Урок химии в 8 классе по теме "Соли"
Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Соли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Соли" | 563.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Соли» 8 класс
Тип урока: урок изучения нового материала и закрепление изученных ранее знаний.
Вид урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Цели урока:
- Обобщить и дополнить полученные знания по теме «Классы неорганических соединений»
- Сформировать понятия о солях;
- Закрепить умение определять степень окисления по химическим формулам
- Составлять химические формулы.
- Отличать соли от других классов неорганических соединений.
- УУД I. Личностные:
Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
II. Коммуникативные:
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
III. Познавательные:
Формирование умения анализировать и обобщать данные, классифицировать вещества, записывать и читать химические формулы, применять правила на практике. Приобретение навыков самостоятельной работы.
Метапредметные результаты:
- продолжить развивать умение формирование гипотез,
- продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,
- продолжить развивать умение работать в группах.
- продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации
IV. Регулятивные:
Развивать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, таблица растворимости кислот, оснований, солей.
Для демонстрации: поваренная соль, клей канцелярский, кальцинированная стиральная сода, пищевая питьевая сода, школьные мелки.
План урока
I.Организационный этап На столах у каждого из вас лежит лист для самооценки. (Приложение №1) В конце урока каждый должен оценить свою работу, по соответствующим критериям, поэтому будьте внимательны.
II.Этап актуализации
Ребята,сейчас вы изучаете классы неорганических соединений. С какими классами неорганических соединений, вы уже знакомы ?
Групповая форма работы. Объединение в группы и представление групп.
1 группа – Оксиды. Что такое оксиды? Дайте определение.
2 группа – Основания. Что такое основания? Дайте определение.
3 группа – Кислоты. Что такое кислоты? Дайте определение.
III.Проверка знаний и умений
На столах маршрутные листы. Выполните задание на классификацию соединений. (Приложение №2)
1. Распределение веществ по классам.
2. Дать название веществам.
Фронтальная беседа с учащимися по вопросам. Ребята остались ли у вас лишние формулы?
Учащиеся: CaCO3, Na2S, AlPO4, AgCl, Na2SO4,
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Почему?
Учащиеся: Не подходят ни к одному классу.
Учитель: К какому классу можно отнести эти вещества?
Учащиеся: Не известно. Мы с ними ёщё не знакомы.
Посмотрите на слайд №2 – кластер
Чтобы узнать,что то за класс неорганических соединений выполним творческое задание «Угадай вещество». Учитель предлагается учащимся прочитать текст и догадаться о каком веществе в нём идёт речь.
Творческое задание для учащихся: "Угадайте вещество?"
А )Вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;
В) Это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;
Г) В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;
Д) Это вещество содержится в Мировом океане
Е) Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;
Ж) В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам чтобы его добыть. Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой.
З) Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
Учитель: О каком веществе идёт речь? Угадали, что то за вещество?
Учащиеся: Соль
Учитель А какая соль?
Учащиеся Поваренная (слайд №3)
Учитель: Обыкновенная поваренная соль, ежедневно принимаемая нами в пищу. Вот так мы подошли к теме урока. Откройте тетради. запишите тему нашего урока.(слайд №4 кластер)
Класс солей очень обширный. Представители того класса у меня на столе.
1.Поваренная соль
2.Клей канцелярский
3.Кальцинированная стиральная сода
4.Пищевая питьевая сода.
5. Школьные мелки.
Вы можете написать формулу этих веществ?
Учащиеся: нет, затрудняемся.
Учитель: Значит, какие задачи и цели урока?
Давайте попробуем сформулировать цели и задачи урока.
1.Познакомиться с новым классом неорганических соединеней – соли.
2.Находить формулы солей среди других классов неорганических соединений.
3.Научиться составлять формулу солей.
4. Научиться называть соли на химическом языке. (слайд №5)
IV.Изучение нового материала.
Составим формулы представителей этого класса. (слайд №6 «Алгоритм действий при составлении формулы соли»)
1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.
2. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.
3. Разделить полученное число:
-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;
-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.
Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка
Пользуясь таблицей, давайте попробуем составить названия следующих солей:
Первый представитель:
NaCl - хлорид натрия
Учитель .Определяем заряды ядер. Как и где мы определяем заряды ядер?
Учащиеся: Работаем по таблице растворимости.
Учитель: Кислотный остаток Cl, остаток какой кислоты?
Учащиеся: Соляной или хлороводородной
Второй представитель канцелярский клей.
Na2 SiO3 - силикат натрия
Учитель - кислотный остаток SiO3, остаток какой кислоты?
Учащиеся: Кремниевой.
Работа по таблице №5 в учебнике на странице 128 .
Третий представитель – кальцинированная стиральная сода. Учитель предлагает учащимся написать формулу карбоната натрия .Учащиеся по желанию выходят к доске и записывают формулу по алгоритму.
Na2 CO3- - _ карбонат натрия
Учитель: - кислотный остаток CO3, остаток какой кислоты?
Учащиеся: H2 CO3 – угольной кислоты.
Четвёртый представитель питьевая пищевая сода
NaHCO3 - гидрокарбонат натрия
Учитель: Здесь прибавилась приставка гидро. Как вы думаете, какой химический элемент прячется под этой приставкой?
Учащиеся: Водород
5 представитель – это школьные мелки. Эту же формулу имеют мрамор, известняк. Учащиеся по желанию выходят к доске и записывают формулу по алгоритму.
