История для СПО (цикл ОУД)
История СПО (цикл ОУД)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_studentov.docx | 81.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Орехово-Зуевский железнодорожный техникум
имени В.И. Бондаренко»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся
с материалами электронного учебно-методического комплекса
по дисциплине «История».
Для профессий и специальностей СПО
Орехово-Зуево
2018
Содержание методических указаний.
1. Пояснительная записка.
2.Рекомендации для обучающихся по использованию ЭУМК.
3. Содержание дисциплины «История», цикл ОУД.
4. Содержание дисциплины «История», цикл ОГСЭ
5. Контрольные вопросы для подготовки к дифференцированному зачету.
- Пояснительная записка.
История способствует формированию научного мировоззрения молодого поколения. Обращение к истории, глубокое и детальное познание давнего и недавнего прошлого позволяет обогатить себя опытом поколений, извлечь для настоящего и будущего. Жизнь продиктовала необходимость научного переосмысления наследия прошлого, возрождения в полной мере исторической памяти народа как неотъемлемой составной части его богатейшей культуры.
Цели и задачи изучения дисциплины.
Основной целью учебного курса является формирование у студентов конкретно – исторического представления о всемирной и отечественной истории, как открытой, динамичной, целостной системе.
Задачи курса – анализ становления, этапов и характерных черт всемирной и отечественной истории с момента первых свидетельств и до наших дней; рассмотрение наиболее значимых моментов и проблем в историческом процессе.
Средствами истории способствовать осознанию молодым поколением своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира.
Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе.
Данный курс истории строится по проблемно – хронологическому принципу.
Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России и мира. Материал по истории России представляется в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию. Проводится сопоставительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всемирной истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной власти, история сословно-представительных органов и др. Рабочая программа дисциплины «История» предполагает освоение студентами обязательного минимума содержания исторической подготовки.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
- индивидуальные занятия (домашние занятия):
- изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
- изучение рекомендуемых литературных источников;
- конспектирование источников;
- выполнение контрольных работ, курсовых работ;
- работа со словарями и справочниками;
- использование аудио- и видеозаписи;
- работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
- составление плана и тезисов ответа на занятии;
- составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;
- выполнение тестовых заданий;
- решение задач;
- подготовка презентаций;
- ответы на контрольные вопросы;
- написание эссе, тезисов, докладов, рефератов;
- составление глоссария, кроссворда и тестов по темам дисциплины;
- работа с компьютерными программами;
- подготовка к экзамену;
- групповая самостоятельная работа студентов:
- подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);
- анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и др.
- участие в Интернет - конференциях
- получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины.
Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются:
- электронный учебно-методический комплекс по дисциплине;
- методические указания для студентов по организации самостоятельной работы.
- Рекомендации для обучающихся по использованию материалов ЭУМК.
Основным методом изучения истории по ЭУМК является самостоятельная работа с лекционными материалами и учебником, а также наглядными материалами (карты, изображения, таблицы). В самостоятельном изучении предмета следует руководствоваться содержанием курса в хронологической последовательности. Для лучшего закрепления изучаемого материала рекомендуется конспектирование основных событий исторического процесса. После изучения каждой темы необходимо ответить на контрольные вопросы и выполнить задания.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
- Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
- Выделите главное, составьте план;
- Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
- Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
- Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методические указания по написанию и оформлению рефератов.
Реферат — письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы.
- Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
- Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:
- выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;
- сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
- анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
- сообщение о предварительных результатах исследования;
- литературное оформление исследовательской проблемы;
- обсуждение работы (на семинаре, на конференции и т.п.).
Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:
- введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;
- основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;
- заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
- Поиск и изучение литературы
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:
- знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
- исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);
- обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.
- Обработка материала.
При обработке полученного материала автор должен:
- систематизировать его по разделам;
- выдвинуть и обосновать свои гипотезы;
- определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
- уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
- сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;
- окончательно уточнить структуру реферата.
- Оформление реферата.
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
- следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;
- писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);
- соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.
Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5.
Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).
Страницы реферата с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.
Название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия не ставится. Название не подчеркивается.
Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).
В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.
Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм). Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.
