Мои методические разработки
Разное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_na_modulnoy_osnove_1.doc | 1.85 МБ |
programa_yunyy_myslitel_1.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение
Благовещенский муниципальный
детский сад « Светлячок»
филиал « Сказка»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« ЮНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ»
Адресована детям 6-7 лет
Автор программы – Е.В. Хижняк
Алтайский край
Благовещенский район
р.п. Благовещенка.
Содержание программы.
1 часть. Теоретические основы программы.
1. Пояснительная записка
2. Условия реализации программы
3. Теоретическая база
4. Задачи развития логического мышления и формирования
Элементарных математических представлений у старших дошкольников
5. Создание развивающего пространства
6. Формы работы
7. Занятия как основная форма развития элементарных математических
представлений у дошкольников
8. Контроль за реализацией программы
9. Организация диагностической работы
10.Работа с родителями
11.Преемственность в математическом развитии детей детского
сада и начальной школы
12.Ожидаемые результаты
13.Гигиенические требования
14.Список литературы
2 часть. Практическая.
1. Перспективное планирование
2. Кружковая работа
3. План занятий семинара практикума
4. План педагогического совета
5. Консультация для воспитателей
6. Кроссворд для воспитателей
7. Конспекты занятий
8. Диагностическая карта по методике Р.С. Немова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа разработана на основе теоретических и практических исследований в области интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Материал программы ориентирует на развитие любознательности, познавательного интереса и формирование активной исследовательской позиции ребенка.
Понимание динамики развития логического мышления детей дошкольного возраста является условием изменения педагогического процесса и его перехода на личностно ориентированную модель обучения. Воспитатель в учебной деятельности детей учится видеть не только то, чем дети овладели (знания, умения и навыки), но и как изменился способ их учения, какие произошли изменения в их мышлении. Приоритетность и значимость результатов учебной деятельности переходит от оценки знаний детей к оценке их мыслительных способностей.
Безусловно, такая позиция требует большей четкости в постановлении закономерностей развития мышления. В поведении дошкольника мышление не представляется как таковое в «чистом виде», оно сплавлено с другими познавательными процессами, замаскировано ими. Поэтому в данной программе ставится задача показать ориентиры использования в учебном процессе детей их мышления как средства, способы обучения, и в то же время показать воспитателям, как оценивать результативность учебной деятельности с точки зрения развития мышления как качество ума, как личностно-интеллектуальное новообразование.
Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период будут служить фундаментом для получения знаний и развитие способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, «способность действовать в уме». Ребенку не овладевшему навыками логического мышления сложнее будет даваться учеба- решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учебе. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учение станет легче, а значит и сама учеба и школьная жизнь, будут приносит радость и удовлетворение.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточного развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение ребенка в детском саду направленно, прежде всего на воспитание у детей привычки полноценной аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики.
Данная программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
- создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников как основы для ориентации ребенка в окружающем мире, себе самом и регуляции его интеллектуальной деятельности.
Задачи :
- формирование системы сенсорных эталонов и умение применять их в познавательной деятельности;
- развитие логических приемов умственных действий, интереса к познанию нового, творческих способностей детей;
- воспитание умения действовать в коллективе, соподчинение своих действий с действиями сверстников.
Программа рекомендована для педагогических работников дошкольного образования и родителей детей, а также всем тем, кто интересуется проблемой организации эффективных условий интеллектуального воспитания дошкольников.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
- Данная программа реалистична, так как детский сад «Светлячок» располагает базисными компонентами интеллектуально-познавательного пространства: в каждой возрастной группе имеются дидактические и наглядные пособия; библиотеки с научной и познавательной литературой; математического содержания видеофильмы, слайды, диафильмы, аудиозаписи; компьютерные игровые программы по математике; коллекции природного материала, ландшафтные макеты, мини-лаборатории.
- Основные педагогические принципы, на которых строится программа, делятся на три вида:
1. Общедидактические принципы (доступности обучения, систематичности и последовательности, наглядности, прочности и осознанности знаний, научности, принципа связи обучения с жизнью, индивидуализации процесса обучения).
2.Специальные принципы, (комплексность, вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности воспитанников и их способностей, индивидуализации обучения, принципы формирования мотивационной основы обучения, смены видов деятельности и динамичности детского восприятия на занятиях).
3. Принципы, отражающие ориентацию на современные образовательные технологии.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ.
- концепция В.А. Петровского, Л.М. Клариной «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении». Авторы этой концепции считают, что в дошкольном учреждении среда должна быть интенсивно развивающейся, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций , чувств;
- программа « Воспитания и обучения в детском саду» М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой . Цель программы - всестороннее развитие психических и физических качеств дошкольника в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- программа «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой . Цель программы-
обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного;
- программа «Паутинка». Автор Ж.Л. Васякина. Цель программы - формирование у дошкольников основ планетарного мышления;
- педагогическое пособие Н.В. Микляевой «Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей»;
- педагогическое пособие Е.И. Щербаковой « Обучение математике в детском саду»;
- методическое пособие. Под. ред. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящей
« Логика и математика»;
- учебное пособие Мухиной В.С. « Психология дошкольника»;
- учебное пособие Немова Р.С. Психология. Книга №3
« Психодиагностика»
- учебное пособие Тихомировой Л. Ф., Басова А.В. « Развитие логического мышления детей».
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ:
- развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, сериации, аналогии, систематизации и абстрагирования;
- развитие активности, рискованности и плюралистичности мышления, проявляющегося в продуцировании большого количества разных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода одной из них к другой;
- развитие организованности и целенаправленности мышления проявляющегося в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними;
- развитие познавательных интересов и способностей;
- закрепление знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
-формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
- овладением математической терминологией.
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА.
Своевременное и полноценное интеллектуальное развитие в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в развитии ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.
Решение таких задач невозможно без создания современной предметно развивающей среды, которая должна носить развивающий характер.
На базе нашего детского сада созданы все необходимые условия для полноценного развития ребенка-дошкольника. Так в каждой возрастной группе рационально и целесообразно продуманна расстановка мебели с выделением различных зон и уголков с помощью подвижных ширм и перегородок. Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния : удаленное то детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.
Педагогами детского сада изготовлены различные пособия по ознакомлению с окружающим: макет-план микрорайона, на котором дети без труда узнают месторасположение детского сада; макеты к сказкам. В пустых аквариумах созданы бутафорские климатические и природные зоны ( флора и фауна средней полосы, подводный мир, жизнь в пустыне).
Творческий подход педагогов к оформлению уголков продуктивной деятельности дошкольников повысил интерес детей к данным видам деятельности.
Уголки бытовой деятельности систематически обновляются и видоизменяются, что побуждает детей «взаимодействовать» с различными элементами среды, повышая тем самым функциональную активность, и обогащая словарь детей.
Для развития познавательной активности дошкольников учитываем тот факт, что «информация» заложенная в среде не обнаруживает себя полностью, а побуждает ребенка к ее поиску. С этой целью в старшей и подготовительной группе мы разместили стенды с периодически меняющейся наглядностью (лабиринты, кроссворды). Необычное изготовление календарей природы побуждает детей сконцентрировать внимание, напрягать память.
