Самообразование "Формирование сенсорных эталонов с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича"
План по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021-2022 гг. План по самообразованию | 20.28 КБ |
2020-2021 гг. План по самообразованию | 20.18 КБ |
2019-2020 гг. План по самообразованию | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №6
Перспективный план мероприятий по формированию сенсорных эталонов с помощью развивающих игр
В.В. Воскобовича в младшей группе
Составили:
Есина Анна Сергеевна
2021-2022г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Введение
Программа дошкольного воспитания младшего дошкольного возраста в детском саду на первое по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Актуальность
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка раннего возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша - игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность.
В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь педагогам и, на мой взгляд, наиболее положительного эффекта можно достичь, применяя в работе развивающие игры В.В. Воскобовича, входящие в игровую технологию «Сказочные лабиринты игры».
Развивающие игры В. Воскобовича «Фиолетовый лес» очень интересны для детей, разнообразны по содержанию, включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребёнка в моторной активности движений.
По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или на вертикальной стене – коврографе. Фиолетовый Лес представляет сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.
Принципы, заложенные в основу этих игр, интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
На этой основе выделяются следующие задачи:
Задачи:
1. Формирование сенсорных эталонов с помощью игр Восокобовича «Фиолетовый лес».
2. Развитие чувственных ощущений в процессе продуктивной деятельности.
3. Воспитание положительных эмоций, связанных с восприятием манипулирующими предметами.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет с помощью игр Воскобовича в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разных героях и основных приемах игры с ними.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста с помощью игр В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес».
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для игр и правильно подбирать их.
Перспективный план по самообразованию
Месяц | Тема | Задачи | Совместная деятельность | Работа с родителями | РППС |
Сентябрь | «Новые сказки Фиолетового леса» | Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями | Рассматривание элементов «Фиолетового леса» | «Продолжаем знакомиться с Фиолетовым лесом!» Семейная гостинная | Изготовление героев «Фиолетового леса» |
Октябрь | «Знакомство с новыми героями и эталонными фигурами» | Знакомить детей с героями Фиолетового леса. Развивать умение группировать по форме. | Игровая ситуация «Поможем героям собрать геометрические фигуры». Разучивание считалки «» | Памятка «Формирование геометрических представлений у детей младшего возраста | Картотека «Считалки Фиолетового леса» |
Ноябрь | Поиграем с «Чудо-сотами» и «Чудо-крестиками» | Развивать фантазию, инициативу. Учить детей пользоваться красками аккуратно | Рисование «Чудо!» | Помощь в оформление выставки «Чудо!» | Пополнение элементов Фиолетового леса |
Декабрь | «Шнур – затейник! | Развивать мышление, внимание, воображение, мелкую моторику, зрительное восприятие. | Совместная игра «Шнур-Малыш» | «Новый год-это чудо!» Родительское собрание | Папка-передвижка «В шнур-малыш играем, речь развиваем» |
Январь | «Зимние забавы в Фиолетовом лесу» | Формировать представление о сезонных изменениях в природе. | Рассказывание сказки «Зима в Фиолетовом лесу» | Оказание помощи в изготовление атрибутов в РППС Фиолетовый лес | Пополнение атрибутов в Фиолетовый лес |
Февраль | «Цветные квадраты» | Упражняться в различии и назывании цветов и формы. | Дидактическая игра «Цветные квадраты» | «Спортивная семья в Фиолетовом лесу» Спортивное развлечение | Памятка- брошюра для родителей «Здоровый ребенок каждый день» |
Март | «Книжки в нашем доме вместе с фонариком» | Учить правильно играть с фонариками и составлять образы различных сказок. | Обыгрывание ситуации с помощью фонариков. | Консультация «Книжки в нашем доме вместе с фонариком» | Оформление выставки книжек. |
Апрель | «Мир космоса вместе с восьмёркой» | Продолжать знакомить детей с волшебной восьмёркой. Учить создавать образы (космоса). | Игры в Фиолетовом лесу с волшебной восьмёркой. | Конкурс творческих работ | Оформление выставки «Мир космоса вместе с восьмёркой» |
Май | «По дороге добра» | Формировать сенсорные эталоны с помощью Р.С. «Фиолетового леса» | НОД «По дороге добра» | «Наши итоги» Родительское собрание | Оформление фотовыставки «Я расту вместе с Фиолетовом лесом» |
Предварительный просмотр:
Приложение №6
Перспективный план мероприятий по формированию сенсорных эталонов с помощью развивающих игр
В.В. Воскобовича»
Составили:
Есина Анна Сергеевна
2020-2021г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Введение
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Актуальность
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка раннего возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Ранний и младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша - игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность.
В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь педагогам и, на мой взгляд, наиболее положительного эффекта можно достичь, применяя в работе развивающие игры В.В. Воскобовича, входящие в игровую технологию «Сказочные лабиринты игры».
Развивающие игры В. Воскобовича «Фиолетовый лес» очень интересны для детей, разнообразны по содержанию, включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребёнка в моторной активности движений.
