Копилка уроков
Открытые уроки разных лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhitelnye_i_otritsatelnye_chisla_6_klass_matematika.docx | 211.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 6 классе
Тема урока: « Положительные и отрицательные числа»
Автор: Иванова Ульяна Иннокентьевна, учитель математики МБОУ «Токкинская ШИС(п)ОО» , с.Токко Олекминского района РС(Я)
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Образовательная цель: дать понятие положительных и отрицательных чисел, доказать необходимость их применения в жизни; способствовать формированию умения распознавать положительные и отрицательные числа; изображать их на координатной прямой.
Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления учащихся, формированию математического мышления и речи, развитию навыков самоконтроля, самооценки, развитию внимательности при поиске ошибок.
Воспитательная цель: воспитывать у учащихся интерес к математике и сознательную дисциплину.
Этапы урока:
- организационный момент;
- подготовка к усвоению нового материала;
- новый материал;
- закрепление нового материала;
- итоги урока;
- Организационный момент:
Добрый день, дорогие ребята. Меня зовут Ульяна Иннокентьевна,
Слайд1. Ребята, открываем тетради, записываем число. А тема сегодняшнего урока «Положительные и……числа»,оставим пробел так, чтобы вошло слово из 10 букв.
Итак, начнем урок.
- Подготовка к усвоению нового материала:
Слайд 2. Ребята, рассмотрим противоположные понятия из нашей жизни: белое – черное, большое – маленькое, сильный – слабый, день – ночь, плюс – минус, прибыль – убыток, положительное - ….
Последнее противоположные понятия выбраны не случайно, они относятся и к математике.
Теперь вспомним: какие числа мы знаем?
Устная работа.
Слайд 3. Числа бывают: натуральные, простые, составные, числа – близнецы, давайте вспомним их определения и примеры. Какие числа называются натуральными? А кто мне какие числа называются простыми? …составные?...А вы слышали про числа-близнецы?
Вот сколько разных определений чисел вы изучили. Существует еще много разных чисел, которые вы будете изучать в старших классах. А что же скрывается под эти шаром, отмеченным знаком вопроса? Мы к нему еще вернемся.
Слайд 4. Перед вами прогноз погоды в селе Токко на 3 дня. Обратите внимание на температуру воздуха: -32; -28; -21 и т.д. Жарко или холодно в Токко? Тогда диктор как объявляет температуру? Как бы вы сказали? (32 градуса мороза)
Слайд 5. Перед вами прогноз погоды некоторых улусов Якутии
(карта Якутии. Прогноз погоды на 6 часов утра на начало октября)
Оленек | -15 |
Тикси | -10 |
Жиганск | -7 |
Олекминск | +3 |
Алдан | +5 |
Бердигестях | +1 |
Мирный | 0 |
О чем говорит запись: Оленек -15?
- В Оленьке 15 градусов мороза. Какая температура в Оленьке? Правильно – минусовая.
А в Олекминске +3? Это значит 3 градуса тепла. Какая температура в Олекминске? (плюсовая)
Обратите внимание, что воздуха задана с помощью знаков «плюс» и «минус».
С помощью какого прибора определяют температуру воздуха?
- С помощью термометра.
Слайд 6. Ребята, а теперь помогите мне установить термометры. (Вызываются 5 учащихся к доске и на интерактивной доске устанавливают температуры: Оленек -15, Тикси -10, Мирный 0, Олекминск +3, Алдан +5)
Как -15 и -10 расположены на термометре относительно 0?
- Ниже 0. Числа, которые показывают минусовую температуру воздуха расположены на термометре ниже 0.
+5, +7 Что можно сказать про эти числа?
- Числа, которые показывают плюсовую температуру воздуха расположены на термометре выше 0.
В Мирном 0 градусов. О нулевой температуре не говорят «0 градусов тепла» или «0 градусов мороза»
Слайд 7. А теперь рассмотрим противоположные понятия для температуры:
Жарко, тепло - морозно, холодно
Плюсовая – минусовая
Положительная – отрицательная.
Может быть, кто-то сможет сформулировать тему урока? Внимательно посмотрите на доску, что мы нового только что узнали? Вернемся к теме урока. Мы с вами пропустили слово, кто догадался, какое слово следует написать?
- Усвоение новых знаний
Слайд 8. – Итак тема урока «Положительные и отрицательные числа».
Изучение нового материала.
Цели урока:
Какие задачи урока мы должны решить при изучении этой темы? (Чему мы должны научиться?)
