4. учебно исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_kursovoy_rabote.doc | 57 КБ |
polozhenie_o_portfolio.doc | 106.5 КБ |
polozhenie_o_vkrnovoe.doc | 76.5 КБ |
kursovaya.docx | 59.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Советом колледжа протокол №____от ___________ |
| УТВЕРЖДЕНО приказом директора колледжа № _____ от ______________
|
Положение о курсовой работе (проекте) обучающихся
ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж».
- Общие положения
1.1. Положение о курсовой работе (проекте) разработано в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06. 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"; Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО), положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Курсовая работа (проект) – вид учебной работы по дисциплинам профессионального цикла и (или) профессиональному модулю. Она является одной из форм самостоятельной научно-исследовательской работы обучающихся и формой контроля учебной работы.
1.3.Курсовая работа является предшествующим этапом выполнения выпускной квалификационной работы, связанной со сферой деятельности будущих специалистов.
1.4. Дидактическими целями курсовой работы являются:
- систематизация и совершенствование полученных студентом знаний, профессиональных умений и компетенций;
- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методологией решения проблем, разрабатываемых в курсовой работе;
- определение уровня теоретической и практической готовности студентов к разработке реальных профессиональных проблем, актуализация потребности в непрерывном образовании.
1.5. Курсовая работа выполняется в сроки, определяемые учебным планом специальности.
2. Организация разработки тематики курсовых работ
2.1. Тематика курсовых работ (проектов) ежегодно разрабатывается преподавателями и согласуется с работодателями.
2.2. Тематика курсовых работ (проектов) рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждается директором колледжа до 1 марта текущего года.
2.3. Круг разрабатываемых тем должен соответствовать требованиям, предъявляемым студенту ФГОС СПО по специальности
2.4. Тема курсовой работы (проекта) может быть связана с программой производственной практики студентов.
2.5. Студент имеет право выбора темы курсовой работы (проекта).
2.6. Курсовая работа (проект) может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.
2.7. Темы курсовых работ (проектов) не должны повторяться в течение 3 лет.
3. Организация выполнения курсовой работы (проекта)
3.1. Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы, осуществляет преподаватель соответствующей учебной дисциплины (УД), междисциплинарного курса (МДК), профессионального модуля(ПМ).
3.2. Научный руководитель курсовой работы (проекта) выполняет следующие обязанности:
- ознакомление студентов с настоящим положением и учебно-методической литературой по вопросам содержания и оформления курсовой работы, её структурирования;
- составление циклограммы работы над курсовой работой;
- контроль всех этапов выполнения курсовой работы (проекта);
- проведение консультаций по всем вопросам выполнения курсовой работы (проекта);
- исправление ошибок и организация корректирующего дидактического процесса.
3.3. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации.
3.4.Курсовая работа должна быть выполнена в установленные сроки и в соответствии с утвержденным календарным учебным графиком.
3.5. Защита курсовой работы (проекта) является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение УД, МДК, ПМ.
3.6. График защиты курсовых работ (проектов) на отделениях утверждается распоряжением директора колледжа.
3.7. Процедура защиты определяется научным руководителем при участии заместителя директора по НМР, председателя ПЦК (возможна в форме научно-практической конференции, индивидуальных выступлений студентов на итоговом занятии УД, МДК,ПМ).
3.8. Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе.
3.9.Обоснование оценки научный руководитель оформляет в письменном отзыве, где отражается:
- степень разработанности темы и соответствие содержания курсовой работы (проекта) целям и задачам;
- уровень самостоятельности студента в работе над темой исследования;
- оценка умения студента работать с научной, справочной литературой, электронными образовательными ресурсами;
- уровень владения теоретическими знаниями, профессионально-значимыми компетенциями;
- оценка умения обосновывать ценность полученных и выводов;
- качество оформления курсовой работы ( проекта).
3.10. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе (проекту), предоставляется право выбора новой темы, или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определение нового срока для её выполнения. Студенты, не сдавшие курсовые работы (проекты), считаются имеющими академическую задолженность.
3.11.Оценка по курсовой работе (проекту) выставляется в зачетную книжку студента, а также в экзаменационную ведомость и диплом.
4.Оформление курсовой работы
4.1. Курсовая работа (проект) оформляется на стандартных листах специальной папки с соблюдением полей. Текст курсовой работы представляется в формате А4 машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 (интервал 1,5) с полями: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм на одной стороне стандартного листа односортной бумаги.
4.2. Объем курсовой работы (проекта) должен составляет не менее 15-20 страниц печатного текста. Приложение не входит в объем работы и может быть довольно значительным.
5. Хранение курсовых работ (проектов)
5.1. Выполненные студентами работы хранятся один год в учебно-методическом кабинете.
5.2. Лучшие курсовые работы (проекты) могут быть использованы в качестве учебных пособий.
5.3. Курсовые работы (проекты), не представляющие практической ценности, списываются по акту комиссией в составе: заместителя директора по НМР, заведующего отделением, лаборанта учебно-методического кабинета в сентябре следующего учебного года.
- конец документа-
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор _____________
А.А.Зарипова
ТРЕБОВАНИЯ К ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА ГБОУ СПО ВО
«Муромский педагогический колледж»
- Общие положения
Настоящие требования являются приложением к Положению о выполнении Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в части реализации объема времени, отведенного на обязательные учебные занятия по всем дисциплинам и модулям учебного плана.
1.1. Настоящие требования к портфолио студента ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж» (далее - колледж) разработаны в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании», ФГОС по специальностям СПО.
1.2. Портфолио студента - это комплект документов, отзывов, работ, позволяющий студенту предъявить образовательные и профессиональные достижения, определить направления профессионально – личностного саморазвития.
1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, профессиональной, творчески-преобразующей и других.
1.4. Период накопления (сбора) портфолио – нормативный срок обучения.