Важным моментом при написании реферата является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:
- текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;
- каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;
- научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.
При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239]. Возможно оформление ссылок при цитировании текста в виде концевых сносок со сквозной нумерацией. Образец оформления титульного листа реферата представлен в Приложении 1.
Критерии оценки:
- актуальность темы;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала;
- грамотность и полнота использования источников;
- соответствие оформления реферата требованиям.
Оценка «5» (отлично) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и выделена проблема; на основе первоисточников проблема самостоятельно изучена; материал логично изложен, регламент изложения соблюдается.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и выделена проблема; на основе первоисточников проблема не достаточно изучена; материал логично изложен, регламент изложения не соблюдается.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тема не соответствует содержанию; не определена и не выделена проблема; на основе первоисточников проблема не достаточно изучена; материал не логично изложен, регламент изложения не соблюдается.
Оценка «2» (неудовлетворительно) – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Оценка «1» – реферат выпускником не представлен.
Методические указания по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения.
Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1час.
Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Требования к выполнению
- собрать и изучить литературу по теме;
- составить план или графическую структуру сообщения;
- выделить основные понятия;
- ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
- оформить текст письменно;
- сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
- актуальность темы;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала;
- грамотность и полнота использования источников;
- наличие элементов наглядности.
Оценка «5» (отлично) выставляется, при актуальности темы; соответствии содержания теме; глубокой проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. Студент четко и ясно озвучивает сообщение, а не зачитывает.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, при актуальности темы; соответствие содержания теме; грамотность и полнота использования источников; отсутствия элементов наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если сообщение не соответствует содержания теме; отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение
Методические рекомендации к подготовке
мультимедийных презентаций и докладов.
Мультимедийные презентации - это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 2). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Требование к студентам по подготовке и презентации доклада на занятиях .
1.Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
2.Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.
3.Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям СУЗа и быть указанны в докладе.
4.Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
5.Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
6. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.
7.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
8.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.
9.Докладом также может стать презентация реферата студента, соответствующая теме занятия.
10.Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.
Инструкция докладчикам и содокладчикам
Докладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь очень многое:
- сообщать новую информацию;
- использовать технические средства;
- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации (семинара);
- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;
- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.; дискуссия - 10 мин.;
- иметь представление о композиционной структуре доклада.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада);
- сообщение основной идеи;
- современную оценку предмета изложения;
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
- живую интересную форму изложения;
- акцентирование оригинальности подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио - визуальных и визуальных материалов.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.
Роль студента:
- изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
- установить логическую связь между элементами темы;
- представить характеристику элементов в краткой форме;
- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
- оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
- работа представлена в срок.
Оценка «5» (отлично) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10-13 слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10 слайдов информации; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит менее 10 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не соответствует теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию.
Методические указания для студентов
при подготовке к практическим занятиям.
Практическое занятие – форма систематических учебных занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.
На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике занятий.
Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к занятию:
- Проработать конспект лекций;
- Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;
- Ответить на вопросы плана семинарского занятия;
- Выполнить домашнее задание;
- При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
Критерии оценки знаний студентов
Оценка теоретических знаний
Оценка 5 – «отлично» выставляется, если студент имеет глубокие знания учебного материала по теме практической работы, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы.
Оценка 4 – «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы.
Оценка 3 – «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал практической работы, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы.
Оценка 2 – «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, который полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы.
3. Содержание дисциплины «История», цикл ОУД.
Введение.
Раздел 1. Основы исторического знания.
Источники сведений о прошлом человечества. Историческое знание, его достоверность. Методы исторического исследования.
Историческое время и пространство.
Возможные основания для периодизации исторического процесса.
Раздел 2. Древнейшая и древняя история.
Тема 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций.
Источники сведений о первобытности. Теория происхождения человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Неолитическая революция.
Переход от первобытности к цивилизации. Происхождение государства (основные гипотезы).
Земледельческие и скотоводческие цивилизации.
Традиционное общество. Аграрное производство.
Личность, община, государство. Религия в традиционном обществе.
Тема 2.2. Цивилизации Древнего мира
Цивилизации Древнего Востока. (Междуречье, Египет, Восточное Средиземноморье, Индия, Китай) и
античного мира (Греция, Рим).
