Мои публикации
Статьи
1. Личностно - ориентированное обучение в современой школе. Выступление на педагогическом совете школы. 2015 год.
2. Современная модель образовательного процесса. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Исторические и современные тенденции в развитии физической культуры и спорта» 2016 год
3. Применение проектного метода в обучении английскому языку: из опыта преподавания. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, здоровье и спорт: опыт, традиции, проблемы и перспективы» 2018 год
4. Современные методы и приемы обучения иностранному языку. Выступление на педагогическом совете школы. 2017 год
5. О профильном обучении иностранному языку: физкультурно-спортивное направление. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, здоровье и спорт: опыт, традиции, проблемы и перспективы» 2019 год
6. Совершенствование методов обучения иностранному языку спортсменов училища олимпийского резерва. Участие в Региональном туре ХХХI Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность)», посвященной 40-летию проведения Игр XXII Олимпиады в Москве. 2019 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О профильном обучении иностранному языку: физкультурно-спортивное направление | 20 КБ |
olimpizm_statya.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
О профильном обучении иностранному языку: физкультурно-спортивное направление.
Семенова Надежда Юрьевна
преподаватель английского языка первой квалификационной категории, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородское областное училище олимпийского резерва имени В.С. Тишина», г. Нижний Новгород
E-mail:nad-semenova79@mail.ru
Кузнецова Юлия Викторовна
преподаватель английского языка первой квалификационной категории, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородское областное училище олимпийского резерва имени В.С. Тишина», г. Нижний Новгород
E-mail:Vlad_v.k@rambler.ru
В настоящее время в среднем профессиональном образовании все большее распространение получила дифференциация обучения. Что касается иностранного языка, то она может проявляться в сроках обучения, типах училищ, наличии различного рода профессионально-направленных курсов и т.п. Профильная дифференциация обучения иностранному языку в училище объясняется, причинами как объективного, так и субъективного характера.
В основе объективной причины лежат потребности современного общества в специалистах средней и высшей квалификации, владеющих иностранным языком. Поэтому, чем раньше начнется овладение языковой базой в конкретном направлении и обучению иностранному языку будет придан профильный характер, тем больше вероятность того, что данный язык будет эффективно использоваться в профессиональных целях.
Субъективную причину определяют следующие рассуждения. Иностранный язык для успешного овладения должен быть включен в систему жизненных интересов личности. Одним из таких интересов для большинства обучающихся старшего подросткового и юношеского возраста является все, что связано с их профессиональным самоопределением и большим углублением в выбранную профессию. Если ученик в процессе занятий по иностранному языку почувствует, что он узнает много нового о выбранной профессии, и углубляется в соответствующую область знания, иностранный язык приобретет для него личностный смысл и станет постоянно действующим фактором мотивации учения.
Таким образом, профильная дифференциация может стать одним из действенных средств повышения эффективности обучения иностранному языку в училище. Для реализации идеи профильной дифференциации необходимо методическое обеспечение. Дифференциация может проводится по следующим направлениям: дифференциация учебных материалов по объему, дифференциация учебных заданий по сложности и по продолжительности их выполнения. Другая линия дифференциации обучения – учет интересов и склонностей учащихся при подборе для них учебных материалов. В данной статье мы хотим изложить некоторые подходы к разработке курса профильного обучения иностранному языку на примере физкультурно-спортивного направления.
Курс профильного обучения в первую очередь рассчитан на учащихся-спортсменов, которые получают возможность осваивать иностранный язык под углом зрения своих профессиональных интересов. Реальные условия такого обучения складываются из следующих основных факторов: более высокого уровня интереса учащихся к физкультуре и спорту на международном уровне, а значит и к иностранному языку как к важному средству общения и получения информации, достаточного количества недельных часов и высокой степени самостоятельности самих обучающихся. В таких условиях широкое распространение получает индивидуальная, парная и групповая самостоятельная работа в классе и дома. Все это в совокупности позволяют выдвинуть более перспективные цели обучения предмету по сравнению с теми, которые приняты в действующей программе, и рассчитывать на реальное достижение этих целей.
Мы полагаем, цель обучения иностранному языку, направленная на воспитание, образование и развитие обучаемых средствами предмета, должна содержать следующие составляющие:
-воспитание осознанного отношения к выбору профессии, потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности;
-расширение кругозора учащихся, в дальнейшем определяющее степень их эрудированности в различных областях, включая профессионально значимую;
-развитие важных в профессиональном отношении таких процессов, как внимание, память и аналитическое мышление;
-подготовка обучающихся к участию в межкультурном общении в устной и письменной формах, учитывая их интересы и профессиональные амбиции, при этом важным моментом служит формирование навыка, позволяющего читать аутентичные тексты.
Главными составляющими содержания обучения иностранному языку являются специальные и общеучебные умения. В свою очередь общеучебные умения делятся на следующие группы:
-учебно-интеллектуальные умения, здесь актуальна способность при аудировании и чтении устанавливать причинно-следственные связи между элементами содержания, дифференцировать и обобщать их;
-учебно-информационные умения, позволяющие классифицировать информацию на основную и второстепенную, использовать справочную литературу, понимать невербальные средства кодирования информации-схемы, диаграммы, графики и максимально их использовать в своей профессиональной деятельности физкультурно-спортивного направления;
-учебно-коммуникативные умения, которые являют себя в процессе коллективного обсуждения проблем, в процессе составления тезисов для устного высказывания и т.п.
Говоря о специальных умениях, курс профильного обучения традиционно включает в себя аудирование, говорение, чтение и письмо. Приоритетным видом для физкультурно-спортивного направления мы считаем говорение.
Важность данного умения вытекает из характера профессиональной деятельности специалиста физкультурно-спортивного направления, который может свободно применять свои коммуникативные навыки в процессе взаимодействия с коллегами на международном уровне.
Специфика курса профильного обучения иностранному языку в физкультурно-спортивном направлении выделяет говорение, с его двумя формами речи, диалогической и монологической, где преимущественное развитие получает диалогическая речь. На первом этапе обучения диалогической речи у обучающихся мы формируем умение вести диалог по представленным образцам. А на втором этапе формируются умения без предварительной подготовки вести беседу с одним-двумя партнерами, высказываться в связи с предложенной речевой ситуацией. Более того, умения использовать неподготовленную речь получают дальнейшее развитие за счет использования элементов делового общения, сближения диалогической и монологической форм речи, при котором односложные реплики могут перемежаться с развернутыми высказываниями.
В нашем случае, практическое применение полученных навыков в ходе профессионально-ориентированного обучения физкультурно-спортивной направленности обучающимися ГБПОУ «НОУОР имени В.С. Тишина» имело место быть в ходе подготовки и проведения Чемпионата Мира по Футболу в Нижнем Новгороде в 2018 г.
Наши обучающиеся активно принимали участие в качестве волонтеров, которые успешно осуществляли информирование иностранных граждан на английском языке. Помимо этого наши обучающиеся проявили себя в качестве корреспондентов газеты Училища олимпийского резерва, в которой были опубликованы интересные заметки и интервью с иностранными гостями нашего города на английском языке.
Данное событие дало возможность обучающимся полностью погрузиться в языковую среду, ощутив всю важность английского языка как языка мирового значения, и почувствовать себя полноценным участником диалога с иной культурой.
Итак, смысл профильной дифференциации обучения иностранному языку мы видим в переориентации учебного процесса на личность ученика, на его возможности и потребности, склонности и профессиональные устремления, с тем, чтобы иностранный язык стал средством удовлетворения его долговременных интересов, вписался бы в общий контекст его деятельности.
Список литературы:
1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. -М: АРКТИ-Глосса, 2011, 165 с.
2.Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам.-М.,1986.
3.Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, Язык и культура, № 2 (14), 2011.
4.Мещерякова Е.В. Модернизация содержания профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов технического вуза, Материалы международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ», 2010.
5. Образцов, П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ, 2012, 114с.
