"Учитель года-2021"

Вялых Элеонора Леонидовна

выявление инновационного и творческого потенциала педагогов ,направленного на развитие муниципальной системы общего общего образования в условиях реализации регионального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://www.uobr-azov.ru/wp-content/uploads/2021/03/logotip.png

Технологическая карта урока 

Описание урока/занятия

Предмет

Литература

Класс

6 «А»

Тема

«Формирование нравственных качеств главного героя  в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

Автор урока (ФИО, должность)

Вялых Элеонора Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МКОУ «СОШ №1 п.Пристень» Пристенского района

Район

Пристенский

Город/поселение

п.Пристень

Тип урока (мероприятия, занятия)

урок систематизации и обобщения знаний и умений

Время реализации урока (мероприятия, занятия) - 45 минут

Цели урока: учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные законы, по которым живут  герои художественного произведения, понимать людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров;

- создать условия для формирования  умения  анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики;

- развивать коммуникативные навыки сопоставления различных точек зрения, в том числе и авторской, и аргументации собственного суждения.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, уметь извлекать из текста необходимую информацию

 Метапредметные:  

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Дидактическая структура урока.

Каким образом данный урок (занятие, мероприятия) будет содействовать реализации новых ФГОС?

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания;

3.Целеполагание;

4.Введение в тему. Актуализация знаний.

5.Работа по теме.

6.Физкультминутка;

7.Работа по теме;

8.Подведение итогов урока;

9.Рефлексия;

10.Домашнее задание.

Размер мультимедиа компонента

1,51 МБ

Вид мультимедиа компонента(презентация, видео, электронная таблица, др.)

  • презентация

Ресурсы, оборудование и материалы: компьютер, проектор, учебник, иллюстрация к произведению, презентация, раздаточный материал.

Список учебной и дополнительной литературы: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2016 г

Ссылки на использованные интернет-ресурсы: Литературные имена (http://www.library.ru)

2. Сайт жизни и творчества В.Г.Распутина (http://vgrasputin.ru/ )

3. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы: технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология. Использованы элементы проблемного обучения, развития критического мышления, игровые и поисковые формы работы.

Ход урока

 1.Организационный момент

Посмотрим, друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»

2.Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были познакомиться с биографией В.Г.Распутина, сейчас я проверю, как вы справились с этим заданием. (Прием «Чистая доска)

-Когда родился В.Г.Распутин? (1937)

-Где он родился? (в Сибири,в селе Усть-Уда)

-В какой семье вырос В.Г.Распутин? (в крестьянской)

-Кем начинал работать? (журналистом)

Валентин Григорьевич Распутин – великий писатель, который на протяжении всей свой жизни написал большое количество произведений, внес свой огромный вклад в развитие литературы. Перед вами выставка его произведений, с некоторыми вы уже знакомы, но есть и такие, с которыми  вам предстоит еще познакомиться.

3.Целеполагание.

Речевая разминка

Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку. СЛАЙД 1

Читатель учится у книг не жизни, а
чувствам. Литература, на мой взгляд, -
это, прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты,

благородства.

В.Г. Распутин

-Как вы понимаете данный эпиграф?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? СЛАЙД 2

( «Формирование нравственных качеств главного героя  в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»)

-Отталкиваясь от темы урока, какую цель мы перед собой поставим?

(Выделить нравственные качества рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»)

-Ребята, данная тема для нас не нова. Скажите, пожалуйста, при изучении  каких произведений, мы встречались с подобной темой?

(В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой, Грин «Алые паруса»,А.Платонов «Неизвестный цветок и др)

- Как  вы понимаете слово НРАВСТВЕННОСТЬ?

Лексическая работа (работа в парах)

На столах у вас пазлы со словами. Нужно составить определения. Но не все слова будут использованы, некоторые лишние.

Учащиеся составляют определения из набора слов. Проверяют получившееся по толковым словарям.

