Брилькова Татьяна Викторовна

План урока в 5 классе.

 

Микены и Троя.

 

     Цель: Сформировать у учащихся полноценное представление о взаимоотношениях двух крупнейших центров античного мира.

А) Образовательные:

  • Сформировать у учащихся представление о могуществе Микен и Трои, уникальности культуры этих городов;
  • Подвести учащихся к пониманию истиной причины Троянской войны.

Б) Развивающие:

  • Способствовать развитию и активизации познавательной деятельности;
  • Способствовать развитию логического мышления;
  • Развивать у ребят умение ориентироваться в текстах учебниках дополнительных источниках информации, работать с картографическими материалами.

В) Воспитательные:

  • Продолжить формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету;
  • Воспитывать у ребят чувство патриотизма на примере защитников Трои.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование:

1.     Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С..История Древнего мира, 5 класс;

2.     Мультимедийная установка, презентация «Микены и Троя»;

3.     Раздаточный материал.

 

Ход урока:

 

I.                   Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока «Микены и Троя». Мы продолжаем с вами изучение истории Древнейшей Греции.

Сегодня на уроке мы узнаем, как выглядел один из самых могущественных и древнейших городов, Микены. Выясним причины Троянской войны.

Запишем план и тему урока.

 

Тема: Микены и Троя.

 

План урока:

1.     В крепкостенных Микенах.

2.     Троянская война.

3.     Миф о начале Троянской войны.

 

II.                Проверка домашнего задания по теме «Греки и критяне».

Но прежде, давайте с вами вспомним где была расположена Древнейшая Греция?

Ответ с места: Древнейшая Греция была расположена на юге Балканского п-ва.

Мы с Вами  отправляемся в короткое виртуальное путешествие по местам где жили древние греки.  Кто хочет отправиться ?

Где жили древние греки?

Ответ у доски: Древние греки жили на юге Балканского п-ва (показывает на карте).

Вот Балканский п-в, а здесь расположена Др. Греция.

Как поделила природа Др. Грецию?

Ответ у доски: Природа поделила Др. Грецию на три части (показывает). Южную – Пелопонесс, он отделен от Средней морскими заливами и соединен Коринфским перешейком, Среднюю от Северной отделяют горы.

Греки ведь были хорошими мореплавателями . почему? Как вы думаете?

Ответ с места: Полуостров омывался морями

По каким морям плавали Греки?                            

Ответ у доски: Др. Грецию омывали Эгейское море (вот оно), Ионическое море (вот оно), Средиземное море. Кроме этого в этих морях было много островов (показывает несколько) среди них был большой о. Крит.

Молодцы! Вы справились с этим заданием. А теперь , я думаю, вы справитесь и с тестами .

Тестирование

1.     Какими морями омывается Греция?

А. Средиземным и Красным;

Б. Ионическим и Эгейским;

В. Чёрным и Средиземным.

2.     Назовите самый большой остров, бывший частью Греции.

А. Кипр;

Б. Крит;

В. Фера.

3.     Как имя героя, который победил Минотавра?

А. Персей;

Б.Тесей;

В. Минос.

4.     Как звали девушку, которая помогла выйти из лабиринта?

А. Артемида;

Б. Ариадна;

В. Андромеда.

5.     Кто создал лабиринт для Минотавра?

А. Дедал;

Б. Персей;

В. Икар.

6. На каком острове в 15 веке до н.э. произошло землетрясение, которое привело к гибели Критское царство?

    А. Фера;

    Б. Кипр;

    В. Родос.

(проверяют друг у друга)

 

III.             Переход к изучению новой темы

Мы продолжаем работу с картой.

 

Назовите крупные города Греции?

 

Ответ с места: Фивы, Афины, Микены, Тиринф, Пилос.

 

Найдите Микены?! (они показывают у себя, а я на карте)

Отметьте у себя Микены на контурной карте (пройти проверить)

Ребята, все эти города не были единым государством. В каждом из них был свой собственный царь.

IV. Изучение новой темы

1.     Рассказ учителя.

И так,  ребята, город Микены, как вы видите, был расположен в Южной Греции, на скалистом холме. Войти в Микены было не просто. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходит через Львиные ворота.

Посмотрите внимательно на это изображение, как вы думаете, почему эти ворота назывались Львиными ?

Ответ с места :В верхней части треугольника львиные тела, львы .

Верно. В треугольнике высечено 2 льва, вот только головы не сохранились.

 А как вы думаете, почему над входными воротами изобразили львов ?

Ответ с места: это сильное животное. И такое изображение, как бы предостерегало человека от входа в крепость  без разрешения.

Внутри крепости располагался царский дворец. Рядом дома родственников, приближенных микенского царя.  Недалеко от ворот раскопали царские могилы. На лицах погребенных были золотые маски (показываю на доске), видите, как древние греки смогли передать выражение лица царя на маске, кроме этого найдены и другие артефакты.

При раскопках царских дворцов в древнейших городах найдены сотни глиняных табличек с надписями. Работа с учебником, стр. 122.

Прочитайте и сделайте выводы о жизни др. греков .

Прочитали и так, какой вывод о жизни древних греков вы сделали?

Ответ с места : существовало неравенство т.к были рабы, еще были ремесленники, гребцы.

