Статья "Возрастные особенности современных детей раннего возраста"

Скрипунова Татьяна Геннадьевна

Статья "Возрастные особенности современных детей раннего возраста"

Выполнила:

Скрипунова Т.Г.

 Воспитатель ГБДОУ №131

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

  

Представленный в настоящей статье материал раскрывает возрастные особенности современных детей раннего возраста, отдельно останавливаясь на особенностях протекания и развития психических процессов. Соответственно, представленный материал позволит эффективнее организовать педагогическое взаимодействие с такими детьми.

Познавательная сфера

Развитие познавательных процессов идёт быстрыми темпами: стремительно развивается внимание, память, мышление, восприятие и др.

Ощущения

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Благодаря ощущениям мы познаём отдельные качества и свойства предметов и явлений: тепло и холод, цвета, звуки, запахи, вкус и т.д. Но ощущения в чистом виде выделить очень трудно, они всегда переживаются как свойства предмета. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса – восприятия.

Восприятие

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней среды для организма в виде света, цвета, запахов, звука, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы также сигнализируют о своём состоянии. Все эти многочисленные сенсорные («сенсус» - ощущение) каналы сливаются в одну могучую реку, которая омывает и питает мозг информацией.

И, как отмечает выдающийся психолог ХХ века Л.С. Выготский, главной доминирующей функцией этого возраста является восприятие. А это значит, что значительных успехов ребёнок добьётся в этом возрасте не в области памяти, мышления, а в области восприятия. Именно восприятие является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь. Ребёнок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Перейдя к зрительной ориентировке, ребёнок выполняет верно, действия уже без примеривания. Поэтому в возрасте 2,5 – 3 лет ребёнок уже способен осуществить выбор предмета, сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу – задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание знакомого предмета. Только к трём годам восприятие ребёнка приближается к восприятию взрослого. В этот период происходит скачок, и ребёнок начинает задавать окружающим вопросы.

Если ребёнок (в период раннего детства) прочно овладеет такими понятиями, как «большой, маленький, круглый, квадратный (кубик, кирпичик, шарик) красный, зелёный, синий и т.д.», то и овладеть впоследствии знаниями в школе ему будет легче.

Память

Память ребёнка раннего возраста с его активным восприятием – узнаванием (Выготский Л.С.). Полугодовалый ребёнок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми он постоянно общается. Малыш от года до двух лет узнаёт знакомое лицо, которое не видел от 1,5 до 2-х месяцев. На третьем году жизни он узнает объект, который видел год назад. В связи с развитием речи развивается словесно-логическая память, дети начинают подговаривать потешки, короткие стишки.

Внимание

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Как только ребёнок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию его внимания. Малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в поле его зрения. Так как ребёнок знакомится с всё большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание. В тот момент, когда ребёнок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета (частях) и таким образом повысить уровень концентрации внимания. В процессе освоения речи ребёнок приобретает умение удерживать внимание на словах. А вскоре он научается выполнять простые инструкции взрослого. К концу третьего года ребёнок может выполнять две инструкции из трёх. Пример. В возрасте от 2 до 3-х лет малыш может удерживать внимание от 8 до 10 минут.

Но дети в этом возрасте ещё «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых. Она связана с высокой познавательной активностью ребёнка, которую нельзя тормозить необоснованными замечаниями.

Мышление

Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер и развивается под воздействием восприятия. Это значит, развивается благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. По образному выражению Л.Ф. Обуховой, мышление ребёнка данного возраста можно видеть глазами. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддерживать мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Мышление начинает развиваться более интенсивно с развитием речи. Малыш задаёт вопросы, следовательно, у него появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Одной из характерных особенностей хорошо развитого трёхлетнего ребёнка является его умение вести разговор со взрослым, как со своим сверстником.

Воображение

Первые проявления воображения появляются в возрасте от 2,5 до 3- лет, когда ребёнок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Сначала ребёнок играет только с реальными предметами, затем использует те предметы – заместители, которые предложил взрослый. К концу раннего детства малыш самостоятельно выбирает предмет – заместитель, и уже не случайно, а сознательно. Однако воображение связано с предметами и их обыгрыванием.

Речь

Одним из новообразований раннего возраста является речь.

От 1 года 2-х месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым слова по собственной инициативе. Хотя он произносит слова осмысленно, но за словом стоит конкретный предмет, а не обобщённое значение. Запас слов 10-15. От 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев в речи ребёнка появляются двусловные предложения. Словарный запас 200-300 слов.

В 2-3 года в предложениях появляется согласование между отдельными частями. Речь возникает из потребности ребёнка общаться с окружающими, это средство социального общения. В возрасте от года до трёх лет ребёнок овладевает способностью слушать речь окружающих его людей.

Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. К трём годам до 1500 слов. Это объясняется тем, что деятельность у детей становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщённое значение слов развита недостаточно.

На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов, окружающие начинают понимать его речь. Но всё же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги, вставляют лишние звуки.

Таким образом, наряду с задачей накопления и уточнения активного и пассивного запаса слов – важная задача совершенствование произношения слов, упражнение детей в правильном произношении, развитие слухового внимания (приём речевого образца).

