консультации для родителей
рекомендации родителям по развитию речи детей в каникулярное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации по развитию воздушной струи | 420 КБ |
учим предлоги | 311.93 КБ |
avtomatizatsiya_postavlennyh_zvukov_doma.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд; Нельзя надувать щеки; Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля; На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля; Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнения выполняются правильно, ватка будет отклоняться; Упражнения могут выполняться под счет
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с №33 г.о. Красногорск
Подготовил Учитель-логопед Мороз А.М.
Используемая литература для подготовки к консультации.
- Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.
- Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей. – М., 2017
- Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. — М., 1983.
- Хрестоматия по логопедии / Под ред. — Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. — Ч. I. — С. 120—162
- Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М., 1969
Играем дома.
«Автоматизация поставленных звуков дома».
Цель:
-Формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную работу.
- Оказать практическую помощь родителям детей с речевыми нарушениями в
организации домашних занятий по автоматизации звуков в речи ребенка;
- Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей;
-Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по
коррекции речи.
Оборудование:
Печатные игры, мячи, звуковые бродилки, кролик и морковь, игровые бусы.
Время введения звуков в речи зависит прежде всего от вида речевого нарушения.
Сложно звуки автоматизируются у детей с дизартрией.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звук произносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.
Так же срок введения звуков в речь зависит от состояния фонематического слуха у детей.
И от состояния психических процессов у ребенка таких как память, произвольное внимание, мышление, самоконтроль.
Необходима определенная последовательность для работы над звукопроизношением. Автоматизировать или ввести в речь звук можно приступать только тогда, когда ребенок может произнести его изолированно и при этом безошибочно правильно при повторах.
Темп речевых упражнений увеличиваем. Он медленного произношения слогов, словосочетаний переходим к ускоренному темпу предложений, а в последствии скороговоркам.
Автоматизируем звук достаточно долго начиная с изолированного произношения, затем слоги, слова, словосочетания, предложения, пересказ.
Но наши дети занимаются без рвения, им не особо это нравится. Поэтому необходимо пробудить в ребенке заинтересованность в занятиях. Все мы прекрасно знаем, что в дошкольном возрасте основная деятельность ребенка — это игра.
Поэтому все занятия и упражнения желательно проводить именно в игровой форме. Сейчас очень много печатных, дидактических и настольных игр в которые можно самим дома адаптировать к занятиям для автоматизации звука. Так же можно включить фантазию и поиграть в словесные игры с ребенком дома.
Сегодня я хочу показать, как в игре можно автоматизировать поставленные звуки дома, а также улучшить артикуляционную моторику, фонематический слух и научать ваших детей навыкам рассказа и самоконтроля.
Игра «Изменяй предложения»
Можно использовать слова на заданный звук который необходимо автоматизировать.
«Я поСолю суп и Салат. Он….Она……Мы……Вы…..Они…….»
Игра Посчитай предметы от 1 до 5.
При счете используем слова в который есть звук для автоматизации.
Пример: Один кокос, два кокоса, три кокоса, и т.д.
Игра «Один-много»
В игре используем слова в которых есть звук который мы автоматизируем
Пример: Слабый след- слабые следы
Высокая скала-высокие скалы
Светлая спальня
Сладкая слойка
Свободный стул
Игра «Слова-родственники»
Придумай к заданному слово родственное
Пример: Свет- светлый-светленький-светило-светильник-светить
Стол-столик-столовая-настольный-столяр
Игра «У гномика»
Изменяй слова. Слова подбираем со звуками, которые автоматизируем.
Пример:
У меня стена, а у гномика стенка
У меня слюна, а у гномика слюнка
У меня свинья, а у гномика свинка
У меня стебель, а у гномика стебелек
Игра «У Великана»
Изменяй слова. Слова подбираем со звуком, который автоматизируем.
Пример:
У меня ручки, а у великана ручищи
У меня рот, а у великана ротище
Игра «ОН и Я».
Продолжи по образцу.
Подбираем для игры слова в которых есть звуки для автоматизации.
Пример:
Он заходит, и я захожу.
Он завяжет бант, и я завяжу бант.
Игра «Отыщи словечко».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать: «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Игра «Угадай слово».
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.
Игра «Чего не стало?»
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
Игра «Всезнайка». Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь?Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Игра « Кто больше».
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…
Игра «Один - много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».
Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.
Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи - свекла, баклажан и др.
Игра с мячом «Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Воспитатель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук.
Например,: весна — автобус — слон — нос — сова...
Игра с мячом на заданный звук
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. воспитатель бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука Р. Пример: — Как тебя зовут? — Рая — А фамилия? — Разбойникова — Откуда ты приехала? — Из Ростова. — Что там растет? —Ранетки. — Какие птицы там водятся? —Рябчики. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ракушки, Раскраски.
Игра «Делим слова на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Игра «Увеличь слово»
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.
Игра с мячом «назови все звуки»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ.
Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.
Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.