1. Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Хертек Раджана Романовна
  1. Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
    1. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития учащихся, с которым работает педагог-психолог

Педагог-психолог начал свою профессиональную деятельность с 2014 года в МБОУ «СОШ № 14 г. Кызыла РТ» в качестве педагог - психолога. Ниже приведены динамика коррекции и развития учащихся:

Учебный год

Классы

С улучшением

Без изменений

С ухудшением

2020 - 2021

4

5

6

7

16

18

0

0

12

4

0

0

2

0

0

0

2021 - 2022

4

5

6

7

16

21

0

0

8

4

0

0

1

0

0

0

2022 - 2023

8

9

10

11

0

1

1

0

0

2

0

1

0

0

0

0

 

Выводы: статистические данные за 2020 – 2023 гг. позволяют говорить об увеличении количества индивидуальных занятий с детьми, о преобладании индивидуальных форм работы над групповыми.

Это объясняется тем, что каждый ребенок имеет свои особенности личностного и интеллектуального развития. Необходимо учитывать потенциальные возможности учащихся и уровень их обучаемости. Таким образом, коррекционно – развивающая работа способствует наиболее эффективному освоению адаптированных программ и социализации детей. Рис.1

imageimage

imageРис.1

image

В течение 2020-2023 гг. педагогом-психологом проводились работы следующего направления:

1. Сопровождение учащихся 4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х, 10-х, 11-х   классов.

2. Учащихся с ОВЗ, обучающихся по АООП.

3. Сопровождение детей  «группы риска».

4. Педагоги (администрация, педагоги-предметники, классные руководители).

5. Родители (всех категорий обучающихся).

В соответствии с должностной инструкцией педагога-психолога МБОУ «СОШ № 17 города Кызыла» основными трудовыми функциями являются:

- психолого-педагогическое и методическое сопровождение  реализации основных и дополнительных образовательных программ в ОУ;

- психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды в ОУ;

- психологическое консультирование субъектов образовательных отношений;

- коррекционно-развивающая работа с учащимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;

- психологическая диагностика школьников;

- психологическое просвещение субъектов образовательных отношений;

- психологическая профилактика.

Используемые психолого-педагогические технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, релаксация, песочная терапия); - технологии обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, тактильные игры, массаж и самомассаж, игротерапия); - коррекционные технологии (сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, работа с метафорическими ассоциативными картами).

2. Информационно-коммуникационные технологии:

- обучающие и развивающие интерактивные игры и задания;

- диагностические методики с использованием компьютерных программ;

- просмотр мультфильмов, видеороликов.

3. Технология обучающих игр:

- подвижные игры;

- коммуникативные игры и познавательные игры;

- тренинги, акции.

4. Технология сотрудничества:

- работа в парах;

- групповая и командная работа.

 

В  соответствии с задачами профессиональной деятельности применяются психолого-педагогические методики, программы:

Методы и программы

2022-2023 уч. год

Участники

Название методики, программы, цель

Диагностическая работа

     Мониторинг психологического здоровья субъектов образовательного процесса.   

 

8-11 классы – 302 учащихся

- Опросник Басса-Перри;

- Анкета безнадежности Бека;

-  - Индекс хорошего самочувствия;

- Тест школьной тревожности Филлипса;

- Опросник суицидального риска Т.Н. Разуваевой;

- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

СПТ:  раннее выявление незаконного потребления наркотических и психотропных веществ по единой методике.

8-11 классы- 560 учащихся

Цель: профилактика незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.

Диагностика профессиональных склонностей и готовности учащихся к сдаче экзаменов.

9-11 классы – 99 учащихся

-  Опросник Дж. Голланда определение профессионального типа личности;

- Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной);

- «Стресс-тест»;

- Анкета на выявление готовности выпускника к сдаче экзаменов.

Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы обучающихся с ОВЗ.

8-11 классы – 44 учащихся

Программа комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ: оценка социально-психологической адаптации учащихся; определение уровня тревожности; оценка памяти и внимания; оценка нейродинамических показателей; оценка отношения к здоровью и к ЗОЖ.