1р. Гуманизм -доброе отношение, человеколюбие. (Остаётся слово строгость)

2 р.. Милосердие-готовность помочь кому-либо. (Всепрощение)

3р. . Совесть-чувство ответственности за своё поведение

-Скажите, пожалуйста, где мы можем найти значение этих слов?

-Обратимся к Толковому словарю Ожегова.(вывести на доску) СЛАЙД 3

-Ребята, у вас на партах древо, но это древо необычное. Это ДРЕВО ДУШИ.

 Если бы мы могли вырастить ДЕРЕВО ДУШИ, то какие нравственные качества стали бы его ростками, ветками? (запишите на них те нравственные качества, которые, по вашему мнению, связаны с нашей темой, а в конце урока мы узнаем, что же выросло на вашем дереве души.

4.Введение в тему. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Творчество  В. Г. Распутина привлекает  читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда  присутствуют духовные  ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев. Авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаружить в себе и в окружающем мире неисчерпАемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В. Распутина, но и в себе.

Блиц-опрос.  

Сейчас мы с вами проверим знания текста. А в этом нам поможет блиц-опрос.

1.  Рассказ «Уроки французского» - это произведение автобиографическое?

2. Сколько мальчику было лет? (11 лет)

3. В каком классе он учился?

4.Как звали учительницу французского?

5. В какую игру учительница с учеником играли?

6.Где учился мальчик?

7. Мальчик принял от учительницы первую посылку?

8. Учительницу французского уволили за игру в «замеряшки»?

-Молодцы, хорошо подготовились.

5.Работа по теме урока.

Работа с художественным текстом.

-Ребята, на какие смысловые части мы можем разделить текст?  СЛАЙД 4

1.Приезд в райцентр/ Самостоятельная жизнь

2.Уроки французского/ Лидия Михайловна

Анализ 1 части (Приезд в райцентр/Самостоятельная жизнь)

-Почему мать все же решается послать сына на учебу? Неужели не знает, что ему будет тяжело? Ведь она не многим может помочь сыну...

- А  почему он соглашается? Чужие люди, чужой дом...

- Какие чувства мальчик переживает, оказавшись вдали от дома? (тоска по дому и деревне)

- Всякий ли ребенок может выдержать такое?

- Почему наш герой не жалуется взрослым? +  

- Почему не следит, кто у него ворует?

-Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

- Есть ли у него друзья? Почему? Легко ли ему живется? + (стр 95)

- Какой выход он находит? (стр 95)

- Как даются ему выигрыши?  (каждый день)

- Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги? (с.96) Почему?

- Почему Вадик и Птаха избили его? (стр 97)

Работа с текстом. Повторение сведений по теории литературы.

-А сейчас, ребята, давайте  прочитаем  выразительно два описания той полянки, на которой ребята играют на деньги:

1-й отрывок со слов: “Федька повёл меня за огороды…”до слов “Мы подошли”.с.91

2-й отрывок со слов: “За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся…”

до слов “Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня”.с.99

Устная речь ученика.

– Чем отличаются эти картины между собой?  (описанием природы, внутренним состоянием героя)

-Ребята, на каком художественном приеме построены описания поляны?

-А что такое антитеза?

Комментарии учителя: На данном примере хорошо видно, как пейзажные зарисовки, её детали помогают охарактеризовать героя.

- Ребята, из всего сказанного давайте сделаем вывод: какие нравственные качества приобрел мальчик?

(Таким образом, мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботиться о матери)

ФИЗМИНУТКА

-А теперь все дружно встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

6.Работа по теме.

Анализ 2 части (уроки французского/ Лидия Михайловна)

- Кому из героев была присуща ДОБРОТА?

Работа с иллюстрацией  

-Ребята, обратите внимание на иллюстрацию к рассказу, и скажите: какой эпизод из рассказа вы увидели? Слайд  5

– Зачем учительница стала играть с ним в “замеряшки”?

(Из-за гордости, чувства собственного достоинства рассказчик отказывался от её способов подкормить его)

- Знала ли она, что ей нельзя этого делать?