Общинное, государственное и рыночное хозяйство. Города как экономические, политические и культурные центры.
Социальные группы и сословия в древних обществах.
Статус личности. Рабство. Государство, общество и личность в странах Древнего Востока.
Власть общественная и государственная.
Древние империи: восточные деспотии, держава Александра Македонского, Римская империя.
Картина мира древних людей. Языческие верования. Мифология Древнего Востока и античного мира. Религиозные учения (буддизм, конфуцианство, иудаизм).
Монотеизм. Христианство и кризис античного мировоззрения.
Культурное наследие древних цивилизаций. Памятники материальной и духовной культуры. Эпосы. Письменность. Литература. Зодчество.
Скульптура.
Раздел 3. История средних веков.
Тема 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века.
Кризис античной цивилизации. Преемственность и новые черты в общественном развитии. Становление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь.
Политическое развитие Западной Европы.
Феодальная раздробленность и имперское единство.
Католический и православный мир. Социальная структура западноевропейского общества.
Сословия. Социальная иерархия. Становление сословного представительства в Западной Европе.
Городские республики. Рыночные структуры в экономике аграрного общества.
Место религии и церкви в жизни средневекового общества. Власть светская и духовная.
Картина мира средневекового европейца. Европейское средневековое искусство. Начало Ренессанса.
Возникновение и распространение ислама. Арабские завоевания. Образование халифата.
Арабы и христианская Европа.
Крестовые походы.
От политической раздробленности к национальным государствам. Падение Константинополя.
Тема 3.2. От Древней Руси к Московскому царству.
Особенности становления цивилизации в Восточной Европе. Версии происхождения государственности на Руси. Взаимоотношения славян и степных кочевников. Древняя Русь и Византия. Распространение христианства на Руси. Древнерусская культура.
Политическая раздробленность: политический строй, общественная жизнь, культура.
Монгольские завоевания, Держава Чингисхана. Батыево нашествие на Русь.
Борьба за великое княжение. Начало возвышения Москвы.
Московская Русь при Иване III и Василии III. Обретение независимости от Орды. Формирование единого государства. Централизация власти.
Россия и Западная Европа на пороге Нового времени.
Тема 3.3. Индия и Дальний Восток в средние века.
Индийская община и государственная власть.
Личность и общество. Религии Индии.
Ислам в индийской истории. Кастовый строй.
Китай: конфуцианская идеология и общественная жизнь.
Расцвет конфуцианской империи (династии Тан и Сун)
Китай и северные варвары.
Средневековая Япония.
Раздел 4. История Нового времени.
Тема 4.1 Страны Европы в XVI –XVIII вв.
Понятие «нового времени». Хронологические рамки и периодизация нового времени. Великие географические открытия, их последствия. Карта мира в Новое время. Образование колониальных империй.
Метрополии и колонии. Переход от аграрного общества к индустриальному. Начало процессов модернизации в странах Западной Европы и мира.
Реформация и контрреформация в Европе. Абсолютизм, его социальные и политические функции. Кризис феодализма. Переход от мануфактуры к фабрике. Развитие товарно-денежных отношений. Изменения социальной структуры общества. Модернизация.
Европейские революции XVI –XVIII вв.
Развитие культуры в Новое время.
Изменение научной картины мира.
Секуляризация культуры. Идеология Просвещения.
Придворная культура. Народная культура.
Тема 4.2. России XVI - начале XVII вв.
Сословно – представительная монархия. Становление самодержавия. Начало формирования многонационального государства. Кризис конца XVI - началаXVII вв. Смута (причины, сущность, последствия)
Тема 4.3. России XVII -XVIII вв.
Экономическое развитие; аграрное производство, крепостничество. Особенности развития мануфактурного и мелкотоварного производства.
Становление российского абсолютизма. Сословная структура российского общества.
Правовое положение. Социальные движения. Государство и церковь. Раскол. Ереси.
Внешняя политика России XVII –XVIII века.
Россия и европейские державы.
Культура России XVII –XVIII века: обмирщение, сословный характер.
Расширение культурных связей с Европой.