1.5. Комплектование портфолио осуществляется студентом самостоятельно с учетом примерной структуры на основании рекомендаций педагогов, классных руководителей, представителей студенческого актива, методистов и руководителей по педагогической практике.
1.6. Предъявление и защита портфолио может выступать в качестве обязательной формы организации экзамена по ПМ Методическое обеспечение образовательного процесса, альтернативной формы по отдельным МДК профессиональных модулей. В этом случае педагог (педагоги) конкретизируют требования к содержанию и структуре портфолио, определяют критерии и показатели оценки портфолио, процедуры его предъявления и защиты, условия выбора студентами данной формы, которые утверждаются на педагогическом совете отделения и доводятся до сведения студентов в начале соответствующего семестра.
1.7. Защита предъявления портфолио выпускником колледжа является условием допуска к государственной итоговой аттестации.
1.8. Общее руководство деятельностью педагогического и студенческого коллектива по формированию портфолио осуществляют заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по научно-методической работе, зам.директора по воспитательной работе, зав.практикой, зав. отделениями. Ответственность за информирование и организацию деятельности студентов по созданию портфолио на уровне студенческой группы возлагается на классного руководителя и членов студенческого актива группы.
2. Цель, задачи и функции портфолио
2.1. Основная цель портфолио – оценивание профессиональных и общих компетенций студента.
2.2. Портфолио позволяет решать следующие задачи:
- отслеживание индивидуальных достижений студента; динамики развития профессионально – значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;
- оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;
- формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;
- поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;
- совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально – личностного саморазвития.
2.3. Функции портфолио:
- функция предъявления личных, образовательных и профессиональных достижений - образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента;
- функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы;
- функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования, мотивации и интереса.
- Примерная структура портфолио студента
3.1. Содержание портфолио определяется с учетом выбранного вида портфолио:
- портфолио документов;
- портфолио работ.
3.2. Примерная структура портфолио
3.2.1. Общая часть (фото; резюме (общие сведения о студенте); цель и задачи портфолио, содержание портфолио).
3.2.2. Накопительная часть
- образовательные достижения – освоенные обучающимися в процессе учебно-профессиональной деятельности компетенции, оценка которых осуществляется в процессе текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации на основе соотнесения фактически полученных результатов с требованиями ФГОС;
- профессиональные достижения – эффективный результат применения освоенных обучающимися компетенций в реальной профессиональной деятельности, который удостоверяет, что студент имеет достаточные компетенции, требуемые для выполнения основных видов профессиональной деятельности;
- результаты творчески – преобразующей деятельности;
- спортивные достижения.
3.2.3. Рефлексивно – проективная часть (самооценка и анализ образовательных и профессиональных достижений, компетенций освоенных на отдельном этапе образовательной программы (ПМ, МДК), определение перспектив профессионального и личностного саморазвития).
3.3. Портфолио документов может содержать:
- документы, подтверждающие участие студента в предметных олимпиадах, научно – практических конференциях, конкурсах, проектах; грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения;
- сертификаты, грамоты, похвальные листы по результатам профессиональной деятельности в рамках различных видов педагогической практики, участия в социально – педагогических проектах;
- сертификаты, грамоты, свидетельства участия в организации студенческого самоуправления, культурно – досуговых мероприятий, локальных проектов, факультативов и студенческих объединения по интересам;
- грамоты, похвальные листы за участие в спортивных соревнованиях, организацию подготовки и проведение спортивных мероприятий на уровне ОУ, города и т.п.
3.4. Портфолио работ может содержать методическую продукцию, самостоятельно разработанную студентом и получившую достаточно высокую оценку (педагогов колледжа или представителей педагогической общественности):
- конспекты уроков, внеурочных занятий, методические рекомендации, системы заданий, сборники, электронные презентации и т.п.;
- тезисы выступлений на научно – практических конференциях, тексты докладов;
- творческие, исследовательские, проектные работы студента,
- визуальные свидетельства, подтверждающие готовность студента к осуществлению профессиональной деятельности (фото, видеоматериалы, работы школьников и т.п.)
- Презентация портфолио
4.1. Студент презентует портфолио на собрании студенческой группы в присутствии экспертной группы. В качестве экспертов на презентацию портфолио могут быть приглашены педагоги колледжа, руководители структурных подразделений, представители общественности - потенциальные работодатели, родители обучающихся, референтные для студентов лица.
4.2. Презентация портфолио проводится не чаще одного раза в течение учебного года может способствовать определению номинантов на конкурсы различной направленности.
4.3. Во время презентации студент представляет портфолио, комментирует его содержание. Определяет наиболее яркие достижения и проблемы, цели, направления и механизмы самосовершенствования.
4.4 Презентация портфолио на выпускном курсе является допуском к государственной итоговой аттестации.
- Организация экспертизы содержания и презентации портфолио студента
5.1. Содержание портфолио и его презентацию оценивает экспертная группа численностью не менее трех человек, в состав которой могут входить внутренние и внешние эксперты.
5.2. При оценке содержания и презентации портфолио экспертная группа учитывает:
- полноту портфолио;
- обоснованность структуры и содержания портфолио;
- способность студента адекватно оценивать собственные достижения, компетенции;
- умение определять ближайшие и перспективные цели, направления самосовершенствования.
6.Участники работы над Портфолио
и распределение обязанностей между ними
6.1. Участниками работы над портфолио являются студенты, преподаватели, классный руководитель. Одним из основных условий составления Портфолио является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.
6.2. Обязанности студента:
- оформляет Портфолио в соответствии с принятой в колледже структурой;
- аккуратно и самостоятельно подбирает материал для Портфолио;
- систематически пополняет соответствующие разделы материалами, отражающими успехи и достижения в учебной, производственной и внеучебной деятельности;
- отвечает за достоверность представленных материалов;
- при необходимости обращается за помощью к педагогическому коллективу.