Таким образом, в раннем возрасте у детей надо развивать восприятие и речь.

Эмоциональное развитие малышей

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален. Однако его эмоции непостоянны. Малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Эмоции ребёнка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимической и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного и плечевого поясов. Эта стратегия позволяет полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения и одновременно открыть защёлку душевными волнениями.

Очень важно испытывает ли ребёнок в группе эмоциональный комфорт.

Для детей 2-3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них ещё недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Педагогу необходимо обращать на настроение малыша особенное внимание и быть уверенным, что его в данный момент ничего не беспокоит.

Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался (ему холодно или жарко, он хочет пить и есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, раздражается кожа от соприкосновения с шерстью и т.д.).

Общение

Общение у детей в этом возрасте носит ситуативно–личностный характер. Это значит, что каждому ребёнку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание педагога, иметь индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия должны быть кратковременными, построенные так, чтобы воспитатель мог поговорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.

Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет и симпатизирует. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился у него контакт с педагогом или нет.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый – и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.

Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается часто как ещё один предмет. Дети играют «рядом, а не вместе». Друг для друга они часто становятся источником отрицательных эмоций, так как часто «ущемляют интересы» друг друга (отбирают игрушки, толкаются).

Особенности современных детей

Сейчас наши дети отличаются от нас больше, чем когда либо. Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Плохо реагируют на принуждение, нотации, наказание. На этих детей не действуют даже телесные наказания. Они не всегда хорошо ведут себя. Среди них есть неблагополучные дети. Но каждому из них надо предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять, то лучшее, что есть в них.

На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним, как к разумным личностям, уважение к их проблемам. Они приходят в этот мир совершенными и попадают в наш несовершенный мир.

Кроме того, они лучше реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. Серьёзное отношение к точке зрения ребёнка может оказаться для многих из нас непривычным, но, изменив своё мышление и ожидание относительно поведения детей, мы можем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.

Принципы воспитания современных детей

1. Определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте творческий подход.

  • Давайте выход их чрезмерной физической энергии.
  • Позвольте ребёнку самому устанавливать границы. Вы будете удивлены, когда узнаете, на что способен ребёнок.

2. Общайтесь с детьми как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности.

  • Не говорите с ним свысока.
  • Давайте детям подробные объяснения и более того предоставляйте им несколько возможностей для выбора.

3. Если вы говорите, что их любите, но относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят.

4. Общение с ребёнком – это одновременно тяжёлый труд и привилегия.

  • Он заметит любую хитрость.
  • Не забывайте наблюдать за общением детей – у них многому можно поучиться.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Возрастные особенности современных детей раннего возраста"

Выполнила:

Скрипунова Т.Г.

 Воспитатель ГБДОУ №131

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

  

Представленный в настоящей статье материал раскрывает возрастные особенности современных детей раннего возраста, отдельно останавливаясь на особенностях протекания и развития психических процессов. Соответственно, представленный материал позволит эффективнее организовать педагогическое взаимодействие с такими детьми.

Познавательная сфера

Развитие познавательных процессов идёт быстрыми темпами: стремительно развивается внимание, память, мышление, восприятие и др.

Ощущения

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Благодаря ощущениям мы познаём отдельные качества и свойства предметов и явлений: тепло и холод, цвета, звуки, запахи, вкус и т.д. Но ощущения в чистом виде выделить очень трудно, они всегда переживаются как свойства предмета. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса – восприятия.

Восприятие

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней среды для организма в виде света, цвета, запахов, звука, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы также сигнализируют о своём состоянии. Все эти многочисленные сенсорные («сенсус» - ощущение) каналы сливаются в одну могучую реку, которая омывает и питает мозг информацией.

И, как отмечает выдающийся психолог ХХ века Л.С. Выготский, главной доминирующей функцией этого возраста является восприятие. А это значит, что значительных успехов ребёнок добьётся в этом возрасте не в области памяти, мышления, а в области восприятия. Именно восприятие является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь. Ребёнок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Перейдя к зрительной ориентировке, ребёнок выполняет верно, действия уже без примеривания. Поэтому в возрасте 2,5 – 3 лет ребёнок уже способен осуществить выбор предмета, сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу – задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание знакомого предмета. Только к трём годам восприятие ребёнка приближается к восприятию взрослого. В этот период происходит скачок, и ребёнок начинает задавать окружающим вопросы.

Если ребёнок (в период раннего детства) прочно овладеет такими понятиями, как «большой, маленький, круглый, квадратный (кубик, кирпичик, шарик) красный, зелёный, синий и т.д.», то и овладеть впоследствии знаниями в школе ему будет легче.

Память

Память ребёнка раннего возраста с его активным восприятием – узнаванием (Выготский Л.С.). Полугодовалый ребёнок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми он постоянно общается. Малыш от года до двух лет узнаёт знакомое лицо, которое не видел от 1,5 до 2-х месяцев. На третьем году жизни он узнает объект, который видел год назад. В связи с развитием речи развивается словесно-логическая память, дети начинают подговаривать потешки, короткие стишки.

