Эссе "Педагогическая философия"

Кузнецова Татьяна Александровна

Эссе "Моя педагогическая философия"

 

Воспитатель – никак не обязанность,
Это долг, мастерство, артистизм.
Это к детям большая привязанность
И любовь безграничная к ним.

Выбор профессии - дело не простое, ведь профессия определяет наши судьбы. И каждый человек должен найти свое призвание.

Я очень люблю детей и всегда находила контакт с ребенком любого возраста будучи еще подростком. Многие взрослые говорили моим родителям: "Хороший воспитатель подрастает у вас!" Однако в студенческом возрасте мой выбор не пал на профессию педагога, мне стало боязно, уже тогда я понимала, что одной любви не достаточно, что педагог ответственен за тот фундамент, который закладывает с детства.

Позже, когда у меня родились свои дети, я встала на педагогический путь, но тогда мной двигало лишь одно желание - проживать детство своих детей рядом с ними. В профессию воспитателя я вошла очень быстро и гармонично, будто не было у меня никогда другой работы. За время моей деятельности в детском саду судьба свела меня с прекрасными людьми. У более опытных и старших педагогов училась нелёгкому мастерству, ведь быть воспитателем задача ответственная - формирование человека. И когда я осознала истину в стремлении к самосовершенствованию, с каждым годом профессия педагога стала открывать для меня свои новые грани в познании детской души. 

За время работы на педагогическом поприще мне довелось работать с разным возрастами детей начиная с яслей и в каждом возрасте есть своя изюминка. Набирая малышей и пройдя с ними ступеньку за ступенькой к выпускному из детского сада, становишься этим деткам вторым родным человеком после мамы. Ты помнишь каждую причину, которая вызвала детский смех или грусть, кто чем болел, у кого аллергия и на что, на протяжении  всего этого времени сближаешься с детьми и растешь вместе с ними. Есть очень хорошие строки из стихотворения воспитателя Людмилы Шармановой: " Малыши наши крепнут, умнеют с каждым часом, минутою, днём. Воспитатели холят, лелеют, берегут их в сердечке своём. И за всех это сердце волнуется не деля на своих и чужих...". Действительно болит и радуется сердце за каждого ребенка. Я помню тот год, когда в моей группе полутора годовалых малышей проходила адаптация, помню как сейчас протянутые ручки ко мне со слезами в глазах от неизбежности того, что мама сейчас уйдет и как я собираю все свое мастерство, вспоминаю потешки, прибаутки или  просто качаю на руках и уговариваю, или вспоминаю игру, что бы отвлечь малыша от печальных мыслей и это время без мамы пролетело для них на одном дыхании. Помню свой внутренний страх, когда мы с детками каждый год приближались к подготовительной группе. Как я старалась что бы они были лучше всех, знали больше всех, искала новые подходы, пробуждая в детях желание узнать что-нибудь новенькое, интересное. И как расставанья минута перехватывала горло комом.

На мой взгляд сверхзадачу педагога можно определить просто по-человечески - сделать жизнь всех, кто встретился в одном месте, например в детском саду, радостной и интересной. Что бы всем хотелось туда прийти, что-то обнаружить, создать, открыть то, что сделает тебя и других лучше. Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Задача воспитателя – заполнить этот сосуд добром, творчеством, знаниями и навыками. В своей практике педагогические усилия я стараюсь направить на то, что бы воспитывать у детей интерес к процессу познания, преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремление к достижению поставленной цели.

И сегодня рассуждая о своей педагогической философии, пришло на ум высказывание В.Г. Белинского: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека". Казалось бы короткая фраза, а сколько в ней мудрости, жизни. Фраза которая вновь и вновь заставляет меня иначе смотреть на свою профессию. Правильно говорят о педагоге, сравнивая его с певцом без голоса или живописцем без чувства цвета, если нет любви к детям, или когда говорят, что ребенку нужна ложка каши и ведро любви. А что такое любовь без чувства ответственности за его будущее? Безусловно орудием и посредником воспитания должна быть любовь, но все же цель - учение наших детей обходиться без нас.

Г.С. Альтшуллер писал: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его нужно научить ориентироваться в современном мире, что бы при минимуме затрат достичь максимально эффекта". Его слова подтверждает высказывание В.А. Сухомлинского:" Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять в каждом ученике его неповторимый талант - значит поднять его на высокий уровень человеческого достоинства". Я считаю в этих фразах заключен смысл педагогического мастерства. Три истины, на которые должен опираться каждый педагог в своем деле - любовь к детям, ответственность за их будущее, уважение личности каждого ребенка. Действуя в таком направлении мы заложим самый крепкий фундамент для дальнейшего успешного и гармоничного развития личности маленького человека.

В завершении своего эссе хочу сказать, что связав себя крепкими узами с великим и прекрасным делом – воспитанием детей, я научилась смотреть на мир восторженными глазами ребенка и созерцать его таким, какой он есть. Эта профессия стала моим призванием, помогла найти свою дорогу, свое место в жизни, дала возможность искренне отдаваться любимому делу, отдавать свою любовь, знания детям и не сгорать от этого, а становиться чище и богаче душой.

 

Воспитатели, воспитатели,
Пусть летят, пролетают года.
Вы волшебники, вы мечтатели.
Оставайтесь такими всегда.