Методическая копилка
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский «Росток» г. Пугачева Саратовской области»
Педагогический совет
«Патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми и родителями по проблеме патриотического воспитания.
Повестка:
- Педагогический тренинг.
- Актуальность темы педсовета.
- Патриотическое воспитание в программе «От рождения до школы» по каждой возрастной группе.
- Итоги тематической проверки.
- Мини-викторина «Хорошо ли я знаю свой край?»
- Выработка проекта решения.
Уважаемые коллеги! Начнём с анализа решения предыдущего педсовета.
Итак, начинаем работу по повестке.
Давайте сначала разберёмся в понятиях.
«Родина» - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо место рождения.
«Патриотизм»– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
«Гражданственность» – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
А понятия НАЦИЯ и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ? Это одно и то же?
«Национальность» - историческая духовная общность людей, связанных между собой единством Веры, духовной и материальной культуры.
«Нация» - исторический союз НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, совместное существование которых порождает ИДЕЮ единой государственности для защиты своих интересов, а также выдвигает конкретных представителей для реализации этой идеи. Нация всегда обустраивается в рамках собственного государства.
Таким образом, НАЦИЯ и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - это два совершенно разных понятия. Основой объединения людей по НАЦИОНАЛЬНОСТИ является этническое родство и духовная сущность, то есть его вера.
Давайте теперь ответим на некоторые вопросы ( педагогический тренинг)
Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
Процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.
Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию патриотических чувств?
В работе можно использовать разнообразные методы и приёмы, но обязательно при выборе того или иного метода(приёма) нужно учитывать психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.
Задача патриотического воспитания сегодня очень актуальна.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.
Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают не только определённые знания, но и важные нравственные качества:
- основы гражданственности,
- любовь к Родине,
- бережное отношение к её природе, историческому и культурному наследию,
- уважение к старшим и сверстникам,
- уважение к культуре и традициям других народов.
Каковы задачи патриотического воспитания в каждой возрастной группе? ( обратимся к памятке) (Приложение 1)
Таким образом, система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Конечно, данная схема не отражает всей полноты работы по патриотическому питанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме: патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Малыш должен знать историю своей семьи, кем были его деды и прадеды. Важно, чтобы ребёнок ими гордился. Бесполезно специально вдалбливать ему патриотические знания – от такого воспитания в лучшем случае не будет никакой пользы.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
В ходе тематической проверки проверялась организация взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
Результаты тематической проверки.
Таким образом, на основе изучения работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей, выявился факт недостаточного подключения родителей к решению данного взгляда. В основном задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения.
Воспитатели с нежеланием обращаются к родителям с просьбами, боясь получить отказ, боятся приглашать родителей на занятия. Но практика показывает, что чем чаще педагоги приглашают коллег, родителей на различные мероприятия, тем свободнее чувствуют себя на последующих занятиях
Безусловно, коллегам необходимо внедрять опыт этих педагогов по взаимодействию с родителями в свою работу.
Совместная задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
А решить эти задачи можно только совместными усилиями, только ВЗАИМОДЕЙСТВУЯ.
Каковы же существуют формы взаимодействия с родителями? (ответы педагогов)
Традиционные и нетрадиционные. Суть и тех, и других одна – обогатить родителей педагогическими знаниями
Традиционные формы подразделяются на
- коллективные,
- индивидуальные и
- наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся:
- родительские собрания,
- конференции,
- «Круглые столы»
- Консультации и др
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Наглядно-информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую по мощь семье. К ним относятся:
- записи на магнитофон бесед с детьми,
- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
- фотографии,
- выставки детских работ,
- стенды,
- ширмы,
- папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Какие нетрадиционные формы взаимодействия с родителями вы можете назвать?
- Привлечение к подготовке утренников, написанию сценариев, участию в конкурсах
- Проведение игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где можно обсудить противоположные точки зрения на проблему и многое другое.
- Организация педагогической библиотеки для родителей (книги им выдаются на дом)
- Проведение досугов («День Матери»), семейных праздников («Тепло родного очага») , развлечений («Семейные посиделки») ,
- выставки выходного дня,
- издание семейных газет,
- встреча с интересными людьми,
- ведение домашних читательских дневников и др.
Все формы работы - традиционные и нетрадиционные - направлены на то, чтобы наладилась связь с семьей, чтобы родители проявляли интерес к воспитанию детей, становились полноправными участниками педагогического процесса.
В начале нашего педсовета мы говорили о роли педагога в воспитании ребёнка
Повторюсь, в воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
Сам педагог, его мировоззрение, личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».
То есть, чтобы дать ребёнку знания, сам воспитатель должен много знать и уметь, сам должен любить свою страну, свой город, свой народ, иметь огромный багаж знаний и широкую эрудицию.
Уважаемые коллеги! Хорошо ли ВЫ знаете свой город, край, страну?
Предлагаю провести мини-викторину «Хорошо ли я знаю свой край?». Для этого нам нужно разделиться на 3 команды.
1 задание : Собрать пословицы и поговорки («рассыпались» на слова)
- о семье, матери
- Вся семья вместе, так и душа на месте
- Дерево держится корнями, а человек – семьёй
- При солнышке тепло, при матери добро
- о Родине, родном крае
- Человек без родины, что соловей без песни
- Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей
- Родная земля и в горсти мила
- о мужестве, героизме
- Сражайся смело за родное дело
- На печи не храбрись, а в поле не трусь
- На смелого собака лает, а трусливого - кусает
2 задание: Наш город.
Каждая команда получает фото какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не называя его. А другая команда должна угадать, что изображено на фото.
3 задание: Герб ближайших городов области
Собрать из частей («разрезные картинки») , рассказать, какого города этот герб, что и почему на нём изображено.
4 задание: Символы государства (Задания и ответы – Приложение 3)
Гимн, Флаг, Герб России
Какой вывод можно сделать? Знаний всё-таки у нас с вами недостаточно, т. е. начать надо, в первую очередь, с себя – много читать, расширять свой кругозор.
Наш педсовет подходит к концу. Какие у вас будут предложения по выработке решения?
Проект решения.
Рефлексия.
Приложение 1
Направление «Социально-личностное развитие».
Задачи образовательной области «Социализация»:
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Ранний возраст | 1 младшая (2-3года) | 2 младшая (3-4года) | Средняя (4-5лет) | Старшая (5-6лет) | Подготовительная (6-7лет) |
Предпосылки : *чтение народных потешек, стихов, сказок *семья | Образ Я | ||||
*формировать элементарные представления о росте и развитии ребёнка, изменеии его социального статуса(взрослении) в связи с началом посещения детского сада *называть своё имя | *-//- * Ф-е представлений о себе (мальчик/девочка, цвет глаз); сведения о прошлом(не умел ходить, говорить, пил из бутылочки) и прошедших с ним изменениях (умеет вести себя, рисовать и т.д.) * ф-е первичных гендерных предст-й (мальчики сильные. Смелые; девочки нежные, женственные) | *ф-е представлений о прошлом, настоящем и будущем ребёнка *углубление представлений о правах и обязанностях в группе, дома, не улице, на природе *расширение гендерных представлений * в-е уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного пола | * изменение позиции реб. в связи с взрослением (ответственность за младших, помощь старшим) *углубл. предст-й о себе в прошлом, настоящем и будущем *ф-е предст-й об общественной значимости здорового образа жизни *расширение гендерных предст-й *ф-е предст-й о месте реб. в обществе *расширение представлений о правилах поведения, об обязанностях *Ф-е потребности вести себя в соответствии с общепринятыми нормами | *р-е представлений о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом(ребёнок ходит в д/с, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передаёт свой опыт другим поколениям) *закрепление гендерных представлений *расширение предс-й об обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. | |
Семья | |||||
*побуждать называть имена членов семьи | *беседы о членах семьи *закрепление умения называть имена членов семьи | *углубление представлений о семье, её истории * выяснение того, какие обязанности по дому есть у ребёнка | *углубление представлений о семье, её истории *где работают родители, как важен их труд *поощрение посильного участия в семейных праздниках, выполнения постоянных обязанностей по дому | *расшир. пред-й об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны) *о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей *закр. знаний дом.адреса и телефона, ИО родителей, их профессий | |
Детский сад | |||||
*Р-е предст-й о положит. сторонах д/с, его общности с домом (тепло, уют, любовь…) * отличие Д/с от дома (> друзей, игрушек, самостоятельности, подчинение правилам) *р-е умения ориентироваться в помещ. группы, на уч-ке | *ф-е чувства общности, значимости каждого ребёнка для д/с *участие (с родителями) в оформл. группы, д/с * знакомство с традициями д./сада * знакомство с правами и обяз-ми детей в группе * знание ИО сотр. д/с *ф-е привычки здороваться и прощаться | *закр.предс-й о себе как о члене кол-ва, р-е чувства общности с другими детьми *продолж. знакомства с д/с и его сотрудниками *привлечение детей к оформлению группы *совершенствование свободной ориентировки в помещении детского сада | *расшир. предст-й о себе как о члене коллектива *ф-е активной позиции ч/з проектную деят-ть, взаимод-ие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни ДОУ *приобщение к мероприятиям ДОУ, в т.ч. и совместно с родителями (выставки, спектакли, праздники) | *ф-е предст о себе как об активном члене коллектива ч/з проектную деятельность, участие в подготовке к праздникам, соревнованиям, в т.ч. и за пределами д/с *привлечение к созданию развивающей среды ДОУ (мини-музеи, выставки, библиотеки и т.д.) |
Приложение 3
- команда
- Что означает слово «гимн»? (с греческого – «торжественная песня»)
Гимн - торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства
- Кто автор слов и музыки гимна России?
(слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова)
- Прочитайте 1 куплет гимна
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твоё достоянье на все времена!
Славься, отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2 команда
- Что означает слово «флаг»?
Флаг – это прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба или эмблемы.
Государственный флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства. власти
- Что означают цвета Российского флага? Кем и почему они расположены именно в таком порядке?
Красный – отвага, мужество, храбрость, а так же символизирует красоту.
Синий цвет символизировал небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Синий (голубой) считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей.
Белый цвет обозначал мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Он являлся символом свободы и величия.
- Кто определил именно такое расположение цветных полос?
Петр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу-физический, плотский (красный), выше-небесный (синий), еще выше- божественный(белый).
- команда
1.Что означает слово «герб»? (в переводе с немецкого – «наследство»)
Герб – это отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. В нём отражены особенности политического развития, история, религиозные верования, а иногда даже и географическое положение, климатические и природные условия страны
2. Перечислите основные элементы герба. Что они означают?
Двуглавый орел – символ власти, верховенства, силы, мудрости.
Всадник олицетворяет святого воина и предстает в образе Георгия – змееборца ( святого Георгия Победоносца). Это символ - борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества, готовности народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.
Сейчас двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации, а три короны можно трактовать как символы трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной.
Скипетр в наше время он символизирует защиту суверенитета, как всего Российского государства, так и его отдельных территорий, республик. Держава, введенная в царский обиход Борисом Годуновым, является символом единства, целостности государства.
3. Что символизируют цвета и на гербе?
Красный (пурпурный) цвет считался царским. Он символизировал энергию, силу. Слово «красный» означало и «красивый», и «торжественный». Золотой цвет – неизменный символ вечности, постоянства.
Литература:
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Кротова Т.В. «Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей»
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.