Предварительный просмотр:
Совершенствование методов обучения иностранному языку спортсменов училища олимпийского резерва
Семенова Надежда Юрьевна
преподаватель английского языка первой квалификационной категории, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородское областное училище олимпийского резерва имени В.С. Тишина», г. Нижний Новгород
E-mail:nad-semenova79@mail.ru
+79601689502
Кузнецова Юлия Викторовна
преподаватель английского языка первой квалификационной категории, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородское областное училище олимпийского резерва имени В.С. Тишина», г. Нижний Новгород
E-mail:Vlad_v.k@rambler.ru
+79601808736
В олимпийской истории навсегда остаются имена великих спортсменов. Но достаточно редко говорится и пишется о тех, кто принимает непосредственное участие в развитии и становлении личности наших олимпийских чемпионов, а именно людях, помогающих тренерам: спортивным врачам, психологам и преподавателям. Все эти люди работают на достижение цели олимпизма – поставить спорт на службу гармоничному развитию человека. Олимпизм – это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума.
Говоря об общем развитии будущих и действующих олимпийцев, хотим отметить, что единение спорта, культуры и образования создает образ жизни, основанный на радости от приложенных усилий, воспитательной роли достойного примера, социальной ответственности и уважении общепринятых этических принципов. А также важно отметить, что в образовательном процессе современного олимпийского чемпиона приоритетная роль отводится изучению иностранного языка, так как владение иностранным языком дает спортсмену преимущество психо-эмоционального характера.
В связи с тем, что подготовка олимпийских чемпионов требует индивидуального подхода, все большее распространение получила дифференциация обучения иностранному языку. Профильная дифференциация обучения иностранному языку в училище олимпийского резерва объясняется, причинами как объективного, так и субъективного характера.
В основе объективной причины лежат потребности современного общества в специалистах средней и высшей квалификации, владеющих иностранным языком. Поэтому, чем раньше начнется овладение языковой базой в конкретном направлении и обучению иностранному языку будет придан профильный характер, тем больше вероятность того, что данный язык будет эффективно использоваться в профессиональных целях.
Субъективную причину определяют следующие рассуждения. Иностранный язык для успешного овладения должен быть включен в систему жизненных интересов личности. Одним из таких интересов для большинства обучающихся старшего подросткового и юношеского возраста является все, что связано с их профессиональным самоопределением и большим углублением в выбранную профессию. Если ученик в процессе занятий по иностранному языку почувствует, что он узнает много нового о выбранной профессии, и углубляется в соответствующую область знания, иностранный язык приобретет для него личностный смысл и станет постоянно действующим фактором мотивации учения.
Таким образом, профильная дифференциация может стать одним из действенных средств повышения эффективности обучения иностранному языку в училище олимпийского резерва . Для реализации идеи профильной дифференциации необходимо методическое обеспечение. Дифференциация может проводится по следующим направлениям: дифференциация учебных материалов по объему, дифференциация учебных заданий по сложности и по продолжительности их выполнения. Другая линия дифференциации обучения – учет интересов и склонностей учащихся при подборе для них учебных материалов. В данной статье мы хотим изложить некоторые подходы к разработке курса профильного обучения иностранному языку на примере физкультурно-спортивного направления.
Курс профильного обучения в первую очередь рассчитан на учащихся-спортсменов, которые получают возможность дистанционно осваивать иностранный язык под углом зрения своих профессиональных интересов. Реальные условия такого обучения складываются из следующих основных факторов: более высокого уровня интереса учащихся к физкультуре и спорту на международном уровне, а значит и к иностранному языку как к важному средству общения и получения информации. Это позволяет выдвинуть более перспективные цели обучения предмету по сравнению с теми, которые приняты в действующей программе, и рассчитывать на реальное достижение этих целей.
Нами разработана рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.04 «Иностранный язык (английский)», направленная на формирование у студентов ключевых знаний в сфере применения языковой коммуникации для решения обучающимися практических, личностных и профессиональных задач в реальной жизни. Материал программы имеет практическую направленность и ориентирован на эффективное овладение английским языком.
Четко сформулированная цель программы и структура находятся в логическом соответствии. Они отражают основные требования и тенденции современного развития педагогического образования.
Программа четко структурирована, содержит цель, задачи, которые предполагается реализовать в процессе обучения. Содержание курса подразумевает решение поставленных задач и в полном объеме нацелено на это.
В программу включено 4 раздела, построенных по принципу взаимодополняемости: «Социально-бытовая и социально-культурная сферы общения», «Страноведение и культурология», «Профессионально-ориентированная сфера общения», «Деловой английский».