6.3. Обязанности классного руководителя:
- направляет всю работу студента по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы, объясняет правила ведения и заполнения Портфолио;
- выполняет роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио: студентом, преподавателями, обеспечивает их постоянное сотрудничество и взаимодействие;
- осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов Портфолио.
6.3. Обязанности преподавателей:
- преподаватели проводят экспертизу представленных работ по дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю;
- готовят итоговые документы для поощрения студентов за участие в учебной и внеучебной работе: грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.
- совместно со студентами отслеживают и оценивают динамику их индивидуального развития и профессионального роста, поддерживают их образовательную, профессиональную, творческую активность и самостоятельность.
6.4. Обязанности администрации:
- заместители директора по учебной, научно-методической, воспитательной работе, зав. производственной практикой осуществляют общий контроль за деятельностью студентов и педагогического коллектива по составлению Портфолио и его представлению на защите.
-конец документа-
Приложение 1
Департамент образования администрации Владимирской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПОРТФОЛИО
ФИО студента (фото по желанию) ________________________________________________________________
Год рождения ________________________________________________________________
Специальность __________________________________________________
Группа__________________________________________________________
Год поступления__________________________________________________
Год выпуска______________________________________________________
Приложение 2
Индивидуальные образовательные достижения (ИОД) студента
Муромского педагогического колледжа
за 20___-20___ учебный год
- Успеваемость студента
Средний балл успеваемости по дисциплинам учебного плана за ___ семестр:
Средний балл успеваемости по МДК, учебной и производственной практике и модулю ( ПМ_____)
- Количество пропущенных занятий
- по уважительной причине
- по неуважительной причине
- Сведения о курсовых и дипломных работах
№ п/п | Тема работы | Оценка за работу |
1. | ||
2. |
- Участие в предметных олимпиадах
№ п/п | Название олимпиады | Место и время проведения | Примечание (факты общественного признания деятельности – грамоты, благ.письма, дипломы) |
1. | |||
2. | |||
3. |
5.Научно-исследовательская и проектная деятельность студента
Участие в научно-практических конференциях
№ п/п | Название конференции | Уровень (международный, Всероссийский, Региональный, Межрегиональный, Городской, Колледжный) | Дата конференции | Тема выступления | Наличие публикации (название, выходные данные) | Результат (участник, призер, победитель) |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
Участие в конкурсах и проектах
№ п/п | Название конкурса | Уровень (международный, Всероссийский, Региональный, Межрегиональный, Городской, Колледжный) | Дата конкурса | Тема проекта | Примечание (отметка о наличии сертификата, грамоты и т.п.) | Результат (участник, призер, победитель) |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
6.Внеучебная активность студента
Участие в работе органов студенческого самоуправления и молодежных общественных объединениях
№ п/п | Орган студенческого самоуправления, название объединения | Виды деятельности (поручения) | Период деятельности | Примечание (факты общественного признания деятельности – грамоты, благ.письма, дипломы) | Результат (участник, призер, победитель) |
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Спортивные достижения студентов
№ п/п | Вид спорта | Уровень (международный, Всероссийский, Региональный, Межрегиональный, Городской, Колледжный | Участие в соревнованиях | Дата соревнований | Примечание (отметка о наличии сертификата, грамоты, диплома) | Результат (участник, призер, победитель) |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
Творческие достижения студентов
№ п/п | Вид деятельности | Уровень (международный, Всероссийский, Региональный, Межрегиональный, Городской, Колледжный | Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах | Дата | Примечание (отметка о наличии сертификата, грамоты, диплома) | Результат (участник, призер, победитель) |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
7.Взгляд в будущее
Мой девиз, кредо на данном этапе жизни | |
Я ценю, считаю важным, стремлюсь, уважаю | |
Мои сильные стороны | |
Мои слабые стороны | |
Черты характера | |
Вредные привычки | |
Моё представление о жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения | |
Студент _________________/________
Лидер группы __________ /______________
Староста группы _________________/________
Классный руководитель _____________/_____________
Приложение 3
Методика расчета ИОД
Портфолио позволяет студенту рассчитать собственный индекс индивидуальных образовательных достижений (Индекс ИОД) и при его значении за каждый учебный год более 20 баллов претендовать при успешном окончании колледжа на получение рекомендательного письма для устройства на работу.
Средний балл успеваемости 4,5-5 б
4- 4,5 б
3,5- 4 б
3- 3,5 б
Количество пропущенных занятий
до 10% -5б
10-30% - 4б
30-50% - 3б
более 50% - 2б
Оценки за курсовую и дипломную работы
5 баллов
4 балла
3 балла
Уровень участия в мероприятиях
Международный 6б
Всероссийский 5б
Межрегиональный 4б
Региональный 3б
Городской 2б
Колледжный 1б
Результат участия
победитель 3б
призер 2б
участник 1б
При подсчете баллов результат участия Х уровень участия
5 - 8 баллов – низкий индекс ИОД
8- 13 баллов – средний индекс ИОД
более 13 баллов – высокий индекс ИОД
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор колледжа _______
Зарипова А.А.
Порядок разработки и защиты
выпускной
квалификационной работы в
ГБОУ СПО ВО
«Муромский педагогический колледж»
- Общие положения.
Данный порядок разработки и защиты выпускной квалификационной работы является приложением к Положению о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж»
- Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, один из видов аттестационных испытаний выпускников колледжа, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования и проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами СПО, приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 №968.
- Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных учебно-исследовательских умений и компетенций.
- Защита ВКР является обязательным испытанием, включаемым в итоговую государственную аттестацию всех выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования повышенного и базового уровня, проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, требованиям регионального компонента и компонента колледжа к профессиональной деятельности.