Широко представлен занимательный материал. Многообразие игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации. Ребусы , лабиринты, игры на пространственное преобразование отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. В математических играх смоделированы математические построения, отношения, закономерности.
Различные дидактические игры направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, моделирования.
Очень увлекательны для детей игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо создать новую фигуру – силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх составляются плоские фигуры: «Танграм», «Волшебный круг», в других объемные: « Собери призму», «Куб- хамелион», «Кубики для всех».
Наличие задач-шуток, загадок, занимательных вопросов способствует приобщению детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, отношения замаскированные внешними несущественными данными.
Широко представлены математического содержания видиофильмы : «Мера за меру», « от Архимеда до наших дней», «Занимательная математика», «Улица Сезам»; слайды: « Решим задачу» автор Н. Реуцкая, «Таблица сложения» автор В.Сергеева, « Раз, два, три, четыре, пять…» автор Т. Ерофеева, «Множество предметов» автор Н. Янковская; диафильмы:
« Необыкновенное приключение в городе математических загадок», «Гномы-часовщики», « Как Машенька с часами познакомилась», «Сказка о четырех котятах и четыре ребятах», «Дважды два – четыре», « Сравнение предметов»; аудиозаписи: музыкальная математическая сказка «Математика»; компьютерные игровые программы по математике: «Замок», « Теремок»,
« Приглашение в гости», « Поставь по порядку», «Сравнение чисел» и т.д.
Для интеллектуально- эстетического развития детей в каждой группе имеется музыкально-театральная зона, в которой подобраны соответствующие пособия с использованием масок, костюмов, музыкально-дидактических игр, музыкальных инструментов, фонотеки с записями шелеста листьев, пения птиц, плеска воды. Различные виды театров(кукольный, варежковый, пальчиковый конусовый активизируют и обогащают речь дошкольников, способствуют эмоциональному раскрепощению. Рациональное использование подиумов и уголков ряженья также имеет определенное значение в интеллектуальном развитии дошкольников.
Уголки художественной литературы (библиотеки) систематически пополняются, содержание художественных изданий соответствует возрасту дошкольников.
Мини-лаборатории, оборудованные в групповых комнатах, предназначены для развития у детей познавательного интереса и позволяют реализовать свои исследовательские способности в самостоятельной деятельности. В мини-лабораториях имеются природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: вода, песок, глина, камни, семена растений и оборудование для проведения самостоятельной исследовательской деятельности. Исследуя и проводя небольшие опыты, ребенок закрепляет полученные знания и самостоятельно делает новые открытия.
Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость физического и психического здоровья дошкольников, в каждой возрастной группе имеется свободное двигательное пространство и свободный доступ детей к спортивному инвентарю и оборудованию, который хранится в спортивном уголке. Содержание спортивного уголка включает в себя весь необходимый материал для утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, физкультурных занятий, праздников, развлечений и свободной спортивной деятельности дошкольников. Это различные виды мячей, гимнастические палки, флажки, султанчики, мешочки с песком, скакалки канаты, кольцебросы, различные виды мишений, лыжи, клюшки и т.д. Дошкольники нашего детского сада умело и целенаправленно применяют физкультурное оборудование и пособия в самостоятельной двигательной деятельности. У них активно формируется устойчивое стремление к здоровому образу жизни и осознанное отношение к своему здоровью, развивается самоконтроль , интерес к познанию своего организма.
На земельном участке детского сада также имеются все необходимые зоны для интеллектуально-исследовательской деятельности дошкольников: сад, огород, уголок нетронутой природы, птичий столб, многообразие клумб и рабаток. Активное взаимодействие детей с объектами живой и неживой природы обогащает духовный мир ребенка, учит его трудолюбию, терпению, бережному и осознанному отношению к родной природе и конечно же развивает его эстетическую и нравственную стороны.
Но предоставить детям разнообразные материалы и создать интерьер недостаточно. Важно, насколько эмоционально и комфортно будет чувствовать себя в этом предметном мире ребенок, чему и как его здесь научат. Поэтому в нашем детском саду предметно развивающая среда не является самоцелью, не представляет собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир развивается и обеспечивает реализацию потребностей ребенка в активной и разноплановой деятельности. «Зона ближайшего развития» детям обеспечена. Деятельность педагогов детского сада по обогащению среды происходит на глазах у детей и с их посильным участием. В подобных совместных со взрослым делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, учатся делать простейшие выводы и умозаключения, развивают наблюдательность и любознательность.
Педагогический коллектив детского сада понимает, что предметная среда должна иметь характер открытой незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию и что во всех взаимодействиях с предметным миром посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить.
ФОРМЫ РАБОТЫ.
С целью повышения знаний и умений по формированию элементарных математических представлений у дошкольников перед педагогическим коллективом ДОУ были поставлены следующие задачи:
- совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий, способствующих развитию логического мышления и формированию элементарных математических представлений дошкольников;
- формирование единства между общеинтеллектуальным, общекультурным и социально-нравственным развитием личности воспитанников;
- восстановление традиций семейного воспитания, вовлечение семьи в воспитательно- образовательный процесс;
- разработка вопросов в организации преемственности и координации работы детского сада и начальной школы.
Поставленные задачи реализуются через следующие формы работы:
-курсы повышения квалификации при АКИПКРО г. Барнаула;
-повышение профессионального уровня через заочное обучение в высших учебных заведениях ;
- педагогические советы;
- семинары- практикумы;
- консультации для воспитателей;
- конференции;
- активное использование и внедрение передового педагогического опыта;
- организация методических объединений.
Формы работы с педагогическим коллективом строятся по следующей схеме:
- получение знаний;
- формирование умений и навыков;
- наработка опыта;
- творчество педагога.
ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.
Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовке его к школе. С помощью занятий удается вооружить детей знаниями, лежащими в «зоне ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях реализуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе.
Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности, последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям.
Количество продолжительность занятий определено основной программой. Поскольку занятия математикой требуют умственного напряжения , проводим их в середине недели в первую половину дня, сочетая с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или с занятиями по изобразительной деятельности.
Каждое занятие занимает строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы в полном объеме и всеми детьми. Знания выдаются детям небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную тему обычно делим на ряд более мелких задач и последовательно реализуем их на протяжении нескольких занятий. Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это в свою очередь способствует развитию у них все большего интереса к занятиям математикой.
Решению каждой программной задачи посвящается несколько занятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаются в течении года. Количество занятий по изучению каждой темы зависит от степени трудности и успешности овладения ею детьми. Поквартальное распределение материала позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности. Нарушение принципа последовательности и системности в работе по развитию математических представлений недопустимо.
Структура занятия обеспечивает сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы, активность, как отдельных детей, так и всей группы в целом, использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.
В процессе занятий , обычно после первой или второй части проводятся физкультминутки для снятия статического утомления и восстановления работоспособности. Показателем необходимости физкультминуток является двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение. В физкультминутки включаются 2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей. Наиболее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Рационально связывать физкультминутки с содержанием занятия. Например, подпрыгни на месте на один или два раза больше или меньше чем кружков на карточке. Такая физкультминутка становится самостоятельной частью занятия, занимает больше времени, так как она выполняет, кроме обычной, еще и дополнительную функцию – обучающую.
Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.