-Какие нравственные качества ассоциируются у вас с поведением Лидии Михайловны? Закрепление изученного материала:

Я предлагаю вам сыграть в игру «Найди лишнее»  Слайд 6

сострадание

сочувствие

милосердие

раздражение

достоинство

духовность

Могла ли она поступить по - другому, обладая этими качествами?

-Ребята на партах у вас цитаты, подберите ту цитату, которая относиться к Лидии Михайловне.

а) Почувствовать боль другого человека вот суть сострадания

б) Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;

в) Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего.

-Какие нравственные качества легли в основу формирования главного героя?

(милосердие и настоящая человеческая доброта)

ВЫВОД. Лидия Михайловна своим примером сформировала у мальчика такие нравственные качества, как бескорыстная доброта, забота, милосердие  благодарную память о которой сохранил на всю жизнь

7.Подведение итогов (Дерево души).

- Ребята, мы подробно проанализировали рассказ «Уроки французского». Завершите работу с ДРЕВОМ ДУШИ. Я надеюсь, что наше Древо обросло листвой.

- Итак, какое ДРЕВО ДУШИ у вас получилось?

- А вот, ребята, мое ДРЕВО ДУШИ.

8.РЕФЛЕКСИЯ

-Ребята, а давайте создадим погоду нашего урока.

Поднимите солнышко, кто активно работал в течение урока, ориентировался в тексте, сделал правильные выводы;

Тучку, кто легко ориентировался в тексте, но иногда сомневался в правильности ответа;

Солнышко и тучку, кто на уроке испытывал трудности в ответах и плохо ориентировался в тексте.

- Я с вами полностью согласна, кто поднял солнышко,  ставлю  «5», тучку- «4»

9.Домашнее задание

1.Письмо Лидии Михайловне

        ПРИЛОЖЕНИЯ

Гуманизм –  доброе      отношение

человеколюбие      строгость

Гуманизм –     доброе       отношение

человеколюбие  

строгость

Гуманизм –     доброе        отношение

человеколюбие

строгость

Милосердие-      готовность     помочь      

кому-либо     всепрощение

Милосердие-     готовность помочь кому-либо

всепрощение

Милосердие-       готовность      помочь      

кому-либо      всепрощение

Совесть- чувство ответственности     за   своё  

поведение  стыд

Совесть- чувство ответственности   за    своё

поведение  стыд

Совесть- чувство  ответственности     за     своё

поведение  стыд



Предварительный просмотр:

http://www.uobr-azov.ru/wp-content/uploads/2021/03/logotip.png Самоанализ        

урока литературы, проведенного в 6»А» классе по теме: «Формирование нравственных качеств главного героя  в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

Учитель – Вялых Э.Л.

Данный урок был проведен  21.04.2021 в 6»А» классе. В классе 19 человек.      Уровень обученности учащихся по данному предмету        (согласно диагностике успешности обучения за предыдущий учебный год): высокий – 7 человека (37%), средний – 9 человек ( 47%), низкий – 3 человека (16%).

Согласно тематическому планированию по УМК В.Я Коровиной, данный урок входит в раздел «Произведения о ВОВ».

Тип урока – урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока:  учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные законы, по которым живут  герои художественного произведения, понимать людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров;

- создать условия для формирования  умения  анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики;

- развивать коммуникативные навыки сопоставления различных точек зрения, в том числе и авторской, и аргументации собственного суждения.

В реализации поставленной цели помогали следующие задачи:

  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес и уважение к литературе;
  • воспитывать ценностное отношение к слову;
  • развивать коммуникативные УУД:
  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  1. Развивающие:
  • развивать критическое мышление;
  • развивать внимание;
  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать творческие, речевые способности учащихся;
  • формировать логическое мышление;
  • развивать  умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  1. Образовательные:
  • развивать умение формулировать определение понятий;
  • формировать умение отличать особенности литературных жанров;
  • развивать умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать технику чтения.

В процессе обучения формировались следующие УУД:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, уметь извлекать из текста необходимую информацию

 Метапредметные:  

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

А также реализовывались следующие принципы системно-деятельностного подхода:

-принцип психологической комфортности;

-принцип деятельности;

-принцип непрерывности, вариативности, творчества.