- ВКР выполняется в форме дипломной работы ( дипломного проекта).
- ВКР должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложениям (заказам) образовательных учреждений, организаций, предприятий.
- Организация разработки тематики и выполнения ВКР.
- Программа итоговой государственной итоговой аттестации определяет тематику ВКР в соответствии с присваиваемой выпускникам квалификацией.
- Тематика ВКР определяется содержанием образования, обеспечивающим необходимую квалификацию в соответствии с учебным планом колледжа по специальностям .
- Темы ВКР разрабатываются преподавателями колледжа по возможности совместно со специалистами образовательных учреждений, организаций или предприятий, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующими предметно-цикловыми комиссиями. Тема ВКР может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности разработки.
- Темы ВКР должны отражать современный уровень развития науки, культуры, образования, производства, техники и соответствовать социальному заказу общества. В процессе исследования допускается корректировка формулировки темы.
- Закрепление направлений исследований ВКР (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом директора колледжа не позднее 1 ноября последнего года обучения, а утверждение тем ВКР – не позднее 1 марта (окончательная формулировка).
- Руководителя ВКР утверждаются приказом по колледжу.
- По утвержденной теме руководитель ВКР разрабатывает совместно со студентом индивидуальный план подготовки и выполнения ВКР, заполняет задание на ВКР.
- Основными функциями руководителя ВКР являются:
- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей ВКР);
- оказание помощи студенту в подборе литературы;
- контроль хода выполнения ВКР;
- подготовка письменного отзыва на ВКР.
К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов. На все виды консультаций для каждого студента предусматривается не более 20 академических часов сверх сетки часов учебного плана.
- Кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) ВКР, оплата работы которых по факту составляет не более 5 академических часов сверх сетки часов учебного плана. Основными функциями консультанта ВКР являются:
- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса;
- оказание помощи студентам в подборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса;
- контроль хода выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса.
2.10.Общее руководство и контроль за ходом выполнения ВКР осуществляет заместитель директора по НМР; контроль за сроками выполнения работ, распределением научных руководителей, консультантов, рецензентов работ, а также промежуточный контроль за соблюдением индивидуального плана работы осуществляют заведующие отделениями; утверждение тематики работ осуществляют председатели предметно-цикловых комиссий; руководство разработкой тематики и научное руководство осуществляют преподаватели колледжа.
2.11.На завершение ВКР отводится 4 недели календарного времени, согласно календарному учебному графику колледжа. Последняя неделя первого семестра – контроль готовности теоретической части работы. Подготовка и проведение предзащиты ВКР проводится согласно календарному учебному графику колледжа .
2.12.По завершении студентом ВКР руководитель подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает на рецензирование внешнему эксперту.
2.13.Заместитель директора по НМР своевременно представляет ВКР государственной экзаменационной комиссии .
- Требования к выпускной квалификационной работе.
3.1.Выпускная работа выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта и оформляется на стандартных листах специальной папки для дипломного проектирования (сброшюрованная), с соблюдением полей. Текст ВКР прдставляется в формате А4 машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 (интервал 1,5) с полями: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм на одной стороне стандартного листа односортной бумаги.
3.2. Объем ВКР должен составляет не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста (60-100 рукописных страниц). Приложение не входит в объем работы и может быть довольно значительным.
3.3.ВКР может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический, проектный характер.
3.4.ВКР опытно-практического характера имеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: противоречие, проблема, цель, объект, предмет, задачи работы, методы исследования и др;
- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы;
- практическая часть, направленная на решение выбранной проблемы и состоящая из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
- список используемой литературы ( не менее 20 источников);
- приложение (при необходимости).
3.5.ВКР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: противоречие, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи работы, методы исследования и др.;
- теоретическая часть, в которой дана история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;
- практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
- списка используемой литературы (не менее 20 источников);
- приложение (при необходимости).
3.6. ВКР теоретического характера имеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: противоречие, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи работы, методы исследования и др.;
- теоретическая часть, в которой дана история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа литературы, психолого-педагогическое обоснование проблемы;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;
- списка используемой литературы (не менее 25 источников);
- приложение (при необходимости).
3.7. В случае выполнения ВКР проектного характера допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные планы разрабатываются руководителем с каждым студентом. Содержанием ВКР проектного характера является разработка изделия или продукта творческой деятельности. По структуре данная ВКР состоит из пояснительной записки, теоретической части (описание этапов проекта), практической части и списка литературы.
Структура и содержание пояснительной записки, теоретической части определяются в зависимости от профиля специальности, темы дипломного проекта. Объем пояснительной записки и теоретической части должен составлять от 10 до 25 страниц печатного текста с критическим описанием процесса создания конечного продукта. В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности могут быть представлены в виде готовых изделий в соответствии с видами профессиональной деятельности и выбранной темой: демонстрации дизайн-проекта, слайд - фильма с копиями в виде комплекта раздаточного материала формата А 4 для каждого члена аттестационной комиссии, электронных пособий и видеофильма, художественных произведений в различных материалах (живопись, графика, создание наглядных пособий) и др.
Продукты творческой деятельности представляются в виде серий наглядных пособий, компьютерных программ, в виде исполнения музыкальных произведений, фильма об этапах работы над музыкальным произведением разных жанров, компьютерной программы для студентов и учителей по использованию новых технологий и др.
Данный тип ВКР позволяет реализовать творческий потенциал студента, проявить свои исследовательские, информационные, организационные, коммуникативные, интеллектуальные и проектировочные компетенции.
3.8.По содержанию ВКР может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой ) ВКР.
4.Рецензирование выпускной квалификационной работы.
4.1.Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников образовательных учреждений, организаций, предприятий, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой ВКР.
4.2.Рецензенты ВКР назначаются приказом по колледжу не позднее одного месяца до защиты ВКР.
