Игровой стретчинг как способ повышения интереса к физкультурным занятиям.

Черемисина Татьяна Александровна

С целью привлечения детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях, развития у них позитивного отношения к здоровой жизни организуются занятия в форме введения увлекательных упражнений игрового стретчинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_stretching.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой стретчинг как способ повышения интереса к физкультурным занятиям.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе.

Основные условия такого формирования следующие:

- воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

- развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;

- создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях;

- выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;

- создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

С целью привлечения детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях, развития у них позитивного отношения к здоровой жизни организуются занятия в форме введения увлекательных упражнений игрового стретчинга.

Задачи игрового стретчинга состоят в следующем:

  1. Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
  2. Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость), выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.
  3. Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
  4. Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую  и нервную системы организма.
  5. Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.
  6. Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
  7. Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

Методика игрового стретчинга

Стретчинг – это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, повышает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом.

Что такое игровой стретчинг?

Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8-9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки. Образно подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность и память, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т. д. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Этими упражнениями можно начинать заниматься с ребенком уже с 3-4 лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста).

Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма ребенка на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления, ускорить протекание восстановительных процессов, в зависимости от задач занятия возбуждать или успокаивать ребенка, снимать нервное напряжение. Физические упражнения, выполняемые под музыку приобретает более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.

Начиная рассказывать игру-сказку, можно одновременно разыгрывать её. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статистическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 минут со старшими, а с малышами – по желанию. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание.

Основные принципы организации занятий

Выделяются девять основных принципов игрового стретчинга.

  1. Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
  2. Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.
  3. Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от менее привлекательного к более привлекательному».
  4. Принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий игрового стретчинга и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей и укрепления здоровья занимающихся. При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и психическая стороны развития ребенка.
  5. Принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта физического воспитания.
  6. Принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков.
  7. Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений. Здесь предусматривается такое сочетание, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или содействующих принятию определенной позы, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, т.е. обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.
  8. Принцип наглядности – один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной. Зрительная наглядность – это демонстрация движений. Здесь очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть четким, грамотным, в зеркальном изображении. Звуковая наглядность осуществляется в виде различных звуковых сигналов. Особое значение в занятиях у детей имеет связь чувственного образа и образа слова. Двигательная наглядность является специфической, ее значение важно при освоении сложных движений.
  9. Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Структура занятий по игровому стретчингу

В структуру любого занятия по физической культуре входят три части: вводная, основная и заключительная, продолжительность занятия может длиться от 20 до 35 мин в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.

Во вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В качестве общеразвивающих упражнений (ОРУ) используются музыкально-ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить

интерес к занятию, эмоциональное настроение ребенка.

В основной части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия. На первом – знакомство детей с новыми движениями, закрепление уже известных. На втором – совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Музыкальное сопровождение при выполнении упражнений игрового стретчинга более целесообразно исполнять на втором занятии.

На первом обучающем занятии приходится давать много указаний, пожеланий, учитывать индивидуальность выполнения упражнения каждым ребенком. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения ребенок способен соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом и тогда музыкальное сопровождение становится необходимым. Обучение детей основным движениям не должно остаться без внимания. Поэтому они должны быть включены в содержание занятий. Наиболее эффективной формой организации этой части занятия является круговая тренировка, но формы могут быть различны. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности.

Подвижная игра – также составляющая основной части занятия. Игра может носить более или менее активный характер. В старшем и подготовительном возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей.

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом и соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию в игровой форме нужно включать в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.

Упражнения игрового стретчинга

«Звездочка»        

И.п.: широкая стойка, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1- руки в стороны ладонями вниз; вдох – плечи не поднимать, грудную клетку «раскрыть», голова прямо;

2- И.п. (выдох), расслабиться.

«Ласточка»

И.п.: о.с.

1- руки в стороны (вдох);

2- наклониться вперед, подняв назад правую (левую) ногу (выдох);

3-4- И.п.

«Солнышко», «Солнечные лучики»

И.п.: ноги врозь широко, руки в стороны;

1- на выдохе наклоняться в сторону, пока рука не коснется пола (стопы), вторая рука вверх;

2- И.п.

«Стрела»

И.п.: лежа на животе, руки под грудью, пальцы направлены вперед.

1- упор лежа;

2- опираясь на левую(правую) руку, поднять правую(левую) руку и повернуть туловище направо(налево), держа ноги вместе.

3- 4 на вдохе И.п.

«Лягушка»

И.п.: сед на полу, ноги прямо.

1- согнуть ноги в коленях, притянуть пятки к туловищу, помогая руками

2- колени развести в стороны, опуская их как можно ниже к полу

3- удерживая стопы руками подтягиваем их к туловищу, позвоночник вытягиваем вверх

4- И.п.

«Бабочка расправляет крылья»

И.п.:сидя на полу с согнутыми ногами (врозь), руками обхватив колени

1- взяться правой рукой за правую стопу с  внутренней стороны

2- выпрямить правую ногу вверх в сторону (сохранять равновесие)

«Бабочка полетела» (усложнённый вариант)

И.п.:сидя на полу с согнутыми ногами (врозь), руками обхватив колени

1- взяться обеими руками  за  стопы с  внутренней стороны

2- выпрямить обе ноги  вверх в стороны (сохранять равновесие)

«Слоник»

И.п.: ноги врозь широко, ладони рук на бёдрах позвоночник вытянуть вверх

1- на выдохе потянуться вверх, наклон вперёд, руки на пол (пятки не отрывать)

2- И.п.

«Собачка»

И.п.: ноги врозь широко, ладони рук на бёдрах позвоночник вытянуть вверх

1- на выдохе потянуться вверх, наклон вперёд, руки на пол (пятки не отрывать)

2- локти на пол, ладони лежат на полу

«Страус»

И.п.: О.с

1- руки вверх(вдох)

2- на выдохе наклон вперёд, лбом коснуться колен

3- руки за лодыжки     4- И.п.