 

Отчет о деятельности педагога-психолога за 2020-2023 учебный год

Результативность реализации психологических коррекционно-развивающих программ в 2020-2021 учебном году:

 

Название программы

Кол-во часов

Кол-во уч-ся

Класс

Результативность в целом по группе

улучшение

без изменений

ухудшение

Коррекционно-развивающая программа развития когнитивной сферы учащихся «120 уроков психологического развития младших школьников». Автор: Н.П. Локалова.

1

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

4

 

 

 

16

 

 

 

12

 

 

 

2

 

 

 

«Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)». Автор: Хухлаева О.В.

1

22

5

 

 

18

 

 

4

 

 

0

 

Результативность реализации психологических коррекционно-развивающих программ в 2021-2022 учебном году:

 

Название программы

Кол-во часов

Кол-во уч-ся

Класс

Результативность в целом по группе

улучшение

без изменений

ухудшение

Коррекционно-развивающая программа развития когнитивной сферы учащихся «120 уроков психологического развития младших школьников». Автор: Н.П. Локалова.

1

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

4

 

 

 

16

 

 

8

 

 

1

 

«Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)». Автор: Хухлаева О.В.

1

25

5

 

21

 

4

 

0

 

 

Результативность реализации психологических коррекционно-развивающих программ в 2022-2023 учебном году:

Название программы

Кол-во часов

Кол-во уч-ся

Класс

Результативность в целом по группе

 

улучшение

без изменений

ухудшение

 

Психолого-педагогическая программа «Как не просмотреть беду…» - с учащимися по результатам СПТ, МПЗ.

1

1

1

3

 

1

1

9

10

11

1

1

0

2

0

1

0

0

0

0

2

0

1

0

0

0

0

Коррекционно-развивающая программа «Я и общество» составлена на основе программы «Жизненные навыки: уроки психологии в 2-м классе»

2

15

2 К

2

13

0

 

Коррекционно-развивающая программа «Путешествие в мир эмоций» составлена на основе программы «Жизненные навыки: уроки психологии в 3-м классе»

2

10

3 К

3

7

0

 

Коррекционно-развивающая программа «Путешествие в мир эмоций» составлена на основе программы развития когнитивной сферы учащихся с ЗПР Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников»

2

13

3 Л

2

11

0

 

  1. Проведение индивидуальных консультаций (рекомендательного характера) учащимся, педагогам и родителям, обратившимся к педагогу-психологу за психологической помощью

Педагогом-психологом регулярно проводятся индивидуальное консультирование:

Период

Всего консультаций

Количество консультаций

Учащиеся

Родители

Педагоги

2020 - 2021

231

104

72

55

2021 - 2022

257

129

67

61

2022 - 2023

219

121

50

48

 

image           Вывод: таким образом, консультирование проводится системно и имеет положительную динамику. Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном следующую направленность:

- эмоционально – поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);

- трудности в общении со сверстниками;

- проблемы в детско – родительских отношениях;

- трудности обучения;

- консультации по результатам групповой диагностики;

- эмоциональная поддержка в сложных ситуациях;

В процессе консультирования решались следующие задачи:

- Прояснение и уточнение запроса.

- Сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений.

- Диагностика нарушений.

- Рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений.

- Составление плана дальнейшей работы по запросу.

- Работа в ПМПк.

image

  1. Деятельность в области здоровьесбережения

Используемые психолого-педагогические технологии:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, релаксация, песочная терапия);

- технологии обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, тактильные игры, массаж и самомассаж, игротерапия);

- коррекционные технологии (сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, работа с метафорическими ассоциативными картами).

А также, в МБОУ СОШ № 17 г. Кызыла ежегодно проводится Мониторинг психологического здоровья (МПЗ) обучающихся в 2 этапов по приказу Министерства образования и науки Республики Тыва № 1079-д от 20.08.2019 г. и годового плана педагога-психолога. Цель мониторинга  -  оценить состояние психического здоровья обучающихся, определить психические проблемы для принятия превентивных мер,  психокоррекционной и развивающей работы со школьниками,  испытывающими трудности в обучении (слабоуспевающие) и воспитании учащиеся категории  «трудные», психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса и содействия психологическому здоровью школьников и педагогического коллектива:

Учебный год

2020 - 2021

2021 - 2022

2022 - 2023

 

1 этап

2 этап

1этап

2 этап

1этап

2 этап

Количество учащихся по скрининговой диагностике

561

547

564

724

325

28

           

image

  1. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, ПАВ, суицидов)

Работа по профилактике девиантного поведения (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов) несовершеннолетних обучающихся направлена на оказание своевременной и квалифицированной помощи обучающимся  и их семьям.  На создание условий воспитания и обучения социально-адаптированной личности, т.е. личности образованной, владеющей жизненно необходимым запасом знаний, имеющего ответственное отношение к выполнению норм правопорядка.