4.3.Рецензия должна включать:
- заключение о соответствии ВКР заявленной теме;
- оценку качества выполнения каждого раздела ВКР;
- оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы;
- оценку ВКР по пятибалльной системе.
На рецензирование одной ВКР предусматривается не менее 5 часов сверх сетки часов учебного плана.
4.4.Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты ВКР.
4.5.Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.
4.6.Заместитель директора по НМР при наличии положительного отзыва руководителя и рецензии решает вопрос о допуске студента к защите и передает ВКР в Государственную экзаменационную комиссию не позднее, чем за 5 дней до начала Государственной итоговой аттестации.
4.7.Отрицательная рецензия, если она при соблюдении всех указанных в разделах два и три требований не затрагивает сущностную сторону дела, не лишает автора ВКР права быть допущенным к защите и отстаивать свои научные взгляды и убеждения перед экзаменационной комиссией.
5.Защита выпускных квалификационных работ.
- Защита ВКР проводится на открытом заседании государственной аттестационной
комиссии. На защиту ВКР отводится до 1 академического часа. Процедура защиты устанавливается председателем ГЭК по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 10-15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента. В докладе студента должен быть дан практико-ориентированный анализ, четко представлен категориальный аппарат, описан педагогический эксперимент (при необходимости и возможности проиллюстрирован), отрефлексирована вся проделанная работа студента. Может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента, если он присутствует на заседании ГЭК.
- При определении итоговой оценки по защите ВКР учитывается доклад выпускника, ответы на вопросы, оценка рецензента и отзыв руководителя.
- Решение об оценке ВКР принимает ГЭК простым большинством голосов на своем закрытом заседании после завершения всех защит, назначенных на данный день. В случае расхождения оценок и невозможности консенсуса решение принимается в пользу студента. Если ВКР включает содержание одного из итоговых экзаменов по дисциплине, то в приложении к диплому оценка по этой дисциплине проставляется по результатам защиты ВКР.
- Заседание государственной аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируется: итоговая оценка ВКР, вопросы и особые мнения членов комиссии. Протоколы подписываются председателем, заместителем председателя, всеми членами и секретарем комиссии. Ведение протоколов осуществляется в прошнурованных книгах, листы которых пронумерованы. Книга протоколов заседаний ГЭК хранится в колледже в течение 75 лет.
- Студенты, выполнившие ВКР, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту не ранее чем через 6 месяцев.
- Хранение выпускных квалификационных работ.
- После защиты ВКР остаются в колледже в полном объеме для последующего использования в учебном процессе и передаются по акту в научно-методический центр.
- ВКР хранятся в научно-методическом центре колледжа не менее трех лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении ВКР решается организуемой по приказу директора комиссией, которая представляет предложения о списании ВКР. Списание оформляется соответствующим актом. Лучшие ВКР, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах колледжа.
- По запросу организации, учреждения, предприятия директор колледжа имеет право разрешить копирование ВКР студентов.
- Продукты творческой деятельности по решению ГЭК могут не подлежать хранению в течение трех лет. Они могут быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки-продажи и т.п.
- конец документа-
Предварительный просмотр:
департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Владимирской области
«Муромский педагогический колледж»
ЦМК педагогики психологии и частных методик
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Ознакомление с природными явлениями как средство развития трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Рогова Ирина Александровна
студентка 5 курса,
заочной формы обучения
специальность 44.02.01
Дошкольное образование
Научный руководитель:
Н. А. Ладонкина
преподаватель специальных дисциплин
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы формирования трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста…
1.1. Значение развития трудовых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста……..
1.2. Особенности развития трудовых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста……..
1.3. Методы и приемы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природными явлениями с целью развития трудовых умений и навыков
Вывод
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..
Введение
Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО под трудовым воспитанием принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.
Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка.
Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В соответствии с данной целью ФГОС дошкольного образования выделяет следующие основные задачи:
- формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни;
- формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков;
- воспитание уважительного отношения к любому труду.
ФГОС ДО предполагает следующие виды труда: самообслуживание; хозяйственный труд; труд природный; ручной труд.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Труд в природе способствует у детей развитию наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. В младшем возрасте дети знакомятся с растениями и животными, с явлениями неживой природы.
Поэтому целью нашей работы является анализ методов и приёмов развития трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природными явлениями.
Объект – процесс развития трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.
Предмет – методы и приемы ознакомления с природными явлениями с целью развития трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретические основы и значение развития трудовых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть особенности развития трудовых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста;
3. Подобрать методы и приемы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природными явлениями с целью развития трудовых умений и навыков.
Методы исследования:
теоретические: анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.
Глава 1. Теоретические основы формирования трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста
1.1. Значение развития трудовых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями. В отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет. От целенаправленных действий процессуальные отличаются тем, что могут многократно повторяться, не преследуя определенной задачи; ребенок производит действие потому, что оно само доставляет ему удовольствие.
Целесообразный характер действий, придающий им своеобразие предметного действия, возникает на основе подражания. Подражание с самого начала носит осмысленный характер. От процессуальных действий манипулятивного характера ребенок переходит к игре с предметами, которые в ходе ее постепенно осознаются им, и действиям, которые приводят к простой, но уже выделенной в сознании цели. Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Сами дети 2-3 лет ставят перед собой цели, осуществить которые не могут. Выражая желание что - то сделать, ребенок еще не сообразуется с тем, сможет или не сможет он это сделать. Отказ от того или иного непосильного дела приходит позднее и обуславливается тем, что у детей накапливается опыт, в котором выполнение этих маленьких дел шло не так гладко, возникали известные трудности, вызывавшие у них разочарование.
Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы. Если же ребенок по своей инициативе берет сложную работу, ему надо дать возможность попытаться собственными силами ее выполнить. И лишь тогда, когда воспитатель заметит, что ребенок испытывает затруднение, которое он сам не может преодолеть, оказать ему помощь.
В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели, но не они являются определяющими в формировании правильного отношения детей к труду. Возможности участия детей младшего возраста в коллективных формах труда еще весьма ограничены. Эта работа не носит регулярного характера, как в старших группах. Но к выполнению отдельных поручений следует привлекать детей чаще: помогать убирать игрушки. Наводить порядок в кукольном уголке, участвовать в его уборке [6,с.15]. Рассматривая труд как целенаправленную деятельность, важно развивать у детей способность самостоятельно ставить цель и осуществлять ее. Эта целесообразность деятельности у маленьких детей проявляется уже в самообслуживании, когда ребенок самостоятельно надевает колготки, ботинки, убирает на место игрушки. На первых порах цель для него выступает вполне конкретно, наглядно: убрал игрушки в уголке - в уголке порядок, можно идти гулять; одел куклу - можно посадить ее в коляску и покатать.
Привычные действия, повторяющиеся изо дня в день, укрепляют навык того или иного дела, но не всегда ведут к развитию самостоятельности. Овладев навыком того или иного трудового процесса, ребенок утрачивает к нему интерес, так как от него уже не требуется усилий и он спокойно относиться к тому, что работу за него выполняют другие дети или взрослый.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги на книжной полке, убрать строительный материал, постирать кукольную одежду. Воспитатель, направляет внимание детей на непорядок, предоставляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить. В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. На первых порах это ребенку трудно, но даже в работе с детьми младшего дошкольного возраста можно строить требования так, чтобы в режимных процессах открывались возможности для постепенного приучения их действовать организованно, уметь выделять, что надо сделать сначала, что потом, почему надо делать в этой, а не в той последовательности.
Последовательность действий определяется воспитателем, дети постепенно приучаются придерживаться этой очередности в работе [1,с.21]. В некоторых в наиболее распространенных трудовых процессах, организованных в средней и старшей группах, непременно должна быть определена логическая последовательность действий, представляющая для ребенка простейший план деятельности. При отсутствии плана действий деятельность детей хаотична. Здесь перед воспитателем стоит задача - в процессе работы направить внимание детей на логическую последовательность действий, которая может привести к лучшему результату. При отсутствии навыков планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе, так как в игре ребенок больше подчиняется свободному замыслу, который в ходе ее часто претерпевает изменения.
В НОД план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет. Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять детей в предварительном обдумывании своей деятельности [9,с.68]. В специальных трудовых процессах дети учатся планировать работу. Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе. Важно чтобы в этом труде дети действовали не случайно, не хаотично, а продумывали последовательность операций.
Трудовая деятельность всегда предполагает направленность усилий на достижение результата. В этом особенность труда, этим он отличается от игры, которая может быть завершена на любой стадии ее развития и не доведена до конца. Но от этого игра не теряет в глазах ребенка своей привлекательности. Результат в игре не обязателен. Труд же требует определенной затраты физических и умственных сил. Однако результат его часто зависит от количества затраченных усилий, так и от уровня владения умениями и навыками.
В труде результат - обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные качества личности ребенка: настойчивость, находчивость, изобретательность, способность действовать последовательно [5,с.126].
Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Дети замечают хорошее качество работы и плохое. Наглядное сравнение заставляет их задуматься над причиной успеха. Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончанию работы. Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности. В развитии у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив этой деятельности. От мотива зависит успех деятельности и не только индивидуальный, но главным образом успех целой группы, коллектива детей [1,с.16].
Труд всегда был, есть и будет основной, ведущей деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и которой он занимается всю свою сознательную жизнь. Труд - это обязательная для человеческого сообщества деятельность, направленная на удовлетворение материальных и духовных потребностей личности и общества и связанная с преодолением трудностей. Таким образом, трудовая деятельность всегда предполагает направление усилий на достижение результата. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Привлекать дошкольников к труду можно только при наличии у них желания. Усилия взрослого должны быть направлены на воспитание позитивных желаний и расширение мотивационной сферы трудовой деятельности.
1.2. Особенности развития трудовых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
Эффективность и результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Свободный труд организуется в форме поручений и совместного взрослыми труда, которые отличаются друг от друга тем, что в совместном труде ребенок выполняет трудовое задание вместе с воспитателем, а в поручениях самостоятельно. Но и эта и другая форма предусматривает вовлечение детей в работу на добровольной основе, то есть когда они изъявляют желание, не преднамеренно. В совместном взрослом труде (с воспитателем, няней, родителями, бабушкой) инициатор и основной исполнитель трудового задания - взрослый. А ребенок или несколько детей - его помощники. Совместная деятельность - начальная форма вовлечения детей в труд.
В совместном труде ребенок выполняет работу, которая ему нравится, и может завершить ее на любом этапе. Этот труд не содержит особых трудностей, но участники воспринимают его как настоящую работу, особенно когда воспитатель подчеркивает значимость их участия. В чем преимущество совместного труда? Прежде всего, в том, что дети могут принимать в нем участие, не имея сформированных навыков и умений. Это особенно важно для дошкольников, так как трудовая деятельность у них только зарождается. Подражая воспитателю, они не только овладевают новыми трудовыми действиями, но и учатся планировать, контролировать, договариваться, доводить начатое до конца. Поэтому совместный труд чаще всего используется в младшем и среднем дошкольном возрасте.
Преимущество совместного труда также состоит в том, что воспитателю легче регулировать трудовую нагрузку. При появлении первых признаков утомления, усталости воспитатель может без ущемления детского самолюбия переключить ребенка на другую операцию, взять на себя выполнение непосильной для него работы. Но главное преимущество совместного труда заключается в возможности детей общаться с воспитателем. В дошкольном возрасте данный вид общения более значим, чем общение со сверстниками. Они предпочитают трудиться с воспитателем, так как достижение результата для них более очевидно, когда они работают с ним [8,с.113].
