Развитие творчества на занятиях ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_dlya_3_klassa_kor._shkoly_viii_vida.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида г. Нолинска Кировской области»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании методического зам. директора по УВР директор МКС(К) ОУ
объединения ________ Шевченко Л.А «Специальная (коррекционная)
Руководитель ___________ Власова Е.Е. общеобразовательная
Протокол № ____ от « » ___________ 20 г школа-интернат VIII вида
г. Нолинска Кировской области»
_______________ Ершова Н.Н.
Приказ № _____ от ____________
Рабочая программа по изобразительному искусству
для 3 класса
Автор – составитель:
Лущикова Е.Г., учитель начальных классов,
I квалификационная категория
Пояснительная записка
Программа: Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Под ред. В.В.Воронковой.- М., Просвещение. 2008.
Уровень изучения учебного материала: основная общеобразовательная программа начального общего образования, разработанная исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемая в специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Стандарт начального общего образования по изобразительному искусству в общеобразовательных учреждениях
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Курс по изобразительному искусству в специальном (коррекционном) образовательном учреждении ставит следующие основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу III класса учащиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посредине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основание более близких предметов ниже, дальних предметов – выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Виды занятий: - декоративное рисование;
- рисование с натуры;
- рисование на темы;
- беседы об изобразительном искусстве.
В календарно-тематическом планировании настоящей рабочей программы предусмотрены занятия с использованием различных материалов: цветных карандашей, акварельных и гуашевых красок, туши, восковых мелков и др. Также включено выполнение работ с использованием нетрадиционных художественных техник. Это открывает дополнительные возможности для становления психофизических функций детей с проблемами в развитии, способствует развитию интереса к занятиям изобразительной деятельностью, к творчеству.
Количество часов по программе 34
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
Содержание каждого вида занятий
Декоративное рисование: учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнамента в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры: упражнять в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять осевую линию; развивать умение определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлые и тёмные оттенки цвета.
Рисование на темы: учить соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве: учить узнавать в иллюстрациях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать умение видеть красоту природы в различные времена года.
Распределение видов занятий по четвертям:
I четверть - декоративное рисование – 1 ч.
- рисование с натуры – 4 ч.
- рисование на темы – 3 ч.
- беседы об изобразительном искусстве – 1 ч.
II четверть - декоративное рисование – 2 ч.
- рисование с натуры – 3 ч.
- рисование на темы – 2 ч.
- беседы об изобразительном искусстве – 2 ч.
III четверть - декоративное рисование – 3 ч.
- рисование с натуры – 3 ч.
- рисование на темы – 4 ч.
- беседы об изобразительном искусстве – 1ч.
IV четверть - декоративное рисование – 3 ч.
- рисование с натуры – 2 ч.
- рисование на темы – 4 ч.
- беседы об изобразительном искусстве – 1 ч.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание | Наглядность и оборудование |
1 | Рисование с натуры листьев берёзы и ивы. Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды» | Передача в рисунке растительных форм, контуры которых резко отличаются друг от друга | Засушенные листья, цветные карандаши, простой карандаш, альбом |
2 | Рисование в полосе узора из веточек с листочками | Деление полосы на равные части. Использование природных форм в декоративном рисовании | Рисунки предыдущего урока, образец, трафарет-мерочка, цветные карандаши, простой карандаш, альбом |
3 | Рисование на тему «Моё любимое дерево осенью» | Знакомство с новым способом изображения – раздувание краски, показ его изобразительных возможностей | Изображение деревьев осенью, гуашь, кисть, трубочка для коктейля, альбом, баночка для воды, салфетка |