Представленный в программе материал по содержанию и объему полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по подготовке выпускников по специальности 49.02.01 «Физическая культура».
Мы полагаем, цель обучения иностранному языку, направленная на воспитание, образование и развитие обучающихся средствами предмета, должна содержать следующие составляющие:
- воспитание осознанного отношения к выбору профессии, потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности;
- расширение кругозора учащихся, в дальнейшем определяющее степень их эрудированности в различных областях, включая профессионально значимую;
- развитие важных в профессиональном отношении таких процессов, как внимание, память и аналитическое мышление;
- подготовка обучающихся к участию в межкультурном общении в устной и письменной формах, учитывая их интересы и профессиональные амбиции, при этом важным моментом служит формирование навыка, позволяющего читать аутентичные тексты.
Главными составляющими содержания обучения иностранному языку являются специальные и общеучебные умения. В свою очередь общеучебные умения делятся на следующие группы:
- учебно-интеллектуальные умения, здесь актуальна способность при аудировании и чтении устанавливать причинно-следственные связи между элементами содержания, дифференцировать и обобщать их;
- учебно-информационные умения, позволяющие классифицировать информацию на основную и второстепенную, использовать справочную литературу, понимать невербальные средства кодирования информации-схемы, диаграммы, графики и максимально их использовать в своей профессиональной деятельности физкультурно-спортивного направления;
- учебно-коммуникативные умения, которые являют себя в процессе коллективного обсуждения проблем, в процессе составления тезисов для устного высказывания и т.п.
Говоря о специальных умениях, курс профильного обучения традиционно включает в себя аудирование, говорение, чтение и письмо. Приоритетным видом для физкультурно-спортивного направления мы считаем говорение.
Важность данного умения вытекает из характера профессиональной деятельности специалиста физкультурно-спортивного направления, который может свободно применять свои коммуникативные навыки в процессе взаимодействия с коллегами на международном уровне.
Специфика курса профильного обучения иностранному языку в физкультурно-спортивном направлении выделяет говорение, с его двумя формами речи, диалогической и монологической, где преимущественное развитие получает диалогическая речь. На первом этапе обучения диалогической речи у обучающихся мы формируем умение вести диалог по представленным образцам. А на втором этапе формируются умения без предварительной подготовки вести беседу с одним-двумя партнерами, высказываться в связи с предложенной речевой ситуацией. Более того, умения использовать неподготовленную речь получают дальнейшее развитие за счет использования элементов делового общения, сближения диалогической и монологической форм речи, при котором односложные реплики могут перемежаться с развернутыми высказываниями.
В нашем случае, практическое применение полученных навыков в ходе профессионально-ориентированного обучения физкультурно-спортивной направленности обучающимися ГБПОУ «НОУОР имени В.С. Тишина» имело место быть в ходе подготовки и проведения Чемпионата Мира по Футболу в Нижнем Новгороде в 2018 г.
Наши обучающиеся активно принимали участие в качестве волонтеров, которые успешно осуществляли информирование иностранных граждан на английском языке. Помимо этого наши обучающиеся проявили себя в качестве корреспондентов газеты Училища олимпийского резерва, в которой были опубликованы интересные заметки и интервью с иностранными гостями нашего города на английском языке.
Данное событие дало возможность обучающимся полностью погрузиться в языковую среду, ощутив всю важность английского языка как языка мирового значения, и почувствовать себя полноценным участником диалога с иной культурой.
Итак, смысл профильной дифференциации обучения иностранному языку мы видим в переориентации учебного процесса на личность ученика, на его возможности и потребности, склонности и профессиональные устремления, с тем, чтобы иностранный язык стал средством удовлетворения его долговременных интересов, вписался бы в общий контекст его деятельности.
Список литературы:
1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. -М: АРКТИ-Глосса, 2011, 165 с.
2.Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам.-М.,1986.
3.Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, Язык и культура, № 2 (14), 2011.
4.Мещерякова Е.В. Модернизация содержания профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов технического вуза, Материалы международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ», 2010.
5. Образцов, П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ, 2012, 114с.