Совместный труд может быть организован по - разному. В одном случае в основу организации может быть положено подражание. На его основе ребенок развивается, усваивает общественно - исторический опыт, овладевает всеми видами деятельности. Учитывая эту особенность, воспитателю достаточно в присутствии детей без каких - либо словесных пояснений приступить к работе, к которой он хотел их привлечь.
Совместная деятельность часто строиться на положительном отношении ребенка к предмету труда. В этом случае педагог предлагает работу не всем детям, а конкретно ребенку, который проявляет к нему симпатию, интерес. Этот вариант подходит больше всего при выращивании растений, уходе за животными.
В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным. Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.
Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.
Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.
Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.
Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.
Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).
Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Каждый вид детского труда состоит из трудовых процессов, которые составляют его содержание. Например, в содержании труда по выращиванию растений входят: подготовка почвы, посев или посадка, поливка, рыхление, прополка, окучивание и сбор урожая. Труд по уборке помещений - вытирание пыли с мебели, мытье подоконников, дверей и стен, мытье столов и стульев, мытье игрушек и комнатных растений, уборка в ящиках, столах, а можно и мытье (протирание влажной тряпкой) пола. Содержание труда усложняется по мере развития детей и расширения сферы их потребностей.
Усложнение содержания трудовой деятельности осуществляется по трем направлениям: 1) включение в труд новых, более сложных трудовых процессов и действий (операций); 2) использование и дальнейшее усложнение ранее усвоенных трудовых навыков и умений; 3) постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону актуального развития, когда трудятся самостоятельно. Такое содержание обеспечивает преемственность в работе с детьми на смежных ступнях по всем вида труда и способствует эффективному усвоению ими трудовых навыков и умений, воспитанию желания трудиться [2,с.105].
В содержание трудовой деятельности детей младшей группы входит самообслуживание, которое включает в себя: Умывание. При помощи воспитателя в определенной последовательности дети моют и вытирают руки и лицо. Знают свое полотенце.
Прием пищи. Самостоятельно едят, правильно пользуясь столовой ложкой, вилкой, при необходимости - салфеткой. После еды кладут ложку и вилку в тарелку, при помощи воспитателя ставят посуду на раздаточный стол. Прополаскивают рот.
Одевание и раздевание. Одеваются при помощи воспитателя, раздеваются самостоятельно в определенной последовательности, расстегивая пуговицы, развязывая шнурки. Складывают одежду и обувь на место. Уход за игрушками. После игры ставят игрушку на место.
Содержание хозяйственно - бытового труда включает: Сервировка стола. Дети самостоятельно расставляют салфетницы, хлебницы, раскладывают ложки, вилки. Со второй половины года вводится дежурство по столовой. Подготовка к занятиям. При помощи воспитателя раскладывают карандаши, краски , кисточки, бумагу.
Уборка группы. Совместно с воспитателем протирают влажной тряпкой столы, стулья, подоконники. Вытирают пыль с кожистых листьев комнатных растений, моют игрушки.
Уборка участка. Совместно собирают мусор и листья на своем участке. Совместно с воспитателем очищают дорожки от снега.
Труд в природе. Посев и посадка. Сажают крупные семена (бобы, фасоль, тыкву) гнездовым способом - делают палочкой лунку, кладут туда семя и засыпают землей. Сажают таким же способом луковицы репчатого лука. Поливка растений. Поливают комнатные растения, а также растения огорода и цветника совместно с воспитателем. Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай бобов, клубники, лука. Уход за животными. Совместно с воспитателем кормят рыбок, птичку в уголке природы, на участке подкармливают птиц [1,с.18]
1.3. Методы и приемы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природными явлениями с целью развития
трудовых умений и навыков
Задача экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними — тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое — движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктовоовощной» тематикой (в его огороде помимо репы растут и другие овощи, а в саду — яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.
Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых кроме кур живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, они рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях — ребята кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
- разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3 — 5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
- ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
- участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками- картинками с их изображением ежедневно в течение 1 — 2 недель в разгар зимней подкормки;
- проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4 — 5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
- совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом — дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
- рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
- проведение экологической НОД один раз в две недели;
- проведение экологических досугов.
Нa прогулке дети выполняют трудовые поручения под руководством взрослого или вместе с ним, при этом воспитатель должен поощрять трудовые действия детей, развивая у них желание трудиться. Можно организовать коллективный труд или труд по подгруппам. Следует учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.
При наличии в детском саду огорода покажите детям, как делают грядки. Предложите им взять в руки семена и внимательно их рассмотреть. Обратите внимание на то, что у луковицы есть верхушка, корешки (у гороха есть ростки). Покажите, как нужно правильно сажать луковицу (горох) в землю.
Закрепляйте знания детей об овощах и фруктах, растущих в вашей местности. Учите отличать их по вкусу и внешнему виду.
В середине весны можно понаблюдать с ребятами за всходами гороха, редиса, лука, подсолнечника. Работе детей на огороде должны предшествовать наблюдения за трудом взрослых и старших детей. Педагог должен поощрять желание детей помогать взрослым.
В осенний период предложите детям собрать листья в кучу, собрать крупные семена растений, выдернуть морковь.
Прочитайте детям стихотворение О. Поляковой «В огороде»
Бродит Оля в огороде,
А морковки не находит,
Лишь зеленая трава...
Это, Олечка, ботва.
Ты за эту за ботву,
За зеленую траву,
Посильнее дерни,
Посмотри на корни!
Объясните детям, что такое ботва моркови. Спросите почему Оля не увидела морковь сразу. Привлекайте ребят к сбору и рассматриванию цветущих растений на клумбе. Необходимо обратить внимание на красоту осенних деревьев. Формировать умение радоваться красоте окружающей природы, бережного отношения к растениям.