Тема 4.4. Традиционные общества Востока в XVI–XVIII вв.
Мир империй (Турция, Китай).
Государство и общество в странах Востока. Колониальная экспансия европейцев.
Тема 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX веке.
Промышленный переворот XIX века в странах Европы и США; его экономические и социальные последствия.
Завершение колониального раздела мира. Империализм.
Политическое развитие стран Западной Европы. Утверждение конституционных порядков, развитие парламентаризма. Становление гражданского общества.
Культура XIX века. Наука и образование. Развитие национальных культур. Демократизация культуры.
Тема 4.6. Россия в XIX веке
Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 года; ее влияние на развитие национального и общественного самосознания. Выступления декабристов.
Власть, общество, личность в России IВнутренняя политика самодержавия: между реформами и контрреформами.
Взгляды на пути развития страны: охранители, славянофилы и западники.
Социально-экономическое развитие. Промышленный переворот. Реформы 1960-70 гг. XIX века, их экономические и социальные последствия.
Консерваторы, либералы и радикалы в пореформенный период. Начало массового рабочего движения.
Народы Российской империи в XIX веке.
Тема 4.7
Страны Востока в период колониализма.
Традиционные общества и колониализм в странах Азии и Африки: сопротивление, приспособление, трансформация.
Проблемы модернизации. Реформы Мэйдзи в Японии.
Тема 4.8
Международные отношения в Новое время.
Европейские войны XIX века. Колониальный раздел мира. Внешнеполитические союзы и дипломатия XIX века. Внешняя политика Росси на Западе и Востоке.
Раздел 5. История XX века
Введение.
Периодизация истории XX века. Карта мира XX века: от империй к сообществу независимых государств.
Россия, СССР на карте мира.
Тема 5.1. Мир в 1900 -1914 гг.
Научно-технический прогресс в начале XX века. Центры и периферия индустриального мира. Кризис индустриального общества. Социальные движения начала XX века. Реформы и революции начала XX века как пути разрешения социальных противоречий.
Тема 5.2. Россия в начале XX века.
Задачи модернизации России (необходимость развития эффективной рыночной экономики, становление гражданского общества и правового государства). Обострение экономических и политических противоречий. Реформаторские проекты начала века и опыт их реализации.
Первая российская революция. Формирование многопартийности и начало парламентаризма.
Тема 5.3. Первая мировая война.
Борьба за передел мира. Первая мировая война (основные фронты, итоги). Участие России в Первой мировой войне. Война и общество (Европа, Россия)
Тема 5.4. Россия в 1917г.
Влияние войны на положение в России.
Февральская революция и альтернативы развития страны. Кризисы власти.
Феномен большевизма. Октябрь 1917 года в оценках историков и современников.
Тема 5.5.
Страны Западной Европы и США в 1918 – 1939 гг.
Исторический выбор: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
Путь компромиссов и реформ в странах Западной Европы и США. Фашизм и национал – социализм.
Идеология и политическая практика.
Авторитарные режимы в странах Центральной и Восточной Европы.
Тема 5.6. СССР в 1918 -1941 гг.
Гражданская война (этапы, итоги).
Советская система: государство, партия, общество, личность. Политические и экономические основы советского государства. Создание советского союзного государства (концепции объединения, унитарность и федерализм, национальная политика, противоречия).
Ускоренная модернизация страны: обоснование и политическая практика. Достижения и противоречия советской культуры.
Тема 5.7. Страны Азии в 1918 -1939 гг.
Революция и реформы в Турции.
Освободительные движения в Китае, Индии (сравнительная характеристика)
Тема 5.8. Вторая мировая война.
Великая Отечественная война.
Причины, важнейшие фронты и сражения, итоги Второй мировой войны.
Великая Отечественная война советского народа: периодизация, характер, источники и значение победы.
Фронт и тыл. Человек на войне.
Истоки массового героизма на фронте и в тылу.
Власть и общество в годы войны.
Тема 5.9. Мир во второй половине XX века.
Раскол мира на «западный» и «восточный» блоки. Противостояние, «холодная война».
Страны Западной Европы и США: ответы на вызовы времени. Социальное общество.