Данный урок включает в себя следующие этапы:

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания;

3.Целеполагание;

4.Введение в тему. Актуализация знаний.

5.Работа по теме.

6.Физкультминутка;

7.Работа по теме;

8.Подведение итогов урока;

9.Рефлексия;

10.Домашнее задание.

Структура урока содействовала конечному результату урока.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная (самостоятельная).

На данном уроке мною применялся комбинированный метод обучения, реализующийся в различных видах деятельности: учебной, учебно-аналитической, познавательной и творческой.

Для достижения поставленной цели на уроке применялись различные технологии: технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология. Использованы элементы проблемного обучения, развития критического мышления, игровые и поисковые формы работы и реализовывался системно-деятельностный подход.

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой  к предстоящей работе. При проверки  домашнего задания использовала прием «Чистая доска».  

При определении темы урока использовала технологию «Осмысление эпиграфа», а так же  технологию проблемного обучения (создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению), развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития), ИКТ технологии (компьютерная презентация), применяя познавательные УУД. При формулировке цели урока учениками - регулятивные УУД.

На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, Блиц- опрос способствующие  развитию абстрактного и логического  мышления.

Наглядный и словесный метод использовался при знакомстве с  иллюстрацией к рассказу. Проводилась дважды на уроке работа в парах, как важный аспект развития коммуникативных УУД.

При работе с художественным текстом предусматривала следующие приемы:  осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск  языковых средств.

На заключительном этапе урока  использовала прием «Древо души», что  способствовало развитию  личностных  и коммуникативных УУД. Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом  регулятивных УУД. Домашнее задание имеет оптимальный объем, доступность, поэтому не вызовет затруднения у учащихся. 

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей детей.

Цель урока достигнута



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы как неотъемлемый компонент формирования личности современного ученика»

Автор: учитель русского языка и литературы,  Вялых Элеонора Леонидовна.

Актуальность темы. Время не стоит на месте. Поколения учащихся меняются, вместе с ними приходят на смену новые взгляды на жизнь , которые формируют будущее подрастающей молодёжи. К сожалению, в нашем современном и демократическом обществе все чаще приходится встречаться с бездуховностью и безнравственностью. Причин возникновения такого явления  много: родители мало общаются с детьми, нет желания развиваться, нет примера для наследования и т.д. Всё эту душевную пустоту заменяет виртуальное Интернет-общение, где ребёнку предоставляется полная свобода. Зачем тогда читать произведения литературы, когда лучше лишнее время провести за компьютером в социальных сетях? Перед педагогами 21 столетия стоит трудная задача: сформировать в подрастающем поколении лучшие духовные и нравственные черты характера, расширить мировоззрение, культуру поведения. В реализации этой непростой задачи могут помочь уроки литературы.

Цель «мастер-класса»: при помощи педагогических технологий усовершенствовать навыки и умения работать с художественными текстами для формирования духовно-нравственной личности ученика.

Задачи «мастер-класса»:

  • раскрыть значения понятий «духовность» и «нравственность»;
  • умение выделять ключевые слова, связанные с духовно- нравственным воспитанием, делать выводы;
  • ознакомить с видами работы на уроках литературы, которые помогают формировать духовно-нравственную личность;
  • совершенствовать навыки работы с текстами разных жанров, подбирать для уроков необходимый материал для формирования лучших качеств ребёнка.

Оборудование: текст сказки «Кот и Ангел», цветные карточки, цветок, капельки, тексты художественных произведений.

Ход «мастер-класса»

  1. Организационно-мотивационный этап.

- Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

- Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и скажите: «Здравствуй,  добрый человек».

А сейчас предлагаю прочитать сказку «Ангел и Кот» Людмилы Сосиной [4] и попробовать на основе содержания определить тему мастер-класса.