По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или на вертикальной стене – коврографе. Фиолетовый Лес представляет сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.
Принципы, заложенные в основу этих игр, интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
На этой основе выделяются следующие задачи:
Задачи:
1. Формирование сенсорных эталонов с помощью игр Восокобовича «Фиолетовый лес».
2. Развитие чувственных ощущений в процессе продуктивной деятельности.
3. Воспитание положительных эмоций, связанных с восприятием манипулирующими предметами.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет с помощью игр Воскобовича в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разных героях и основных приемах игры с ними.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста с помощью игр В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес».
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для игр и правильно подбирать их.
Перспективный план по самообразованию
Месяц | Тема | Задачи | Совместная деятельность | Работа с родителями | РППС |
Сентябрь | «Наши первые сказки» | Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями | Рассматривание элементов «Фиолетового леса» | «Будем знакомиться с Фиолетовым лесом!» Семейная гостинная | Изготовление героев «Фиолетового леса» |
Октябрь | «Знакомство с гномиками и ежиками» | Знакомить детей с героями Фиолетового леса. Развивать умение группировать по размеру | Игровая ситуация «Поможем ежику собрать листочки». Разучивание потешки «Жил под деревом цветной гном» | «Сенсорное развитие и игры Воскобовича» Консультация | Картотека «Потешки про гномиков» |
Ноябрь | Поиграем с «Чудо-сотами» и «Чудо-крестиками» | Развивать фантазию, инициативу. Учить детей пользоваться красками аккуратно | Рисование «Чудо!» | Помощь в оформление выставки «Чудо!» | Пополнение элементов Фиолетового леса |
Декабрь | «Шнур – затейник! | Развивать мышление, внимание, воображение, мелкую моторику, зрительное восприятие. | Совместная игра «Шнур-Малыш» | «Ожидание чудес» Родительское собрание | Папка-передвижка «В шнур-малыш играем, речь развиваем» |
Январь | «Зима в Фиолетовом лесу» | Формировать представление о сезонных изменениях в природе. | Рассказывание сказки «Зима в Фиолетовом лесу» | Оказание помощи в изготовление атрибутов в РППС Фиолетовый лес | Пополнение атрибутов в Фиолетовый лес |
Февраль | «Цветные квадраты» | Упражняться в различии и назывании цветов и формы | Дидактическая игра «Цветные квадраты» | «Спортивная семья в Фиолетовом лесу» Спортивное развлечение | Памятка- брошюра для родителей «Здоровый ребенок каждый день» |
Март | «Квадрат Воскобовича» | Учить различать цвет и величину. Учить правильно играть с квадратом | Обыгрывание сюжета с помощью квадрата Воскобовича | атрибутов в РППС Фиолетовый лес | Ввод новой игры «Квадрата Воскобовича» |
Апрель | «Здравствуй солнышко!» | Познакомить детей с разноцветными веревочками. Учить создавать образы (дорожки). | Игры в Фиолетовом лесу с цветным веревочками | Оказание помощи в создание атрибутов для театра. | Оформление альбома «Я и Фиолетовый лес» |
Май | «Друзья Фиолетового леса» | Формировать сенсорные эталоны с помощью Р.С. «Фиолетового леса» | НОД «Друзья Фиолетового леса» | «Наши итоги» Родительское собрание | Оформление фото-выставки «Я расту вместе с Фиолетовом лесом» |
Предварительный просмотр:
Перспективный план мероприятий по формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания через познавательно-интелектуальный
проект «Сказки Фиолетового леса»
Составили:
Есина Анна Сергеевна
2019-2020г.
Сроки | Задачи | Совместная деятельность | Работа с родителями | РППС |
Сентябрь (1 – 15) «Я и природа» | Вызвать интерес к новым играм и игровым персонажам. Развивать коммуникативные качества детей; Пополнить словарный запас детей новыми словами. | Экскурсия в лес. Рассказывание сказок о жителях Фиолетового леса. Сказка первая «Я и природа» | Совместный поход в лес. Ознакомление родителей с планом по проекту. | Фотосессия «В лесу». Персонажи «Фиолетового леса» |
Сентябрь (16-30) | Освоение пространственного расположения, развития внимания, памяти, воображения. Продолжать временные представления. Развивать в детях интерес к исследовательской деятельности. | Исследовательская деятельность «В гости к гномам» | Активное участие в сборе информации, оказание помощи ребёнку в подготовке презентации | Семь гномов, конструкторы лего, Фиолетовый лес |
Октябрь (1-15) | Формировать у детей понимание того, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять. Воспитывать бережное отношение к объектам природы. | Беседа о причине лесных пожаров. Чтение рассказов по теме «Пожары» | Консультация для родителей: «Как привить любовь к природе?» | Поделки, рисунки на экологическую тему. |
Октябрь (16-30) | Сформировать у детей навыки безопасного поведения в лесу. Учить складывать фигуру из квадрата по образцу, понимать и называть «верх», «низ» фигуры. Учиться описывать свою фигуру. | Рассматривание пожарной машины. Конструирование из «Машина тушит лес» | Выставка, фото-отчет «Тушем лес» | Игра «Квадрат Воскобовича» |