В практике работы сложились следующие типы занятий:
- занятие в форме дидактических игр;
- занятие в форме дидактических упражнений;
- занятие в форме дидактических игр и упражнений.
Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом типе занятия воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.
Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяем:
- занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;
- занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;
- устно-контрольные проверочные занятия;
- комбинированные занятия.
Руководство познавательной деятельностью детей на занятиях состоит:
- в четкой постановке учебно-познавательных задач и мотивации: учебной, практической, игровой;
-в использовании различных форм организации познавательной деятельности детей: фронтальной, групповой, индивидуальной;
- в активизации обучения через содержание, методы, приемы, формы организации.
На занятиях используются организационные средства активизации: «Подумайте и догадайтесь», «Выводы будите делать сами» и др., но они побуждают лишь внешнюю моторную активность, способствуя быстрой сосредоточенности детей на учебном задании, ускоряя действия наглядный материалом, вызывая непроизвольное внимание, кратковременный интерес к учебной задаче.
Активность внутреннюю, мыслительную удается вызвать разнообразными приемами активизации, которые в свою очередь зависят от цели, содержания обучения, степени усвоения учебного материала. К ним относятся:
- умелое применение дидактических приемов сравнения, противопоставления, обобщения;
- опора на имеющийся опыт детей мобилизация знаний чувственного опыта на выполнение заданий;
- применение специальных средств активизации речевой деятельности.
Показателем мыслительной активности на занятиях по формированию элементарных математических представлений является наличие у детей интереса к учебной задаче и процессу ее решения, проявление самостоятельности в поиске решения, умение замечать и исправлять свои ошибки и ошибки сверстников; наличие активности, рискованности и плюралистичности мышления, проявляющегося в продуцировании большого количества разных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой.
КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.
В течении учебного года прослеживается ход реализации программы – это контроль:
Первичный – диагностика для выявления уровня имеющихся знаний и умений дошкольников.
Текущий – проведение тестов, срезов для выявления усвоения разделов программы, правильности подобранной методики.
Итоговый – диагностика для выявления уровня знаний и умений дошкольников.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено:
- реализацией личностно-ориентированного подхода, предполагающего построение педагогического процесса на основе индивидуально—психических особенностей дошкольника, которые диагностируются с целью оценки их состояния и прогнозирование дальнейшего развития;
- тарифно-квалификационной характеристикой воспитателя включающей умение планировать и проводить коррекционно- развивающую работу. Педагоги второй, первой и высшей квалификационных категорий должны владеть методами педагогической диагностики и использовать их на практике;
- получение реалистической картины уровня подготовленности к школе, объема усвоенной в период дошкольного детства информации, степенью ее применения в репродуктивной и творческой деятельности;
- определение эффективности педагогического воздействия, так же профессиональной компетентности педагогов, что возможно лишь с помощью диагностики развития дошкольников до и после проведения воспитательно – образовательной работы.
Диагностическая работа вносится в годовой и календарный план диагностическая программа заключается по анализу результатов диагностики.
Для определения уровня развития логического мышления старших дошкольников мы опираемся на методику « Раздели на группы» предложенную Р.С. Немовым.
Цель данной методики- оценка образно-логического мышления ребенка, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Ребенку показывают картинку с изображением геометрических фигур. Фигуры разнообразна по цвету, форме, величине. И предлагают следующие задания:
«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую группу должны входить фигуры, выделяемые по общему признаку. Назови все фигуры входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение задания дается 3 минуты.
Оценка результатов:
10 баллов – ребенок решил поставленную задачу за время меньше, чем1 минута, назвал лишние предметы на всех картинках и правильно объяснил, почему они лишние;
8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за 1-1,5 минуты;
6-7 баллов - ребенок справился с заданием за 1,-2 минуты;
4-5 баллов - ребенок справился с заданием за 2-2,5 минуты;
2-3 балла – ребенок справился с заданием за 2,5-3 минуты;
0-1 балл- ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
4-7 баллов – средний;
2-3 балла низкий;
0-1 балл очень низкий.
Для диагностики математических способностей детей обращаемся к методике состоящей из 5 тестов.
Тест 1. Упорядочивание.
Цель задания: выявить представления детей о счете предметов и их упорядоченности.
Материал: картонные круги диаметром 5 см с точками. Круги располагают перед ребенком в беспорядке.
Задание.
В одних кругах точек мало, в других – много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки.
Не следует показывать ребенку принцип упорядочивания. Выполнение задания самостоятельно покажет уровень сформированности представлений испытуемого об упорядоченности.
Оценка задания:
1-й уровень- задание выполнено полностью верно;
2-й уровень – допущены 1-2 ошибки;
3-й уровень – допущено 3-4 ошибки;
4-й уровень – допущено более 5 ошибок.
Тест 2. Первоначальные математические представления.
Цель задания: определить представления детей о соотношениях больше на; меньше на; о количественном и порядковом счете, о форме простейших геометрических фигур.
Материал: семь любых предметов или их изображений на фланелеграфе; предметы могут быть как одинаковы, так и разные.
Ребенку дают лист бумаги и карандаш. Задания предлагаются последовательно:
- нарисуй на листе столько же кругов, сколько на доске предметов;
- нарисуй квадратов на один больше, чем кругов;
- нарисуй треугольников на два меньше, чем кругов;
- обведи линией шесть квадратов;
- закрась пятый круг.
Оценка задания ( оценивается качество выполнения всех заданий в совокупности):
1-й уровень – задание выполнено полностью верно;
2-й уровень – допущены 1-2 ошибки;
3-й уровень – допущены 3-4 ошибки
4-й уровень – допущено более 5 ошибок.
Тест 3. Заселение дома.
Цель задания: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого.
Материалы на доске или на большом листе бумаги нарисован дом, карточки с крупным изображением жильцов дома; каждому ребенку дается листок с изображением такого же дома и фломастер.
Задание. Часть 1. В доме шесть этажей. На каждом этаже – три комнаты. В каждой комнате живет один жилец6 педагог показывает изображения – точка, палочка и галочка. На всех этажах они живут в разном прядке . на самом верхнем этаже в первой комнате слева – точка (рисует в окошке точку), в средней комнате – палочка (рисует палочку).
- Подскажите мне, кто живет в последней комнате? ( Дети называют галочку, и педагог ее рисует). Теперь нарисуйте у себя на листочке, кто живет на шестом этаже. ( Дети рисуют, педагог проверяет правильность выполнения).
- Теперь будем заселять жильцами пятый этаж: в первой комнате будет жить точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, что на шестом этаже. ( Размещение « жильцов» рисуется в окнах образца, а затем дети рисуют их у себя). На этом обучающая часть заканчивается.
Часть 2. Основная.
- осталось еще четыре этажа. Заселите их сами так, чтобы на каждом этаже жила одна точка, одна палочка и одна галочка, но в разном порядке. (Дети выполняют задание самостоятельно).
Оценка задания:
1-й уровень – задание выполнено правильно6 найдены все четыре варианта размещения, не повторяющих заселение шестого и пятого этажей;
2-й уровень – найдено 2-3 различных решения из 4 возможных;
3-й уровень - найден 1 вариант размещения из 4 возможных;
4-й уровень - самостоятельных решений не найдено: повторены решения обучающего этапа или работа не выполнена.
Тест 4. Раскрашивание фигур.
Цель задания: выявить умение классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному основанию. Определить степень адекватности визуального восприятия формы и умение мысленно перемещать и совмещать фигуры для определения их равенства.
Материал: каждый ребенок получает рисунок с рядом фигур, фломастеры и карандаши.
Одинаковые фигуры надо закрасить одним цветом. Цвет выбирается самостоятельно. Сколько групп одинаковых фигур ребенок найдет, столько цветов использует.
Оценка задания:
1-й уровень – классификация выполнена правильно4 выделены три группы разных фигур;
2-й уровень допущена одна ошибка;
3-й уровень допущено две ошибки;
4-й уровень допущено три ошибки.
Тест 5. Элементарные математические представления.
Этот тест носит стандартный характер- соответствует уровню требований к знаниям и умениям старших дошкольников.
Цель работы: выявление исходного уровня математических представлений дошкольников.
Вариант 1.
- Дорисуй флажки красным карандашом так, чтобы их стало три.
- Нарисуй столько зеленых кружков, сколько на рисунке яблок.
- Поставь в квадрате столько синих крестиков, сколько показывыает цифра.
- Нарисуй такой же рисунок.
Вариант 2.
- Дорисуй флажки синим карандашом так, что бы их стало четыре.
- Нарисуй в той же строчке столько синих квадратов, сколько цветов.
- Поставь в квадрате столько красных палочек, сколько показывает цифра.
- нарисуй такой же рисунок.
Вариант 3. ( Для ребенка выполнившего без ошибок вариант 1 и 2).
- Нарисуй 5 кружков в первой строчке. Два раскрась красным цветом, три – синим. Сточка отмечена точкой.
- Нарисуй во второй сточке столько синих палочек, сколько ножек у стула. Строчка отмечена точкой.
- Нарисуй в квадрате столько палочек, сколько показывает цифра.
- Перерисуй рисунок.
Анализ выполнения.
- Умение считать по одному.
- Понимание смысла слов «столько же». правильное выполнение заданий в той же строчке говорит об умении пользоваться счетом предметов на осознанном уровне
- Понимание смысла записи количества соответствующей цифрой.
- Точность восприятия формы и хорошая связь «глаз»- «рука».
Анализ апробации данной методики показывает, что если с ребенком проводилась систематическая работа по формированию и развитию математических представлений и пространственного и конструктивного мышления, то тесты 1, 2, 5 он выполнит хорошо. Однако говорить о прогнозе высокого уровня математического развития ребенка по успешности выполнения таких заданий нельзя, т.к. данные тесты с основном диагностируют не уровень развития «подвижного», а уровень развития «кристаллизированного» интеллекта.
Анализ выполнения детьми тестов 3 и 4 показывает, что с ребенком проводилась систематическая работа по развитию гибкости мышления, формированию и развитию пространственного и конструктивного мышления.
Высокий уровень выполнения двух последних заданий будет говорить о хорошем прогнозе для развития интеллектуальных способностей, о том, что с ребенком стоит специально работать над развитием способностей к математике.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
С каждым годом общество придает большое значение воспитательным функциям семьи, создает условия для повышения образовательного уровня и педагогической культуры родителей.
Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития дошкольников являются доклады и сообщения на встречах с родителями и родительских конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; открытые занятия по математике для родителей и занятия с участием родителей; групповые и индивидуальные консультации, беседы, папки-передвижки.
Основные направления в работе с родителями, представлены в годовом плане дошкольного учреждения. При его составлении принимаются во внимание конкретные условия жизни и воспитания детей в семьях, их возрастные и индивидуальные особенности. План работы обсуждается и утверждается на педагогическом совете.
Так же работа с родителями отображается в календарных планах воспитателей, которые каждый день наблюдают за детьми и могут многое посоветовать родителям. Кроме того, систематическое общение с родителями дает возможность воспитателю дополнить сведения о ребенке, найти объективные причины определенных трудностей в его математическом развитии.
Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей – беседы. Они проводятся, когда родители приводят и забирают детей, а также во время посещения воспитателем семьи ребенка. Эта форма требует от педагога большого такта, умения, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседа начинается с констатации успехов ребенка. При этом высказывание педагога должно быть аргументированным, доказательным и наглядным. Разговаривая с родителями педагог обязательно прислушивается к тому, что их волнует , что тревожит.
Посещение родителями занятий по формированию элементарных математических представлений дошкольников также имеет большое значение. На занятиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а так же овладеть отдельными методическими приемами формирования у детей элементарных математических представлений.
Повышению уровня педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания и конференции, специальные семинары, которых с ответами выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбираются заранее и раскрывают какую-нибудь актуальную проблему.
Способом широкой педагогической пропаганды являются лекции ведущих специалистов, организация семинаров- практикумов.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому развитию ребенка. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в экономической жизни, совершенствование содержания и повышение значимости математического образования.
Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны и выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе представляет единый развивающийся процесс.
Создание единой системы воспитания и образования подрастающего поколения предусматривает неразрывную связь, логическую преемственность в работе всех звеньев этой системы, в данном случае в детском саду и школе.
Преемственность – это не что иное, как опора на пройденное использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков. Она означает расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного, но на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требование последующего.
Обеспечение более высокого уровня математического развития детей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка, безусловно, существенно влияет на качество усвоения учебного материала в школе. Поэтому такое серьезное внимание уделяется правильной организации учебно- воспитательной работе в детском саду, особенно в подготовительной к школе группе.
Одним из главных требований начального обучения математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников. Математика – это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления.
Достижение высокого уровня готовности детей к обучению в школе предусматривает усовершенствование, прежде всего содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы в детском саду, в частности в обучении их математике.
Работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в детском саду, сориентирована на программу под редакцией Н.Ф. Виноградовой « Начальная школа 21 века», по этой программе наши выпускники продолжат свое обучение в школе.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
К концу учебного года дети должны:
- Понимать объединение непересекающихся и пересекающихся множеств. Понимать и уметь объяснить содержание логической задачи. Уметь разбивать множество на подмножество (группы) по разным признакам. Понимать содержание арифметической задачи, действия сложения и вычитания, знают цифры и знаки «+», «-», «=». Уметь решать простые арифметические задачи, используя приемы вычислительной деятельности: присчитывание и отсчитывание единицы на основе понимания отношений между смежными числами, а также на основе сочетательного закона сложения и на основе состава числа из двух меньших чисел.
- Знать общепринятые меры длины - метр, сантиметр; объема - литр и массы -килограмм. Уметь измерять отрезки линейкой.
- Различать, называть и сравнивать между собой многоугольники. Делить геометрические фигуры на части, составлять фигуры путем построения, деления, трансформации. Осуществлять целенаправленные поисковые действия. Решать математические логические задачи, головоломки.
- Планировать полный или частичный ход решения, представлять изменения, происходящие в фигуре в последствии трансформаций.
- Самостоятельно решать задачи на построение, трансформацию геометрической фигуры. Решать задачи на нахождение отличий одной фигуры от другой. Доказывать правильность или ошибочность решения.
- Ориентироваться в ограниченном пространстве: знать и уметь руководствоваться основными правилами движения пешеходов на улице.
- Уметь играть в шашки, шахматы. Уметь объяснить знакомый маршрут движения, план местности, карту-схему.
- Ориентироваться во времени. Осознанно пользоваться единицами времени (час, минута, сутки, неделя, месяц, год). Ориентироваться по часам.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
- ЦИКЛ МЕРОПРИЯТИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ:
1. ПЛАНОМЕРНОЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
УМСТЕННОЙ НАГРУЗКИ;
- КОНТРОЛЬ ЗА ОСВЕЩЕНИЕМ РАБОЧИХ МЕСТ, УМЕНЬШЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ;
3. СМЕНА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СТАТИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ) – ФИЗКУЛЬТМИНУИКИ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ;
4. КОНТРОЛЬ ЗА ОСАНКОЙ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ;
5. СООТВЕТСТВИЕ ГРУППЫ МЕБЕЛИ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМ ДАННЫМ ДОШКОЛЬНИКОВ;
6. ПОДБОР КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ПОМЕЩЕНИИ;
7. НАЛИЧИЕ РЕЛАКСАЦИОННЫХ ЗОН В ГРУППЕ;
8. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРОВЕТРИВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ (СОГЛАСНО ГРАФИКУ ПРОВЕТРИВАНИЯ);
9.САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ СанПиН;
10.САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ И ОБОРУДОВАНИЮ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Белошистая А.В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление. Дошкольное воспитание-2004-№9. С-66.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под.ред.Л.В. Венгер.- М.,1978
- Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н.,Новикова В.П. Математика для дошкольников.- М.: Мозайка-Синтез, 1996.
- Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М: Педагогика,1974
- Логика и математика для дошкольников. Методическое пособие. Под
Ред.Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящей. – СПб: «Акцидент»,1996
- Математика до школы. Пособие для воспитателей и родителей.
Составитель З.А. Михайлова.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. –М.: Просвещение, 1975.
- Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
1999.Кн 3 Психодиагностика.
9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший возраст. – М.:
Мозайка-Синтез
10.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под.
ред. Эльконина Д.Б., Венгер А.Л., М., 1988.
11.Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления
дошкольников. Дошкольное воспитание 1982 №3, С.-12.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под.ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. М.,2005
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. Под ред. Н.Н.Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985
- Тихомирова Л.Ф., БасоваА.В. Развитие логического мышления детей.
Ярославль. «Гринго»1994
15. Целишева И, Большакова М. математика не отвлеченная наука.
Дошкольное воспитание 2000-№2. С. 25-40.
16.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду.
М.,2000.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
СЕНТЯБРЬ.
ЗАНЯТИЕ 1.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать развивать умение видеть составные части множества, классифицировать предметы заданным признакам;
- упражнять детей в счете, совершенствовать признаки количественного и порядкового счета в пределах 10;
- воспитывать терпение и трудолюбие.
ЗАНЯТИЕ 2.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать учить детей в операциях объединения и дополнения множества, выделение из множества отдельных его частей; учить устанавливать соотношения между частями на основе счета и составления пар предметов;
- развивать умение считать по заданной мере. За единицу счета принимать не один, а несколько предметов или часть предмета;
- воспитывать чувство взаимовыручки.
ЗАНЯТИЕ 3.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- дать детям представление о многоугольниках на примере треугольника и четырехугольника;
- продолжать формировать измерительные умения и классификацию предметов по заданному признаку;
- воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
ЗАНЯТИЕ 4.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать знакомить детей с цифрами от 0-9, закреплять понимание отношения между числами натурального ряда; 5 больше 4 на 1, а 8 меньше 9 на1, учить увеличивать и уменьшать каждое число;
- продолжать развивать умение анализа и синтеза;
- воспитывать аккуратность.
ОКТЯБРЬ.
ЗАНЯТИЕ 5.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- учить детей называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному, определять пропущенное число;
- развивать представления детей о последовательностях дней недели, месяцев года; совершенствовать умение анализа и синтеза;
- воспитывать умение видеть и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.
ЗАНЯТИЕ 6.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
- развивать умение делить предмет на 2, 4, 8 равных частей путем сгибания бумаги;
- воспитывать умение действовать в коллективе.
ЗАНЯТИЕ 7.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- учить детей измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки, учить детей находить лишний предмет из предложенных- обосновывать свои высказывания;
- упражнять детей в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
ЗАНЯТИЕ 8.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
-продолжать учить детей измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки, учить детей выделять предметы из множества по заданному признаку;
- продолжать упражнять детей в расположении рисунка на листе бумаги в клетку, развивать мелкую моторику кисти рук;
- воспитывать умение соподчинять свои действия с действиями сверстников в коллективной работе.
НОЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 9.
ПРОГАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- учить детей моделировать геометрические фигуры- составлять из двух треугольников один многоугольник, из частей круга – круг;
- продолжать развивать умение у детей ориентироваться на листе бумаге в клетку, развивать умение «глаз»-«рука»;
- продолжать воспитывать чувство взаимопомощи.
ЗАНЯТИЕ 10.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- учить детей решать простейшие задачи, при решении задач пользоваться знаками «+», «-», «=», аргументировать свое решение;
- продолжать развивать измерительные умения сыпучих и жидких тел;
- воспитывать чувство взаимовыручки.
ЗАНЯТИЕ 11.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать учить детей решать простейшие задачи, находить свой способ решения, аргументировать свои действия;
- продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать мелкую моторику кисти;
- воспитывать умение выслушивать сверстников.
ЗАНЯТИЕ 12.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- учить детей разгадывать простейшие ребусы, головоломки;
- закреплять представления о простейших геометрических фигурах;
- воспитывать умение отстаивать свою точку зрения.
ДЕКАБРЬ
ЗАНЯТИЕ 13.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать учить детей решать простейшие ребусы и головоломки, аргументировать свое решение;
- продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать мелкую моторику кисти; совершенствовать измерительные умения сыпучих и жидких тел;
- воспитывать бережное отношение к учебному материалу.
ЗАНЯТИЕ 14.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать учить детей решать простейшие задачи, объяснять свое решение;
- развивать представления о том, что результат измерения зависит от размера условной мерки;
- воспитывать умение радоваться за успехи сверстников.
ЗАНЯТИЕ 15.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- учить детей анализировать форму предметов и отдельных ее частей, учить составлять собственные композиции из фигур и давать им словесное описание;
- развивать мелкую моторику кисти ориентируясь на листе бумаги в клетку;
- воспитывать чувство сопереживания.
ЗАНЯТИЕ 16.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- учить детей самостоятельно придумывать простейшие задачи на сложение (к большему прибавлять меньшее, пользоваться знаками)
- развивать умение графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка;
- воспитывать терпеливое и не торопливое отношение к своей работе
ЯНВАРЬ
ЗАНЯТИЕ 17.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- учить детей самостоятельно придумывать простейшие задачи на вычитание ( вычитаемое меньше остатка);
- развивать умение графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде плана;
- воспитывать и поощрять инициативу.
ЗАНЯТИЕ 18.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать учить детей придумывать простейшие задачи на сложение и вычитание, пользоваться при решении соответствующими знаками;
- развивать умение графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде схемы;
- воспитывать усидчивость.
ЗАНЯТИЕ 19.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
-дать элементарное представление о необратимости времени, учить детей различать длительность временных интервалов (1, 5, 10 минут, 1 час)
- развивать представления о известных геометрических фигурах, изображая их на листе бумаге, классифицировать геометрические фигуры по величине;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
ЗАНЯТИЕ 20.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать знакомить детей с временными отрезками;
- развивать представления детей о геометрических фигурах, классифицировать их по форме;
- воспитывать чувство сопереживания и взаимовыручки.
ФЕВРАЛЬ
ЗАНЯТИЕ 21.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать знакомить детей с временными отрезками;
- развивать представление детей о геометрических фигурах, классифицировать их по цвету;
- воспитывать уважительное отношения к высказываниям сверстников.
ЗАНЯТИЕ 22.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- познакомить детей с понятием « вес предмета», упражнять в сравнении предметов по тяжести (тяжелее - легче) путем взвешивания их на ладонях4
- развивать умение классифицировать геометрические фигуры по форме и цвету;
- воспитывать чувство радости за успехи другого;
ЗАНЯТИЕ 23.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать знакомить детей с понятием «вес предмета», познакомить детей с весами;
- развивать умение классифицировать геометрические фигуры по цвету и величине;
- воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу (весам и гирькам).
ЗАНЯТИЕ 24.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать учить детей взвешивать предметы, объяснять свои действия, записывать в тетради;
- развивать умение классифицировать геометрические фигуры по величине и форме;
- воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
МАРТ
ЗАНЯТИЕ 25.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- закрепить умения детей взвешивать предметы, делать в тетради соответствующие записи, аргументировать свои действия;
- развивать умение классифицировать геометрические фигуры по форме, цвету и величине;
- воспитывать аккуратность.
ЗАНЯТИЕ 26.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- учить детей сравнивать многоугольники, объяснять их особенности;
- продолжать развивать умение ориентироваться по часам;
- воспитывать усидчивость и терпимость.
ЗАНЯТИЕ 27.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- учить детей решать задачи на нахождение отличий одной фигуры от другой;
- продолжать развивать умение ориентироваться по часам;
- воспитывать усидчивость и терпимость.
ЗАНЯТИЕ 28.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать учить детей решать задачи на нахождение отличий одной фигуры от другой;
- развивать логические приемы умственных действий, аргументировать свои действия;
- воспитывать умение бережного отношения с раздаточным материалом.
АПРЕЛЬ.
ЗАНЯТИЕ 29
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- упражнять детей в расположении предметов и их изображений в тетради (левее, правее, верхний угол, нижней угол, центр);
- развивать умение рисовать карту –схему заданного пространства;
-воспитывать чувство коллектива.
ЗАНЯТИЕ 30
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- упражнять детей в расположении и изображении предметов в тетради;
- развивать умение «читать» карту-схему и ориентироваться по ней;
- воспитывать умение действовать в коллективе.
ЗАНЯТИЕ 31.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- познакомить детей со счетом в пределах 20, объяснить, как образуются числа второго десятка;
-продолжать развивать умение «читать» карту схему и ориентироваться по ней;
- воспитывать умение соподчинять свои действия с действиями других.
ЗАНЯТИЕ 32.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать знакомить детей со счетом в пределах 20, учить детей понимать, как образуются числа второго десятка;
- развивать мелкую моторику кисти, делая в тетради соответствующие записи;
- воспитывать усидчивость.
МАЙ
ЗАНЯТИЕ 33.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- закрепить счет детей в пределах 20.
- развивать и поощрять умение собственного решения поставленной задачи;
- воспитывать умение выслушивать товарища.
ЗАНЯТИЕ 34.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- закрепить представления детей по изученным признакам о геометрических фигурах;
- развивать фантазию и творчество в коллективной работе;
- воспитывать умение действовать в коллективе , соподчинять свои действия с действиями сверстников.
ЗАНЯТИЕ 35. ДИАГНОСТИКА
ЦЕЛЬ:
- определить уровень развития логического мышления, используя методику «Раздели на группы» Р.С. Немова.
ЗАНЯТИЕ 36. ДИАГНОСТИКА
ЦЕЛЬ:
- определить уровень математических представлений дошкольников.
Кружок «Умницы и умники»
( 1 раз в неделю, вторник 2 –ая половина дня)
СЕНТЯБРЬ
1и 2 недели . Познакомить детей с шашками, показать и объяснить простейшие манипуляции и правила игры.
2-3 недели. Учить детей играть в шашки, соблюдая общепринятые правила.
ОКТЯБРЬ
1 и 2 недели. Продолжать учить детей играть в шашки, соблюдая правила игры.
3 неделя – шашечный турнир между девочками
4 неделя - шашечный турнир между мальчиками
НОЯБРЬ
1 и2 недели . Познакомить детей с игрой в «Уголки». Объяснить правила и манипуляции.
3 и 4 недели. Продолжать учить детей играть в «Уголки», соблюдая правила.
ДЕКАБРЬ
1 и 2 недели. Продолжать учить детей играть в «Уголки», соблюдая правила.
3 неделя – соревнование между девочками.
4 неделя- соревнование между мальчиками
ЯНВАРЬ
1,2 неделя. Познакомить детей с шахматами. Познакомить детей с название
фигур. Объяснить, как они могут передвигаться по доске.
3 неделя. Закрепить знания детей о шахматных фигурах и способах их передвижения.
4 неделя. Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах и способах их передвижения, делая простейшие манипуляции.
ФЕВРАЛЬ.
1,2 недели. Учить детей играть в шахматы, соблюдая правила игры.
3,4 недели. Продолжать учить детей играть в шахматы, соблюдая правила игры.
МАРТ
1,2 недели. Продолжать учить детей играть в шахматы, соблюдая правила
Игры.
3,4 недели. Продолжать учить детей играть в шахматы, соблюдая правила игры. Приветствовать нестандартные решения.
АПРЕЛЬ.
1,2 недели . Продолжать учить детей играть в шахматы.
3 неделя. Шахматный турнир между девочками.
4 неделя. Шахматный турнир между мальчиками.
МАЙ
1 неделя. Шахматный турнир с мамами.
2 неделя. Шахматный турнир с папами.
3 неделя. Шахматный турнир с первоклассниками.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
№ | Тема и цель семинара | Дата проведения, количество занятий | Литература | Практическая деятельность | Ответственные |
1. | Использование инновационных технологий для ФЭМП. Цель – систематизация знаний педагогов, повышение профессиональной компетенции. | Сентябрь 4 занятия. | Мисуна С «Развиваем логическое мышление» Щербакова Е.И. «Обучение математике в д\с» Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» А.А. Столяр «Математические игры для детей 5-6 лет» КорнееваГ. « Современные подходы обучения дошкольников математике»» | 1.Проведение родительских собраний с целью ознакомления родителей с формами и методами работы по ФЭМП дошкольников. 2.Оформление информационных стендов 3.Составление технологических карт 4. Презентация реализуемых технологий 5.Изготовление занимательного материала для развития мышления дошкольников. | 1. Заместитель заведующего 2. Психолог 3 Воспитатели |
В дошкольном учреждении семинар является одной из форм методической работы. На семинарском занятии педагогов знакомят с теорией по возникшей проблеме. В ходе изложения теории педагоги имеют право излагать свои взгляды по затронутой проблеме, дискутировать и приходить к общему мнению.
Кроме теоретических большим спросом пользуются и практические семинары. Семинар – практикум проводится для более глубокого и системного изучения проблем психологии, педагогики, методики; теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. Иногда такие показы являются мастер - классом. В ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в определенном виде деятельности, развивается творческое начало и фантазия.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.
Форма проведения – «Круглый стол».
№ | Тема педсовета | Дата | Подготовка и проведение | Литература |
2 | «Особенности развития мышления детей дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП» | 20 октября | 1.Консультация «Мышление как основа интеллектуального развития» 2.Оформление информационного стенда. 3. Оформление воспитателями папок-передвижек. 4. Презентация занимательного материала Обмен опытом. 1. Развитие мышление мл. дошкольников . Игровая познавательная деятельность 2.Развитие мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП. 3.Развитие мышления дошкольников старшего возраста. – Занятия по ФЭМП Анализ открытых просмотров. 1.занятия по ФЭМП во 2-ой мл группе. 2.Занятия по ФЭМП – подготовительная группа. | 1.А.В. Петровский « Хрестоматия по психологии» 2.В.В. Давыдов «Психологический словарь» 3. А.В. Брушлинский «Субъект: мышление, учение, воображение» 4. Коноваленко С.В «Развитие мышления у детей с трех лет» 5. Овчинникова Т.Н. «Личность и мышление ребенка» 6. Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников» 7.Н.Н.Поддьякова « Новые идеи к исследованию мышления» 8. Д.Б, Эльконин «Особенности психического развития дошкольников» 9.Гатанов Ю.Б. « Развиваем логику и сообразительность». |
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
ТЕМА : « Значение занимательного материала для развития логического мышления дошкольников ».
Любая математическая задача для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. умственная задача : составить фигуру или видоизменить ее , найти свой путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка , находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности , основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, необычайность постановки вопроса : « Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься в поисках ответа и втянуть в игру воображение.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбирать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам6 по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий , занимательный материал можно классифицировать на три условные группы: развлечения, математические игры и задачи, дидактические игры и упражнения.. Основанием для данной классификации является характер и назначение материала того или иного вида.
Головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование интересны по содержанию и занимательны по форме, они отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
В математических играх смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических способов и умозаключений.
Разновидностью математических игр и задач являются и логические игры, задачи и упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», « Чем отличаются?», «По четыре», «Вычислительная машина» предполагают строгую логику действий.
К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счете и вычислениях.
Математические развлечения представляют собой разного вида задачи, упражнения, игры на пространственное преобразование, моделирование, воссоздание фигур- силуэтов, образных изображений из отдельных частей. Они увлекательны для детей. Решение здесь осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо создать фигуру – силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх составляются плоские фигуры: « Танграм», « Головоломка Пифагор», « Колумбово яйцо», «волшебный круг». В других требуется составить объемную фигуру: «Кубики для всех», «Куб – хамелион», « Собери призму» и т.д.
Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения требуют проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия, являются эффективным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
Роль занимательного материала определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересованность дидактическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их во всех других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна детям, у них складывается положительное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру и т.д.
Из всего многообразия занимательного материала в детском саду наиболее применяются дидактические игры..
Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствование
( количественных, пространственных, временных) представлений детей.
В формировании у детей математических представлений широко используются разнообразные игровые упражнения. Они отличатся необычайностью постановки вопроса (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от какого-либо литературного или сказочного героя ( Чебурашки, Буратино). Игровые упражнения не включают в себя дидактические задачи, правила, игровые действия. Назначение их – выработка умений и навыков.
В дошкольном возрасте с целью развития мышления используют несложные логические задачи и упражнения. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, знаков, на поиск чисел и фигур.
Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности детей в оживлении процесса обучения.
Овладение детьми приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления творчества. Дети начинают сами придумывать простые логические задачи6 на поиск лишней фигуры, признаков отличия, поиск закономерностей построения рядов фигур и нахождение недостающей.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоских изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных геометрических фигур. Набор фигур представляет собой части разрезной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга, квадрата, овала. Они интересны и детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Воссоздание фигур по контурным образцам требует чтения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части , т.е. на те геометрические фигуры из которых она составлена. Оно возможно при
условии правильного расположения одних составных частей, относительно других, соблюдение пропорционального соотношения по величине воссоздание. Воссоздание осуществляется в ходе выбора (поисков) способа составления не основе предварительного анализа и последующих практических действий, направленных на проверку различных способов взаимного расположения частей. По мере самостоятельных упражнений совершенствуются умения детей производить зрительный анализ образца, он становится более точным и конкретным.
По мере освоения детьми способов составления фигур - силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера, стимулировать проявление смекалки, находчивости. Дети легко осваивают игры на воссоздание из специальных наборов фигур, образных, сюжетных изображений, которые становятся для них одним из средств заполнения досуга.
Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступным и интересным в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки.
Назначение загадок и задач шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателями а процессе разговоров, бесед, наблюдений каких-либо явлений т.е. в тех случаях когда создается необходимая для этого ситуация. Успех решения задач – шуток зависит от того, насколько дети понимают шутку, умеют ли выделять ее в литературных произведениях, придумывать. В противном случае , дети, как правило, подходят к решению задач-шуток с позиции арифметики, начинают производить действия с числами. Результат решения детьми задач- шуток зависит от жизненного опыта, развитие представлений об окружающих предметах и явлениях, умения видеть, наблюдать, замечать необычное в обычном. Понять ребенку смысл задачи-шутки поможет создание ситуации, обстановки, аналогичной той, о которой говорится в задаче, практическая проверка, зарисовка и доказательство правильности отгадки, домысла, указание на необходимость размышлять, догадываться, решая подобные задачи.
Для более продуктивного развития логического мышления старших дошкольников, воспитателям необходимо обеспечить детей разнообразным занимательным материалом, следить за его обновлением и последовательным распределением интеллектуальной нагрузки, ее соответствия возрастным и индивидуальным особенностям детей.
КРОССВОРД ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕМА « ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»
По вертикали.
1. Педагог – психолог, занимавшийся проблемами исследования логического мышления детей дошкольного возраста.
2. Логический прием.
3. Автор книг по дошкольной педагогики, психологии и частным методикам.
4. Первичная форма существования мышления.
5. Логический прием.
6. Логический прием.
7. Игры, использование которых наиболее эффективно позволяет формировать логические умозаключения у дошкольников.
8. Занятие формирующие логическое мышление дошкольников более продуктивно, чем другие.
9. Педагог-психолог занимавшийся проблемами исследования логического мышления.
10. Логический прием.
11. Общение с помощью жестов, мимики, движений.
12. Логический прием.
По горизонтали.
1. Педагог психолог, автор кроссвордов и анкет для выявления профессионального уровня педагогов.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
-1-
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.
1.Закрепить умение выделять и фиксировать общий признак двух или более объектов; продолжать обучать детей ориентироваться в схематичном изображении и на листе бумаге ; закреплять навыки счета.
2. Развивать фантазию, воображение, смекалку; совершенствовать речь дошкольников; развивать мелкую моторику кистей рук.
3. Воспитывать выдержку, такт, терпение.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ.
Картинка с изображением четырехугольников различной формы, цветные счетные палочки, цифры, геометрические фигуры, картинка с изображением из треугольников семьи кошек, рабочие тетради, простые карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Вниманию детей предлагается картина с изображением четырехугольников различной формы, один четырехугольник явно отличается от всех остальных, воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает изображение и просит детей определить лишнюю фигуру, аргументируя свой ответ.
Далее воспитатель просит детей взять из своих коробочек столько палочек, сколько выставлено на фланелеграфе, и соотнести их количество с определенной цифрой, обращается внимание на цвет палочек. Воспитатель просит назвать детей у кого палочки разного цвета, а у кого одинакового.
Затем предлагает взять еще одну палочку и приложить ее у двум предыдущим с верху. Просит назвать, на что похоже данное изображение, сосчитать палочки и соотнести их с соответствующей цифрой.
Далее предлагает переложить верхнюю палочку на середину и опять просит назвать, на что похоже данное изображение и соотнести количество палочек с цифрой. Если дети называют знакомую им букву, воспитатель просит придумать слова с этой буквой.
Воспитатель просит составить геометрическую фигуру из трех палочек. Один ребенок составляет треугольник на фланелеграфе. Детям задаются вопросы : что это за фигура и почему они так думают.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «Считай и делай»
(Дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Один – потянуться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять - руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
Вниманию детей предлагается картина с изображением семьи кошек. Кошки на ней изображены из геометрических фигур – треугольников. Внимание детей фиксируется на том, что кот – папа самый высокий, кошка – мама пониже, а котенок самый маленький. После внимательного рассматривания картины воспитатель просит нарисовать у себя в тетради семью кошек. Следит за правильностью выполнения задания и правильной посадкой детей.
-2-
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.
1. Продолжать учить детей находить логические ошибки в стихах - небылицах; совершенствовать навыки счета.
2. Развивать связную речь, фантазию, воображение, умение аргументировать свой ответ; обогащать словарный запас; развивать ассоциативные связи.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ.
Словесные игры, загадки, предметные картинки, дидактические игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель предлагает детям задание на словообразование. Показывает квадрат и просит составить к этой картинке прилагательные (квадратный, коричневый, большой, четырехугольный).
Показывает круг, и добивается от детей таких ответов как , круглый, черный, маленький) и т.д.
Когда дети уловят смысл данного задания, предлагает им поиграть в игру «Назови и объясни».
Взяли мы с утра корзинки и пошли в лесок.
И нашли мы под осинкой маленький грибок. Какой? (Подосиновик)
А у Пети с Васей руки, словно в масле.
Отгадайте малыши, какой гриб они нашли? (Масленок)
Самый яркий и красивый и полезный для зверей,
Не клади его в корзину , он опасен для людей. (Мухомор).
Далее проводится игра «Объяснялки»
Детям показывают предметные картинки с грибами, они должны дать название грибу, а затем посчитать сколько всего грибов и какой, например ,по счету подосиновик, какой мухомор, какие опята и т.д.
Затем дети решают логические задачи:
1.На столе три стакана ягодами. Вова съел один стакан, сколько стаканов осталось на столе? (Три)
2. Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (Девочки).
3.Скольго грибов можно вырастить из двух семян ели ?
4. Пошли в лес две девочки за грибами, а им навстречу из леса вышли два мальчика. Сколько детей в лесу?_ (Две девочки)
5. У Марины есть целое яблоко, две половинки и две четвертинки. Сколько всего яблок у Марины? (Три).
6. Груша тяжелее яблока, яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (Груша).
7. На столе лежат два апельсина и три банана. Сколько овощей лежат на столе? (На столе лежат только фрукты).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «Смелый солдатик»
(Дети выполняют движения по тексту стихотворения).
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую - к груди,
Да смотри - не упади,
А теперь постой на левой,
Будто ты солдатик смелый.
(Повторить 2-3 раза).
Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты»
Выбрать способ группировки картинок дети должны самостоятельно.
Читая детям небылицы, воспитатель учит их самостоятельно находить несуразицы в тексте.
Квадратный, серый помидор раз забрался на забор
Он увидел, как на грядке овощи играли в прятки.
Длинный, красный огурец под листочек свой залез
А зеленая морковка в борозду скатилась ловко.
Ну а сладкая редиска наклонилась низко-низко
Только Машенька пришла, сразу овощи нашла.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Переставим мебель»
Игровое поле разделено на шесть частей, пять из них занято мебелью, а шестое свободное. Нужно поменять шкаф и диван так, что бы при перестановке на каждой части находилось не более одного предмета.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Цепочка ассоциаций»
(Первый ребенок например называет слово – газета, второй –бумага, третий –салфетка и т.д.)
-3-
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.
- Закрепить у детей логические приемы – классификации, анализа, синтеза; умение решать логические задачи.
- Продолжать развивать логическое мышление, память, воображение, смекалку.
- Воспитывать умение взаимодействовать с коллективе сверстников, соподчинять свои действия с действиями других.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ.
Геометрические фигуры разные по цвету, форме и величине; Картина с изображением заданной фигуры; крупный строитель и карточки с текстом логических задач.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В начале занятия дети рассмотрели имевшиеся у них геометрические фигуры, дали название каждой, определили ее цвет, и величину.
Затем воспитатель предложил детям поделить их на три группы объяснить , почему именно так , а не иначе ребенок решил поставленную перед ним задачу. Способ группировки дети должны выбрать самостоятельно.
Затем воспитатель предложил детям выделить лишний предмет из общего количества предметов и объяснить свои действия.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «Быстро встаньте, улыбнитесь».
Быстро встаньте, улыбнитесь, и на месте потянитесь.
Ну ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, рук коленями коснулись.
Сели –встали, сели-встали и на места побежали.
Далее детям для решения предлагались задачи, которые закрепляли навыки счета и логические операции.
- Два щенка озорника бегают, резвятся,
К шалунишкам три дружка с громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей? (ПЯТЬ).
- Дарит бабушка – лисица трем внучатам рукавицы:
–Это вам на зиму внуки, рукавичек по две штуки,
Берегите, не теряйте. Сколько их всего считайте (Шесть)
3.Еж спросил ежа-соседа: «Ты откуда, непоседа?»
- «Запасаюсь я к зиме. Видишь яблоки на мне?
Собирал я их в лесу, 6 отнес, одно несу».
Призадумался сосед , это много или нет? (Семь)
4.Шли 7 старичков, у каждого 7 посошков,
На каждом посошке 7 сучков, на каждом сучке 7 узелков
На каждом узелке 7 воробьев, у каждого воробья 7 хвостов,
Сколько было старичков? (7).
5. На груше росло 10 груш, а на иве на 2 груши меньше.
Сколько груш росло на иве? ( На иве груши не растут)
6. На какое дерево сядет воробей после дождя?
(На мокрое)
7. От чего плавают утки?
(От берега)
8.У стола четыре угла.
Если один угол отпилить,
То сколько станет углов? (5)
КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
Цель – сложить необычную геометрическую фигуру, ориентируясь на образец. Дать ей название.
Воспитатель внимательно рассматривает образец вместе с детьми, наглядно сопоставляет детали с деталями на рисунке и только после этого просит детей приступить к выполнению задания.
Диагностическая карта Р.С. Немова.