Модели социализма: советская, восточноевропейская, азиатская (общее и особенное).
СССР в 1950 -80- е годы. Власть и общество.
Кризис советского общества. Перестройка. Новый внешнеполитический курс СССР. Распад СССР, его последствия для России и мира.
Крушение колониальной системы. Традиционные общества и проблемы модернизации.
События 1989-1991 гг. в странах Восточной Европы, Изменение геополитической ситуации в Европе и мире.
Россия в 1990-е гг. Становление новой политической системы Российского государства. Экономические реформы, их последствия. Россия в системе международных отношений. Россия и СНГ.
Развитие культуры во второй половине XX века.
Научно-технический прогресс и изменения в образе жизни людей. Техника, духовный мир человека и экология. Информационная революция.
Международные отношения во второй половине XX века. Международные движения за безопасность, разоружение и мир. Экологические движения.
Мировое сообщество XXI века: тенденции развития.
Содержание дисциплины «История», цикл ОГСЭ.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | |||||
1 | 2 | |||||
Россия и мир в конце | ||||||
XX - начале XXI вв. | ||||||
Тема 1.1. | Содержание учебного материала | |||||
Введение | 1 | Новейшая история, периодизация, характеристики периода. Политическая карта мира ХХ века. Россия на карте мира. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы, подготовка сообщений на темы, предложенные преподавателем. | ||||||
Тема 1.2. | Содержание учебного материала | |||||
Перестройка в СССР и распад советского | 1 | Причины реформ М.С. Горбачева. Содержание перестройки. Готовность общества к переменам. | ||||
лагеря | 2 | Советская культура в годы перестройки. Новые ориентиры. Литература. Наука. Роль СМИ. | ||||
3 | «Новое мышление». СССР в системе международных отношений в 80 - 90-е годы ХХ века. Окончание «холодной войны». Бархатные революции. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира. | |||||
Практические занятия | ||||||
1 | Анализ исторических документов социально-экономического и политического содержания времени перестройки. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы, работа с учебником и картами, заполнение таблицы «Перестройка», подготовка сообщений на темы, предложенные преподавателем. | ||||||
Тема 1.3. Распад СССР | Содержание учебного материала | |||||
1 | Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия. | |||||
Практические занятия | ||||||
1 | Работа с учебником, анализ исторических документов. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы, заполнение таблицы «Распад СССР», подготовка сообщений по темам, предложенным преподавателем. | ||||||
Тема 1.4. Особенности развития стран Азии в конце XX - начале XXI bb. | Содержание учебного материала | |||||
1 | Политическая карта мира и место на ней стран азиатского региона. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Интеграционные процессы, их цель и формы. Внешнеполитические связи. Отношения с Россией. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы, работа с учебником, заполнение сравнительной таблицы «Страны мира на современном этапе развития», подготовка сообщений по темам, предложенным преподавателем. | ||||||
Тема 1.5. Африка в конце XX - начале XXI bb. | Содержание учебного материала | |||||
1 | Политическая карта мира и место на ней стран Африки. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Интеграционные процессы, их цель и формы. Внешнеполитические связи. Отношения с Россией. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы, работа с учебником, заполнение сравнительной таблицы «Страны мира на современном этапе развития», подготовка сообщений по темам, предложенным преподавателем. | ||||||
Тема 1.6. Страны Латинской Америки в конце XX - начале ХХ1вв. | Содержание учебного материала | |||||
1 | Политическая карта мира и место на ней стран Латинской Америки. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Интеграционные процессы, их цель и формы. Внешнеполитические связи. Отношения с Россией. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы, работа с атласом по новейшей истории и контурной картой, заполнение сравнительной таблицы «Страны мира на современном этапе развития», подготовка сообщений по темам, предложенным преподавателем. | ||||||
Тема 1.7. США на рубеже тысячелетий | Содержание учебного материала | |||||
1 | Политическая карта мира и место на ней США. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Интеграционные процессы, их цель и формы. Внешнеполитические связи. Взаимоотношения с Россией. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение основной и дополнительной литературы, работа с учебником | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы, работа с учебником, заполнение сравнительной таблицы «Страны мира на современном этапе развития», подготовка сообщений по темам, предложенным преподавателем. | ||||||