4 | Рисование на тему «Осенние мотивы». Беседа по картине В.Поленова «Золотая осень» | Закрепление умения придерживаться в рисунке элементарных правил композиции, использование в работе новой техники – раздувание краски | Репродукции осенних пейзажей, лист, тонированный в голубой цвет, гуашь, кисть № 3, трубочка для коктейля, баночка для воды, салфетка |
5 | Рисование с натуры яблока, груши, огурца, моркови | Рисование знакомых предметов различной формы (округлой и продолговатой), правильная передача их цвета | Картина «Сбор урожая», муляжи овощей и фруктов, цветные карандаши, простой карандаш, альбом |
6 | Рисование с натуры морских сигнальных флажков | Рисование предметов прямоугольной формы, правильная передача их цвета и пропорции частей | Образцы сигнальных флажков, акварельные краски, простой карандаш, кисти № 3, альбом, баночка с водой, салфетка |
7 | Рисование с натуры доски для резания овощей | Передача в рисунке формы и пропорции предмета прямоугольной формы. Ознакомление с нетрадиционной техникой - печать по трафарету. Украшение доски узором, используя данную технику | Образец расписной доски для резания овощей, гуашь, трафареты, тампоны из поролона, альбом, кисть № 3, баночка с водой, салфетка |
8 | Иллюстрирование сказки Н.Грибачёва «Рыжие листья» | Передача в рисунке моментов из прочитанного произведения | Акварельные краски, кисти № 4, № 2, альбом, простой карандаш, баночка с водой, салфетка |
9 | Рисование на тему «Осенний букет» | Знакомство с новым способом изображения – набрызг. | Иллюстративный материал по теме, засушенные листья, альбом, гуашь, зубная щётка, кисть, карандаш, баночка с водой, салфетка, подкладной лист |
10 | Рисование геометрического орнамента в квадрате | Рисование квадрата и деление его на равные части; совершенствование навыка проводить прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии | Образец, цветные карандаши, простой карандаш, альбом |
11 | Рисование с натуры игрушечного домика | Рисование с натуры предмета сложной формы, части которого повторяют известные ученикам графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник) | Сказочный домик (макет к сказкам), цветные карандаши, простой карандаш, альбом |
12 | Рисование с натуры будильника круглой формы | Рисование предмета несложной формы. Передача в рисунке существенных признаков и характерных деталей (стрелки, цифры, кнопка звонка и т.д.) | Будильник круглой формы, цветные карандаши, простой карандаш, альбом |
13 | Рисование с натуры двухцветного мяча | Знакомство с правилами и приёмами рисования предметов шаровидной формы | Мяч, акварельные краски, простой карандаш, баночка с водой, салфетка |
14 | Рисование узора в полосе. Беседа по картинам И.Шишкина «Зима» и К.Юона «Русская зима» | Правильное расположение элементов узора, самостоятельный подбор цветовых сочетаний | Цветные карандаши, простой карандаш, альбом |
15 | Рисование на тему «Зима в лесу» | Использование умения применять нетрадиционные техники рисования – тычок жёсткой кистью, набрызг при самостоятельном выполнении рисунка. | Тонированный лист, гуашь, жёсткая кисть, кисть «белка» № 3, зубная щётка, простой карандаш, баночка с водой, салфетка, подкладной лист |
16 | Рисование на тему «Вечерний город» | Правильное расположение предметов на листе (элементарное понятие о композиции), передача в рисунке характерных признаков изображаемых предметов. Использование смешанной техники – акварель + восковые мелки | Акварельные краски, восковые мелки, альбом, простой карандаш, кисть № 3, № 2, баночка с водой, салфетка |
17 | Рисование узора на рукавичке | Самостоятельное составление узора из предложенных элементов. Выкройка рукавички вырезается из бумаги – готовая форма | Гуашь, кисти №.3, №.2, простой карандаш, альбом, выкройка рукавички, образцы элементов узора, баночка с водой, салфетка |
18 | Смешивание красок «Цветик – разноцветик» | Расширение знаний цветовой гаммы путём введения новых оттенков, способы их получения | Спектральный круг, альбом, лист для смешивания красок, гуашь, баночка с водой, салфетка, палитра |
19 | Рисование на тему «Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы» | Знакомство со словом «витраж» и техникой его выполнения. Знакомство с техникой – клеевые картинки. Применение умения получать новые оттенки путём смешивания красок | Репродукции с зимними пейзажами, альбом, гуашь, кисть, баночка с водой, палитра, простой карандаш, тюбик с клеем ПВА с дозированным носиком, салфетка. |