Ноябрь (1-15) «Волшебница вода» | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении, используя структурно-логическую схему. Повышать речевую активность детей. | Сказка вторая «История одной капли» | Подбор информации о значении воды в природе. | Игра «Геовизор» |
Ноябрь (16-30) | Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, теплой, может нагревать другие вещества; может менять окраску; не имеет запах). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. Продолжать знакомить детей с играми В.В. Воскобовича. Вызвать у детей интерес к предложенной сказке. Познакомить детей с новой игрой. Помочь освоить приёмы сложения предметов из частей по образцу. Учить объединять фигуры по форме. | Беседа «Об озере Айс и о нетающей льдинке». Опыт с водой. | Буклет «Вода – источник жизни» | Игра «Прозрачный квадрат» |
Декабрь (1-15) «Воздух Невидимка» | Повышать познавательную активность детей через экспериментирование. Совершенствовать умения сравнивать сказку. | Сказка третья «Путешествие Незримки Всюсь» | Помощь в проведении опыта дома. «Надуй-сдуй» | Фиолетовый лес. Сказочные образы, разноцветные квадраты, чудо-соты. |
Декабрь (16-31) «Поможем пернатым» | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Учить передавать форму кормушки с использованием чудо- конструктора. | Беседа о зимующих птицах, отгадывание загадок «Птицы». Просмотр мультфильма «Зимующие птицы» | Конкурс на самую оригинальную кормушку. | Выставка детских работ «Чудо-кормушки» |
Январь (1-15) «Камень, песок, глина» | Расширять знания детей о свойствах и качествах природных ископаемых, уметь их сравнивать. Развивать интерес и желание преобразовывать из различных игр В.В. Воскобовича «Волшебные камни» | Сказка четвертая «Коллекция Паучка Чок-Чока». Опыт с камнями, глиной, песком. | Рекомендации для родителей по материалу «Опыты дома» | Фиолетовый лес. Сказочные образы: Малыш Гео, Пчелка Жужа, Мишик. |
Январь (16-30) | Систематизировать знания детей о структуре камней, песка, глины. Развивать творческое воображения с использованием «Чудо-крестики». | Рисование «Нарисуй алмаз» | Активное участие в оформлении выставки. | Выставка рисунков. Игра «Чудо-крестики» |
Февраль (1-15) | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Воспитывать любовь и заботу к животным. Развивать пространственного воображения, с использованием «Геовизора». Развивать внимание, мыслительные опрерации. | Дидактическая игра «Кто, где живет?», «Кто, что ест?». Рисование животных с помощью «Геовизора» | Изготовление книжки «Дикие животные леса» | Пополнение мини- музея иллюстрациями с изображением диких животных. |
Февраль (16-29) | Расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Создать условия для формировнаия у детей знаний об особенностях и красоте поселка. | Беседа о зиме. Чтение сказки «Зимовье зверей», «Нетающие льдинки». | Лепка снежных фигур совместно с родителями. | Игра «Прозрачный квадрат» |
Март (1-15) «Солнце» | Дать детям первоначальные, элементарные представления о строении Солнечной сиситемы. | Сказка пятая «Как Незримка Всюсь друзьям помог». Игра «Догони свою тень» | Оказать помощь ребёнку в опыте «Волшебный лучик» | Фиолетовый лес. Персонажи. |
Март (16-31) «Почва – живая земля» | Закреплять знания о проявлениях ранней весны на почве. Дать детям представление, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой –океанами и морями. Кроме воды, есть материки –твердая земля – суша, где живут люди. | Сказка шестая «Как медвежонок Мишик пень искал» | Постер «Спасем Землю» | Фиолетовый лес. Персонажи: Медвежонок Мишик. д/и «Закончи предложения» |
Апрель (1-15) «Зеленый наряд Земли» | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям. | Сказка седьмая «Как Гео за растениями ухаживал» | Беседа дома «Как я ухаживаю за цветами» | Д/игра «Цветы» |
Апрель (16-31) «Животные» | Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его. Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы). Закрепить знания детей о геометрических фигурах. | Сказка восьмая «Как Мишик с Барбосом познакомился. Конструирование «Будка для Барбоса» | Родительское собрание «Влияние игр Воскобовича в подготовке к школе» | Треузорчик, персонажи Фиолетового леса. |
Май (1-15) «Лес» | Учит детей устанавливать цепь питания. Совершенствовать навыки конструирования при работе с «Геовизором» по данному образцу, словесному указанию взрослого. Развивать умение читать схему, называть имена точек на схеме и соотносить их с «Геовизором». | Сказка девятая «Приключения елового семечка» | Анкетирование родителей «Как изменился ваш ребенок?» | Персонажи. Геовизор. |
Май (16-31) «Человек и природа» | Создать условие для формирование экологического сознания и экологической культуры. | Сказка десятая «Открытие Малыша Гео». Итоговый НОД «Мы спешим на помощь Малышу Гео» | Участие родителей | Оформление фотоколлаж «Путешествие по Фиолетовому лесу» |