Слайд 9. Целеполагание
- Знать определение положительных и отрицательных чисел и уметь распознавать их.
- Познакомиться с историей возникновения отрицательных чисел.
3. Научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой.
Слайд 10. Вернемся к нашему шарику с вопросом и откроем его. Здесь скрываются числа со знаком минус. Какое определение мы дадим этим числам?
Слайд 11-13. История возникновения отрицательных чисел (сообщения учащихся)
Слайд 14. Определения. «- Если перед числом стоит знак «-» , то это число отрицательное. А если перед числом стоит знак «+» или никакого знака нет, то это число положительное.»
Слайд 15. Сгруппируйте числа.
Какое число осталось? Ответ: 0. Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным.
Слайд 16. Определение числа 0
Слайд 17. Ребята, вспомним, что такое координатный луч? (Определение координатного луча)
Кто выйдет к доске и напишет точку А (2), В(5). (двое выходят к доске с помощью маркера).
А как изобразить число С(-1)?
- Для того, чтобы изобразить отрицательные точки, мы дополним луч до прямой. Левее от 0 откладываем отрезки, равные единичному отрезку и отмечаем отрицательные числа, начиная от нуля. Чтобы отметить число -1, отсчитываем от 0 влево один единичный отрезок, ставим точку С. Пишем С(-1) .
Слайд 18. Ребята, давайте попытаемся дать определение координатной прямой.
- Прямая с выбранным началом отсчета, единичным отрезком и положительным направлением называется координатной прямой.
Физкультминутка. Переходим к презентации
Слайд 1. Положительные и отрицательные понятия
Настало время восстановить тонус, с помощью физкультминутки и разберемся где мы используем понятие положительных и отрицательных чисел в жизни. Внимательно следим за экраном, если появляется положительное понятие, то киваем головой «Да», а если отрицательное - «Нет». Распрямили все спинки. Начали:
( глубина озера(отр), высота ели (полож), близорукость (отр), убыток (отр), доход (полож), расход (отриц), прибыль (полож), жара (полож), холод (отриц))
- Закрепление нового материала
Упражнения из учебника ( №897 устно, 899)
Закрепление нового материала.
Слайд 2.
Понятие положительных и отрицательных величин мы знаем, молодцы. А теперь усложним задание.
Задание: По заданным координатам изобразить точки на координатной прямой.
О(-6); Л(-4) ; Е(2) ; Д(0) ; О(-2); Ц(5); М(-7)
Слайд 3. Ребята, а сейчас проверьте себя, удастся ли вам по отмеченным точкам найти координаты точек. Для этого выполните задания на карточках по вариантам. Поясняю задания-шифровки.
На координатной прямой отмечены буквы. А в таблице этим буквам соответствуют координаты этих точек. Заполняя таблицу, вы должны прочитать зашифрованное слово. (Подготовлены карточки шифровки на 2 варианта, дети, выполнив задание, говорят слово). Проверяют работы соседа. Оценка ставится только тем, кто выполнил на «4» и «5».
Слайд 4. ( расшифровка задания) ПРОЦЕНТЫ, ОРДИНАТЫ
А проверить каждый себя вы сможете, выполнив задания теста-самоконтроля.
В первой части теста вы оцениваете себя в том, как вы поняли новую тему. Если считаете, что умеете выполнить данное задание, ставите знак +. А во второй части вы уже выбираете правильные ответы. Ответы записываете рядом с заданием в таблицу. Вам предлагается выполнить эту работу в течение 2 минуты.
Теперь сверяемся с ответами. Если задание правильно выполнено, в пустую клетку ставим +. Сейчас я предлагаю вам определить, верно ли вы оценили свои знания, полученные на уроке. (Пример задания ниже)
Слайд 5на 2 варианта
вопрос | ответ | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А1. Какие из чисел положительные? +5; 0; -2; 1\2. | а) +5 и 0 б) +5 и 1\2 в) 1\2 и 0 г) 0 |
|
А2.Какую координату имеет точка С? | а) -4 б) 3 в) -3 г) 1 |
|
А3.Какая из данных точек имеет координату -2? | а) В б) А в) С г) Д |
|
А4.Величины, про которые можно сказать, что они положительные | а) мороз б) долг в) прибыль г) убыток |
|
А5.Величины, про которые можно сказать, что они отрицательные | а) мороз б) прибыль в) жара г) долг |
Домашнее задание параграф 5, п26 .№919, 921, 922
Подведение итогов.
Какие задачи урока мы сегодня решали?
Оценки за урок.