
| Работа в группах (каждому раздаются бейджики с ролями). Возможны следующие ролевые функции: 1. Организатор – отвечает за работу группы в целом. 2. Спикер – выступает перед классом с готовым решением группы. 3. Секретарь – записывает высказанные идеи и решения. 4. Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения. 5.Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение. 6.Часовщик - следит за временем обсуждения.
1 группа готовит сообщение о поэтессе И. Пивоваровой по плану: - дата рождения;
- место учёбы;
- интересы;
- выставка книг.
- группа работает по плану:
- первые рассказы
И. Пивоваровой; - чем увлекательны рассказы и стихи поэтессы; 3) где проявился талант
И. Пивоваровой как художницы? 4) выставка иллюстраций художницы и поэтессы. 3 группа готовит РЕКЛАМУ книг И. Пивоваровой по плану: - название произведения;
- герои произведения;
- зачитать понравившийся, интересный, захватывающий отрывок из произведения и останавливается на самом интересном месте.
- – А что произошло дальше, вы узнаете, прочитав эту книгу…
4 группа работает с книгой «Жила-была собака» И. Пивоваровой: - - Найдите значения слов, отмеченных в произведении звездочками.
- – Прочитайте.
- - Вам понравилось произведение?
- - Какое настроение оно у вас создало?
- - Прочитайте строчки, которые вам больше всего понравились. Что в них необычного? Докажите.
Выставка книг Ирины Пивоваровой, составленная детьми.
|
К- сотрудничество в поиске и выборе правильного решения.
П- моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Р- определение последовательнос- ти промежуточных целей с учетом конечного результата - составление плана и последовательнос- ти действий.
П - использовать широкий спектр источников информации - извлекать информацию; - ориентироваться в своей системе знаний; - добывать новые знания.
|
5. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин) |
|
|
|
- Как называются такие истории (прибаутками или небылицами)? - Найдите и зачитайте те строчки, которые доказывают твое мнение.
- Что кажется самым невероятным? Найдите эти четверостишия. - Прочитайте строчки, в которых герой-рассказчик сам подтверждает, что это небылица.
- Найдите строчки, которые повторяются.
- Ребята, сделайте вывод, особенности каких жанров фольклора использовала в своем стихотворении И. Пивоварова, чтобы стихотворение получилось интересным, загадочным, веселым?
АУДИОЗАПИСЬ - Послушайте, какую песню сочинил современный композитор Григорий Гладков на стихи Ирины Пивоваровой.
Творческое задание. - Придумайте продолжение к этому стихотворению, каким оно будет по жанру? - Отобразите продолжение в рисунках.
|
| Читают стихотворение по цепочке.
Находят понравившиеся строчки.
- Есть строчки, похожие на прибаутку, и те, которые похожи на небылицу.
Ученики выразительно читают стихотворение. Дети говорят, что это элементы докучной сказки.
Ученики делают вывод. -Небылица, докучная сказка, загадка, прибаутка – помогли сделать стихотворение И. Пивоваровой интересным, загадочным, веселым.
Дети слушают. | П- моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Общеинтеллекту-альные - анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно - следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.
К - доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
|
Деятельность учителя |
| Деятельность учащихся | Формирование УУД |
- Этап первичногозакрепления (4мин)
|
|
|
|
| Конкурс чтецов Дети выходят и читают любое стихотворение И. Пивоваровой или придуманное продолжение, показывая свое сценическое мастерство, а в этом поможет искусство прочтения фольклора: вспомните, как читаются докучная сказка, прибаутка, небылица, считалка? Другие ребята оценивают (по листу оценивания). |
|
Р - учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Формирование УУД |
7. Этап включения в систему знаний и повторения ( 4 мин) |
|
|
|
- Могут ли художники, так же как и поэты, использовать в своем творчестве особенности фольклора? - Вы рисовали элементы фольклора к продолжению стихотворения И. Пивоваровой «Жила-была собака»? - Посмотрим, как художники смогли использовать в своем творчестве особенности фольклора. Для этого отправимся в «Музейный Дом». - Иллюстрации Б. Ермолаевой «Репка», Е. Бема «Сказка о деде и репке».
- Можно ли рассказать сказку «Репка» как небылицу? Попробуйте. | Выставка рисунков детей.
Работа в парах по инструкции: - Рассмотреть с лупой иллюстрации.
- Определить название.
- Определить сюжет иллюстрации
Б. Ермолаевой «Репка». 4. Что в нём особенного? Сюжет расположен по кругу, значит, он похож на докучную сказку. Сюжет иллюстрации Е. Бема «Сказка о деде и репке» располагается по цепочке друг за другом, как сказка-цепочка, как докучная сказка.
Творческая работа - Можно начать так. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая, выше неба стоячего, выше облака ходячего… Продолжить работу можно дома.
|
| Р - оформлять свои мысли в устной и письменной речи; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. П - использовать широкий спектр источников информации; - извлекать информацию.
П - ориентироваться в своей системе знаний. Р - оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Формирование УУД |
8. Рефлексия (3 мин) |
|
|
|
- - Удалось ли нам достигнуть
цели урока? - Вспомните, на какой вопрос мы искали ответ. - Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?
- Можно ли утверждать, что Ирина Пивоварова любит устное народное творчество?
- Оценка знаний.
- Домашнее задание:
чтение стихотворений на с. 60 – 62; 1 группа рассказывает сказку «Репка» как небылицу; 2 группа выполняет творческое задание в печатной тетради; 3 группа рисует иллюстрацию к одному из стихотворений. |
- Современные поэты используют в своих произведениях особенности жанров фольклора.
Ученики работают с оценочным листом |
| Общеинтеллекту-альные - анализ, синтез, причинно - следственные связи, логические рассуждения, доказательства.
Р - учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.
|