  1. Метод «Удиви». Сказка «Кот и Ангел»
    – Мир тебе, – ласково сказал Ангел, присаживаясь рядом с Котом на толстую ветку и стряхивая с неё снег.
    – Привет, – Кот приоткрыл зелёный глаз, лениво оглядел Ангела и отвернулся.
    Ангел спрятал под крыльями босые ноги и посмотрел вниз. Под ними лежал белый двор, полный смеха, визга, летающих снежков и скрипа шагов.
    – Высоко ты забрался, – сказал Ангел, оценивая расстояние до земли.
    – Зато сюда даже Сашкин снежок не долетит.
    Ангел понимающе кивнул и подобрал опущенные крылья. Помолчали.
    – А ты что, за моей старушкой явился? – не поворачивая головы, спросил Кот. Голос его был такой же ленивый, но Ангел сразу увидел, как сгустилась вокруг него боль и тревога.
    – Нет, я ни за кем.
    – А! – Облачко тревоги поредело. – Она каждый день говорит, что скоро Ангел её заберёт, - счёл нужным объяснить Кот. – Видно, другой прилетит…
    Опять помолчали. Но, видимо, Кота всё же беспокоило присутствие Ангела, и он как можно равнодушнее спросил:
    – А ты сюда зачем?
    – Да так, отдохнуть присел. Парнишку одного в вашем городе от него же самого спасал. Ох, и трудная это работа! Теперь домой лечу.
    – Так ты, это… и от болезни можешь?
    – Смотря какая болезнь. Но многое могу. Хранитель я.
    – Так чего же ты тут расселся?! – взревел вдруг Кот. – А ну пошли! И он рыжим вихрем слетел на землю.
    Ангел тихо приземлился рядом.
    Старушка была такая худенькая, что Ангел не сразу разглядел её среди белых подушек. Глаза старушки были закрыты, а грудь ходила ходуном, заполняя всю комнату хрипом, свистом и всхлипами. Ангел наклонился над нею, положил на грудь белые крылья и стал что-то шептать – ласково и тихо. Пока он так стоял, Кот подбросил в печку дров, подвинул на плиту остывший чайник и поставил большую кружку с молоком, сыпанув в неё какой-то травы – готовил питьё для хозяйки.
    Когда Ангел разогнулся, дыхание старушки было ровным и тихим, впалые щёки порозовели.
    – Пусть поспит, – сказал он Коту. – Ослабла она сильно.
    Кот отвернулся и быстро вытер глаза. Старушка спала, а Кот и Ангел пили чай, и Кот всё подливал в свой чай сливки, а Ангел улыбался, глядя на него.
    – Я, наверное, останусь пока у вас, - сказал он, размешивая мёд, - Пока Михайловна не встанет.
    – А ты откуда знаешь, что она Михайловна?
    – Я же Ангел. Я и то знаю, что тебя Чарликом зовут.
    – Значит, вроде познакомились, – хмыкнул Кот. – А тебя как величать?
    – А у нас имён нет. Просто Ангел. Кот молча подвинул ему сливки и прихлебнул из кружки. Тикали над столом ходики, трещали в печке дрова, за окном усиливался ветер.
    – Вот ты спрашивал, зачем я высоко залез, – усмехнулся вдруг Кот. – Выходит, тебя ждал. – И задумчиво добавил, прислушиваясь к ветру: – Носки тебе связать надо. Что ж ты босиком-то по снегу?.. (
    Автор: Людмила Соснина) [ 1 ]

https://files.1urok.ru/images/74a08e154a72300c43030debd1c593eef4900e58.jpeg

1.2. Приём «Ассоциативный куст».

-  Чему учит она нас?

- Попробуйте определить ключевые слова, которые смогли бы сформировать лучшие человеческие качества ( участники на карточках записывают ответы и крепят на доску)

Мир Забота Благодарность Спасение Любовь…..

1.3.Постановка цели деятельности.

- Как вы думаете, о чём будет наш мастер-класс? ( участники высказывают свои предположения)

Тема мастер-класса «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы как неотъемлемый компонент формирования личности современного  ученика»

2. Информационно-деятельностный этап.

2.1. «Кластер ключевых понятий». «Копилка знаний» (участники составляют мини-конспект)

- Так что же такое духовность и нравственность?  Какие нравственные  качества мы должны воспитывать в наших современных учениках, чтобы в будущем они стали успешными людьми?