20 | Рисование с натуры молотка | Применение при построении рисунка осевой линии, правильная передача пропорции изображаемого предмета | Инструмент молоток, альбом, цветные карандаши, простой карандаш |
21 | Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К.Юон «Конец зимы», «Полдень» | Рисование предмета симметричной формы (применение осевой линии) | теннисная ракетка, альбом, цветные карандаши, простой карандаш |
22 | Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой» | Рисование по представлению, передача в рисунке характера изображаемого героя | Цветные карандаши, простой карандаш, альбом |
23 | Декоративное рисование – оформление плаката к 8 Марта (коллективная работа) | Развитие умения красиво размещать элементы композиции на листе, подбирать яркие, праздничные краски | Акварельные краски, лист ватмана, альбом, кисти № 3 и № 2, простой карандаш, баночка с водой, салфетка |
24 | Рисование по образцу орнамента из квадратов | Совершенствование технических навыков в декоративном рисовании (деление отрезка на равные части, проведение от руки прямых линий, подбор цветов, сочетающихся между собой) | Гуашь, простой карандаш, альбом, баночка с водой, салфетка, образец рисунка |
25 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала | Передача в рисунке расположения брусков в постройке, их формы и цвета | Строительный материал, акварельные краски, кисть, простой карандаш, баночка с водой, салфетка |
26 | Рисование узора из растительных форм в полосе | Упрощённое изображение в узорах растительных форм. Применение приёмов тонирования бумаги | Образец рисунка, цветные карандаши, простой карандаш, альбом |
27 | Рисование с натуры ветки весеннего дерева. Беседа по картинам И.Левитан «Март», Т.Яблонская «Весна» | Передача в рисунке строения изображаемого предмета, правильная передача его цвета | Ветка с распустившимися листочками, цветные карандаши, простой карандаш, альбом |
28 | Рисование на тему «Берёзовая роща» | Правильное расположение предметов на листе, передача в рисунке характерных признаков изображаемых предметов. Применение умения рисовать свечой и акварелью, делать оттиск поролоном | Репродукции пейзажей, альбом, акварельные краски, гуашь, свеча, печатки из поролона, простой карандаш, баночка с водой, салфетка |
29 | Рисование на тему «Космос» (коллективная работа) | Соблюдение элементарных правил композиции при размещении элементов рисунка на листе. Использование умения выполнять фон для работы, применяя приём набрызга | Иллюстративный материал по теме, альбом, лист ватмана, акварельные краски, гуашь, зубная щётка, кисть, простой карандаш, ножницы, клей, баночка с водой, салфетка, подкладной лист |
30 | Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы) | Соблюдение последовательности при построении орнамента, Использование цветосочетаний | Альбом, акварельные краски, простой карандаш, баночка с водой, кисть, салфетка, образцы орнаментов |
31 | Рисование на тему «Салют в честь праздника Победы» | Знакомство с нетрадиционной техникой «рисование на мокрой бумаге» | Альбом, акварельные краски, кисть, простой карандаш, баночка с водой, салфетка |
32 | Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» | Самостоятельное составление узора в квадрате (квадрат – готовая форма) | Альбом, цветные карандаши, простой карандаш, варианты композиции узоров |
33 | «Красота вокруг нас» (рисование цветка тюльпана) | Передача в рисунке строение растения, форму цветков и листьев, наклон стеблей | Цветы тюльпана, альбом, акварельные краски, кисть, простой карандаш, баночка с водой, салфетка |
34 | Выполнение работы на тему «Ура! Каникулы!». Оформление выставки детских работ | Знакомство с методом выполнения работы - «коллаж». Соблюдение правил композиции. Использование изобразительных материалов по усмотрению детей – акварельные краски, гуашь, восковые мелки | Альбом, изобразительные материалы, кисть, простой карандаш, ножницы, клей, иллюстрации из старых журналов и открыток, баночка с водой, салфетка |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
- Грошенков И.А. Уроки рисования в 1 – 6 классах вспомогательной школы. Изд. 3-е, испр. И доп. М.: Просвещение, 1975.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч.1,2.
- Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками.- М.: Сфера, 2008.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
- Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Т.А.Николкина.- Волгоград: Учитель, 2008.