Конкурс "Воспитатель года - 2020"

Наажан Аяна Эмбес-ооловна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Салгал» с.Бай-Тал муниципального района

«Бай-Тайгинский кожуун» Республики Тыва

Конспект НОД «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка)

с детьми старшей группы

«Прогулка к реке Хемчик»

Наажан Аяна Эмбес-ооловна,

музыкальный руководитель первой категории

с.Бай-Тал, 2020г

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Направление: музыкальная деятельность

Тема: «Прогулка к реке Хемчик»

Педагогическая цель: расширять представления детей о малой Родине, познакомить с рекой Хемчик путем интеграции образовательных областей; познакомить с песней «Мой Хемчик», в исполнении А.Монгуша; познакомить с историей треугольника, с внешним видом и звучанием; вызвать познавательный интерес к истории музыкальных инструментов, положительные эмоции при знакомстве с инструментами; воспитывать бережное отношение к инструментам, желание делиться с товарищами; учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте – треугольник; развивать музыкально-творческие способности детей, воображение, чувство ритма, музыкальный слух, память; воспитывать у детей интерес к реке Хемчик, к родному краю, патриотическое чувство, уважительного отношения друг к другу.

Целевые ориентиры: различает характер музыкального произведения, звучание музыкального инструмента – треугольник; проявляет эстетические чувства, интерес к искусству; может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

Ключевые слова: Родина, чувство патриотизма, музыкальные инструменты, музыкальный слух, бозага.

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальная, познавательно-исследовательская.

Билингвальный компонент: пение.

Средства реализации: видеоролик песни «Мой Хемчик», в исполнении А.Монгуша; «Сугга баргаш келиил (слова Е.Тановой, муз: народная), «Дамырак».

Оборудование: компьютер, проектор, столы, стулы, бумажные капли к дидактическому игре, голубые ленты, музыкальные инструменты- треугольники, бумаги для бумажного оркестра, музыкальная открытка.

Организационная структура игрового занятия

Этапы деятельности

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

   Приглашает детей под музыку войти в музыкальный зал.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, девочки!

- Здравствуйте, мальчики!»

Читает стихотворение:

Улуг, делгем Тывавыста

Улуг-биче хемнер-ле хой

Ынчалза-даа менээ эргим

Ынак хемим Хемчик хемим

Каяа-даа бол чораанымда

Карактарга чуруттунар.

Кынгырашкан уян унун

 Катап-катап дыннаксаар мен.

 Хемчик хемим эриин орта

Кезээде-ле барыксаар мен

Арыг-кылан бырланнашкан

Агымнарын коруксээр мен.

Коммуникативная: улыбаются друг другу.

Коммуникативная: отвечают на вопросы.

Речевая: слушают стихотворение

Организационно-поисковый

    Музыкальный руководитель: Сегодня дети, у нас необычное занятие.    Давайте поговорим о нашей реке Хемчик. А кто из вас, ребята, был на реке Хемчик, и что делал?  А сейчас я вам расскажу о реке Хемчик.

Дети, много рек течет по нашей земле. Но роднее и ближе нам только одна река. Как вы думаете, как она называется? У какой реки мы живем? (Ответы детей)

     О ней сложено много легенд, слушайте внимательно.

    Река Хемчик давным-давно в виде женщины была сотворена. Она стала матерью двоих близнецов-мальчиков. Когда сыновья немного подросли, к ним Амырга-Кара-Моос пришел, ее сыновей съесть захотел. Хемчик сразу же придумала, как спасти своих детей:"ЭЭЭй, дорогая моя тайга, моя Бай-Тайга, помилуй! Моих двоих сыновей защити, за ними присмотри", - сказав, двоих сыновей подбросила к подножию Бай-Тайги.

    Бай-Тайга сразу тех двоих мальчиков приняла, чтобы их Амырга-Кара-Моосу не отдать, мальчиков за руки взяв, их на северную сторону отбросила. Один из мальчиков среди труднопроходимых ущелий во впадину двух рек упал. Тот самый Кара-Холь вон он. Другой - на той стороне, в тайгу, имеющей отвесные скалистые горы, у подножия горы с вечным снего упал. Он стал озером Даштыг-Холь. Поэтому у Хемчик сыновья-близнецы - Даштыг-Холь, Кара-Холь.

     Когда они подросли, окрепли, на берегу двух рек встретившись, разговорились:

 - Мой старший брат, нас родившая, сотворившая, вырастившая, где наша мать? Мы к нашей матери сможем пойти, как думаешь?