Ca CO3 - карбонат кальция
Учитель: CO3 – кислотный остаток какой кислоты?
Учащиеся: H2 CO3 – угольной кислоты.
Учитель: Обратите внимание на слайд 7
Множество организмов строят свои раковины из карбоната кальция.Столь привычный каждому стоящему у доски школьнику мел, добываемый из карьеров. А также известняк и мрамор, используемые в строительстве.Где в Еткульском районе добывают белый мрамор?
Учащиеся:В Коелгинском мраморном карьере.
Учитель: Мрамор месторождения «Коелга» - это высокодекаративный мрамор белого и белосерого цвета с голубым оттенком.
Выступление ученика. Сообщение ученика «Мрамором «Коелга» облицованы сотни объектов России» Приложение №3
(слайд 8,9,10)
Учитель: Посмотрите внимательно на формулы, которые на доске.
NaCl - хлорид натрия
Na2 SiO3 - силикат натрия
Na2 CO3- - _ карбонат натрия
NaHCO3 - гидрокарбонат натрия
Ca CO3 - карбонат кальция
Скажи мне соли это простые вещества или сложные?
Учащиеся: Сложные
Учитель: Проанализируйте состав солей
Учащиеся: В состав солей входит металл и кислотный остаток.
Учитель: Попробуйте сформулировать определение данного класса.
Учащиеся: Cоли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.
Общая формула солей - MexAy,где Ме- метал
А – кислотный остаток
x, y – число атомов. (слайд №11)
Соль образуется в результате замещения атома водорода в кислоте на ионы металла. Заряд кислотного остатка равен числу основности кислоты, которая соответствует этому остатку со знаком «-».
V. Физкультминутка. Приложение №4
Учитель: Вернёмся к заданию в маршрутных листах. У вас остались лишние формулы. Теперь вы с уверенность можете сказать, К какому классу неорганических соединений они относятся?
Учащиеся: Соли
Работа с таблицей растворимости.( слайд № 12)
Какие буквы вы видите? Что они обозначают? Какой вывод можно сделать по классификации солей по растворимости.
Учащиеся: Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые.
Как можно узнать растворимая соль или нет?
Учитель: Классификация солей. Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет. Запишите формулы солей в 2 группы: соли растворимые в воде и соли нерастворимые в воде. Дайте названия данным солям.( слайд № 13)
VI. Закрепление изученного материала.
Учитель: А теперь давайте закрепим полученные знания.
Фронтальный опрос. Метод ТРИЗ. Игра « Да, кроме - нет, кроме) Приложение №5 Тренажёр .Онлайн – тест «Проверь своё умение о солях»
VII. Подведение итогов урока.
Назовите какие были поставлены цели и задачи урока?
Вы научились?
VIII. Рефлексия.
Оценим свои эмоции, результаты своей деятельности, возникли ли у вас сложности с восприятием темы урока? Проанализируем свою активность, выявим пробелы. Приложение №1
Мне всё понятно!
Я доволен своей работой на уроке!
Очень много вопросов по теме урока!
Доработаю тему дома!
Очень сложно!
IX.Домашнее задание: прочитать §22, выполнить упр. 3 на стр (133) письменно. Составить синквейн по теме «Соли»
Источники информации:
- Габриелян О. С. Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений.- 7-е изд., стереотип.-М.:дрофа, 2018 г
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003
- http://botan.cc/prepod/himiya/oywciefc.html
- http://infourok.ru/konspekt-uroka-soli-sostav-nomenklatura-27103
- https://pencup.ru/test/1617
- Журнал «КОЕЛГАМРАМОР. Белый мрамор России» Факс +73512610264.
Приложение №1
Мне всё понятно! Я доволен своей работой на уроке!
Очень много вопросов по теме урока! Доработаю тему дома!
Очень сложно!
Приложение №2 Маршрутный лист
Из перечисленных формул: Fe(OH)3, H2SO3, Ag2O, CaCO3, Na2S, AlPO4, Ba(ОН)2, SO2, H3PO4, Al(OH)3, HNO2, AgCl, Na2SO4, HNO3, Al2O3 – выпишите формулы:
а) оксидов –
б) кислот –
в) оснований –
г)лишние формулы –
Приложение №3 Сообщение ученика «Мрамором «Коелга» облицованы сотни объектов России»
Организация «КОЕЛГАМРАМОР» работает с 1926 года. И на сегодняшний день является крупнейшим в России предприятием по добыче и переработке белого мрамора. Мрамором облицованы сотни объектов в России. Например, Драматический театр в городе Челябинске. Дом Правительства город Москва.
Приложение №4 Физкультминутка.
Если вы согласны с данным утверждением – встаньте.
1.Соли – сложные вещества.
2.Соли состоят из атома водорода и кислотного остатка.
3.Соли могут быть растворимы и нерастворимы в воде.
4.Формула поваренной соли КСl
5.Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.
6.Соль фосфат магния нерастворима в воде.
7.К2СО3 – это формула карбонат кальция
Приложение №5
Фронтальный опрос. Метод ТРИЗ. Игра « Да, кроме - нет, кроме)
1.Растворимы все соли азотной кислоты? Да
2.Растворимы все соли хлороводородной кислоты? Да, кроме AgCl
3. Растворимы все соли серной кислоты? Да, BaSO42- PbSO42-
4.Растворимы соли натрия Na+ и калия K+ Да