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы нам необходимо разобраться с понятиями «духовность» и «нравственность». Ваша задача составить КЛАСТЕР, написав  из чего, по вашему мнению, состоит  нравственность и духовность. На выполнение задания у вас есть 5 минут.

Проверка работы групп.

– Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у вас получилось. (Каждая группа вывешивает полученный КЛАСТЕР на доску и комментирует его.)

-Существует множество определений этих терминов. Так, С. Ожегов даёт такое толкование слов:

Духовность-и, ж. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. [5]

Основные составляющие Духовности:

1. Достойные убеждения Человека — отношение к себе и окружающему миру: Мир — прекрасен и справедлив, Жизнь — это тысяча возможностей, я — бессмертная божественная душа с огромным потенциалом и т.д.

2. Вера в Бога, Любовь к Богу — чувства, которые живут в сердце человека по отношению к своему Создателю, вера в Его Любовь, Всемогущество, Покровительство и т.д.

3. Идеалы в сердце — у духовного человека в сердце Идеалы Добра (Любовь, Добро, Справедливость, Сила, Ненасилие, Развитие и др.), вместе они составляют Совесть. Идеалы — это самые важные жизненные ориентиры, по которым человек ставит свои Цели и определяет методы их достижения.

4. Чувства Человека — Уважение, Благодарность, Дружба, Преданность, Любовь, Восторг, Единство.

5. Личные Качества — Искренность, Честь, Достоинство, Благородство во всём.

6. Чёткое различение Добра и Зла — что достойно, а что не достойно. [

Нравственность, -и,,ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности; кодекс человека

2.Практическая часть.

Каждый учитель выстраивает свою модель проведения уроков, чтобы «достучаться до человеческой души». Существует множество видов работы на уроках литературы. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые использую на своих уроках, чтобы вызвать интерес к теме.

Итак, всем известно выражение «Дети - это цветы жизни». Они украшают ее  и наполняют смыслом. А какие это будут цветы, зависит от каждого из нас. Сейчас мы с вами попробуем вырастить «Цветок души» современного ученика.

«МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА»

1.Прием «Осмысление»

-Перед вами иллюстрации, скажите одним словом, что их объединяет? (семья)(Сон Обломова) Семья занимает важное место в характеристике Ильи Обломова, главного героя романа Гончарова "Обломов".   Родители Обломова сильно повлияли на характер героя. Именно любящие отец и мать "заразили" сына своей ленью и апатией.
C:\Users\pc\Downloads\img3.jpg

-Правильно семья. Это и будет стебель цветка. Ведь семья является главным институтом воспитания.

2.Прием «Корзина качеств»

-Ваша задача вставить название того качества, о котором идем речь.

«……-сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку» (милосердие)

«…….-можно определить, как способность быть постоянно ориентированным на благо людей и выстраивать свое поведение с учетом их блага» (добро)

«……-это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (мудрость)

«……-это сознательное управление своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели» (сила воли)

«…..-это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии» (любовь)

-Как вы думаете, а что будет являться  сердцевиной?  (Записывают)

-Итак, что у нас получилось. Прикрепляют к доске.

А чтобы цветок нас радовал, ему  необходима постоянная подпитка, особая атмосфера, климат. Какие, на ваш взгляд пути и средства будут способствовать духовно - нравственному развитию ученика? (уроки литературы, экскурсии, посещение музеев, кл.часы и др.)

Только на таких занятиях «появляются ростки»: (По ходу добавляют ростки цветка).

Конечно, модель не закончена. Духовно-нравственных качеств, которыми должен обладать современный ученик, намного больше. Но мы не будем расстраиваться, потому что нам есть к чему стремиться!

4.ИТОГ

- Наш «мастер-класс» подошёл к концу и хочется его завершить словами В.А.Сухомлинского: особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…

-А вам, коллеги, желаю  всяческих благ, здоровья, процветания и больше тепла на Вашем жизненном пути!