Моя копилка
Консультация для воспитателей на тему: "Формирование ценностных отношений к своей малой Родине посредством позновательно - творческих проектов"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Как у маленького деревца, Еле поднявшегося над землей, Заботливый садовник укрепляет корень, От мощности которого зависит Жизнь растения на протяжении Нескольких десятилетий, Так учитель должен заботиться О воспитании у своих детей Чувства безграничной любви к Родине» В.А. Сухомлинский
Что такое любовь к родине? Любовь к Родине – это очень сильное чувство. Это любовь к своей семье и тому месту, где ты родился и живешь. Это наши светлые воспоминания о детстве. Это желание защищать всегда и везде, то, что дорого нам. Любовь к Родине делает нас сильными.
Этапы формирования любви к Родине: В младшем возрасте идет через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. В среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребенка В старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Что такое патриотизм? Слово патриотизм образовано от греческого «ПАТРИС»- «Родина». Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины (словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова )
Сухомлинский В.А. утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Задачи : 1. Формировать знания детей о малой Родине через различные виды деятельности. 2. Воспитывать чувство гордости за свой родной край. 3. Развивать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способности чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё. 4. Формировать систему элементарных знаний об исторических, культурных, природных, географических особенностях родного края. 5. Вовлекать родителей в совместную деятельность с ребенком, повышать активность родителей в воспитании у детей любви к своей малой и большой Родине. 6. Приобщать детей к русскому народному творчеству.
Проект для: Детей : проектная деятельность уже в дошкольном возрасте помогает закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, учит детей систематизировать информацию, использовать знания в практической деятельности т.е. формировать ключевые компетентности, необходимые ребёнку для обучения в школе . Педагогов : позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность для развития своего творческого и педагогического потенциала . Родителей : позволяет привлекать родителей к активному участию в воспитательно -образовательном процессе детского сада, способствует повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей.
Актуальность темы: Во-первых , помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Во-вторых , все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений , требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления . В-третьих , проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры ( познавательная инициатива ) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта
Противоречия: • между необходимостью формирования у детей патриотических чувств и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду; • между необходимостью формирования у дошкольников определённой системы знаний о родном городе и недостаточной осведомленностью родителей об истории родного города, о людях, прославивших его.
Вывод Именно проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Проведение ООД с использованием нетрадиционных техник: -способствует снятию страхов; -развивает уверенность в своих силах; - развивает пространственное мышление; -побуждает детей к творческим поискам и решениям; -знакомит с разнообразным материалом; -развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия ; -развивает мелкую моторику; - во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Виды нетрадиционного р исования :
Кляксография . Научить детей делать кляксы ( черные и белые) . Затем 3-х летний ребенок может смотреть на них и видеть образы , предметы или отдельные детали. Затем следующий этап – обведение или дорисовка клякс . В результате может получиться целый сюжет.
Тычок жесткой сухой кистью Средства выразительности : фактурность окраски, цвет. Материалы : жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.Способ получения изображения : ребенок опускает кисть в гуашь и ударяет ею по бумаге, держа вертикально . При работе кисть в воду не опускается . Т. о. заполняется весь лист , контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками Средства выразительности : пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы : мисочка с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Рисование ладошками Средства выразительности : пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы : широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее кистью (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют левой и правой руками, окрашенными разными цветами.
Скатывание бумаги . Средства выразительности : фактура, объем. Материалы : салфетки либо цветная двухсторонняя бумага и цветной картон для основы, клей ПВА налитый в блюдце. Способ получения изображения : ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Затем комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой Средства : пятно, фактура, цвет. Материалы : блюдце, в котором штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета, смятая бумага. Способ : ребенок прижимает смятую бумагу к подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки и акварель Средства : Цвет, линия, пятно, фактура. Материалы : восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ : ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг Средства : точка, фактура. Материалы : бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона (5*5 см) . Способ : ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Метод ниткографии Из картона делают экран 25*25 см. На него наклеивают бархатный картон или фланель. Брут набор разных шерстяных ниток. Нитки, имеющие шерсть притягиваются сами. Прикрепить легким движением указательного пальца.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее , смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Рисование в жизни ребенка»
Цель:
1. Информировать родителей о концептуальном замысле организации образовательного процесса по изобразительной деятельности в ДОУ.
2. Представить спектр возможностей использования изобразительной деятельности в развитии детей 4-5 лет.
Ход собрания:
- «Рисование в жизни ребенка»
Нашу встречу я хочу начать стихотворением Давида Самойлова, очень точно охарактеризовавшего особенности детского изобразительного творчества.
Как весело рисуют дети
Доверчивые чудеса
Не Истину и Добродетель,
А человечка или пса
И пес неистов и оранжев,
В зубах зелёное: «Гав! Гав!»
И радуги разбудоражив,
Конь скачет о шести ногах
А над конем летит сорока,
Летит дорога под коня,
Хохочет солнце кособоко,
И улыбается луна
И человечек - огуречик
С овальным розовым брюшком
Так беззаботен, так доверчив,
На том коне сидит бочком!
Он твердо знает, что доскачет,
Застенчивый до немоты,
И в руки маленьких циркачек
Положит красные цветы
Дитя! От мыслей безрассудных
Меня чертою отдели
Пусти, пусти меня в рисунок
И в добром мире посели.
Рисование - это любимое детское занятие. Ему мало занятий рисованием, проводимых в детском саду. Очень важно, чтобы вы родители стали помощниками своим детям у себя дома. Ведь через изобразительную деятельность, ребенок само выражается как личность. В рисунке ребенок выплескивает как положительные, так и отрицательные эмоции. Неоценимую услугу рисование оказывает для подготовки руки ребенка к письму.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование. Но она несомненно была. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат, ощущают. Рисуют даже запахи. Для ребенка рисовать – значит учить его думать. Ощущать его внутренний мир, вызывать у него желание высказываться. Но дети не изображают реальный мир, а воссоздают на бумаге свой собственный.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам. Рисунок позволяет действовать в таком порядке и темпе, которые отвечают потребностям и возможностям самого ребенка.
Предоставив детям возможность рисовать то, что они хотят, мы видим, что специально не обучавшиеся малыши необыкновенно точно и выразительно передают в рисунке характерные черты занимающего их мысли предмета. Однако эта способность не распространяется на изображение других объектов. Причина в том, что предметы, поразившие мысли и чувства ребенка, как бы стоят у него перед глазами, а изобразить нечто другое, без специального обучения, они не в состоянии. Следовательно, для полноценного развития детей необходимо своевременное обучение на всех возрастных этапах его жизни.
Маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно знать, что он трудится не напрасно: то, что он делает, не обязательно ему самому, а ещё кому-то необходимо.
В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является побудителем рисования. Впоследствии это сказывается на почерке ребенка.
Если ребенок не правильно держит карандаш: щепоткой, в кулаке, скрюченными пальчиками, то рука быстро устает, изображение искажается, и как правило, результат неудовлетворенность, огорчение и потеря интереса, а в процессе занятия (не получилась та или иная линия, растеклась краска) ребенок бросает кисть или карандаш, более эмоциональные дети могут даже заплакать, отказаться рисовать. Если им вовремя не помочь, то рисование превращается для них в муку, и, как правило, - в результате плохой, корявый почерк в школьные годы.
Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами, имеет важное значение не только для развития ребенка в изобразительной деятельности, но и для всестороннего развития ребенка. Как сказал Сухомлинский: «Способности детей на кончиках пальцев»
Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление или чувство страха. Задача взрослого помочь ребенку овладеть теоретическими и практическими навыками рисования, чтобы дети знали, как элементарно, легко, доступно можно нарисовать тот или иной предмет. Дети, в свою очередь, уже с полученными навыками, будут фантазировать, творить самостоятельно, раскрепощаться и выражать на бумаге свои эмоции.
Вот ряд основных правил, для того, чтобы поддерживать интерес ребенка к рисованию:
1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство..
2. У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, красках и бумаге.
3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике
4. Рисунок, выбранный ребенком, нужно повесить, где-нибудь в удобном для ребенка месте и попросить юного художника прокомментировать его.
2. Игра: «Нарисуй глазами детей»
Родителям предлагается нарисовать на темы: «Приятное - неприятное», «Радость - печаль», «Красивое - безобразное» с позиций ребенка. По завершению работы, каждая группа комментирует свой рисунок.
Игра: «Родительские задачи»
Цель: Структурирование раннее предложенного материала
Предлагается каждой группе задача, связанная с развитием изобразительной деятельности детей.
В группе обсуждаются и высказываются предложения по их решению.
Задача: Мама Пети (З года) любила рисовать и хотела, чтобы сын точно воспроизводил ее рисунки. Так она нарисовала огородную лейку. Петя увидел в рисунке мамы рыбу с раскрытым ртом. Мама сказала: «Не говори глупостей, это лейка. Нарисуй».
Проанализируйте поведение мамы с точки зрения развития творческих способностей сына.
Кроссворд по предмету "изобразительному искусству (ИЗО)" на тему "Принадлежности для рисования"
По горизонтали
2. Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
4. Вид искусства с помощью глины и пластилина
8. Подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д.
По вертикали
1. Вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.
3. Форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).
5. Искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности.
6. Приспособление для смешивания красок.
7. Как называется жанр в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
9. Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного, нарисованного.
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей ребенка через изобразительную деятельность
Творческие способности включают в себя умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы.
Еще развитие творческих способностей детей влияет на расположенность к открытиям и умение осмыслить и применить на практике полученный опыт.
Конечно, обучением ребенка лучше заниматься с самого рождения.
Развитие художественных способностей можно начинать уже с 1 года. В этом возрасте дети изучают предметы и их свойства. Рекомендуется, что бы в поле зрения малыша попадались различные предметы для рисования – бумага, яркие карандаши и фломастеры. До 2-3 лет происходит ознакомительный период, дети рисуют произвольные линии и формы, а также их очень привлекают цвета. На первых порах родители должны только следить за безопасностью ребенка. К 3 годам, когда малыши начинают выводить каракули, родители принимают участие. В первую очередь рекомендуется расшифровывать линии, например кружок похож на яблоко, линия на дорогу. Это закладывает в ребенке ассоциации рисунка с образами, происходит переход от произвольного чирканья на бумаге к стремлению нарисовать осмысленный рисунок.
Методы и средства
развития творческих способностей детей
В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например, играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей. Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.
В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни
При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны. При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель.
Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.
Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль , как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета». И . Я. Гинцбург
В связи с появлением новых материалов для лепки , появились и различные техники выполнения работ: « Шнурки» из пластилина Нетрадиционная лепка цветочка . Выполняется методом разрезания слоеного пластилина . Пластилинография . Метод обратной аппликации
«Шнурки» из пластилина Берется достаточно мягкий пластилин (можно разогреть предварительно, шприц (медицинский, либо специальный для лепки , продается в наборах). Пластилин накладываем в шприц и выдавливаем, получаются равномерные по толщине жгутики, похожие на шнурки. Из полученных «шнурков» можно выкладывать различные узоры, рисунки. (Пример, дерево с листьями) .
Нетрадиционная лепка цветочка . Выполняется методом разрезания слоеного пластилина. Сделала палочки из карандашей и тонкой проволоки. Для работы нужен пластилин разного цвета, влажная салфетка. Из каждого кусочка делаем лепешки и складываем «тортиком» . Затем тортик превращаем в «вареник» и хорошо защипываем края. Берем палочки и разрезаем поперек наш вареник и видим, что у всех получается разный срез. Нарезаем несколько лепестков, выкладываем в форме цветка, а из оставшегося пластилина делаем серединку для цветка. Еще в начинку для вареника можно положить несколько колбасок разного цвета и результат тоже будет отличный! Можно сделать также бабочку таким способом .
Пластилинография Занятия пластилинографией сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельное творчество научат детей создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут поставить на стол, повесить на стену, преподнести своим близким и друзьям. Работу в технике пластилинографии необходимо начинать с трехлетнего возраста, используя самые простые приемы (придавливание) . Пример, картина с бабочкой на стекле (фоторамка) .
М етод обратной аппликации Выполняется на пластиковых крышках одноразовых контейнеров для пищи, от сметаны, в обратном порядке. Существует несколько видов обратной аппликации : - с выкладыванием контура из тонких жгутиков пластилина - мозаичная аппликация (катаются мелкие шарики из пластилина и затем выкладываются по рисунку. без прорисовывания контура ( налепы по рисунку ) . - размазывание пластилина (эффект рисования гуашью) .
Работа проводится следующим образом: Подготавливаются шаблоны для работы (картинки небольших размеров в соответствии с размером крышки, они прикрепляются к крышке маленькими кусочками пластилина, чтобы не сдвигалась картинка. Работа в обратном порядке заключается в том, что сначала вылепливаются те детали, которые в простой аппликации делаются в последнюю очередь (например, зрачки-белок глаза- фон) . Данный способ лепки эффективен для развития у детей логического мышления .
Спасибо за внимание!