Затем младший брат продолжил:

-Действительно, мой старший брат, давай отправимся искать ее. Ну, старший брат Кара-Холь, ты по руслу этой реки пойдешь, а я по этой реке спущусь.

Два брата, с двух сторон навстречу спустившись, на краю Сукпака, вот недавно, где останавливались возле первого аала, на краю Сукпака, где стоит Бозага с большими-огромными камнями, возле Бозага встретились. Там же братья спросили:

 - Эй, братец Бозага, ты знаешь нашу мать?

Бозага на это:

 - Как не знать, конечно, знаю. Вашу маму зовут Хемчик. Вы по отдельности все эти препятствия не сможете преодолеть. Поэтому, я вас объединю в единую силу - сказав, Бозага двух братьев - Кара- Холя и Даштыг-Холя в речку Алаш превратил.

В речку Алаш их соединив, Бозага:

 - Иди прямо, на лощинах, возвышенностях-преградах не останавливайся, идя напролом, спускайся, - сказал.

Потом Алаш, спускаясь:

 - Мама, Хемчик! Ты где? Твой сын Алаш ищет тебя. Встречай! - стал звать. Бай-Тайга, услышав это: -Хемчик, Хемчик, тебе навстречу твой сын идет, поскорее встречай его! - сказала.

Хемчик, услышав это, через степь с песками стремглав, извилисто-извилисто потекла. Так сын Алаш сразу в горячие объятия своей матери попав, дальше потек.

Музыкальный руководитель: И сегодня мы с вами пойдем на экскурсию к нашей реке и превратимся ручейками.

Музыкально-ритмические движения.

Репертуар: «Дамырак»

Музыкальный руководитель: А теперь давайте представим, что мы – ручейки. И мы с вами побежим, как ручейки. Возьмем в руки палочки с ленточками и легко побежали под музыку на цыпочках. (Дети берут в руки палочки с голубыми ленточками и легко бегут вместе с педагогом на цыпочках «змейкой», останавливаются, образуя круг, и кружатся вокруг себя на месте, входят внутрь круга и поднимают руку с палочкой, образуя «карусель», выходят из круга, и бегут на цыпочках «змейкой».

Музыкальный руководитель: Вот мы и прибежали с вами к нашей реке Хемчик. Давайте сядем на пенечки. (Дети садятся на стулья.)

Презентация о реке Хемчик.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята, какая широкая река, как бурлят ее воды. Начинается река с высоких гор. Хемчик всюду красив, но особенно – среди утесов. Хемчикская котловина безлесна, только по берегам Хемчика и его притоков видны тополя и лиственницы. Смотрите, как могуч Хемчик, какие волны он катит, как летят большие и маленькие брызги.

Пальчиковая гимнастика (автор: М.Маргарита Тоглакпан)

Вдоль по берегу реки, (пальчики рук бегут по коленям)

Бежали ребятишки

Бегали, скакали, (пальчиками попрыгать)

И с водой играли. (потрясти руками)

К берегу бежит волна (выполнять волнообразное движение одной рукой)

Вслед за ней еще одна (то же другой рукой)

Это выше, эта ниже (поднять руки и опустить на уровень груди)

Это вовсе не видна! (наклониться и коснуться ладонями пола)

Музыкальный руководитель: Ребята, я слышу где-то музыку. А вы слышите? (Звучит музыкальная открытка)

Видеоролик о реке Хемчик.

Музыкальный руководитель: Эту песню исполняет заслуженный артист Республики Тыва Айдын Монгуш (Ишкин оглу), его сочинил тувинский композитор. Какой характер песни? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель: Да, музыка гордая, приятная, спокойная.

Музыкальный руководитель: А теперь знакомимся музыкальным инструментом – треугольник. Треугольник — один из основных ударных инструментов симфонического оркестра в нашей стране. "Музыкальный треугольник" - ударный музыкальный инструмент в виде металлического прута, изогнутого в форме треугольника. Один из углов оставлен открытым (концы прута почти касаются). Треугольник обладает кристаллическим, ярким, блестящим тембром и неопределённой высотой звучания. Для него характерен прозрачный и чистый звук с различным уровнем громкости и характера. Так, для достижения тонкого и высокого звучания применяют малый треугольник, для более "сочного" и низкого - большой. С треугольником можно издавать звуки капельки воды.

Игра детей на треугольнике (правильно брать, держать, играть, отбивать ритм).

Ритмическая игра «Капельки».

 Ход игры: Сначала дети с бумажными капельками построить ритмический рисунок, и с хлопками хлопают ритмический рисунок. А потом с треугольником играют ритмический рисунок.

Дети распевают ритимические рисунки: динь-динь-динь.

Пение: «Сугга баргаш келиил» (слова Е.Тановой, муз: народная)

Музыкальный руководитель: Мы все красивы, умывались, а теперь давайте все дружно играем.

Игра: «Ищи» муз. Т.Ломованыы, сл. И.Холодной.

         Дети стоят парами лицом к центру один за другим. На слова «Ищи- Ищи» дети, которые во внешнем кругу выглядывают из-за плеча товарища, стоящего во внутреннем кругу. На проигрыш дети внешнего круга перебегают к следующему ребенку, который стоит во внутреннем круге,танцует четное количество
Ищи, ищи нас не найдёшь ты никогда,
Ищи, ищи, мы спрячемся всегда.
Ищи, ищи нас не найдёшь ты никогда,
Ищи, ищи, мы спрячемся всегда.
Ко мне скорее повернись
И веселее покружись,
В ладошки «хлоп» и ножкой «топ»,
На месте поворот.
Ах, лодочка, ах, лодочка,
Нас покружи немножечко,
На плечи руки мне клади,
Я встану впереди.
(
Всё повторяется 3 раза)

Музыкальный руководитель: Понравилась вам наша экскурсия? К какой реке мы ходили? Как называется река?

Музыкальный руководитель: С каким новым музыкальным инструментом вы познакомились? Что вы узнали о нем?

Коммуникативная: отвечают на вопросы.

Речевая: слушают легенду.

Двигательная: исполняют танцевальные движения.

Познавательно-исследовательская: определяют характер музыки.

Речевая: разучивают слова песни.

Музыкальная: поют выразительно, передавая шутливое содержание песни.

Двигательная: исполняют танцевальные движения по тексту игры.

Рефлексивно-корригирующий

Музыкальный руководитель: Наша экскурсия заканчивается, и пора нам возвращаться в детский сад. И мы с вами побежим, как ручейки. Возьмем в руки палочки с ленточками и легко побежали под музыку на цыпочках. (Дети берут в руки палочки с голубыми ленточками и легким бегом уходят из зала. До свиданья, ребята!

Двигательная: исполняют музыкально-ритмические упражнение.

Коммуникативная: выражают свои эмоции.



Предварительный просмотр:

Эссе: «Я педагог»

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев,

песню кузнечика, журчанье весеннего ручья и звон

                                  серебряных колокольчиков – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Умей и ты слышать музыку, умей и ты наслаждаться красотой»

Владимир Сухомлинский.

                     

        Я педагог.

        В жизни каждого из нас наступает такое время, когда нужно задуматься о выборе профессии. И от этого зависит наша жизнь.

        За 13 лет моей работы в детском саду я узнала многое, а любовь к детям и музыке растет с каждым годом.

        И так я стала учиться, вместе с малышами, понимать музыку по-новому, глазами и сердцем ребенка.

           Музыка в детском саду – одна из самых главных элементов воспитания детей. Она вызывает наиболее сильный отклик в души детей. Музыка обладает силой, красотой, могуществом. В своей работе с детьми я стараюсь, чтобы детям было хорошо, весело, чтобы в их душе царил праздник, чтобы на каждом занятии присутствовало музыка.

           Я воспитываю в детях чувство прекрасного, чтобы они полюбили музыку на всю жизнь. Под музыку дети успокаиваются, или наоборот становятся весёлыми. Музыка воспитывает, музыка лечит… Она способна делать то, что неподвластно человеку. Мне придают силы детские улыбки, радость воспитанников, уверенных в своей силе, победе… Во время работы я всегда стараюсь создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером.

           Мы музыкальные руководители, работая с детьми, являемся хранителями детства – самой необыкновенной поры жизни.

Главное: нужно любить свое дело, любить и целиком отдаваться, осознать эту ответственность. В отличие от других наук, где необходим ум, расчет в эстетическом воспитании – любовь. Без неё ничего не получится.

           По моему мнению, музыкальный руководитель должен быть педагогом-универсалом. Он должен уметь ответить на все бесчисленные детские «почему?», уметь «разбудить» и поддержать в ребенке желание через чувства, эмоции воспринимать окружающий мир. Порою – трудно, но это – стоит того! Потому, что приятно в результате видеть в воспитанниках частичку своей вложенной работы.

         Я очень горжусь своими воспитанниками, радуясь их каждому успеху. И я горжусь своей профессией.