проектная деятельность
Проекты учеников (ФГОС)
Социальные проекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 651.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Решение квадратных уравнений через дискриминант с помощью табличного процессора MS Excel. 4
Решение квадратного уравнения графическим методом с помощью табличного процессора MS Excel 11
«Недостойно одаренному человеку тратить, подобно рабу, часы на вычисления, которые, безусловно, можно было бы доверить любому лицу, если при этом применить машину»
Готфрид Лейбниц в XVII в
Введение.
Уравнения, зачем они нам нужны и где вообще встречаются? В поисках ответа на этот вопрос я просмотрела учебники химии, физики, алгебры и геометрии за 8 класс и оказалось, что в учебнике химии многие задачи решаются уравнением, в учебнике физики некоторые задачи решаются уравнением. В учебнике алгебры большинство задач можно решить уравнением, в геометрии 1-2%.
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени вызвана потребностью решать задачи из различных предметных областей, а так же задачи связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики.
Я задалась вопросом. А можно ли использовать компьютер для быстрого решения квадратного и биквадратного уравнений и как это сделать?
В данном проекте затрагиваются вопросы решения квадратных уравнений с помощью табличного процессора MS Excel.
Цель: построить модель для решения квадратных уравнений с помощью алгебраического и графического метода.
Решение квадратных уравнений через дискриминант с помощью табличного процессора MS Excel.
Итак, моя задача сводилась к следующему: по известным коэффициентам квадратного уравнения вычислить дискриминант, сделать вывод о наличии корней и, если корни есть, найти их.
конец
начало
В электронной таблице пользователю предоставляется возможность ввести любые коэффициенты квадратного уравнения. Благодаря введенным формулам в ЭТ вычисляется дискриминант и корни квадратного уравнения, если таковы имеются.
Ниже представлена технология решения квадратного уравнения в MS Excel : a х2 - bх + c = 0
1. В ячейки А1:А4 введите соответственно тексты
«первый коэффициент а=», «второй коэффициент b=», «свободный член c=», «дискриминант D=».
2. В ячейки В1:ВЗ введите значения коэффициентов
3. В ячейку В4 введите формулу =В2^2-4*В1*В3
4. В ячейку А5 введите текст «Есть ли корни?».
5. В ячейку В5 введите формулу =ЕСЛИ(В4<0; "нет";"да").
6. В ячейку В6 введите формулу = ЕСЛИ(В4>=0;"х1=";"").
7. В ячейку В7 введите формулу = ЕСЛИ(В4>=0;"х2=";""),
8. В ячейку С6 введите формулу
= ЕСЛИ(В4>=0;(-В2+КОРЕНЬ(В4))/(2*В1);"").
9. В ячейку С7 введите формулу
= ЕСЛИ(В4>=0;(-В2-КОРЕНЬ(В4))/(2*В1);"").
Решение квадратного уравнения графическим методом с помощью табличного процессора MS Excel
Графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества.
Если в уравнении х2 + bx + c = 0 перенести второй и третий члены в правую часть, то получим х2 = -bx - c. Построив графики зависимости у = х2 и у = - bx – c, на пересечении двух графиков можно определить не только количество корней, но и их значение.
Решим уравнение: aх2 + bх +c = 0.
Представим данное уравнение в следующем виде: aх2 = -bх -c.
Чтобы решить данное уравнение, нужно найти такое значение х, при котором левая часть уравнения была бы равна правой. Введем две функции у1, равной левой части уравнения и у2, равной правой части уравнения. Теперь нужно найти такое значение х, при котором у1 = у2, т. е. общую точку, принадлежащую графику функции у1 и графику функции у2. Эта точка будет являться точкой пересечения графиков функций у1= х2 и у2= –bх -c. Абсцисса точки пересечения будет являться решением исходного уравнения. Для этого составим таблицы их значений в MS Excel:
X | Y1 | Y2 |
-10,00 | 200 | 14 |
-9,00 | 162 | 13 |
-8,00 | 128 | 12 |
-7,00 | 98 | 11 |
-6,00 | 72 | 10 |
-5,00 | 50 | 9 |
-4,00 | 32 | 8 |
-3,00 | 18 | 7 |
-2,00 | 8 | 6 |
-1,00 | 2 | 5 |
0,00 | 0 | 4 |
1,00 | 2 | 3 |
2,00 | 8 | 2 |
3,00 | 18 | 1 |
4,00 | 32 | 0 |
5,00 | 50 | -1 |
6,00 | 72 | -2 |
7,00 | 98 | -3 |
8,00 | 128 | -4 |
9,00 | 162 | -5 |
10,00 | 200 | -6 |
у1 = aх2 – график первой зависимости - парабола, проходящая через начало координат, у2 = –bх -c – график второй зависимости – прямая
Выделим столбцы у1 и у2 и построим график функций:
Абсциссы этих точек равны пересечения – корни уравнения .
Возможны следующие случаи:
- прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения;
- прямая и парабола могут касаться ( только одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение;
- прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.
Приложение №1. Скриншот решения квадратного уравнения алгебраическим способом для D>0, D=0,D<0
Приложение №2. Скриншот решения квадратного уравнения графическим способом
Рис. №1 Уравнение имеет 2 корня
Рис. №1 Уравнение имеет 1 корень
Рис. №1 Уравнение не имеет корней
Заключение
Исследуя мир, познавая его, мы нередко встречаемся с разного рода задачами.
Данная творческая работа позволила мне понять, что любую проблему можно решить. В школе нас этому учат. Мы знакомимся с различного рода задачами, и для их решения составляем уравнение. Также в школе нас знакомят с методами решения уравнений, открытыми великими математиками. Я научилась решать эти уравнения с помощью компьютерных технологий.
В итоге изучения материала о квадратных уравнениях я не только овладела применением алгоритмических предписаний к решению конкретных заданий, но и научилась использовать логические средства для обоснования решений в случаях, когда это необходимо.
Список используемых источников
- Л.Ф. Пичурин «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.
- Д.И. Аверьянов и др. Большой справочник «Математика» для школьников и поступающих в ВУЗы, Москва: Дрофа, 1999.
- Н.В. Макарова «Информатика и ИКТ. Практикум 8-9», СПб.: Питер, 2008.
- Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса», М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Л.А. Залогова и др.; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера «Информатика и ИКТ. Задачник практикум», том 2, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Применение табличного процессора MS Excel для решения квадратных уравненийСтраница