В профилактике девиантного поведения используется комплексное взаимодействие специалистов социально-психологической службы (социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по профилактики правонарушений, классные руководители и др.)

В профилактической работе педагогом-психологом применяются:

1. Индивидуальные, групповые беседы, консультации по актуальным проблемам.

2. Проводятся классные часы, психологические тренинги, тренинговые занятия.

3. Скрининг-диагностика и индивидуальная психологическая диагностика с целью изучения индивидуально-психологических особенностей личности.

4. Индивидуальные занятия с сопровождаемыми детьми осуществляется согласно индивидуальным программам в условиях образовательной организации:

Категория

Участники

Профилактическая работа

- с учащимися «группы риска», состоящих на профилактических учетах (ВШУ, КДН, ОПДН);

- СПТ («явный риск вовлечения», суицидальный риск, экстремистское поведение).

13 учащихся

- Программа «Точка опоры»

 Цель: эмоционально-личностная коррекция, укрепление психологического здоровья учащихся.

 - Программа «Как не просмотреть беду…»  Цель: формирование психологической устойчивости подростка посредством психолого-педагогического сопровождения, ориентируясь на выявленные факторы риска и редуцированные факторы защиты СПТ.

Таким образом, в 2022-2023 уч. году было проведено 56 индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий по программам сопровождения с данной категорией учащихся.

image

1.5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации)

Педагогом-психологом Хертек Р.Р. регулярно проводятся групповые занятия на формирование положительных установок в детско-родительских отношениях, активизировано такое направление, как психолого-педагогическое сопровождение детей, оставшихся  без попечения родителей, обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

С обучающимися, оставшимися без попечения родителей, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение: организация и проведение диагностики личностных особенностей обучающихся, индивидуальных занятий,  направленных на стабилизацию эмоционального состояния, повышению социального интеллекта, формирование ответственного поведения обучающихся. А также ведутся личные карты, с целью оказания своевременной помощи.  

Категория

Участники

Программа сопровождения

- опекаемые дети, дети, находящиеся в  СОП.

16 учащихся

Программа «Я в ответе за свою жизнь» Цель: содействие успешной социальной адаптации, гармонизации эмоциональной сферы подростков, оставшихся без попечения родителей.

 

В итоге психологической работы с учащимися находящимися в трудной жизненной ситуации отмечается положительный результат в личностном развитии, появляются ценностные перспективы, формируется устойчивая адекватная самооценка. Работа в этом направление ведется системно.

image

1.6.Система работы по профилактике правонарушений

 Педагог-психолог Хертек Р.Р. систематически принимает участие в родительских собраниях, семинарах с темой на детско-родительские отношения.

Основные задачи профилактики правонарушений в школе:

 

1. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска».

2.  Обеспечение успешной адаптации учащихся к образовательному процессу.

3.  Формировать представление о здоровом образе жизни и законопослушном поведении.

4. Оказывать родителям психологическую помощь и поддержку по вопросам воспитания и обучения

5. Оказывать помощь в организации внеучебной деятельности несовершеннолетних.

6. Осуществлять взаимодействие с другими субъектами профилактики.

          В МБОУ СОШ № 17 г. Кызыла  создан Совет профилактики, который работает по Положению «О совете профилактики», и плана работы Совета профилактики. Педагог-психолог Хертек Р.Р. входит в состав Совета профилактики с момента поступления на работу, активно включается в деятельность  по разработке мероприятий, направленных на устранение влияния неблагоприятных факторов, восстановления статуса личности, изменения поведения, воспитания, усвоения новых ценностей, навыков взамен неправильно усвоенных (повторная профилактика). Педагогом-психологом ежегодно составляется и реализуется план работы по профилактике:

 

Профилактические мероприятия

Участники

Цель

Месячник психологической безопасности.