Тема 1.8. Европа в конце | Содержание учебного материала | |||||
XX - начале XXI bb. | 1 2 | Политическая карта мира и место на ней стран Западной и Восточной Европы. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Внешнеполитические связи. Интеграционные процессы, их цель и формы. Отношения с Россией. Политическая карта мира и место на ней стран Восточной Европы. Экономика, социальная жизнь, политической устройство. Проблемы региона и пути их решения. Внешнеполитические связи. Интеграционные процессы, их цель и формы. Отношения с Россией. | ||||
Контрольная работа | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы, работа с учебником, заполнение сравнительной таблицы «Страны мира на современном этапе развития», подготовка сообщений по темам, предложенным преподавателем. | ||||||
Тема 1.9. Интеграционные процессы конца XX - начала XXIвв. | Содержание учебного материала | |||||
1 | Политическая и экономическая интеграция в 2000-е годы. ВТО, СНГ, ЕС и др. Цель, назначение, участники. Роль и положение ООН. Место в них Российской Федерации. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы, работа с учебником, составление исторической справки. | ||||||
Тема 1.10. Россия в 1991-1999гг. | Содержание учебного материала
| |||||
1 | Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальная и политическая стабильность, укрепление национальной безопасности. Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы, выполнение сообщений по темам, предложенным преподавателем, заполнение таблицы «Россия 90-хх. гг.». | ||||||
Тема 1.11. Российская Федерация в 2000-е годы | Содержание учебного материала | |||||
1 | Направления экономического и политического развития. Социальные процессы и реформы 2000-х годов. Органы государственной власти. Президентские выборы. Современные правовые и законодательные изменения. Отношения федерация - субъекты. Отношения России со странами мира. Состояние духовной жизни. Развитие культуры и науки. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы, выполнение сообщений на темы предложенные преподавателем. | ||||||
Тема 1.12. Локальные и региональные конфликты современности | Содержание учебного материала | |||||
1 2 | Причины, участники, хронология, локализация современных локальных, национальных, региональных, межгосударственных конфликтов. Пути преодоления современных конфликтов. Роль международных организаций. Локальные национальные, религиозные и территориальные конфликты: Нагорный Карабах, конфликт в Приднестровье, Грузино-Абхазский конфликт, война в Южной Осетии. Ближневосточный конфликт. Арабо-израильские войны. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы. | ||||||
Тема 1.13. Война в Чечне | Содержание учебного материала
| |||||
1 | Первая чеченская война. Вторая чеченская война. Причины, ход событий, итоги. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка к контрольной работе | ||||||
| Контрольная работа | |||||
Тема 1.14. Мир в XXI веке. Международные отношения в современном мире | Содержание учебного материала | |||||
1 | Современная Европа, Африка, Азия, Америка: взаимоотношения, проблемы, экономика, политика, глобальные проблемы, расстановка сил в мире. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Подготовка к дифференцированному зачету. | ||||||
Тема 1.15. Место Российской Федерации в современном мире | Содержание учебного материала | |||||
11 | Российская Федерация на современном этапе развития: место России в мировой экономике, политике, международных отношениях. Россия и международные организации и объединения. Направления современной внутренней и внешней политики. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к дифференцированному зачету. |
Приложение 1
Образец титульного листа реферата
Название учреждения
РЕФЕРАТ
Тема: «……………………………………..»
по дисциплине «………………………………..»
Проверил: преподаватель……………..
Выполнил: студент … курса
группы …..
специальность
Ф.И.О. студента
город 2018
Приложение 2
Образец оформления презентации
- Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания): ___________________________________________________ Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя |
- Второй слайд
План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________. |
- Третий слайд
Литература: |
- Четвертый слайд и т.д.
Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации |
Оформление библиографического списка литературы.
В библиографический список включают все документы, использованные при написании научной работы, независимо от их носителя, включая электронные издания и ресурсы Интернет.
Составляется библиографическое описание в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
К группировке материала в списке надо отнестись с большим вниманием, так как именно она отражает глубину изученности темы ее автором.