Греки учувствовали в войнах , разорительных походах. Об одной из таких войн мы сейчас поговорим, но прежде немножечко отдохнем.

Физминутка:

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело.

Троянская война.

Итак, сейчас мы поговорим о троянской войне. Как вы знаете, войны не бывают без причины. Если начинается  война, значит, была веская причина.

Все внимание на карту.

Вы помните, что греки заселили о. Крит (показываю на карте), потом стали заселять другие острова Эгейского моря. Но больше всего их манил к себе п-в Малая Азия (показываю на карте)

Покажите у себя на карте п-в Малая Азия (показывают )

Греки стремились укрепиться на этом п-ве, но противником греков оказалось Троянское царство, столицей которого был г. Троя .

Найдите у себя на карте этот город (смотрю правильно ли показывают на карте, а я на доске)

Нанесите на свои контурные карты г. Троя (Наносят, проверяю)

Против троянского царства выступило объединенное войско нескольких греческих городов, началась Троянская война.

Запишите в тетради 1200 г до н.э – Троянская война

Сколько лет прошло с тех пор ? 1200 + 2018 = 3218 лет.

Работа с учебником п 2. (читают)

Найдите в тексе, чем закончилась троянская война ?!

Кто победил троянцев?

Ответ с места: греки победи троянцев , разграбили и сожгли Трою.

Неизмерно любя свою Родину, желая ее сохранить в целостности, сохранить ее великую культуру, троянцы были готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения Трои, настолько они были патриотами своей родины. Древнегреческий историк Гомер нам сообщает, что Троянцы сражались, как герои и только хитрость и происки врагов привели к гибели города.

Каковы последствия были для греков?

Ответ с места: В Грецию вторглись воинственные племена, которые опустошили юг страны. Хозяйство пришло в упадок.

Вывод: как видите ребята, любые войны имеют тяжелое последствия, как для экономики так и являются личной трагедией для людей . Мы даже сегодня наблюдаем за военными действиями в Сирии и видим , какая это трагедия мирового масштаба.

Итак, еще раз вспомним причину Троянской войны  (перевожу указкой сначала на Грецию, потом на Малую Азию)

Ответ с места: причиной Троянской войны было стремление греков укрепиться на п-ве Малая Азия.

Запомните это ребята!

Причной Троянской войны было стремление греков закрепиться на п-ве Малая Азия. Но ведь вы знаете, как сильно греки любили свою территорию. На каждое явление природы, название морей, например Эгейского, названия городов, у них был свой миф.

Так было и с причиной Троянской войны. Вам следует найти различие  между настоящей причиной и причиной изложенной в мифе.

Рассказываю миф.

Ребята, а кому бы вы отдали яблоко ?

А вот Парис присудил яблоко  Афродите.

Так что стало причиной Троянской войны из мифа?

Ответ: яблоко раздора.

Это яблоко получило название. Яблоко раздора . Раздор – т.е ссора, вражда…

Итак , у нас появилось еще одно крылатое выражение, которое пришло к нам из Др. Греции и которое мы используем до сих пор в переносном смысле.

Например: поссорились вы из-за тетради , тетрадь стала яблоком раздора , поссорились из-за вазы, ваза стала яблоком раздора .

А какова настоящая причина этой войны ?

Ответ: причиной Троянской войны было стремление греков укрепиться на п-ве Малая Азия.

А сейчас мы поработаем с карточками : 2, 3 , 6 , 4.

 

V. Закрепление изученного материала.

 

         Выполнение  заданий на карточках  в группах

 

Карточка № 2

Среди мифов Древней Греции одним из самых известных – «Миф о Минотавре». Выберите из предложенных имён героев этого мифа.

Тесей, Персей, Парис,  Ариадна, Афродите, Минотавр, Эгей, Эней, Кентавр, Дедал, Минос, Афина, Зевс.

 

 

 

 

 

 

Карточка № 3

Среди мифов Древней Греции одним из самых известных – «Миф о Троянской войне». Выберите из предложенных имён героев этого мифа.

Тесей, Персей , Парис ,  Ариадна, Афродите, Минотавр, Эгей, Эней, Кентавр, Дедал, Минос, Афина Зевс, Гера.

 

Карточка № 4

Найдите соответствие:

Дедал

Тесей

Афродита

лабиринт

Ариадна

Парис

Минотавр

нить

 

Карточка № 6

Определите, из каких мифов следующие предметы:

Клубок ниток; яблоко; чёрные паруса; лабиринт.

 

 А сейчас мы с Вами посмотрим небольшой отрывок из фильма «Троя»

Он, конечно, не является историческим источником, но показанное здесь сражение является попыткой реконструировать  события тех времен. Даже из этого отрывка  видно, как защищали свой город Троянцы. Они были настоящими патриотами своей Родины.

Выставление оценок.

Подведение итогов урока.

Что нового, ребята, вы узнали на уроке?

И так ребята на сегодняшнем на уроке мы с узнали о могуществе  древнегреческого города Микены, о его культуре, жизни людей. Выяснили причины, итог и последствия Троянской войны, узнали, что такое «яблоко раздора» и к чему может привести обладание им.

VI. Домашнее задание.

§ 25, работа с картой, составить тесты по изученном материалу.

 

 

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов