Урок химии в 8 классе по теме "Соли"

Шакирова Рауфа Рафаэловна

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Соли"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Соли»   8 класс 

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепление изученных ранее знаний.

Вид урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Цели урока:

  1. Обобщить и дополнить полученные знания по теме «Классы неорганических соединений»
  2. Сформировать понятия о солях;
  3. Закрепить умение определять степень окисления по химическим формулам
  4. Составлять химические формулы.
  5. Отличать соли от других классов неорганических соединений.
  6. УУД I. Личностные:

Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

II. Коммуникативные:

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.

III. Познавательные:

 Формирование умения анализировать и обобщать данные, классифицировать вещества, записывать и читать химические формулы, применять правила на практике. Приобретение навыков самостоятельной работы.

Метапредметные результаты:

  1. продолжить развивать умение формирование гипотез,
  2. продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,
  3. продолжить развивать умение работать в группах.
  4. продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации                                                 

IV. Регулятивные:

Развивать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, таблица растворимости кислот, оснований, солей.

Для демонстрации: поваренная соль, клей канцелярский, кальцинированная стиральная сода, пищевая питьевая сода, школьные мелки.

План урока

I.Организационный этап На столах у каждого из вас лежит лист для самооценки. (Приложение №1) В конце урока каждый должен оценить свою работу, по соответствующим критериям, поэтому будьте внимательны.

II.Этап актуализации

Ребята,сейчас вы изучаете классы неорганических соединений. С какими классами неорганических соединений, вы уже знакомы ?

Групповая форма работы. Объединение в группы и представление групп.

1 группа – Оксиды. Что такое оксиды? Дайте определение.

2 группа – Основания. Что такое основания? Дайте определение.

3 группа – Кислоты. Что такое кислоты? Дайте определение.

III.Проверка знаний и умений

На столах маршрутные листы. Выполните задание на классификацию соединений. (Приложение №2)

1. Распределение веществ по классам.

2. Дать название веществам.

Фронтальная беседа с учащимися по вопросам. Ребята остались ли у вас лишние формулы?

Учащиеся: CaCO3, Na2S, AlPO4, AgCl, Na2SO4,

Создание проблемной ситуации.

 Учитель: Почему?

Учащиеся: Не подходят ни к одному классу.

Учитель: К какому классу можно отнести эти вещества?

Учащиеся: Не известно.  Мы с ними ёщё не знакомы.

Посмотрите на слайд  №2 – кластер

Чтобы узнать,что то за класс неорганических соединений выполним творческое задание «Угадай вещество». Учитель предлагается учащимся прочитать текст и догадаться о каком веществе в нём идёт речь. 

Творческое задание для учащихся: "Угадайте вещество?"

 А )Вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;

В) Это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;

Г) В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;

Д) Это вещество содержится в Мировом океане

Е) Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;

Ж) В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам чтобы его добыть.   Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой.

З) Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Учитель: О каком веществе идёт речь? Угадали, что то за вещество?

Учащиеся: Соль

Учитель А какая соль?

Учащиеся Поваренная (слайд №3)

Учитель: Обыкновенная поваренная соль, ежедневно принимаемая нами в пищу. Вот так мы подошли к теме урока.  Откройте тетради. запишите тему нашего урока.(слайд №4 кластер)

Класс солей очень обширный. Представители того класса у меня на столе.

1.Поваренная соль

2.Клей канцелярский

3.Кальцинированная стиральная сода

4.Пищевая питьевая сода.

5. Школьные мелки.

Вы можете написать формулу этих веществ?

Учащиеся: нет, затрудняемся.

Учитель: Значит, какие задачи и цели урока?

Давайте попробуем  сформулировать цели и задачи урока.

1.Познакомиться с новым классом неорганических  соединеней – соли.

2.Находить формулы солей среди других классов неорганических соединений.

3.Научиться составлять формулу солей.

4. Научиться называть соли на химическом языке. (слайд №5)

IV.Изучение нового материала.

Составим формулы представителей этого класса. (слайд №6 «Алгоритм действий при составлении формулы соли»)

1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.

2. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.

3. Разделить полученное число:

-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;

-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.

 Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка                   

Пользуясь таблицей, давайте попробуем составить названия следующих солей:

Первый представитель:

 NaCl -  хлорид натрия

Учитель .Определяем заряды ядер. Как и где мы определяем заряды ядер?

Учащиеся: Работаем по таблице растворимости.

Учитель: Кислотный остаток Cl, остаток какой кислоты?

Учащиеся: Соляной или хлороводородной

Второй представитель канцелярский клей.

 Na2 SiO3  - силикат натрия

Учитель - кислотный остаток SiO3, остаток какой кислоты?

Учащиеся: Кремниевой.

Работа по таблице №5  в учебнике на странице 128 .

Третий представитель – кальцинированная стиральная сода. Учитель предлагает учащимся написать формулу карбоната натрия .Учащиеся по желанию выходят к доске и записывают формулу по алгоритму.

Na2 CO3-     - _ карбонат натрия

Учитель: - кислотный остаток CO3, остаток какой кислоты?

Учащиеся: H2 CO3 – угольной кислоты.

Четвёртый представитель   питьевая пищевая сода

 NaHCO3  - гидрокарбонат натрия

Учитель: Здесь прибавилась приставка гидро. Как вы думаете, какой  химический элемент прячется под этой приставкой?

Учащиеся: Водород

5 представитель – это школьные мелки. Эту же формулу имеют мрамор, известняк. Учащиеся по желанию выходят к доске и записывают формулу по алгоритму.

Ca CO3  -  карбонат кальция

Учитель: CO3  – кислотный остаток какой кислоты?

Учащиеся: H2 CO3 – угольной кислоты.

Учитель: Обратите внимание на слайд 7

Множество организмов строят свои раковины из карбоната кальция.Столь привычный каждому стоящему у доски школьнику мел, добываемый из карьеров. А также известняк и мрамор, используемые в строительстве.Где в Еткульском районе добывают белый мрамор?

Учащиеся:В Коелгинском мраморном карьере.

Учитель: Мрамор месторождения «Коелга» - это высокодекаративный мрамор белого и белосерого цвета с голубым оттенком.

Выступление ученика. Сообщение ученика «Мрамором «Коелга» облицованы сотни объектов России» Приложение №3

(слайд 8,9,10)

Учитель: Посмотрите внимательно  на формулы, которые на доске.

 NaCl -  хлорид натрия

Na2 SiO3  - силикат натрия

Na2 CO3-     - _ карбонат натрия

NaHCO3  - гидрокарбонат натрия

Ca CO3  -  карбонат кальция

Скажи мне соли это простые вещества или сложные?

Учащиеся: Сложные

Учитель: Проанализируйте состав солей

Учащиеся: В состав солей входит металл и кислотный остаток.

Учитель: Попробуйте сформулировать определение данного класса.

Учащиеся: Cоли – это сложные вещества, состоящие  из    атомов    металла   и кислотного остатка.

Общая формула солей - MexAy,где   Ме- метал

 А – кислотный остаток

 x, y – число атомов. (слайд  №11)

Соль образуется в результате замещения атома водорода в кислоте на ионы металла. Заряд кислотного остатка равен числу основности кислоты, которая соответствует этому остатку со знаком «-». 

V. Физкультминутка. Приложение №4

Учитель: Вернёмся к заданию в маршрутных листах. У вас остались лишние формулы. Теперь вы с уверенность можете сказать, К какому классу неорганических соединений они относятся?

Учащиеся: Соли

Работа с таблицей растворимости.( слайд № 12)

Какие буквы вы видите? Что они обозначают? Какой вывод можно сделать по классификации солей по растворимости.

Учащиеся: Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые.

Как можно узнать растворимая соль или нет?

Учитель: Классификация солейВсе соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет. Запишите формулы солей в 2 группы: соли растворимые в воде и соли нерастворимые в воде. Дайте названия данным солям.( слайд № 13)

VI. Закрепление изученного материала. 

Учитель: А теперь давайте закрепим полученные знания.

Фронтальный опрос. Метод ТРИЗ. Игра « Да, кроме -  нет, кроме) Приложение №5 Тренажёр .Онлайн – тест «Проверь своё умение о солях»

VII. Подведение итогов урока.

Назовите какие были поставлены цели и задачи урока?

Вы научились?

VIII. Рефлексия.

Оценим свои эмоции, результаты своей деятельности, возникли ли у вас сложности с восприятием темы урока? Проанализируем свою активность, выявим пробелы. Приложение №1

Мне всё понятно!                                                        

Я доволен своей работой на уроке!

Очень много вопросов по теме урока!            

Доработаю тему дома!

Очень сложно!

IX.Домашнее задание: прочитать   §22, выполнить упр. 3 на стр (133) письменно. Составить синквейн по теме «Соли»

Источники информации:

  1. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений.- 7-е изд., стереотип.-М.:дрофа, 2018 г
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003
  3. http://botan.cc/prepod/himiya/oywciefc.html
  4. http://infourok.ru/konspekt-uroka-soli-sostav-nomenklatura-27103
  5. https://pencup.ru/test/1617 
  6. Журнал «КОЕЛГАМРАМОР. Белый мрамор России» Факс +73512610264.

Приложение №1

C:\Users\User\Favorites\Downloads\011.jpg               C:\Users\User\Favorites\Downloads\012.jpg

Мне всё понятно!                                                          Я доволен своей работой на уроке!

C:\Users\User\Favorites\Downloads\010.jpg          C:\Users\User\Favorites\Downloads\013 (1).jpg

Очень много вопросов по теме урока!            Доработаю тему дома!

C:\Users\User\Favorites\Downloads\009.jpg

       Очень сложно!

Приложение №2  Маршрутный лист

Из перечисленных формул: Fe(OH)3, H2SO3, Ag2O, CaCO3, Na2S, AlPO4, Ba(ОН)2, SO2, H3PO4, Al(OH)3, HNO2, AgCl, Na2SO4, HNO3, Al2O3 – выпишите формулы:

а) оксидов –

б) кислот –

в) оснований –

г)лишние формулы –

Приложение №3 Сообщение ученика «Мрамором «Коелга» облицованы сотни объектов России» 

Организация «КОЕЛГАМРАМОР» работает с 1926 года.  И на сегодняшний день является крупнейшим в России предприятием по добыче и переработке белого мрамора. Мрамором облицованы сотни объектов в России. Например, Драматический театр в городе Челябинске. Дом Правительства   город Москва.

Приложение №4 Физкультминутка.

Если вы согласны с данным утверждением – встаньте.

1.Соли – сложные вещества.

2.Соли состоят из атома водорода и кислотного остатка.

3.Соли могут быть растворимы и нерастворимы в воде.

4.Формула поваренной соли КСl

5.Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

6.Соль фосфат магния нерастворима в воде.

7.К2СО3 – это формула карбонат кальция

Приложение №5

Фронтальный опрос. Метод ТРИЗ. Игра « Да, кроме -  нет, кроме)

1.Растворимы все соли азотной кислоты?                                          Да

2.Растворимы все соли хлороводородной кислоты?                          Да, кроме AgCl

3. Растворимы все соли серной кислоты?                                           Да, BaSO42-  PbSO42-

4.Растворимы соли натрия Na+   и калия K+                                        Да