1-11 классы, педагоги, родители

Цель: создание условий по обеспечению психологической безопасности учебно-воспитательного процесса и профилактики дезадаптивного поведения среди обучающихся.

«Неделя психологии в школе».

1-11 классы, педагоги, родители

Цель: развитие и формирование психологической культуры обучающихся и педагогов школы, содействие сохранению, укреплению психологического здоровья учащихся и педагогов, приобщение к ценностям здорового образа жизни.

Акции: «Телефон доверия», «Защитим детей от насилия».

1-11 классы, педагоги, родители

Цель: информировать учеников, для чего предназначен и как работает Телефон доверия, мотивировать обращаться на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.

Профилактика жестокого обращения с детьми; информированность детей и взрослых о проблеме насилия над несовершеннолетними и формирование у них нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми.

Разработка памятки, буклетов.

 

 

 

 

Родителям: «Будьте внимательны к эмоциям ребенка», «Возрастные особенности детей», «STOP – стресс!», «Сможем найти общий язык с подростками», «Причины и последствия детской агрессии», «Конфликты детей и родителей».

Педагогам: «Предупреждающие знаки суицида», «Как сохранить свою самооценку», «Поддержка школьной мотивации», «Помочь тревожному ребенку», «Буллинг? Нет!»

Учащимся: «Психологическая подготовка к экзаменам», «Умение дружить», «Толерантный человек», «Темперамент и характер», «Телефон доверия», «Виды зависимости».

image

1.7. Система работы педагога-психолога с родителями учащихся

Цель работы педагога-психолога с родителями   это создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития учащегося.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогической знаний родителей (лектории на родительских собраниях, индивидуальные консультации);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, ПМПк, Совет профилактики).

 

Наименование

Срок проведения

Форма контроля

Участники

1

Консультирование родителей учащихся

Ежедневно

Журнал

Родители

2

Участие в классных, общешкольных родительских собраниях

В течение года

Протокол

Родители

3

Работа с родителями учащихся склонных к суициду; с родителями  учащимися отдельных категорий: «группа риска», «Трудные дети»,  дети оставшиеся без попечения родителей, состоящие на различных учетах.

В течение года

Акты, отчеты

Родители

 

Одной из функций консультативной деятельности педагога-психолога работы с родителями является информирование о проблемах  ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка, либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и негативными событиями в его семье.

Данный вид работы осуществляется на основе годового планирования и по запросу. В целом все запросы можно разделить на:

1.  трудности в общении с ребенком;

2.  эмоционально-поведенческие трудности ребенка (агрессивность, тревожность,  и т.п.);

3.  проблемы в детско-родительских отношениях;

4.  трудности в профессиональном самоопределении ребенка;

5.  трудности обучения;

6.  консультации по результатам групповой диагностики.

          Прежде чем работать с учащимися, педагог-психолог Хертек Р.Р. берет письменные разрешения от родителей, бывают случаи, когда родитель отрицает проведение психологической работы с ребенком, но психолог, старается убедить родителя, дать хорошую консультацию о значимости проведения с ребенком диагностической или коррекционно-развивающей работы.

 Так же, педагогом-психологом ведется работа  с семьями, находящимися в социально-опасном положении. Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении.

Задачи:·

- проводить коррекционную работу с целью создания положительного микроклимата в семье; 

- организовать просветительскую работу среди родителей;

- защищать права подростка, воспитывающегося в семье в социально-опасном положении;

- оказывать помощь в создании условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности подростка;

 Причины постановки семьи на учет, как  находящейся в социально-опасном положении в школе:

- Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению ребенка.

- Отрицательное влияние на ребенка.

- Ассоциальный образ жизни родителей, употребление алкоголя, наркотических средств, нежелание работать и обеспечивать существование ребенка - основная причина социального неблагополучия в семье. В большинстве это неполные семьи, где воспитанием занимается один родитель. Дети из таких семей не посещают занятия или систематически пропускают уроки, совершают правонарушения.

          Вывод: ведется систематическая работа педагога-психолога Хертек Р.Р. с родителями в МБОУ СОШ №17 г. Кызыла.  За время работы жалоб от родителей не поступало.

 

image

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc2.9 МБ

Предварительный просмотр: