Проекты

Седойкина Елена Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30 «Родничок»

Проект

по театрализованной деятельности

для детей старшей и подготовительной группы

«Рукавичка»

Музыкальный руководитель

Седойкина Е.И.

п.Ушаково

2023 г

Тип проекта: краткосрочный (октябрь 2021г.-январь 2022г.)

Вид проекта: творческий, игровой

Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проблема: к сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. 

Поэтому с помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе игры, слушанья, просмотра произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй, проявляется творчество ребенка, накапливается опыт разнообразных переживаний. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Театрализованная деятельность способствует гармоничному развитию дошкольников. Их жизнь в детском саду становится интереснее, содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Цель: формирование у детей и их родителей интереса к театру, знакомство с русскими народными сказками через театрализацию, развитие у детей артистических способностей.

Задачи: 

  • пробуждать интерес детей к театральной деятельности;
  • привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
  • заинтересовать родителей в посещении театра с детьми;
  • дать сведения родителям о способах обыгрывания дома с детьми;
  • развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.

Ожидаемый результат:

  • желание детей активно участвовать в театральных постановках;
  • умение свободно выступать   и психологически перевоплощаться  в порученную роль;
  • расширение словарного запаса ребёнка;
  • умение работать в команде на результат;
  • воспитание уверенности у застенчивых детей.

Формы реализации:

  • чтение художественной литературы;
  • речевые и дыхательные упражнения;
  • развлечения;
  • беседы;
  • просмотры театральных произведений для детей;
  • работа с родителями;
  • работа с воспитателем;
  • сюжетно- ролевые игры.

Этапы реализации:

Подготовительный этап

  • Сбор литературы
  • Беседы с детьми
  • Составление плана работы
  • Изготовление атрибутов
  • Разработка рекомендаций для родителей
  • Подбор наглядной информации

Основной этап

  • Просмотр детских спектаклей
  • Оформление стенда рекомендации для родителей:

«Театр в жизни ребенка»;

«Играйте вместе с детьми»;

«Роль художественной литературы в развитии речи детей»

  • Игры на выражение эмоций «Сделай лицо»
  • Чтение народных сказок
  • Игры на развитие мимики
  • Театр «Рукавичка»
  • Просмотр слайдов о театрах и театральных костюмах
  • Репетиции
  • Разучивание  ролевых текстов
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Инсценировка стихотворений

Продукты проекта для детей:

Лепка, рисование и аппликация «Героя из любимой сказки, рисование персонажей из сказки «Рукавичка», новые знания и впечатления, содержательно проведённое вместе с родителями время, детские книги.

Для педагогов:

оформление тематического альбома «Герои наших любимых сказок», картотека пословиц, поговорок, загадок, мультимедийные презентации, пальчиковый театр, организация выставки детских работ.

Для родителей:

содержательно проведённый с ребёнком выходной, новые впечатления и уровень педагогической компетенции, совместная деятельность по изготовлению рисунков. Участие в выставке детских работ. Изготовление атрибутов.

Заключительный этап (презентация проекта)

  • Оформление стенда «Мы артисты»
  • Театрализованная деятельность детей в рамках праздника
  • Показ сказки «Рукавичка» 

Перспективное планирование:

Октябрь

1.Знакомство с основами театральной культуры.

2. Игровые упражнения для развития речевого дыхания «Чей одуванчик улетит дальше»

3.Упражнение на силу голоса «Громко-тихо»

4.Этюд «Изобрази животное»

5.Разучивание скороговорок.

Ноябрь

1.Драматизация сказки «Рукавичка»

2.Скороговорки

4.Игра на развитие внимания «Слушай хлопки»

5.Игра «Пантомима»

Декабрь

1.Драматизация сказки «Рукавичка»

2.Упражнения для развития речевого дыхания: «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Громко-тихо»

4. Скороговорки

Сказка «Рукавичка»

Рассказчик 1 (Маша)

Люли-люли, тили-тили!

Зайцы по воду ходили,

И из речки, как ковшами,

Воду черпали ушами,

А потом домой носили.

Тесто для лапши месили.

На ушах развесили –

Очень было весело!

Рассказчик 2.

Но случаются в лесах (Ксюша Емельяненеко)

Позанятней чудеса!

Эта сказка-невеличка

Про зверей и рукавичку.

По лесу старик гулял,

Рукавичку потерял –

Рукавичку новую,

Теплую, пуховую.

Звучит музыка. Идёт Дед с собачкой. Дед останавливается, ставит корзину.

Дед:

Вот идём с Дружком вдвоём.

Хворосту собрали и домой несём

Ты, милок, вперёд беги

И дорожку отыщи,

Чтоб домой скорей прийти.

Пойдём, милый!

Из-за деревьев справа, под музыку,  появляется Мышка.

Она бегает вокруг ёлочек и пищит

Мышка (Вера)

Я под кустиком сижу

И от холода дрожу.

Ой-ой-ой, как холодно!

Ой! А это что? Рукавичка!

Это будет моя норка!

Побегу я к ней с пригорка (забегает в рукавичку) Музыка

Это норка новая,

Теплая, пуховая!

Бежит к рукавичке и прячется. На полянке из-за деревьев появляется Зайчик.

Зайчик (Максим Зейферт)

Прыгал зайчик вдоль опушки,

У него замерзли ушки.

И куда теперь мне деться,

Где несчастному согреться?

Рассказчики:

Зайка, ты вот туда посмотри! (Зайчик подбегает к рукавичке).

Зайчик

Кто внутри – зверек иль птичка?

Есть кто в этой рукавичке?

Мышка выглядывает из рукавички.

Мышка

Это Мышка-поскребушка,

Длиннохвостая норушка!

Зайчик

Ты пусти меня, норушка!

Очень мерзнет Зайчик,

Зайчик-побегайчик!

Мышка

Нам обоим места хватит.

Мягче здесь, чем на кровати –

Рукавичка новая,

Теплая, пуховая!

Мышка и Зайчик прячутся в рукавичку. На полянке появляется Лисичка.

Лисичка (Соня Рухля)

Ой, спасите, дед Мороз

Укусил меня за нос,

По пятам за мной бежит –

Хвост от холода дрожит!

Отвечайте вы лисичке,

Кто живёт тут в рукавичке?

Из рукавички выглядывает Мышка.

Мышка

Я вот Мышка-поскребушка,

Длиннохвостая норушка!

Зайчик

Я вот Зайчик-побегайчик,

В рукавичку залезайчик!

Лисичка

Пожалейте вы лисичку

И пустите в рукавичку!

Зайчик

Нам троим здесь места хватит.

Мягче здесь, чем на кровати –

Рукавичка новая,

Теплая, пуховая!

Прячутся в рукавичку. На полянке появляется Волк.

Волк (Миша Негода)

На луну я ночью выл

И от холода простыл.

Громко серый волк чихает –

Зуб на зуб не попадает.

Эй, честной лесной народ,

Кто, скажите, здесь живет?

Из рукавички выглядывает Мышка.

Мышка

Я вот Мышка-поскребушка,

Длиннохвостая норушка!

Зайчик

Я вот Зайчик-побегайчик,

В рукавичку залезайчик!

Лисичка

Я пушистая Лисичка,

В рукавичке всем сестричка!

Волк

Вы меня пустите жить,

Вас я буду сторожить!

Лисичка

Четверым(Заходи) здесь места хватит.

Мягче здесь, чем на кровати –

Рукавичка новая,

Теплая, пуховая!

Все прячутся в рукавичку. На полянке, из-за деревьев, появляется Кабан.

Кабан (Макар)

Хрю! Совсем замерз бочок,

Мерзнут хвост и пятачок!

Рукавичка эта кстати!

Из рукавички выглядывает Мышка.

Мышка

Места здесь тебе не хватит!

Кабан

Влезу я уж как-нибудь!

Мышка и Кабан прячутся в рукавичку. Из рукавички выглядывает Лисичка.

Лисичка

Тесно здесь! Ну, просто жуть!

Лисичка снова прячется в рукавичку.

Рассказчик:

Мёрзнет мишка-косолапый

Мерзнет носи и мерзнут лапы (Из-за деревьев справа выходит Медведь).

Медведь (Коля Петренко)

Нету у меня берлоги!

Что тут, посреди дороги?

Рукавичка подойдет!

Кто, скажите, в ней живет?

Из рукавички выглядывает Мышка.

Мышка

Я вот Мышка-поскребушка,

Длиннохвостая норушка!

Зайчик

Я вот Зайчик-побегайчик,

В рукавичку залезайчик!

Лисичка

Я пушистая Лисичка,

В рукавичке всем сестричка!

Волк

Здесь еще живет волчок,

Теплый серенький бочок!

Кабан

Ну а я кабан-клыкан,

Рукавичку затыкан!

Медведь

Что-то вас тут многовато,

Я залезу к вам, ребята?

Кабан

Нет! (все вместе)

Медведь (примирительно)

Да я уж как-нибудь!

Кабан и Медведь прячутся в рукавичку. Из нее выглядывает Лисичка.

Лисичка

Негде здесь уже чихнуть! (Лисичка снова прячется в рукавичку).

Мышка (сердито выглядывает).

Толстый, а еще туда же!

Мышка прячется в рукавичку.

Рассказчик

Тут хватился дед пропажи –

Псу велел назад бежать,

Рукавичку отыскать! Из-за деревьев появляется Собака.Бежит к рукавичке.

Собака

Гав-гав-гав! Так вот она!

За версту она видна!

Эй вы, звери там? иль птицы?

Ну-ка, брысь из рукавицы!

Если в ней кого застану,

Очень громко лаять стану.

Рассказчик:

Звери очень испугались

В рассыпную разбежались

Из рукавички по очереди выскакивают звери и скрываются в лесу. Собака берет рукавичку и уходит со сцены.

Снегурочка 

В нашей сказке «Рукавичка»  

Собрался лесной народ,

И лесные все зверушки

Должны тоже встретить новый год!

Хватит, звери, горевать.

Хочу я всех на ёлку взять!

Звери (все)

Ура! На ёлку нас возьмёшь!

На праздник к детям отведёшь!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30  «Родничок»

Краткосрочный проект

«Русские народные потешки в  группе раннего развития».

Музыкальный руководитель

Седойкина Е.И.

пУшаково

2022 г

Краткосрочный проект

«Русские народные потешки в  группе раннего развития».

Актуальность проекта:

   С каждым годом увеличивается количество детей с расстройствами речи. Для успешного решения этой проблемы, нужны совместные усилия родителей, воспитателей, логопедов и музыкальных руководителей. Музыкальные занятия выполняет коррекционную функцию в отношении детей с задержкой речи и нарушением восприятия ее ритмической структуры.

Любые ритмические движения, активизируют деятельность мозга ребёнка, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется  развивать чувство ритма - в ритмических упражнениях и играх.

Цель проекта:

Способствовать развитию ритмического слуха, координации движений и формированию навыка ритмически слаженного пения у детей.

Задачи проекта:

- знакомить детей с русскими народными потешками, пополняя их словарный запас;

- продолжать знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами;

- обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей.

Ожидаемые результаты:

- повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей игровым процессом;

- овладение новыми словами;

- закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах.

- улучшение диагностических показателей по таким видам деятельности, как музыкально-ритмические движения и пение.

 Этапы проекта: Деятельность педагога

1 этап: «Подготовительный этап».

Информирование родителей по теме проекта:

- оформление наглядной информации в родительский уголок «Зачем нужны детские музыкальные инструменты дома»;

Организационно-методическая деятельность:

- подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов по теме проекта;

консультация для педагогов ДОУ «Организация музицирования на детских инструментах в группах младшего возраста»;

                   

2 этап: «Основной этап».

Включение в непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Музыка»:

- слушание звучания простейших музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, погремушка, ложк;, самостоятельная игра на них;

- музыкально-дидактическая игра «Бубен» Г. Фрида

- пляска «Погремушки» М. Раухвергера

Шумовое оформление потешек:

«Большие ноги шли по дороге», «Мышка, мышка, как живёшь?», «Идёт коза рогатая».

Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов:

- «Косолапый мишка идёт по лесу» (бубен)

- «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик)

- «Весёлые зайчики прыгают на полянке» (бубен)

- «Цыплята клюют зёрнышки» (ложки)

- «Озорные воробышки радуются солнышку» (колокольчик)

Дидактические упражнения на развитие словаря:

- «Бубен (ложки, колокольчик, погремушка) какой?» (подбор прилагательных)

- «Бубен (ложки, колокольчик, погремушка) что делает?» (подбор глаголов)

Чтение стихотворений:

- Е. Благинина «Погремушка»

- А. Барто «Барабан»

Настольные дидактические игры:

- «Сложи картинку» (бубен, ложки, маракас, погремушки, металлофон, гармошка)

- «Укрась бубен и ложки»

Продуктивная деятельность – рисование под музыкальное сопровождение простейших музыкальных инструментов.

 3 этап: «Итоговый этап»

Консультация для родителей «Поиграем со звуками»;

Развлечение «Путешествие в страну русских потешек»;

Формы и методы реализации проекта:

Формы: в своей работе я использовала разнообразные формы музыкально-игровой деятельности: пляска, пение, пальчиковые и подвижные игры, но главная роль принадлежала музыкально-логоритмическим играм. Материалом для них я выбрала русские народные потешки как наиболее доступный для детей 3-х летнего возраста вариант текста.

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение.

Планирование музыкально-игровой деятельности:

Приложение №2

Логоритмические игры на материале русских потешек.

                           Игра «Мишка косолапый»

Дидактическая цель: Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей, развивать ритмическое чувство и речевую координацию.

Оборудование:

 - лавочка (длинная, чтобы уместились все дети);

- еловые и сосновые шишки по две на каждого ребёнка.

Ход игры: дети располагаются вдоль лавочки и присаживаются возле нее на корточки, в каждой руке у них по шишке. Если детей много, возможно располагать их по обе стороны лавочки. Стучим шишками по лавочке поочередно в ритм произносимых слов.

«Мишка косолапый по лесу идет,    - стучат в ритм слов(1 удар на 2 слога.

Ух! - поднимают руки вверх и стучат шишкой о шишку.

Шишки собирает, песенку поет, - стучат по лавочке …

Ух! - руки вверх…

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб! - по лавочке.

Бац!- одной шишкой себе по лбу.

Мишка рассердился и ногою топ!» - по лавочке.

                                     Игра «Петушок»

Дидактические задачи: Познакомить детей с  игрой на ложках, развивать ритмическое чувство и координацию движений.

Оборудование: 

- деревянные ложки - по две на каждого ребенка;

- большой стол и стулья по количеству детей;

Ход игры: дети сидят за столом лицом друг к другу, в каждой руке у них по ложке, левая рука с ложкой лежит на коленях, правой дети тихонько (петушок клюет зернышки) стучат по столу в такт произносимым словам. Взрослый, показывающий игру, находится во главе стола, чтобы все дети его видели. По возможности дети тоже произносят слова.

«Петушок, петушок,       - ритмично стучат одной ложкой по столу.

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Ку-ка-ре-ку!                       - поднимают обе руки, стучат ложкой о ложку.

Голосисто поешь,              - одна ложка.

Ку-ка-ре-ку!                       - две ложки.

Деткам спать не даешь,     - одна…

Ку-ка-ре-ку!»                       - две…

                         Организация работы с детьми.

Шумовое оформление русской народной сказки «Курочка ряба».

«Жили- были Дед да Баба,         - БУБЕН

Да была у них курочка Ряба:

Кудах-тах, тах,

Кудах-тах,тах,                                - ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое,              - ПОГРЕМУШКА

Дед бил, бил-не разбил,                - ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Баба била, била - не разбила,        - ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Мышка бежала,                              - КОЛОКОЛЬЧИК

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.              - ПОГРЕМУШКИ

Плачет дед,

Плачет Баба,                                    - КОЛОКОЛЬЧИК

А курочка кудахчет:

«Кудах-тах, тах,

Кудах-тах,                                         - ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Не плачь, Дед,

Не плачь, Баба!                                  - УДАР ЛОЖКАМИ

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, а простое!                       - БУБЕН.

                                          Потешка

                                 «Идёт коза рогатая…»

«Идет коза рогатая,                              - ШУМЕЛОЧКА

Идет коза богатая:                                - ПОГРЕМУШКА

Ножками топ,топ!                                 -БАРАБАН

Глазками: хлоп! хлоп!                          - ПОГРЕМУШКА

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,                               - БУБЕН

Того забодает, забодает.                        - БУБЕН 

                                       Потешка

                                  «Большие ноги»

«Большие ноги

Шли по дороге:Хочу такой сайт

То-о-п, то-о-п, то-о-п.

То-о-п, то-о-п, то-о-п.                                    - ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ-топ!                                      - БУБЕН.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие детей.

                               

                               «УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».                               

                                «УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ»

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

                                                 Художественное слово.

                                        Агния Барто «Барабан».

«Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идёт отряд.

На парад

Идёт отряд.

Барабанщик

Очень рад:

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Подряд!

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан

Уже дырявый!»

                                        Е. Благинина «Погремушка».

«Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка -

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит - что за чудо?

Мальчик очень удивлён,

Не поймёт он: ну откуда

Раздаётся этот звон».

                        Консультация «Поиграем со звуками».

Малыш – дошкольник живет, играя, в игре он познает мир. Если приглядеться к играм детей, то легко обнаружить их интерес к звукам. Ребенок гудит, пищит, свистит, стучит. Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Таким образом, он пытается понять язык звуков.

Игры со звуками – естественное дополнение к «звуковым забавам» малышей. Они помогают ребенку научиться лучше слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр понадобятся музыкальные игрушки. Это ударные инструменты: барабан, погремушки, колокольчики, металлофон. Духовые: дудки, свистульки, флейты (демонстрация)

Можно и самим сделать разные звучащие игрушки (демонстрация). Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Пусть дети вместе с вами наполнят их мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ваш малыш сам скажет, какая из них звучит звонко, а какая глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему малышу больше всего, спросите у него, почему. По его ответу вы можете судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие, мягкие или резкие.

А теперь попробуйте поиграть с ребенком в игру «Лесное эхо». В этой игре ребенок научится производить звук, вполне определенный по силе. Сначала вы вместе вспомните, что такое эхо, как оно тихо отвечает на наши громкие звуки. Расскажите, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие. Возьмите игрушку и начните игру. Кто вступает первым, у того игрушка должна звучать громко, а у того, кто отвечает – тихо. Потом можно обменяться ролями и игрушками. В последующих играх уже без игрушек и инструментов, когда ребенок будет воспроизводить звуки своими ладошками или голосом, вы сможете увидеть, насколько внимателен ребенок к конкретным заданиям, оцените его память и координацию движений и голоса.

Такие игры со «звучащими жестами» (движениями рук, кисти, пальцев) развивают естественность, ловкость и точность движений, которые очень помогут вашему ребенку в обучении игре на музыкальном инструменте.

Материал для наглядной информации в родительский уголок.

«ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕТСКИЕ ЗВУЧАЩИЕ ИГРУШКИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».

  «Музыкальные инструменты для маленького ребенка – символ музыки тот, кто играет на нём – почти волшебник. Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений. Очень полезны детские музыкальные игрушки. Музыка необходима малышам не только для формирования  эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления.