Внимание

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Как только ребёнок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию его внимания. Малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в поле его зрения. Так как ребёнок знакомится с всё большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание. В тот момент, когда ребёнок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета (частях) и таким образом повысить уровень концентрации внимания. В процессе освоения речи ребёнок приобретает умение удерживать внимание на словах. А вскоре он научается выполнять простые инструкции взрослого. К концу третьего года ребёнок может выполнять две инструкции из трёх. Пример. В возрасте от 2 до 3-х лет малыш может удерживать внимание от 8 до 10 минут.

Но дети в этом возрасте ещё «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых. Она связана с высокой познавательной активностью ребёнка, которую нельзя тормозить необоснованными замечаниями.

Мышление

Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер и развивается под воздействием восприятия. Это значит, развивается благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. По образному выражению Л.Ф. Обуховой, мышление ребёнка данного возраста можно видеть глазами. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддерживать мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Мышление начинает развиваться более интенсивно с развитием речи. Малыш задаёт вопросы, следовательно, у него появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Одной из характерных особенностей хорошо развитого трёхлетнего ребёнка является его умение вести разговор со взрослым, как со своим сверстником.

Воображение

Первые проявления воображения появляются в возрасте от 2,5 до 3- лет, когда ребёнок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Сначала ребёнок играет только с реальными предметами, затем использует те предметы – заместители, которые предложил взрослый. К концу раннего детства малыш самостоятельно выбирает предмет – заместитель, и уже не случайно, а сознательно. Однако воображение связано с предметами и их обыгрыванием.

Речь

Одним из новообразований раннего возраста является речь.

От 1 года 2-х месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым слова по собственной инициативе. Хотя он произносит слова осмысленно, но за словом стоит конкретный предмет, а не обобщённое значение. Запас слов 10-15. От 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев в речи ребёнка появляются двусловные предложения. Словарный запас 200-300 слов.

В 2-3 года в предложениях появляется согласование между отдельными частями. Речь возникает из потребности ребёнка общаться с окружающими, это средство социального общения. В возрасте от года до трёх лет ребёнок овладевает способностью слушать речь окружающих его людей.

Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. К трём годам до 1500 слов. Это объясняется тем, что деятельность у детей становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщённое значение слов развита недостаточно.

На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов, окружающие начинают понимать его речь. Но всё же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги, вставляют лишние звуки.

Таким образом, наряду с задачей накопления и уточнения активного и пассивного запаса слов – важная задача совершенствование произношения слов, упражнение детей в правильном произношении, развитие слухового внимания (приём речевого образца).

Таким образом, в раннем возрасте у детей надо развивать восприятие и речь.

Эмоциональное развитие малышей

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален. Однако его эмоции непостоянны. Малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Эмоции ребёнка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимической и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного и плечевого поясов. Эта стратегия позволяет полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения и одновременно открыть защёлку душевными волнениями.

Очень важно испытывает ли ребёнок в группе эмоциональный комфорт.

Для детей 2-3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них ещё недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Педагогу необходимо обращать на настроение малыша особенное внимание и быть уверенным, что его в данный момент ничего не беспокоит.

Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался (ему холодно или жарко, он хочет пить и есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, раздражается кожа от соприкосновения с шерстью и т.д.).

Общение

Общение у детей в этом возрасте носит ситуативно–личностный характер. Это значит, что каждому ребёнку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание педагога, иметь индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия должны быть кратковременными, построенные так, чтобы воспитатель мог поговорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.

Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет и симпатизирует. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился у него контакт с педагогом или нет.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый – и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.

Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается часто как ещё один предмет. Дети играют «рядом, а не вместе». Друг для друга они часто становятся источником отрицательных эмоций, так как часто «ущемляют интересы» друг друга (отбирают игрушки, толкаются).

Особенности современных детей

Сейчас наши дети отличаются от нас больше, чем когда либо. Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Плохо реагируют на принуждение, нотации, наказание. На этих детей не действуют даже телесные наказания. Они не всегда хорошо ведут себя. Среди них есть неблагополучные дети. Но каждому из них надо предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять, то лучшее, что есть в них.

На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним, как к разумным личностям, уважение к их проблемам. Они приходят в этот мир совершенными и попадают в наш несовершенный мир.

Кроме того, они лучше реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. Серьёзное отношение к точке зрения ребёнка может оказаться для многих из нас непривычным, но, изменив своё мышление и ожидание относительно поведения детей, мы можем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.

Принципы воспитания современных детей

1. Определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте творческий подход.

  • Давайте выход их чрезмерной физической энергии.
  • Позвольте ребёнку самому устанавливать границы. Вы будете удивлены, когда узнаете, на что способен ребёнок.

2. Общайтесь с детьми как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности.

  • Не говорите с ним свысока.
  • Давайте детям подробные объяснения и более того предоставляйте им несколько возможностей для выбора.

3. Если вы говорите, что их любите, но относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят.

4. Общение с ребёнком – это одновременно тяжёлый труд и привилегия.

  • Он заметит любую хитрость.
  • Не забывайте наблюдать за общением детей – у них многому можно поучиться.