Существуют различные способы группировки документов в прилагаемом библиографическом списке:
- Алфавитный;
- Систематический;
- Хронологический;
- По главам.
Алфавитный способ. Описания книг, статей и электронных изданий располагаются в нем в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан).
Описания произведений авторов-однофамильцев располагаются обычно в алфавите их инициалов.
Работы одного и того же автора располагаются или в алфавите их названий, или в хронологии их издания.
Двойные и составные фамилии рассматриваются как два или более слова и записи на работы таких авторов располагаются после записей, сделанных под фамилией, совпадающей с первой частью двойной или составной фамилии:
Андерсен, В.К.
Андерсен, С. В.
Андреев, С.Т.
Андреев-Каботов, В.Л.
Андреев-Смоленский, Л.Д.
Андреева, И.А.
Систематический способ группировки заключается в расположении материалов по отдельным отраслям знаний, вопросам и темам в их логическом соподчинении. Вначале указываются источники общего характера, затем по отдельным темам. Внутри разделов списка материалы располагаются по алфавиту.
Хронологический порядок расположения материала применяется в основном в работах, посвященных истории развития науки или какой-либо темы. Материалы в списке располагаются либо в хронологическом порядке публикаций книг и статей, либо в хронологии событий.
Особенности группировки записей по главам заключаются в следующем: вначале списка в алфавитном порядке указываются работы общего характера, имеющие отношение к научной работе в целом. Затем приводятся записи на документы, относящиеся к каждой главе в отдельности. Внутри материал располагают либо в алфавите авторов и заглавий, либо по хронологии.
Наиболее часто используется алфавитный принцип расположения источников. Независимо от выбранного способа группировки материала каждая запись в списке нумеруется. Нумерация документов должна быть сквозной: от начала списка до конца. Номер записывают арабскими цифрами, ставят перед записью и отделяют точкой.
Примеры библиографических описаний.
Нормативно-правовые документы
- Доклад министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на расширенном заседании итоговой коллегии от 21 февраля 2001 г. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 2. – С. 2-10.
- Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002-2004 гг. // Российская газета. -2002.- 19 января.- С. 4-5.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ Принят Госу дарственной Думой 21 декабря 2001 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года/Российская газета, 2001.31 декабря (в ред. Федеральных законов 24.07.2002, № 97-ФЗ, от 24, 25.07.2002 № 116-ФЗ, 30.06.2006 № 90-ФЗ).
- И т.д.
Монографическая литература
- Экономика и социология труда: учебник/ под. ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 584с.
- Егоршин, А.П. Управление персоналом/А.П. Егоршин.- Н. Новгород.: НИМБ, 1997. - 548 с.
7. Эренберг, Р. Современная экономика труда: Теория и государственная политика/ Р. Эренберг, Р. Смит.- М.: Изд-во МГУ, 1996.- 800 с.
8. Головачев, А.С. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие /А.С. Головачев [и др.]; под общ. ред. А.С. Головачева – 3-е изд. испр.- Минск: Новое знание, 2007.- 603с.
9. И т.д.
Периодическая литература
10. Яковлев, А.Н. Свобода – это наше все…? / А.Н. Яковлев // Рос. вести. – 2001. – 24 янв. – С. 2.
11. Стоунхаус, Д. Управление организационными знаниями/Д. Стоунхаус// Менеджмент в России и за рубежом.-1999. -№ 1.-С. 14-26.
12. И т.д.
Описание электронных ресурсов
- Бычков, В.В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма: К 100-летию со дня смерти В.Л. Соловьева: [Электронный ресурс] / В.В. Бычков. – Электрон. ст. – Б.м., Б.г.- Режим доступа к ст.: http://spasil.ru/biblt/bichov2.htm
- Корпоративный проект «МАРС» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., [2006]. – Режим доступа : // http://www.mars.udsu/ru. – [Загл. с экрана].
- Крутихин, И. В. Корпоративная аналитическая база данных статей: принципы организации [Электронный ресурс] / И. В. Крутихин. – Электрон. дан. – М., [2005]. – Режим доступа : http://rckk.ru/win/inter-events/crimea 2002/trud/sec1114/Doc25.HTML. – [Загл. с экрана].