  Музыка, и в частности музыкальные игрушки, позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т. д. Родители могут вместе со своим чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.

Музыкальные инструменты для детей с самого малышового возраста позволяют формировать их слуховой аппарат, тренировать двигательные навыки и даже развивать образное мышление.

У маленьких детей  внимание неустойчивое, они любят заниматься только тем, что им интересно. Поэтому на занятиях музыке многие преподаватели совмещают разные принципы обучения, добавляя в учебный процесс музыкальные игры, танцы  и т. д. Кроме того, постоянное привлечение музыкального игрового материала позволяет делать занятия более эффективными, ведь дети намного лучше учатся играя, да и информация так запоминается гораздо быстрее.

Музыкальные инструменты для детей – всегда необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят играть на них.

Обеспечьте малыша разнообразными детскими музыкальными инструментами, научите его играть с ними. Малыши так любят греметь маракасами и кастаньетами, ударять в бубен или барабан, дуть в дудку.

Не забудьте о таких русских народных инструментах, как трещотка, колотушка и свистулька. А уж ксилофон или металлофон обязательно станет одной из любимых игрушек для Вашего малыша. Дети очень любят металлофон. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне мелодию любимой песенки.

Учите малыша различать звучание музыкальных инструментов. Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета,например, бубен и колокольчик, потрясите их перед глазами малыша, потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и опять погремите ими. Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет вопрос, тогда ответьте сами. Постепенно увеличивайте количество предметов (например, до пяти) и усложняйте задачу - подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук.

Используя пианино или синтезатор, можно сыграть и в такую игру. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на клавиши несколько раз, попросите малыша отвернуться и нажмите одну из клавиш - пусть угадает. Обязательно слушайте с ребенком музыкальные записи: классическую музыку, звуки природы. Маршируйте под веселые марши, кружитесь под звуки вальса. Можете комментировать ритм мелодии, называть автора и музыкальное произведение.

Музыкальные инструменты можно не только приобрести в магазине, но и сделать их своими рукам. Сделав своими руками такие звучащие игрушки-погремушки, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирование.

Дети, которые были замкнутые, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.

Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Ваш малыш вырастет чутким к прекрасному, развитым человеком. Дерзайте и творите вместе с детьми!»

«Музыкальные игрушки

Так детьми любимы!

Развивают детский слух

Всем необходимы.

Дудки, бубны, барабаны,

Кастаньеты, ксилофон -

Музыка, музыка -

Звучит со всех сторон!»

Консультация для воспитателей: «Организация музицирования на детских музыкальных инструментах».

«Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах - развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Музыкальному развитию малышей способствует организация музыкальной среды в группе: наличие музыкальных игрушек, негромко звучащих музыкальных инструментов (бубен, барабан, колокольчик, погремушки, музыкально-дидактических пособий и игр.

                                           Погремушки.

Музыкальный инструмент с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.

                                                                   Бубен.

Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей. Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.

                                             Маракасы.

Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.

                               Музыкальный треугольник.

Представляет собой стальной прут диаметром 8-10 мм, согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой руке, ударяет по различным частям треугольника (для получения звука различной степени громкости характера) специальной стальной палочкой без рукоятки. Звук треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который может заглушаться прикосновением свободной руки.

                        Формы работы с шумовыми инструментами:

- игра под фонограмму;

- подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

Подобрав фонограмму любой детской песенки, можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт» используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты, треугольник и другие.

- импровизация звуковых картин на заданную тему;

- звуковая иллюстрация стихов;

- сказки-шумелки;

Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах.

Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любые родители без специальной методической или музыкальной подготовки. Для малышей 2-4 лет можно использовать более простой вариант для музицирования – сказочки-шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз есть возможность что-либо изобразить шумом.

Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное. Совместная игра малыша с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память.

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько просты. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее.

                                        4. Заключительный этап. 

Подведение итогов совместной творческой деятельности.