Логические блоки Дьенеша

Ивахненко Людмила Ивановна

Презентация "Нетрадиционные развивающие игры. Логические блоки Дьенеша"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные развивающие игры (логические блоки Дьенеша ) Выполнила: воспитатель МДОУ «Детский сад № 21» Ивахненко Л.И.

Слайд 2

Золтан Пал Дьенеш ( венг. Zoltán Pál Dienes ; 1916 — 2014 ) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета . Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр. Сайт: zoltandienes.com

Слайд 3

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур : а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) трёх цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером , толщиной . В наборе нет ни одной одинаковой фигуры

Слайд 5

Логические блоки изготавливаются из дерева или пластика разной толщины. Примерные размеры больших и маленьких фигур (в см) следующие: Толстые блоки должны быть толще тонких, по крайней мере, в два раза . В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки ) и в конце – полный комплект фигур (48 штук).

Слайд 6

Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют : * Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. * Развивать пространственные представления. * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации). * Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. * Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. *Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. *Развивать творческие способности, воображение, фантазию , способности к моделированию и конструированию. * Развивать речь. * Успешно овладеть основами математики и информатики.

Слайд 7

Логические блоки Дьенеша на занятиях по математике можно использовать : В разделе « количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие. В разделе «величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине ( толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.

Слайд 8

В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов Полезны задания типа «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», « Подбери фигуры по форме и размеру (цвету )» и др. В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать. « Ориентировка в пространстве» Например, задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше и т.д.

Слайд 9

Варианты Пособий к блокам дьенеша

Слайд 10

Пособие «Давайте поиграем» Кроме этого в комплект входят иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами Набор "ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОИГРАЕМ" содержит: 9 комплектов логических фигур, плоский вариант блоков Дьенеша 2 комплекта карточек с символами свойств; 1 комплект логических кубиков.

Слайд 11

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) цвет обозначается пятном; форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,); величина - силуэт домика (большой, маленький); толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий). Всего 22 карточки (11 с отрицанием свойств, 11 без отрицания)

Слайд 12

Разделение игр по возрастам условно: все зависит от уровня индивидуального развития ребенка , его игрового опыта с блоками Дьенеша . Рекомендуемая последовательность использования игр в педагогическом процессе: Игры для младшего дошкольного возраста (3-5 лет) : Логические фигуры Угощение для медвежат Художники Магазин Игры для старшего дошкольного возраста (5-7 лет ) Логические кубики Украсим елку бусами Архитекторы ( детская площадка ) Карточки - символы свойств Логический поезд Мозаика цифр

Слайд 13

Блоки Дьенеша для самых маленьких логические фигуры (с 2 лет) Цель: • ознакомление детей с эталонами форм • обучение действиям с эталонами • развитие восприятия, памяти, внимания, воображения • развитие способности к логическим операциям и т. д. Материал: 9 комплектов логических фигур. В каждом 24 фигуры (6 квадратов, 6 прямоугольников, 6 треугольников, 6 кругов), отличающихся цветом ( красный , синий , желтый ) и размером (большой, маленький). Логические фигуры представляют собой плоский вариант блоков Дьенеша .

Слайд 14

Игра « сКолько » (с 2-х лет) Цель: развивать умение задавать вопросы развивать умение выделять свойства Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько…» «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» «Сколько кругов?» и т.д. Игра «Продолжи ряд» « найди недостающую фигуру» Цель: ознакомление с символами свойств развитие зрительной памяти

Слайд 16

Игры с блоками (с 2-х лет) Выборки Сортируем блоки по наличию одного признака Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки ( печеньками будут логические блоки Дьенеша ), а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям. Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине.

Слайд 17

Сортируем фигуры по наличию двух признаков На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена , а на вторую – синие и треугольные . Находим сходство и отличие На тарелочки нужно положить по два блока одинаковой формы ( напр. , два круглых блока любого цвета и размера). Затем предложите положить на каждую тарелочку по две фигуры одинакового цвета / размера / толщины. Следующий шаг. Предложите ребенку положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины. Самый сложный вариант : положить в одну миску два блока одинакового размера, но разной формы ; одинаковой формы и одинакового размера ; разной формы и разного размера и т.д.

Слайд 18

От произвольно выбранной фигуры нужно построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.); в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета). Игра «Цепочка»

Слайд 19

Конструирование Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать: домик; стол; домик с окошкам; елочка; лавка; табурет; диван; стул; ступеньки; кресло; машинка.

Слайд 20

Цель: • развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам • понимание слов: "разные", "одинаковые" • подведение к пониманию отрицания свойств. Материал : 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша . Игры для младшего дошкольного возраста (3-5 лет) Угощение для медвежат

Слайд 21

Описание игры: 1 вариант: Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры - отличие печенья по двум признакам - цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. 2 вариант: с использованием карточек с символами свойств. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.

Слайд 22

Магазин Цель: • развитие умения выявлять и абстрагировать свойства; • развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор. Материал: Товар (карточки с изображением предметов ), Логические фигуры.

Слайд 23

Для этого задания необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Ребенок приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар. Нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.

Слайд 24

Домино Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников. Первый делает ход любой фигурой. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д. Найди пару Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству. Усложните задание. Пусть ребенок попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.

Слайд 25

Художники Цель: • развитие умения анализировать форму предметов • развитие умения сравнивать по их свойствам • развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции). По эскизам дети должны «писать» картину. На правильные места «эскиза» они подберают недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.

Слайд 26

Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства умение «читать схему» закрепление навыков порядкового счета. Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур Игры для старшего дошкольного возраста (5-7 лет ) «Украсим елку бусами» Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

Слайд 27

АРХИТЕКТОРЫ (ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА) Описание игры: Детям предлагается разработать проект детской площадки • выбрать необходимый строительный материал • построить объекты детской площадки Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал"? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1. Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово «начало» подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме). В ромбе вопрос: «красный наш блок?» - Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос: «круглый наш блок?» - Нет и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть использован при строительстве. Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос «красный?» Отвечаем «да» и двигаемся влево.

Слайд 28

По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На вопрос»красный?» Отвечаем «нет» и двигаемся вправо. На вопрос «круглый?» Отвечаем «да» и затем изменим круглую форму на квадратную. Таким образом к концу наш блок будет синим квадратным большим тонким. Таким образом весь наш строительный материал будет, т. е. некрасным и некруглым (размер и толщина роли не играют). Можно приступать к строительству. Приветствуются самые смелые проекты. Самые смелые могут приступать к более сложному выбору материала, используя алгоритм № 2.).

Слайд 29

Логический поезд Материал: 1.Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный). 2.На каждом поезде его номер: , , 9 3.4 вагона. 4.Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами 5.Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур. Цель : • развитие способности к логическим действиям и операциям • умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке • умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке • умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами

Слайд 30

Описание игры: В игре может участвовать вся подгруппа детей 9-12 человек. Педагог, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями. Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.

Слайд 31

. Логические кубики Логические кубики, как и карточки--символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, способствующих для овладения: действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность "случайного" выбора свойств

Слайд 32

Спасибо за внимание!