Понаблюдайте за птицами на участке. Объясните, как можно помочь птицам в холодный период. Предложите насыпать корм в кормушку. Если есть возможно, то можно показать детям снегиря.
В зимнее время можно расчистить вместе с детьми дорожки от снега, счистить снег со скамеек. Во время возведения снежных построек, дети могут понаблюдать за работой взрослых, подвезти на санках снег для построек, украсить их льдинками, печатками. Можно научить делать детей комья для лепки снеговиков, что способствует формированию желания самостоятельно лепить колобки из снега.
Труд в природе должен быть посильным и интересным для детей. Их по-прежнему интересует сам процесс деятельности, но внимание неустойчиво, поэтому выполняемая ими работа не может быть длительной и многообразной.
В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и дает им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий под присмотром взрослого (полить цветок из лейки).
Воспитатель показывает детям как нужно выполнять различные действия, а дети сразу повторяют за ним. Необходимо их правильно держать лейку, протирать широкие листья влажной тряпочкой.
Важно формировать у детей желание помогать взрослому в уходе за животными и растениями: насыпать корм в кормушку, наливать воду. В процессе ухода за комнатными растениями необходимо учить детей рассматривать растения и отличать их по внешнему виду. Для закрепления знаний можно провести дидактические игры: «Найди такое же», «Угадай по описанию», «Найди пару».
Для развития интереса детей к посадке растений, необходимо в их присутствии пересаживать комнатные растения, комментируя свои действия. В конце зимы малыши могут посадить лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в ящик с землей. Воспитатель должен рассказать и показать всю последовательность посадки лука. Дети под руководством воспитателя следят за ростом лука, осторожно поливают его и срезают выросшие зеленые листья. Ранней весной можно провести посев крупных семян бобов и фасоли.
Оценка детского труда должна быть только положительной, независимо от полученного результата. Подведение итога заканчивается формированием у ребят стремления заниматься работой в дальнейшем.
Чтобы удовлетворить желание и интерес детей, используются разные не только виды, но и формы организации труда. Они во многом определяют поведение ребенка, так как он часто включается в работу только потому, что будет трудиться вместе с воспитателем и детьми. Самой распространенной формой организации труда являются занятия. Они проводятся в группе, в уголке природы, на огороде. Дети получают необходимые сведения о предметах, о растениях, животных, о том, как нужно правильно за ними ухаживать, чем и как кормить. В ходе таких занятий дети приобретают трудовые умения и навыки, которые им необходимы в жизни. Наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольников - трудовые поручения.
Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста. В этом возрасте дети не умеют трудиться по собственной инициативе. Взрослые привлекают их к труду через разные поручения. Например, полить цветочки на окнах или на клумбе, покормить рыбок и т. д. Даже самые простые поручения не содержат игрового начала, а, наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого ребенок приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого.
В работе с младшими детьми необходимо больше использовать индивидуальные поручения. Это дает возможность педагогу развивать у ребят трудовые умения и навыки. Ведь одного научить легче, чем целую группу, тем более контролировать работу каждого, оказать помощь, что - то показать, посоветовать. Поручения особенно важны, когда ребенок маленький, они побуждают ребенка к целенаправленным действиям, приучают его к послушанию. Формируют умения выполнять требования взрослого. Поручения для детей очень доступны, просты и посильны.
На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия. Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам или всей группе.
Таким образом, совместный с взрослыми труд и трудовые задания предусматривают вовлечение детей в трудовую деятельность при наличии у них желания. Процесс трудового воспитания детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей целостного образовательного процесса, способствующей обеспечению полноценного, своевременного разностороннего развития ребенка.
Вывод
Методика работы по развитию трудовых умений и навыков с детьми младшего дошкольного возраста должна соответствовать задачам программы.
Для того чтобы дошкольники получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: экскурсии, беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры.
Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и предметами в том числе и в трудовой деятельности. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе самостоятельно делать элементарные выводы. Все виды наблюдений требуют руководства со стороны педагога.
Существуют общие требования ко всем видам наблюдении:
- Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно
- Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно в результате многократных встреч с ними. Наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
- В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей сформируется более полное, глубокое представление об окружающей природе.
- Наблюдение должно вызвать у детей интерес к труду.
Заключение
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Трудовая деятельность доставляет детям большое удовольствие, именно здесь проявляются такие качества, как дружба, взаимопомощь, воля, целеустремленность, сопереживание. Продуманная обстановка, красочный удобный инвентарь, дружное общение с товарищами - все это позволяет ребенку с удовольствием принимать участие в любых видах труда. В результате проведенной нами работы, труд стал неотъемлемой частью жизни и деятельности детей. Следует также отметить, что большое значение имеет содержание видов труда, в процессе которых формируются трудовые навыки, формируется личность ребенка, воспитываются такие качества, как любовь к труду, уважительное отношение к людям, вежливость, забота и доброта.
Список литературы
- Богомолова М.И. Педагогические истоки трудового воспитания детей // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 8. – С. 6-13.;
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С.23;
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий/ Н. В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 144 с.;
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно – методическое пособие Л. В. Куцакова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.
- Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности: учебное пособие/ А. В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2015. – 260 с.;
- Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде: учебное пособие/ В. Г. Нечаева.- М.: ТЦ Сфера, 2011. – 157 с.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольника: учебное пособие для студентов СПО/ С. Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.;
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие/ С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 234 с.;
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: учебное пособие/ Н. А. Рыжова. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2014. – 432 с.;
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации: пособие/ О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. -104 с.
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: младшая группа: учебное пособие/ О. А. Соломенникова. – М.: Мозайка-Синтез, 2016. – 64 с.;
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие/ Г. А Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 336с.